Договор поставки (работа 13)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Курсовая работа

ТЕМА 4.

Договор поставки

МИНСК 2000

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие, содержание и порядок заключения договора поставки

2.Исполнение договора поставки и ответственность сторон.

3.Особенность поставки товаров для государственных нужд

    Стороны в договоре поставки. Заключение договора поставки.

    Содержание договора поставки.

    Исполнение договора поставки.

    Ответственность поставщика и покупателя за неисполнение договора поставки.

ВВЕДЕНИЕ

Договор поставки является одной из разновидностей договора ку­пли – продажи и выделился в законодательстве в отдельный правовой институт недавно по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века он был вы­делен в российском праве в отдельный вид договора и на то время прак­тически не имел аналогов. Иногда его называют предпринимательской или торговой куплей-продажей.

С самого зарождения этот институт использовался преимущест­венно для регулирования отношений государства с частными ли­цами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это явилось следствием того, в середине 18 века в Российской Империи господствовал монархический строй правления, для которого характерна приоритетность интересов государства перед частными интересами. Так, в Своде законов гражданским общим положениям о поставке было по­священо всего восемь статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) – более 240.1 Всё вышеупомянутое имеет прямое отношение и для Белоруссии, так как с 18 века её история (как и история её права) неразрывно связана с Российской Империей.

Так, был предопределён высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственной власти в нормирование отношений по поставкам, которые проявлялись до самого недавнего времни. С началом строительства социализма в СССР планово – регулирующее воздействие государства на отношения по поставке продолжало расти и сфера автономии воли сторон договора сужалась. И лишь в последние десятилетие ХХ века наметился переход к рыночной организации экономики и, как следствие, кардинальные изменения в правовом поле, регулирующем отношения по поставке. Поставка, в новом Гражданском кодексе РБ, стала приобретать обычные черты нормального договора частного права, все больше сближаясь с традиционной куплей-продажей. По сравнению со Сводом законов, в действующем ГК гражданскую поставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.

Следует отметить, что на данном этапе развития отечественного права наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного) на отношения сторон договора поставки, что, на мой взгляд, недопустимо. Это может выражаться в конкретных действиях государственных органов либо влияние на договор поставки и отношения его сторон некоторых нормативных актов, в частности из области налогообложения, что в конечном итоге отразится именно на конечном покупателе, то есть на нас с вами - на потребителе.

Живым примером может послужить «грустная» история одной сделки между двумя фирмами-белорусской и украинской, которые заключили договор поставки, предметом которого являлось «банальное» подсолнечное масло. Стоимость сделки составляла 45 миллионов денаминированных белорусских рублей; над сделкой работали 13 человек на протяжении полугода (только с белорусской стороны). Результат оказался плачевным – украинская фирма с огромными усилиями сошла в «ноль», а вот белорусской фирме, к сожалению, пришлось закрыться. А причиной послужили, как оказалось, законные действия налоговых, таможенных органов и других контрольных органов, а также нескольких государственных предприятий, которым закон вообще «неписан». И даже многократные обращения в суд не дали никакого результата. А самое интересное, на мой взгляд, что по рассказу главного бухгалтера «неудачливой» белорусской фирмы – это была единственная сделка, которую решили провести в полном соответствии с «буквой» закона, то есть ничего не нарушать и не утаивать. И я уверен, что этот пример далеко непоследний, к сожалению.

Остаётся только сделать выводы о «государстве» в котором мы живём и пытаемся работать.

ПОНЯТИЕ

Договором поставки называется договор, по которому поставщик-продавец, осущест­вляющий коммерческую (предпринимательскую) деятельность, обязуется передать (продать) в обусловленный срок (сроки) производимые (закупаемые) им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельно­сти или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием, а покупатель обязуется принять эти товары и упла­тить за них определенную сумму (цену).

Договор поставки является по правовой природе двусторонним, консенсуальным, взаимным и возмездным. Он не относится к числу публичных договоров, но в некоторых случаях (например, поставка для государственных нужд), его заключение для поставщика обязательно.

В течение длительного времени поставка рассматривалась как само­стоятельный тип договора, так как являлась плановой куплей-про­дажей и определялась плановым актом. Но с 1991 г. законо­датель отнес поставку к разновидности договора купли-про­дажи.

    Договор купли-продажи и договор поставки влекут пере­ход права собственности, других вещных прав на передаваемую вещь.

    С 1991 г. договор поставки перестал быть плановым.

    Сторонами в договоре поставки могли быть как юридиче­ские лица, так и физические лица (предприниматели).

И все же договор поставки обладает своей спецификой. Признаки, присущие договору поставки:

- Предметом договора поставки могут быть любые не изъятые из оборота вещи. В большинстве случаев эти вещи определяются родовыми призна­ками, однако закон не препятствует и продаже индивидуально-определённых вещей. Статья 476 ГК РБ ограничивает предмет договора поставки товарами, которые производятся или закупаются поставщиком. А как же быть в тех случаях, когда право собственности на товар приобреталось другими способами (перевод долга, в результате переработки, правоприемства, при реорганизации юридического лица и другими), к тому же поставщик может вообще не обладать правом собственности (или иным вещным правом) на товар. На мой взгляд это пробел в ГК, допушенный законодателем. Хотя Закон РБ «О поставках товаров для государственных нужд» определяет "товары" как: продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, а также работы и услуги и неопределяет спасоба приобретения права собственности. Из этого следует, что положение ст. 476 ГК РБ следует трактовать расширительно.

- Условие о цене применительно к договору поставки Гражданским кодексом не регламентировано. Следовательно, в силу общих положений о купле-продаже цена не отностится к существенным условиям этого договора. Цена договора обычно согласуется его сторонами, а цены на отдельные виды товаров устанавливаются и регулируются государством (в частности на раздичного рода социально-значимые товары). Здесь следует отметить, что в настоящий момент государство имеет гораздо больше «рычагов» влияния на цену в договоре поставки.

- Договор поставки устанавливает длительные по времени от­ношения, а это влечет то, что исполнение договора по­ставки в большинстве случаев производится по частям в обусловленные сроки; а на момент заключения договора поставщик может и не располагать товарами для поставки (то есть предметом договора). Срок является существенным условием договора поставки – это следует из содержания ст.476 ГК РБ. Срок поставки может быть определён различно, например, путём указания конкретной даты (конкретного дня, месяца, квартала) либо периодов поставки в течение срока действия договора. Сроки исполнения обязательства поставки можно считать обусловленными и тога, когда в договоре отсутствуют конкретные сроки передачи товара, но определён срок действия договора. В этом случае в соответствии со ст.480 ГК РБ передача товара может быть осуществлена в разумный срок в пределах действия договора.

- Сторонами в договоре поставки могут быть физические и юридические лица. Как правило, юридические лица – предприятия-товаропроизводители, оптово-посреднические фирмы и т.д. и т.п. Физические лица – граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица. Общее то, что они осуществляют предпринимательскую деятельность.

Поставщиком всегда выступает лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, однако некоммерческие организации также могут овыступать в качестве стороны договора поставки, но в рамках коммерческой деятельности, соответствующей их уставным целям и необходимой для их достижения (ч.2 п.3 ст.46 ГК РБ).

Покупателями тоже в большинстве являются юридические лица. Хозяйственные связи между постав­щиками и покупателями могут устанавливаться:

    На основе прямых договоров между ними;

    Путем централизованных закупок продукции, товаров орга­низациями материально-технического обеспечения;

    С помощью оптово-посреднических фирм.

Таким образом, договорные связи могут быть с участием промежу­точных звеньев и без участия промежуточных звеньев. В первом случае – простая связь, во втором – сложная.

В зависимости от основания возникновения договорных отношений по поставкам различают:

    поставки, основанные только на соглашении между постав­щиком и покупателем;

    поставки, которые имеют своим основанием совокупность юридических фактов в виде договора и заказа товаров на поставку для государственных нужд.

- Целью приобретения товара является его использование в предпринимательской деятельности;

- Договором поставки опосредуются гражданско-правовые от­ношения, которые регулируются другими договорами (мены, аренды, возмездного оказания услуг, подряда).

От договора мены договор поставки отличается тем, что обя­занности поставщика передать вещь в собственность противостоит обязанность покупателя выплатить определенную сумму, а не това­ров в натуре, как в договоре мены. По договору аренды имущество передается во временное владение и пользование либо во временное пользование, то есть не влечет права собственности на имущество. Дого­вор поставки отличается от договора возмездного оказания услуг тем, что встречной обязанностью по договору возмездного оказания услуг служит не оплата, а встречное действие. Договор подряда опо­средует передачу заказчику выполненной работы, а также сам про­цесс, в то время, как по договору поставки процесс создания товара находится за пределами его регулирования.

Содержание договора поставки – совокупность условий, которые определяют взаимодействие продавца и покупателя, а также другие условия с учетом специфики.

Обязанности продавца заключаются в передаче товара покупателю со всеми необходимыми принадлежностями и документами, в согласованном количестве, ассортименте и комплекте (комплектности), установленного качества, свободным от прав третьих лиц, в надлежащей упаковке и (или) таре. Все эти условия желательно установить непосредственно в договоре для недопущения возможных конфликтов в будущем.

Обязанность передать товары покупателю осуществляется путём отгрузки их покупателю (или лицу, указанному в договоре в качестве получателя) либо путём предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика (

Договор поставки может быть заключен как на поставку уже имеющегося товара, так и на тот, который будет поставлен в буду­щем. Если иное не установлено договором поставки, поставщик должен передать принадлежности и документы. По ст.476 по дого­вору поставки подлежат передаче товары, производимые и закупае­мые поставщиком. По Положению количество предусмотрено в со­ответствующих единицах изменения или в денежном выражении, кроме того путем установления в договоре порядка определения ко­личества товара. Ассортимент, количество, комплектность опреде­ляются в соответствии с правилами статей 435, 437, 448 ГК.

Стороны должны определить сроки поставки. Ст.476 ГК – если договор предусматривает поставку товара отдельными пар­тиями и сроки поставки таких партий не определены, то поставка должна осуществляться равномерными партиями ежемесячно. Но законодательством может быть предусмотрен другой порядок по­ставки товаров. Могут быть предусмотрены и промежуточные сроки в виде графика поставки товаров (декадные, суточные, часовые сроки).

В отличие от Постановления ГК цену товара не относит к существенным условиям договора поставки  некоторые специаль­ные правила о цене товара. Цена определяется соглашением сторон. Можно пересматривать цену в процессе договора. Положение – та­кой пересмотр возможен, но должна учитываться стоимость на мо­мент заключения договора и на момент передачи товара.

Заключение договора поставки товаров предусмотрено правилами §3 главы 30 ГК, главой 19 Закона "О предприятиях в РБ", и Поста­новлением "О поставках товаров в РБ". По ст.70 Закона "О предпри­ятиях" отношения предприятия с другими предприятиями строятся на основе договоров, один из которых – договор поставки. Закон ис­ходит из того, что предприятие свободно в выборе контрагента и других условий хозяйственных взаимоотношений, реализует свою продукцию по самостоятельно установленным (договорным) или ре­гулируемым государством ценам  т.н. коммерческий договор по­ставки, именно он наиболее схож с договором купли-продажи..

По п.4 Положения о поставках существенными условиями договора поставки являются:

    наименование товара;

    количество;

    цена.

При отсутствии их договор поставки считается недействительным. В соответствии с новым ГК существенным условием является срок по­ставки. Положение  заключая договор поставки, стороны должны договориться о предмете договора, о порядке расчетов и цене то­вара, о порядке поставки товара, о транспорте, доставляющем товар, о требованиях к таре и упаковке, о сроке действия договора, о по­рядке изменения и расторжения договора, об имущественной ответ­ственности сторон договора.

Нигде нет норм о форме договора поставки. Не урегулирован в новом ГК и вопрос о форме оговора поставки в целом. К договору поставки в отношении формы должна применяться ст.162 ГК "Сделки, совершаемые в простой письменной форме"  поэтому договор поставки, как правило, письменный, кроме случаев, когда одна из сторон – гражданин-предприниматель, а сумма договора не превышает 10 МЗП. Порядок заключения договора поставки товаров обычный (глава 28 ГК).

Ст.447 – особенность заключения договора поставки: в слу­чае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, которая предложила заключить договор и получила от другой сто­роны предложение о согласовании условий, обязана в течение 30 дней принять меры по согласованию соответствующих условий до­говора или сторона может в этот же срок письменно уведомить дру­гую сторону об отказе от заключения договора. Ст.477 – сторона, получившая предложение о согласовании условий, но не принявшая мер и не сообщившая об отказе другой стороне, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора поставки.

П.4 Положения – в договоре поставки должен быть отражен предмет договора; п.6 – предметом договора поставки могут быть любые вещи, за исключением единых имущественных комплексов, а также зданий, сооружений, иного недвижимого имущества, энерге­тических и других ресурсов, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть. Не являются предметом договора по­ставки такие объекты гражданских прав, как ценные бумаги и ва­люта.

Договор поставки может быть заключен на поставку товара, уже имеющегося в наличии у поставщика в момент заключения до­говора, а также товара, который будет создан или приобретен в бу­дущем. Поставщик обязан передать вместе с товаром его принад­лежности, а также относящиеся к товару документы, если договором не установлено иное. Ст.476 – по договору поставки подлежат пере­даче покупателю товары, производимые или закупаемые поставщи­ком (некоторые толкуют расширительно – "товары, оказавшиеся у поставщика и по иным основаниям").

4. Исполнить договор поставки – поставить товар надлежа­щего качества в определенные сроки в определенном количестве. Нарушение сроков поставки может состоять в недопоставке и непо­ставке вообще. Ч.3 ст.481 ГК – покупатель вправе, уведомив по­ставщика, отказаться от принятия товара, поставка которого просро­чена, но договором может быть предусмотрено иное. Товар, кото­рый отправлен поставщиком, несмотря на просрочку, покупатель обязан принять. Тот товар, который отправлен до получения уве­домления об отказе, покупатель должен принять и оплатить. По ст.484 недопоставка товара в отдельном периоде подлежит воспол­нению в следующем периоде в пределах срока договора, если иное не предусмотрено договором.

Если товар поставлен в большем количестве, то покупатель должен взять товар на хранение и известить поставщика. Поставщик должен распорядиться таким товаром. Если в установленный срок поставщик не распорядится, то покупатель вправе продать его или вернуть за счет поставщика. Если товар не соответствует ассорти­менту, то покупатель вправе отказаться или, если уплатил, вправе требовать деньги и неустойку (убытки).

Товар принят, если покупатель в установленный срок не со­общает об отказе от товара. Если покупатель отказывается от по­ставки такого товара, то поставщик должен допоставить надлежа­щий товар в ассортименте, который определен сторонами. Если со­глашения нет, то допоставка производится в ассортименте, преду­смотренном договором на соответствующую поставку. Поставка то­вара одного наименования в большом количестве не засчитывается в покрытие другого товара, хотя бы он и входил в ассортимент. По ст.482 если такая поставка производится с предварительного согла­сия покупателя, то недопоставка не возмещается в следующем пе­риоде.

Основная обязанность поставщика – передать товар, а поку­пателя – принять товар. ГК устанавливает эти обязанности следую­щим образом: передать товар покупателю значит соблюсти требова­ния, относящиеся к срокам и другим условиям договора поставки. В соответствии с п.3 ст.478 досрочная поставка может производиться только с согласия покупателя. Такое согласие может быть прямо предусмотрено в договоре поставки либо дается на каждый досроч­ный случай поставки товаров (ст.478). Товары, поставленные дос­рочно и принятые покупателем, засчитываются в счет того количе­ства товаров, которое подлежит поставке в следующем периоде. По­ставка осуществляется стороне в договоре – покупателю, но если до­говором предусмотрено право покупателя давать поставщику указа­ния об отгрузке или передаче товара покупателю, то отгрузка либо передача товаров производится именно указанному получателю (транзитная поставка). Транзитная поставка товаров должна осуще­ствляться в соответствии с отгрузочной разнарядкой. В ней должны содержаться данные о получателе, о количестве подлежащих от­грузке в его адрес товаров, о сроках и другая информация, которую стороны сочли необходимым указать в этом документе. Договор должен предусматривать срок, в который отгрузочная разнарядка должна быть передана поставщику. Если этот срок не предусмотрен, то она должна быть отправлена поставщику не позднее, чем за 30 дней до наступления периода поставки (ст.479). Последствия пре­доставления отгрузочной разнарядки в этот срок – поставщик вправе отказаться от исполнения или потребовать от покупателя оплаты то­варов. Если поставщику этим причинены убытки, он вправе требо­вать их возмещения покупателем.

Порядок доставки определяется сторонами при заключении договора. Если договор поставки не определяет вид транспорта и условия доставки, то право выбора принадлежит поставщику. Риск данных пробелов в договоре возлагается на покупателя. Если по­ставщик выбирает более дорогой транспорт, чем предполагаемый в договоре, то риск возлагается на него. Требовать возмещения убыт­ков (дополнительных расходов) он может, если докажет, что его вина в выборе более дорогого транспорта отсутствует, он был вы­нужден отступить от договора или действовал в интересах покупа­теля.

В договоре может быть предусмотрено, что получать товары покупатель будет в месте нахождения поставщика. Это выборка то­варов, подлежащих поставке. Должен быть предусмотрен ее срок, а если нет, то по ст.480 – в разумный срок после получения уведомле­ния о готовности товаров.

По правилу п.1 ст.483 ГК покупатель и получатель должны совершить все необходимые действия, которые обеспечивают при­нятие товаров, поставленных в соответствии с договором. В числе этих действий – и осмотр покупателем доставленного товара в опре­деленный срок. Сроки приемки определены "Положением о приемке товаров по количеству и качеству". Основные правила данного По­ложения сводятся к следующему – при приемке товара от перевоз­чика покупатель должен проверить:

    исправность транспортного средства и тарного места, нали­чие на них пломб отправления и места отправления и про­верить оттиски на пломбах;

    соответствие наименования товара и транспортной марки­ровки на нем данным, содержащимся о нем в сопроводитель­ных транспортных документах;

    осмотреть товар;

    принять от перевозчика товар по количеству мест и весу.

Если будут установлены отступления при производстве данных дей­ствий, то покупатель вправе потребовать от перевозчика сделать от­метку на товарно-транспортной накладной, требовать от перевоз­чика составления акта, если установлены повреждения, порча товара или несоответствие товаров данным по накладной – коммерческий акт.

Положение о приемке  покупатель вправе производить приемку по количеству и качеству самостоятельно. Если выявлена недостача или ненадлежащее качество, то надо вызвать представителя постав­щика для составления двустороннего акта. Такое уведомление должно быть направлено в суточный срок, а если товар скоропортя­щийся – немедленно. Если представитель не явился в установлен­ный срок и не получен ответа на вызов, то проверка количества то­вара производится с участием представителя другого юридического лица (например, государственного контролирующего органа). Про­верка качества в этом случае должна производиться с участием представителя государственных органов, осуществляющих контроль за качеством товаров, участием испытательной лаборатории и т.д. Если юридическое лицо отказалось выделить представителя или его вообще нет, то к приемке по количеству привлекается компетентный представитель местного органа управления и самоуправления. Если он отказался, то с участием компетентного представителя общест­венной организации юридического лица-покупателя. Если такая ор­ганизация отсутствует у юридического лица и поставщик дал добро на одностороннюю приемку товара, то приемка производится поку­пателем самостоятельно. Представитель для приемки должен иметь надлежаще оформленное разовое удостоверение.

Положение о приемке  покупателем может быть произведена вы­борочная проверка качества и количества товара или его части с распространением его результатов на всю партию, если это преду­смотрено законодательством, договором поставки или нормативно-технической документацией.

В случае обнаружения при приемке недостачи товара или его ненад­лежащего качества покупатель должен приостановить приемку, принять меры по обеспечению сохранности товара, по предотвра­щению его смешения с иным однородным товаром, вызвать для дальнейшей приемки представителя поставщика или иного незаин­тересованного представителя и оформить факт недостачи актом.

Если между поставщиком и покупателем возникли разногласия по характеру выявленных дефектов, об их причинах, то для их опреде­ления покупатель обязан пригласить эксперта или представителя компетентной организации.

Акт приемки утверждается руководителем юридического лица-по­купателя или предпринимателем не позже следующего дня после со­ставления акта. Положение о поставках товаров п.48 предусматри­вает, что товар передан покупателю в момент:

    вручения ему товара или вручения получателю;

    предоставления товара в распоряжение покупателя, если то­вар подлежит передаче в месте нахождения поставщика;

    сдачи товара перевозчику или организации связи для дос­тавки покупателю.

Покупатель должен известить поставщика о нарушении ус­ловий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектно­сти, таре и упаковке.

Положение о поставках обязывает покупателя при выявлении в ходе приемки фактов хищения на сумму свыше 50 МЗП не позднее 3-дневного срока сообщить об этом в правоохранительные органы и направить им соответствующие документы.

Покупатель должен в 10-дневный срок выслать поставщику утвержденный руководителем покупателя акт приемки товара по количеству и качеству.

Стороны в договоре поставки вправе в одностороннем по­рядке отказаться от его исполнения при наличии оснований в виде существенного нарушения договора поставки. По ст.493 ГК нару­шение договора поставки поставщиком считается существенным:

    в случае поставки им товара ненадлежащего качества с не­достатками, которые невозможно устранить в приемлемый для покупателя срок;

    в случае неоднократного нарушения сроков поставки (2 и более раз).

Нарушение существенное, если неоднократно нарушен срок оплаты или имела место неоднократная невыборка товаров.

5. Ст.572 ГК – в случае неисполнения или ненадлежащего исполне­ния обязательств стороны несут ответственность независимо от вины. Они освобождаются от ответственности, если докажут, что надлежащее исполнение договора поставки стало невозможным вследствие непреодолимой силы. Формы имущественной ответст­венности:

    уплата неустойки;

    возмещение причиненных убытков.

О взыскании неустойки речь идет только в ст.481 (за недопоставку либо просрочку поставки товаров)  возможно применение как за­конной, так и договорной неустойки. Взыскание неустойки воз­можно и за другие нарушения договора (Положение о поставках то­варов в РБ)  штрафная неустойка подлежит взысканию лишь в случае поставки товара ненадлежащего качества или некомплект­ного товара, за другие нарушения – зачетная неустойка.

Ст.491 – правило: неустойка за недопоставку либо просрочку по­ставки взыскивается с поставщика до фактического исполнения обя­зательства, но в пределах его обязанности допоставить товар  дис­позитивное правило (если договором не предусмотрено иное).

За недопоставку либо просрочку поставки – 10% стоимости недопо­ставленного и непоставленного товара, 10% – за нарушение ассор­тимента. Некомплектный, некачественный товар – 25%. Если по­ставщик быстро заменит некачественный товар либо устранит де­фекты в срок, установленный сторонами, то не уплачивает неус­тойку. Указ от 20 мая 1998 г. №268 "О повышении конкурентоспо­собности продукции белорусского производства и об усилении от­ветственности изготовителей..." – за реализацию продукции, не со­ответствующей требованиям стандартов налагается штраф на юри­дических лиц, предпринимателей в размере стоимости реализован­ной продукции (если стоимость не определена, то до 500 МЗП).

Ст.477, 479 ГК – возмещение убытков, ст.494 – исчисление убытков при расторжении договора поставки. Статья предусматривает 3 ва­рианта порядка подсчета убытков:

    Когда покупатель приобрел в разумный срок подлежавший поставке товар у другого лица, но при этом цена оказалась выше договорной – поставщик обязан компенсировать покупа­телю разницу между уплаченной и договорной ценами (упла­ченная цена должна быть разумной).

    Покупатель допустил нарушения – поставщик в разумный срок продал товар по меньшей цене другому покупателю. Ком­пенсируется разница в ценах.

    Договор поставки расторгнут, а новая сделка не заключена. Но на товар существует текущая цена, предмет требования – разница между договорной и текущей ценой.

Текущая цена – цена, которая взимается обычно при сравнимых об­стоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна была про­исходить передача товара. Если текущая цена не существует, то мо­жет быть использована цена, которая применяется в другой местно­сти, при условии, что эта местность может служить разумной заме­ной (подлежат вычету те транспортные расходы, которые необхо­димы на доставку в соответствующую местность).

ПОСТАВКА ТОВАРОВ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

П.1 ст.495 ГК – государственными нуждами признаются потребно­сти РБ или административно-территориальной единицы в товарах, которые предназначены для реализации различного рода задач. Эти потребители обеспечиваются, как правило, за счет средств бюджета или внебюджетных источников финансирования. Договор поставки товаров для государственных нужд является разновидностью дого­вора поставки, а поэтому признаки полностью соответствуют. Та специальная цель, которая стоит перед этим договором, и те специ­альные источники финансирования предопределили необходимость применительно к поставкам товаров для государственных нужд ус­тановить особый режим.

Одна из особенностей – использование государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд.

Ст.496 ГК – по гос. контракту на поставку товаров для государст­венных нужд поставщик обязуется передать товары госзаказчику либо по его указанию иному лицу, а госзаказчик обязуется обеспе­чить оплату поставленных товаров. Госзаказчик выполняет двойную функцию: выступает непосредственно в роли покупателя либо опре­деляет, кто в этой роли будет выступать. Во втором случае постав­щик обязан заключить с таким покупателем договор поставки това­ров для государственных нужд.

Правовое регулирование:

    ГК главы 30, §4.

    Закон "О поставке товаров для государственных нужд" от 24.11.1993 г.

    Постановление СМ от 13.06.1994 г. "О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд".

    Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд.

    Постановление СМ от 19.01.1993 г. №27 "Об ответственности предприятий..." ).

Приоритетом пользуются в регулировании статьи §4 главы 30 ГК; если ГК эти отношения не регулирует, то закон, постановления СМ, другие нормативные акты, затем общие положения о договоре ку­пли-продажи, а также применяются правила о договоре поставки то­варов (§3 главы 30 ГК).

Одна из сторон – госзаказчик (утверждается либо постановлением СМ, либо исполкома местного совета)  в их качестве могут быть юридические лица, предприниматели. Выбирают на конкурсной ос­нове. Госзаказчик указывает условия конкурса (цель и предмет; тех­нические, экономические и иные характеристики заказываемого то­вара, начальная стоимость, сроки его выполнения и т.д.). Участники предоставляют свои предложения, которые рассматриваются экс­пертной комиссией, которая определяет победителя (в месячный срок заключается договор). Если поставщик впоследствии укло­нится, то спор рассматривается хозяйственным судом. Поставщики-монополисты не вправе необоснованно отказываться от заключения такого контракта, если уклоняется – штраф в размере стоимости. Порядок заключения контракта "Положением..." определен для слу­чаев заключения контракта с монополистами. Общий порядок за­ключения установлен ГК. Основанием для заключения гос. кон­тракта служит заказ от госзаказчика. Ст.497 – с момента принятия заказа поставщиком заключение гос. контракта является обязатель­ным, если это установлено законом. Необходимо, чтобы госзаказчик взял на себя обязанность возместить убытки, которые могут возник­нуть в ходе выполнения контракта. Такие убытки возмещаются ме­сячный срок с момента передачи товара по контракту. Если убытки не возмещаются, то поставщик вправе отказаться от выполнения гос. контракта и потребовать возмещения убытков, причиненных рас­торжением. Убытки должен возместить госзаказчик.

ГК предусматривает, что только для поставщиков казенных пред­приятий правила о возмещении не применяются. П.4 ст.497 – при размещении заказа по конкурсу заключение контракта с победите­лем для госзаказчика является обязательным. Порядок заключения контрактов без конкурса урегулирован ст. 498. Проект контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику (но по договору может быть и наоборот). Другая сторона должна не позд­нее месячного срока подписать проект и возвратить 1 экземпляр. Если у стороны возникнут свои предложения, составляется протокол разногласий или сторона может отказаться от заключения гос. кон­тракта. Сторона, которая получила протокол разногласий, должна в течение 30 дней принять меры к решению и сообщить о своих выво­дах другой стороне. Если протокол отклонен либо истек 30-дневный срок, неурегулированные разногласия могут быть переданы в 30-дневный срок на рассмотрение суда. Если гос. контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, то гос. контракт должен быть заключен с победителем в течение 20 дней (для моно­полиста также 20 дней).

Если сторона, для которой заключение обязательно, уклоняется, то другая сторона вправе обратиться в суд о понуждении выполнения. Ст.501 ГК – исполнения гос. контракта осуществляется в соответст­вии с правилами исполнения договора поставки товаров.

В случаях, предусмотренных законодательством, гос. заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров. В этом слу­чае он должен возместить стороне убытки. Если отказ от приемки товаров повлек расторжение или изменение договора поставки това­ров для государственных нужд, то убытки покупателя возмещаются госзаказчиком.

Гос. контрактом может быть предусмотрено, что в качестве покупа­теля будет выступать указанное лицо. П.1 ст.499 – в 30-дневный срок со дня подписания гос. контракта направить поставщику и по­купателю от госзаказчика извещения о прикреплении покупателя к поставщику, являющееся основанием для заключения соответст­вующего договора. Ст.500 – покупатель вправе отказаться полно­стью или частично от товаров, указанных в извещении, и от дого­вора поставки. Поставщик обязан немедленно сообщить это госза­казчику и потребовать прикрепления к другому покупателю. В 30-дневный срок – либо новый покупатель, либо направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием покупателя.

Порядок заключения определен ст.499 ГК. Пунктом 12 закона уста­новлена ответственность за неисполнение государственного кон­тракта. Декретом от 4.08.1997 №14 установлено применение к по­ставщику экономических санкций в размере стоимости непостав­ленной или недопоставленной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Источники правового регулирования:

    ГК 1998 г.

    Закон "О предприятиях в РБ" от 14.12.1990 г.

    Закон "О стандартизации" от 5.09.1995 г.

    Положение о поставках товаров в РБ (утверждено постановлением СМ РБ № 444 от 8.07.1996 г.)

    Положение о приемке товаров по количеству и качеству (утверждено постановлением СМ РБ № ? от 26.04.1996 г.)

1 Исаченко В.Л., Исаченко В.В. Обязательства по договорам. Опыт практического комментария русских гражданских законов. СПб.,1914