Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг

Оглавление

Введение

1. История развития фальшивомонетчества и организации борьбы с фальсификацией денежных знаков и ценных бумаг

1.1 История развития и фальсификации ценных бумаг в России

2. Характеристика современного фальшивомонетчества

2.1 Экономическая характеристика фальшивомонетничества

2.2 Уголовно-правовая характеристика изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг

2.3 Проблемы квалификации изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Российская Федерация заявляет себя как полноправный член мирового сообщества и в связи с этим ее правовая система ориентируется на те изменения, которые происходят в сфере международных отношений и в том числе в сфере международного права. Конституция РФ 1993г. закрепила норму, согласно которой "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Актуальность данной темы определяется в следующем:

Опасность вреда, причиняемого фальшивомонетничеством денежной системе, признается всеми государствами. Поэтому в уголовном праве всех стран содержались законы, сурово карающие подделку денежных знаков. Слово "фальшивомонетничество" происходит от лат. falsus — "ложный, неверный, поддельный" и moneta — критерий, стандарт). Термин "фальшивомонетничество" в УК РФ не применяется, но является рабочим в юридической литературе.

Цель исследования заключается в комплексном уголовно-правовом исследовании понятия изготовления или сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере применения уголовного законодательства, отнесения деяния к преступным и ограничения от смежных правонарушений. Предмет исследования составляют: нормы, предусмотренные ст. 186 УК РФ; нормы других отраслей права, в том, числе смежных с уголовным; научные публикации по исследуемым вопросам; практика органов Российской Федерации.

Основными задачами будут являться: уголовно-правовой анализ понятия изготовления или сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации; выявление пробелов, которые имеют место в изготовления или сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации; исследование проблем изготовления или сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.

В качестве источников будут использованы работы Гаухмана Л.Д., Дурманова Н. Д., Кибальника А.Г., Конюшкина И.В, Кудрявцева В.Н., Ларичевой В.Д., Максимова С.В. Соломоненко И. Г., Солопанова Ю. В., Плешакова A.M., Шаталова А.М. и другие.

Научную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, действующие уголовное законодательство, нормы гражданского права, при написании работы использовались руководящие постановления Пленумов Верховных судов Российской Федерации, относящиеся к рассматриваемой проблеме.

1. История развития фальшивомонетчества и организации борьбы с фальсификацией денежных знаков и ценных бумаг

1.1 История развития и фальсификации ценных бумаг в России

Изучение фальшивомонетничества показывает, что содержание этой преступной деятельности связано с развитием финансовых инструментов. Один из предметов этого преступления — ценные бумаги. В силу ряда объективных причин развитие эмиссии и подделки ценных бумаг требует отдельного рассмотрения.

История российского кредита, удостоверенного ценной бумагой, берет начало с середины XVIII века. Выпуск по инициативе графа Шувалова в 1769г. бумажных ассигнаций для хождения наравне с металлическими деньгами можно рассматривать как форму внутреннего заимствования.

Первый внешний заем, был реализован через банкирский дом из Амстердама "Гопе a Kg". Под 5% Россия заняла 7,5 млн. гульденов в Голландии и I млн. пиастров в Генуе.

В последующие годы операции с ценными бумагами проводились очень активно. Сумма займов 65 русских городов в 1913 i составляла 444,6 млн. руб.

В 20-х — начале 30-х гг. была проведена кредитная реформа, заложившая основы дошедшей до 90-х гг. кредитно-денежной системы Советского Союза Предпосылками реформы были.

— во-первых, проходившая индустриализация и возникшая необходимость централизации всех финансовых и денежных ресурсов народного хозяйства, усиление перераспределительных функций кредитной системы,

— во-вторых, стремление государства форсировать социально-экономические преобразования в стране, завершить переход к регулированию всех отраслей и сфер экономики;

— в-третьих, господствовавшие представления об отмирании товарного производства при социализме, о перерождении кредита в централизованное плановое финансирование

С переходом к НЭПу возникла необходимость восстановления системы кредита и перевода на эту систему государственных предприятий и частного предпринимательства. Впоследствии устанавливается централизованный порядок изготовления ценных бумаг, выпускавшихся в то время промышленными предприятиями, обществами и товариществами.

С завершением НЭПа коммерческий кредит был окончательно ликвидирован. В результате в СССР сложились две основные формы советского кредита — банковский и государственный.

При банковском кредите государство являлось преимущественно кредитором, предоставляя ссуды государственным предприятиям и организациям, колхозам, кооперативным организациям и населению. В отношениях по государственному кредиту государство выступало заемщиком, привлекая главным образом сбережения населения в централизованный государственный фонд, который используется для финансирования народного хозяйства через бюджет.

Государственный кредит в СССР имел два основных вида государственные займы и сберегательное дело. Ценные бумаги как документ, подтверждающий кредитно-денежные отношения, представляли преимущественно облигации и векселя. Государственные займы оформлялись выпуском государственных ценных бумаг — облигаций, а кредитные отношения по вкладам в сберегательные кассы удостоверялись ценными бумагами сберегательных касс (сберегательная книжка, аккредитив, чеки владельцев текущего счета).

Первые выпуски ценных бумаг в 1991—1995 гг. осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативно-правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка. Большая часть так называемых ценных бумаг по существу таковыми не являлись.

В соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ, ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Одним из главных элементов в системе юридических характеристик ценной бумаги является наличие в ней обязательных реквизитов. Совокупность экономических, юридических и технических характеристик документа и обусловливает его оценку как ценной бумаги. В начале 90-х гг. до 45% циркулирующих на российском рынке акций не имело права на существование; 15% из них представляли собой прямую подделку, около 25% находились в обращении сверх зарегистрированной эмиссионной квоты. Кроме того, треть акций, если их можно таковыми назвать, вообще нигде не были зарегистрированы.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО, ОФЗ) были самой высокодоходной ценной бумагой. Вторичный рынок ГКО-ОФЗ активно функционировал, что позволяло держателям этих бумаг не только получать гарантированную прибыль, но и совершать спекулятивные операции.

В 1996 г Россия получила мировой кредитный рейтинг, дающий статус суверенного заемщика, который позволяет выпускать на международный кредитный рынок государственные облигации. В связи, с чем ценные бумаги дополнились еще одним видом — еврооблигацией. Такая же возможность появилась у российских региональных и местных властей. Получение кредитного рейтинга также означает, что на международный финансовый рынок могут выходить и российские корпоративные облигации

По фактам хищений с использованием чеков "Россия" возбуждено 57 уголовных дел, ущерб, причиненный экономике, составил 26 млрд. руб.

Анализ материалов, отражающих характеристики преступности в сфере финансово-кредитных отношений, свидетельствует о постепенном смещении центра криминализации в область взаиморасчетов с использованием ценных бумаг. Преступные группировки активно осваивают формирующийся фондовый рынок. С появлением почти забытого в России финансового инструмента — векселя, способною в определенной степени решить проблему неплатежей, появились и новые виды экономических преступлений. Предметом последних выступают ценные бумаги и те денежные или материальные средства, которые можно получить по ним. Для этого используются различные пути. Один из них заключается в изготовлении с использованием современных компьютерных технологий точной копии бланка векселя и заполнении его самими преступниками в соответствии с имеющимся образцом.

Только одна преступная группа, участников которой задержали в 1996 г., посредством фальшивых векселей незаконно получила 200 млрл. руб. По словам начальника Департамента ценных бумаг и финансового рынка Минфина России Беллы Златкис, в 1996 г. находились в обороте поддельные векселя Минфина на сумму почти 7 млн. руб..

В ряде случаев преступники добывают подлинные бланки векселей, в которые вносят фиктивные записи, заверяя их поддельными печатями

Продолжая преступную деятельность, один из участников преступной группы прибыл в г. Дятьково на ОАО "Дятьковский хрусталь", где под видом представителя ТОО "Арко" г. Брянска — Хохлова заключил фиктивный договор поставки продукции с администрацией ОАО "Дятьковский хрусталь" на сумму 800 млн. неденоминированных рублей. Согласно условиям договора оплата за данную продукцию должна была произойти через 15 дней после ее отпуска. На основании заключенного договора поставки другой участник преступной группы, предъявив поддельные доверенности ТОО "Арко" на имя Хохлова, рукописный текст в которых выполнил собственноручно, со складов ОАО "Дятьковский хрусталь" по распоряжениям на отгрузку и пропускам на вывоз продукции вывез хрустальные изделия. Затем он, выдав себя за Хохлова, по телефону договорился с администрацией ОАО "Дятьковский хрусталь" о том, что в качестве платежа за продукцию им будут предоставлены векселя финансового управления Брянской области.

Оформив привезенные векселя, работники ОАО "Дятьковский хрусталь" отвезли их в АО "Брянскэнерго" в счет погашения задолженности предприятия за электророэиергию. Однако через некоторое время из областной администрации сообщили, что векселя поддельные.

Таким образом, наряду с мошенническим хищением чужого имущества, изготовлением в целях сбыта и сбытом поддельных государственных ценных бумаг (векселей) в крупном размере участники организованной группы совершили преступление, предусмотренное ст. 186 ч.3 УК РФ.

2. Характеристика современного фальшивомонетчества

2.1 Экономическая характеристика фальшивомонетничества

Исследование фальшивомонетничества требует изучения, наряду с другими факторами, экономической стороны проблемы. Установлено, что около 5% уголовных дел, возбужденных по фактам фальшивомонетничества в период с начала 60-х гг. по настоящее время, осуществлялось фактически в отношении подделки печатной продукции, не являющейся предметом преступления (очевидные подделки, имитация денежных знаков, лотерейные билеты). Поэтому для понимания экономической сущности фальшивомонетничества необходимо рассмотреть роль денежных знаков и ценных бумаг в экономической деятельности.

Современная денежная система России характеризуется:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

2)отказом от бумажных денег в виде казначейских билетов и переходом к неразменным на золото кредитным деньгам — банкнотам;

3) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

4) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с особой значимостью соблюдения в рыночной экономике основополагающего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота;

5) возросшей значимостью доверия населения к денежным знакам и ценным бумагам.

С переменами в экономике структура денежной массы.

Для уяснения роли ценных бумаг как составляющей денежной массы в современной экономике России, как и при анализе денежных знаков, важно установить выполняемые ими функции. В зависимости от места финансового и фондового рынка в системе общественного воспроизводства ценные бумаги выполняют функции:

• средств удостоверения имущественных и обязательственных прав (акции и их сертификаты, облигации, коносаменты);

• средств расчета (чеки, ваучеры, казначейские обязательства);

• орудий товарного кредита (вексель);

• средств покрытия дефицита государственного бюджета, инструментов проведения денежно — кредитной политики (ГКО, ОГЗ);

• форм более полной реализации функций других ценных бумаг (купоны, ордера, варранты);

• средств покрытия дефицитов местных бюджетов и финансирования региональных инвестиционных программ (облигации муниципальных займов);

Из анализа перечисленных выше основных функций ценных бумаг следует, что они выполняют:

    денежно-распорядительные функции;

    товаро-распорядительные функции;

    капитало-распорядительные функции.

По экономической характеристике ценные бумаги — это специфическая экономическая форма, которая:

— отражает денежные, заемные обязательственные отношения между участниками финансового рынка, одной стороной в этих отношениях может являться государство;

— самостоятельно обращается на рынке и потому имеет собственный курс;

— обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности.

Все ученые, рассматривавшие проблему фальшивомонетничества, в общих чертах отмечали в качестве негативных последствий данной преступной деятельности экономический ущерб. Необходимость рассмотрения проблемы ущерба от фальшивомонетничества в настоящее время обусловлена новыми экономическими условиями и особенностями функционирования денежных знаков и ценных бумаг в России.

Инфляция — экономическое явление особого рода, так как всегда и везде представляет собой денежный феномен. Если признать, что инфляция имеет дело не только с изменением количества денежных знаков, но и с тем, что создает подобную ситуацию, то теория инфляции становится многогранной.

Экономическая практика свидетельствует о прямом воздействии на инфляционные процессы не только количественных, но и качественных характеристик денежных знаков и ценных бумаг. Денежные знаки и ценные бумаги, находясь в обращении, выступают особым товаром финансового рынка. Как и всякий товар, денежные знаки и ценные бумаги имеют свои потребительские свойства, важнейшим из которых является подлинность. Наличие в обращении фальшивых денежных знаков снижает доверие к данной денежной единице или ценной бумаге.

Фальшивомонетничество— один из факторов инициации инфляции. По данным проведенных опросов, 41% лип, занимающихся розничной торговлей в частном порядке, закладывают в цену товара и предполагаемый урон от принятия к оплате фальшивого денежного знака, 20% делают это в качестве компенсации за уже принятую к оплате фальшивку, 39% уклонились от ответа. Лица, торгующие в не принадлежащих им торговых заведениях, показали, что в случае обнаружения фальшивки в выручке, в 70% случаев ущерб компенсируется за счет работника, непосредственно принявшего её к оплате, в 30% случаев — коллективно; владелец предприятия никогда не возмещает ущерб.

Ценные бумаги представляют собой связующее звено между общественными, политическими, государственными интересами с одной стороны, и совокупностью экономических отношений и связей в обществе, с другой. К примеру, общественно значимые явления и события в обществе (негативная информация, связанная с появлением подделок ценных бумаг) воздействуют на курсы ценных бумаг (в первую очередь — биржевых), а те — на функционирование экономики. Особая чувствительность финансового рынка к появлению фальшивых ценных бумаг объясняется тем, что для дестабилизации данного финансового института достаточно появления хотя бы одного экземпляра фальсификата. Поэтому фальшивомонетничество можно отнести к одной из угроз экономической безопасности России.

Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608. "О Государственной стратегии экономической безопасности РФ" государственная стратегия экономической безопасности РФ признана составной частью национальной безопасности РФ. Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Определены угрозы экономической безопасности. К ним относятся: увеличение имущественной дифференциации населения и повышения уровня бедности, рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. Определены критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

Указом Президента № 730 от 16.07.1997 года "О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России" определен комплекс мер по обеспечению надежности функционирования института ценных бумаг. Поскольку фальшивомонетничество составляет безусловную угрозу для инструментов фондового рынка, возрастает, и значение борьбы с этим явлением как одной из форм реализации мер по обеспечению надежности рынка ценных бумаг.

Фальшивомонетничество частично выполняет функцию криминального перераспределения национального богатства. Прямой вред от реализации такой функции заключается в том, что реальные элементы ВВП (товары, услуги) обмениваются на "денежные" знаки, пустые по своему содержанию. В случае фальсификации ценных бумаг государственного займа возникают заемные денежные обязательства государства перед ложным инвестором.

Отсюда следует, что ущерб от фальшивомонетничества имеет многоплановую характеристику. Он имеет социальный, политический, финансовый, хозяйственный аспект, а именно: упущенная выгода за неполученную прибыль от неосуществленной эмиссии; снижение доверия к денежным знакам на внутреннем рынке (одна из причин возникновения параллельной денежной системы в России, выраженная в долларизации экономики); дискредитация органов государственного управления и правоохранительных органов России; способствование росту инфляции, вызывающей социальное напряжение в обществе и долгосрочные криминальные последствия, и многое другое.

2.2 Уголовно-правовая характеристика изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг

фальшивомонетничество поддельный деньги преступление

Фальшивомонетничество признается тяжким преступлением в России. Строгие наказания за фальсификацию денежных знаков установлены и в большинстве зарубежных стран мира.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, является общественные отношения, обеспечивающие право на эмиссию и обращение денег и ценных бумаг только уполномоченными на то органами и субъектами экономических отношений. Фальшивомонетничество посягает на установленный порядок:

    эмиссии и обращения российских денег (банковских билетов и металлической монеты Центрального Банка Российской Федерации);

    выпуска и обращения государственных ценных бумаг,

    выпуска и обращения других российских ценных бумаг,

    эмиссии другими государствами своей национальной валюты либо группой государств — международной валюты, например, "евро" и обращения их на территории России;

    выпуска ценных бумаг в иностранной валюте и обращения их на территории России

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (п.2 ст.4), монополия на осуществление эмиссии наличных деист и организацию их обращения принадлежит Банку России

Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Ею является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага — это, прежде всего документ. Под документом, в соответствии с законодательством, понимается информационная запись, содержащая сведения о фактах, имеющих гражданско-правовое значение, и выполненная на материальном (бумажном) носителе, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования. В то же время ст. 149 ГК РФ выделяет ценные бумаги в бездокументарной форме, фиксация прав по которым осуществляется с помощью средств электронно-вычислительной техники либо иным образом лицом, получившим специальную лицензию

Таким образом, ценная бумага должна обладать еще одним важным качеством - оборотоспособностью. Для этого она должна быть приспособлена к передаче (свойство передаваемости), т.е. документ должен обеспечивать возможность оформления факта изменения субъекта имущественного права. Это может быть осуществлено либо путем физической (фактической) передачи ценной бумаги в руки нового владельца, либо, в силу п.2 ст. 142 ГК РФ, путем закрепления прав в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

От ценных бумаг необходимо отличать документы, на первый взгляд, сходные с ценными бумагами, но не являющиеся таковыми в силу фактической неспособности к обороту воплощаемых ими прав. Так, владелец квитанции о принятии вещей, например, в химчистку может передать ее другому лицу. Однако она дает лишь право на получение вещи, но не на изменение собственника и не на получение эквивалента стоимости. Владельцы таких документов (квитанции ломбарда, проездные билеты и т.п.) преследуют конкретную цель — обладать тем правом, которое закреплено в них: получить кредит, доехать до станции назначения и т. п..

Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Порядок выпуска и обращения этих ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 22.04.96 г. "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 11.03.97 г "О переводном и простом векселе", другими законами о ценных бумагах.

Порядок обращения национальной валюты иностранного государства либо международной валюты группы государств, например, "евро", а также ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации регулируется Законом РФ от 9.10.92 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" с последующими изменениями и дополнениями.

Таким образом, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг негативно влияет на устойчивость государственных денег и эффективное регулирование денежного обращения.

Этот вред причиняется не только в результате изготовления или сбыта российских денег и ценных бумаг, но и иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Последние имеют хождение в Российской Федерации, могут обмениваться на российские деньги и ценные бумаги и таким образом влиять на денежное обращение в России.

Помимо этого вред причиняется и общественный отношениям, обеспечивающим имущественные интересы потенциальных добросовестных приобретателей поддельных денег или ценных бумаг.

"Предмет преступления" — это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений".

Предметом фальшивомонетничества являются:

    находящиеся в обращении банковские билеты и металлическая монета, выпущенные Центральным банком Российской Федерации;

    государственные ценные бумаги;

    другие (негосударственные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации;

    иностранная валюта;

    ценные бумаги в иностранной валюте.

Среди ценных бумаг, перечисленных в ст. 143 ГК РФ, прямо названы лишь два вида государственных ценных бумаг — государственная облигация и приватизационные ценные бумаги.

Государственная облигация удостоверяет внесение владельцем денежных средств и подтверждает обязательство государства выплатить ему номинальную стоимость этой Ценной бумаги и доходов в виде фиксированной процентной ставки или выигрыша.

Ко второй группе государственных облигаций, определяющих взаимоотношения правительства, с одной стороны, и юридических лиц — с другой, относятся облигации Государственного внутреннего 5%-го займа, Государственного Российского республиканского внутреннего 5%-го займа.

Приватизационные чеки — ценные бумаги целевого назначения, имевшие номинальную стоимость в рублях, предоставляющие право их владельцам оплачивать полностью или частично стоимость объекта приватизации. Юридическая природа приватизационных чеков, хотя они и включены ст. 143 ГК РФ в число государственных ценных бумаг, остается не до конца ясной. Приватизационные чеки не в полной мере обладают свойствами государственной ценной бумаги. В частности, они непосредственно не дают права их обладателям на получение от эмитента характерных для государственной ценной бумаги номинальной стоимости и определенного дохода.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О государственном внутреннем долге Российской федерации", одной из форм государственного долга являлись государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации, а также выпускавшиеся Правительством. Были выпущены:

    государственные казначейские обязательства — вид размещаемых среди населения ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение один раз в год по купонам этого обязательства дохода в определенном размере в течение всего срока владения этими ценными бумагами, а также их нарицательной стоимости;

    золотые сертификаты — письменные свидетельства казначейства, удостоверяющие право держателей (физических и юридических лиц) на получение ежеквартального дохода в виде установленной ставки, а при погашении — стоимости в рублях, исходя из средней цены золота на момент погашения; казначейские векселя, удостоверяющие безусловное денежное обязательство Министерства финансов Российской Федерации уплатить до наступления срока определенную сумму денег его владельцу. Операции по погашению казначейских векселей производил Центральный банк России по поручению Министерства финансов. В отличие от других видов государственных ценных бумаг, вексель характеризуется абстрактностью и бесспорностью. Абстрактность векселя заключается в том, что он сохраняет свою силу независимо от конкретных обстоятельств, с которыми связана его выдача. Вексельное обязательство бесспорно, так как государство не может поставить платеж в зависимость от наступления какого-либо события;

    государственные краткосрочные бескупонные обязательства (ГКО) — вид ценной бумаги на предъявителя, включающей в себя совокупность обязательств по выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России в порядке и на условиях, установленных нормативными актами;

    сертификаты Сбербанка РФ — письменные свидетельства кредитного учреждения о вкладе денежных сбережений, удостоверяющие право владельца на получение дифференцированного дохода в зависимости от продолжительности хранения, а по истечении установленного срока — суммы вклада.

Помимо названных, к государственным ценным относят и долговые товарные обязательства, должником по которым в силу Федерального закона РФ от 1.06.95 г. "О государственных долговых товарных обязательствах" является Россия.

Квалификация изготовления или сбыта этих ценных бумаг по ст. 186 УК РФ является спорной, поскольку это фактически не связано с посягательством на денежное обращение. Как представляется, более обоснованной уголовно-правовой оценкой подделки названных ценных бумаг является ее квалификация:

    как подделки документа (ст. 327 УК РФ);

    при наличии цели получения неправомерной выгоды — как мошенничества либо причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статьи 159, 165 УК РФ)

Помимо рассмотренных, существуют производные ценные бумаги, к которым относятся обратимые облигации (облигации, которые спустя определенное время могут быть обменены па акции), обратимые привилегированные акции (привилегированные акции, которые в некоторый период времени обмениваются на обыкновенные акции). Специальные ценные бумаги банков и некоторые другие.

Отдельную разновидность производных фондовых ценностей представляют права и обязанности, вытекающие из опционных контрактов, т.е. договоров, в соответствии с которыми одна из сторон приобретает возможность купить или продать некоторые ценные бумаги по фиксированной цене в будущем, а другая — обеспечить реализацию указанного права.

Является ли юридически значимый документ ценной бумагой или нет, определяется законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке. Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) вправе классифицировать бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством России;

Международным соглашением от 20 апреля 1929 г. (Женевское соглашение) установлено, что ответственность за изготовление фальшивых денежных знаков должна в равной мере распространяться на фальсификацию как национальной денежной единицы, так и иностранной валюты, независимо от территории, где совершается преступление. Странами-участниками соглашения, в том числе Россией, приняты обязательства вести борьбу с фальшивомонетничеством на основе принципов, обеспечивающих единство действий всех государств в изобличении и преследовании фальсификаторов.

Поэтому обязанность защиты иностранной валюты от подделки вытекает не только из того, что она негативно влияет на денежное обращение в России, но и в связи с принятием Россией (в силу правопреемственности) закрепленных Международной конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков обязательств РФ по борьбе с подделкой не только национальной валюты, но и валюты других государств (металлической монеты, бумажных денег, в том числе банковских билетов), имеющей хождение в силу закона.

Фальшивый денежный знак или ценная бумага должны содержать все главные их реквизиты, а именно, сходный носитель информации, наименование и обозначение на обеих сторонах прописью и цифрами номинальной стоимости этих предметов. То есть изготовление фальсификата состоит в создании предметного изображения на должном физическом носителе внешне схожего с Подлинными денежными знаками или ценными бумагами. Значение степени сходства фальшивых денежных знаков и ценных бумаг с подлинниками до определенного времени вызывало разные мнения. Так, что степень сходства поддельных денег с настоящими не имеет значения.

Так, в апреле 1997 г. в Рязани обнаружено множество фальшивых 100-долларовых банкнот: фактура бумаги, точность рисунка били практически идентичны оригиналу и проходили машинный контроль. Фальшивку выдало увеличение размера по длине на 2 мм. Поэтому для признания факта фальшивомонетничества необязательно, чтобы поддельные денежные знаки или ценные бумаги имели неопровержимое, без специального анализа, сходство с подлинными.

Вторая форма объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ - сбыт указанных предметов.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ (пункт 5 постановления №1 от 17 апреля 2001 г.) сбыт фальшивых денежных знаков и ценных бумаг выражается:

    в использовании их в качестве средства платежа при оплате товара или услуги;

    в размене;

    в дарении;

    даче взаймы;

    в продаже;

    совершении иных подобных действий.

Не могут рассматриваться как сбыт действия обладателя фальшивых денежных знаков или ценных бумаг, представляющие собой различные формы избавления от них: выбрасывание, сожжение, оставление без надзора.

Фальшивомонетничество является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, а при сбыте выпущена в обращение хотя бы одна подделка, независимо от числа подготовленных для сбыта.

Исходя из положений ч. 2 ст. 24 УК РФ в редакции Федерального закона № 92 от 25 июня 1998 года ("деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса"), можно утверждать, что субъективная сторона фальшивомонетничества заключается в умышленной форме вины. Как известно, Уголовный закон формулирует признаки различных видов умысла в ст. 25 УК РФ.

Однако фальшивоментничество - преступление с формальным составом, считающееся оконченным при совершении любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 186 УК РФ деяний.

Поэтому можно утверждать, что совершение фальшивомонетничества возможно только с прямым умыслом по отношению к деянию, собственно и составляющему фальшивомонетничество.

Возможность совершения фальшивомонетничества с косвенным умыслом противоречила бы презумпции вменяемости лица, достигшего возраста уголовной ответственности. Действительно, допущение виновным совершения им самим какого-либо действия свидетельствовало бы о том, что лицо не вполне руководит своими действиями. Как известно. Уголовный закон исходит из предположения о том, что любое лицо, достигшее возраста ответственности, понимает фактический характер своих действий и руководит ими, пока не доказано обратное. Следовательно, деяние при акте фальшивомонетничества (как и любом другом преступлении с формальным составом) совершается только с прямым умыслом.

Субъективная сторона специальной целью сбыта. Лицо должно сознавать, что

    изготавливает фальшивые денежные знаки или ценные бумаги с целью их выпуска в обращение (сбыта),

    сбывает фальшивые денежные знаки или ценные бумаги и желает сделать это.

Умысел виновного включает в себя осознание фактического содержания и общественной опасности совершаемых действий, направленности их на изготовление или сбыт фальшивых денежных знаков либо ценных бумаг.

Признаками субъекта фальшивомонетничества, согласно предписаниям ст.ст. 19 и 20 УК РФ является физическое лицо, вменяемость и достижение возраста 16 лет.

Квалифицирующими обстоятельствами фальшивомонетничества (ч. 2 ст. 186 УК РФ) являются изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в крупном размере.

Таким образом, с привлечением капитала из других криминальных сфер организуется изготовление и широкий сбыт фальшивых денежных знаков, вербуются посредники, подбираются на определенных условиях оптовые покупатели, организующие, в конечном счете, их ввод в обращение.

2.3 Проблемы квалификации изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг

Особенность преступной деятельности фальшивомонетчиков в последние годы состоит в том, что оно не является как прежде изолированным деянием. Изготовление фальшивых денежных знаков и ценных бумаг в 75% современных случаев совершается одновременно с другими преступлениями и правонарушениями и, прежде всего, такими преступлениями как контрабанда (ст. 188 УК).

Довольно часто одновременно с фальшивомонетничеством совершается и мошенничество (ст. 159 УК), подделка документов (ст. 327 УК).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" (в ред. от 17 апреля 2001 г. № 1) незаконное приобретение лицом чужого имущества с использованием поддельных денег или ценных бумаг в качестве средств платежа охватывается составом ст. 186 УК и дополнительной квалификации статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг можно условно разделить на два вида: а) сбыт поддельных денег или ценных бумаг, имеющих существенное сходство по форме, размеру, цвету другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами; б) сбыт поддельных денег или ценных бумаг, явно не соответствующих подлинным, что исключает их участие в обращении.

Незаконное изготовление поддельных денежных знаков и ценных бумаг есть состав формальный. Статья 186 УК не принимает в расчет возможные последствия преступления. Они не имеют значения для квалификации этого преступления, которое признается оконченным с момента изготовления или сбыта поддельных денежных денег и ценных бумаг. Под сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг понимается использование их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п. Объективно такое использование всегда выражается в завладении преступником имуществом юридического или физического лица. Следовательно, причинение имущественного ущерба является неизбежным последствием данного деяния. Если указанные лица, не зная, что полученные ими денежные знаки или ценные бумаги являются поддельными, используют их для расчетов с другими лицами, имущественный ущерб будет причинен тому лицу, которое обнаружит поддельные знаки в своем владении, если невозможно установить, от кого они к нему поступили.

Названные последствия не включены в диспозицию ст. 186 УК и не находят отражения при квалификации такого преступления. Вряд ли это справедливо по отношению к лицам, чьи имущественные интересы нарушены указанным преступлением.

Завладение чужим имуществом с использованием поддельных денежных знаков или ценных бумаг в качестве средства платежа совершается путем его противоправного безвозмездного изъятия и обращения в пользу виновного путем введения потерпевшего в заблуждение относительно подлинности даваемых взамен денежных знаков или ценных бумаг, т.е. путем обмана или злоупотребления доверием.

При анализе субъективной стороны сбыта поддельных денежных знаков или ценных бумаг можно сделать вывод, что в основе действий лица, совершающего преступление, предусмотренное ст. 186 УК, в большинстве случаев лежит стремление материально обогатиться за счет имущества юридического или физического лица, которому он сбывает поддельные денежные знаки или ценные бумаги, что свидетельствует о корыстной направленности его умысла.

Таким образом, лицо, сбывая поддельные денежные знаки или ценные бумаги, нарушает и охраняемые уголовным законом отношения собственности, что выражается:

    в противоправном безвозмездном изъятии и обращении в свою пользу чужого имущества с использованием обмана или злоупотребления доверием;

    в причинении имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества;

    в совершении указанных действий с корыстной целью.

Следовательно, лицо, используя поддельные денежные знаки или ценные бумаги в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже, одним действием совершает фактически два преступления: незаконный сбыт поддельных денежных знаков или ценных бумаг и хищение в форме мошенничества.

Для правильной квалификации его действий необходимо определить, с каким правовым явлением имеет дело правоприменитель: идеальной совокупностью преступлений или конкуренцией норм.

При совокупности преступлений лицо, в соответствии с ч. 1 ст. 17 УК, несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УКРФ.

Если признать содеянное совокупностью преступлений, действия лица по сбыту поддельных денежных знаков или ценных бумаг следует квалифицировать по ст. ст. 159 и 186 УК - если поддельные деньги или ценные бумаги имеют существенное сходство с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами. Если они такого сходства не имеют, действие квалифицируется только по ст. 159 УК.

Однако приведенное выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ предполагает в данном случае конкуренцию норм, так как приобретение виновным чужого имущества охватывается составом ст. 186 УК и дополнительной квалификации, по ст. 159 УК, не требует.

Такая позиция основана на правиле преодоления конкуренции норм, изложенном в ч. 3 ст. 17 УК: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Традиционно общей считается норма, предусматривающая ответственность за определенный крут деяний, а специальной - норма, предусматривающая частные случаи из этого круга. Общая черта норм, находящихся в конкуренции, состоит в том, что они с разной степенью обобщения и с различной полнотой предусматривают признаки одного и того же преступления. При конкуренции общей и специальной норм в составах, которые они содержат, можно выделить одинаковые признаки, при этом специальная норма находится по отношению к общей норме в логическом отношении подчинения.

Учитывая, что ст. 186 УК выступает в качестве специальной нормы по отношению к ст. 159 УК, можно сделать вывод о том, что сбыт поддельных денег или ценных бумаг, имеющих существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами, представляет собой специфический вид мошенничества, момент окончания которого перенесен на более раннюю стадию. Такой вывод вполне обоснованно можно поставить под сомнение в силу того, что составы преступлений, описанные в указанных статьях УК, не соотносятся как родовой и видовой, а представляют самостоятельные преступления, характеризующиеся различными объективными и субъективными признаками.

Основным признаком объективной стороны мошенничества является причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем противоправного безвозмездного изъятия и (или) обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 186 УК, характеризуется изготовлением или сбытом (фактическим пуском в обращение) поддельных денежных знаков или ценных бумаг.

Обязательным признаком субъективной стороны мошенничества выступает корыстная цель, а при изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг лицо может руководствоваться и иными мотивами.

Выбирая из двух возможных вариантов квалификации последствий сбыта поддельных денег или ценных бумаг: по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 и 186 УК, в соответствии с ч. 1 ст. 17 УК, либо сложившийся в судебной практике, основанный на правиле преодоления конкуренции общей и специальной норм, изложенном в ч. 3 ст. 17 УК, возможно, следует отдать предпочтение первому варианту.

Кроме того, следует обратить внимание на несовершенство уголовно правовой конструкции нормы предусмотренной ст. 186 УК РФ. Не вполне понятно, почему законодатель ограничился указание в статье только изготовлением в целях сбыта и сбытом фальшивых денег и ценных бумаг.

Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия по перемещению предметов преступления из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства.

Приобретением поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте надлежит считать их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу.

Все указанные действия должны совершаться в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Заключение

Борьба с фальшивомонетничеством, приобретающим все более угрожающие масштабы, одна из острейших проблем, относимых к числу приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Многолетние наблюдения показывают, что удельный вес фальшивомонетничества в экономических преступлениях составляет 5%.

Криминологические и криминалистические особенности фальшивомонетничества осложняют задачу его предупреждения и раскрытия. Уровень раскрываемости этого преступления колеблется в пределах 13%. При раскрытии фальшивомонетничества необходимо в короткие сроки осуществить комплекс мер по поиску изготовителя или сбытчика, обеспечению доказательственной базы ответственности участников преступной деятельности. Результативность такой работы зависит от своевременности, обоснованности и подготовленности проводимых мероприятий.

Кроме того одна из проблем, недостаток законодательной формулировки преступления.

Несомненно данные характеризующие преступную деятельность, обстановку совершения данного преступления, личность фальшивомонетничества, являются обстоятельствами в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию фальшивомонетничества.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

    Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство "Омега-Л". 2011.- 164с.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1-4 (по сост. На 10 февраля 2009г.). - М. Юрайт-Издат, 2009.- 561с.

    Федеральный закон РФ от 29 12 94 г "Об обязательном экземпляре документов"// СЗ РФ.- 1994. № 23. -Ст. 110.

    Федеральный закон РФ от 20.02.95 г "Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ.-1995.-№2. – Ст.12.

    Федеральный закон РФ от 1.06.95 г. "О государственных долговых товарных обязательствах"// СЗ РФ. 1995, №23. ст. 2171.

    Закон РФ от 9 октября 1992 г "О валютном регулировании и валютном контроле"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45.- ст. 2542.

    Указ Президента № 730 от 16.07.1997 года "О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России"// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.- №29.- Ст.3519.

    Указ Президента Российской федерации от 14 августа 1992 г. № 914 "О приватизационных чеках" //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 35. ст. 2001.

    Постановление Правительства РФ от 10.11.95 г. № 91 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" // СЗ РФ- 1995, №46. ст. 4447.

    Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении условий выпуска внутреннего Государственного валютного облигационного займа" от 15 марта 1993 г. № 222 // Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. 1993, № 12. ст. 1002.

    Постановление Правительства РФ от 10.11.95 г. № 91 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" // СЗ РФ- 1995, №46. ст. 4447.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. № 980 "О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, № 40. ст. 3756.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 321 "О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерства финансов Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994, № 17.

    Постановление Правительства Российской федерации от 8.02. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигации // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993, №7. ст. 567.

    Закона РФ "О государственном внутреннем долге Российской федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993, № 3. ст. 4.

Судебная практика:

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 28 апреля 1994 г. В редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 апреля 2001 г. "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2001.- № 6.- С. 1-2.

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 года "О судебной практике о преступлениях несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4. - С. 9.

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 года "О судебной практике по делам об убийстве"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. - № 31. - С.2.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм"// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 3.- С. 2.

Специальная литература:

    Брегель Э. Я. Денежное обращение и кредит капиталистических стран — М.. Госфинстат, 2005.- 344с.

    Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2008. -270с.

    Коровушкин А. За дальнейшее укрепление денежного обращения в стране // Деньги и кредит. - 2004.- № 2.- С. 15.

    Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. Изд. 2-е. М., 2001. -314с.

    Преступность и правонарушения. Статистический сборник. М. ГИЦ МВД РФ. 2004.- 124с.

    Солопанов Ю. В. Ответственность за фальшивомонетничество. Учебное пособие — М.: Высшая школа МООП РФ, 2003. – 126с.

    Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник/ Под ред. чл. корр. РАЕН Дробозиной Л. А.- М., 2007.- 420 с.