Политические права и свободы человека в Конституции РФ
Содержание
Введение
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
В Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», но на данном этапе развития в России еще только продолжается формирование истинного уважения к человеку и гражданину, а также к его правам и свободам. Проблема прав и свобод человека и гражданина, в том числе и политических, в нашей стране весьма актуальна. Одной из важнейших задач на данном этапе построения демократии в нашей стране, является преодоление такого известного и весьма сложного явления как правовой нигилизм, а также необходимость развития в нашем обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая бы позволила обществу четко ориентироваться в оценке политической и социальной деятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическую грамотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому, что бы каждый гражданин в нашем государстве знал свои права, права других людей, мог в них ориентироваться, и самое главное – мог ими пользоваться в полной мере. И именно в силу этого, я считаю, крайней степени актуально изучение вопросов, касающихся прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В моей работе затронута проблема узкой направленности в области прав и свобод – проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именно эта категория прав и свобод, на мой взгляд, в наибольшей мере показывает реализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа». Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к тому же, в последние годы обострилась такая проблема как пренебрежение граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового нигилизма.
С учётом вышесказанного, я в своей работе постарался раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказал о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод. Объектом исследования данной работы являются права и свободы человека и гражданина в целом, а предметом – политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Источниковую базу составляют различные по юридической силе номативно-правовые акты (международные правовые акты, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, законы Ставропольского края, а также определения Конституционного Суда РФ), монографии, учебники, иные учебные пособия, комментарии к российскому законодательству, а также научные статьи по юриспруденции и политологии, затрагивающие проблему политических прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Главной целью работы я считаю, изучение института прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, в частности политических прав и свобод, а также определение статуса этих прав, рассмотрение механизма и проблем их реализации в нашем государстве.
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Понятие правового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительной в рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». В свою очередь гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это прямая обязанность государства.
Легального определения понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в доктрине Конституционного права под политическими правами в самом общем смысле понимают права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством, и обеспечиваемые им. Т.е., иными словами, политические права - это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические права и свободы являются одними из самых значимых в системе прав и свобод человека, и в Конституции РФ в порядке перечисления они расположены на втором месте вслед за личными правами. Это можно отчасти объяснить тем, что эти права предназначены в первую очередь для категории лиц, имеющих гражданство, т.е. для граждан. «Связь политических прав и свобод с гражданством, однако не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права гражданина демократического государства».1 Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова, свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются государством, вне зависимости от их содержания.2
Политические права и свободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная. В индивидуальном порядке каждый гражданин, например, может реализовать свое право на равный доступ к государственной службе. Но есть и ряд прав, которые носят коллективный характер и которые в порядке индивидуальном реализованы быть не могут, например, право на собрания, демонстрации или на создание политических партий.
Многие авторы, например Баглай М.В., отмечают, что в Конституции РФ политические права носят лишь формально закрепленный характер и при этом не раскрывается их сущность, пределы возможных ограничений (хотя от части таковым является возрастной ценз, который закреплен для всех прав в ст. 60 – «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет»).
Перечень политических прав исчерпывающе составляют следующие права и свободы:
- Избирательные права - право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право);
- Право обращений или петиций - право гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе - право граждан на занятие любой государственной должности;
- Право на участие в отправлении правосудия - предоставляет возможность гражданам быть судьями, присяжными и арбитражными заседателями;
- Свобода ассоциаций - регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов;
- Свобода слова - право человека свободно выражать свои мысли;
- Свобода собраний - право проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также собираться в помещениях;
- Свобода печати и информации - основой данной свободы является право человека искать и получать информацию.
Это основные политические права, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного) права, и все из этих перечисленных прав и свобод закреплены в Конституции Российской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
Как водится, под политическими правами подразумевается перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. В первую очередь, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)1. Часть авторов, в частности М.В. Баглай2 и Е.А. Лукашева3, предлагают относить к политическим правам и свободам свободу убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции), так как данные права выражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам. Данный подход может быть обоснован с точки зрения норм международного права и в частности практики Европейского суда по правам человека, который акцентирует внимание на том, что свобода мысли и мнения, равно как и свобода их выражения имели бы узкую область применения, если бы не было гарантий, обеспечивающих возможность высказать и поделиться своими идеями и убеждениями с другими членами общества. Кстати, в России право человека и гражданина на информацию было закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). И поэтому вполне логично, что это право перекочевало и в Конституцию РФ 1993 года. И как отмечает В.Н. Лопатин, «из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным».4
Что касается вопроса о системе политических прав и свобод человека и гражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе, прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, право петиций.
Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющих систему политических, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний
Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных договоров в Российской Федерации, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека (в том числе и политическим) применяются в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечивается нормами национального права. Основные права и свободы, закрепленные в международно-правовых актах, должны рассматриваться в роли своеобразного критерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.1 Основные политические права и свободы человека, имеющие общепризнанный характер и подлежащие обязательному применению зафиксированы в Международном Билле о правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека (принятой 10.12.1948), Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого 16.12.1966). Политические права и свободы в Международном Билле о правах закреплены в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В Конституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
По территории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо субъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права и свободы делятся по юридической силе:
- Конституция РФ (статьи 30-33).
- Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от 02 июля 2003 г..
- Нормативные правовые акты субъектов РФ, в частности: Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года и др. Среди нормативных правовых актов субъектов РФ высшей юридической силой обладают уставы субъектов и конституции республик, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Стоит сказать, что в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств. В совместном ведении РФ и ее субъектов, согласно п. «б» ч.1. ст.72 Конституции РФ, находятся те же основные вопросы. Это сделано для того, что бы создать определенный общефедеральный стандарт прав и свобод человека, что должно было бы унифицировать конституционно-правовой статус личности на всей территории Российской Федерации. Но на практике этот процесс осуществляется едва ли. Для граждан первостепенное значение имеют права, свободы и обязанности, закрепленные нормативными правовыми актами субъекта РФ на территории которого они проживают. 1
Резюмируя всё вышеизложенное, стоит сказать, что система политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации состоит из широкого перечня этих прав и свобод, который имеет законодательное закрепление в международных нормативных актах, ратифицированных Российской Федерацией и следовательно, носящих общеобязательный характер; в Конституции Российской Федерации (а именно в ст. 30-33), в федеральном законодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральных органов исполнительной власти.
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Вопрос о механизме реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также о проблемах реализации данного механизма, стоит рассматривать не в совокупности политических прав и свобод, составляющей конституционно-правовой статус, а по отдельности, т.е. рассматривая в частном порядке конкретные права и свободы.
- Свобода слова, печати и информации.
Первоосновой свободы печати и информации, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.1 Частью 5 этой же статьи гарантируется свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Данные конституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.) (далее – закон о СМИ) В ст. 1 закона о СМИ установлено, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» содержит норму, согласно которой цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается. Так же не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Настоящая статья раскрывает содержание цензуры применительно к действующему российскому законодательству. По смыслу статьи для признания тех или иных требований разновидностью цензуры они должны отвечать трем условиям. Во-первых, цензура предполагает либо требование предварительно согласовывать сообщения и материалы, либо наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Во-вторых, это требование должно быть адресовано именно к редакции СМИ. В-третьих, подобное требование должно исходить от должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений. Статья отдельно оговаривает случаи, когда требование предварительного согласования сообщений и материалов исходит от должностного лица, являющегося автором или интервьюируемым. Такие требования не признаются цензурой, так как речь идет о праве автора или интервьюируемого.1
Вообще, ситуация в этой области весьма проблематична в нашей стране, недавно довелось видеть в одной из передач центрального телевидения программу известного российского журналиста-международника, где в прямом эфире проходило интервью с генеральным директором одной авторитетной в нашей стране радиостанции, ежедневная аудитория которой в Москве составляет приблизительно 600 тыс. человек и 1,5 млн. в остальных регионах России, так вот гендиректор радио открыто говорил, что контрольный пакет акций принадлежит одной российской госкорпорации, и при этом утверждал, что сей факт никак не влияет на ситуацию с цензурой на его радио. На мой взгляд, данное утверждение является ничем иным, как введением в заблуждение широких масс, т.к. с цензурой в области печати и свободы слова в нашей стране ситуация очень неоднозначная, и всем это известно. В последнее время участились случаи, когда люди за то, что пользовались своим конституционным правом на свободу слова, в частности в блогах в сети Интернет, «получали по рукам», хотя в их изречениях не было ни призывов экстремистского характера, ни иных запрещенных высказываний. По моему мнению, это ещё одна из проблем на современном этапе демократизации нашей страны.
Существует мнение, что уровень демократизации в области свободы слова печати у нас в стране находится на высоком уровне, что например, в отличие от ряда развитых иностранных государств у нас ограничительные акции применяются очень редко. Но, как мне кажется, если смотреть вглубь проблемы, то причины этого факта раскрываются довольно чётко, поскольку цензура в нашей стране, проводится до выхода в печать различных изданий и до выхода в эфир теле- и радиопередач, т.е. ограничительные акции в нашей стране носят предупредительный характер и никак не афишируются, да и изначально нашим СМИ скорее всего дают понять, что можно публиковать, а чего - нельзя
Возрастание объемов информации в современном обществе, в частности в связи с широким использованием компьютерных технологий и сети Интернет, породило развитие правовых отношений в этой области, которые также необходимо регулировать, и в 2006 году в этой в Российской Федерации был принят ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года, который закрепил свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, и, что ограничено данное право может быть только федеральными законами. Данный закон запрещает требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, личной или семейной тайне.
В рамках закрепления свободы на получение информации закон содержит оговорку о необходимости соблюдения государственной тайны. Данное положение определяется и обеспечивается его реализации ФЗ « О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (в ред. от 18.07.2009 г.). Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.
Еще одной проблемой является то, что в региональное законодательство о СМИ из федерального автоматически переходят такие недостатки, как, например, отсутствие реального механизма защиты права на запрос информации и ответственности нарушителей данного права, а точнее, сохранение в законах субъектов федерации механизма защиты права на получение информации, который изначально построен таким образом, чтобы его никто и никогда не смог применить. Имеется в виду ответственность за необоснованный отказ в предоставлении информации и пропуск сроков предоставления информации, то есть об ответственности за нарушение права на информацию.
- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантированная свобода деятельности общественных объединений.
Данное право, по мнению многих ученых, в частности – Ю.А. Дмитриева и К.К. Токмакова, имеет политический характер и является важнейшим институтом государственного права. Но такой вывод весьма не бесспорен, т.к. с данным мнением можно согласиться лишь в том случае, если под «объединением» понимается политическая партия или иное политическое движение. В противном случае данная мысль носит дискуссионный характер по той причине, что в Конституции РФ говорится не о правах граждан на объединение, а о праве каждого, т.е. граждан РФ, иностранцев и апатридов, находящихся на территории страны на законных основаниях. 1 А как упоминалось выше – специфической особенностью политических прав является их непосредственное закрепление только за гражданами РФ. Но данное положение было бы актуально в рамках представленной работы только в том случае, если бы в ней рассматривались политические права граждан, но уже сама тема этой работы ставит задачу рассмотрения политических прав и свобод человека, а, следовательно, не предусматривает строгой привязки наличия политических прав к наличию гражданства у субъектов данных прав. А уже это обстоятельство позволяет лишь обозначить дискуссионность вопроса о том, стоит ли относить право на объединение к политическим правам.
Свобода объединения включает в себя право лица объединять других лиц, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида.
Данные положения были развиты в следующих федеральных законах: ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.; «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. и др.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения (ст. 18, 19 ФЗ «Об общественных объединениях»). Не могут быть признаны субъектами права на объединение, государства, государственные органы и образования и муниципальные образования.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления и право вступать в общественные объединения. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения имеют равные права и обязанности.
В ст. 7-12.2 ФЗ «Об общественных объединениях» установлены организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
С принятием ФЗ «О политических партиях» политические партии были выделены из числа общественных объединений. В соответствии со ст.36 данного закона, политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Но данное положение имеет обратную сторону - ведь гражданин РФ не имеет права на самовыдвижение и ограничивается в части пассивного избирательного права.
Согласно ст. 3 ФЗ «О политических партиях» политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ (при этом не более одного на субъект РФ); в политической партии должно состоять не менее 45 000 членов (а с 1 января 2012 г. - 40 000), при этом более чем в половине субъектов РФ должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов (с 1 января 2012 г. - 400 членов). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов (а с 1 января 2012 г. - 150 членов); руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения в России в зависимости от территориальной сферы деятельности делятся на: общероссийские - осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ; межрегиональные - осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ; региональные - осуществляют деятельность в пределах одного субъекта РФ; местные - осуществляют деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.
Основными принципами деятельности общественных объединений являются принципы: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, при выполнении функций, предусмотренных их уставами.
Согласно российскому законодательству взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Обязательность членства в общественных объединениях без добровольного волеизъявления недопустима1.
В российском законодательстве предусматривается ответственность партий и иных общественных объединений в России, и согласно ему предусматривается три вида санкций: предупреждение, приостановление деятельности, ликвидация по решению суда.2
В случаях выявления фактов нарушения общественным объединением своими действиями закона или устава, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное представление об указанных нарушениях, устанавливающее срок их устранения. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность общественного объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение года такое объединение может быть ликвидировано в судебном порядке.
Согласно ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Государство обязано обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан.1
- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Свобода публичных собраний, митингов, закреплённая ст. 31 Конституции РФ, заключается в праве граждан РФ собираться добровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим, социальным проблемам, защиты своих прав и свобод, обсуждения общественно значимых проблем и путей их разрешения.
Данное положение Конституции получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Стоит сказать, что существует мнение, согласно которому данный Федеральный закон не вполне соответствует современным требованиям юридической техники, т.к. его положения вносят неопределенность в правовое регулирование рассматриваемых правоотношений, что позволяет региональному законодателю трактовать его нормы по собственному усмотрению.1
Также свобода собраний, митингов закреплена в следующих законах: ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. (ст. 54); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г (ст. 60) и в некоторых других.
Порядок проведения публичных мероприятий устанавливают субъекты РФ, местные органы самоуправления, например: Закон Ставропольского края «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ставропольского края» от 14 июля 2005 года; Закон Ставропольского края «О молодежной политике в Ставропольском крае» от 11 апреля 1996 года (в ред. закона СК от 10.10.2000 N 46-кз) и др.
Право на объединение - это субъективное право. Многими авторами оно рассматривается через призму реализации права на создание объединений. Однако с точки зрения конституционного содержания данного права это не есть всё содержание данного права, его содержание также составляют результаты данного права, выражающиеся в создании общественных, религиозных и иных объединений. Т.е. объединение граждан – это основанные на автономии воли сообщества физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.2
Субъектами права мирно собираться могут быть как физические (о чем упоминается выше), так и юридические лица. Государство, государственные органы и учреждения, муниципальные образования могут быть субъектами права на проведение собраний. Согласно ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - ФЗ о собраниях) организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения.
Участниками публичного мероприятия признаются в соответствии со ст. 6 ФЗ О собраниях граждане, члены общественных объединений и религиозных организаций, добровольно участвующие в нем.
Реализация конституционного права граждан на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, согласно ст. 3 ФЗ о собраниях, основана на принципах законности и добровольности участия в публичном мероприятии. Но перечень принципов стоит расширить, и включить такие принципы как: защита прав и свобод человека и гражданина, а также уведомительный характер проведения собраний, митингов и иных общественных мероприятий данного характера. Данные идеи пронизывают всё содержание ФЗ о собраниях.1
В ст. 2 ФЗ о собраниях выделяется пять форм публичных мероприятий: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.
Мирные собрания в закрытых помещениях не требуют уведомления, так же как пикетирования, проводимые одним участником. Для митингов, шествий, демонстраций необходимо подать не менее чем за 10 дней уведомление, а при пикетировании - не менее чем за 3 дня в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (ст. 7 ФЗ о собраниях).
Говоря о порядке проведения публичных мероприятий, стоит выделить 3 типа: разрешительный, уведомительный, явочный. В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ о собраниях запрещается проводить публичное мероприятие без согласования места и времени. ФЗ о собраниях п. 2 ч. 1 ст. 12 предоставляет возможность органу исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления предложить организатору мероприятия изменить его место и время. Если предложение о переносе места и времени мероприятия не является лишь предлогом для его фактического запрета, а проводится в интересах реального согласования целей его участников и третьих лиц, то такое ограничение свободы собраний соответствует конституционно значимым целям и общепризнанным принципам международного права.
Основаниями прекращения публичного мероприятия в соответствии со ст. 16 ФЗ о собраниях являются создание угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором требований ФЗ о собраниях. Умышленное неисполнение организаторами и участниками публичных мероприятий требований органа исполнительной власти о его прекращении ведет к крайней мере - разгону.
В настоящее время в отношении свободы собраний стало возможным делать вывод о переломе ситуации и о наметившихся системных позитивных тенденциях. Основные изменения связаны с закреплением в правоприменительной практике понятия процедуры согласования и с развитием данного механизма на региональном уровне, но успешное прохождение уведомительных процедур не гарантирует спокойного проведения публичного мероприятия. Представители власти в ходе проведения публичного мероприятия высказывают претензии к лозунгам, задерживают представителей «неугодных» организаций. Свежа в памяти история разгона «Марша несогласных» в этом году, когда во время разгона силовиками выступающих, «под гребёнку» попадали даже те, кто просто, что называется, проходил мимо. Впрочем, разгоны «Марша несогласных» стали уже ежегодной традицией по всей стране, начиная с 2006 года, однако в этом году разгон получил наибольший общественный резонанс, и эта тема активно муссировалась во всех СМИ. Хотя, я считаю, что выступления, подобные «Маршу несогласных» являются чистой воды провокацией и направлены на дестабилизацию в обществе, и если действия «несогласных» носят несанкционированный характер, то тогда разгон демонстрации должен иметь место. Но в то же время нельзя допускать перегибов в действиях силовиков, чтобы не нарушались права и свободы ни выступающих, ни других людей.
Среди негативных тенденций можно выделить: заметное изменение регионального законодательства, направленное на выведение массовых и протестных акций, а также мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзор правоохранительных органов и органов юстиции; случаи немотивированных, либо недостаточно мотивированных задержаний до, во время и после публичных мероприятий; неадекватный уровень жестокости и применения насилия при прекращении публичных мероприятий, использование спецсредств против демонстрантов.
Нарушение законодательства со стороны властей и правоохранительных органов практически никогда не влечет за собой адекватного наказания, что позволяет им чувствовать свою безнаказанность.
В своем докладе за 2009 год, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин, отметил, среди прочих вопросов о реализации политических прав и свобод, следующие: «Усилилась тенденция к подмене установленного российским законодательством уведомительного порядка проведения мирных собраний на фактически разрешительный. В правоприменительной практике появилось понятие «несогласованное мероприятие». Следует в этой связи напомнить о том, что уведомительный порядок проведения публичных мероприятий не предполагает возможности «несогласования» органом власти уведомления об их проведении». 1
- Право участвовать в управлении делами государства
Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций являются гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и др.
Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:
- избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- участвовать в референдуме;
- иметь равный доступ к государственной службе, т. е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;
- участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем. 1
- Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
Закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция РФ предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. (далее ФЗ О гарантиях избирательных прав); ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (далее ФЗ о референдуме); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г. и др.
Избирательные права и право на участие в референдуме в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении делами государства
Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица (гражданина) назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению.
При явке на избирательный участок гражданин имеет право проголосовать за любого из выдвинутых кандидатов (список кандидатов). Ранее у граждан имелось право проголосовать против всех, однако с 2006 года граждане РФ лишены его.
Субъектами активного избирательного права являются дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Субъектами пассивного избирательного права являются: гражданин РФ не моложе 35 лет может быть избран Президентом РФ (ч. 2 ст. 81); гражданин, достигший на день голосования 21 года может быть избран депутатом Государственной Думы (ч. 1 ст. 97); граждане не имеющие гражданства иностранного государства или какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; не являющиеся осужденными к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ.
Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо: выборы Президента РФ назначает Совет Федерации; Государственной Думы - Президент РФ; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ назначается постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.
Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно императивные референдумы. Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).
Право на референдум относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ. Особенностью права участвовать в референдуме является то, что инициировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения о его назначении граждане могут только совместно, на коллективной основе участников инициируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума (федеральный, субфедеральный, местный).
Право граждан РФ на референдум состоит из следующих групп прав: 1) право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и его реализации; 2) права, связанные с участием в референдуме; 3) права связанные с реализацией принятого на референдуме решения. По верному замечанию Ю.А. Дмитриева и В.В. Комаровой, «то обстоятельство, что эти этапы не закреплены действующим законодательством, не означает их отсутствия в содержании данного правового института».1
Согласно ФКЗ о референдуме, инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где она образована. Инициатива проведения федерального референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них (ч. 1 ст. 14 ФКЗ о референдуме).
Согласно ст. 6 ФКЗ о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов. Определен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. 2 ФКЗ о референдуме, других федеральных законах, а также в соответствии нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
- Право равного доступа к государственной службе
Не может быть демократического государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу власти.
Равенство доступа к государственной службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г.); военную службу - особый вид федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; правоохранительную службу.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.
По отношению к гражданам, претендующим на занятие определенной должности, законодатель вправе устанавливать особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность исполнять возложенные обязанности1.
- Право участвовать в отправлении правосудия
Роль и возможности граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля за отправлением правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия является их гражданским долгом.
В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В настоящее время основные формы реализации гражданами права на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных и арбитражных заседателей.
Требования к лицам, имеющим право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ о присяжных заседателях) от 20 августа 2004 г, согласно которым присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Статус кандидата в присяжные заседатели гражданин приобретает с момента включения его в соответствующие списки, которые каждые четыре года составляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при участии исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Положения п. 3 ст. 3 ФЗ о присяжных заседателях, устанавливающие, что к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении этого дела судом.
Возможности участия граждан в отправлении правосудия в статусе арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные заседатели, привлекаемые к рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями; при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражных заседателях).
Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречной репутацией, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет. Целью введения института арбитражных заседателей являлось желание без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, что способствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.
- Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
Данное право весьма значимо, в силу того, что оно является одной из возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы власти, что необходимо для достижения баланса во взаимоотношениях личности и государства. Это право является наиболее часто реализуемым в системе политических прав граждан. Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи с участием в политической жизни общества, но и за необходимостью получения определенного набора публичных услуг.1
В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы и органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы - руководителями исправительных учреждений.
Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны следующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.
В соответствии со ст. 10 ФЗ о рассмотрении жалоб каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане имеют «право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это право имеют как граждане, лично и коллективно, так и общественные организации, союзы и т.д. в целях защиты своих прав и интересов. Положения этих статей Конституции еще не конкретизированы ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве субъектов федерации. А на мой взгляд, весьма немаловажно законодательно продолжить и развить данное положение Конституции.
Ещё одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения, так как именно данный институт - одна из существенных форм непосредственного выражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволит гражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.
политический право свобода гражданин
Заключение
В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – что является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Но меня, как и многих людей, имеющих какое-либо отношение к деятельности, связанной с законом и юриспруденцией, не оставляет надежда повышения правовой культуры нашего общества и здесь огромную роль должно играть изучение права, его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина. Изучение этого правового института позволяет развить правовую грамотность, разумно и в полной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогает ускорению становления демократизма в стране, формированию правового государства и гражданского общества внутри страны. Очень важно, что бы все граждане знали основные положения Конституции, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, но зачастую мы стакиваемся с не знанием в этой области у многих юристов. Основы правового воспитания и правовой культуры должны закладываться каждому гражданину на общеобразовательном уровне, особенный упор должен делаться на изучение Конституции и ее основных положений. Ведь знание своих конституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и заложит в сознании людей чувство ответственности и долга перед государством в участии в политической жизни страны.
Помимо всего прочего, изучив механизм реализации политических прав и ознакомившись с проблемами в этой области, я сделал несколько выводов о том, что было бы необходимо сделать для решения этих проблем. В частности, я считаю, что необходимо:
- законодательно закрепить формы правовой ответственности различных структур и должностных лиц за неисполнение права на получение гражданами информации, т.е. за необоснованный отказ от предоставления информации;
- конкретизировать в федеральном законодательстве или законодательстве субъектов федерации положения ст. 33 Конституции об обращениях граждан;
- всесторонне развивать институт гражданской законодательной инициативы как одного из важнейших демократических институтов;
- наиболее конкретно законодательно определить в рамках свободы слова и печати перечень тех областей жизни или тех тем, о которых нельзя упоминать открыто в СМИ или публично оглашать с помощью других информационных источников (в частности - сети Интернет);
- законодательно закрепить формы ответственности правоохранительных органов и местных властей, в случаях нарушения законодательства в области права граждан на собрания и фактах «перегибов» при борьбе с проведением незаконных собраний и манифестаций;
- бороться с законодательным выведением массовых мероприятий, связанных с критикой действий властей под особый надзор правоохранительных органов в регионах;
Решение этих задач, несомненно, поможет решить (хотя бы отчасти) некоторые из проблем в области политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, что конечно же позволит сделать определенные шаги нашего государства к дальнейшей демократизации российского общества и страны в целом.
Список используемых источников:
1. Конституция Российской Федерации
2. Международные акты о правах человека: Сборник документов // Сост. В.А. Карташин, Е.А. Лукашева. ИГ НОРМА-ИНФРА. М, 1999.
3. Всеобщая декларация прав человека
4. Международный Пакт «О гражданских и политических правах»
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
8. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
9. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»
11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
12. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
14. Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»
15. Федеральный закон от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»
16. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
17. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
18. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
19. Федеральный закон от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
20. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
21. Федеральный закон от 20.08.2004 г № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
22. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
23. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
24. Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
25. Федеральный закон » от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 09.02.2009г.)
26. Закон Ставропольского края от 26 июня 2008 года «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае»
27. Закон Ставропольского края от 14 июля 2005 года «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ставропольского края»
28. Закон Ставропольского края от 11 апреля 1996 года (в ред. закона СК от 10.10.2000 N 46-кз) «О молодежной политике в Ставропольском крае»
29. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – Спб.: Юрайт-Издат, 2003.
30. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – 8-е изд, изм. и доп. – М.: Норма, 2009
31. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов, М.: «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2008.
32. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004
33. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (3-е издание, исправленное и дополненное), Садовникова Г.Д., «Юрайт-Издат», 2006.
34. Комментарий к Конституции РФ. Зорькин В.Д., Лазарева Л.В., «ЭКСМО», 2010.
35.Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан РФ: Монография. http://www.twirpx.com/file/257706/
36. Кутафин О.Е.Российский конституционализм. М.: «НОРМА», 2008.
37. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник – М.: ИГ НОРМА-ИНФА-М, 1999.
38. Никулин В.В. «Конституционное право России». Изд. второе перераб. и доп. ТГТУ. 2006.
39. Шувалов Е.В. «Конституционное право РФ: учебно-практическое пособие». МЭСИ. 2006.
40. Бурлакова Р.И. Свобода печати и ее границы в законодательстве России и зарубежных стран. // «Право: Теория и Практика». http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1503/3.html
41. Бычков В.М. Участие граждан в отправлении правосудия.// «Закон и право».2005.№10
42. Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации.// «Законодательство и экономика». 2005 г. №5.
43.Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан.// «Юрист».2007.№5.
44.Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.// «Юрист».2007. №6
45. Грудцына Л.Ю. Конституционно-правовые основы права граждан на участие в управлении делами государства.// www.law-n-life.ru/arch/106_Grudtsyna.doc
46.Гущин В.З. Конституционное право граждан на объединение: пределы надзора.// «Журнал российского права».1997.№10
47. Гущин В.З. Понятие конституционных прав граждан на объединение как категории международной и внутригосударственной. // «Юрист». 1998. №7
48. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве.// «Конституционное и муниципальное право». 2006 г. №11
49. Кожевников О.А. Конституционное право на объединение нуждается в многосмысловом законодательном закреплении.// «Конституционное и муниципальное право». 2007 г. №3.
50. Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.// «Конституционное и муниципальное право». 2006 г. №7.
51. Лукин В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. (Основные положения) // www.gi-kursk.ru/number/2934/actual/001702/
52. Мицкая Е.В. Методологические и историко-правовые основы построения конституционных прав и свобод граждан. // «Современное право». 2007. №5 С.100
53. Никитина Е.Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства. // «Журнал российского права» 2006. №3
54. Нудненко Л.А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия.// «Конституционное и муниципальное право». 2006г. №6.
1Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
2Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – 8-е изд, изм. и доп. – М.: Норма, 2009, С 249
1 Конституция РФ
2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – 8-е изд, изм. и доп. – М.: Норма, 2009, С 250-254
3 Лукашева Е.А. Права человека: Учебник – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1999, С. 90
4 Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.// «Юрист».2007. №6- С. 33-36
1 Мицкая Е.В. Методологические и историко-правовые основы построения конституционных прав и свобод граждан. // «Современное право». 2007. №5 С.100
1 Никитина Е.Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства. // «Журнал российского права» 2006. №3
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – 8-е изд, изм. и доп. – М.: Норма, 2009
1 Бурлакова Р.И. Свобода печати и ее границы в законодательстве России и зарубежных стран. // «Право: Теория и Практика». http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1503/3.html
1 Гущин В.З. Понятие конституционных прав граждан на объединение как категории международной и внутригосударственной. // «Юрист». 1998. №7
1 Постановление от 03.04.1998 № 10-П
2 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность политических партий и иных общественных объединений в российском законодательстве.// «Конституционное и муниципальное право». 2006 г. №11
1 Определение КС РФ от 04.12.2003 № 421-О.
1 Никитина Е.Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства. // «Журнал российского права» 2006. №3
2 Кожевников О.А. Конституционное право на объединение нуждается в многосмысловом законодательном закреплении.// «Конституционное и муниципальное право». 2007 г. №3.
1 Нудненко Л.А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия.// «Конституционное и муниципальное право». 2006г. №6.
1 Лукин В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. (Основные положения) http://www.gi-kursk.ru/number/2934/actual/001702/
1 Грудцына Л.Ю.Конституционно-правовые основы права граждан на участие в управлении делами государства.// www.law-n-life.ru/arch/106_Grudtsyna.doc
1 Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.// «Конституционное и муниципальное право». 2006 г. №7.
1 Определение КС РФ от 21.12.2004 № 460-О
1 Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации.// «Законодательство и экономика». 2005 г. №5.