Гражданско-правовое регулирование и охрана средств индивидуализации товаров
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственный университет управления
Институт государственного управления и права
Специальность: Юриспруденция-030501
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Коммерческое право»
ТЕМА: Гражданско-правовое регулирование и охрана средств индивидуализации товаров
Исполнитель:
Научный руководитель:
Москва 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Правовой режим средств индивидуализации товаров
1.1 Средства индивидуализации товаров – объект исключительных прав
1.2 Товарный знак как средство индивидуализации товаров
Глава 2. Правовая защита средств индивидуализации товаров
2.1 Ответственность за нарушение исключительных прав на средства индивидуализации товаров
2.2 Прекращение правовой охраны и защиты средств индивидуализации товаров
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. – Сегодняшнее развитие мирового рынка и международной торговли в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации способствует возрастающей роли и потребности в средствах индивидуализации товаров и их правовой защиты. Именно наличие средств индивидуализации юридических лиц (производителей) и их продукции (товаров) с функциональным механизмом их правовой защиты, является неотъемлемой составляющей здоровой конкуренции, развития и предоставления товаров и услуг соответствующего качества.
Упущения связанные с несовершенством механизма правовой защиты и недооценка значимости проблемы государством в сфере индивидуализации товаров приводят к ситуации, когда потребительский рынок массово заполняется контрафактной и фальсифицированной продукцией.
Анализ обстановки в сфере защиты прав владельцев товарных знаков (СИТ) и борьбы с подделками товаров показывает, что посягательства на права отечественных и зарубежных правообладателей носят массовый характер. Поступление на российский потребительский рынок все большего количества поддельной некачественной продукции приводит к его дестабилизации, увеличению нелегального оборота материальных и финансовых средств, развитию криминальной составляющей и, как следствие, к ухудшению инвестиционного климата1.
Сегодня нет ни одного человека, который был бы уверен в качестве приобретаемого им товара. Несмотря на то что в Гражданском кодексе заложена ответственность производителя за выпускаемую продукцию, мы до сих пор практически не обладаем необходимой системой реализации этой ответственности.
Пиратство растет пропорционально возрастанию конкурентной значимости товарного знака, который является средством индивидуализации товара, выделяющим его из ряда аналогичной продукции, подразумевая определенный набор качеств, гарантированных производителем. Контрафактная продукция, прикрываясь чужым товарным знаком, подрывает доверие к известному товаропроизводителю, снижается объем реализации его интеллектуального потенциала, поскольку способствует перетоку выручки к недобросовестному конкуренту.
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности России, препятствует ее вступлению в ВТО, поскольку соблюдение принципов и договоренностей в области охраны творческих объектов является необходимым условием функционирования в мировой системе хозяйствования.
Кроме того, низкие себестоимость контрафакта и риск привлечения к уголовной ответственности притягивает в данную сферу ОПГ и ОПС и позволяет им получать колоссальную прибыль. Как следствие недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты.
Интеллектуальное пиратство и фальсификация приняли не только организованный, но и транснациональный характер, сформировался теневой сектор экономики, дискредитируется авторитет отечественных и зарубежных предпринимателей, потребители несут моральные и материальные потери, а зачастую непоправимый ущерб здоровью. Указанные обстоятельства подрывают внешнеэкономический авторитет России, ограничивают приток в страну иностранных инвестиций.
Все вышесказанное подчеркивает значимость данной темы, её особое положение для государственной политики, которая должна подразумевать разработку и оптимизацию правовой конструкции исключительных прав (на товарный знак, средства индивидуализации работ, услуг и др.) их гарантированную правовую защиту.
Целью курсовой работы является выявление существующей проблематики и анализ состояния законодательства, регулирующего данную сферу. Формирование на изученном материале системного вывода и представления по данной теме.
В соответствии с поставленной целью для настоящей курсовой работы определяются следующие задачи:
дать характеристику исключительным правам, определить их происхождение, специфику и сущность;
определить правовой статус средств индивидуализации товаров;
рассмотреть сферу ответственности за нарушение правового режима средств индивидуализации товаров;
выявить существующую проблематику в области правовой охраны средств индивидуализации товаров.
Предметом и нормативной основой настоящей курсовой работы является законодательство, правоприменительная практика РФ и иностранных государств, доктринальные воззрения, действующие международные договоры и проекты таких договоров, относящиеся к области регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности и в области средств индивидуализации товаров.
Объектом исследования являются такие законодательно определённые творческие результаты, как товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также теории их правового режима.
Методологические и теоретические основы курсовой работы (исследования) составляют логический, аналитический, исторический, системно-правовой и сравнительно-правовой методы. В работе использовались категории общей теории права, гражданского материального и гражданского процессуального права. Теоретической основой курсовой работы явились труды таких отечественных исследователей, как Брагинского М.И., Гульбина Ю.Т., Трунцевский Ю.В., Яковлева В.Ф. и др.
Работа строится на общем анализе теоретического материала и подчинена логике правоприменительного процесса.
Глава 1. Правовой режим средств индивидуализации товаров
1.1 Средства индивидуализации товаров – объект исключительных
прав
исключительный право товарный знак индивидуализация
Наиболее важную роль в создании условий для охраны и коммерческого использования достижений человеческого разума играют гражданское право и её подотрасль коммерческое право. Данные направления права оказывают организующее воздействие на отношения по охране и практическому применению результатов интеллектуальной труда.
Исключительные права устанавливают режим использования результата интеллектуального труда, т.е. определяют, кто вправе и кто не вправе применять данный результат. В рамках исключительных прав осуществляется также наделение субъектов права личными неимущественными и имущественными правами, а также устанавливаются способы и формы защиты этих прав2.
В цивилистике одно из центральных, основополагающих мест занимает право собственности. Конструкция этого института принципиально связывает имущество и его владельца, закрепляя за собственником его материальные блага.
Интеллектуальные права установленные ст. 1226 ГК РФ3 на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в частности, товаров призваны выполнять ту же роль, что и право собственности на материальные объекты, но посредством правовой конструкции, имеющей свою специфику в силу особого характера объекта, на который устанавливаются исключительные права. О данных правах говорится в приведенной выше статье ГК РФ, которые выделяют обладателя права из массы других потенциальных собственников. Исключительные права представляются в качестве неимущественных прав на объекты интеллектуального труда и приравненные к ним средства индивидуализации.
Неимущественные права устанавливают лишь принадлежность того или иного субъекта к объекту исключительных прав4.
Понятие «исключительные права» или более широкий вариант «интеллектуальные права» на объекты интеллектуальной деятельности по своей сути соотносится с понятием «права собственности» на материальные объекты. Фактически представляя одинаковые конструкции, их различие состоит в объектной привязке, то есть в первом случае объектом прав является творческий продукт (или средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг), во втором – физический (материально существующий) объект.
Каждый объект материальной собственности в той или иной степени заключает в себе творческую мысль5.
Реализация творческой мысли приводит к образованию в том или ином виде объекта права (результата интеллектуального труда) имеющего свою ценность и собственника, носителя исключительных прав, которые, как и права собственности нуждаются в правовой охране.
Необходимо добавить, что только выраженная творческая мысль в объективной форме становится объектом охраны.
Более того, в определенных случаях выражения творческого решения в объективной форме недостаточно. Необходимо государственное подтверждение появления новой интеллектуальной собственности – государственная регистрация; с учетом положения ст. 1225 ГК РФ, которая прямо устанавливает каким объектам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средства индивидуализации предоставляется правовая охрана. Необходимо подчеркнуть, что СИТ это производная составляющие результата интеллектуальной деятельности, а вернее сказать средство обособления субъекта интеллектуальной деятельности. Иными словами организация создает творческий продукт и обособляет его на рынке от других товаров, в частности, за счет товарного знака. Именно в силу данного положения в законе говорится об отождествлении СИТ с результатом интеллектуального труда.
Возвращаясь к более широкому понятию «интеллектуальные права», включающие в себя исключительные права необходимо еще раз заметить, что оно вполне удачно характеризует принадлежность и сущность результатов (продуктов) интеллектуального творчества. При использовании понятия интеллектуальные права виден характер связи субъекта и объекта. То есть наличие автора (создателя продукта интеллектуальной деятельности) и выраженного в объективной форме результата.
«Автор интеллектуального продукта» и «его обладатель» – не всегда совпадающие понятия. В силу товарного характера объекта интеллектуальной собственности он оборотоспособен и мобилен среди субъектов права, в силу чего может переходить от одного обладателя к другому. Интеллектуальная собственность традиционно причисляется к подотраслям гражданского права, содержащая в себе три института: авторского права, промышленной собственности и охрану так называемых нетрадиционных объектов. Правовые институты интеллектуальной собственности традиционно делятся на субинституты. Одним из таких субинститутов, входящих в институт промышленной собственности, является правовое регулирование средств индивидуализации товаров, работ и услуг, а также их производителей6.
Являясь несомненным объектом промышленной собственности, средства индивидуализации товара (как отмечалось выше) именуются как «приравненные к результатам интеллектуальной деятельности объекты». Доводом служит тезис, что их главная ценность в отличие от произведений науки, литературы и искусства заключена не в них самих, а в содействии созданию здоровой конкурентной среды путем различения предпринимателей и их продукции7.
По мнению В.А. Дозорцева, ценность объекта исключительных прав обусловлена тем, что он имеет эстетическое или информационное содержание8. Прямым следствием информационного содержания является стимулирующее содержание. Информация, содержащаяся в средствах индивидуализации товара, часто носит направленный на стимуляцию потребления характер. Такая информация выбирает определенные социальные слои потребителей, информирует их нужным производителю способом и стимулирует их к потреблению.
Таким образом, средств индивидуализации товаров стали составляющими рыночного производства, а сами продукты интеллектуальной деятельности фактически приобрели черты товара (продукта интеллектуального труда, созданного для функционирования его на рынке).
Как уже было сказано – СИТ относятся к промышленной собственности, объединяющей охрану интеллектуальных объектов товарного производства, что отражено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности9.
Необходимо отметить, что и в настоящее время нельзя сделать однозначный вывод о значении и смысле понятия исключительных прав. Законодательство, используя понятие исключительного права, сводит его содержание к праву на использование произведения и на запрещение его использования другими лицами10.
Согласно известному Толковому словарю В. Даля, понятие "исключительный" означает "особенный", "отдельный", "частный", "составляющий собою исключение, изъятие"11. В этой особенности, представляющей собою исключение или исключительные права, и заключается их смысл. Исключительные права – особая категория прав, присущая только определенным субъектам и регулирующая отношения в сфере специфических объектов. В такой особой, исключительной категории правомочий заключается первое значение термина "исключительные права".
Следует отметить, что выделение исключительных прав в качестве особой категории происходит в противопоставление всем другим видам гражданских прав: вещных, обязательственных, имущественных и неимущественных и т.д.
Исключительные права как особая категория подразумевают не просто наличие прав, которых ни у кого больше нет (практически – у подавляющего большинства), но и, как следствие, особую привилегию правообладателя.
Гораздо объемнее и насыщеннее, чем в законодательстве, понятие исключительных прав раскрывает правовая литература. Ее анализ позволяет трактовать этот термин главным образом как монополизацию прав их обладателем. Подобной точки зрения придерживаются многие авторы. А.П. Сергеев характеризует признак исключительности следующим образом: "Признак исключительности означал (в дореволюционной литературе) прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения...". В современный период "произошло восстановление истинного смысла понятия исключительности авторских прав. Закон признает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий"12.
Таким образом, монополию прав можно рассматривать как второе значение термина "исключительные права". Понятие исключительности прав в смысле монополии образно исключает (от слова "исключительность") правообладателя из круга субъектов, не обладающих такими правами. Исключительные права по своей сути являются абсолютными. По известной конструкции этих прав активному субъекту, правообладателю, противостоит круг пассивных субъектов, обязанных воздерживаться от действий, не согласованных с правообладателем.
Закрепление исключительных прав за субъектом подразумевает его особый, исключительный статус. Так, И.А. Зенин характеризует права как "исключительные по отношению ко всем третьим лицам"13. В более поздней работе этот же автор исключительные права охарактеризовал так: "Авторские, смежные, патентные и т.п. права, будучи исключительными абсолютными правами, обеспечивают их обладателям легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжению ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия"14. Или: "...под исключительными правами понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий с одновременным запретом всем третьим лицам совершения таких действий…"15. В.А. Дозорцев выражает исключительность следующим образом: "Исключительность состоит не в том, что право принадлежит исключительно одному лицу, а в том, что оно закрепляется исключительно за лицом... определенным законом..."16.
Таким образом, следует вывести еще одно значение термина "исключительные права", по сути вытекающее из монополии прав, – особый статус их обладателя. Наличием прав их обладатель исключается из общего числа субъектов права. В этом смысле это права исключительного субъекта, обладающего особыми (исключительными) правами. Указанная трактовка отделяет владеющего субъекта от невладеющих17.
В конце этого пункта следует напомнить, что в литературе часто высказывается мнение о сокращенном составе правомочий исключительных прав. Т.е. предлагается в отношении исключительных прав использовать правомочия использования и распоряжения, не употребляя полномочия владения. Однако распоряжение как материальным объектом, так и правами на нематериальный объект невозможно без владения этим объектом. Ничего не имея, нечем и распоряжаться.
Сам термин "обладатель прав" на объекты интеллектуального творчества говорит о правомочии владения (обладания).
Кроме того, есть ряд материальных объектов, которыми физически трудно либо невозможно владеть: недвижимость, континентальный шельф, воздух, различного рода вклады, паи и др. А вот исходить из правомочий материального права собственности есть смысл. Владение, пользование, распоряжение или обладание, использование и распоряжение – здесь нет серьезной разницы, хотя последняя трактовка все же специфична.
Представляется более целесообразным не вносить противоречия между правовыми массивами, не отдалять конструкции материального права собственности и интеллектуальной собственности. Делать это лучше не из-за тяги к проприетарной концепции, свойственной странам с англосаксонской системой права, а в целях оптимизации конструкции исключительных прав.
1.2 Товарный знак как средство индивидуализации товаров
Наиболее важное значение в предпринимательской деятельности при производстве и продаже товаров, оказании услуг имеют товарные знаки, которые сами могут обладать весьма высокой стоимостью и давать доход при их использовании путем заключения лицензионных договоров. Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания18.
Главная функция товарного знака – отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Если знак зарегистрирован для мебели, он не поможет в выборе зубной пасты. Другая важная функция – рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавший себя товар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли19.
Нормативная правовая база о товарных знаках начала формироваться в середине XIX в. В 1857 г. был принят первый Закон о товарных знаках во Франции, а в 1883 г. было заключено первое международное соглашение, регулирующее отношения по поводу товарных знаков, – Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г.
В 1891 г. было подписано Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, к которому присоединилась и Россия, страны – участницы данного Соглашения образовали Специальный союз по международной регистрации знаков.
В России первым законом о товарных знаках стал Закон 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)", которым товарными знаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде. 20
Современное законодательство о товарных знаках охватывает нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, некоторые другие законодательные акты, в частности Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»21, а также целый ряд подзаконных актов, принятых по большей части Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ.
Наряду с актами внутреннего законодательства важное значение имеют международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а именно уже упомянутые Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г., а также Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г., Сингапурский договор о законах по товарным знакам 1994 г. Последний Российская Федерация ратифицировала в 2009 г. Федеральным законом от 23 мая 2009 г. №98-ФЗ "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам"22.
Товарный знак последние 10 лет является одним из наиболее распространенных средств индивидуализации, требующих процедуры государственной регистрации, причем не только в Российской Федерации, но и в целом в мире. Так, ежегодно растет число регистрируемых Роспатентом товарных знаков, с 2004 г. оно выросло более чем на 30% (в 2004 г. зарегистрировано более 27 тыс. товарных знаков, а в 2008 г. – более 36617) (для сравнения: в 2007 г. – 30724 зарегистрированных товарных знаков) 23.
Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ товарный знак (знак обслуживания) представляет собой обозначение товаров (работ, услуг).
Товарные знаки делятся на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут быть зарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.п.24
Товарные знаки могу быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного гражданина-предпринимателя или юридического лица.
Коллективный товарный знак – это товарный знак, который в соответствие с международным договоров Российской Федерации может быть зарегистрирован в отношении объединения лиц, производящих и (или) реализующих товары, обладающими едиными качественными и иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак используется для маркировки товаров, разрабатываемых, изготавливаемых или реализуемых несколькими предприятиями, экономически связанными между собой, объединившимися для совместного использования этого знака. Лица, входящие в состав объединения, являются равноправными партнерами в отношении использования коллективного товарного знака25.
С момента регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) правообладатель приобретает исключительное право (п. 1 ст. 1232 ГК РФ) на использование товарного знака26.
Именно регистрация товарного знака (средства индивидуализации товара) является юридическим фактом, порождающим правовую охрану, что дает правообладателю законное основание использовать товарный знак и запрещать его использовать другим лицам.
Регистрация подтверждает тот факт, что обозначение соответствует установленным критериям охраноспособности и приобретает статус товарного знака.
Этапы регистрации, предусмотренные ГК РФ, условно можно разделить на три большие группы:
- подача заявки на регистрацию товарного знака;
- экспертиза поданной заявки;
- регистрация в Государственном реестре товарных знаков с выдачей свидетельства на конкретный товарный знак.
Необходимо выделить еще один этап – предварительный, без которого шансы зарегистрировать обозначение будут весьма незначительными. На этом этапе проводится проверка обозначения на «патентную чистоту». Данная проверка включает поиск:
- на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками;
- на тождество и сходство с товарными знаками, поданными на регистрацию и находящимися на экспертизе в Роспатенте.
Необходимость такого поиска связана с тем, что придумать совершенно «чистое» обозначение довольно сложно, поскольку количество разнообразных зарегистрированных товарных знаков огромно. Проверка обозначения поможет существенно сэкономить средства и время (например, если впоследствии, в ходе проведения экспертизы обозначения, выяснится, что существует тождественное или схожее до степени смешения обозначение, в регистрации будет отказано, но оплаченные пошлины при этом не возвращаются).
Подобную проверку можно заказать в Федеральном институте по промышленной собственности (ФИПСе), попытаться провести самостоятельно или обратиться к тем, кто этим занимается профессионально (патентные поверенные, юридические фирмы, оказывающие соответствующие услуги). В любом случае следует помнить, что неправильно проведенный поиск и анализ его результатов могут привести к дополнительным запросам при проведении экспертизы обозначения или к отказу в его регистрации.
Следует отметить, что до момента регистрации любое лицо может использовать товарный знак без каких-либо правовых или административных последствий27.
Документом, удостоверяющим исключительное право на товарный знак, является свидетельство, где приводятся его обозначение, виды деятельности, при которых он используется, срок действия приоритета товарного знака.
Кроме непосредственного использования товарного знака, а именно: размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе (ст. 1484 ГК РФ), правообладатель может предоставить право использования товарного знака другому лицу, в частности, по лицензионному договору.
Распоряжения исключительным правом на товарный знак происходит, как правило, в трех основных формах:
- по договор об отчуждении исключительного права на товарный знак (ст. 1488 ГК РФ);
- по лицензионному договор о предоставлении права использования товарного знака (ст. 1489 ГК РФ);
- по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) 28.
По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне – приобретателю исключительного права.
Пункт 1 ст. 1488 предписывает единственное условие указанного договора: передача (обязательство передачи) правообладателем принадлежащего ему исключительного права на товарный знак в полном объеме приобретателю права (т.е. в объеме всех правомочий, которые имел сам правообладатель).
Это условие характеризует предмет договора об отчуждении исключительного права. Условие о предмете договора согласно статье 432 считается существенным, т.е. императивным (обязательным) для сторон договора.
На практике при заключении договора об отчуждении исключительного права на товарный знак достаточно указать номер и дату выдачи свидетельства на товарный знак (номер международной регистрации), которое на момент передачи поддерживается в силе.
Что касается субъектного состава контрагентов договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, то ими могут быть юридические или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (ст. 1478).
Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может являться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1490), функции которого в настоящее время выполняет Роспатент. Как указано в общей норме пункта 2 ст. 1234, несоблюдение требований письменной формы договора и его государственной регистрации влечет недействительность договора.
По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. При этом для интересующего нас случая, касающегося приобретения и использования исключительного права на товарный знак, речь должна идти об исключительной лицензии, в рамках которой лицензиату предоставляются права использования товарного знака без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
Конструируя модель лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака, в том числе и исключительной его разновидности, законодатель не формулирует запрета на передачу исключительного права на использование товарного знака, даже если такая передача может являться причиной введения потребителя в заблуждение. Однако на лицензиата возлагается обязанность по обеспечению соответствия качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром.
При нарушении этой обязанности действия лицензиата можно рассматривать не только как нарушающие условия лицензионного договора, но и как вводящие в заблуждение в отношении качества товара (подпункт 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»)29.
Лицензионный договор должен быть составлен в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
Несоблюдение простой письменной формы лицензионного договора и государственной регистрации такого договора влечет его недействительность (п. 6 ст. 1232 ГК РФ), в связи с чем могут возникать неблагоприятные налоговые последствия.
Договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
К договору коммерческой концессии применяются правила о лицензионном договоре, предусмотренные нормами ГК РФ, если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии30.
Таковы основные моменты общего правового режима, регулирующего правоотношения в сфере индивидуализации товаров.
Глава 2. Правовая защита средств индивидуализации товаров
2.1 Ответственность за нарушение исключительных прав
на средства индивидуализации товаров
Правовая защита средств индивидуализации товаров регулируется Гражданским кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ31, Уголовным кодексом РФ32.
За нарушение предусмотренных Кодексами прав на средства индивидуализации наступает гражданская; административная; уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры, связанные с применением Закона о товарных знаках, рассматриваются судами в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе споры:
- о нарушении исключительного права на товарный знак;
- о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его использования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
- о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака);
- о незаконном использовании наименования места происхождения товара33.
Гражданско-правовые способы защиты:
Общие вопросы защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности рассмотрены в ст. 1252 ГК РФ, в соответствии с которой защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) о признании права (к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя);
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним);
3) о возмещении убытков (к лицу, неправомерно использовавшему средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб);
4) об изъятии материального носителя (к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю);
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (к нарушителю исключительного права).
Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, по общему правилу, согласно решению суда, подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя.
Нарушением исключительного права на товарный знак является как использование самого зарегистрированного товарного знака, так и обозначения, сходного с ним до степени смешения. Незаконное использование запрещается и на товарах, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, и на однородных товарах34.
Незаконное использование товарного знака может иметь место на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров (реклама), в сети Интернет (например, в доменном имени и при других способах адресации).
В отношении товарных знаков дополнительные гражданско-правовые средства защиты содержит ст. 1515 ГК РФ, согласно которой все товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно (т.е. без договора) размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными35.
Ответственность за нарушение патента (зачастую применяется термин "контрафакция") является одним из видов гражданско-правовой, деликтной ответственности, т.е. внедоговорной ответственности или ответственности за причинение вреда36.
Согласно ст. 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Если введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.
Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Помимо этого правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб. (окончательный размер определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения);
- либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
- или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Таким образом, компенсация может быть определена одним из трех способов по выбору лица, которому принадлежит исключительное право на товарный знак. Выплату компенсации правообладатель вправе требовать как за каждый случай неправомерного использования товарного знака, так и за правонарушение в целом.
Меры административно-правового характера:
Она предусматривается ст. 14.10 КоАП РФ, согласно которой незаконное использование чужого товарного знака или сходных обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа:
на граждан – в размере от 1 тыс. 500 руб. до 2 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака;
на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;
на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 15 информационного письма от 13 декабря 2007 г. №12237 указал, что ответственность юридического лица за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, наступает в том числе, если лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в Российской Федерации. В данном случае Президиум ВАС РФ установил, по сути, презумпцию вины правонарушителя в форме неосторожности, сославшись при этом на часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ судебной практики (за 2009 г) показал, что назначение мер административной и гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на средства индивидуализации товаров составляет 99% решений судов. В частности, предприниматель привлечен к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ, поскольку ввез на территорию РФ продукцию с целью продажи, то есть введения ее в гражданский оборот, без согласия правообладателя товарного знака, не проверив, предоставлялась ли правовая охрана данному товарному знаку (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2009 по делу №А17-4906/2008).
Таможня обратилась с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Т. к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ.
Решением суда требование удовлетворено. Апелляционный суд оставил решение без изменения38.
Меры уголовно-правового характера:
Согласно ч. 1 ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо исправительными работами на срок до двух лет. Повышенная ответственность установлена для случаев совершения указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 180 УК РФ).
Как отмечается в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 26.04.2007 №14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"39, уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ наступает в тех случаях, когда незаконное использование было совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.
При этом неоднократность подразумевает совершение двух или более деяний, состоящих в незаконном использовании. При этом под неоднократностью понимается как неоднократное незаконное использование чужого товарного знака, так и однократное использование двух и более товарных знаков на одной единице товара.
Не следует забывать и о том, что в соответствии со ст. 1253 ГК РФ при неоднократном или грубом нарушении индивидуальным предпринимателем исключительных прав на средства индивидуализации его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке40.
2.2 Прекращение правовой охраны и защиты средств
индивидуализации товаров
Вопросы оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному обозначению в части четвертой ГК РФ регулируются статьями 1512 и 1513.
Статья 1512 ГК РФ в п. 1 устанавливает, что оспаривание предоставления правовой охраны товарному знаку означает:
1. Оспаривание решения о его государственной регистрации.
2. Оспаривание основанного на ней исключительного права. Положительный результат вышеуказанных действий влечет за собой отмену решения Роспатента о регистрации знака.
Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным:
1. Полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований о регистрации знака.
2. Полностью или частично в течение пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака.
3. Полностью в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была предоставлена ненадлежащему субъекту: неюридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
4. Полностью в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена товарному знаку с более поздним приоритетом по отношению к признанному общеизвестным зарегистрированному товарному знаку иного лица.
5. Полностью в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена на имя агента или представителя лица, которое является обладателем этого исключительного права в одном из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований данной Конвенции.
6. Полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку путем его регистрации в Российской Федерации может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на этот знак, если охрана была ему предоставлена с нарушением требований о регистрации общеизвестных обозначений.
Статья 1513 ГК РФ предусматривает порядок оспаривания правовой охраны товарного знака.
Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено путем подачи возражения против такого предоставления в Палату по патентным спорам или Роспатент. Возражения в большинстве случаев могут вноситься любым заинтересованным лицом.
Возражение на предоставление охраны знаку, если правовая охрана была ему предоставлена на имя агента или представителя лица, которое является обладателем этого исключительного права в одном из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований данной Конвенции, подается заинтересованным обладателем исключительного права в одном из государств Парижской конвенции.
Решения Роспатента о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку или об отказе в таком признании вступают в силу со дня принятия и могут быть оспорены в суде.
При признании предоставленной охраны недействительной полностью свидетельство и запись в Государственном реестре аннулируются.
При признании предоставленной охраны частично недействительной вносятся соответствующие изменения в Государственный реестр и свидетельство.
Заключенные до принятия таких решений лицензионные договоры сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту принятия решения41.
Прекращение правовой охраны товарного знака.
Хотелось бы отметить те основания прекращения правовой охраны товарных знаков (а значит, и исключительного права на них), которые устанавливает ГК РФ. В частности, согласно ст. 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака прекращается:
- в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;
- на основании решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 3 ст. 1511 ГК РФ);
- на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием (ст. 1486 ГК РФ). Так Роспатентом было выиграно дело о досрочно прекращении правовой охраны товарного знака «ОДИССЕЙ» (правообладатель ИП Икаева Г.И.), это решение было оставлено без изменения при рассмотрении дела в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ42;
- на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица – правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя-правообладателя;
- в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;
- на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
- в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, позволяющих его отнести к общеизвестным.
Кроме того, при переходе исключительного права на товарный знак без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ – наследование, реорганизация юридического лица и др.) правовая охрана товарного знака может быть прекращена по решению суда по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что такой переход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Заключение
Подводя итог курсовой работе необходимо заключить, что правовая охрана средств индивидуализации товаров предоставляется на основании действующего законодательства и предполагает государственную регистрацию СИТ, в результате которой субъект наделяется исключительными правами. После того как СИТ (товарный знак) принят на учёт Роспатентом, происходит установление соответствующего правового режима, регулируемого НПА РФ и международными договорами, что предоставляет правообладателю эксклюзивную возможность использования товарного знака. Более того, владелец приобретает право предпринимать все возможные меры, установленные действующим законодательством, для защиты товарного знака и недопущения его использования другими лицами.
Инновационный путь развития, к которому стремится наше государство, практически невозможен без соответствующего приоритета творческой деятельности. Постановка серьезного акцента на инновацию призвана поставить развитие экономики практически вне зависимости от сырьевых ресурсов страны, повысить уровень развития производительных сил, рационально сконцентрировать трудовые ресурсы.
Правомерное использование средств индивидуализации товаров стимулирует зарождение здоровых традиций у товаропроизводителей, повышение качества и эстетики товара и услуг, культуры их потребления. У товаропроизводителя, действующего в условиях сложившейся традиции и получающего в связи с этим дополнительную прибыль, математически меньше шансов приобрести вредный или некачественный продукт, способный причинить вред жизни или здоровью потребителя.
Сложившемуся и устоявшемуся товаропроизводителю выгоднее действовать в правовой сфере, позитивная политика в сфере средств индивидуализации товаров служат катализатором экономического и социального развития общества.
Список используемых источников и литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. − 1993. 25 декабря.
2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Публикация №201(R). − Женева, 1990.
3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. // Публикация ВОИС. − 1992. − №260(R).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. − 1994. − №32. − Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1996. − №5. − Ст. 410.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1996. − №25. − Ст. 2954.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 2002. − №1 (ч. 1). − Ст. 1.
8. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 №230-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. − 2006. − №52. − Ст. 5496.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». // Собрание законодательства РФ. − 2006. − №31 (1 ч.). − Ст. 3434.
10. Федеральный закон от 18 декабря 2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. − 2006. − №52 (1 ч.). − Ст. 5497.
11. Закона РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Российская газета. − 1992. 17 октября. (УТРАТИЛ СИЛУ).
12. Определение ВАС РФ от 07.10.2010 №ВАС-11696/10 по делу №А40-56769/09-67-433. // Документ опубликован не был (Консультант Плюс).
13. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности // Вестник ВАС РФ. − 2008. − №2.
14. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с товарными знаками и фирменными наименованиями. Карасева С.Ю. // Подготовлен для системы Консультант Плюс. − 2009.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 №14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"// Российская газета. − 2007. − 05 мая.
16. Справочно-правовая система «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС» ©.
17. Официальный сайт Роспатента. // http://www.rupto.ru/index.htm
18. Гражданское право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин и др.; под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. – 528 с.
19. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. − М.: Статут, 2007. − 284 с.
20. Даль В. Толковый словарь. Т. 2. − М.: Терра, 2000. − С. 114.
21. Правовая охрана интеллектуальной собственности: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Дементьева. − М., 1995.
22. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. − М.: Статут, 2003.
23. Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, учебная программа по дисциплине. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. − М., 2005. − С. 13.
24. Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодекса Российской Федерации. / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. − М: Статут, 2010. − 224 с.
25. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. − М.: Юристъ, 2000. − С. 233
26. Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право. практическое пособие. – 2008. – 300 с.
27. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московская финансово-промышленная академия. − М., 2004. − 308 с.
28. Гражданское право Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник: в 4 т. / И.А. Зенин, Е.В. Кулагина, Е.А. Суханов и др.; Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 2. − М.: Волтерс Клувер, 2008. − 496 с.
29. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. − М.: Юрист, 2006. − 168 с.
30. Основы гражданского права России: Конспект лекций для специалистов по праву интеллектуальной собственности. − М., 1993. − С. 158.
31. Введение в интеллектуальную собственность. ВОИС. − 1998. − С. 189.
32. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации. Городов О.А. // Арбитражные споры. – 2008. − №3.
33. О распоряжении исключительным правом на товарный знак в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Еременко В.И., Евдокимова В.Н. // Законодательство и экономика. – 2009. − №2.
34. Об ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак в Российской Федерации. Еременко В.И. // Законодательство и экономика, 2009, №5.
35. Медведева О. Регистрация и защита товарного знака. // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. − 2009. − №12. − С. 56-68.
36. Орехов А.Н. Интеллектуальная собственность как объект философского исследования. // Вестник МГУ. − Сер. 7. − 1997. − №1.
37. Правовая охрана товарных знаков. // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2008. − №36.
1 Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. − М.: Юрист, 2006. − 168 с.
2 Гражданское право Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник: в 4 т. / И.А. Зенин, Е.В. Кулагина, Е.А. Суханов и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 2. − М.: Волтерс Клувер, 2008. − 496 с.
3 Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 №230-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. − 2006. − №52. − Ст. 5496.
4 Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право. практическое пособие. – 2008. – 300 с.
5 Орехов А.Н. Интеллектуальная собственность как объект философского исследования. // Вестник МГУ. Сер. 7. − 1997. − №1.
6 Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. − М.: Статут, 2007. − 284 с.
7 Гражданское право: Учебник. В 4 т. / Отв. ред. Е.А.Суханов. − М., 2008.
8 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. − М.: Статут, 2003.
9 Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Публикация №201(R). − Женева, 1990.
10 Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. − М.: Статут, 2007. − 284 с.
11 Даль В. Толковый словарь. Т. 2. − М.: Терра, 2000. − С. 114.
12 Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. − М.: Юристъ, 2000. − С. 233.
13 Основы гражданского права России: Конспект лекций для специалистов по праву интеллектуальной собственности. − М., 1993. − С. 158.
14 Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, учебная программа по дисциплине / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. − М., 2005.
15 Правовая охрана интеллектуальной собственности: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Дементьева. − М., 1995.
16 Дозорцев В.А. Понятие исключительного права. // Проблемы современного гражданского права: Сб. ст.. − М.: Городец, 2000.
17 Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. − М.: Статут, 2007. − 284 с.
18 Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московская финансово-промышленная академия, − М., 2004. − 308 с.
19 Гражданское право Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник: в 4 т. / И.А. Зенин, Е.В. Кулагина, Е.А. Суханов и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 2. − М.: Волтерс Клувер, 2008. − 496 с.
20 Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодекса Российской Федерации / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. − М: Статут, 2010. − 224 с.
21 Федеральный закон от 18 декабря 2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. − 2006. − № 52 (1 ч.). − Ст. 5497.
22 Официальный сайт Роспатента. // http://www.rupto.ru/index.htm
23 Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодекса Российской Федерации / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. − М: Статут, 2010. − 224 с.
24 Введение в интеллектуальную собственность. ВОИС. − 1998. − С. 189.
25 Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московская финансово-промышленная академия, − М., 2004. − 308 с.
26 Статья: Правовая охрана товарных знаков. // Финансовая газета. Региональный выпуск, − 2008. − № 36.
27 Медведева О. Регистрация и защита товарного знака. // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. – 2009. − № 12.
28 Еременко В.И., Евдокимова В.Н. О распоряжении исключительным правом на товарный знак в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ. // Законодательство и экономика. – 2009. − №2.
29 Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. − 2006. − № 31 (1 ч.). − Ст. 3434.
30 Городов О.А. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации. // Арбитражные споры. – 2008. − №3.
31 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 2002. − № 1 (ч. 1). − Ст. 1.
32 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. − 1996. − № 25. − Ст. 2954.
33 Гражданское право Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник: в 4 т. / И.А. Зенин, Е.В. Кулагина, Е.А. Суханов и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 2. − М.: Волтерс Клувер, 2008. − 496 с.
34 Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. − М.: Юрист, 2006. − 168 с.
35 Медведева О. Регистрация и защита товарного знака. // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. − 2009. − № 12. − С. 56-68.
36 Еременко В.И. Об ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак в Российской Федерации. // Законодательство и экономика. – 2009. − № 5.
37 Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности // Вестник ВАС РФ. − 2008. − №2.
38 Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с товарными знаками и фирменными наименованиями. Карасева С.Ю. // Консультант Плюс. − 2009.
39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 №14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"// Российская газета. − 2007. − 05 мая.
40 Медведева О. Регистрация и защита товарного знака. // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. − 2009. − № 12. − С. 56-68.
41 Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. − М.: Статут, 2007. − 284 с.
42 Определение ВАС РФ от 07.10.2010 №ВАС-11696/10 по делу №А40-56769/09-67-433