Правоохранительная деятельность таможенных органов (работа 1)
Содержание
Глава 1. Особенности работы таможенных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений
1.1 Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов
1.2 Реализация правоохранительной деятельности таможенных органов на примере Читинской таможни
1.3 Организация работы таможенных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в рамках правоохранительной деятельности
Глава 2. Анализ динамики и субъективный состав правонарушений выявленных в регионе деятельности Читинской Таможни в период 2008 -2010 гг
2.1 Субъектный состав правонарушений выявленных в период 2008 -2010 гг. Читинской таможней
2.2 Анализ динамики правонарушений в области таможенного дела, выявленных в регионе деятельности Читинской Таможни
2.3 Характеристика правонарушений совершенных юридическими лицами за 2008 -2010 гг. на примере Читинской таможни
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Таможенная практика (преддипломная) студентов 5 курса очного обучения специальности "Таможенное дело" является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в таможенных органах Российской Федерации. Она является одним из важнейших элементов в подготовке специалистов таможенного дела.
Целью проведения таможенной практики является анализ деятельности таможенных органов по выявлению и пресечению правонарушений, совершенных юридическими лицами. Вместе с тем, обобщение знаний, сбор нормативной базы, аналитических и практических материалов для выполнения дипломной работы. Важнейшими задачами преддипломной практики являются:
рассмотрение реализации правоохранительной деятельности таможенных органов на примере Читинской таможни;
- провести анализ динамики правонарушений в области таможенного дела, выявленных в регионе деятельности Читинской таможни;
просмотреть субъектный состав правонарушений, выявленных в период с 2008 по 2010 гг. Читинской таможней;
охарактеризовать правонарушения, совершенные юридическими лицами за 2008-2010 гг. на примере Читинской таможни;
Производственная практика была пройдена в отделе административных расследований Читинской таможни в период с 7 февраля по 21 марта 2011 г. Данный отдел является структурным подразделением Читинской таможни, непосредственно осуществляющим и организовывающим деятельность структурных подразделений Читинской таможни и подчиненных ей таможенных постов по возбуждению дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, и по проведению по ним административного расследования. Руководство деятельностью ОАР осуществляет начальник отдела, непосредственно начальник таможни и его первый заместитель по правоохранительной работе. Во время прохождения практики я был ознакомлен с должностными инструкциями сотрудников отдела административных расследований, задачами и целями отдела. Также ознакомился с нормативно-правовыми документами, которые определяют порядок прохождения службы в таможенных органах Федеральной таможенной службы Российской Федерации и основами правового положения должностных лиц таможенных органов, содержащими подробные условия и требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на службу в таможенные органы Российской Федерации.
В период прохождения преддипломной практики выполнено индивидуальное задание, выданное в соответствии с программой практики.
Глава 1. Особенности работы таможенных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений
административный правонарушение таможенный юридический лицо
1.1 Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов
Большинство авторов, основываясь на законодательстве, включают таможенные органы в систему правоохранительных органов. Однако отдельные авторы учебников о правоохранительных органах, не объясняя своей позиции, тем не менее не относят таможенные органы к числу правоохранительных, что, надо полагать, не соответствует законодательству и не отражает существа и содержания таможенной деятельности.
Как правоохранительные органы и составная часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами.
Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе таможенного союза и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.
Столь же однозначно о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им правомочия. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.
Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические наказания, установленные соответствующими законами. Наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства по таможенному делу.
В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить еще один момент - она осуществляется не только на основе Таможенного кодекса таможенного союза и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка. О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. В их распоряжение предоставляются специальные материальные и технические средства (наручники, слезоточивые вещества, средства для остановки транспортных средств, огнестрельное оружие и т.д.), предназначенные для решения таможенных задач.
Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.
1.2 Реализация правоохранительной деятельности таможенных органов на примере Читинской таможни
В соответствии с задачами, определенными Федеральной таможенной службой, система работы таможни в 2008 году строилась на соблюдении таможенного законодательства РФ, а также обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов; на повышении качества предоставления услуг таможенными органами и сокращении издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем; на выявлении и пресечении контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу. Одна из главных задач, стоящих перед таможенными органами – пополнение доходной части федерального бюджета. За 2008 год Читинская таможня перечислила в бюджет 3 миллиарда 660 миллионов рублей. За 2008 год таможней было оформлено 15603 грузовых таможенных декларации. Из них: 8007 оформлено в режиме экспорта, 7596 в режиме импорта. Лидирующим таможенным постом по количеству грузовых таможенных деклараций является Читинский таможенный пост. В 2008 году внешнеэкономической деятельностью занимались 570 участников.
В структуре экспорта лидирующее место занимает экспорт лесоматериалов – 87,6%, далее идет экспорт машин и оборудования – 6,5%, экспорт металлов и изделий из металлов - 4,5%. В структуре импорта 37,7% составляет импорт машин, оборудования и транспортных средств, импорт продовольственных товаров - 31,2%, импорт металлов – 13,3%, импорт строительных материалов – 8,9%. В 2008 году значительно повысились результаты правоохранительной деятельности Читинской таможни. Главным содержанием и результатом работы подразделений правоохранительного блока является влияние на повышение собираемости таможенных платежей, что предполагает усиление контроля за потоками, в первую очередь, налогоемких товаров. Для Читинской таможни это экспорт леса и металла. Сотрудники правоохранительного блока Читинской таможни работают на выявление таможенных правонарушений и преступлений при экспорте металлов, леса и лесоматериалов, эксплуатации и оформлении автомобилей иностранного происхождения. За 12 месяцев 2008 г. Читинской таможней возбуждено 596 дел об административных правонарушениях. Назначено наказаний в виде административного штрафа на сумму более 11 млн. рублей, конфисковано товаров на сумму более 1 млн. рублей. Предметом административного правонарушения по возбужденным делам являются лесоматериалы, изделия из черных металлов, продукты питания, автомобили. Сотрудники правоохранительного блока Читинской таможни приняли непосредственное участие в спецоперациях, проводимых в регионе ответственности Читинской таможни ("Лес", "Канал", "Транзит"). 1 января 2008 года в структуре правоохранительного блока было создано кинологическое отделение. На сегодняшний день это подразделение укомплектовывается сотрудниками и служебными собаками. Собаки проходят общий курс дрессировки и вместе с инспекторами проходят обучение в городе Москве на базе кинологического центра ФТС России.
В 2009 году деятельность Читинской таможни была нацелена на реализацию таких задач как внедрение практики применения электронного декларирования, повышение эффективности таможенного контроля путем усиления деятельности правоохранительных подразделений таможни, применение системы управления рисками в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. А также выполнение контрольного задания ФТС России по наполнению доходной части бюджета страны. Одна из главных задач, стоящих перед таможенными органами – пополнение доходной части федерального бюджета. За 2009 год Читинская таможня перечислила в бюджет более 1 миллиарда 668 миллионов рублей. За 2009 год таможней было оформлено 9647 грузовых таможенных деклараций. Из них: 5917 оформлено в режиме экспорта, 3730 в режиме импорта. Лидирующим таможенным постом по количеству грузовых таможенных деклараций (ГТД) является Читинский таможенный пост. За 2009 год им было оформлено 7759 ГТД.
В числе основных направлений работы таможни в сфере совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля – расширение практики применения электронной формы декларирования, внедренной на Читинском таможенном посту. Так за 2009 год с помощью электронного декларирования было подано 1071 ГТД. В 2009 году внешнеэкономической деятельностью занимались 395 участников.
В структуре экспорта лидирующее место занимает экспорт древесины и изделий из нее – 82,8%, далее идет экспорт металлов – 11,38%. Основой импорта являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 35,1%, строительные материалы – 23,4% и машиностроительная продукция.
Правоохранительная деятельность – одна из основных направлений деятельности Читинской таможни. Приоритетными направлениями деятельности правоохранительных подразделений таможни явились борьба с нарушениями таможенного законодательства в сфере экспорта леса и лесоматериалов, контрабандой товаров народного потребления, наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, эксплуатации и оформлении автомобилей иностранного происхождения.
Основными, перспективными линиями для оперативных подразделений в 2009 году стали: экспорт лесоматериалов, импорт плодоовощной продукции, строительных материалов. А также импорт товаров народного потребления, выявление иностранного автотранспорта, не прошедшего таможенного оформления, товаров с признаками контрафактности, нарушений и преступлений валютного законодательства при осуществлении экспортно-импортных операций. Отделом административных расследований заведено 564 дела по административным правонарушениям. Это административные правонарушения в области таможенного дела: нарушения таможенных правил, связанных с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, недекларированием, либо недостоверным декларированием товаров и транспортных средств. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,5% увеличилось количество дел по административным правонарушениям по контрабанднообразующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сотрудники правоохранительного блока Читинской таможни совместно с подразделениями других правоохранительных органов приняли участие в 40 совместных спецоперациях, проводимых в зоне ответственности Читинской таможни ("Лес", "Канал", "Мак", "Наследие", "Плазма", "Анаконда", "Добрая воля 2009").
Уже более года в структуре Читинской таможни создан и работает кинологический отдел. За прошедший период 2009 года специалисты-кинологи со служебными собаками приняли участие в таможенном контроле более 93 раз. Досмотрено более 2910 единиц багажа у пассажиров международного авиарейса "Хайлар – Чита - Хайлар" в международном аэропорту "Чита". В ходе таможенного контроля было зафиксировано 6 фактов задержания наркотических и сильнодействующих средств.
Совместно с правоохранительными органами по Забайкальскому краю было проведено 15 совместных мероприятий, результатом которых стало неоднократное задержание наркотических веществ.
Особое внимание в 2010 году было уделено сокращению сроков таможенного оформления, охрану объектов интеллектуальной собственности, взимания таможенных платежей, борьбу с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. Читинская таможня за 2010 год перечислили в федеральный бюджет 1 миллиард 880 миллионов 768 тысяч рублей. Всего за 2010 год Читинской таможней и ее постами было оформлено 9639 таможенных деклараций (ТД). Из них в режиме экспорта было оформлено 4146 ТД, в режиме импорта 5493 ТД. Наибольшее количество ТД оформлено на Читинском таможенном посту - 8127. Таможенных деклараций в электронной форме, поданных с использованием выделенного канала связи и с использованием сети "Интернет" было оформлено - 2231.
В 2010 году в регионе ответственности Читинской таможни внешнеэкономической деятельностью занималось 376 участника внешнеэкономической деятельности.
Основу экспорта в 2010 году составила древесина и изделия из нее - 60,9%, на втором месте минеральные продукты - 21,9%, третье место принадлежит металлам и изделиям из них - 13,4%. В импорте лидирующее положение занимают строительные материалы - 33,2%, продовольственные товары и сырье для их производства на втором месте - 29,3%, третье место принадлежит импорту машиностроительной продукции - 16,4%.
Основными, перспективными направлениями работы для сотрудников правоохранительного блока в 2010 году были: экспорт лесоматериалов, экспорт лома и изделий из черных металлов, импорт строительных материалов, продуктов питания, товаров народного потребления.
Отделом административных расследований было заведено 466 дел об административных правонарушениях. Предметам административных правонарушений по возбужденным делам являлись: лесоматериалы, продукты питания (в основном плодоовощная продукция), строительные материалы, товары народного потребления. С назначением наказания рассмотрено 446 дел об административных правонарушениях, наложено штрафных санкций на сумму 1 млрд. 146 млн. рублей.
Сотрудники правоохранительного блока таможни приняли непосредственное участие в 15 спецоперациях, проводимых в регионе ответственности Читинской таможни совместно с правоохранительными структурами города ("Лес", "Мак", "Металл", "Стройград", "Энергия"). Кинологическим отделом проведено 23 оперативно-розыскных мероприятий. В некоторых случаях инициаторами выступали сотрудники УФСКН по Забайкальскому краю. Мероприятия были нацелены на поиск и обнаружение наркотических средств в помещениях (воинские части, склады временного хранения товаров, общежития, международные почтовые отправления, посты ДПС). Специалисты-кинологи со служебными собаками привлекались к таможенному контролю 95 раз, досмотрено 4951 единицы багажа.
Досмотрено 47297 единицы грузов, находящихся на складах временного хранения и в зонах таможенного контроля. В ходе таможенного контроля 6 раз служебными собаками были обнаружены сильнодействующие вещества, запрещенные к ввозу на территорию РФ.
Должностные лица кинологического отдела регулярно проходят стажировки в кинологическом учебном центре ФТС.
Несмотря на увеличение грузопотока из года в год, на Читинской таможне наблюдается уменьшение количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях. А это говорит о наработанной практике выбора предполагаемых направлений правонарушения, а именно: лесоматериалы, лом черного металла, продукты питания, строительные материалы, товары народного потребления. Но не стоит забывать о снижении количества участников внешнеэкономической деятельности. Также отметим постоянное увеличение таможенных деклараций поданных в электронной форме.
1.3 Организация работы таможенных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в рамках правоохранительной деятельности
Правовое воздействие каждой отрасли права во многом определяется её принципами - основополагающими началами, главными идеями, которые являются основой, фундаментом нормативно – правовых предписаний. Можно выделить следующие основополагающие принципы таможенного права.
Законность, этот принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом. Никакие цели, никакая необходимость не могут оправдывать нарушение закона.
Демократизм, этот принцип имеет многообразные формы. Во-первых, он предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны.
Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли современного Российского права. Помимо них правовое регулирование в таможенной сфере определяется комплексом специфических принципов.
КоАП РФ — это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус закона, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.
В ст. 3.2 КоАП РФ определены виды административных наказаний, применяемых в Российской Федерации:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Из указанных выше видов административных наказаний к юридическим лицам могут применяться только такие, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.
Кроме того, КоАП РФ делит виды наказаний на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). При этом предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
КоАП РФ является основополагающим документом, законодательно уполномочивающим таможенные органы возбуждать, расследовать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
Так, в ч. 12 ст. 28.3 КоАП РФ ("Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях") говорится, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов), составляются должностными лицами таможенных органов.
Немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, которое оформляется в виде определения.
Причем в соответствии со ст. 23.8 таможенным органам предоставлено право не только возбуждать, но и в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводить расследование по отнесенным к их компетенции делам об административных правонарушениях, а также рассматривать соответствующие дела (т.е. выносить решения по завершении расследования соответствующих дел).
Это право таможенных органов распространяется на дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 — 16.23 КоАП РФ. Причем рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов при этом вправе только:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их заместители;
4) начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
За малозначительные административные правонарушения в области таможенного дела в соответствии со ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания наряду с возможностью наложения административного штрафа предусматривается возможность вынесения административного предупреждения (предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме, предусмотрена ст. 3.4. КоАП РФ). Это касается случаев:
- нарушения режима зоны таможенного контроля;
- несоблюдения порядка процедуры таможенного транзита;
- непредставления в таможенный орган отчетности;
- несообщения либо нарушения срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
Кроме рассмотренных нами выше прав, таможенным органам предоставлено также право доставления и административного задержания.
Так, в ст. 27.2 КоАП РФ сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил, в случаях, если составление протокола о таком нарушении является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении (доставление).
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено должностными лицами таможенных органов в исключительных случаях, при выявлении нарушений таможенных правил. При этом срок административного задержания определен ст. 27.5. КоАП РФ и не должен превышать для лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
За нарушение таможенных правил, в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи КоАП РФ, могут быть назначены наказания в виде административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Административный штраф относится к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
За нарушение таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.
В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:
для граждан в размере, не превышающем 5000 тыс. руб.;
для должностных лиц — 50000 тыс. руб.;
для юридических лиц — 1000000 руб.
Административный штраф также может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
3) размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
4) сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры наказания за нарушение таможенных правил предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения или предметов (например, транспортных средств), явившихся орудиями совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). При этом под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация производится только по решению суда.
В структуре дел об АП, возбужденных таможенными органами региона, преобладали правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.2, 16.5, 16.6, 16.10, 16.11, 16.16, 15.25 КоАП РФ.
Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела. Функция борьбы с правонарушениями в области таможенного дела возложена на ФТС России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Правовую основу деятельности таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс таможенного союза.
Глава 2. Анализ динамики и субъективный состав правонарушений выявленных в регионе деятельности Читинской Таможни в период 2008-2010 гг.
2.1 Субъектный состав правонарушений выявленных в период 2008-2010 гг. Читинской таможней
Субъект правонарушения — это лицо, совершившее административно-наказуемое деяние и в соответствии с законодательством способное нести за него административную ответственность. Субъектом административного правонарушение может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо. В соответствии с КоАП РФ особенностями субъекта является то, что должностные лица имеют повышенную ответственность, еще большая мера наказания предусмотрена для юридических лиц.
Виновные лица - это физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного права. В КоАП отдельно оговариваются составы правонарушений, где субъект правонарушения должен иметь специальный статус, - должностное лицо, предприниматель.
Термином "должностные лица" помимо названных субъектов Кодекс для целей административного наказания охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица - субъектов, приравненных к должностным лицам.
В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных (т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями) коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющих организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Во-вторых, к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей. И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного, хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности. Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичны административным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности".
Привлечение данных лиц к административной ответственности не исключает их одновременной дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения.
В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющих специальные звания, несут ответственность в соответствии с учётом положений данной статьи.
За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5., военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, указанные лица, несут административную ответственность на общих основаниях.
Таким образом, в определенных законом случаях эти лица несут ответственность как субъект со специальным статусом, причём ответственность у них будет дисциплинарная, во всех остальных на общих основаниях. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несут административную ответственность на общих основаниях. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что специально оговорено в ч. 2 ст. 2.6. КоАП РФ.
Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России - административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации.
По некоторым категориям установлен специальный субъектный состав при назначении административных наказаний (ч. 2 ст. 3.6., ч. 2 ст. 3.7., ч. 3 и 4 ст. 3.8 КоАП РФ и т.д.). Например, в силу ч. 2 ст. 3.9. КоАП РФ административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Юридические лица. "Организации обозначены КоАП в качестве субъектов ответственности по половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП юридические лица - не субъекты ответственности (по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского учета). Во всех других случаях организации широко представлены в регулируемом Кодексом механизме административного наказания".
Всех субъектов можно классифицировать следующим образом, предложенным Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая - индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вторая - коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.
Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюдения установленных норм и правил, а также в непринятии всех зависящих мер по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Правовая возможность для соблюдения норм и правил имеет место только в том случае, когда определенное поведение лица юридически обеспечено; применительно к сложившейся ситуации - когда проверка законности перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации является правом покупателя. При этом приобретатель должен иметь фактическую возможность воспользоваться таким правом при данных конкретных обстоятельствах. Лишь одновременное наличие двух предпосылок: юридической и фактической - позволяет утверждать, что лицо имело возможность соблюсти нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Фактически в данном случае, несмотря на то, что суд кассационной инстанции использует в тексте постановления термин "вина юридического лица", речь идет об объективном вменении. Таким образом, теоретическая неопределенность и законодательная несогласованность в определении вины юридического лица не могли не создать острые и сложные проблемы в административно-юрисдикционной деятельности по привлечению юридического лица к административной ответственности, что подтверждается противоречивой практикой судов арбитражной системы. Такое состояние дел на практике парализует отправление правосудия по данной категории дел, что чревато серьезными отрицательными последствиями.
Таблица 2.1 Субъекты правонарушения Читинской таможни за 2008-2010 гг
Год |
Возбуждено дел, в отношении |
Прекращено дел, в отношении |
||||
Ю.Л |
Ф.Л |
Д.Л |
Ю.Л |
Ф.Л |
Д.Л |
|
2008 |
491 |
52 |
53 |
50 |
0 |
7 |
2009 |
314 |
165 |
85 |
31 |
1 |
11 |
2010 |
268 |
145 |
55 |
18 |
1 |
4 |
Итого |
1073 |
362 |
193 |
99 |
2 |
22 |
Таблица 2.2 Принято решений по делу об АП в отношении юр. лиц за 2008-2010 гг
Год |
Всего |
Принято решение |
|
Должностным лицом |
Судом |
||
2008 |
398 |
355 |
43 |
2009 |
208 |
174 |
34 |
2010 |
228 |
181 |
47 |
В 2008 году в отношении юридических лиц, возбуждено 491 дело, из них 50 дел прекращено за их незначительностью. Итого осталось 441 дело, по 398 из них принято решение и 43 дела передано в другие ведомства, с которыми сотрудничает Читинская таможня. В 2009 году в отношении юридических лиц, возбуждено 314 дел, что на 16,6% меньше 2008 года. Это говорит, о воздействии профилактических мер принимаемых Читинской таможней, как в общем, так и в частном случае (юридические лица). Из 314 дел прекращено за незначительностью правонарушения 31 дело, итого осталось 283 дела. По 208 из них принято решение. Оставшиеся 75 дел переданы в другие ведомства. В 2010 году в отношении юридических лиц, возбуждено 268 дел, что на 4,2% меньше 2009 года. Это говорит, о воздействии профилактических мер принимаемых Читинской таможней, как в общем, так и в частном случае (юридические лица). Из 268 дел, прекращено за незначительностью правонарушения 18 дел, итого осталось 250 дела. По 228 из них принято решение. Оставшиеся 22 дела переданы в другие ведомства.
С 2008 года по 2010 год наблюдается постоянное снижение возбуждаемых дел как в общем, так и в отношении юридических лиц в частности. Данная тенденция позволяет говорить, о положительном действии профилактических мер проводимых Читинской таможней.
2.2 Анализ динамики правонарушений в области таможенного дела, выявленных в регионе деятельности Читинской Таможни
Таможенные органы, как и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том числе — расследование правонарушений.
В 2008 году было возбуждено 596 дела, из них: 491-это юридические лица; 52-физические лица; 53-должностные лица. В 2009 году было возбуждено 564 дела, из них: 314-юридические лица; 165-физические лица; 85-должностные лица. В 2010 году было возбуждено 466 дела, из них: 268-юридические лица; 143-физические лица; 55-должностные лица.
Рисунок 2.1 количество дел об АП Читинской таможни за 2008 – 2010 г
Как мы видим из рисунка 2.1, количество возбуждаемых дел неукоснительно снижается, но данное постоянное снижение наблюдается только по юридическим лицам, чего нельзя сказать о физических и должностных лицах, т.к. количество возбуждаемых против данных лиц дел идет "скачками". Также, возможно, на снижение возбуждаемых дел влияет нагрянувший в октябре 2008 года финансовый и экономический кризис.
За 12 месяцев 2008 г. Читинской таможней возбуждено 596 дел об административных правонарушениях. Назначено наказаний в виде административного штрафа на сумму более 11 млн. рублей, конфисковано товаров на сумму более 1 млн. рублей. Предметом административного правонарушения по возбужденным делам являются лесоматериалы, изделия из черных металлов, продукты питания, автомобили.
Основной объем работы для оперативных подразделений 2009 года стали: экспорт лесоматериалов, импорт плодоовощной продукции, строительных материалов. А также импорт товаров народного потребления, выявление иностранного автотранспорта, не прошедшего таможенного оформления, товаров с признаками контрафактности, нарушений и преступлений валютного законодательства при осуществлении экспортно-импортных операций. Отделом административных расследований заведено 564 дела по административным правонарушениям. Это административные правонарушения в области таможенного дела: недекларированием, либо недостоверным декларированием товаров и транспортных средств. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,5% увеличилось количество дел по административным правонарушениям по контрабанднообразующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как и в 2009 году основной объем работы для сотрудников правоохранительного блока в 2010 году были: экспорт лесоматериалов, экспорт лома и изделий из черных металлов, импорт строительных материалов, продуктов питания, товаров народного потребления.
Отделом административных расследований было заведено 466 дел об административных правонарушениях.
Предметам административных правонарушений по возбужденным делам являлись: лесоматериалы, продукты питания (в основном плодоовощная продукция), строительные материалы, товары народного потребления. С назначением наказания рассмотрено 446 дел об административных правонарушениях, наложено штрафных санкций на сумму 1 млрд. 146 млн. рублей.
Таблица 2.3 Динамика дел об АП, возбужденных Читинской таможней
показатель |
Всего в отчетный период |
в том числе |
||
ЮЛ |
ФЛ |
ДЛ |
||
1. Дела об АП, по которым не принято решение на начало отчетного периода |
39 |
31 |
5 |
3 |
2. Возбуждено дел об АП 2008 год |
596 |
491 |
52 |
53 |
2.1 Без проведения административного расследования |
311 |
44 |
145 |
22 |
2.1.1 Протокол об АП |
164 |
96 |
2 |
66 |
2.1.2 Постановление прокурора |
2 |
2 |
||
2.1.3 Постановление-предупреждение |
141 |
140 |
1 |
|
2.1.4 Постановление по делу об АП, вынесенное без составления протокола |
4 |
4 |
||
2.2 С проведением административного расследования |
285 |
216 |
65 |
4 |
1. Дела об АП, по которым не принято решение на начало отчетного периода |
61 |
35 |
15 |
11 |
2. Возбуждено дел об АП 2009 год |
564 |
314 |
165 |
85 |
2.1 Без проведения административного расследования |
345 |
103 |
163 |
79 |
2.1.1 Протокол об АП |
201 |
139 |
3 |
59 |
2.1.2 Постановление прокурора |
0 |
|||
2.1.3 Постановление-предупреждение |
140 |
140 |
||
2.1.4 Постановление по делу об АП, вынесенное без составления протокола |
4 |
4 |
||
2.2 С проведением административного расследования |
219 |
191 |
25 |
3 |
1. Дела об АП, по которым не принято решение на начало отчетного периода |
71 |
37 |
18 |
16 |
2. Возбуждено дел об АП 2010 год |
466 |
268 |
143 |
55 |
2.1 Без проведения административного расследования |
256 |
88 |
114 |
54 |
2.1.1 Протокол об АП |
143 |
88 |
1 |
54 |
2.1.2 Постановление прокурора |
0 |
|||
2.1.3 Постановление-предупреждение |
112 |
112 |
||
2.1.4 Постановление по делу об АП, вынесенное без составления протокола |
1 |
1 |
||
2.2. С проведением административного расследования |
210 |
180 |
29 |
1 |
Количество дел об АП, по которым решение не принято на начало отчетного периода с каждым годом возрастает, это говорит нам сложностях, возникающих при привлечении юридических лиц к административной ответственности, следовательно, отдел административных расследований в полной мере не справляется с поставленной перед ним задачей. Дела об АП, по которым не проводилось административное расследование, остается на высоком уровне и их доля превышает те дела, по которым административное расследование проводилось.
2.3 Характеристика правонарушений совершенных юридическими лицами за 2008-2010 гг. на примере Читинской таможни
В 2008 году было возбуждено 596 дела, из них 491-это юридические лица. В 2009 году было возбуждено 564 дела, из них: 314-юридические лица. В 2010 году было возбуждено 466 дела, из них: 268-юридические лица.
За 2008 год всего возбуждено 596 дел об АП, из них 491-это юридические лица. Правонарушения в основном выявляются при проведении оперативно-поисковых мероприятий.
Таблица 2.4 Постатейный аспект правонарушений совершенных юр. лицами
Статья КоАП РФ |
Количество дел при ввозе против юр. лиц |
Количество дел при вывозе против юр. лиц |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
16.1-1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16.1-2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16.1-3 |
11 |
- |
8 |
- |
- |
- |
16.2-1 |
54 |
35 |
50 |
86 |
27 |
9 |
16.2-2 |
26 |
26 |
18 |
15 |
4 |
1 |
16.2-3 |
18 |
12 |
14 |
- |
- |
- |
16.4 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
16.5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
1 |
- |
16.6-2 |
23 |
9 |
10 |
- |
- |
- |
16.9-1 |
14 |
7 |
6 |
- |
- |
- |
16.9-2 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
16.10 |
58 |
46 |
12 |
- |
- |
- |
16.11 |
40 |
10 |
22 |
- |
- |
3 |
16.12-1 |
- |
- |
- |
20 |
7 |
1 |
16.12-3 |
10 |
4 |
1 |
- |
- |
- |
16.15 |
19 |
12 |
6 |
- |
- |
- |
16.16 |
17 |
11 |
9 |
- |
- |
- |
16.18-1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16.19-1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16.19-2 |
24 |
9 |
- |
- |
- |
- |
Прочие(14.10; 15.25;19.7;20.25) |
43 |
89 |
93 |
- |
- |
- |
Итого |
366 |
275 |
252 |
125 |
39 |
16 |
Наиболее распространенными правонарушениями, выявленные в зоне деятельности Читинской таможни являются контрабандообразующие составы, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 КоАП РФ (210 дел об АП), 16.6 КОАП РФ (23 дел об АП РФ), 16.10 КоАП РФ(58 дела об АП), 16.11 КоАП РФ (40 дел об АП), а также прочие предусмотренные статьями 14.10, 15.25, 19.7, 20.25 КоАП РФ (43 дел об АП).
В ходе проверки было установлено, что по каждому случаю привлечения к административной ответственности юридических лиц Читинской таможней решался вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц этих предприятий (организаций).
В 2008 году уровень прекращения производства по делам об АП составил 57 дел или 9,6 % от находившихся в производстве таможни и суда дел. Всего судом прекращено 5 дел об АП, из которых 1 дело прекращено по малозначительности.
По результатам рассмотрения взыскано штрафов на сумму 5534,1 тыс. рублей, конфисковано товаров на сумму более 1 млн. рублей. Предметом административного правонарушения по возбужденным делам являются лесоматериалы, изделия из черных металлов, продукты питания, автомобили. За 2008 год читинские таможенники перечислили 3 миллиарда 660 миллионов рублей.
За 2009 год всего возбуждено 564 дел об АП, из них 314-это юридические лица. Правонарушения в основном выявляются при проведении оперативно-поисковых мероприятий, проведения таможенного контроля, а также в ходе административного расследования.
Наиболее распространенными правонарушениями, выявленные в зоне деятельности Читинской таможни являются контрабандообразующие составы, предусмотренные статьями 16.2, 16.4 КоАП РФ (106 дел об АП), 16.6 КОАП РФ (9 дел об АП РФ), 16.10 КоАП РФ(46 дела об АП), 16.11 КоАП РФ (10 дел об АП), а также прочие предусмотренные статьями 14.10, 15.25, 19.7, 20.25 КоАП РФ (89 дел об АП).
В ходе проверки было установлено, что по каждому случаю привлечения к административной ответственности юридических лиц Читинской таможней решался вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц этих предприятий.
В 2009 году уровень прекращения производства по делам об АП составил 43 дела или 7,6 % от находившихся в производстве таможни и суда дел. Что на 2% ниже уровня 2008 года.
По результатам рассмотрения взыскано штрафов на сумму 2726,9 тыс. руб. Что на 49% ниже уровня 2008 года.
Предметом административного правонарушения по возбужденным делам являются лесоматериалы, изделия из черных металлов, продукты питания, автомобили.
За 2009 год перечисления в федеральный бюджет составляли 1 миллиард 668 миллионов рублей. Что на 45,6% ниже уровня 2008 года.
За 2010 год всего возбуждено 466 дел об АП, из них 268-это юридические лица. Правонарушения в основном выявляются при проведении оперативно-поисковых мероприятий, проведения таможенного контроля, а также в ходе административного расследования.
Наиболее распространенными правонарушениями, выявленные в зоне деятельности Читинской таможни являются контрабандообразующие составы, предусмотренные статьями 16.2, 16.4 КоАП РФ (102 дел об АП), 16.6 КОАП РФ (10 дел об АП РФ), 16.10 КоАП РФ(12 дела об АП), 16.11 КоАП РФ (25 дел об АП), а также прочие предусмотренные статьями 14.10, 15.25, 19.7, 20.25 КоАП РФ (93 дел об АП).
В ходе проверки было установлено, что по каждому случаю привлечения к административной ответственности юридических лиц Читинской таможней решался вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц этих предприятий (организаций).
В 2010 году уровень прекращения производства по делам об АП составил 23 дела или 4,9 % от находившихся в производстве таможни и суда дел. Что на 2,7% ниже уровня 2008 года. По результатам рассмотрения взыскано штрафов на сумму 2217,2 тыс. руб. Что на 509,7 тыс. руб. меньше уровня 2008 года.
Предметом административного правонарушения по возбужденным делам являются лесоматериалы, изделия из черных металлов, продукты питания, автомобили.
Читинские таможенники за 2010 год перечислили в федеральный бюджет 1 миллиард 880 миллионов 768 тысяч рублей. (За 2009 год перечисления в федеральный бюджет составляли 1 миллиард 668 миллионов рублей).
Тенденция снижения уровня выявления административных правонарушений в зоне деятельности Читинской таможни по-прежнему сохраняется. Одна из главных причин, это уменьшение количества участников ВЭД. Если в 2008 году их было 570, в 2009 году осталось 395 и в 2010 количество участников ВЭД составляло 376.
Заключение
Отдел административных расследований играет важную роль в структуре Читинской таможни. Он непосредственно осуществляет деятельность структурных подразделений Читинской таможни и подчиненных ей таможенных постов по возбуждению дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, и по проведению по ним административного расследования.
В процессе написания отчета были решены следующие задачи: рассмотрена реализации правоохранительной деятельности таможенных органов Читинской таможни; проведен анализ динамики правонарушений в области таможенного дела, выявленных в регионе деятельности Читинской таможни; рассмотрен субъектный состав правонарушений, выявленных в период с 2008 по 2010 гг. Читинской таможней; охарактеризованы правонарушения, совершенные юридическими лицами за 2008-2010 гг. на примере Читинской таможни.
За время прохождения практики мною была изучена нормативная документация ФТС РФ, ГТК РФ, СТУ РФ, Читинской таможни регламентирующих производство по административным делам, уяснены общие положения об отделе административных расследований Читинской таможни, должностные инструкции сотрудников отдела. На практике я узнал непосредственную работу ОАР, ознакомился со статистикой отдела административных расследований Российской Федерации за 2008-2010 гг. Цели и задачи преддипломной практики были осуществлены за счет перечня статистического и аналитического материала, а именно:
количество правонарушений, выявленных Читинской таможней;
объемы взысканных штрафов;
количество возбужденных и прекращенных дел об АП;
количество дел об АП по субъектам правонарушения;
динамика правонарушений, совершенных юридическими лицами в общем объеме правонарушений.
Отдел административных расследований находится в тесном взаимодействии, с: отделом дознания; оперативно-розыскным отделом; органами МВД; органами прокуратуры
Опыт работы таможенных органов Российской Федерации показывает, что в настоящее время идет дальнейшее развитие таможенного дела, используются объективные законы таможенного регулирования торговли и промышленности, успешно решаются задачи борьбы с контрабандой, а также по выявлению и пресечения попыток нарушения таможенных правил.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.// СПб., Издательский дом "Питер", 2006 г. (по состоянию на 27.07.2006);
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. //"СЗРФ", 07.01.2002 № 1 (по состоянию на 05.11.2009);
3. Таможенный кодекс Таможенного союза 2010 г.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. //"СЗРФ", 17.06.1996 № 25, ст. 2954 (по состоянию на 27.07.2006);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 "О Федеральной таможенной службе Российской Федерации.// "Российская газета", № 215, 23.08.2004 г.;
6. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 12.01.2005 № 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне".// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 3, 2006 г.
7. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15.03.2005 № 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание."// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.", № 14 от 04.04.2005;
8. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 16.08.2005 № 747 "Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни".// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 10, 2005 г.
9. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 27.07.2006 № 703 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок".// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 9, 2006 г.
10. Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (исполнено в Найроби 9 июня 1977 г.)// Издательство ГТК России, Журнал "Таможенные ведомости", № 6, 1996 г.
11. Распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 16.09.2005 № 425-р "О полномочиях Управления таможенных расследований и дознания и оперативных таможен."// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 11, 2005 г.
12. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 30.06.2010 № 01-06/21925 "О направлении методических рекомендаций."// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 7, 2010 г.
13. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 30.09.2005 № 18-12/33930 "О направлении методических рекомендаций по расследованию административных правонарушений", 2005 г.
14. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29.12.2005 № 01-06/46772 "О направлении методических рекомендаций по взаимодействию подразделений таможенных органов при выявлении административных правонарушений."// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 2, 2006 г., стр. 14;
15. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28.03.2006 № 01-06/9280 "О практике продления сроков административного расследования по делам об АП во II квартале 2005 года."// Издательство ФТС России, Журнал "Таможенные ведомости", № 5, 2006 г.
16. Агабалаев М.И. "Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов Российской Федерации."// Издательство Экономика". 2006 г.;
17. Бойко А.И., Л.Ю. Родина "Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность."// Издательство "Юридический центр Пресс", 2008 г.;
18."Административные правонарушения: Административная ответственность; Административные наказания; Составы правонарушений; Субъекты юрисдикции; Производство по правонарушениям; Энциклопедический словарь" Под редакцией Б.В. Россинского.// Серия "Энциклопедические словари для юристов-профессионалов", Издательство "Норма", 2003 г.;