Особенности регулирования труда педагогических работников в РФ
Содержание
Введение
1. Основные характеристики правового регулирования системы образования Российской Федерации
1.1 Понятие и общая характеристика системы российского законодательства
1.2 Классификация образовательного законодательства Российской Федерации
2. Международно-правовое регулирование образования
2.1 Документы международных организаций как источник образовательного права
2.2 Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ
3. Особенности нормативно-правового регулирования педагогических работников в Российской Федерации
3.1 Источники трудового регулирования педагогических работников
3.2 Аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников
Заключение
Библиографический список
Введение
Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.
Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности – гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.
Принятие в 1992 г. Закона РФ «Об образовании» заложило основу самостоятельной отрасли российского законодательства, которая регулирует широкий спектр общественных отношений, складывающихся в сфере образования.
Так же следует выделить, что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей.
И в настоящее время государство понимая особую ценность этого вида деятельности, уделяет его правовому регулированию довольно большое внимание. На основании нового Трудового кодекса 2002г., установившего ряд принципиально новых положений в отношении правового положения в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19марта 2001 г. № 196, постановление Правительства Российской Федерации « О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников от 3 апреля 2003 г. N 191 и прочие.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой – ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Таким образом, актуальность проводимого исследования не вызывает сомнения.
Целью исследования выступает система источников российского образовательного права и особенности регулирования трудовых отношений с педагогическим работником.
Исходя из поставленной цели, автором решались следующие задачи:
исследовать систему российского законодательства;
дать классификацию источников права, регулирующих сферу образования в Российской Федерации;
рассмотреть вопросы иерархии источников образовательного права;
раскрыть основные особенности нормативных правовых актов, регулирующих вопросы образования в Российской Федерации;
проанализировать международные акты в сфере образования и уточнить вопрос их иерархии в системе нормативных актов сферы образования.
-выделение особенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;
-основания расторжения трудового договора с педагогическим работником.
Работа структурно состоит из трех глав и подпунктов.
При написании работы использовались такие источники, как: нормативно-правовые акты разного уровня, комментарии к законодательству, учебники и учебные пособия.
Объектом исследования является нормативное правовое регулирование труда и порядка образовательной деятельности в Российской Федерации. Предмет исследования – система источников образовательного права Российской Федерации, фактическое состояние нормативной правовой базы образования (до внесения на рассмотрение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») и акты регулирующие трудовые отношения педагогических работников.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных ученых, исследовавших проблемы нормативного правового регулирования образования. В качестве объекта анализа в работе использованы правовые документы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, в том числе Республики Коми, органов местного самоуправления.
Методологической основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. В частности, использованы исторический, системно-структурный методы, метод классификации.
1. Основные характеристики правового регулирования системы образования Российской Федерации
1.1 Понятие и общая характеристика системы российского законодательства
Система законодательства формируется в длительном процессе разработки правовых норм, обнародования их в официальных актах и систематизации этих актов, имеет сложную структуру. В.Д.Перевалов и В.И.Леушин в зависимости от критериев выделяют вертикальную, федеративную и комплексную структуры законодательства [33].
Вертикальная структура законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе. На вершине системы нормативных правовых актов Российской Федерации находится Конституция, ниже – законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти.
В федеративной структуре законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации; законодательство органов местного самоуправления [33].
Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. общие признаки нормативно-правовых актов:
имеют государственно-властную природу,
исходят от компетентных органов государства,
существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами,
обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения
специфический признак - направлены на возникновение, изменение или отмену норм права.
Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.
В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы; 2) подзаконные акты.
Признаки закона [9]:
1) закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом;
2) первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве;
3) высшая юридическая сила – важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону;
4) законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества;
5) законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. 6) закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. (взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д).
Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.
1.2 Классификация образовательного законодательства Российской Федерации
Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования, формируется на трех уровнях – федеральном, региональном (уровне субъекта Российской Федерации) и местном (муниципальном).
Существующая на данный момент трехуровневая система «внутригосударственных» источников образовательного права сформировалась сравнительно недавно – с 1 января 2006г., когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [21]. Действовавшая до этого редакция ст.1 Федерального закона «Об образовании» предполагала возможность нормативно-правового регулирования отношений в области образования только на федеральном уровне.
Федеральные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, представлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.
На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:
Конституцией РФ [14];
Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [25];
Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
«непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Более подробный анализ законодательства об образовании позволяет сделать некоторые выводы.
Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в области высшего и послевузовского образования, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (п. 1) в ст. 114 2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Закон РФ «Об образовании» регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [24, Преамбула].
В этот Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Сводный анализ этих изменений представлен в
3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Принятый через четыре года после появления «базового» закона – Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», – он развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ «Об образовании» применительно к сфере высшего и послевузовского образования.
4. Иные «профильные» федеральные законы. Среди актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере образования, наряду с Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования.5. «Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере высшего и послевузовского образования.
Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна – две статьи по образовательной проблематике, в других – целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
1. Указы Президента РФ, среди которых в свою очередь можно выделить:
а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, Указы Президента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»);
б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования (например, основы организации государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;).
2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования (например, от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»,), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (например, Постановление Правительства РФ от 27.07.2001 № 564 «О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"»).
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.
Региональные источники образовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, принимаются соответствующими государственными органами субъектов Российской Федерации в рамках компетенции, установленной для субъектов Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Эти источники, как и федеральные источники образовательного права, представлены законодательными актами (законами субъектов Российской Федерации) и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.
Законодательные акты, принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации, могут приниматься по общим вопросам организации системы образования в регионе.
Ряд субъектов Российской Федерации на основе федерального закона об образовании разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации «Об образовании» (см., например, Закон Республики Коми 06.10.2006 № 92-РЗ «Об образовании» [24]). В региональных законах об образовании устанавливаются общие начала правого регулирования деятельности образовательных учреждений образования на территории данного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия с различными элементами системы образования в регионе, распределение компетенции по регулированию отношений в сфере.
Региональные законы могут приниматься также по отдельным организационным, социальным, экономическим и финансовым вопросам деятельности образовательных учреждений (в том числе высшего профессионального) в данном субъекте Российской Федерации.
Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации развивают и дополняют положения соответствующих региональных законов. Региональные подзаконные акты могут быть посвящены регулированию общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений (например, Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2010 г. № 54 «О Министерстве образования Республики Коми» [22]).
Муниципальное образовательное право представляет систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Муниципальные акты, регулирующие отношения в сфере образования, немногочисленны. Они принимаются чаще всего в целях в целях предоставления дополнительной социальной поддержки и предоставления дополнительных льгот участникам образовательных отношений.
Таким образом, понятие правового регулирования отражает, прежде всего, и главным образом, государственно-властный характер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными органами и должностными лицами юридических нормативных предписаний.
Данное понятие следует отличать от близкого по содержанию понятия «правовое обеспечение», которое означает создание и поддержание в необходимых пределах организационно-функциональных характеристик систем управления с помощью упорядочивающего воздействия всего арсенала юридических средств (правовых норм, нормативно-правовых актов, правоотношений, юридических фактов и т.д.).
В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.
Кроме того, отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.
Вместе с тем, в настоящее время содержание указанных законодательных актов вследствие прошедших изменений перестает соответствовать реальным потребностям сферы образования и современным стандартам правового регулирования.
Поэтому неслучайно в стране началось обсуждение нового проекта закона «Об образовании в Российской Федерации».
образовательный право законодательство педагогический работник
2. Международно-правовое регулирование образования
2.1 Документы международных организация как источник образовательного права
Международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права.
Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации.
Во-вторых, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Если же международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями – Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.
Автор считает, что есть необходимость дать их характеристику наиболее значимых международных документов об образовании.
Ведущее место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека [6]. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:
1) способствовать полному развитию человеческой личности;
2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;
4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI века.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [17], принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими для нашей страны актуальными являются такие обязанности государств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот, как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий и необходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательского персонала.
Надежные критерии для оценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также в Конвенции о правах ребенка [13], вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.
Применение положений Конвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусу социально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительной власти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию» [26] отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона, как это не удивительно, не упоминается. Например, в ст. 11 Федерального закона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляется немало льгот и гарантий в пользу ребенка.
Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.
Так, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» [12], принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства – сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.
Большой практический интерес представляет принятая ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 года «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» [5]. Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. Декларация определяет принципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профессиональной деятельностью. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное (знаниевое) освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. Для обеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Декларация, вне всякого сомнения, будет полезной для обучающихся и педагогических работников как документ, определяющий пути развития образования, с учетом которых участники образовательных отношений должны сообразовывать свое поведение в настоящий период, определять оптимальные варианты своих действий на ближайшую или отдаленную перспективу и находить конкретные формы своего непосредственного участия в мероприятиях по постоянному совершенствованию образования.
2.1 Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ
Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.
Это, прежде всего, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, с дополнениями, внесенными одиннадцатью протоколами. Развивая Всеобщую декларацию прав человека, Протокол № 1 к Конвенции провозглашает норму, согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование. При этом особо подчеркивается, что участие государства в сфере образования не должно нарушать право родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и нравственными принципами [8]. В рамках ЕС большую работу проводит Совет по культурному сотрудничеству, который организует экспертизу, решает актуальные вопросы образования, готовит крупные документы, касающиеся судеб школ. В одном из них – «Нововведения в начальное образование», 1988 – предусматривалась необходимость дифференциации обучения, обновление содержания образования в духе мира, гуманизма, защиты природы, связи семьи и школы, сотрудничества учителей и учащихся. В целях содействия глубокому взаимопониманию среди молодежи через сотрудничество во всех областях образования и преподавания, подготовки на языках других государств-участников в 1990 г. была принята Парижская хартия для новой Европы [27].
Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет Программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая внимание на том, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства [1, c. 179].
Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 1990-х гг. была сориентирована, прежде всего, на:
предоставление социальных, экономических, политических гарантий;
обеспечение равного доступа к получению любого образования на протяжении всей жизни;
максимально широкий охват населения образованием;
повышение уровня и качества образования населения;
предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования;
улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса;
стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений;
выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обеспечения систем образования;
расширение автономии образовательных учреждений;
создание межгосударственного образовательного пространства в рамках ЕС [11, с. 47; 35].
И все же в рамках образовательного сотрудничества предпочтительное внимание было отдано вопросам высшего, в том числе университетского, образования. В 1994 г. на Венском заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004 гг. и разработан План действий на Десятилетие [28]
Цель Десятилетия – возведение к его окончанию в ранг закона требования уважения прав человека на образование и фиксация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. Основной правовой базой межгосударственных отношений в области
сотрудничества по формированию единого образовательного пространства СНГ являются различного рода концепции, соглашения и модельные законодательные акты (законы).
Почти сразу образования СНГ, в 1992 г., главы правительств десяти входящих в Содружество Независимых Государства (СНГ) государств подписали Соглашение о сотрудничестве в области образования в рамках СНГ. В этом документе государства заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов. Они гарантировали равноправие всех образовательных учреждений, входящих в их национальные системы, и бессрочное признание на своих территориях выданных в государствах-участниках к моменту заключения данных соглашений документов государственного образца о среднем, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий. В связи с этим в 1997 г. главами государств Республик Азербайджан, Молдова, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Армения, Кыргызстан была принята Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств [16], на основе которой было выработано и подписано важное Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Данная Концепция действовала до 2000 г., однако она сыграла исключительно большую роль в развитии образовательно-правовых отношений между государствами-членами СНГ.
В Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств определялись основные принципы, направления, условия и этапы создания единого образовательного пространства,
Основная идея Концепции состояла в том, чтобы интеграция государств – участников СНГ в области образования способствовала бы свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур, созданию условий для развития и формирования культурного межнационального общения. Основными принципами общего пространства являются сближение национальных систем образования, согласованности образовательных стандартов, требований подготовки и программ обучения и др. Одним из последних было принято Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (2004 года). Так, в соответствии с данным Соглашением, государства-участники СНГ обязались содействовать приему в общеобразовательные учреждения граждан Сторон, постоянно проживающих на их территориях, по прямым договорам, а также по договорам между общеобразовательными учреждениями.
Из нормативно-правовых актов, принятых государствами-участниками СНГ по вопросам образования, наибольший интерес представляют модельные законы, к числу важнейших из которых следует отнести такие законы, как «Модельный закон «Об образовании» [20], «Модельный закон «Об образовании взрослых» [19], «Модельный закон «О среднем общем образовании» [18].
Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» принимались не просто хронологически в прошлом веке, они появились в иную эпоху образовательного права, когда оно формировалось национальным законодателем самостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развития международного права [35].
Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права.
Этот фактор еще раз подтверждает своевременность начала обсуждения нового проекта закона «Об образовании в Российской Федерации».
3. Нормативно правовое регулирование педагогических работников в РФ
3.1 Источники трудового регулирования педагогических работников
Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения путем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.
Для целей настоящего Федерального закона под педагогическими работниками понимаются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.
В организациях, осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся работники, непосредственно занятые обучением, воспитанием обучающихся и (или) организацией образовательного процесса в специализированных структурных образовательных подразделениях таких организаций.( ФЗ об образовании нов.).
Однако осуществление педагогического труда коллективами преподавателей вузов, сузов, лицеев, школ, особенности и своеобразие педагогической работы, являющейся основой их правовой характеристики, породили необходимость в дифференциации законодательства о труде этих работников. В этой связи в сфере регулирования труда преподавателей функционирует большое количество специальных правовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения и существования данных трудовых правоотношений. Поэтому в основе правового регулирования труда этих работников лежит сочетание общего трудового законодательства и специальных правовых норм.
Основным источником регулировании труда и трудовых отношений в РФ является Трудовой кодекс Российской Федерации – основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений, действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.
ТК РФ содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей, а также необходимую правовую базу для изменения правового характера трудовых отношений. В нем впервые закреплена недопустимость, какой бы то ни было дискриминации в трудовых отношениях. Введен запрет на принудительный труд. ТК РФ установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Такая задержка отнесена к категории принудительного труда. Помимо уголовной и административной ответственности введена материальная ответственность.
Наряду с ТК РФ с ним тесно переплетается федеральный «закон об образовании» В нем происходит отражение правового регулирования труда педагогических работников. Иными словами он отражает содержание трудового кодекса, но и включает в себя должностные обязанности педагогических организаций.
Правовым актом, регулирующим должностные обязанности и требования к определенной квалификации работников данной категории, является Единый квалификационный справочник принятый в соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (1 ч.), ст. 1036; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434), от 14 августа 2009 года.
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы. Например: должностные обязанности социального педагога - осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей)... Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику...
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Не зависимо от этого, Безусловный приоритет в ТК РФ отдается бессрочному трудовому договору. В соответствии со статьей 56 ТК РФ под трудовым договором понимается правовой акт - "соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым, работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя". В трудовом договоре указываются все условия определяющие права и обязанности сторон. На трудовой договор, заключенный между работодателем, которым согласно ст. 20 ТК РФ могут быть любые физические и юридические лица, и педагогическим работником распространяются как общие требования, указанные в нормах ст. 57 ТК РФ, так и специальные, предусмотренные в иных статьях трудового законодательства. Рассмотрим их.
3.2 аспекты нормативно - правового регулирования труда педагогических работников
а. Рабочее время и время отдыха
Согласно ст.333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается следующая продолжительность рабочего времени:
Таблица 1. см приложения.
Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок регулирования режима
рабочего времени и времени отдыха
педагогических работников с учетом
особенностей деятельности образовательных
учреждений различных типов и видов
определяется Положением об особенностях
режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и других работников
образовательных учреждений,
утвержденным
приказом Минобрнауки России от 27 марта
2006 г. №69.
Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее – педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
На основании типовых положений о соответствующем образовательном учреждении и ст. 331 ТК РФ, учебная нагрузка на учебный год устанавливается самостоятельно учебным заведением: в размере до 900 часов для преподавателей высших учебных заведений (в зависимости от их квалификации и профиля кафедры) и до 1440 часов для преподавателей средних специальных учебных заведений. Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательного учреждения устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном учреждении. Если этот объем не соответствует норме часов за ставку заработной платы, то учебная нагрузка устанавливается только с письменного согласия работника.
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, не более 36 часов в неделю (продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке). Работодатель обязан установить для педагогических работников сокращенное рабочее время. В свободное от основной работы время (как по основному месту работы, так и в других организациях) эти работники вправе работать по совместительству (ст. 98 ТК РФ), в том числе по аналогичной занимаемой ими должности, специальности, профессии. Данное право предоставлено им Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», а именно:
а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству: выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту своей основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения);
б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем; по каждому трудовому договору она не может превышать:
для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;
для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
В целях реализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношение которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного года за непрерывную преподавательскую работу Министерство образования РФ утвердило Положением Министерства образования РФ от 07.12.2000 № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Этим Положением определены виды деятельности, включаемые в непрерывную преподавательскую деятельность, случаи, при которых, стаж не прерывается, условия оплаты отпуска и т.д.
Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.
Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения, а руководителю (ректору, директору, начальнику и заведующему) образовательного учреждения - приказом министра образования и науки. За находящимся в длительном отпуске педагогическим работником сохраняется место работы (должность). Причем во время отпуска не допускается перевод работника на другую работу (ст. 72 ТК РФ), а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения (п. 1 ст. 81 ТК РФ).
Б.Оплата труда педагогических работников
Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее – ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65.
Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:
- показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;
продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;
объемов учебной (педагогической) работы;
размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок (окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других – по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;
порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;
выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;
особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;
дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);
выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;
- процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
- других условий оплаты труда, в том числе установленных в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
- правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей, в том числе после 1 января 2005г.
Размеры доплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.
Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:
при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;
при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;
при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
при присвоении почетного звания - со дня присвоения;
при присуждении ученой степени кандидата наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;
при присуждении ученой степени доктора наук - со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.
При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты труда производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.
В. Прекращение трудового договора с педагогическим работником
Помимо оснований, прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и иными федеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарного расследования. Статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривает основание для проведения расследования и обязательность ознакомления работника с поданной на него жалобой.
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 Трудового Кодекса (Согласно части двенадцатой статьи 332 Трудового кодекса РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.
4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора представлено в ТК впервые, поскольку ранее действовавшая модель трудового договора с научно-педагогическим работником высшего учебного заведения предусматривала исключительно срочный трудовой договор сроком до 5 лет.
Основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками могут определяться и иными федеральными законами. Речь идет о требованиях, предусмотренных законами об образовании и высшем профессиональном образовании, с учетом запретов на право осуществления педагогической деятельности1.
Так, одним из дополнительных оснований расторжения трудовых договоров с ректором и проректорами, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 12), является лишение государственной аккредитации государственного или муниципального высшего учебного заведения в целом. Ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием на работу по трудовому договору на срок не более чем 5 лет.
Трудовой договор с работниками образовательных учреждений, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий, может быть расторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяется ученым советом вуза (п. 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114)
Заключение
Образовательная система современной России предоставляет широкие возможности для учета национальных, религиозных и иных культурных, а также индивидуальных, различий в обучении и воспитании, т.е. имеет многокультурный характер. Между тем многокультурный характер современного образования может иметь не только положительные (широкие возможности для самореализации обучающихся, воспитанников), но и отрицательные последствия (разногласия и конфликты на национальной, религиозной, идеологической основе). В образовании возможны два пути предотвращения таких негативных явлений – внутренний и внешний. Регулирование отношений участников образовательного процесса – педагогов и обучающихся – «изнутри» возможно при условии сформированности у них позиции, обеспечивающей терпимость к «другому» и одновременно устойчивость собственных взглядов и убеждений. Но пока гуманитарная позиция не сформирована, необходимо регулирование отношений извне, с использованием правовых норм.
Кроме того, законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.
Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями как самой системы образования, так и ее внешней среды.
В соответствии с проведенным анализов, автор позволяет себе сформулировать следующие выводы:
1) в понятии «правовое регулирование» отражается целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными органами, должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Поэтому при употреблении понятия «правовое регулирование» в первую очередь мы имеем в виду именно выработку нормативных правовых актов;
2) образовательное законодательство призвано регулировать образовательные и иные отношения (административные, трудовые, имущественные и т.д.), складывающиеся в области образования. Регулируя такие отношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений;
3) в системе источников образовательного права выделяют два уровня – международно-правовой и внутригосударственный (национальный). Последний в соответствии с конституционными основами государственного устройства Российской Федерации включает в себя три подуровня – федеральный, региональный (субъекта Российской Федерации) и муниципальный;
4) так называемое международное образовательное право объединяет свыше 150 разного рода международно-правовых актов, принятых ООН, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организацией труда (МОТ), Советом Европы и другими международными организациями. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования в Российской Федерации, включает сотни правовых актов различной юридической силы.
5) в качестве основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации можно назвать:
5.1) приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;
5.2) устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных «смежных» отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);
5.3) приведение федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) источников образовательного права в соответствие с конституционными принципами разграничения властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
5.4) совершенствование локального нормативно-правового регулирования сферы образования в образовательных организациях.
6) Трудовой кодекс, вступивший в силу с 2002 года внес значительные изменения в регулирование трудовых отношений с отдельными категориями работников. Изменения коснулись и педагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблем в этой сфере. Так в кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью. К этим требованиям, как следует из содержания ст.331 ТК РФ, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности, определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разряд аттестации.
6.1) При заключении трудового договора на стороны распространяются общие требования, предусмотренные нормами ст.57 Трудового кодекса РФ, но при этом существуют некоторые особенности. Так, согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 42 календарных дня, также возможно продление количества отпускных дней.
6.2) Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и иными особенностями.
Приложения
Часы работы |
специальности |
36 часов в неделю |
работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей; педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений; |
30 часов в неделю |
старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) |
2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) |
|
18 часов в неделю |
учителям 5–11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей; |
20 часов в неделю |
учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений |
24 часа в неделю |
преподавателям
1–2 классов школ общего музыкального,
художественного, хореографического
образования с 5-летним сроком обучения,
|
720 часов в год |
преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования |
3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы |
|
20 часов в неделю |
учителям-дефектологам и учителям-логопедам |
24 часа в неделю |
музыкальным руководителям и концертмейстерам |
25 часов в неделю |
воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии |
30 часов в неделю |
инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах |