Анализ мер, применяемых сотрудниками исправительных учреждений, по обеспечению режима отбывания наказания
1. Режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему
1.1 Понятие режима в исправительных учреждениях
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания – один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.
В отечественном законодательстве термин «режим» впервые был употреблен в словосочетании «режим подследственных» во временной инструкции НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового». В дальнейшем, в частности в Положении об общих местах заключения в РСФСР от 16 ноября 1920 г., уже имелся целый раздел «Режим в общих местах заключения». С принятием первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. термин «режим» получил законодательное оформление и стал широко использоваться в научной литературе и ведомственных нормативных актах.
Первые попытки дать его научное определение относятся к 20-м гг. XX в. Профессор С. Познышев определял, что пенитенциарный режим есть система мер, направленная к тому, чтобы известным образом изменить подвергавшихся ему лиц. Такое определение лишь в общих чертах отражало сущность режима.
С середины 50-х гг. в советском государстве началось восстановление законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, и в последующие годы режим стал рассматриваться как непременное условие процесса исправительно-трудового воздействия. А. Беляев под режимом понимал»… установленный и регулируемый нормами советского исправительно-трудового права порядок использования труда осужденных, обеспечивающий их изоляцию, а также применение ограничений, связанных с лишением свободы, выполнением заключенными их обязанностей, гарантию осуществления принадлежащих им прав и создание условий для их исправления и перевоспитания». Несколько иную позицию занимал профессор Б. Утевский. Он рассматривал режим как «урегулированный нормами исправительно-трудового права принудительный порядок исполнения наказаний, связанный с исправительно-трудовым воздействием, обеспечивающий кару, исправление и перевоспитание осужденных, а также решение задач частного (специального) и общего предупреждения…». А. Рябинин, конкретизируя его, в содержание режима включал всю совокупность правил и условий, порядков, которыми охватываются все стороны жизни осужденных в период «отбывания наказания в виде лишения свободы». По его мнению, режим – это «правила изоляции и надзора за осужденными, правила поведения и распорядок дня, порядок и условия приобщения осужденных к труду, проведение воспитательной работы, обеспечение жильем, питанием, одеждой и т.д.». Как видим, здесь дано более широкое толкование понятия «режим», в него не только включены правоограничения, свойственные наказанию в виде лишения свободы, но и предусмотрена реализация законных интересов и прав осужденных в этот период, а также деятельность государственных органов (администрации исправительных учреждений) по обеспечению и реализации этих прав.
На мой взгляд, обобщив изложенные точки зрения, можно утверждать, что в местах лишения свободы существует строго определенный порядок исполнения и отбывания наказания, который включает в себя практически всю организацию уклада жизни осужденных.
А. Севрюгин усматривает в режиме «совокупность исправительно-трудовых правоотношений, обеспечивающих правовое регулирование поведения осужденных в социально-экономических, политических и духовных отношениях с учетом правоограничений, свойственных этому наказанию». Думается, что определение режима А. Севрюгина наиболее правильное.
Только совсем недавно определение понятия режима впервые получило закрепление в уголовно-исполнительном законе. В предшествующем законе (ИТК РСФСР 1970 г.) перечислялись только требования режима.
В настоящее время, для того чтобы избежать разночтений, законодатель приводит определение этого понятия непосредственно в законе.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство подробно регулирует вопросы, связанные с определением режима. Так, по самым приблизительным подсчетам, из семидесяти статей IVраздела УИК РФ, регулирующих исполнение наказания в виде лишения свободы, около пятидесяти (более 70%) в той или иной мере посвящены именно вопросам режима и его обеспечения.
В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. – «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Когда же речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении – как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.
Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле: 1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Как известно, комплекс правоограничений предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
В уголовно-исполнительном законодательстве дано определение режима в исправительных учреждениях как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции.
Рис. 1. Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции
Функции режима реализуются в их единстве, взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы.
Обобщая точки зрения ученых-пенитенциаристов по вопросу определения режима в исправительных учреждениях, можно сформулировать следующие выводы:
– режим в исправительных учреждениях – часть исторически сложившегося в обществе общественного порядка, урегулированного действующими законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами;
– состояние режима в исправительных учреждениях оценивается количеством случаев неправомерного поведения со стороны осужденных;
– правовое регулирование режима в исправительных учреждениях осуществляется нормами уголовно-исполнительного права, а также нормами, содержащимися в других отраслях права (уголовном, административном, гражданском, семейном и др.);
– при урегулировании режима применяются нормы материального, процессуального и организационно-управленческого характера;
– установленный в местах лишения свободы правопорядок направлен на реализацию обязанностей всеми участниками правоотношений;
– основная функция режима сводится к созданию оптимальных условий для применения к осужденным иных мер исправительного воздействия.
1.2 Требования, предъявляемые к режиму в исправительных учреждениях
Анализ ч. 1 ст. 82 УИК РФ позволяет судить о том, что основные требования режима содержатся в самом определении этого явления.
Согласно данной норме основными требованиями режима в местах лишения свободы являются:
обязательная охрана, изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков;
точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;
реализация их прав и законных интересов;
обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;
раздельное содержание разных категорий осужденных;
различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного и возможность изменения условий отбывания наказания.
Иные требования режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы в форме правовых предписаний, адресованных администрации исправительных учреждений и осужденным, содержатся в частях 4, 5, 6, 8, 9, 10 ст. 82 УИК РФ. К ним относятся требования:
а) о единой форме одежды для осужденных установленного образца. Администрация обязана обеспечить спецконтингент такой одеждой (ч. 4 ст. 82 УИК РФ);
б) о производстве обысков осужденных и помещений, в которых они проживают и досмотре их вещей. Личный обыск производится лицами одного пола. Обыск жилых помещений осуществляется в отсутствии осужденных, а в их присутствии – только в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 82 УИК РФ);
в) о недопустимости хранения осужденными при себе денег, ценных бумаг, иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне предметов и вещей, разрешенных к хранению и использованию в исправительных учреждениях. Такой перечень приведен в приложении №1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 8 ст. 82 УИК РФ);
г) о правилах хранения обнаруженных у осужденных денег, ценных бумаг, и иных ценностей администрацией учреждения и изъятия предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к исполнению и хранению в исправительных учреждениях (ч. 9, 10 ст. 82 УИК РФ).
Кроме того, администрации исправительного учреждения законодатель предоставил право производить досмотр находящихся на территории учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 УИК РФ).
В теории исправительно-трудового права режим имел различные толкования. Учитывая законодательные нововведения уголовно-исполнительного кодекса, существо этого правового явления представляется возможным сформулировать как урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима – воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления – это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.
2. Современное состояние деятельности уголовно-исполнительной системы и в частности УФСИН по Ставропольскому краю по обеспечению режима за 2010 год
Анализируя статистические данные ФСИН России за 2010 год в общем и целом снизилось общее число содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. На начало 2010 года оно составляло около 865 тысяч человек (на 1 января 2011 года ≈ 820 тысяч человек), но это всё равно очень и очень много, причём это снижение происходило прежде всего за счёт следственных изоляторов.
Вместе с тем, анализируя официальные данные ФСИН России за последние 10 лет (табл. 2.1. – 2.3.), состав контингента исправительных учреждений стал более тяжёлым. За последние 5 лет выросло количество осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц, страдающих от наркозависимости, алкогольной зависимости, людей с психическими отклонениями также увеличилось в системе в разы. Всё это, безусловно, осложняет нелёгкую работу в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
режим исправительный уголовный учреждение
Таблица 2.1. Характеристика осужденных по срокам заключения
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
до 1 года |
2 934 |
2 250 |
3 101 |
3 856 |
5 304 |
6 536 |
6 704 |
7 635 |
8 145 |
1 год |
7 561 |
5 419 |
6 069 |
6 179 |
9 261 |
10 986 |
11 468 |
11 189 |
10 672 |
свыше 1 до 3 лет |
107 990 |
106 528 |
90 470 |
98 346 |
131 680 |
156 051 |
159 947 |
163 944 |
157 911 |
свыше 3 до 5 лет |
258 586 |
224 715 |
195 536 |
156 592 |
157 669 |
172 140 |
180 431 |
182 689 |
178 236 |
свыше 5 до 10 лет |
295 136 |
295 916 |
291 112 |
243 852 |
242 984 |
249 346 |
254 722 |
261 334 |
263 863 |
свыше 10 до 15 лет |
65 020 |
70 580 |
76 186 |
71 093 |
74 588 |
76 678 |
76 461 |
78 959 |
75 916 |
свыше 15 лет |
12 261 |
15 648 |
18 866 |
20 441 |
23 243 |
25 125 |
26 694 |
28 542 |
29 342 |
Таблица 2.2. Характеристика осужденных, которые осуждены к лишению свободы
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
впервые |
368 926 |
356 334 |
330 482 |
302 798 |
335 200 |
367 260 |
385 502 |
390 994 |
377 813 |
второй раз |
204 847 |
204 079 |
196 350 |
171 832 |
176 671 |
185 557 |
186 290 |
190 964 |
190 149 |
3 и более раз |
175 715 |
160 643 |
154 508 |
125 729 |
132 858 |
144 045 |
144 635 |
152 334 |
156 123 |
Таблица 2.3. Характеристика осужденных, которые осуждены за преступления
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||
убийство ст. 105 УК РФ |
99867 |
103767 |
107307 |
108832 |
116222 |
121191 |
122393 |
122929 |
121341 |
|
в т.ч. |
женщин |
7733 |
7580 |
7802 |
7968 |
8808 |
9482 |
9668 |
10132 |
10025 |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ст. 111 |
75139 |
78350 |
83119 |
85640 |
96170 |
101731 |
103037 |
103810 |
102993 |
|
в т.ч. |
женщин |
3694 |
3691 |
4084 |
4321 |
5476 |
6065 |
6422 |
6664 |
6806 |
изнасилование, насильственные действия сексуального характера – ст. 131 |
24580 |
22573 |
21541 |
20316 |
21722 |
22857 |
24818 |
26918 |
26374 |
|
в т.ч. |
женщин |
103 |
111 |
100 |
73 |
90 |
134 |
152 |
151 |
176 |
кража – ст. 158 |
262007 |
226250 |
188672 |
152773 |
159749 |
168397 |
165243 |
162659 |
148153 |
|
в т.ч. |
женщин |
13430 |
8426 |
7367 |
6868 |
8699 |
10899 |
11005 |
11714 |
10889 |
грабеж – ст. 161 |
66432 |
64072 |
62054 |
55658 |
61458 |
68433 |
71217 |
70918 |
67272 |
|
в т.ч. |
женщин |
2960 |
2183 |
2202 |
2150 |
2558 |
2969 |
2999 |
3176 |
2929 |
разбой – ст. 162 |
82905 |
87041 |
87994 |
80070 |
80400 |
82343 |
80388 |
77756 |
75078 |
|
в т.ч. |
женщин |
3074 |
2940 |
2842 |
2271 |
2347 |
2399 |
2345 |
2350 |
2245 |
хулиганство ст. 213 |
19260 |
17947 |
16552 |
10042 |
7380 |
6063 |
4870 |
4193 |
2471 |
|
в т.ч. |
женщин |
422 |
326 |
363 |
243 |
118 |
97 |
56 |
38 |
33 |
вымогательство – ст. 163 |
8296 |
7185 |
6661 |
5571 |
5845 |
6282 |
6514 |
6903 |
5807 |
|
в т.ч. |
женщин |
231 |
137 |
106 |
86 |
139 |
144 |
135 |
130 |
115 |
преступления, связанные с наркотиками – ст. 228–234 |
68634 |
69874 |
65550 |
42757 |
49794 |
65429 |
81194 |
98430 |
114508 |
|
в т.ч. |
женщин |
13482 |
13197 |
12647 |
8953 |
9647 |
12269 |
14531 |
16493 |
19016 |
В частности анализируя итоги деятельности учреждений УИС Ставропольского края за 2010 год необходимо отметить, что в целом оперативная обстановка хотя и оставалась сложной, но была управляема и находилась под постоянным контролем. Негативное влияние на ее состояние продолжали оказывать перелимит и ухудшение криминогенного состава осужденных, неполная трудовая занятость спецконтингента и т.д.
По состоянию на конец 2010 года в исправительных учреждениях края содержалось 14267 осужденных или на 3,2% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (АППГ). Несмотря на это, перелимит составил 14,8%. Так, в исправительных колониях общего режима для содержания мужчин содержалось 4158 осужденных – при лимите наполнении 3758; на строгом виде режима – 7897 осужденных, при лимите наполнения 6452, в лечебно-исправительном учреждении и центральной больнице – 1453 осужденных, при лимите наполнения 1318, в участках колонии-поселения – 691 осужденный (прирост 34%), при лимите наполнения 462 места. И только в воспитательной колонии перелимита не было, и содержалось 57 воспитанников.
На профилактическом учете в учреждениях края состоят 1498 осужденных, что на 32% больше, чем в АППГ (1025 осужденных) или 10,3% от общего количества осужденных.
Из них:
склонных к побегу – 237 человек, что на 1,3% меньше, чем в АППГ (240 чел.) или 15,9% от общего количества осужденных;
лидеров и активных участников групп отрицательной направленности – 1 чел. (АППГ – 3);
склонных к употреблению наркотических средств 124 чел., что на 42% больше, чем в АППГ (72 чел.);
– склонных к гомосексуализму и лесбиянству 53 чел., что на 51% меньше, чем вАППГ (109 чел.);
– систематически употребляющих спиртные напитки 31 чел., что на 74% больше, чем в АППГ (8 чел.).
В целом показатели изъятия запрещенных предметов при доставке соответствуют требованиям ФСИН России. Основная масса денег, алкогольных напитков заводского изготовления, наркотических веществ, сотовых телефонов изъята при попытках доставки.
Так, в целях профилактики и предупреждения проникновения на территории исправительных учреждений края запрещенных предметов, отделами безопасности подразделений края и УФСИН СК в тесном взаимодействии с другими отделами проводился комплекс мероприятий как организационно-теоретического, так и практического характера. В результате за прошедший год оперативно-режимным составом перекрыто 56 каналов проникновения в исправительные учреждения наркотических средств.
В течение 2010 года в исправительных учреждениях края в результате целенаправленно проводимой обыскной работы было обнаружено и изъято:
– 118,8 тыс. рублей, из них при доставке 117,8 тыс. рублей или 99%, (АППГ – 472,7 тыс. рублей или на 75% больше, при доставке – 99,6%);
– 71,7 литра алкогольных напитков заводского изготовления (АППГ – 77,61 литра или на 7,7% больше), все при доставке;
699 литров мутной жидкости с характерным запахом брожения (АППГ – 313 литров или на 55,3% меньше);
375,75 грамма наркотических веществ, все при доставке (АППГ – 509,794 грамма или на 26,3% больше), все при доставке;
– 262 сотовых телефона, из которых при доставке 238 шт. или 91,7% (АППГ – 141 или на 46,2% меньше, при доставке 125 или 88,6%);
– 261 единица колюще-режущих предметов (АППГ – 223 или на 14% меньше).
В 2010 году в исправительных колониях края было зарегистрировано 36043 нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Из общего количества нарушений:
отделами безопасности было выявлено 31487 нарушений или 87% от общего количества нарушений;
воспитательными отделами – 3173 нарушения или 8,8% от общего количества нарушений;
оперативными отделами – 711 нарушений или 2% от общего количества нарушений;
производственными службами – 300 нарушений или 0,8% от общего количества нарушений;
– другими службами – 372 нарушения или 1% от общего количества нарушений.
Анализируя выше перечисленные данные можно прийти к выводу, что несмотря на некоторое уменьшение количества содержащихся осужденных увеличилось, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, общее количество профилактируемых лиц. В исправительных учреждениях увеличивается количество лиц, отбывающих наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Растет число осужденных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с большими сроками наказания.
3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначением является обеспечение соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы.
средства обеспечения режима общего характера. К числу мер общего характера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание; индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.
специальные средства обеспечения режима. Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие).
3.1 Применение технических средств охраны и надзора в целях поддержания установленного режима отбывания наказания
Уголовно-исполнительное законодательство наделило администрацию исправительных учреждений правом использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК РФ).
Таким образом, применение технических средств надзора при осуществлении надзора за осужденными в учреждениях УИС не нарушает прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, и осуществляется на основании конституционных норм.
Несмотря на то, что администрация исправительных учреждений информирует осужденных о применении в их отношении данных технических средств, она не обязана указывать, в каких местах эти средства размещены.
В идеальном варианте технические средства надзора и контроля могут использоваться как гласно, так и скрытно (негласно) во всех местах на территории исправительного учреждения, где находятся или могут находиться осужденные. Знание этого факта осужденными в определенном смысле заставляет их корректировать свое поведение, вплоть до отказа от совершения правонарушения. Информированность осужденного о постоянном контроле за его действиями с помощью современных технических средств может рассматриваться в качестве предупредительного фактора, влияющего на возможность совершения осужденным правонарушения.
К юридическим документам, определяющим возможность использования технических средств в исправительных учреждениях, относятся:
– Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные права и свободы человека, а также определена возможность ограничения этих прав;
– Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части определения возможности изъятий и ограничений в отношении осужденных, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, а также наделения правом применения в определенных случаях технических средств;
– Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» в части наделения правом учреждений, исполняющих наказания, осуществлять фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку;
– Уголовный кодекс РФ 1996 г. в части определения ответственности за превышение должностных полномочий сотрудниками УИС;
– Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором указано, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде;
– Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», регламентирующий процесс передачи видеоинформации по каналам связи и электромагнитной совместимости технических средств видеонаблюдения с другими радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения.
Более детально вопросы применения технических средств видеонаблюдения находят отражение в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются:
– Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях;
– Руководство по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы;
– Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы и т.д.
В связи с активизацией государственных мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы концентрируется наиболее опасная категория осужденных и наблюдается рост криминальной составляющей в среде спецконтингента. В этих условиях задача обеспечения надежной охраны и изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением требований законности и правопорядка остается одной из первоочередных задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний. Вследствие этого совершенствование системы охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ее форм и методов актуализируется.
Применение современных ИТСОН позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними.
При внедрении систем визуального наблюдения обеспечивается возможность всеохватывающего контроля за ситуацией на территории учреждения. Оператор поста видеоконтроля и оперативный дежурный имеют возможность быстро, достоверно получать информацию о состоянии охраны как на периметре учреждения, так и на внутренней его территории. Они могут просматривать все внутренние посты, контролировать качество исполнения младшими инспекторами учреждений своих обязанностей и соблюдение режимных требований, достоверно квалифицировать факты срабатываний охраны на периметре учреждения и тревожной сигнализации на внутренних постах.
Рис. 2. Камеры видеонаблюдения в режимных корпусах
Следует отметить, что применение инженерно-технических средств охраны и надзора, создание на их основе интегрированных комплексов безопасности способствуют повышению надежности охраны объектов ИУ, совершенствованию контроля за поведением осужденных. Эти средства способны пресекать побеги. Кроме того, оборудование периметра запретных зон современными инженерно-техническими средствами, их надежная работа по созданию преград нарушителю, своевременной выдаче сигналов обнаружения оказывают важное предупредительное воздействие на осужденных, поскольку у последних формируется представление о том, что их противоправные действия находятся под контролем администрации, а попытки совершить преступление или подготовку к нему (например, побег путем преодоления запретной зоны) будут обнаружены с помощью техники.
По результатам выполненных задач поставленных «Концепцией совершенствования оборудования объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора до 2010 года» явилось многократное увеличение количества видеокамер по надзору за осужденными в исправительных учреждениях.
Необходимо отметить, что использование технических средств в обеспечении надзора не ограничивается одними видеокамерами. Начиная с 2005 г. они используются в рамках единых систем безопасности. Они объединяют в себе системы мониторинга управления внутренней территории, защиты периметра колонии, а также обеспечивают возможность взаимного дублирования пультов различных служб, подключение новых устройств, аппаратуры, а также дистанционный контроль со стороны региональных управлений.
Рис. 3. Пост системы видеонаблюдения интегрированной системы безопасности (ИСБ)
На данный момент значительно расширилась номенклатура технических средств, централизованно поставляемых в учреждения УИС, таких как: интегрированные комплексы технических средств охраны и надзора для исправительных колоний «Тобол», «Пахра-М», «Сова», «Микрос-02» и «Рубеж-08», радиолучевые датчики обнаружения «Арбалет-Б», датчики обнаружения оптические лазерные «Рапира-Б», трибоэлектрические датчики «Гюрза-035П», металлодетектор магнитоиндуктивный пассивный «Фракталь-01».
Рис. 4. Арочный металлодетектор антивандального исполнения Фракталь-01
В настоящее время в силу недостаточности современных технических средств охраны и контроля, а также прогрессирующего старения инженерных сооружений необходимо основную работу направить на:
– оборудование объектов современными интегрированными системами безопасности, замена морально и физически устаревшей аппаратуры надежными и устойчиво работающими изделиями различного принципа действия, выполненными на современной элементной базе;
– серийное внедрение средств видеонаблюдения как на периметре, таки на внутренней территории учреждений. Современные средства видеонаблюдения должны обладать большой разрешаемой способностью и быть адаптированы к применению в любых климатических условиях в разное время суток. Отдельным перспективным направлением применения средств дистанционного наблюдения является использование камер общего обзора купольного исполнения, устанавливаемых на вышках высотой 20–40 метров. С помощью них возможно осуществление контроля внутренней территории объекта, периметра и прилегающей к охраняемому объекту местности.
Рис. 5. Купольная видеокамера на мачте
3.2 Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима содержания осужденных
В значительной степени уровень режима достигается с помощью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы в целом. Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскное предупреждение правонарушений предполагает сбор информации о криминально активных лицах, степени их исправления, связях, преступном опыте, намерениях, особенностях их личности и системы социальных отношений. Совокупность сведений, которые дают основания для неблагоприятного прогноза, т.е. вывода о вероятности преступного поведения, сразу указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за теми, кто сохранил криминальную активность.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью различных мероприятий: опрос граждан; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение и т.п.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим рассматриваемый вид деятельности, является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. №333.
Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Согласно данному нормативно-правовому акту оперативные отделы в целях профилактики правонарушений среди осужденных осуществляют следующий комплекс мероприятий:
собирают информацию, необходимую для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди осужденных, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждений УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях – до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб;
при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждений УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений. На профилактический учет берутся осужденные: готовящиеся совершить побег или ранее его совершавшие; относящиеся к так называемой категории «вор в законе»; лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности; организующие и провоцирующие групповые эксцессы; склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим; занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных; организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; нетрадиционной сексуальной ориентации; отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований; склонные к нападению на представителей администрации; склонные к совершению поджогов и порче имущества; на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС;
выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;
совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных, ежедневно уточняют и обновляют список подучетных лиц, хранящийся в оперативном отделе;
выявляют и пресекают неслужебные связи работников и сотрудников учреждений УИС, а также других лиц с осужденными, каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;
совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных;
во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС.
В учреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем:
изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками отделов воспитательной работы, режима, охраны, оперативного и специального отделов, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях осужденных.
Собранные материалы рассматриваются комиссией учреждения ежемесячно в один из специально выделенных дней.
В состав комиссии входят заместители начальника исправительной колонии, начальники отделов безопасности, оперативного, воспитательного, специального и начальник медицинской части. На комиссии обязательно присутствие соответствующих начальников отрядов, психолога, представителя производственного отдела, в необходимых случаях разрешается присутствовать руководителям самодеятельных организаций осужденных, мнение которых должно учитываться.
На основании анализа имеющихся материалов, причин правонарушений и условий способствующих их совершению разрабатываются меры по их устранению и профилактические мероприятия.
На профилактический учет берутся осужденные:
готовящиеся совершить побег или ранее их совершавшие;
относящиеся к так называемой категории «вор в законе»;
лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности;
организующие и провоцирующие групповые эксцессы;
склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявление агрессии к окружающим;
занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных;
организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
нетрадиционной сексуальной ориентации;
отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований;
склонные к нападению на представителей администрации;
склонные к совершению поджогов и порче имущества;
на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.
Те или иные оперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Если указанным органам необходимо провести с осужденными те или иные оперативно-розыскные мероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативных работников или вышестоящих аналогичных аппаратов, хотя не исключены и их самостоятельные действия.
3.3 Мероприятия взаимодействия отделов и служб учреждений по предупреждению нарушений режима
Приоритетными мероприятиями при взаимодействии структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений установленного режима отбывания наказания являются следующие:
организация эффективного обмена сведениями о лидерах, авторитетах уголовной среды, активных членах преступных группировок, их связях в исправительном учреждении и за его пределами, по другим направлениям борьбы с организованной преступностью и сферам взаимных интересов с целью принятия своевременных превентивных мер;
осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных групп и их лидеров;
разработка дополнительных мероприятий по предупреждению формирования преступных групп в исправительном учреждении, устранению причин и условий, способствующих данному виду преступной деятельности, оказанию индивидуально-профилактического воздействия на лидеров и членов преступных групп;
создание в необходимых случаях совместных оперативных групп для разоблачения и пресечения противоправной деятельности наиболее опасных организованных преступных групп;
выработка единой стратегии борьбы с нарушителями режима в исправительном учреждении.
Взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений режима отбывания наказания включает в себя организацию и проведение совместных комплексных мероприятий:
еженедельное проведение совместных инструктажей караула и дежурной смены отдела безопасности под руководством начальника учреждения, с привлечением начальников отделов и служб на котором доводится оперативная обстановка на охраняемом объекте, с доведением конкретных мер по профилактике нарушений режима;
массовое привлечение к проведению обысков, при досмотрах, осмотрах зданий, помещений, территорий учреждений сотрудников всех отделов и служб учреждений;
ежемесячное проведение тренировок по действиям при чрезвычайных обстоятельствах с отработкой действий сотрудников отделов и служб в составе групп боевого порядка, служебных нарядов (в том числе со взаимодействующими органами);
ориентирование сотрудников всех структурных подразделений на выявление членов преступных групп, совершающих преступления, способных на преступные действия, которые могут дестабилизировать оперативную обстановку.
Следующим этапом совместных профилактических действий со стороны структурных подразделений учреждений является проведение комплексных согласованных мероприятий, т.е. нанесение массированных «ударов» по определенным объектам, механизмам преступной деятельности организованных структур с использованием максимального количества сил и средств на конкретно-определенных направлениях и криминогенных местах.
Применительно к разрабатываемым проблемам можно отнести, например, изолирование лидера в ЕПКТ с целью нейтрализации его негативного влияния на остальных осужденных.
Следует отметить, что четко налаженное взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения при реализации результатов профилактической деятельности является гарантией успеха в борьбе с нарушителями режима. Как показывает практика, по преступлениям, совершенным в исправительных колониях, требуемые для доказывания данные можно получить лишь при помощи предварительно добытой оперативной информации. Это могут быть результаты проведения оперативно-розыскных, режимных, воспитательных и иных мероприятий, с помощью которых могут устанавливаться возможные свидетели, местонахождение вещественных и письменных доказательств. Поэтому в целях соблюдения конспирации, а также реализации принципов внезапности и наступательности деятельность всех структурных подразделений должна быть согласована по времени, месту, средствам и методам, в случаях крупномасштабных операций использование дополнительных сил становится объективно необходимым фактором.
Таким образом, взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений режима в исправительных колониях представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных актах согласованную деятельность криминологического, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного, организационно-управленческого и иного характера с использованием присущих им сил, средств и методов для успешного решения этих задач.
С целью совершенствования организации взаимодействия структурных подразделений по предупреждению нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и совершения преступлений необходимо осуществить комплекс следующих мер:
разработать единую инструкцию по организации взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения;
в должностные инструкции для всех работников учреждения внести дополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушения режима в исправительных учреждениях;
создать в исправительном учреждении единую информационную базу с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;
ввести в исправительном учреждении для информационного обмена журнал взаимного обмена информацией.
Заключение
Режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы.
Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупреждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания.
Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики, более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, в исправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В этих условиях для повышения соблюдения установленного режима отбывания наказания я предлагаю:
увеличивать наращивание плотности применения технических средств охраны и надзора с целью предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных;
перевод на прогрессивные способы охраны и надзора учреждений уголовно-исполнительной системы, что позволит сократить штатную численность УИС и сократит влияние человеческого фактора на профилактику правонарушений в местах лишения свободы;
шире использовать средства технического контроля для организации проведения проверок посылок-передач, досмотров осужденных;
проводить планомерную работу оперативных служб учреждений среди осужденных направленных на предупреждение нарушений установленного порядка исполнения и отбывания наказания с их стороны;
активизировать работу, направленную на получение упреждающей информации о преступных намерениях осужденных по поставке запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, выявление на ранней стадии готовящихся правонарушений;
ввести в исправительном учреждении для информационного обмена журнал взаимного обмена информацией.
в должностные инструкции для всех работников учреждения внести дополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушения режима в исправительных учреждениях;
создать в каждом исправительном учреждении единую информационную базу склонных к правонарушениям осужденных с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;
разработать единую инструкцию по организации взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения с целью участия всех структурных подразделений учреждений в поддержании установленного режима содержания осужденных.
Список литературы
Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 1997. №2. Ст. 198.
Закон РФ от 21.07.1993 №5473–1 (ред. от 03.11.2010) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, №33, ст. 1316.
Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) « // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349,
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 №205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009).
Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 06.10.2006 №311 (ред. от 15.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №44, 30.10.2006.
Наставление по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 25.08.2006 г. №268-дсп.
Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: Приказ Минюста РФ от 13.07.2006 г. №252-дсп.
Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №30, 25.07.2005.
Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. №204-дсп.
Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: Приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. №250.
Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. – 368 с.
Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы. М.:ИД «Юриспруденция», 2006. – 192 с.
Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие. Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. – 154 с.
Детков М.Г., Глазунов И.С., Шамис А.В., Чепелев А.В., Хребтов А.В. Организация надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России. 1995. – 184 с.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, А.А. Зубков, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова. 4-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2008. – 496 с.
Рябова Л.В. Проблематика режима в исправительных учреждениях // Вестник СевКавГТУ. – 2007. – 1. – С. 1–5.
Штаненко В. Основные направления служебной деятельности по организации режима отбывания наказания осужденными и обеспечению безопасности в ИУ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2007. – 12. – С. 2–5.
Пенин О.В. Характеристика нарушений режима, связанных с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – 1. – С. 29–31.
Чекулаев С.Ю. Режим исполнения наказания // Законность. – 2009. – 10. – С. 48–50.
Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – 5. – С. 29–31.
Раськевич А.А. Режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2007. – 8. – С. 97–105.
Казак И.Б. Роль оперативных аппаратов в профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. – 3. – С. 40–48.
Кутуков С.А. Взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по противодействию группам криминальной направленности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. – 3. – С. 34–37.
Дергачев А.В. Технические средства видеонаблюдения в организации режима исправительного учреждения // Уголовно-исполнительное право. – 2009. – 1. – С. 47–49.
Цаплин И.С. Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора // Средства охраны, безопасности и телекоммуникационного оборудования на службе УИС России. – 2009. – С. 20–22.