Государственно-правовое регулирование туристической деятельности в РФ

Введение

На мой взгляд, тема «Государственное управление в сфере туризма» является одной из самых интересных, представленных на рассмотрение.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что туризм является неотъемлемой частью жизни людей на планете. Это сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует высокому уровню занятости, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств мира.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доход в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития туристического бизнеса, проектов необходимой инфраструктуры и курортных регионов и туристических центров и в рекламу.

Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных, туристических предприятиях. Во всех туристических державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма: в Великобритании-BTA (British Tourist Authority), в Испании – Turespana, в Норвегии – NORTRA. Они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристической информации.

Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, участвующим в организации отдыха и путешествий. Это повышает сложность правового регулирования.

В любом государстве отношения «турист – турфирма», «турист-государство», «турфирма-государство», регулируется соответствующим законодательством. В зависимости от цивилизованности государства, от степени приближения его к понятию правового государства, законодательство становиться более детальным и полным.

Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать государственное регулирование туризма в нашей стране.

Задачи, которые я поставила перед собой в этой работе:

    Рассмотреть историю становления туризма, а также его современное состояние в нашей стране.

    Изучить основные государственные органы, действующие в сфере туризма в России.

    Рассмотреть, как проявляется государственное регулирование туристической деятельности в Российской Федерации.

    Рассмотреть туристский договор.

1. Туризм в Российской Федерации

1.1 История становления туризма в Российской Федерации. основные понятия

Прежде чем приступить к рассмотрению истории туризма в нашей стране, я раскрою основные понятия, которые непосредственно относятся к моей работе.

Итак, в области туризма используется большое количество понятий. В Российской Федерации они закреплены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». На международном уровне определения содержатся в договорах и актах международных организаций, например, в Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму.

В настоящее время общепризнанным определением «туризма», получившим легализацию в национальном законодательстве многих государств мирового сообщества, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН, а так же в Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации:

Туризм-деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящиеся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, в целях отдыха деловыми и другими интересами.

Согласно ст. 1 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Похожие определения «туризма» закреплены в законодательстве многих стран СНГ (например, в Беларуси и Киргизии).

Турист-любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того, в котором это лицо обычно живет и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев в течение года, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать. (Конвенция о таможенных льготах для туристов 1954 г.)

Закон «Об основах туристской деятельности…» в статье 1 закрепляет и другие понятия:

Туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператор);

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагент);

Реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельностью туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Итак, как же происходило развитие туризма в нашей стране?

В Российском туризме выделяют шесть периодов, каждый из которых имеет свою историю.

Просветительский период (до 90 г. XIX в.)

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, одной из важных причин, побудивших её совершить путешествие, было «любопытство посмотреть чудеса образованного мира». К наиболее ранним путешествиям относят также перемещения купеческих караванов как внутри Руси, так и за ее пределами.

Вместе с христианством на Русь пришло и паломничество. Паломники, устремленные целями распространения своей религии, поклонения святыням, совершали труднейшие и длительные путешествия.

Помимо религиозных целей, путешествия паломником имели и познавательный характер. Рассказы паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов.

В конце XVII в., начиная с правления Петра I, стали практиковаться путешествия для расширения кругозора и приобретения знаний. Пример показал сам Петр I, совершив в 1697–1699 гг. путешествие в составе великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали самым распространенным видом туризма в России. При чем, совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.

Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к «Московским ведомостям», где представил «План предпринимательского путешествия в чужие края». Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы.

С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны (Ялта, Кавказские Минеральные воды). С XIX в. получают развитие горные восхождения, пешие прогулки и походы.

Первые туристские организации возникают на Кавказе, а впоследствии Кавказ становиться объектом иностранного туризма. В этот период возникают первые турфирмы.

В конце XIX в. возрастает популярность Крыма.

Таким образом, Просветительский туризм развивался в следующих направлениях:

    Путешествия с торговыми, политическими, религиозными целями

    Поездки с целью оздоровления

    Образование первых туристских организаций

Предпринимательский туризм (1890–1917 гг.)

Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Туринг-клуб в Петербурге. Клуб был членом международной туристской организации, имел представителей за рубежом.

В 1901 году в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого было содействие развитию путешествий в горах.

Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов.

Таким образом, предпринимательский период характеризовался познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма.

Туристско-экскурсионная работа (1917–1930 гг.)

Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и становлением экскурсионного туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развертывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся. По мере возрастания интереса населения к туризму, встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов и так называемых организаторов туризма.

Определенные меры развития туризма принимались и со стороны государства: создание материально-технической базы и подготовка профессиональных кадров.

При комсомольских комитетах создавались бюро туризма, при которых организовывались секции пригородного, лагерного, дальнего туризма.

Объединение комсомола и профсоюзов по туристским вопросам позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для лагерей.

Кроме того, была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма.

Итак, этот период характеризовался:

    Созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности

    Формированием рынка туристских услуг

    Созданием туристской инфраструктуры: гостиниц, ресторанов

    Формированием туристского рынка.

Организационно-централизованный период (1930–1970)

В 1927 году в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов, которое позже было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий. Общество имело четкую организованную структуру. ОПТЭ осуществляло почти 90% туристско-экскурсионной работы в стране. С 1929 года при Обществе стали организовываться детские туристско-экскурсионные станции.

В 1929 году было основано Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что было связано с началом развития иностранного туризма.

К началу 30-х годов прошлого столетия спортивный и экскурсионный туризм стал массовым явлением.

Период с 1936 по 1970 года характеризуется введением новых организационных форм управления. В 1936 году ОПТЭ было ликвидировано, а все имущество перешло в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма. В ведении ТЭУ находилась вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.

В 1937–1940 годах была проведена реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное регулирование капиталовложений, кадров и географии рекреационной деятельности.

В послевоенное время туристско-экскурсионные учреждения восстанавливались медленно.

Было организованно международное молодежное бюро «Спутник», которое занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами.

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путевки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных.

Наряду с плановым туризмом получает развитие самодеятельный туризм.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развитие различных видов туризма, организационно-централизованный период также характеризуется созданием материальной базы для рекреационного туризма и лимитирование внешнего (выездного) туризма.

Административно-нормативный период (1970–1990 гг.)

Туризм в это время использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Внедряются новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми

Туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей.

В октябре 1980 г. в постановлении Центрального Комитета КПСС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» были определены задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания и т.д.

Важным направлением деятельности туристских организаций в 80 ых годах было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краев, областей и республик.

Основными характеристиками данного периода является:

    Развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования

    Распространения новых форм обслуживания (семейный отдых)

    Создание крупных и комфортабельных комплексов

    Создание научной основы изучения туризма.

Переходный период (с 1990 г.)

В этот период осуществляется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности этого периода:

    Переход от монопольного уклада к многоукладному (туристические предприятия становятся собственностью разных владельцев)

    Формирование туристского рынка на основе новых законов

    Изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (шоп-тур, тур с целью изучения языка)

    Возникновение большого числа средних и малых предприятий туризма

    Рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

Теперь рассмотрим современное состояние туризма.

1.2 Современное состояние туризма в России

туризм договор государственный орган

В посланиях Президента Федеральному Собранию России последних лет были сформулированы основные направления социально-экономической политики: удвоение ВВП, уменьшение бедности и др. В своем послании 2006 года, Президент обращает внимание на то, что сегодня основные усилия должны быть направлены на те сферы жизни, которые прямо влияют на качество жизни граждан.

В период 2007–2009 и в последующие годы значение туризма в мире будет постоянно увеличиваться: индустрия туризма (включая выездной и въездной туризм) – крупнейшая по числу занятых рабочих мест в большинстве стран – обеспечивает работой свыше 100 млн. человек. Туризм является существенным источником валютных поступлений, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме того, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.

Анализ современного состояние туризма в России показывает, что в целом эта сфера развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.

По прогнозным оценкам Всемирного Совета по туризму, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны составили 6,7%.

Как известно, наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а так же других объектов туристических показов. В нашей стране, по данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры как аквапарки, горнолыжные комплексы, туристский транспорт, то их явно не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

По докладу Федерального Агентства по туризму, основными факторами, сдерживающими развитие выездного и въездного туризма в России, является:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными средствами зарубежной массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств; недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения (2–3 «звезды») с современным уровнем комфорта, несоответствие соотношения цены / качества в гостиницах и др.

При сохранении сложившейся ситуации в России в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туризма и увеличение выездного туризма российских граждан заграницу, что, соответственно, приведет: к повышению цен на туристские услуги и снижению туризма для населения; к оттоку молодых и перспективных кадров за рубеж, к снижению занятости населения, к снижению поступления от туризма в бюджеты всех уровней.

Таким образом, политика в области туризма должна быть направлена на формирование в России современного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, обеспечение условий для устойчивого развития туризма.

Государство должно обеспечить формирование конкурентоспособного российского туристского рынка, повышение качества туристских услуг, рекламное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, развитие приоритетных туристских центров.

Итак, как же осуществляется государственное управление туризмом в нашей стране?

2. Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

2.1 Государственные органы, действующие в сфере туризма в Российской Федерации

В России управление туристской деятельностью осуществляет Федеральное агентство по туризму. А также оказывают влияние на состояние туризма: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» образовано Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а так же правоприменительные функции в сфере туризма.

Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Основные функции Федерального агентства по туризму:

Реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;

Осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

Информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания;

Создание представительств за пределами России в сфере туризма;

Организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан.

Министерство иностранных дел РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №865

«Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» утверждено Положение о Министерстве иностранных дел в РФ.

МИД Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях.

Основными задачами МИДа России в сфере туризма являются:

Защита дипломатических и международно-правовыми средства прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;

Организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;

Оформление паспортно-визовой документации.

Министерство внутренних дел РФ

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

В сфере туризма МВД России осуществляет: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; предупреждение; пресечение административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка.

Федеральная миграционная служба.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору в сфере миграции.

ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными задачами ФМС России в сфере туризма являются:

Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию;

Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания временного пребывания в России.

ФМС России:

1. Организует и осуществляет:

Выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

Оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

Проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. Принимает решения:

О продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан в России.

О нежелательности пребывания иностранных граждан в России, а так же установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Федеральная служба безопасности.

Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации.

В сфере туристской деятельности органы ФСБ осуществляют: контрразведывательную деятельность; борьбу с преступностью и террористической деятельностью.

Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, контролю и надзору в области таможенного дела.

В сфере туристской деятельности данный орган занимается: взиманием таможенных пошлин и сборов; валютным контролем операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; производством по делам об административных правонарушениях и рассмотрением таких дел.

2.2 Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Единый федеральный реестр, стандартизация, сертификация в туристкой деятельности

Как я уже отмечала, туризм, в силу вовлеченности огромного количества людей, не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции и обеспечения социальных основ защиты населения.

Основные цели, принципы и способы государственного регулирования туристкой деятельности в нашей стране изложены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Россия признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности, осуществляет защиту и поддержку российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В статье 4 данного Закона определяются основные цели государственного регулирования туризма: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения; охрана окружающей среды; развитие туристской индустрии и др. В этой же статье называются способы государственного регулирования туристской деятельности, такие как:

Определение приоритетных направлений развития туризма;

Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;

Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

Защита прав и интересов туристов, защита их безопасности;

Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;

Развитие научных исследований в сфере туризма;

Стандартизация и классификация объектов туристкой индустрии;

Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг – Федеральное агентство по туризму.

Единый федеральный реестр туроператоров.

Один из способов государственного регулирования туристской деятельности в России – ведение Единого федерального реестра туроператоров. Реестр ведется Федеральным агентством по туризму.

В целях защиты прав и интересов туристов на территории Российской Федерации статья 4 Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» обязывает туроператоров получать финансовое обеспечение в форме договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Сведения туроператоре, получившем такое обеспечение, вносятся в реестр.

Институт финансового обеспечения является новеллой ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туроператорской деятельности в Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 1 июня 2007 г. Он заменяет собой институт лицензирования. С 1 июня 2007 г. туроператорская и турагентская деятельность в России лицензированию не подлежит.

Сведения о туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора. К заявлению прилагаются также: копии учредительных документов, копия свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта; информация об адресах юридического лица; документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя; копия паспорта руководителя юридического лица; реестровая карточка. Естественно, все копии документов должны быть нотариально заверены.

Далее, по специальному заявлению туроператора, сведения о котором занесены в Единый Федеральный реестр, Федеральное агентство по туризму выдает соответствующее свидетельство.

Федеральное агентство по результатам рассмотрения и проведенной предварительной правовой экспертизы поданных документов информирует заявителя о соответствии или несоответствии представленных документов требованиям закона. Информация об юридических лицах, размещается на сайте Ростуризма.

Таким образом, в Реестре содержаться следующие данные:

Полное и сокращенное фирменные наименования;

Адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

Сведения об учредителях туроператора;

Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

Серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, идентификационный номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

Сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

Адреса структурных подразделений туроператора.

Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления недостоверных сведений о туроператоре либо о несоответствия финансового обеспечения требованиям закона.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре в случаях ликвидации туроператора и исключения туроператора из реестра юридических лиц; прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования); непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении туроператора из реестра должно быть мотивированно.

По заявлению туроператора, федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма может выдать свидетельство о внесении в Реестр.

Стандартизация в туристской деятельности.

В сфере туризма действует ряд государственный стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристско-экскурсионных услуг:

ГОСТ-Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов».

В этом Стандарте используются ссылки на ГОСТы о пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям к воздуху рабочей зоны, о допустимых уровнях шумов в жилых помещениях и общественных зданиях, на правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов. При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов. К вредным рискам этот ГОСТ относит: травмоопасность, воздействия окружающей среды, пожароопасность, опасность излучений, повышенная запыленность и загазованность, возможность возникновения катастроф и т.д.

Контроль над выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления. Контроль осуществляется в начале сезона, а также в ходе текущих проверок.

Текущие проверки обеспечения безопасности проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров зданий, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения, проверок приготовления пищи, проверок готовности к выходу туристов в походы.

ГОСТ-Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

Стандарт подразделяет средства размещения на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения (мотель, пансионат) и специализированные средства размещения (санаторий, базы отдыха, кемпинги). К индивидуальным средствам размещения относят: квартиры, комнаты, дома, коттеджи.

Стандартом определяются требования к проектированию и застройке средств размещения, территории средств размещения, обслуживающему персоналу.

ГОСТ-Р 50681–94 «Туристское – экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг».

В этом Стандарте даны определения понятий: «туристская услуга», «заказчик», «туристский маршрут», «туристская трасса», «портфель экскурсовода», «описание туристской услуги» и другие.

Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. Определяются последовательность проектирования туристских услуг, образца документов по проектированию туристских услуг.

ГОСТ-Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования».

Данный Стандарт восполняет пробелы в обеспечении туристской деятельности. В нем приведены определения, которых нет в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «маршрут путешествия», «договор с туристом», «аннуляция» и др. Также указанный ГОСТ дает классификацию туристских услуг и видов туров.

Стандарт определяет условия для договора о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом; определил требования к информации о туре, содержание памятки туриста.

Сертификация в туристской деятельности.

Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определяются «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации».

Объектами сертификации в России туристские услуги и услуги средств размещения.

Органами сертификации являются Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, территориальные органы сертификации, входящие в Систему сертификации.

При сертификации услуг в сфере туризма должны проверятся характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, проверить ее соответствие техническим документам, а также полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Процедура сертификации туристских услуг включает: подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решение по заявке, выбор схемы сертификации, проведение необходимых проверок и анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля, инспекционный контроль над сертифицированным объектом.

При положительном решении происходит регистрация в Реестре и заявителю выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Если результат сертификационных проверок отрицательный, то орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

2.3 Страхование в сфере туристской деятельности

Страхование – отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов. Субъектами страхового правоотношения являются страхователь, страховщик, выгодоприобретатель. В обязанности страховщика входит обязательство по выплате определенной договором суммы страхователю, если произойдет предполагаемое событие, называемое «страховой риск», и в результате наступления этого события застрахованная сторона понесет убытки. В свою очередь, страхователь в соответствии с контрактом обязуется выплачивать определенную сумму – «страховой взнос». Страхование может быть как добровольным, так и обязательным, осуществляемым в силу закона.

Статья 15 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена вопросам страхования при осуществлении туристской деятельности.

Основными видами страхования в сфере туризма являются:

Личное страхование туристов (страхование медицинских расходов на лечение в случае внезапной болезни или в результате несчастных случаев);

Имущественное страхование туристов (страхование багажа, страхование расходов на различные цели)

Страхование ответственности туристских организаций.

Страхование расходов на лечение туриста предусматривает расходы на размещение в больнице, покупку лекарств, диагностические исследования.

Отечественное законодательство не предусматривает обязательного личного страхования российских туристов, выезжающих за рубеж. Согласно, ст. 17 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.

Именно страховщик, т.е. страховая компания, созданная для страховой деятельности и получившая в установленном законодательством порядке лицензию на осуществление такой деятельности, берет на себя обязанность по оплате медицинской помощи туристам и возмещению их расходов во время путешествия.

Этот страховой полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания на месте отдыха.

Одним из наиболее перспективных видов страхования в сфере туризма является страхование ответственности туроператора перед потребителем туристского продукта. В соответствии со ст. 932 ГК РФ страхование риска ответственности по договору относится к имущественному страхованию. Объектом страхования ответственности по договору являются не противоречащие законодательству имущественные интересы туроператора, связанные с возмещением туристу убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств, вытекающих из договора на туристское обслуживание. Надлежащим исполнением договора на туристское обслуживание признается:

Предоставление комплекса услуг, объем, и качество которых предусмотрены договором;

Оказание услуг в установленные в договоре сроки, а также в надлежащем месте;

Предоставление услуг лицами и средствами, указанными в договоре.

То есть, ненадлежащим признается исполнение, когда не выполнено хотя бы одно из условий обязанностей, а неисполнение является невыполнение ни одного из условий исполнения обязанности.

В структуре российского страхового рынка недостаточно внимания уделяется туристскому страхованию. Хотя можно назвать множество страховых случаев типичных для туризма. Например, невозможность совершения поездки или сокращения ее сроков, потеря паспорта и денег, страхование от природных катастроф. Все эти виды страхования очень популярны во всем мире, но в России они не находят большого спроса. Это, прежде всего, связано с несовершенством законодательной базы, нестабильной ситуации в туризме.

2.4 Туристский договор

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом.

В Законе сформулированы права и обязанности туриста. При подготовке к поездке и во время своего путешествия турист имеет право получить достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания.

Представитель турфирмы должен ознакомить туриста с местными обычаями, о состоянии окружающей среды, о памятниках природы, культуры, истории, которые находятся под особой охраной. Своевременно получить такую информацию важно при поездках в страны, где существует ограничения, например, на ввоз спиртных напитков.

Турист имеет право: на свободу передвижения по стране временного пребывания, получение неотложной медицинской помощи, возмещение убытков в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий туристского договора.

Турист обязан: соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважительно относится к ее социальному устройству, сохранять окружающую среду, бережно относится к памятникам природы, культуры, истории.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, согласно ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» относят:

Полные и сокращенные наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

Информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим услуги по договору, является туроператор;

Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковские гарантии, наименование, адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

Сведения о туристе или ином заказчике (объем таких сведений определяется туроператором);

Информацию о возможности туриста в случае исполнения или ненадлежащего исполнения условий договора обратиться с письменным заявлением о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии;

Общую цену туристского продукта в рублях;

Информацию о потребительских свойствах туристского продукта;

Права, обязанности и ответственность туристов;

Условия изменения и расторжения договора;

Сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора.

Кроме того, условия договора должны соответствовать законодательству о защите прав потребителей.

Конкретные условия путешествия и цена указываются в туристской путевке, считающейся письменным согласием турфирмы на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора.

Туристические фирмы иногда стремятся заключить максимально упрощенный договор, из которого не всегда ясно, как будет организованно путешествие. В таких случаях туристу следует проявить настойчивость и добиваться ясности.

Следует также помнить, что если турист откажется от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, он должен компенсировать турфирме ее расходы. Это предусмотрено статьей 782 Гражданского Кодекса РФ. В зависимости от сроков расторжения договора эта сумма может составлять от 10% до 100% стоимости тура. Как правило, турфирмы фиксируют данное положение в договоре.

Таким образом, прежде чем подписывать договор на реализацию туристского продукта обе стороны должны взвесить свои возможности и только после этого поставить свои подписи под текстом договора.

Заключение

Итак, цель моей курсовой работы состояла в анализе государственного регулирования туризма в нашей стране.

В ходе данной исследовательской работы я пришла к следующим выводам:

1. Становление туризма в нашей стране имеет свою историю, обычно ее делят на шесть периодов, каждый из которых наделен собственной историей и характеристикой.

2. Современное состояние туризма в России отличается динамичностью и стабильностью развития. Отмечается увеличение потока туристов не только выездного туризма, ну и внутреннего, улучшается качество обслуживания, разрабатываются новые маршруты туров. Однако наряду с положительными аспектами развития туризма, существует и обратная сторона: недостаточная развитая туристская инфраструктура, повышение цен на гостиницы в главных центрах туристского маршрута – Москве и Санкт-Петербурге, малое количество средств размещения туристов (2–3 «звезды»), и частое несоответствие цены качеству. Эти и другие причины могут привести к снижению темпов развития туризма в нашей стране, оттоку молодых кадров, и соответственно, к снижению поступлений в бюджет государства от туризма.

3. Государственное управление в туризме осуществляется через определение приоритетных направлений развития туризма; нормативно – правовое регулирование данной области; стандартизацию и классификацию объектов туристской индустрии; формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, оказание государственных услуг.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Так же в сфере туризма действуют Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.

4. Также в ходе моей работы были рассмотрены основные аспекты заключения договора реализации туристского продукта и страхования в туризме.

Список литературы

1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132 от 24.11.1996 года.

2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №12 от 05.02.2007 года.

3. Биржаков М.Б. «Введение в туризм». СПб.: Издательский Торговый дом Герда, 2004.

4. Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. «Правовое регулирование туристской деятельности». М.: Юристъ, 2009

5. Волошин Н.И. «Правовое регулирование в туризме». М.: Финансы и статистика, 2004

6. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Туристский вестник. «Государственное регулирование туризма: как у них?». Интернет-издание, 2007.