Федеральная палата адвокатов: состав; цели и порядок создания; органы
Федеральная палата адвокатов: состав; цели и порядок создания; органы
Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.
Таким образом, Федеральная палата адвокатов, являясь самостоятельной организацией, состоит из всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации, объединенных для определенных целей. Как отмечает А.А. Спектор, «Без такого объединения невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности».
Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях (п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре):
– представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
– координации деятельности адвокатских палат;
– обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Итак, основные цели создания Федеральной палаты адвокатов направлены на реализацию Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и обеспечение защиты корпоративных интересов адвокатов. Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, деятельность Федеральной палаты адвокатов должна быть направлена на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами на территории России квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в соответствии с Законом об адвокатуре.
С другой стороны, Федеральная палата адвокатов создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять на уровне общероссийской организации представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечивать общую координацию деятельности адвокатских палат субъектов РФ.
Понятие «координация» в Законе четко не определено. Однако с учетом принципов Закона под координацией следует понимать принятие органами Федеральной палаты адвокатов, в пределах их компетенции, очерченной ст. 35–37 Закона об адвокатуре, решений, общих для всех адвокатских палат, а также обеспечение реализации этих решений на практике.
В ч. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре специально выделены полномочия Федеральной палаты адвокатов на представление интересов всех адвокатов и адвокатских палат в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов адвокатского сообщества в целом. Так, только Федеральная палата адвокатов может официально от имени адвокатского сообщества решать вопросы, связанные с выделением средств из федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. Участие адвокатских палат субъектов РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне в Законе не предусмотрено. В то же время адвокатские палаты вправе направлять свои предложения по данному вопросу в Федеральную палату адвокатов.
Образуется Федеральная палата адвокатов Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Также Всероссийским съездом адвокатов принимается Устав Федеральной палаты адвокатов.
В соответствии с п. 6 ст. 35 Закона об адвокатуре Федеральная палата адвокатов как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ). При этом особенности регистрации Федеральной палаты адвокатов установлены Законом об адвокатуре, что допускается ст. 10 Закона №129-ФЗ.
Так, правовым основанием возникновения Федеральной палаты адвокатов является решение Всероссийского съезда адвокатов, который проводится в соответствии с Законом об адвокатуре. Федеральная палата адвокатов создается в силу прямого указания данного Закона, а не на основании договора входящих в нее адвокатских палат. В связи с этим представления учредительного договора для регистрации не требуется. Однако, в отличие от адвокатских палат, Федеральная палата адвокатов действует не только в соответствии с положениями Закона, но и на основании своего Устава. Таким образом, для регистрации Федеральной палаты адвокатов необходимо представить решение Всероссийского съезда адвокатов об образовании палаты и устав, являющийся ее учредительным документом.
Органами Федеральной палаты адвокатов являются:
– Всероссийский съезд адвокатов;
– Совет Федеральной палаты адвокатов.
Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.
Полномочия Всероссийского съезда адвокатов, перечислены в п. 2 ст. 36 Закона об адвокатуре. Только съезд вправе принимать устав Федеральной палаты адвокатов и Кодекс профессиональной этики адвоката, устанавливать нормы представительства на съезд, формировать совет Федеральной палаты адвокатов и принимать решение о досрочном прекращении полномочий его членов, избирать ревизионную комиссию, определять размеры отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, утверждать смету расходов на содержание палаты и отчеты о расходовании средств. Никакой иной орган, кроме Всероссийского съезда адвокатов, не уполномочен утверждать регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов, утверждать штатное расписание аппарата органов Федеральной палаты адвокатов палаты и решать другие вопросы, перечисленные в ч. 2 ст. 36 Закона об адвокатуре.
Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов. Он избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.
При очередной ротации президент Федеральной палаты адвокатов вносит на рассмотрение совета Федеральной палаты адвокатов кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета Федеральной палаты адвокатов. После утверждения советом Федеральной палаты адвокатов представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение Съезда для утверждения.
В случае, если Съезд не утверждает представленные кандидатуры, президент Федеральной палаты адвокатов вносит на утверждение Съезда новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом Федеральной палаты адвокатов.
Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Совет Федеральной палаты адвокатов избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Федеральной палаты адвокатов более двух сроков подряд.
Президент Федеральной палаты адвокатов представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени Федеральной палаты адвокатов без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов, распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, созывает заседания совета Федеральной палаты адвокатов, обеспечивает исполнение решений совета Федеральной палаты адвокатов и решений Всероссийского съезда адвокатов.
Президент и вице-президенты, а также другие члены совета Федеральной палаты адвокатов могут совмещать работу в совете Федеральной палаты адвокатов с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете Федеральной палаты адвокатов в размере, определяемом советом Федеральной палаты адвокатов.
Таким образом, по результатам выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы.
1. Федеральная палата адвокатов, являясь самостоятельной общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, состоит из всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации, объединенных для определенных целей:
– представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
– координации деятельности адвокатских палат;
– обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Образуется Федеральная палата адвокатов Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.
Затем Федеральная палата адвокатов как юридическое лицо подлежит государственной регистрации, при этом для регистрации Федеральной палаты адвокатов необходимо представить решение Всероссийского съезда адвокатов об образовании палаты и Устав, являющийся ее учредительным документом.
Органами Федеральной палаты адвокатов являются:
– Всероссийский съезд адвокатов;
– Совет Федеральной палаты адвокатов.
2. Роль адвокатской деятельности в свете обеспечения доступа к правосудию заключается в том, что в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве адвокат представляет интересы доверителя единолично. Кроме того, роль адвокатской деятельности в обеспечении доступа к правосудию также заключается в предоставлении бесплатной помощи малоимущим доверителям.
Доступность правосудия следует рассматривать как одно из средств гарантирования конституционного права на судебную защиту, обеспечения реальности ее получения.
палата адвокат организация федеральный
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ. – 1993. – 25 декабря.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3012.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – №23. – Ст. 2102.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. №33 (Часть I). Ст. 3431.
Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными третьим Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г.) // РГ. – 2005. – 5 октября.