Личные права и свободы (работа 1)
Академия МВД Республики Беларусь
Кафедра конституционного и международного права
Курсовая работа
Тема: Личные права и свободы
г. Минск 2008 г.
План
Введение
1.Понятие личных прав и свобод.
2. Характеристика личных прав и свобод в соответствии с законодательством Республики Беларусь
3.Судебные гарантии обеспечения личных прав и свобод
Заключение
Литература
Введение
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.
Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.
В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина (формально подданство означает личную преданность человека монарху). Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.
Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей конституционного института личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачей исследования является обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работы, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.
Объектом исследования являются авторские работы и нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают вопросы личных прав и свобод человека и гражданина. Предметом исследования являются развитие и современное состояние правовых основ регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь.
личная право свобода
1.Понятие личных прав и свобод
Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека является принципиальным требованием правового государства. Однако существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Один из них состоит в том, права человека принадлежат ему от рождения и неотъемлемы от него. Задача же государства и общества состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически, обеспечивать их, не допускать их нарушения. Такой подход характерен для демократического общества, социального правового государства.
Впервые законодательное выражение представления о естественных правах человека получили в Конституции американского штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости США (1776 г.), а затем в Билле о правах 1796г. В 1789 г. была принята французская Декларация прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на политическое и правовое развитие многих стран.
Принципиальной особенностью названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории – права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью, то есть зависят от законодателя.
Государство, следовательно, должно признавать естественные права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не посягать на них и не препятствовать их осуществлению главным образом путем собственного невмешательства или ограничения своей активности в отношении каждой отдельной личности, ее автономии, ее свободы. И более того, государство обязано обеспечить соответствие прав гражданина правам человека, поскольку именно в последних заключены истинная справедливость и подлинная гуманность, обусловленные самой природой.
В современном обществе высшей формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых актах. 10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде.
Сам факт, права человека являются предметом международно-правового регулирования, служит юридическим подтверждением того, что они существуют независимо от закрепления в законодательных актах конкретных государств и могут быть объектом международно-правовой защиты. Но и это обстоятельство свидетельствует о необходимости придания юридической формы так называемым «естественным» правам. Без этого невозможны ни надлежащая их реализации, ни должная защита как на международном, так и на государственном уровнях. Так в статье 2 Конституции Республики Беларусь установлено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Права и свободы человека в виде гражданских прав и свобод закрепляются в разделе II Конституции «Личность, общество, государство».
Личные (гражданские) права и свободы – это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного и незаконного вмешательства кого бы то ни было в его личную жизнь и способные обеспечить свободное, своеобразное и автономное существование личности.
К ним относятся права:
на жизнь;
на личную свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
на неприкосновенность жилища и иных законных владений;
на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь, право покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно;
на свободу совести и вероисповедания;
на тайну личной корреспонденции, телефонных и иных сообщений;
равноправие супругов в семейных отношениях;
на создание семьи и заключение брака и др.
Содержание различных прав и свобод раскрывается в многообразных юридических гарантиях их обеспечения и защиты. Так, право на неприкосновенность личности обеспечивается путем установления исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, строжайшего запрещения насилия, пыток, унижающего человеческое достоинство обращения, проведения над людьми без их согласия медицинских и иных опытов, провозглашения и гарантирования презумпции невиновности и др.
В основе национальной политики должен преобладать базовый принцип – принцип приоритета прав и свободу человека. Если в большинстве экономических преступлений в качестве побудительных мотивов выступает стремление к извлечению прибыли – деятельности, которая до определенных пределов признается людьми не только, но и вполне допустимой, то посягательство на личность, на человеческую жизнь преступно и аморально в любых проявлениях.
Конституция Республики Беларусь определяет контуры прав человека, которые увязываются с его этнической принадлежностью. Во-первых, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Во-вторых, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В Конституции Республики Беларусь говорится о недопущении дискриминации по национальному признаку. Итак, права человека и право народа – это отсутствие дискриминации.
Среди правопритязаний личности, представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия, можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда же можно отнести право на смерть, изменения пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, стерилизацию, аборт, и (в уже зримой перспективе) на клонирование, а затем – и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как «соматические» (от греч. soma – тело).[1]
«Соматические» права и свободы вряд ли могут быть размещены в традиционной (конституционной) классификации прав и свобод, поскольку институциональность здесь задается качественно особыми и при том существенными параметрами. Их нельзя поставить в один ряд с позитивными социальными (в широком значении) притязаниями индивида: экономическими, политическими, корпоративными, культурными. Историческое утверждение соответствующих прав и свобод «второго поколения», как известно, было обусловлено объективными изменениями в отношении исключительно общественной жизнедеятельности человека. Комплекс «соматических» прав не является элементом негативного статуса личности и не направлен только на защиту ее телесной и духовной целостности от любого, не «санкционированного» самой личностью внешнего вторжения.
2.Характеристика личных прав и свобод в соответствии с законодательством Республики Беларусь
С позиции оценки конституционного текста есть основания утверждать, что государственная власть в Республике Беларусь подчинена интересам служения народу, человеку. Безусловно, что в зависимости от взглядов можно высказывать критические замечания и пожелания относительно функционирования коллегиальных представительных органов власти, их статуса, взаимодействия с иными ветвями власти.
Эффективность правового регулирования в условиях постоянно меняющейся действительности предполагает, что даже самое совершенное законодательство со временем претерпевает изменения. Это объективный процесс. Тем более потребность в таких изменениях может возникать в связи с несовершенством национального законодательства, необходимостью устранения противоречий и пробелов, учета новых явлений, неизвестных на момент принятия акта, а в некоторых случаях - с изменениями политического курса, концепции развития и т.д.
Если обеспечение неотъемлемых (личных) прав и свобод зависит в большей мере от воли государства - государственных органов, должностных лиц (хотя эта воля и должна быть ориентирована на сложившиеся стандарты в цивилизованном государстве), а также развития гражданского общества, то права социальные, экономические, культурные практически полностью обусловлены не только юридическими, но и материальными гарантиями. Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 24 Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова - лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии, качества жизни и др. Беларусь сейчас занимает 75-е место в мире по продолжительности жизни мужчин и 57-е - по продолжительности жизни женщин. И хотя ситуация у нас значительно лучше, чем во многих других государствах СНГ, но предстоит огромная работа, чтобы улучшить эти показатели.
Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер, т.е. тем самым подчеркивается вынужденность ее применения, пока в обществе не сформированы все условия для ее отмены; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда. Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что применение смертной казни (расстрела) в виде исключительной меры наказания впредь до ее полной отмены допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь не может быть назначена:
1) лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
2) женщинам;
3) мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет (ст. 59 УК).
Смертная казнь может рассматриваться в различных аспектах, в том числе как мера наказания конкретного лица, совершившего особо тяжкое преступление, и как мера устрашения, как мера превентивная, направленная против совершения соответствующих уголовно-наказуемых деяний. Тот, кто умышленно лишает жизни других в результате преступного деяния, сам оказывается вне ситуации, в которой ему гарантируется право на жизнь.
В качестве альтернативы смертной казни в уголовном законодательстве Республики Беларусь установлена возможность назначения пожизненного заключения (ст. 59 УК).
Именно исходя из права каждого на жизнь в нашем уголовном законодательстве содержатся формулировки, квалифицирующие как уголовно наказуемые деяния убийства, совершаемые гражданами.
В целях обеспечения права на жизнь человек имеет право не только на помощь, но и защиту со стороны государства, которое к тому же обязано принимать все меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Статья закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином Республики Беларусь (см. также ст. 2 и др.). Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстепенное место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высшей целью государства (его органов, должностных лиц) является осуществление такой деятельности, которая направлена на обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь.
От того, насколько гарантированы права и свободы, мы можем судить о том, реальны или декларативны положения Конституции.
Кроме того, лицо имеет право на необходимую оборону. Согласно ст. 34 УК каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение.
Нашим законодательством установлено более мягкое наказание за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Оно наказывается исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Международными документами считается допустимым лишение жизни в случае осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, а также для подавления бунта или мятежа. В Республике Беларусь в прошлом ежегодно приговаривалось к смертной казни 20 - 30 человек. Все лица, приговоренные к смертной казни, имеют право на помилование Президентом. Независимо от того, обращаются ли такие осужденные по данному поводу, все материалы в отношении приговоренных к смертной казни рассматриваются Главой государства. 11 марта 2004 г. Конституционный Суд вынес заключение по делу "О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни". В данном решении Конституционный Суд, по существу, констатировал, что в Республике Беларусь много сделано для совершенствования уголовного законодательства, практики его применения, в целом приближения национальной правовой системы к международным стандартам, сложившимся в области применения смертной казни. В Заключении Конституционного Суда обращено внимание на то, что норма части третьей ст. 24 Конституции, допустившая применение наказания в виде смертной казни, одновременно содержит указание на его исключительный и временный характер.
Республиканское уголовное законодательство планомерно развивалось по пути сужения видов преступлений, за которые могла быть применена смертная казнь, а также расширение круга лиц, к которым она неприменима. Сейчас в Уголовном кодексе более чем в два раза сокращена сфера применения этого наказания по сравнению с УК 1960 г. Конституционный Суд обратил внимание на то, что на сохранение в уголовном законодательстве указанного вида наказания оказывают свое влияние результаты проведенного в 1996 г. референдума, когда более 80% граждан оказалось против ее отмены. Хотя и здесь необходимо учитывать сложившуюся на то время ситуацию, а также действовавшее законодательство, когда в качестве альтернативы смертной казни максимально возможным было лишение свободы до 15 лет.
В указанном Заключении Конституционного Суда отмечено, что на европейском континенте стало общим правилом неприменение смертной казни. Государства - члены Совета Европы, подписавшие и ратифицировавшие Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также 6-й и 13-й протоколы к ней, обязаны исключить применение смертной казни. Беларусь, как известно, пока не является членом Совета Европы, и для нее в этой связи указанные европейские документы необязательны. Не ратифицировала она и Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, который также обязывает каждое государство - участника этого протокола принять все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции. Другим аспектом права на жизнь является вопрос об эвтаназии, т.е. о лишении человека жизни по его просьбе с целью избавить от предсмертных страданий. Анализ таких оснований и процедуры у нас не получил своего развития. Парламентская Ассамблея Совета Европы отрицательно относится к эвтаназии.
В юридической, медицинской, религиозной литературе обращается внимание на проблему абортов. По данным Министерства здравоохранения, количество абортов в Республике Беларусь за последние 10 лет сократилось с 260 тысяч до 130 тысяч. Значительно уменьшился и уровень рождаемости за этот период - на 45%. Если 15 лет назад рождалось 160 тысяч детей ежегодно, то теперь - немногим более 90 тысяч. С точки зрения теологии, жизнь возникает еще до рождения. Современные исследования подтверждают, что через несколько дней после зачатия формируется нервная и пищеварительная системы. Через 18 дней начинает работать сердце, на 21-й день появляется собственная система кровообращения, через шесть недель формируются другие органы (руки, ноги, глаза, уши и т.д.), в более поздние сроки беременности происходит дальнейшее формирование человеческого плода. [2]
Аборты должны допускаться в исключительных случаях, например, в целях спасения жизни матери. Как считают многие юристы, юридические аспекты производства абортов должны определяться не в ведомственных актах, а в законе, что будет соответствовать требованиям ст. 23 и других статей Конституции Республики Беларусь. Эта позиция получила отражение в новой редакции Закона "О здравоохранении" от 11 января 2002 г. (см. ст. 35 Закона).
В Конституции закреплены конституционные гарантии права собственности. Поэтому при принятии уполномоченным государственным органом решения о применении штрафа или конфискации мы имеем дело с "выходом" на конституционные нормы, что обязывает правоприменительные органы действовать таким образом, чтобы обеспечивать режим конституционной законности. Отмена личных (неотъемлемых) прав в принципе невозможна. При соблюдении положений, установленных в статье 23 Конституции, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, возможно лишь их некоторое ограничение в случаях и порядке, допустимых в демократическом обществе. Права и свободы, закрепленные в Конституции, имеют свое содержание, которое не беспредельно.
Можно утверждать, что права одного лица заканчиваются там, где начинаются права другого человека. С целью исключения споров, возникновения различного рода проблем очень важно определить пределы прав и свобод.
Ограничение прав и свобод обуславливается необходимостью защиты прав и свобод других лиц, общества в целом от злоупотреблений правопользователя.
В международно-правовых документах предусмотрено, что установление пределов прав и свобод возможно на основании закона. Ограничения могут быть лишь такими, которые необходимы в демократическом обществе для охраны государственной и национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Иначе говоря, законодатель не свободен в своем усмотрении: ограничение прав и свобод возможно:
во-первых, только если это предусмотрено законом;
во-вторых, только по следующим основаниям: а) в интересах национальной безопасности, общественного порядка; б) защиты нравственности; в) здоровья населения; г) прав и свобод других лиц.
Таким образом, ограничения обуславливаются интересами развития демократического государства, где обеспечиваются не только интересы общества, но и отдельного человека.
Соответствие "рамок" ограничений Конституции может быть предметом проверки Конституционного Суда Республики Беларусь. Само по себе установление ограничений таким нормативным актом, как закон, не означает, что они базируются на предписаниях Конституции, прежде всего требованиях, изложенных в части первой комментируемой статьи.
Ограничения должны быть соразмерны демократической природе соответствующего права, его конституционному содержанию, в том числе и обусловленные спецификой статуса некоторых категорий лиц, например государственных служащих, выборных работников, военнослужащих и др.
Определенные особенности реализации прав и свобод, установление ограничений могут иметь место в условиях чрезвычайного или военного положения. Известный французский мыслитель Ш.Монтескье определял свободу как "право делать все, что разрешено законом". Если в период раскрепощения человека эта формула и имела основания для существования, то в последующем появились более приемлемые определения свободы, адекватно отражающие отношения между человеком и государством, подчеркивающие приоритет и непреходящую ценность прав человека. Суть свободы заключается в праве делать все, что не наносит вреда другому. Поэтому сейчас приемлемо определение свободы как права физического лица делать все, что не запрещено законом. Это обуславливается тем, что свободная деятельность человека - это его состояние, поэтому в законе нужно предусматривать не дозволения (что можно делать), а запрещения (что следует избегать), и таким образом все остальное позволительно с точки зрения права. Хотя при этом следует иметь в виду, что регуляторами общественных отношений могут быть и иные (неюридические) нормы (например, морали), которые могут те или иные деяния (действие или бездействие) осуждать.
Юридические лица, органы государственной власти в отличие от физических лиц могут осуществлять лишь те полномочия (права и обязанности), которые определены в законодательстве.
Конституция закрепляет право каждого человека на свободу и неприкосновенность. Изъятия могут быть установлены только законом. Здесь в первую очередь следует назвать Кодекс об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс.
Так, согласно ст. 8.2 КоАП в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или в штаб добровольной народной дружины работником милиции или народным дружинником. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного лица не может длиться более одного часа.
Кодексом предусмотрены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов (ст. 18.7 КоАП).
По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы.
О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно (ст. 18.5 КоАП).
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь в пределах своей компетенции. Кодексом установлены сроки административного задержания. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены иные сроки административного задержания.
Лица, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь либо совершившие правонарушение, связанное с проникновением на специально охраняемые территории и объекты, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, торговлю в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.
Более строгие меры, связанные с ограничением свободы, предусмотрены уголовно-процессуальным и уголовным законодательством.
Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.
Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрен порядок задержания подозреваемого в совершении преступления.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, имеет право обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
Согласно ст. 116 УПК к подозреваемому или обвиняемому могут быть применены меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.
Мерами пресечения являются:
1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;
2) личное поручительство;
3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части;
4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу (ст. 116 УПК). В качестве новой меры предусмотрен домашний арест. Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем.
Особую специфику имеет заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность либо они скрылись от органов уголовного преследования или суда.
В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.
Статья 22 Конституции посвящена принципу равноправия, однако в полной мере в ней не раскрывается этот принцип.
Провозглашенное в Конституции равенство всех перед законом означает закрепление юридического равенства. Дискриминация недопустима.
Равенство перед законом следует рассматривать как равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.
Вместе с тем равноправие не исключает с учетом фактического неравенства проявления государством особой заботы о лицах, которые в силу определенных, не зависящих от них, обстоятельств не в состоянии наравне конкурировать с другими лицами. Это может учитываться в законодательстве. Ограничения прав и свобод не должны быть произвольными, они могут вытекать из природы данного права, быть обусловлены потребностями развития демократического общества, необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц.
Ряд международных документов посвящен предупреждению дискриминации (см. Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (провозглашена резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией 2106А (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г., Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий (принята 25 июня 1958 г. Генеральной конференцией МОТ), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры).
Исходя из фактического неравенства граждан, законодатель (Парламент), иные субъекты правотворческой деятельности устанавливают дополнительную юридическую защиту отдельных категорий лиц в зависимости от возраста, пола и других обстоятельств.
В статье 29 Конституции гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Неприкосновенность жилища - это, по существу, гарантия права человека на личную (частную) жизнь.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Так, согласно ст. 208 УПК следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, а также другие предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела, может произвести обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.
Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора или его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в течение 24 часов о произведенном обыске (см. ст. 210 УПК).
Конституционный Суд считает допустимым наделение уполномоченных должностных лиц правом на беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам независимо от места их нахождения только при наличии аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей ситуаций. В иных случаях порядок доступа к таким установкам должен определяться договорами, заключенными между сторонами в соответствии с законодательством.
Без свободы передвижения не может быть свободы личности. Конституция закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.
Согласно ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Беларусь, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в указанном Пакте другими правами. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.
Право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться внутри государства и выбирать место жительства, а также право выезжать из страны и возвращаться обратно.
Что касается первого аспекта, то в Республике Беларусь, как и в некоторых других государствах СНГ, соответствующее законодательство еще не усовершенствовано таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить реализацию этого права.
В ст. 30 Конституции, как уже отмечалось, закреплено право граждан Беларуси покидать ее пределы и беспрепятственно возвращаться обратно. Данная конституционная норма получила свое развитие в ряде нормативных актов, и в частности, в Законе от 2 июня 1993 г. "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь". Согласно этому Закону гражданин Республики Беларусь не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь. Это право в соответствии с указанным Законом может быть лишь временно ограничено.
Так, граждане до выезда за границу на постоянное жительство обязаны исполнить имущественные обязанности перед лицами, на которых распространяется юрисдикция Республики Беларусь. Они вправе сохранять за собой на территории Беларуси жилье и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, кроме земли.
Вместе с тем выезд за границу гражданину на основании ст. 5 названного закона может быть временно ограничен, если:
1) он владеет сведениями, составляющими государственную тайну, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду;
2) против него возбуждено уголовное дело - до окончания производства по делу;
3) он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;
4) он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;
5) к нему предъявлен иск - до окончания производства по делу;
6) он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов;
7) он приписан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу - до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.
Согласно Закону "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" лица, не достигшие 18-летнего возраста, могут выезжать из Республики Беларусь по нотариально заверенному ходатайству законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии согласия одного из родителей выезд несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.
Выезд за границу на постоянное жительство детей в возрасте от 14 до 18 лет может быть осуществлен при наличии их согласия, изложенного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
Граждане, признанные судом недееспособными, имеют право выезжать за границу только в сопровождении своих законных представителей.
Декретом Президента Республики Беларусь от 24 августа 1999 г. N 33 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка выезда из Республики Беларусь" установлено, что граждане Республики Беларусь, не достигшие 18-летнего возраста (далее - несовершеннолетние), могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении, если иное не предусмотрено настоящим Декретом. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.
Выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего для лечения, оздоровления или консультации по этим вопросам может быть осуществлен с письменного согласия одного из законных представителей или в его сопровождении.
Подлинность подписи законных представителей на документе о согласии на выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего должна быть удостоверена органом (лицом), имеющим право совершения нотариальных действий, или уполномоченным должностным лицом соответствующей паспортно-визовой службы, или руководителем (его заместителем) государственной жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства законных представителей.
Для выезда из Республики Беларусь на постоянное жительство за границей граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 18 лет дополнительно требуется их согласие, выраженное в письменной форме и удостоверенное в нотариальном порядке.
Следует также иметь в виду, что при возникновении в какой-либо стране чрезвычайной ситуации, создающей невозможность безопасных условий проживания граждан Республики Беларусь, законом предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь может принимать решения об ограничении выезда в данную страну. Эти решения и сведения об их отмене подлежат опубликованию. Указанные ограничения действуют до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.
Гарантиями реализации гражданами права на выезд за границу является закрепление в законе сроков рассмотрения заявлений граждан, а также установление порядка обжалования временного ограничения права на выезд за границу.
Правила оформления документов на выезд за границу гражданам Республики Беларусь утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 ноября 1995 г. N 631.
Ограничение свободы передвижения может быть обусловлено целями, указанными в ст. 23 Конституции, например предотвращением беспорядков, эпидемии, защитой подростков от безнадзорности или предотвращением уголовно-наказуемых деяний.
Свобода передвижения правомерно ограничивается, когда назначено в соответствии с законом уголовное наказание, связанное с лишением свободы или определением других мер наказания (мер ответственности), препятствующих свободе передвижения, а также несением воинской службы. В этих случаях мы имеем дело как с санкциями за совершенное преступление, так и необходимостью выполнения конституционной обязанности по несению воинской службы.
Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.
Согласно ст. 16 Конституции религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Свобода мысли, совести и религии является важнейшим, фундаментальным правом человека. Его содержание раскрывается в ряде международных документов. Так, согласно ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.
Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии. Относительно же "внешних" проявлений этой свободы, то здесь допустимо законодательное регулирование.
Помимо Конституции отношения в области свободы вероисповеданий регулируются Законом "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" в редакции от 31 октября 2001 г. Согласно этому Закону граждане Республики Беларусь равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. В нем закреплено, что указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, за исключением случаев, когда гражданин сам того желает.
В статье 33 Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова.
Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц, поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.
Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т.д.
Согласно Закону "О печати и других средствах массовой информации" гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой информации.
Граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.
Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации (ст. 3 указанного Закона).
Цензура средств массовой информации - это значит требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации (ст. 4 Закона).
Законом о печати и других средствах массовой информации определено, что учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, группа граждан, политическая партия и иное общественное объединение, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.
Не может выступать в качестве учредителя:
гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста либо отбывающий наказание по приговору суда или признанный судом недееспособным;
политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;
гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;
физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, - в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.
Основными актами, регулирующими отношения собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс.
Собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.
Количество или стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
В ст. 44 Конституции закреплено, что неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
3.Судебные гарантии обеспечения личных прав и свобод
Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства.
Ранее (в советский период) государство всегда доминировало в отношениях «человек – государство». Оно выступало в роли покровителя, жесткого диктатора, вершителя судеб людей. Если ознакомиться даже с официальными документами, принятыми в 30-е годы ХХ столетия, то можно заметить откровенно пренебрежительное отношение к своим же гражданам. Еще недавно (70-е – 80-е годы ХХ столетия) были случаи борьбы с инакомыслящими с использованием возможностей психиатрических учреждений. В порядке вещей было лишение гражданства.
Совершенствование государства, его структур, усиление социальной ориентации – одно из основных условий обеспечения достоинства человека, его уверенности в предсказуемости действий властей. Защита прав и свобод человека остается сегодня одной из наиболее уязвимых проблем. Жизнеспособность и нравственность общества зависят прежде всего от социального самочувствия его граждан, от степени защищенности их прав и свобод.
Конституция Республики Беларусь провозгласила в качестве высшей ценности – человека, его права и свободы, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина назвала обязанностью государства. Просто утрачена вера в государственную справедливость и закон. Такое положение нетерпимо. Поэтому нужно добиться перелома в этом деле, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в пренебрежительном отношениям к правам человека, преодолевать правовой нигилизм, повышать уважение к праву, закону.
Необходимость социальной деятельности государства зафиксирована не только в Конституции страны, но и в важнейших международно-правовых документах (статья 25 Всеобщей декларации прав человека; статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Конституционно-правовые параметры обеспечения правозащитной функции судебной власти обусловлены тем, что сама судебная власть является подфункцией более общего понятия - правоохранительная функция судебной власти. Под правозащитной функцией понимается воздействие суда на общественные отношения, имеющее своей целью принудительное осуществление нарушенных или оспариваемых прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.
Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные, объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех, оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел. От степени практической реализации этих целей зависит уровень эффективности судебной деятельности по осуществлению правосудия. В Республике Беларусь равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица, независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, обладают равными процессуальными возможностями для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов.
Общая обязанность судов по защите прав и свобод человека и гражданина, выступающая как основная конституционная цель правосудия, объединяет все звенья судебной власти по их общественному предназначению в системе институтов государственной власти.
Право на судебную защиту. Белорусская Конституция содержит ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления, причем в разных формулировках. Статья 21 Конституции гласит: "Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, в законах и предусмотренные международными обязательствами государства". Таким образом, государство возлагает на себя обязанности судебного вмешательства по требованию любого гражданина и разрешения спора по существу согласно действующему законодательству.
Судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес человека уже нарушен, т.е. гарантия реализуется не как предотвращение правонарушений в будущем (что является неким правовым идеалом), а как наказание за уже совершенное правонарушение. Иными словами, гарантия предстает некой "подстраховкой": если право будет нарушено (безусловно, при судебной доказанности такого нарушения), государство гарантирует пострадавшему гражданину восстановление нарушенного права.
Провозглашенное ст. 60 Основного закона страны право на судебную защиту представляет собой сложное, многофункциональное и многовариантное явление, что обусловливает наличие различных взглядов на понятие судебной защиты. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.
Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества. В ряде случаев судебная защита - единственное средство правовой защиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Ведь основной чертой судебной защиты является ее неограниченность, или всеобщность.
Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам Беларуси, но и иностранцам, и не имеющим гражданства лицам (апатридам). Указание Конституцией на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но являются естественными, принадлежащими человеку от рождения. Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства.
Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы - и те, которые принадлежат ему в силу прямого указания Конституции и иных законов, и те, которые не имеют нормативного закрепления, но не противоречат закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации. Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров.
В полном соответствии с Пактом о гражданских и политических правах, обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты.
Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией Республики Беларусь целей.
Конституция, объявив Беларусь демократическим правовым государством (ст. 1), провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст.2), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать их права и свободы. Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной, в том числе и судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами, обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.61). Это свидетельствует о том, что Беларусь не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства, что позволяет характеризовать его как демократическое и правовое, поскольку общепризнанно: права и свободы индивида - обязательный признак правового государства.
Таким образом, судебная власть восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы от их необоснованного ограничения или нарушения.
Заключение
Исходя из рассмотренного мной материала, я сделал вывод, что личные права и свободы являются основой правового статуса личности, тем мощным фундаментом, который необходим для постройки изощренной конструкции прав гражданина. В Республике Беларусь этот фундамент закрепляется конституционно, с подкреплением различными кодексами и законами. Очень важно то, что гарантии личных прав и свобод в нашей стране соответствуют международным. Именно этот признак характеризует Беларусь как правовое демократическое государство.
Литература
1.Конституция Республики Беларусь (с изм. от 24.11.1996 и 17.10.2004)
2.Авдеенкова, М.П. Право на физическую свободу / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев // Государство и право. 2005. № 3. С. 13-22.
3.Габоев, А.Б. Защита прав и свобод человека – важнейший составной элемент при осуществлении национальной политики / А.Б. Габоев // Там же. 2005. № 1. С. 28-33.
4.Дмитриев, Ю.А. Защита конституционных прав граждан и уоловной и конституционной юстиции / Ю.А. Дмитриев // Там же. 1999. № 6. С. 38-43.
5.Квашис, В.Е. Смертная казнь и общественное мнение / В.Е. Квашис // Там же. 1997. № 4. С. 50-56.
6.Кравчук, Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке / Н.В. Кравчук // Там же. 2004. № 6. С. 66-73.
7.Крусс, В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы / В.И. Крусс // Там же. 2000. № 10. С. 43-50.
8.Крусс, В.И. К теории пользования конституционными правами / В.И. Крусс // Там же. 2004. № 6. С. 14-23.
9.Ловинюков, М.Н. Свобода совести / М.Н. Ловинюков // Государство и право. 1995. № 1. С. 24-36.
10.Лукашева, Е.А. Совершенствование деятельности государства – необходимое условие обеспечения прав человека / Лукашева Е.А. // Там же. 2005. № 5. С. 61-65.
11.Малеина, М.И. Право на имя / М.И. Малеина // Там же. 1998. № 5. С. 99-103.
12.Малеина, М.И. Содержание и осуществление личных неимущественных прав граждан: проблемы теории и законодательства / М.И. Малеина // Там же. 2000. № 2. С. 16-21.
13.Мепаришвили, Г.Д. Неприкосновенность жилища: уголовно-процессуальные аспекты / Г.Д. Мепаришвили // Там же. 1995. № 5. С. 100-106.
14.Михлин, А.С. Преступления против жизни / А.С. Михлин // А.С. Михлин, С.В. Бородин // Там же. 2004. № 2. С. 126-127.
15.Морозова, Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л.А. Морозова // Там же. 1995. № 3. С. 86-95.
16.Петрухин, И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) / И.Л. Петрухин // Там же. 1999. № 1. С. 64-73.
17.Полеина, С.В. Права человека и их защита / С.В. Полеина // Там же. 1996. № 10. С. 99-105.
18.Полеина, С.В. Реализация конституционного принципа равноправия полов / С.В. Полеина // Там же. 1998. № 6. С. 25-37.
19.Савицкий, В. О неприкосновенности жилища / В. Савицкий // Юстыцыя Беларусі. 2001. № 1. С. 52.
20.Уваров, А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина / А.А. Уваров // Государство и право. 2005. № 7. С. 82-84.
21.Чухвиев, Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность / Д.В. Чухвиев // Там же. 2005. № 3. С. 103-108.
22.Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учебное пособие / А.И. Курак. – Мн. 2006. С. 88.
23.Василевич, Г.А. Научно-практические комментарии к Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич - Консультант плюс. На состояние от 05.04.2006.
[1] Крусс, В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы / В.И. Крусс // Государство и право. 2000. № 10. С. 43-50.