Правовой статус Самарской Губернской Думы
Правовой статус Самарской Губернской Думы
Введение
В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение правового статуса одной из ветвей власти субъекта Российской Федерации, а именно: Самарской Губернской Думы.
Самарская Губернская Дума (законодательный (представительный) орган государственной власти Самарской области) является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Самарской области. Самарская Губернская Дума (далее – Дума, Самарская Губернская Дума) состоит из депутатов, число которых устанавливается Уставом Самарской области.
В соответствии с Уставом Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД Самарская Губернская Дума состоит из 50 депутатов (далее - установленное число депутатов), из которых 25 избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с федеральными законами и законом Самарской области, а 25 - по общеобластному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Депутаты Самарской Губернской Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Порядок подготовки и проведения выборов в Самарскую Губернскую Думу определяется в соответствии с федеральными законами, Уставом Самарской области, законами Самарской области.
Депутатом Самарской Губернской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законом Самарской области пассивным избирательным правом.
Депутаты Самарской Губернской Думы избираются сроком на пять лет.
Права и обязанности депутата Самарской Губернской Думы, гарантии и условия осуществления депутатской деятельности регулируются в соответствии с федеральными законами, Уставом Самарской области, законами Самарской области.
Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы. Дума нового созыва приобретает полномочия со дня открытия первого заседания.
Самарская Губернская Дума нового созыва собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы.
Основной формой работы Думы является заседание, на котором осуществляются полномочия Думы. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы. Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Расходы на обеспечение деятельности Думы предусматриваются в бюджете Самарской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Самарская Губернская Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Для организационного, правового, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Самарской Губернской Думы образуется аппарат Самарской Губернской Думы.
Полномочия Думы
Дума осуществляет законодательную власть Самарской области.
Дума:
1) принимает Устав Самарской области и законы Самарской области о внесении изменений в Устав Самарской области;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Самарской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области в пределах полномочий Самарской области;
3) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Самарской области о результатах деятельности Правительства Самарской области, в том числе по вопросам, поставленным Самарской Губернской Думой;
4) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Самарской области и законами Самарской области.
Законами Самарской области, которые принимаются Думой:
1) утверждаются бюджет Самарской области и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Самарской области;
2) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в Самарскую Губернскую Думу и органы местного самоуправления в Самарской области;
3) утверждаются программы социально-экономического развития Самарской области, представленные Губернатором Самарской области;
4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Самарской области, а также порядок их взимания, льготы по ним;
5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Самарской области и отчеты об их исполнении;
6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Самарской области, в том числе долями (паями, акциями) Самарской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
7) утверждаются заключение и расторжение договоров Самарской области;
8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Самарской области;
9) в случаях и порядке, установленных федеральным законом, распускается представительный орган муниципального образования в Самарской области;
10) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Самарской области к ведению и полномочиям Самарской области.
Постановлением Самарской Губернской Думы:
1) принимается Регламент Самарской Губернской Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Самарской Губернской Думы;
2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Самарской области;
3) оформляется согласие на назначение на должности вице-губернаторов Самарской области;
4) назначается половина членов Избирательной комиссии Самарской области;
5) назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Самарской области;
6) назначается дата выборов в Самарскую Губернскую Думу;
7) назначается референдум Самарской области в случаях, предусмотренных законом Самарской области;
8) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Самарской области;
9) утверждается соглашение об изменении границ Самарской области и иных субъектов Российской Федерации;
10) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
11) назначаются на должность председатель Уставного суда Самарской области, заместитель председателя Уставного суда Самарской области, судья - секретарь Уставного суда Самарской области, судья Уставного суда Самарской области, мировые судьи Самарской области;
12) оформляется согласование кандидатуры на должность прокурора Самарской области;
13) оформляется решение о принятии закона Самарской области;
14) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Самарской области и законами Самарской области к ведению Самарской Губернской Думы.
Самарская Губернская Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за:
1) соблюдением и исполнением принятых ею законов и постановлений;
2) исполнением бюджета Самарской области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Самарской области;
3) выполнением программ социально-экономического развития Самарской области и областных целевых программ;
4) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Самарской области.
Для организации и осуществления контроля за исполнением бюджета Самарской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Самарской области Самарская Губернская Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется законом Самарской области.
Право законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе принадлежит депутатам Самарской Губернской Думы, комитетам и комиссиям Самарской Губернской Думы, депутатским группам и фракциям, Совету Самарской Губернской Думы, Губернатору Самарской области, Правительству Самарской области, членам Совета Федерации Федерального Собрания - представителям от Самарской области, главам муниципальных образований в Самарской области, представительным органам муниципальных образований в Самарской области, региональным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Самарской области.
Законопроекты, внесенные на рассмотрение Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области в порядке реализации права законодательной инициативы, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Самарской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Самарской области, рассматриваются Самарской Губернской Думой по представлению Губернатора Самарской области либо при наличии заключения Губернатора Самарской области. Заключение представляется в Самарскую Губернскую Думу в течение 30 дней со дня поступления законопроекта на рассмотрение Губернатора Самарской области.
Право законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе принадлежит также Самарскому областному суду, Арбитражному суду Самарской области, Уставному суду Самарской области, прокурору Самарской области, Избирательной комиссии Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области, общественной палате Самарской области.
Депутаты Думы
Депутаты Думы осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности.
В Думе на профессиональной постоянной основе могут работать не более 35 депутатов.
Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, и каждому депутату, списку кандидатов которого передан депутатский мандат в соответствии со статьей 59.1 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
При избрании председателя Думы, первого заместителя председателя Думы, заместителей председателя Думы, председателей постоянных комитетов и комиссии Думы, заместителей председателей постоянных комитетов и комиссии Думы в соответствии с Регламентом Думы депутатам Думы следует учитывать, что не менее чем одному депутату, избранному в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Думе, а также каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии со статьей 59.1 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в Думе.
Председатель Думы
Возглавляет и организует работу Думы председатель Думы. Председатель Думы подотчетен Думе. Председатель Думы работает в Думе на профессиональной постоянной основе.
Председатель Думы избирается Думой из числа депутатов Думы тайным голосованием на срок полномочий Думы одного созыва большинством голосов от числа избранных депутатов Думы в порядке, определенном Регламентом Думы.
Председатель Думы осуществляет следующие полномочия:
1) ведет заседания Думы;
2) осуществляет руководство подготовкой заседания Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
3) формирует проект повестки дня заседания Думы;
4) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов Думы время и место проведения заседания Думы, а также проект повестки дня заседания Думы;
5) созывает и ведет заседание Совета Думы, формирует проект повестки заседания Совета Думы;
6) координирует деятельность постоянных комитетов и комиссии Думы;
7) оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий;
8) дает поручения постоянным комитетам и комиссии Думы;
9) обеспечивает гласность и учет общественного мнения в работе Думы;
10) представляет Думу в отношениях с населением, общественными объединениями, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, выдает от имени Думы доверенности;
11) организует в Думе прием граждан, рассмотрение их обращений в соответствии с действующим законодательством;
12) подписывает постановления Думы, протоколы заседаний Думы и иные документы Думы;
13) подписывает финансовые документы, в том числе государственные контракты, договоры, учетную и отчетную бухгалтерскую документацию;
14) подписывает от имени Думы исковые заявления и иные документы, направляемые в суд;
15) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Думы;
16) утверждает штатное расписание Думы, вносит в него изменения;
17) осуществляет полномочия представителя нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Самарской области, замещающих должности государственной гражданской службы в Думе;
18) осуществляет полномочия работодателя в отношении работников Думы, замещающих должности в Думе, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Самарской области, помощников депутатов Думы;
19) утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Думы;
20) осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством или возложенные на него Думой.
По вопросам своей компетенции председатель Думы издает распоряжения. Председатель Думы может на основании письменного заявления добровольно сложить свои полномочия в порядке, установленном действующим законодательством.
Председатель Думы может быть досрочно освобожден от должности решением Думы, принимаемым тайным голосованием, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы в порядке, определенном Регламентом Думы.
Первый заместитель председателя Думы и заместитель (заместители) председателя Думы
Дума избирает первого заместителя председателя Думы и заместителя (заместителей) председателя Думы.
Число заместителей председателя Думы определяется Думой нового созыва.
Первый заместитель председателя Думы работает в Думе на профессиональной постоянной основе.
Первый заместитель председателя Думы и заместитель (заместители) председателя Думы избираются на заседании Думы из числа депутатов Думы на срок полномочий Думы одного созыва большинством голосов от числа избранных депутатов Думы в порядке, определенном Регламентом Думы.
Первый заместитель председателя Думы и заместитель (заместители) председателя Думы выполняют обязанности в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем Думы, и поручениями председателя Думы.
В случае отсутствия председателя Думы или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет обязанности председателя Думы первый заместитель председателя Думы.
В случае отсутствия председателя Думы, первого заместителя председателя Думы обязанности председателя Думы в соответствии с распоряжением председателя Думы, первого заместителя председателя Думы выполняет заместитель председателя Думы.
Первый заместитель председателя Думы и заместитель (заместители) председателя Думы могут на основании письменных заявлений добровольно сложить свои полномочия в порядке, установленном действующим законодательством.
Первый заместитель председателя Думы и заместитель (заместители) председателя Думы могут быть досрочно освобождены от должности решением Думы, принимаемым открытым голосованием, если за него проголосовало не менее двух третей от числа избранных депутатов Думы в порядке, определенном Регламентом Думы.
Совет Думы
Для предварительного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Думы, координации деятельности ее комитетов и рабочих групп, согласования проектов федеральных законов, принятия заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Самарской области Дума формирует Совет Думы. Совет Думы формируется на срок полномочий Думы одного созыва.
В Совет Думы входят председатель Думы, первый заместитель председателя Думы, заместитель (заместители) председателя Думы, руководители фракций и депутатских групп, образованных в Думе, депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 59.1 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", председатели постоянных комитетов и комиссий Думы.
Возглавляет и организует работу Совета Думы председатель Думы.
Полномочия, порядок и организация работы Совета Думы определяются Регламентом Думы.
Депутатские объединения в Думе
Депутаты Думы для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, образуют фракции и могут создавать депутатские группы (далее - депутатские объединения).
Депутат Думы вправе входить в состав только одного депутатского объединения. Внутренняя деятельность депутатского объединения определяется им самостоятельно. Порядок образования и прекращения деятельности депутатских объединений определяется Регламентом Думы.
Постоянные комитеты и комиссия Думы
Дума для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, отнесенных к полномочиям Думы, образует из числа депутатов Думы постоянные комитеты и постоянную комиссию Думы по вопросам депутатской этики. Постоянные комитеты и комиссия Думы образуются на срок полномочий Думы одного созыва.
Необходимость образования постоянных комитетов Думы, их наименования определяются Думой. Формирование постоянного комитета и комиссии Думы осуществляется Думой на основании личных заявлений депутатов о введении их в состав соответствующего постоянного комитета и комиссии Думы.
Численный состав постоянного комитета и комиссии Думы определяется Регламентом Думы.
Каждый депутат Думы, за исключением председателя Думы, первого заместителя председателя Думы и заместителя председателя Думы, обязан состоять в одном постоянном комитете Думы. Депутат Думы может быть членом не более двух постоянных комитетов Думы.
Возглавляет и организует работу постоянного комитета и комиссии Думы председатель постоянного комитета и комиссии, который работает в Думе, как правило, на профессиональной постоянной основе.
Председатель постоянного комитета и комиссии Думы избирается Думой большинством голосов от числа избранных депутатов Думы по представлению соответствующего постоянного комитета и комиссии Думы в порядке, определенном Регламентом Думы. Постоянный комитет и комиссия Думы принимает решение о числе заместителей председателя постоянного комитета и комиссии Думы.
Заместитель (заместители) председателя постоянного комитета и комиссии Думы избирается (избираются) Думой большинством голосов от числа избранных депутатов Думы по представлению соответствующего постоянного комитета и комиссии Думы в порядке, определенном Регламентом Думы.
Председатель (заместитель председателя) постоянного комитета и комиссии Думы может быть освобожден от должности по представлению соответствующего постоянного комитета и комиссии Думы решением Думы, принимаемым открытым голосованием, если за него проголосовало не менее двух третей от числа избранных депутатов Думы в порядке, определенном Регламентом Думы.
Депутат Думы может быть выведен из состава постоянного комитета и комиссии Думы решением Думы по его личному заявлению или по представлению соответствующего постоянного комитета и комиссии Думы.
Полномочия, направления деятельности, порядок и организация работы постоянных комитетов и комиссии Думы, порядок прекращения деятельности постоянных комитетов и комиссии Думы определяются Регламентом Думы и положением, утверждаемым Думой.
Временные комиссии Думы
Для решения конкретных задач Думой могут образовываться временные комиссии Думы. Функции, полномочия и состав временных комиссий Думы определяются Думой при их создании.
Аппарат Думы
Для организационного, правового, информационно-аналитического, материально-технического обеспечения деятельности Думы образуется аппарат Думы. дума выборы депутат полномочия
Положение об аппарате Думы, структура аппарата Думы и предельная штатная численность аппарата Думы утверждаются Думой по представлению председателя Думы.
Полномочия Самарской Губернской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Самарской Губернской Думой постановления о самороспуске в порядке, предусмотренном частью третьей настоящей статьи:
2) вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов Самарской Губернской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3) роспуска Самарской Губернской Думы Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
4) роспуска Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Постановление о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы.
В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Самарской Губернской Думы назначаются и проводятся внеочередные выборы в Самарскую Губернскую Думу в соответствии с федеральным законом и законом Самарской области.
Заключение
Изученный правовой статус Самарской Губернской Думы позволяет лучше понять порядок её формирования, полномочия и компетенцию. Указанные познания могут быть использованы при оспаривании нормативно-правовых актов и ненормативно-правовых актов, принятых Самарской губернской Думой.
Так же полученные представление о правовом статусе Самарской Губернской Думе может быть использовано для правового анализа при изучении законодательных органов других субъектов Российской Федерации.
Источники
Нормативно-правовые акты:
Конституция РФ// Российская газета", N 7, 21.01.2009;
Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//"Российская газета", N 206, 19.10.1999;
Закон Самарской области от 10.05.2007 N 32-ГД "О Самарской Губернской Думе"// "Волжская коммуна", N 83 (25881), 15.05.2007;
Закон Самарской области от 10.07.2003 N 64-ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы"// "Волжская коммуна", N 124, 12.07.2003;
Закон Самарской области от 29.12.2010 N 162-ГД"О внесении изменений в статьи 3 и 6 Закона Самарской области "О Самарской Губернской Думе"// "Волжская коммуна", N 485(27432), 30.12.2010;
Закон Самарской области от 06.12.2010 N 132-ГД "О внесении изменения в статью 3 Закона Самарской области "О Самарской Губернской Думе"// "Волжская коммуна", N 453(27400), 08.12.2010;
Закон Самарской области от 08.06.2010 N 55-ГД
"О внесении изменения в статью 2 Закона Самарской области "О Самарской Губернской Думе"// "Волжская коммуна", N 204(27151), 10.06.2010
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.10.2010 N 19-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 4 и статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания" и абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании" в связи с жалобой гражданина И.Б. Вольфсона"// "Вестник Конституционного Суда РФ", N 6, 2010;
Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О
"По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2005;
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"// "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2002;
11) Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"//"Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2002.
Периодическая литература:
Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. N 2. С. 29 - 33.
Замотаева Е.К. Обеспечение законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 25 - 37.
Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 12. С. 7 - 9.
Ишеков К.А. Некоторые направления парламентского контроля: уровень субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 60 - 63.
Коренев М.В. Понятие и сущность конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. С. 16 - 22.
Курманов М.М., Шайдуллин Ф.С. Самороспуск двухпалатного законодательного органа субъекта Российской Федерации // Адвокат. 2010. N 7. С. 57 - 61.
Курманов М.М. Роспуск законодательного органа субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации за непроведение заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 2. С. 7 - 11.
Курманов М.М. Роспуск законодательного органа субъекта Российской Федерации Президентом РФ в связи с непринятием решения об отклонении или о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - кандидатуры, представленной Президентом РФ // Современное право. 2009. N 12. С. 33 - 37.
Потапов М.Г. Субъект федерации - государство? // Право и политика. 2010. N 2. С. 322 - 326.