Конституционный строй
План
Введение
Основы конституционного строя России
Понятие основ конституционного строя, содержание и классификация
Конституционные основы экономической системы общества
Конституционно-правовые характеристики России как суверенного государства
II Формирование Российского конституционализма
2.1 Категория «конституционализм» в сравнительном изучении: терминологическая проблема российского конституционализма
2.2 Конституционное развитие России: проблема периодизации
2.3 Система конституционализма и совершенствование республиканской формы правления
Заключение
Библиографический список
Введение
Российский конституционный процесс с трудом укладывается в линейную перспективу развития. Он имеет свои взлеты и падения, свои периоды прогрессивной эволюции и регресса, свои реформаторские планы и неудачные попытки их воплощения на практике. Современный этап конституционного развития с его трудностями и противоречиями продолжает правовую и политическую модернизацию страны. Становится особенно актуальным анализ политико-правовых проблем формирования российского конституционализма, его нормативных основ и опыта реализации конституционных положений.
Процесс осмысления специфики конституционной ситуации в России сталкивается с рядом теоретико-методологических проблем.
Первая проблема связана с концептуальным объяснением российского конституционного развития в контексте сравнительного изучения и глобального взаимодействия различных правовых систем, традиций и опыта.
Вторая проблема относится к понятийному аппарату новой конституционной и общественной мысли.
Третья проблема названа дефицитом преемственного государственно-правового развития России на протяжении XX века.
Основы конституционного строя России
1.1 Понятие основ конституционного строя, содержание и классификация
«Первая глава Конституции России 1993 г., которая, как и во всех конституциях стран мира, содержит наиболее общие, отправные, принципиальные положения, называется «Основы конституционного строя». Конституции республик в составе РФ чаще всего содержат такой же заголовок, хотя иногда уточняют, что речь идет об основах конституционного строя данной республики. В уставах других субъектов РФ подобный заголовок встречается очень редко. По понятным причинам первые главы их уставов называются «Основные положения», «Общие положения», «Основы правового статуса» края, области, автономного округа и т.д. Несмотря на разные заголовки и формулировки статей, основы конституционного строя на всей территории РФ, а, следовательно, в ее субъектах являются едиными и не могут быть иными.»1
В российской науке конституционного права существуют разные определения основ конституционного строя, однако все они едины в том, что фундаментальные политико-правовые ценности, конституционные принципы устройства современного российского общества и государства. Поэтому не случайно в Конституции РФ основы конституционного строя не только занимают привилегированное, первое место по отношению к другим главам, но и имеют особое юридическое значение. «Во-первых, основы конституционного строя не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ 1993 г. (ч.1 ст.16). Это означает что, в случае необходимости внесения любого изменения в главу 1 необходимы пересмотр действующей и принятие новой Конституции России (ст. 134, 135 Конституции РФ). Требование пересмотра обусловлено тем фактором, что каждая конституционная норма главы 1 является нормой-принципом, который конкретизируется, развивается в нормах других глав Конституции а все основы конституционного строя образуют систему взаимосвязанных норм-принципов, обладающих внутренним единством. Вследствие этого, например, при необходимости исключения из главы 1 нормы о федеративном государстве (ч 1 ст. 1) все положения главы 3 «Федеративное устройство», часть норм глав 4,5,6, устанавливающих статус Президента РФ, федерального парламента РФ, Правительства РФ в федеративных отношениях, также должны быть исключены из текста Конституции РФ , что, в свою очередь, означает «разрушение»всей правовой конструкции Основного закона России.
Во-вторых, основы конституционного строя самодостаточны, обладают определенной самостоятельностью от других глав Конституции РФ, являются своего рода «малой конституцией» России или «конституцией в конституции», поскольку Основной закон РФ допускает внесение поправок и изменений в другие главы Конституции РФ (ст. 134, 136, 137), при этом они (поправки, изменения) не должны противоречить основам конституционного строя (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).
В-третьих, в связи с тем, что положения глав Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя, при толковании отдельных норм глав 2 – 9 следует исходить из приоритета основ по отношению к другим нормам Конституции РФ, т.е. осуществлять толкование исходя первоначально из основ конституционного строя во взаимосвязи с толкуемыми нормами, а не наоборот.»1
«Термин «конституционный строй», избранный как замена понятия «общественный строй», имеет свои позитивные и некоторые негативные стороны. Он подчеркивает идею конституционализма, легитимности, обязанности государства, всех участников правоотношений действовать на основе Конституции, в соответствии с ней, требование устанавливать такие порядки, которые соответствуют чаяниям народа, принявшего голосованием
Конституцию. С другой стороны, конституции бывают разными, их содержание не всегда соответствует общечеловеческим ценностям. Кроме того, термин «конституционный строй» является недостаточно определенным с содержательной стороны. Конституция может закреплять разный социально-политический, общественный строй. В Конституции РФ тоже говорится о многих разных явлениях.»1
Основы конституционного строя как конституционные нормы могут быть разделены на следующие группы:
Нормы, регулирующие политические отношения или учреждающие принципы организации политической системы Российского государства: суверенное государство (ст. 4, 15), республиканская форма правления (ст.1, 10, 11), демократическое государство (ст.1, 2, 3, 10, 11, 15), федеративное государство (ст.1, 5, 11, 15), организация местного самоуправления (ст. 3, 12), органы государственной власти (ст. 10, 11), основы правовой системы (ст.4, 5, 15, 16);
Нормы, регулирующие социальные отношения или учреждающие принципы организации социальной системы Российского государства: социальное государство (ст. 7);
Нормы, регулирующие экономические отношения или учреждающие принципы организации экономической системы Российского государства: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч.1 ст.8); многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные) (ч. 2 ст. 8), в том числе на землю и природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9);
Нормы, регулирующие духовные (идеологические) отношения или учреждающие принципы организации идеологической системы
Российского государства: светское государство (ст. 14, 15); идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13).
Таким образом, по мнению Шульженко Ю.Л., «основы конституционного строя – это совокупность конституционных норм, установленных в главе 1 Конституции РФ, учреждающих принципы организации политической, экономической, социальной и духовной (идеологической) систем Российского государства. Основы конституционного строя является сложными общими правовыми принципами, поэтому их характеристика возможна лишь во взаимосвязи с конкурирующими нормами других глав Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов.»1
1.2 Конституционные основы экономической системы общества
«Под экономической системой общества понимается совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе. Эти отношения разнообразны: они включают отношения производства, обмена, распределения и др.»1
В условиях тоталитарного социализма в России существовала о огосударствленная экономика, теперь, регулируя основы экономического строя, Конституция РФ, в отличие от прежних социалистических конституций, закреплявших огосударствленную экономику тоталитарного общества, исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Один из важнейших конституционных принципов современной России в сфере экономики — свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Свобода экономической деятельности сочетается с единством экономического пространства, что исключает таможенные барьеры и другие преграды для экономического сотрудничества.
Исходной базой экономических отношений является собственность. В Конституции РФ, основных законах субъектов РФ упразднено прежнее деление собственности на средства производства и потребления (личную собственность). Конституция устанавливает, что в России государство признает и гарантирует различные формы собственности: частную, государственную и муниципальную и иные (ч.2 ст.8). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35). Собственность в России (включая предприятия и участки земли) имеют не только граждане РФ, ее имеют и свободно распоряжаются ею иностранцы, лица без гражданства. В частной собственности теперь находятся 74% всех предприятий, а 70% работников заняты на частных предприятиях.
Теперь, согласно ст. 35 (ч. 1), право частной собственности охраняется законом. Конституция РФ устанавливает равную правовую защиту всех законных форм собственности, покончив с прежним разделением на «высшие» (социалистические) и иные формы собственности с неодинаковой ответственностью (и уголовной, и гражданской) за нарушение прав собственника. Лицо (физическое или юридическое) может быть лишено прав собственности только судом. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и последующих определениях (1996, 1998, 2000) неоднократно указывал, что органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях (в том числе таможня), не имеют права самостоятельно осуществлять конфискацию имущества. Они могут ограничить распоряжение ею, но для конфискации должны обращаться в суд.
В Конституции РФ, основных законах субъектов РФ особо регулируется важнейший в истории России вопрос о собственности на землю (ст. 9). Земля и другие природные ресурсы также могут находиться в различных формах собственности, включая частную. Земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Действуют отдельные федеральные законы (о недрах, а разделе продукции и др.), а также несколько указов Президента РФ 1992 - 1997 гг., регулирующие земельные отношения. Они устанавливают порядок наделения землей (но только для дачных, садовых участков, для возведения строений и др.).
«Государственная собственность в РФ была создана путем национализации капиталистических предприятий, а также правопреемства прежних государственных объектов. В настоящее время государственная собственность в промышленности не преобладает, в собственности государства находится 13 тыс. предприятий.»1
Распоряжаются государственной собственностью органы государства и соответствующие должностные лица, она лишь находится в хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятий.
Муниципальная собственность принадлежит муниципальным образованиям. Это могут быть местные промышленные и торговые предприятия, учреждения в сфере обслуживания и т.д. Принципиальные решения в отношении муниципальной собственности принимают представительные органы муниципальных образований, а реально распоряжаются ею главы этих образований (мэры и др.).
Для осуществления частной предпринимательской деятельности необходима лицензия — разрешение соответствующих органов. Лицензия — это недорогое, но платное разрешение (цену определяет государственный орган, выдающий разрешение) на экономическую (культурную и т.д.) деятельность на основе закона с целью извлечения прибыли. Порядок лицензирования определяется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г»1., а также постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 апреля 2000 г»2.
Лицензии выдают федеральные отраслевые органы исполнительной власти по вопросам своей компетенции (например, Госстроя, Минтопэнерго и Госгортехнадзора России — на проектирование и строительство гидротехнических сооружений).
Осуществляя предпринимательскую деятельность, нельзя преследовать цели монополизации и недобросовестной конкуренции. Свобода конкуренции — неотъемлемый элемент рынка. В России действует закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г. с изменениями). Он запрещает действия хозяйствующих субъектов, которые ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов и граждан, в том числе создание дефицита товаров на рынке или монопольное повышение цен. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возложен на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства которое время от времени предпринимает необходимые действия, в том числе обращается в суд с исками против нарушителей закона.
Одна из проблем экономического развития России — острая необходимость в инвестициях (капиталовложениях), в том числе иностранных. Действует Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. (с изменениями) стимулирующий инвестиции, а также специальный Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (с изменениями) также предусматривающий льготы (до семи лет окупаемости инвестиционного проекта).
Указами Президента РФ 1991 г. проведена либерализация цен и введена свобода торговли. Ограничения касаются лишь определенных мест и товаров. Качество товаров регулируется законодательством о правах потребителей, существуют общества потребителей. Есть ограничения и в связи с местами торговли.
«Важнейшей стороной любой экономической системы является роль труда в обществе. Вне трудовой деятельности (в любых ее формах) невозможно создание богатств общества. Конституция России устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд (ст. 37). Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».1
Трудности экономического развития России связаны со структурой се валового внутреннего продукта (ВВП). В 2000 г. 40% ВВП получено за счет экспорта, в том числе 35% — за счет экспорта сырья (в развитых странах доля экспорта составляет приблизительно 10% ВВП). Развитие российской экономики затруднено ее криминализацией. По данным МВД России организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85% банков.1
В целом, как отметил Президент РФ В.В. Путин в своем послании парламенту, Россия продолжает жить «в условиях прогрессирующего экономического отставания» от передовых стран.
1.3 Конституционно-правовые характеристики России как суверенного государства
В Конституции РФ устанавливается, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4), тем самым Россия провозглашается суверенным государством. Категория «суверенитет» впервые была использована при характеристике государства Ж. Боденом в работе «Шесть книг о республике" (1594 г.) как «постоянная и абсолютная власть государства". В настоящее время государственный суверенитет понимается как состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств. Государство как публично-правовая организация общества создает органы государственной власти, которые и обеспечивают его суверенитет Государственный суверенитет является неотъемлемым, качественным признаком государства и условно имеет две формы (стороны): внутреннюю и внешнюю.
«Государственная власть является единственной легальной (законной), принимаемые ею решения обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями, организациями, а также самими органами государственной власти; единство государственной власти выражается в наличии системы органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных и иных), совокупная компетенция которых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций государства»1.
Независимость государства (внешняя сторона) — это самостоятельность во взаимоотношениях с иностранными государствами, недопустимость их вмешательства во внутренние дела, обеспечение неприкосновенности своей территории.
Следует также различать, с одной стороны, суверенные государства и, с другой, — территории, которые признаны международным сообществом суверенными государствами (юридический суверенитет), но в действительности таковыми не являются в связи с тем, что государственная власть в них ограничена властью другого либо других государств. Таким образом, по мнению Енгибиряна Р.В. «государственный суверенитет как политико-правовое явление и характеризующая его категория конституционного права имеет достаточно определенные характеристики: полновластие государства как верховенство и независимость»1.
Россия имеет сложную периодизацию истории государственного суверенитета, поскольку не всегда являлась суверенным государством. Выделяют следующие периоды:
— Российское имперское государство (до февраля 1917 г.)
— Россия являлась суверенным государством, при этом император считался носителем суверенитета и источником верховной власти;
— Российское Советское государство (октябрь 1917 г. — декабрь 1922 г.)
— Россия, изменив название (РСФСР) и форму государства (советская республика, советская национальная федерация, диктатура пролетариата), сохраняет государственный суверенитет;
— Россия как субъект федерации СССР (декабрь 1922г. — июнь 1990 г.) утрачивает государственный суверенитет, подписав в 1922г. Союзный договор об образовании СССР как федерации советских республик РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Грузия, Армения, Азербайджан). В конституциях СССР провозглашался юридический суверенитет союзных республик; республика признавалась суверенным государством, имеющим право свободного выхода из СССР;
— Россия как субъект федерации в период распада СССР (июнь 1990 г. — декабрь 1991 г.) предпринимает попытку восстановить государственный суверенитет. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР провозглашает государственный суверенитет РСФСР в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Декларация провозгласила народ России единственным источником власти и носителем суверенитета, государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории, стремление создать демократическое правовое государство в составе обновленного СССР. Российская Федерация — суверенное государство (декабрь 1991 г. - по настоящее время). В связи с прекращением существования СССР как государства (декабрь 1991 г.) 15 бывших союзных республик, в том числе и РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — Российская Федерация), являются суверенными государствами.
Современное понимание государственного суверенитета России обосновано и сформулировано Конституционным Судом РФ и постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"»1: суверенитет Российской Федерации, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак России как государства.
Российская Федерация как суверенное государство имеет следующие конституционно-правовые характеристики:
1. Провозглашение Россией государственного суверенитета. «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ).
2. Признание государственного суверенитета Российской Федерации производным от суверенитета российского народа. Конституция Российской
Федерации в ст. 3 устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ».
3. Признание ограниченности государственной власти Конституцией РФ, принятой многонациональным народом России всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ определяется что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15).
4. Установление полновластия Российского государства на своей территории (внутренняя сторона государственного суверенитета), которое реализуется в следующих положениях Конституции РФ:
а) определение пространственного предела государственного суверенитета России. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), которая включает территорию субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ), а также недра. Ни одно иностранное государство без разрешения Российской Федерации не имеет права производить на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне разведку, разработку естественных ресурсов, находящихся в воде, на дне и в его недрах. Территория России отделена от территорий сопредельных государств Государственной границей, определяющей пространственный предел действия государственного суверенитета. Режим Государственной границы, включающий правила пропуска, перевозки людей и грузов, разрешения инцидентов с иностранными государствами, установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»1.
б) установление верховенства Конституции РФ, актов государства в правовом регулировании общественных отношений. Конституция РФ имеет верховенство (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации. Законы, иные правовые акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и не должны ей противоречить (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 90, ст. 115).
в) учреждение единой системы органов государственной власти, обеспечивающих исполнение на всей территории России Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и иных правовых актов государства. Государственную власть в России осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ (ч. 1, 2 ст. 11), образующие единую по целям, задачам, методам, принципам организации систему органов.
г) обеспечение территориальной целостности России (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ)1. Входящие в состав России государственные образования — субъекты РФ, имеющие сухопутные территории, а равно иные территориальные образования не имеют права свободного выхода из состава Российской Федерации и образования суверенного государства либо присоединения к иностранному суверенному государству, поскольку это не предусмотрено Конституцией РФ.
Независимость (самостоятельность) Российского государства в отношениях с зарубежными государствами (внешняя сторона государственного суверенитета) реализуется по следующим направлениям:
а) самостоятельное определение и проведение внешней политики Российского государства;
б) добровольность заключения международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Международные межгосударственные договоры от имени
России заключает и подписывает Президент Российской Федерации (ст. 86), ратифицирует (одобряет в форме федерального закона) федеральный парламент (ст. 106);
в) признание действия норм международного права на своей территории при условии их соответствия Конституции РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы;
г) обеспечение неприкосновенности своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).
5. Установление внешних атрибутов суверенного государства: герба, флага, гимна, столицы, аккредитации дипломатических представительств иностранных государств. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Конституции РФ Государственные герб, флаг, гимн России, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральными конституционными законами (приняты в 2000 г.).
2. Формирование Российского конституционализма
2.1 Категория «конституционализм» в сравнительном изучении: терминологическая проблема российского конституционализма
Современное конституционное развитие России в контексте политических преобразований стран Восточной Европы ставит проблему переосмысления роли конституционных норм и институтов и формирования новой правовой системы.
При раскрытии понятия российского конституционализма необходимо обратиться к историческому контексту его возникновения и развития в России показать, как отражалось в нем взаимодействие национальных особенностей и универсальных принципов. Динамика понятия является составной частью более общих проблем конституционного развития России, поэтому в нем аккумулируются или находят отражение элементы роста конституционных институтов и принципов.
«Термин «конституционализм» происходит от термина «конституция», однако не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в современных юридической, политической и исторической науках»1.
Несмотря на различные подходы к проблеме возникновения конституционализма, преобладающим следует признать взгляд, что сам термин «конституционализм» появился впервые в американской политико-правовой мысли в конце XVIII –XIX века.
Как явление мировой политико-правовой культуры конституционализм сформировался при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Однако, пройдя стадии спада и возрождения в новейшее время, конституционализм по-прежнему является важнейшим фактором развития демократических государств в конце XX века. Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов гражданского общества, выступает как условие построения правового государства в России.
В современной политико-правовой литературе используются различные подходы к определению конституционализма. Первый подход, выраженный в ряде юридических исследованиях, определяет конституционализм как государственное правление, ограниченное конституцией; второй видит в конституционализме учение о конституции, как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях; третий подход, используемый в политологии, утверждает, что конституционализм – это политическая система, основанная на конституционных методах правления.
В ряде исторических и сравнительно- правовых исследованиях конституционализм выступает в качестве преобладающей революционной модели преобразования общества. В рамках такой модели выделяются « конституционные революции», которые рассматриваются как средство преобразования общества и подчинения власти конституционным принципам правления.
В политической философии конституционализм изучается как совокупность базовых для государства и общества политических и правовых идей и принципов нового времени, осмысляется взаимосвязь конституционализма с современным пониманием демократии.
Под конституционализмом Кравец И. понимает «систему, которая устанавливает индивидуальные юридические права, в отношении которых доминирующий законодательный орган не обладает властью лишать их юридического действия или компрометировать»1. По его мнению, стало общим правилом предполагать, что респектабельная правовая система должна включать конституционную защиту индивидуальных прав.
2.2 Конституционное развитие России: проблема периодизации
Проблема становления и развития конституционных институтов в России изучается и исследуется на стыке нескольких общественных дисциплин: отечественной истории государства и права, конституционного права Российской Федерации, политической истории России, истории государственных учреждений. Тема о конституционном развитии России включена в государственный стандарт в качестве составной части дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».
При изучении и исследовании эволюции конституционных норм и институтов возникает ряд технико-методологических и концептуальных проблем, которые коренятся в существенном различии между действующим конституционным правом и ретроспективным взглядом на процесс его становления и развития. «Наиболее важными являются две ключевые проблемы: определение критериев и параметров периодизации конституционной истории России и выявление содержательных компонентов конституционной истории России и выявление содержательных компонентов конституционной эволюции, раскрытие которых позволяет осмыслить специфику каждого отдельно взятого периода конституционного развития, понять основные детерминанты конституционного процесса в целом»1.
Содержательными компонентами эволюции российского конституционализма, являются:
Разработка, принятие и смена конституционных проектов и конституцией в истории российского государства;
Принятие конституционного законодательства на основе действующего Основного закона страны в различные периоды исторического развития;
Генезис и трансформация ключевых конституционно-правовых институтов в процессе перехода от абсолютизма к конституционализму и формирования конституционных основ правовой государственности;
Развитие конституционных идей на различных этапах российского общества и государства, их влияние на характер политико-правовых преобразований.
В современных отечественных исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем, хотя наблюдается острая потребность переосмыслить их в свете проблем демократического и правового совершенствования российской государственности. Различные юридические школы используют преимущественно концепцию историко-правового эволюционизма для объяснения и раскрытия этапов конституционного развития России. Мнения расходятся в названиях конкретных периодов конституционного процесса. Одни исследователи «выделяют три исторических этапа: 1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отразившее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль – октябрь 1917 г.); 2) тоталитарное конституционное (государственное) право, процесс формирования которого начался, после Октябрьской революции и завершился ко второй половине 80-х годов; 3) и демократическое конституционное право, получившее развитие с конца 80-х в ходе целого ряда реформ и продолжающиеся развиваться после принятия Конституции РЫФ 1993 года»1. Причем каждый последующий тип конституционного права полностью отрицал предыдущий, поэтому, по мнению известного ученого, о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить, весьма условно.
Другие авторы намерено не называют конкретные периоды конституционного развития Российского государства, однако, отмечают попытки разработки и принятия конституции в дореволюционной России и рассматривают череду советских конституций, действовавших во многом формально на союзном и республиканском уровнях.
Третьи исследователи вместо выделения конкретных периодов конституционной истории предполагают использовать понятие «Конституция России» в двух значениях: «1) как обобщенное научное понятие, характеризующее становление и развитие конституции страны; 2) и как действующую Конституцию РФ»1.
Каждый из отмеченных периодов может быть разбит на более мелкие этапы, отражавшие нормативные и институциональные изменения в государственно-правовом развитии. Однако именно ключевые этапы конституционной истории России, отличающиеся сущностными характеристиками и лежащими в их основе правовыми принципами, следует рассматривать в качестве исторических форм российского конституционализма.
конституционный правовой строй государственность
2.3 Система конституционализма и совершенствование республиканской формы правления
Демократическое обновление современной российской государственности испытывает трудности переходного периода, которые вызваны не только несовершенством существующих политических институтов, территориальным распределением компетенции между органами государственной власти федерации и её субъектов, но и определяются параллельным протеканием реформационных процессов в политико-правовой и социально-экономической сферах жизнедеятельности российского общества.
«Нормативной основой развивающейся конституционной системы является Конституция РФ, закрепившая в качестве основ конституционного строя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и принцип местного самоуправления, органы которого не входят в систему органов государственной власти»1. Использование терминов «система конституционализма» или «конституционная система» позволяет обозначить конституционное регулирование организации и деятельности федеральных органов государственной власти, порядка их взаимоотношений при реализации важнейших полномочий. Политико-правовая система конституционализма, будучи важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования саморегулирующихся институтов гражданского общества, одновременно выступает как условие построения правового государства в России. Она формируется в качестве достаточно автономной части поддерживающей её более широкой социальной системы, выступая фактором стабилизации и устойчивого развития последней. В условиях изменения социальной стратификации и расслоения российского общества в ходе приватизации и акционирования государственной собственности развитие системы конституционализма повержено дефициту сбалансированного функционирования, позволяющего оперативно разрешать политические и социальные конфликты. Причины недостаточной глубины и конструктивности проводимых реформ многофакторны. В свою очередь конституционная система отвечает требованиям устойчивости и эффективности, если рационально проведенное разделение государственной власти по отраслям и институтам обеспечивает реализацию функций современного Российского государства и выполнение стоящих перед ним задач в области социальной политики в ходе структурной перестройки экономики.
При реформировании существующей конституционной системы РФ следует учитывать закрепленную в конституции модель разделения властей и сложившуюся практику её реализации, так как потенциальные возможности конституционных норм, определяющих полномочия Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания, оказываются не в полной мере востребованными. Вместе с тем развитие конституционно-правовых институтов возможно в направлении усиления отдельных элементов одной из известных мировому опыту «жесткой», «гибкой» или «смешанной» моделей разделения властей. При этом необходимо принять во внимание позитивные и негативные черты, внутренне присущие каждой модели в отдельности, а также характерные особенности взаимоотношений законодательных и исполнительных органов власти, которыми определяется специфика реализации конкретной модели разделения властей.
Правовой статус и политическая значимость элементов конституционной системы различными авторами определяется в зависимости от понимания принципа разделения властей и степени его отражения в конституционных нормах и политических отношениях.
В ряде политических исследований отмечается, что президентство в России фактически не сложилось в связи с «зыбкостью законодательных рамок» и слабостью общественной опоры», которые превращают выборы «главы государства в серьезное испытание для страны каждый олимпийский год» (А.М. Салмин). Сторонники президентского режима связывают неудачи президентской власти не с ее конструктивными недостатками, а с крайне неблагоприятным общим социальным фоном: политическими трансформациями и экономическими реформами.
Принимая во внимание комплексный характер президентских полномочий, следует учитывать, что фактически исполнительная власть в России является бицефальной. При этом конституция РФ исходит из дискреционного характера полномочий Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ. В отношении актов главы государства российское конституционное право не предусматривает института контрасигнатуры, что в целом характерно для президентской республики, в которой президент является главой исполнительной власти (например, США). В конституционной системе России действуют глава государства и Председатель правительства РФ. Для обеспечения большей согласованности не только их действий, но и всей исполнительной власти, по-видимому, необходимо определить, какие акты Президента РФ издаются им самостоятельно, а какие требуют скрепы Председателя Правительства РФ или соответствующего министра. Тем самым повысилась бы ответственность министров за взятые ими на себя обязательства, а также скоординированность действий внутри исполнительной власти.
Заключение
На завершающем этапе исследования имеет смысл обрисовать в общих чертах тип российского конституционализма, который будет адекватным объективным политико-правовым и социально-экономическим условиям развития страны и перспективным социально-экономическим условиям развития страны и перспективным с позиции конституционно-правовых задач государственного строительства.
В современных дискуссиях о путях и судьбах российского конституционализма прозвучал призыв утвердить конституционализм как общегосударственную, напартийную идеологию и интегративную общенациональную идею, которые особенно актуальны в российских условиях отсутствия общезначимых ценностных и мировоззренческих ориентиров, особой борьбы между различными узкопартийными идеологиями.1
Учитывая роль государства в российском историческом процессе, его активные преобразующие функции в формировании новой правовой системы и общества в целом нельзя не отметить, что наиболее адекватным современным преобразованием является государственнический конституционализм.
В современный период важно найти оптимальное сочетание эффективно реализуемых функций и правовых ограничений и ответственности государства.
В целом современный этап конституционного развития характеризуется некоторым изменением вектора политико-правовых дискуссий: от обсуждения проблемы реформы конституции вплоть до ее полного пересмотра постепенно академические ученые и политики переходят к предложениям о дальнейшем совершенствовании конституционного законодательства в рамках действующей Конституции.
Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря
2. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» от 9 июля 2002 г. №12–п // Российская газета. 2002. 16 июля.
3. Федеральный Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.(в последней ред. ФЗ от 07.03.05 №15-ФЗ)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1993 №17. Ст. 594; 2005 № 15.
4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». от 25 сентября 1998 г. // Российская газета 1998. 3 октября.
5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 апреля 2000 г.// Российская газета. 2000. 27 апреля.
Научная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Изд-во НОРМА, 2004. – 800с.
2. Енгибарян Р.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 492с.
3. Коклющкин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. – М.: 1999. – 388с.
4. Конституционное право России. Курс лекций/ Под ред. Шульженко Ю.Л. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007 – 480с.
5. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. – М.: Новосибирск, 2000. – 360с.
6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. – 420с.
7. Нерсесянц В.С Конституционализм как общегосударственная идеология// Конституционно-правовая реформа в РФ: Сборник статей. / Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. – М.: ИНИОН РАН. 2000. – 390с.
8. Чиркин В.Е. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Юристь, 2002.- 480с.