Исторические особенности политического процесса в России
Содержание
Введение
1.Основные этапы и особенности формирования и эволюции российской государственности от Рюрика до февраля 1917 года
2. Самодержавие и реформы (эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II и Николая II)
3.Февральская катастрофа: причины кризиса и краха политического строя Российской империи
Заключение
Библиографический список литературы
Введение
Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI в., благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status — положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».
Возникновение государства стало результатом усложнения общественного развития, формирования многообразной гаммы общественных интересов, неоднозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифференциация интересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы сохранения целостности общества, в основном и предопределила возникновение института, способного добиться организации совместной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедеятельности функций, отчуждает и даже узурпирует их.
1.Основные этапы и особенности формирования и эволюции российской государственности от Рюрика до февраля 1917 года
Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г. государства – Киевской Руси и принятие в 988 г. христианства.
Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине XI – начале XII в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы) и смягчения социальных противоречий путем умерения эксплуатации и угнетения.
Наметившаяся к XII в. тенденция к феодальной раздробленности вызывала все большее беспокойство передовых политических деятелей. Оно нашло отражение в “Поучении” князя Владимира Мономаха своим сыновьям. Усилиями Владимира временно возродилось начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, несколько сглажены острые социальные противоречия1.
Вторая половина XII – первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил русской земли, идеи борьбы против феодальной раздробленности, ослаблявшей Русское государство, и боярского засилия. Громадный след в русской политической идеологии оставило “Слово о полку Игореве”, написанное неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Логика единства земли русской, пронизывающая “Слово о полку Игореве”, должна была привести и привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти.
Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века.
Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва – центр освободительной борьбы – становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема – преодоления сопротивления “княжат” и набравшего в условиях раздробленности силу боярства.
Кроме того, двойной гнет, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб – то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Эти главные социальные конфликты, конфликты между сторонниками и противниками создания единого государства и между эксплуататорами и эксплуатируемыми, и стали определять ведущие направления развития русской политической идеологии в XV–XVI вв. Если до этого основное внимание уделялось внешнеполитическим проблемам, то теперь они как самостоятельный фактор постепенно отступают на второй план, увязываются с решением внутриполитических задач.
Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула “самодержец Всея Руси”, а затем присоединении и титула “государь Всея Руси”, власть которого имеет божественное происхождение – “поставление имеем от бога”.
Борьба за укрепление самодержавия, за упразднение некоторых сохранившихся еще боярско-княжеских привилегий усилилась в период правления Ивана IV, утратив религиозную оболочку, маскировавшую ее подлинный смысл.
В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось, прежде всего, в созыве сословно-представительных органов — земских соборов2.
Иван Грозный (1530-1584) видел законность в утверждении правомерности неограниченной монархии. В своей политико-правовой теории большое внимание уделяет происхождению и сущности власти. Он говорит о наследственном происхождении власти как единственно законной. Царский трон наследуется не путем наследия, а исключительно путем божественного провидения. Сущность власти определяется божественным промыслом, следовательно, к царю нужно относиться как к Богу.
Иван IV не признает никаких ограничений при реализации властных полномочий: каждый подданный должен находиться в его безраздельной власти, в том числе и вельможи. Недопустимы никакие коллегиальные начала во власти. Высший суд принадлежит царю. Степень вины и меру наказания определяет не закон, а царь.
Политическое учение Ивана IV было направлено на оправдание его собственных действий, направленных на создание тиранически-политического режима.
Развитие феодальной зависимости и рост эксплуатации крестьянства в XVII в. привели к восстаниям Восставшие крестьяне требовали уничтожения феодального произвола, кабалы и бесправия. Их стремление к освобождению порой сопровождалось надеждами на помощь “доброго царя”. В названный период это было характерно для идеологии восстания (1606–1609 гг.) Ивана Болотникова и крестьянской войны под руководством Степана Разина, начавшейся в 1667 г.
На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия.
Для нее характерны следующие признаки:
• вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
• наличие профессионального бюрократического аппарата;
• создание сильной постоянной армии;
• отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:
• абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
• социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Преодоление отсталости страны осуществлялось свойственными абсолютизму методами административного вмешательства во все стороны жизни подданных, всесторонней опеки, полицейского надзора и принуждения.
В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией, в 1762 г. на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление – период “просвещенного абсолютизма”, для которого характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
В целом для эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения.
Укрепление в России феодально-крепостнического строя, обострение порожденных этим общественных противоречий обусловили развитие политико-правовой идеологии. Твердо определилась характерная и для последующего времени программная проблематика этих учений; центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий сложилось несколько течений политико-правовой идеологии. По способам общетеоретического обоснования программных требований политико-правовая мысль России прочно включилась в мировой процесс борьбы рационализма и религии, юридического и теологического мировоззрений.
По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.
В качестве высшего совещательного органа до 1801г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.
Правительство Александра I, напуганное ростом крестьянских выступлений в XVIII веке, решило провести ряд реформ центрального государственного аппарата. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве. Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях.
На рубеже XIX–XX веков в России сложилась ситуация, повлекшая за собой судьбоносные события 1917 года.
Путь к конституционной монархии Россия проделала уже к концу 1905 г. 17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.3
Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства.
Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство - теряла монополию на власть.
Самодержавие с трудом шло на политические уступки, переходя от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.
19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.
В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.
Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.
Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.
27 февраля 1917г. Совет министров, послав царю просьбу о своей коллективной отставке, перестал существовать. В этот же день императором был издан Указ о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля. Для поддержания порядка в стране Государственная дума в этот день сформировала Временный комитет Государственной думы. По соглашению между Временным комитетом и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство.
2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Тот, отказавшись принять престол, Манифестом от 3 марта 1917г. предоставил право решить вопрос о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
Таким образом, императорская власть в России, длительное время исполнявшая функции законодательного органа, оказалась низложенной. По форме правления государство фактически превратилось в республику (юридически Россия была провозглашена республикой лишь 1 сентября 1917 г.).
2. Самодержавие и реформы (эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II и Николая II)
Петр I Великий (1672-1725) - русский царь-реформатор, во время царствования которого Россия встала в ряд великих европейских держав4.
Проводимая реальная политика европеизации является главным фактором превращения России в великую державу. В 1689 г. Россия считалась страной, на века отставшей от Европы. После возвращения из Европы Петр I решает модернизировать Россию на европейский лад. Для этой цели он привозит из Европы несколько сотен специалистов и посылает на учебу в Европу несколько сотен молодых людей.
Начинает строить города, русский флот, реформировать русскую армию по западному образцу. Реформа в русском гражданском управлении выразилась в выдвижении служащих не на основе происхождения, а на основе деловых качеств. В 1711 г. был учрежден Сенат - высший государственный орган, ведавший законодательством и делами управления. В 1719 г. по приказу Петра губернии были разбиты на 50 провинций, состоявшие из дистриктов. В 1722 г. была издана «Табель о рангах» - система чинов государственной службы (военной, штатской и придворной).
В эпоху петровских реформ наука, культура, опыт более развитых стран Западной Европы использовались для совершенствования промышленности, военного дела, законодательства, государственного аппарата, всех областей жизни. Воспринимая этот опыт, Россия приобщалась к мировой цивилизации, к передовой материальной и духовной культуре.
Таким образом, в реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Петр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Реформы Петра I проводились главным образом за счет усиления угнетения народных масс, что влекло за собой народные восстания.
Вместе с тем насильственное ускорение приобщения, административные методы и сословно-классовые основы насаждения иностранных образцов дали побочный результат в виде преувеличенного и показного восприятия российским дворянством иностранного вообще. Знание и признание иностранного расценивались как обязательный внешний показатель послушания представителей служилого сословия, их способностей к службе и карьере, и, наоборот, приверженность к допетровским обычаям и нравам считалась непокорностью, упрямством, проявлением тупости.
В политико-правовой идеологии иностранные влияния также порой сводились к воспроизведению модных иностранных терминов. Однако на теоретическом уровне политико-правового сознания восприятие распространенных на Западе идей происходило иначе. Абсолютизм требовал нового идеологического обоснования в духе времени. Этому духу соответствовала лишь теория естественного права, ряд положений которой находился в вопиющем противоречии с феодальной действительностью России.
Обширность территории стала официальным обоснованием самодержавия. Теоретический поиск противоположной классовой ориентации привел к мысли о федерации, к идеям представительной демократии, к резонным сомнениям в фатальной предопределенности форм государства географическими условиями. Наконец, идея общественного договора, поначалу использовавшаяся для апологии абсолютизма, впоследствии с большим основанием направлялась против самодержавия.
Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.
Крутая ломка ряда вековых устоев, перестройка традиционных отношений, резкий поворот в духовной жизни общества потребовали идеологического обоснования. Период петровских реформ сопровождался значительным изменением идейной основы, содержания и программных положений политико-правовой идеологии господствующего класса. Новым было уже то, что одной из форм выражения этой идеологии были законодательные акты абсолютистского государства, бесчисленные указы, регламенты, уставы, манифеста, многие из которых написаны Петром или им отредактированы.
Политико-правовая идеология первой четверти XVIII в. обозначила и большинство программных положений последующего времени. На первый план была выведена проблема самодержавия, его задач, способов обоснования, возможностей ограничения. Как ни парадоксально, но именно идеологи сословий, которые зависели от самодержавия и были его опорой, декларируя преданность самодержавию и разрабатывая теоретические доводы в его обоснование, еще в начале века поставили вопрос об ограничении власти самодержца, чтобы укрепить существующий строй, обеспечить законность и правопорядок. Однако дворянская власть XVIII в. гарантии интересов сословия нашла не в “конституционализме” и ограничении самодержавия, а в дворцовых переворотах, сменяющих монархов, неугодных верхам дворянства.
Самодержавие Екатерина склонна оправдывать, опираясь на позиции географического детерминизма. Россией невозможно править при помощи какой-либо другой формы государственной власти, кроме как самодержавия.
Задачу самодержца императрица истолковывает как способ осуществления всеобщего блага. В 1775 г. были проведены губернская и судебные реформы. В ходе губернской реформы старые территориальные органы были ликвидированы. Провинции упразднялись как административно-территориальные единицы. Во главе губернии стоял губернатор. Назначение на должность и смещение губернатора относилось к компетенции монарха. При губернаторе состоял коллегиальный орган — губернское правление.
В процессе судебной реформы 1775 г. была образована следующая сословная судебная система.
Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состоявший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей. Для городских жителей низшей судебной инстанцией являлись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Для государственных крестьян первой судебной инстанцией была уездная нижняя расправа, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.
Судебная реформа 1775г. осуществила попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась:
— губернаторы по-прежнему имели право приостанавливать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались губернатором;
— председатели всех судов назначались правительством, а представители сословий могли избирать только заседателей;
— мелкие дела рассматривались городскими полицейскими органами;
— продолжала действовать вотчинная юстиция;
— высокие судебные пошлины делали суд малодоступным для низших слоев населения.
19 февраля 1861 г. император Александр II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и утвердил: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение об устройстве дворовых людей, Положение о выкупе земли, Положения о местных учреждениях по крестьянским делам, четыре местных Положения о поземельном устройстве крестьян в губерниях России, различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян — в общей сложности 18 актов.
Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
Среди причин проведения буржуазных реформ, главной из которых была крестьянская реформа, можно отметить следующие:
- во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения;
- крепостное право сдерживало дальнейшее развитие экономики и промышленности;
- социальные противоречия вели к усилению крестьянского движения;
- поражение России в Крымской войне, показавшее всю глубину отставания России от буржуазной Европы, нанесло еще один удар по феодально-крепостническому строю.
Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.
В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.
Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.
Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.
Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
20 ноября 1864 г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы. Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.
В 1860-1862 гг. была проведена полицейская реформа, создавались единые уездные полицейские управления, объединявшие городничего, его канцелярию и земского исправника с земским судом. Полицейские управления возглавлялась исправником.
Поражение в Крымской войне 1853—1856гг. показало полную непригодность вооруженных сил России. Начало военной реформе было положено в 1864 г. В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).
Реформы 1860-1870-х гг., не завершившись, были остановлены контрреформами 1880-1890-х гг. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.
Контрреформы 1880—1890гг. в России — это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.
Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.
Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.
Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:
— разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;
— скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;
— организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.
Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.
Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.
Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились.
20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.
20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете. Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.
3.Февральская катастрофа: причины кризиса и краха политического строя Российской империи
государственность самодержавие реформа политический строй
В конце 1916 – начале 1917 года в России сложилась ситуация, близкая к общенациональному кризису. Участие России в 1-й мировой войне, стоившей народу около 50 млн рублей в день, не только обострило социальную обстановку, но и поставило страну на грань экономической катастрофы. Солдатские протесты 16-миллионной армии, состоявшей из рабочих и крестьян, недовольство офицерского состава неумением правительства победить или закончить войну, бастующий в тылу российский пролетариат, требующий 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, крестьянские выступления с требованием уничтожения помещичьего землевладения достигали критической отметки5.
Революция
1917 года была вызвана теми же причинами,
что и
1-я российская революция 1905 –
1907 гг. Оставались нерешенными важнейшие
вопросы – аграрный, рабочий, национальный.
В России отсутствовала конституция,
которая могла бы гарантировать населению
демократические свободы. Самодержавие
не было в состоянии решить все эти
проблемы.
Фактически с середины 1915 г. в стране нарастал внутриполитический кризис, который нашел яркое выражение в министерской «чехарде», резком падении авторитета царя Николая II, в «распутинщине».
Невероятное обнищание широких масс, социальное напряжение в обществе, заставляли народ действовать. В стачках и забастовках с 1914 по февраль 1917 года участвовало более 2 млн чел., что в 2,5 раза превышало революционную активность масс в Англии, Германии, Франции вместе взятых.
Активно бастовали текстильщики. В мае 1915 года в Иваново-Вознесенске в антивоенной демонстрации участвовало более 30 тыс. человек. 10 августа этого года демонстрация повторилась и была подавлена вооруженной силой (расстрел демонстрантов на Приказном мосту).
Хотя указанные предпосылки революции складывались уже давно, но она не была ни «подготовленной», ни «организационной», началась стихийно.
Поводом послужили события в Петрограде. Во второй половине февраля 1917 г. резко ухудшилось снабжение столицы продовольствием, особенно хлебом. Хлебный кризис возник из-за разрухи и снежных заносов на железнодорожном транспорте, который не справлялся с перевозками продовольствия. Возникли длинные очереди у булочных, что усилило нараставшее недовольство населения. В этой обстановке в нескольких цехах Путиловского завода был объявлен локаут. Возмущенные путиловцы, поддержанные рабочими других заводов, вышли на улицы города. 23 февраля (8 марта по новому стилю) в забастовке, сопровождавшейся стихийными митингами и демонстрациями, участвовала треть рабочих столицы. Выступления проходили под лозунгами «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!», позже появились требования «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!».
24 февраля политическая стачка приобрела всеобщий характер: из 390 тысяч Петроградских рабочих бастовало более 300 тысяч. Повсюду проходили политические митинги и демонстрации под лозунгами «Долой самодержавие», «Долой войну», «Долой царское правительство», «Да здравствует республика».
26 февраля накал борьбы возрастает, вопреки массовым ночным арестам. Рабочая демонстрация направляется из пригорода в центр Петрограда, где ее встретили залпы оружия.
Требованием буржуазии («Прогрессивный блок» в Думе) стало издание царского манифеста о создании правительства «общественного доверия». В ответ Николай II объявил о закрытии Думы.
27 февраля стачка рабочих и работниц перерастает в вооруженное восстание. Разгромлены многие полицейские участки. На сторону восставших стали переходить правительственные войска. Захвачен арсенал.
Задание. Как Вы понимаете высказывание, принадлежащие Карлу Марксу: «В истории человечества существует нечто вроде возмездия, и по закону исторического возмездия его орудие выковывает не угнетённый, а сам же угнетатель»? Какие параллели можно провести между этим высказыванием и событиями, происходившими в политической истории предреволюционной России? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.
В начале 90х годов капитализм в России ещё только нащупывал пути своего естественного развития. Но «естественно» развиваться он уже не мог. Он был обременён изжившими себя самодержавием и помещичье-крепостническими пережитками между капитализмом и рабочим классом, трудящимися. Эта «неестественность» капиталистического развития России ускоряла созревание революционной ситуации.
Основными причинами предреволюционной ситуации в России были следующие:
1. кризис самодержавной власти, чему способствовала Первая мировая война. К 1917 г. было убито, искалечено и находилось в плену 6 млн.; началось дезертирство. Война внесла серьезные диспропорции в российскую экономику. Участие России в войне до крайности обострило социальные противоречия между правящим классом и трудящимися, усилившими свою борьбу за выход из войны, несущей им одни только лишения и несчастья, голод и разруху. Три года военной мясорубки чудовищно обесценили человеческую жизнь, сделав возможными любые насилия и зверства.
экономическая разруха;
продовольственный кризис;
развал транспортной системы;
спекуляция.
колебания Николая II, существование Распутина, ведомственная разобщенность, проявилась несогласованность действий военного и гражданского управления.
То есть, самодержавие, дворянско-помещичья «аристократия» России изжили себя, самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну.
Правящий класс сам создал условия для своей гибели. Обратить большинство собственного народа в подневольный скот и объект купли-продажи и сохранять такое положение в эпоху железных дорог и телеграфа - в этом смысле Россия уникальна.
Только в России образованный класс, говоря "народ", подразумевал, что сам-то к народу не относится. Общения и взаимопонимания практически не было. Тот "народ", который рисовала в своем воображении интеллигенция, разительно отличался от настоящего. Можно себе представить, сколько тяжелой ненависти к "барам" накопилось в душах умильно улыбавшихся и почтительно кланявшихся мужиков.
Подавить революционные выступления в феврале 1917 года правящий класс, самодержавие просто уже не могли; не было реальных сил противодействовать революции. Стихия бунта оказалась неодолимой, потому что народ был вооружен. Миллионы солдат, хлынувших в тыл, предварительно понаделав из винтовок обрезов, буквально смели остатки цивилизации и государственности. В те годы в России вместо "расстрелять" говорили "шлепнуть" - словно муху.
По закону возмездия каждый плохой поступок или преступление приносит своё собственное наказание. Тот, кто грабит другого, грабит себя. Тот, кто вредит другому, прежде всего, вредит себе. Тот, кто обманывает другого, прежде всего, обманывает себя.
Нарушение вечного закона, от кого бы оно не исходило, влечет за собой историческое возмездие – новое преступление и новые общественные бедствия.
Поэтому всё, что случилось в стране, отразилось на царе, который был вынужден отречься от трона и, в конце концов, погибнуть вместе со своей семьёй и на господствующем классе.
Заключение
Исторические особенности политического развития в России заключаются в том, что оно отличалось тремя существенными особенностями.
1.Решающая роль государства в реформировании всей общественной системы, ускоренное развитие модернизации осуществлялась исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов, прежде всего в военной области.
2.Раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов, в значительной мере искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру крестьянских низов.
3.Последовательная смена форм и контрреформ. Причем глубина и серьезность попыток провести реформы увеличивала вероятность возникновения контрреформ.
В межреволюционный период 1907—17 гг. политический процесс в России в основном протекал в рамках избирательных кампаний в нижнюю законодательную палату — Государственную Думу и в местные органы самоуправления по феодально-представительной антидемократической цензовой системе и под жестким политическим контролем государства.
Накануне Первой мировой войны Российская империя являлась переходным, аграрно-индустриальным, традиционным обществом с некоторыми зачаточными элементами гражданского общества, одной из важнейших институций которого являются массовые политические партии.
Социальный взрыв в феврале-марте 1917 г. ликвидировал царскую монархию, резко политизировал и радикализировал все социальные слои и группы населения, особенно городские низы и десятимиллионную армию. В России произошел слом старой, феодально-монархической, имперской государственности, которая в условиях неудачной войны и краха монархических иллюзий, уже не могла служить гарантом социальной стабильности, гражданского мира.
Библиографический список литературы
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. - Спб.: Наука, 1998.
Асонов Н.В. Развитие политической мысли в России (XIII в. – первая половина XVI в.): Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2004.
Гулиев В.Е Российская государственность состояние и тенденции. Политические проблемы. – М.: Теис. – 1999.
Исаев И.А. История государства и права России. - М. БЕК, 1993.
История государства и права России / под ред. Ю. П. Титова, – М.: АСТ, 1996.
История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
История политических и правовых учений: Учебник. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999
История России с древнейших времен / Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2003.
1 Асонов Н.В. Развитие политической мысли в России (XIII в. – первая половина XVI в.): Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2004.С.234
2 Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. - Спб.: Наука, 1998.
3 Гулиев В.Е Российская государственность состояние и тенденции. Политические проблемы. – М.: Теис. – 1999.
4 Исаев И. А. История государства и права России. - М. БЕК, 1993.
5 История России с древнейших времен / Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2003.