Государство и право Республики Беларусь в конце ХХ – начале ХХI в
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Специальность 1-240102 «Правоведение»
КСРС на тему:
«Государство и право Республики Беларусь
в конце ХХ – начале ХХI в»
Гродно 2010г.
ВОПРОС 1
Распад СССР и другие общественные события в жизни Белорусской СССР потребовали радикального пересмотра и обновления законодательства республики. В октябре 1989 г. Верховный совет БССР принял Закон « О выборах народных депутатов Белорусской ССР и о выборах народных депутатов местных Советов», в соответствии с которым расширились демократические основы выборов, предоставлялась возможность конкуренции кандидатов в депутаты.
За два года, с 1990 г. по май 1992 г., Верховный Совет принял 153 новых законодательных акта, в том числе акты конституционного законодательства: «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР», « О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», « О народном голосовании », « Об основных принципах народовластия в БССР», постановление « Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР» Таким образом в истории Беларуси начался новый этап развития белорусской государственности, на какой оказали влияние не только изменения в экономике, политике, но и общие тенденции развития стран СНГ и мирового сообщества в целом.
В развитии права Беларуси 90-х гг. можно отметить несколько периодов и характерных тенденций. Первый этап обозначился законодательным оформлением становления обновленной системы органов государственной власти. После объявления независимости на основе соответствующих нормативных актов в Беларуси начался процесс реформирования государственных органов. Совет Министров, который являлся высшим органом исполнительной власти республики, стал по настоящему самостоятельным правительством, которое осуществляло государственное управление. В рамках своей компетенции правительство, возглавляя единую систему исполнительной власти, организовывал исполнение республиканских законов, осуществлял контроль за исполнением законов всеми иными органами исполнительной власти, координировал работу министерств и ведомств Беларуси.
Cоюзно - республиканские министерства и ведомства изменились в республиканские. Так, Законом от 25 августа 1991г. “О некоторых изменениях в ситстеме органов государственного управления Белорусского ССР” союзно-республиканское Министерство внутренних дел было изменено в республиканское с подчинением ему внутренних войск и соответствующих учебных учреждений. Союзно-республиканский Комитет государственной безопасности БССР был переделан в республиканский. В октябре 1991 Комитет государственной безопасности Республики Беларусь был подчинён Верховному Совету, одновременно были пересмотрены функциональные направления его деятельности. В приватности, была ликвидирована служба политического розыска, создано новое для этих органов подразделение общественных связей и др.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь стала состоять из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Cледующий этап развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996г, принявшем Конституцию Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, которые и сейчас являются действующим Основным Законом.
В Основном Законе был закреплён принцип верховенства права, что обеспечивает наиболее полную реализацию концепции разделения власти. Наиболее важные изменения понёс раздел, посвященный организации и деятельности высших органов государства – Президента, Парламента, правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между этими органами, их уточнение.
В соответствие с новыми положениями Конституции главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он воплощает единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с иными государствами и международными организациями. Новыми положениями Конституции был расширен перечень актов законодательства декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Национальное собрание соответственно Конституции является высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь. Она состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан, которые обладают выбором права , проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; назначает выборы Президента, даёт согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад премьер-министра об программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством.
Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов. Он даёт согласие на назначение президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов Руководства Национального банка; отбирает 6 судей Конституционного суда.
Законопроекты становятся законами после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. По Конституции Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов.
Относительно новых положений Конституции нужно отметить, что серьёзно возрос объём полномочий правительства, более четко был сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властями.
Конституция Республики Беларусь являлась основой для дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь.
Осенью 2004г. был сформировано Национальное собрание Республики Беларусь третьего созыва. 17 октября 2004г. прошёл республиканский референдум, на котором народ Беларуси позволил первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в президенты Республики Беларусь в последующих выборах Президента , в связи с чем были внесены изменения в арт. 81 Конституции Республики Беларусь. 19 марта 2006 г. произошли выборы, в результате которых Александр Григорьевич Лукашенко был снова избран Президентом Республики Беларусь.
ВОПРОС 2
На сегодняшний день Республика Беларусь открыта для взаимодействия со всем миром. Это основано в нормах международного права и принципах совместной выгоды и равноправного сотрудничества. “ Главным критерием внешней политики, - отметил Президент Республики Беларусь А.Лукашенко,- должен и будет являться национальный интерес ''.
Развиваются и углубляются связи Беларуси с Россией. 2 апреля 1996 года в Москве был подписан Договор о возникновении Содружества Беларуси и России, который 4 мая 1995 года был ратифицирован Верховным Советом Республики Беларусь.
В Договоре отмечается, что Беларусь и Россия на добровольной основе решили создать глубоко интегрированное политически и экономически Содружество в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъёма экономики, образования равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Содружество основано на принципах суверенитета и ровности сторон, демократии и уважения к правам человека, общепринятых принципов и норм международного права. Стороны будут проводить свою внешнюю политику, взаимодействовать об обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью.
Беларусь и Россия обязались синхронизировать этапы, термины экономичных реформ. Россия и Беларусь должны обеспечить проведение мер по формированию общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозу грузов и пассажиров, а также объединённой энергосистемы, общей научно-технической и информационной пространств. Договором предусмотрено, что будет проводиться унификация денежно-кредитной и бюджетной систем Беларуси и России, будут создаваться условия для введения общей валюты.
Договор об образовании Содружества предусматривает обеспечить равные права граждан Беларуси и России при получении образования, оплате работы, введении единых стандартов социальной обороны. Для решения поставленных задач Договор предусматривает создание органов Содружества.
Высшим органом Содружества является Высший Совет, в который входят руководители государств и правительств, руководители парламента Беларуси и России, а также глава Исполнительного комитета. Высший совет рассматривает и разрешает важнейшие вопросы развития Содружества, контролирует и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений.
Решения Высшего Совета принимаются на основе одногласности, при которой Беларусь и Россия имеют один голос. Глава Исполнительного Комитета имеет дарящий голос.
Беларусь и Россия подтверждают Парламентское Собрание, которое формируется из равного количества парламентариев от каждой из сторон.
Парламентское Собрание принимает модельные законодательные акты. Решения Парламентского Собрания принимаются квалифицированным большинством голосов.
Для организации практической работы по исполнению Договора Высший Совет создаёт Исполнительный Комитет в качестве постоянно действующего исплнительного органа, а также отраслевые органы руководства. Глава Исполнительного Комитета назначается Высшим Советом. В состав Исполнительного Комитета входит равное количество представителей Беларуси и России. Функции исполнительного комитета, порядок его деятельности обозначаются Положением об этом Комитете, которое подтверждается Высшим Советом.
Высший Совет и Исполнительный комитет имеют право в рамках своей компетенции принимать решения, которые подвергаются непосредственному исполнению, или решения, которые подвергаются трансформации в национальное законодательство.
Бюджет Сотрудничества формируется за счёт ежегодных отправок средств из государственных бюджетов России и Беларуси и направляется на финансирование общих программ.
Артикул 15 Договора предусматривает, что участвуя в Содружестве Беларусь и Россия сохраняют государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою конституцию, Государственный флаг, Герб и Гимн.
Договор означает, что государства, которые создают Содружество, являются субъектами международного права и самостоятельно устанавливают дипломатические и консульские отношения, торговые и иные связи с зарубежными странами, заключают международные договоры.
Дальнейшее развитие Содружества обозначается референдумами, которые проходят на территории Беларуси и России в соответствии с их национальным законодательством.
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Подписан в г. Москве 26.02.1999)
Государства - участники настоящего Договора, руководствуясь Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, далее именуемым Договором от 29 марта 1996 года, ранее заключенными соглашениями по его реализации, а также учитывая решения, принятые органами управления интеграцией; выполняя соглашения, подписанные между Сторонами о свободной торговле, о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, о Таможенном союзе, об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, о предотвращении двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов на доход и капитал; исходя из сложившихся производственных и научно-технологических связей, взаимозависимости и взаимодополняемости экономик; исполненные решимости придать новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономики государств - участников в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов; признавая, что устранение существующих барьеров и ограничений требует согласованных действий, гармоничного развития рыночных отношений государств и создания равных условий и возможностей хозяйствующим субъектам;
Цели таможенного союза:
1) Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
2) единая таможенная территория - территория, состоящая из таможенных территорий Сторон, применительно к которой Сторонами установлен общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе;
3) общий (внутренний) рынок - совокупность экономических отношений на единой таможенной территории;
4) общий таможенный тариф - согласованный перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств - участников Таможенного союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств;
5) внутренняя таможенная граница - пределы таможенной территории каждой из Сторон, одновременно являющиеся пределами таможенной территории другой Стороны;
6) внешняя таможенная граница (внешний периметр) - пределы единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз;
7) косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы на товары и услуги.
ВОПРОС 3
В 1992г. начинается процесс реформирования системы органов судебной власти. Одной из главных причин реорганизации судебных органов являлось то, что командно-административная система руководства органов юстиции была не в состоянии осуществлять функции, свойственные юстиции в правовом государстве. 23 апреля 1992г. Верховный Совет республики принял постановление «О концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь», какая являлась правовой основой коренного перестроения системы правоохранительных органов. Главными целями судебно-правовой реформы бъявлялись: создание самостоятельной и независимой судебной власти для непосредственного гарантирования обеспечения прав и свобод граждан и иных участников правоотношений; законодательное обеспечение реализации демократических принципов организации и деятельность правоохранительных органов, соответствующих общепринятым нормам международного права. Создание авторитетного правосудия, которое может стать реальным противовесом законодательной и исполнительной властям, создание суда присяжных для рассмотра значительной категории криминальных дел, рассмотрение оставшихся криминальных дел профессиональным коллегиальным судом с приданием ему прав апелляционной инстанции и другое.
Согласно концепции судебно-правовой реформы в судебную систему Республики Беларусь включался и Конституционный Суд. Как судебный орган конституционного контроля Конституционный Суд должен был самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть с помощью конституционного судоводства. Несколько позже создатели новой Конституции республики включили Конституционный Суд в систему органов государственного контроля Республики Беларусь (наравне с Прокуратурой и Контрольной палатой Республики Беларусь).
Таким образом, на первом этапе развития законодательства Республики Беларусь после объявления её независимости проявилась основная тенденция активного обновления законодательства с целью его демократизации и приобщения к новым условиям социально-экономической и политической жизни государства.
Действующую судебную систему Республики Беларусь образуют Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные, городские, а так же военные (межгарнизонные суды и Белорусский военный суд) суды. Самостоятельную систему образуют хозяйственные суды, возглавляемые Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Особую роль выполняет Конституционный Суд Республики Беларусь. В Беларуси сохранилась трёхзвенная судебная система, соответствующая административно-территориальному делению республики.
Первым и основным звеном судебной системы являются районные (городские) суды. Они образуются, в каждом административном районе или городе, не имеющем районного деления. Районный суд территориально наиболее приближен к населению, и поэтому именно в этот суд люди обращаются в первую очередь за судебной защитой своих прав и законных интересов. Являясь низшим звеном судебной системы и действуя только в качестве суда первой инстанции, этот суд рассматривает основную массу гражданских и уголовных дел, поступающих в судебные органы. Именно на наго падает основная нагрузка в осуществлении задач правосудия и проведения среди населения общественно-массовой работы по предупреждению правонарушений и правовому воспитанию граждан.
Вторым или средним звеном в судебной системе Республики Беларусь выступают областные, Минский городской суд. Уступая районным судам по количеству рассматриваемых дел, они принимают к своему производству дела о наиболее опасных преступлениях и сложных гражданско-правовых спорах. Но главное назначение этих судов состоит в осуществлении надзора за судебной деятельностью районных судов, исправление допускаемых ими ошибок, руководство судебной практикой.
Высшим судебным органом является Верховный Суд Республики Беларусь. Он формируется Президентом Республики с согласия Парламента Республики Беларусь, ответственен перед ним и ему подотчётен. Верховный Суд является высшей надзорной инстанцией в судебной системе республики. Именно ему принадлежит последнее, окончательное слово по делам, рассмотренным судами Беларуси.
беларусь право судебный конституция сотрудничество
Используемая литература
1. http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num37/d37657.html
2. Т.І. Доунар. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі - 2-е выданне.- Мінск: Алмафея,2008, с.304 -307
3. Л.Г. Максимов, Л.П.Максимова. Судоустройство Республики Беларусь: Практ. Пособие / Мн.: ОО «МНО», 2001, С.35-38