Сравнительная характеристика основных современных и классических теорий происхождения государства и права
Размещено на http://www..r
Содержание
Введение
1. Причины возникновения государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
1.2 Причины возникновения государства
2. Основные теории происхождения государства
2.1 Классические теории происхождения государства
2.2 Современные теории происхождения государства
3. Особенности возникновения права
3.1 Понятие права
3.2 Источники возникновения права
Заключение
Список литературы
Введение
Рассматривая процесс происхождения государства и права, как основополагающих элементов развития общества, следует отметить, что данный вопрос имеет актуальность не зависимо от периода времени, кроме того исследования данной проблематики вызывает не только академический но и политико-правовой интерес.
Исследование вопроса происхождения государства и права позволяет глубже понять основы социальной природы государства и права, а так же дает возможность проанализировать причины, условия и основные факторы происхождения государства, а так же сущность природы права, ее основных признаков и источников права.
В настоящее время мы все чаще возвращаемся к истокам того или иного вопроса, а следовательно и ответы на возникающие вопросы мы находим в прошлом.
В целом процесс познания всех элементов государственного устройства начинается с познания теорий происхождения государства, и поиска ответа на вопрос всегда ли государства существовало, как социальный институт или его появление стало результатом каких либо исторических изменений.
Целью данной курсовой работы является исследование вопроса происхождения государства и права с точки зрения классических и современных теорий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые в свою очередь выражены в главах данной курсовой работы. Итак, основными задачами решения, которые изложены в рамках работы, является:
Основные причины возникновения государства.
Рассмотрения основных классических и современных теорий происхождения государства.
Особенности возникновения права.
В ходе рассмотрения вопросов автор приходит к выводу, что основными принципами образования государства является конкретный исторический период времени, общим, что объединяет все теории, это то, что государство в той или иной степени является результатом человеческой деятельности и следовательно призвано решать проблему именно человека. При этом, сам человек в свою очередь не может существовать вне государства, так как именно оно и определяет основные нормы и принципы взаимодействия между участниками общественных отношений.
1. Причины возникновения государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
Прежде чем мы начнем рассматривать основополагающие причины возникновения государства необходимо четко определить, что же в современном понимании есть само государство. Итак, государство есть ни что иное как, группа людей, объединившаяся в единый общественный союз для осуществления постоянного общения, ведения совместного хозяйствования, не только с целью личного благосостояния, но и для обеспечения достойного существования своих приемников. В рамках такого рода союза вырабатывается, его участники вырабатываю внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью в потребных отношениях и составила из себя одно самостоятельное и независимое целое.
Для существования любого государства необходима добровольная, прочная солидарность большинства взрослых членов данного объединения. Следовательно, государство не было и не могло быть до тех пор, пока отдельные лица, под давлением житейских потребностей, не научились достаточно единению друг с другом ради общности интересов, пока семейная солидарность оставалась вообще очень слабой и непрочной, а родовой и совсем не было или же она проявлялась лишь кое-где, временно в слабой степени.
Впервые возникновение государства стало возможно в двух случаях:
в процессе существенного разрастания стадной семье и развития семейной солидарности до значительных размеров и прочности.
в случае когда общность интересов установилась между членами в моногамических, полигинических, полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того явилась значительная родовая солидарность.
Итак, в рамках первого случая государство может, возникнут в рамках одной многолюдной стадной семьи, а во втором случае как союз нескольких семей. Но, в конечном счете, все они возникают как результат естественного прироста численности населения.
В целом для развития и становления государства как общественного института необходима, чтоб группа людей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое и выработала внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью.
Исходя из вышесказанного, перейдем к рассмотрению основных причин и факторов возникновения государства.
1.2 Причины возникновения государства
Говоря о причинах возникновения государства необходимо отметить, что данный процесс закономерным и явился следствием естественного развития общества в условиях достижения определенной степени зрелости. Государство было выделено из общества в процессе распада устоев первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. К такого рода факторам можно отнести следующие:
всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. В рамках данного процесса происходило выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. Так, по мере развития производительных сил, а так же расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов.
возникновение и развитие частной собственности в процессе становления общественного производства, а так классов и эксплуатаций. В конечном счете, государство появилось как результат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Такого рода позиция происхождения государства была наиболее близка марксисткой идеологии. В частности Ленин в своих трудах неоднократно утверждал, что государство это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы1»
При этом немарксистские научные направления в целом не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но при этом они не возвышают роль частной собственности и классов. В истории известны случаи, когда образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.
В рамках политической теории наряду с классовыми причинами, выделяют и ряд других причинных факторов способствующих возникновению государства. Итак, к такого рода факторам относятся: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а так же завоевание территории. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.
Демографический фактор. В рамках данного фактора речь в первую очередь идет о воспроизводстве самого человека. В рамках воспроизводства в первую очередь говориться о росте численности и плотности населения, перехода от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.
Антропологический фактор. Основоположники и последователи данной концепции считают, что источником государственной формы организации является сама общественная природа человека. Еще в античное время в своих трудах Аристотель писал, что человек, будучи существом в высшей степени коллективным, самостоятельно может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство же, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития.
Психологический, рациональный и эмоциональный фактор. В данном случае государство рассматривается как результат человеческого мышления и разума, созревающий под влиянием потребностей и эмоций человека. Такого рода точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.
Очевидным является тот факт, что реальное государство возникло в результате длительного естественно-исторического развития государства, а не в результате подписания общественного договора.
Но для определенного промежутка времени концепция государства имела прогрессивное значение, поставив на первый план проблемы взаимоотношений личности, общества и государства.
Заключительным фактором является – завоевание одних народов другими. Одну из важных причин данного фактора возникновения государства, придавали сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. Согласно их концепции государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, что в свою очередь усугубляло социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.
Так же в ряде литературных источников можно встретить и такие факторы, как географические, этнические и др.
На основании всего вышеизложенного можно обобщить все факторы и признаки возникновения государства в одну единую структурную схему (рис.1.)
Рис. 1. Причины возникновения государства
Исходя из всего вышеизложенного можно констатировать, что государство стало результатом совокупного сочетания различных причин и факторов. В целом государство возникает, развивается и видоизменяется под воздействием как внешних, так и внутренних причин, которые не могут существовать в отдельности друг от друга. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.
2. Основные теории происхождения государства
На протяжении длительного времени, как в прошлом, так и в настоящем различные ученые, историки и политологи пытались найти объяснения причин возникновения государства, как важнейшего института человеческого общества. На сегодняшний день существует большое число теорий происхождения государства, и каждая из них имеет место на существование. В рамках данной работы мы рассмотрим наиболее распространенные классические и современные теории происхождения государства.
2.1 Классические теории происхождения государства
Теологическая теория или как ее еще называют божественная, основывается на теории происхождения государства, как наиболее ранней теории, возникшей из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира.
Теория базируется на мнении, что поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет в своей основе божественную сущность. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
Не смотря на то, что теологическая теория зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие она получила в эпоху средневековья (при феодализме). При этом следует отметить, что данная теория имеет место существования и в современном обществе, примером может служить официальная доктрина Ватикана.
В основе теологической теории лежит принцип не разграничения процессов возникновения общества, государства и права. Общество, государство и право являются творением и практическим воплощением воли Бога на земле. В целом вся теория построена на принципе, что все, что существует на земле, есть воля божья. При этом государство и общество вечны, как и само божественное явление. По мнению последователей теологической теории наместников бога на земле, является монарх, и именно он является единственным правителем государства способным воплотить волю Бога на земле. Как следствие народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
С точки зрения научного подхода теологическая теория достаточно уязвима. В ходе исторических преобразований, и возникновения новых теорий происхождения государства и права были выдвинуты теории о том, что государство возникло не по средством Божественного волеизъявления, а по желанию самого человека. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.
Следующей теорией происхождения государства является патриархальная теория государства.
Основателем данной теории является Аристотель. Наиболее знаменитыми сторонниками данной теории является англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь Михайловский (XIX в.).
Основами данной теории является тот факт, что истоками происхождения государства является семья, и предпосылками его формирования становится разрастание этой семьи.
При этом Аристотель считал, что государство не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно включает в себя все другие формы общения: семью, селения и т.д. При этом последнее (поселение) достигает своей конечной цели выражающееся в удовлетворении такой потребности, как «благой жизни». Кроме того, в нем имеется и элементы политической природы человека. Государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ни что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха.
Договорная теория или теория договорного происхождения государства и права. Данная теория возникла в Древней Греции, ее основателями считаются софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э..
Последователи договорной теории придерживались принципа, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура "впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...". Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие2.
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна3.
Четвертой теорией, которую мы рассмотрим, будет теория – органическая. В основе данной теории лежит идея, что государство представляется подобием человеческого организма.
Так, например древнегреческий мыслитель Платон, сравнивал структуру и функции государства, как способность и стороны человеческой души.
Аристотель придерживался идеи, что государство во многом походит га человеческий организм, и исходя из этого он отрицал возможность существования человека вне государственной формы организации. Человек, не может полноценно жить без каких либо частей своего организма, а следовательно и само государство не может функционировать без человека. функционировать
Одним из видных представителей данной теории Г. Сперанский утверждал, государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Сперанский утверждал, что если организм здоров, то клетки его функционируют в соответствии с их предназначениями, при этом если они становятся больными, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.
Исходя из принципов данной теории можно сделать вывод, что, как и в природе могут выжить только здоровые и наиболее приспособленные организмы, так и в обществе могут выжить лишь хорошо адаптированные и подготовленные люди.
В процессе естественного отбора, войн и завоеваний, наиболее организованные и приспособленные государства, функционируют в соответствии с законом органической эволюции.
2.2 Современные теории происхождения государства
Среди современных теорий мы начнем рассматривать с теории насилия.
Теория насилия, является одной из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др.
В основе данной теории лежит утверждение, что основополагающей причиной возникновения государства и права, является не социально-экономическое развитие общества и возникновение классового деления, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).
В целом согласно историческому развитию, наверное, нет ни одного примера, когда возникновение государства осуществлялось без завоевания той или иной территории. В ходе завоевания одного племени другим, которое выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.
Ярким примером является образование ряда стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ряда ученых как путем насилия и завоевания. Все западноевропейские государства произошли в результате завоеваний, при этом следует отметить, что русское государство создавалось и развивалось органически, как и римское.
Исходя из принципов данной теории возникает логичный вопрос, могут ли люди постоянно проживать во взаимной вражде, ведь такое положение вряд ли можно назвать устойчивым? Некоторые представители данной теории говорили, что государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:
покорение одного народа другим;
возникновение каст (классов);
постепенное смягчение их неравенства;
замена военного господства господством права;
происхождение государства, где
все люди имеют права и
обязанности;
соединение людей в однородный народ;
рождение и развитие чувства патриотизма, и образование нации.
Итак, подводя итог вышеизложенному в соответствии с этой теорией государство есть ни что иное, как результат насилия, вражды, завоеваний и войн превращающиеся в последствии первооснову государства и права. В результате завоеваний побежденное племя становится рабами, а победители в господствующий класс, в результате завоеваний победитель становится собственником с появлением частной собственности, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство.
В истории России есть яркий пример завоевания одного народа другими, и порабощения, таким примером является Золотая Орда. Не смотря на все вышеизложенное нельзя абсолютизировать роль насилия в истории развития общества. Так, например многие государства создавались путем демократических преобразований, а не вследствие насильственного завоевания.
Далее, в рамках данной темы рассмотрим, психологическую теорию.
Эта теория возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель - русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.)4. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.
В основе данной теории лежит утверждения, что основу государственного образования положены принципы необходимости коллективного взаимодействия и психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества.
Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве5.
По своей сущности государство чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Следующая теория, которая будет рассмотрена в рамках курсовой работы, это будет расовая теория. Данная теория уходит истоками в эпоху рабовладения, когда для оправдания существующего строя, его принципов и основных идей, оправдывалось деление населения на рабов и рабовладельцев, на основе прирожденных качеств.
Но наибольшее значение теория получила распространение в конце XIX - первой половине XX в. Ярким примером, распространения расовой теории образования государства является фашистская политика и идеология.
Содержание теории заключается в наличии принципов физической и психологической неравноценности человеческих рас.
Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам".
Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.
После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало "холодной" войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. "Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".
В ходе исторического развития общества расовая теория превратилась в пережиток истории и исчерпала себя полностью. Сегодня в условиях активизации расовой теории среди общественных движений, становится актуальным вопрос о преемственности расовой теории и его роли и месте в современном обществе. Как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время
Заключительной теорией, которая будет рассмотрена – это материалистическая (марксистская) теория.
Данная теория базируется на принципах, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
3. Особенности возникновения права
3.1 Понятие права
государство происхождение право теория
Прежде чем рассматривать истоки возникновение права, как элемента общественного института необходимо отчетливо понимать специфику данного элемента, его значение, функции и признаки.
Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке6.
Говоря об определении понятия права, обратимся к интерпретации данного явления регулирующего общественные отношения в словарях.
Так в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:
«Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем»7
В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):
Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Либертарно-юридическая концепция:
Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости.8
Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.
Итак, рассмотрев основные определения права, перейдем к вопросу о рассмотрения истоков происхождения права как социального института.
3.2 Источники возникновения права
В первую очередь необходимо сказать, что право, как и государство, возникает одновременно, и призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Государство не может существовать без права, но и право не может существовать без государства.
Право в государственной структуре выполняет, роль фундамента в системе построения политической власти и зачастую выступает средством проведения политики конкретного государства. В свою очередь государство становится тем необходимым элементом в системе права, которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы.
Именно органы государственного устройства становятся теми основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Если учитывать, тот факт, что государство призвано по средствам экономического и политического воздействия управлять всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.
Исходя из этого можно констатировать, что основными причинами и условиями, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако следует отметить, что между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.
Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения9. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.
Исторически право возникло как элемент классового проявления и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов.
Рассматривая исторические этапы развития права, следует отметить, что в той форме, в которой право существует в настоящее время оно не зародилось изначально. Так, в первобытном обществе право, как нормативно-социальный регулятор было в форме норм и обычаев — правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. В тот конкретный исторический период это было обычное право, т.е. система норм, опирающихся на обычай.
Нормы и обычаи основывались на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы морали, религии, правовых начал.
По своей сущности мононормы не давали ни какого превосходства одного члена общества над другим, при этом закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода10. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.
Основами возникновения права — в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королей вмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь.
Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
1. Необходимость установления единого порядка.
2. Необходимость его поддержания.
3. Оформление товарно-денежных отношений.
4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:
1. Право выражает волю экономически господствующего класса.
2. Право является средством навязывания этой воли всему населению.
3. Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.
4. Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве.
5. Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.
Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительные, управленческо-исполнительные.
Исходя из особенностей происхождения права необходимо так же рассмотреть основные источники права.
Итак, источник права - форма внешнего выражения права, показывает, откуда право черпается.
Исторически первой формой (источником) права является:
Правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, (т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов.) Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом. Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдельных институтах уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах). Известные памятники права (Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая правда, Русская правда) — это памятники обычного права, созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе. В РБ правовой обычай является источником права только для субъектов, участвующих во внешнеторговой деятельности. ( например использование правил толкования торговых терминов «Инкотермс», )
Юридический прецедент - это придание нормативной силы отдельным решениям судебным и административным органами по конкретным делам. Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку. Таким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена пол угрозу необходимость его существования. Общее право в Англии в основном состоит из судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а) решения. вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов. Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.
Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие — актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.
Исходя из вышеизложенного следует констатировать, что в любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.
Заключение
В заключение всей работы, необходимо сказать, что государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. В период первобытнообщинного строя, когда орудие труда было несовершенным, производительность труда достаточной низкой и начинает зарождаться первая теория происхождения государства, при этом в данный исторический период времени можно и говорить о первых правовых нормах, выраженных в обычаях и традициях сложившихся к данному периоду времени.
В дальнейшем в рамках исторического развития появлялись все новые и новые теории происхождения государства, на смену одной теории приходит другая, но при этом сущность и общее в теориях все же прослеживается. Одним из общих элементов в теориях происхождения государства является тот факт, что человек и государства, взаимосвязанные и взаимодополняют друг друга, а так же существование двух этих элементов общественной жизнедеятельности вне, друг друга не представляется возможным.
В заключение хотелось бы отметить, что государство и право призвано, сохранят общественные институты и обеспечивать нормальное существование всех элементов общественности. Государство и право, как единый элемент, стали в условиях современного общества рычагом не только обеспечивающим правами и обязанностями, но и механизмом защиты всех участников государственно-правовых отношений.
Список литературы
Матузов Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько - Минск: Юристь, 2004. - 512 с.
Основы права. Хрестоматия по курсу. Базовый уровень образования. М., Изд. Вита-Пресс., 2005 г. 272 с.
Пиголкин А.С. Теория государства и права. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 613 с.
Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М. В. Основы права. М., Изд.:Академия, 2010 г. 288 с.
Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т.3, М., 1994 810 с.
Абдулаев М. Теория государства и права. М., 2006. 385 с.
Алексеев С.С. Общая теория права. М., Изд. Проспект., 2009 г. 576 с.
Беляев О.М. Теория государства и права в схемах. М., Изд. ЭКСМО., 2009 г. 96 с.
Большая Советская Энциклопедия. Т. 31. М., 1950.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., Омега-Л., 2009 г. 609 с.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.,- Изд.: Норма, Инфра-М., 2010 г. 816 с.
Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М., Изд.: АСТ, 2006 г., 512 с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М., Изд.: Теис, 2005
Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. М., Изд.: Академия, 2008 г. 208 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2008. 652 с.
1 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. В 55 Т., Т. 38. М., 1958. С. 37
2 Теория государства и права. Учебник/ Архипов С.И., Перевалов В.Д., Корельский В.М., Игнатенко Г.В., Леушин В.И., Алексеев С.С. М., Изд., Норма, 2009 . с. 87
3 С.С. Алексеев Общая теория права. М., Изд. Проспект., 2009 г. с. 113
4 А. Б. Венгеров Теория государства и права. М., Омега-Л., 2009 г. С. 173
5 Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. М., Изд.: Академия, 2008 г. С. 98
6 Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2008. — С. 76.
7 Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т.3, М., 1994 с. 209
8 Большая Советская Энциклопедия. Т. 31. М., 1950., С. 306
9 Основы права. Хрестоматия по курсу. Базовый уровень образования. М., Изд. Вита-Пресс., 2005 г. с. 72
10 В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сытинская Основы права. М., Изд.: Академия, 2010 г. с. 81