Системный анализ механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ
Введение
Вполне очевидно, правовое положение лица, проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оно гражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами, составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности. Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.
Гражданство – неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства, на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами участие в управлении делами соответствующего общества и государства.
История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и для практики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (например, по соглашениям, заключенными между государствами). В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие – соответствующими подзаконными актами.
Объектом исследования данной работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, возникающие между государством и гражданами, по вопросам гражданства.
Предметом исследования являются элементы института гражданства – понятие гражданства и его принципы, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ, полномочные органы, владеющие делами о гражданстве РФ и их полномочия.
Целью данной работы является раскрытие механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном на положениях Конституции РФ.
Исходя из цели мы ставим перед собой следующие задачи: изучить нормативный материал и литературу по данной теме; рассмотреть понятие и принципы гражданства РФ; рассмотреть порядок приобретения гражданства РФ; рассмотреть прекращение гражданства РФ; рассмотреть государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве и в заключении сделать вывод.
1. Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства
Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Федеральный Закон Российской Федерации от 19 апреля 2002 года «О гражданстве Российской Федерации». В первую очередь мы определим само понятие «гражданство». Согласно Федеральному Закону под гражданством Российской Федерации понимается – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По мнению Габричидзе Б.Н.: «гражданство это один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя».
Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63.
Как отмечает Козлова Е.И.: «обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами».
Гражданство это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных государствах не одинаковы.
Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства – двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.
Исходя из основного понятия гражданства Российской Федерации можно выделить ряд сущностных черт, характеризующих гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. «паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории». Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летного возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет – до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста от 45 лет – бессрочно. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
По мнению Чиркина В.Е.: «устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке.» Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
Определение в Законе гражданства как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей связи человека с государством, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.
В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.
Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Закон СССР о гражданстве 1990 года, принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом акте сформулировал понятие гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. По мнению Козловой Е.И.: «такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства.»
Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 4 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Значение данной нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении условий принадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самым восполняется пробел, который был в союзном законодательстве.
Единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.
Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.
Как отмечает Баглай М.В.: «все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина».
Кутафин О.Е. подчеркивает что, «лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей». Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
Запрет в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.
5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. (ст. 62 Конституции РФ).
Признание двойного гражданства, закрепленное в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица о двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
6. Как пишет Миронов В.Ф, «Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека».
7. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 7). В Законе предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы, признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
2. Порядок приобретения гражданства РФ
В Федеральном Законе О гражданстве Российской Федерации предусматриваются следующие способы приобретения гражданства РФ: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановления в гражданстве РФ; приобретаемое по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ и международными договорами и соглашениями.
Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
В соответствии со статьей 12 Федеральным Законом О гражданстве ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
В соответствии с Законом гражданство РФ может быть приобретено как в общем, так и в упрощенном порядке.
Согласно закону, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в России подтверждается видом на жительство. Это документ, выдаваемый иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в России, а также на свободный выезд из России и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим личность данного лица. Иностранный гражданин обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию. Это, в частности, заработная плата, пенсии, социальные пособия, стипендии, алиментные выплаты; доходы от работы по совместительству, другие доходы, которые включаются в налоговую базу; обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; владеют русским языком.
Это подтверждается одним из следующих документов: От предоставления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы.
При
оформлении документов по поводу приема
в гражданство вместе с заявлением о
приеме в гражданство в общем порядке
представляются: вид на жительство; один
из документов, подтверждающих наличие
законного источника средств к существованию
(справка о доходах физического
лица,
декларация по налогам на доходы физических
лиц с отметкой налогового органа, справка
с места работы, трудовая книжка, пенсионное
удостоверение, справка органа социальной
защиты о получении пособия, подтверждение
получения алиментов, справка о наличии
вклада в кредитном учреждении с указанием
номера счета, свидетельство о праве на
наследство, справка о доходах лица, на
иждивении которого находится заявитель,
либо иной документ, подтверждающий
получение доходов от не запрещенной
законом деятельности); документ
дипломатического представительства
или консульского учреждения иностранного
государства в Российской Федерации
либо иного полномочного органа
иностранного государства, подтверждающий
обращение заявителя об отказе от
имеющегося иного гражданства в порядке,
предусмотренном законодательством
данного государства, либо невозможность
отказа от иного гражданства, а также
копия данного обращения, заверенная
соответствующим полномочным органом
иностранного государства.
В случае если отказ лица от иного гражданства возможен, но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется в течение 1 года со дня приобретения гражданства Российской Федерации представить документ о выходе из иного гражданства.
В случае если иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
Представления документа об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор, предусматривающий возможность сохранения имеющегося гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
Иностранные граждане также представляют документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копию данного обращения, заверенную соответствующим полномочным органом иностранного государства.
Исключение из общих правил для приема в гражданство Российской Федерации допускается для лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией. Они могут быть приняты в российское гражданство без учета 5-летнего ценза оседлости, без законного источника существования, без знания русского языка и без отказа от иностранного гражданства.
Прием в гражданство Российской Федерации этих лиц осуществляется на основании обращения к Президенту Российской Федерации федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразность его принятия в гражданство Российской Федерации.
Особыми заслугами перед Российской Федерацией являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России.
Решение о предоставлении гражданства Российской Федерации лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным Законом, упрощенный порядок приобретения гражданства РФ, когда на лиц, обращающихся с заявлением о приеме в российское гражданство распространяются предусмотренные законом льготные условия. Исключительный порядок получения гражданства РФ в рамках Соглашения между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией – без предъявления вида на жительство и без соблюдения о сроке проживания в РФ действовал только до 01.01.2008 года.
Закон устанавливает условия, при соблюдении которых иностранные граждане вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без необходимости оформлять разрешение на временное проживание и вид на жительство.
Такими льготами пользуются граждане и лица, которые имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ; лица, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; лица, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; лица, состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет, а также некоторые другие категории лиц.
Перечень документов, необходимых для подачи заявления на гражданство РФ.
Заявление – анкета (2 экземпляра); Заграничный паспорт (нотариально заверенная копия с переводом, срок окончания действия паспорта должен быть не менее 6 мес.); Фотографии (4 шт., цветные, размером 3,5 х 4,5) Свидетельство о рождении (нотариально заверенная копия с переводом); Свидетельство о браке (если гражданин состоит в браке, нотариально заверенная копия с переводом); Выписка из домовой книги; Документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, подтверждающее отсутствие (отказ) от иностранного гражданства (заявление в 2-х экземплярах, оформленные в нотариальной форме, с квитанциями об отправлении заказным письмом.
Пенсионное удостоверение (при наличии такового – нотариально заверенная копия с переводом); Квитанция об уплате государственной пошлины (сумма 1500 рублей).
Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации. Оно предусматривалось и в прежнем, союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства.
Авакьян С.А. отмечает то что, «впервые послевоенные годы (1946–1947 гг.) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории различных стран».
Наряду с законодательством РФ, регулирующим вопросы гражданства РФ, существуют определенные международные договоры и соглашения, также регламентирующие те или иные вопросы, касающиеся приобретения гражданства РФ. Например, Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства предусматривает возможность для граждан указанных государств приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке за три месяца с предоставлением минимального пакета документов. Существуют также договоры и соглашения, регулирующие вопросы двойного гражданства. На сегодняшний день гражданство РФ может быть приобретено без отказа от имеющегося гражданства только гражданами Республики Туркменистан и Таджикистана.
При подаче заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации представляются документы: заявление; копия вида на жительство; копия свидетельства о рождении; один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств существования; документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды; справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства Российской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Вместе с заявлением о приобретении гражданства РФ представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом, относятся усыновление, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка и оптация.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином.
В соответствии с Федеральным Законом, ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
Оптации – такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами России. Проживающим на таких территориях лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Условия этого, порядок и сроки определяются международным договором Российской Федерации. Обычно такой выбор в соответствующих случаях связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что в России широкие основания для приобретения гражданства. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет приобрести российское гражданство.
3. Прекращение гражданства РФ
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. (ст. 6) Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).
Закон о гражданстве предусматривает несколько оснований его прекращения, в том числе: вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: в общем порядке и в упрощенном порядке. Если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом.
В соответствии с Федеральным Законом, выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранного государства, то в упрощенном порядке.
При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.
При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются: документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя); документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя); документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации; документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.
В соответствии с Федеральным Законом, выход из гражданства не допускается, если российский гражданин имеет перед Российской Федерацией обязательство, установленное законом (например, не уплатил налоги), привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении его вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Решение о прекращении гражданства в связи с отменой решения о приеме в гражданство принимается при представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения осуществляется Президентом РФ, органом, принявшим решение о принятии в гражданство РФ или вышестоящим органом.
Заявление о выходе из гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем на основании части второй статьи 24 и части пятой статьи 25 Федерального закона оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону, при выходе из гражданства Российской Федерации одного из родителей, имеющих гражданство Российской Федерации, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, на выход ребенка из гражданства Российской Федерации. Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.
При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Габричидзе Б.Н. пишет, «существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем». Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.
К иным основаниям прекращения гражданства относиться выбор иного гражданства при изменении Государственной границе Российской Федерации (оптация). Граждане Российской Федерации, проживающие на территории, отнесенной к иному в соответствии с международными договорами Российской Федерации, могут сохранить или изменить свое гражданство, согласно условиям данного международного договора.
Так же гражданство прекращается в случае смерти гражданина. Днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, соответственно после этого официально прекращается гражданство.
На основе выше изложенного мы пришли к выводу, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении).
4. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства
Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» определяет, государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации. (Конституция ст. 89.) Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. На основе Закона «О гражданстве Российской Федерации» распоряжением Президента Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. утверждено Положение «о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ». Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
В соответствии с положением, «комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства».
К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения, а также Федеральная миграционная служба и её территориальные органы.
В функции этих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы: принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации: принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации; проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации; ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации; по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.
В ФМС России и ее территориальных органах исполнение законодательства о гражданстве Российской Федерации осуществляется уполномоченными структурными подразделениями.
Согласно положению о ФМС, «в процессе исполнения государственной функции в пределах своей компетенции также участвуют: Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации».
ФМС России, территориальные органы и их структурные подразделения при осуществлении полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Управлением Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, Федеральной службой безопасности Российской Федерации; Федеральной налоговой службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, органами судебной власти, Министерством юстиции Российской Федерации, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями.
Полномочия ФМС: определяет наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяет факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; исполняет принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации; рассматривает заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; ведет учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства.
В соответствии с Законом, заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 №46 утверждено Положение «о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Подпись под этим документом удостоверяется нотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.
Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявлении или ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации.
Оформление заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации производится органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживает за пределами Российской Федерации – соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.
При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально.
Согласно Закону, при подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом Российской Федерации.
Орган внутренних дел Российской Федерации либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление.
Заключения и представления по вопросам гражданства Российской Федерации и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств – девяти месяцев.
Срок подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации.
Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации – паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Проживающим на территории Российской Федерации лицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено и которые при этом не состоят в гражданстве другого государства, органами, внутренних дел Российской Федерации выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.
Решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суд.
Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в Московский городской суд.
В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.
гражданство приобретение прекращение государственный
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные положения, касающиеся гражданства Российской Федерации. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Таким образом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 г., ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Так, возможность приобретения российского гражданства в упрощенном порядке существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением. Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства.
Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных.) Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.
Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Список литературы
Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2003.
Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Спб., 2006.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М., 2005 г.
Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986.
Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России М. «Норма». 2001 г.
Дмитриева Г.К. Международное частное право – М, 2003 г.
Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право М. «Юриспруденция» 2000 г.
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России – М.: Юриспруденция, 1999.
Козлова Е.И. Конституционное право России М. «Юристъ» 2007 г.
Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное Право России. М. «Юристъ» 2007 г.
Кутафин О.Е. Российское гражданство. М, 2003 г.
Миронов В.Ф. Гражданство в Российской Федерации М., «Белые альвы», 2003.
Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. №9/10
Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. №7.
Чиркин В.Е. Конституционное право М., «Юрист» 2003 г.