Анализ практического опыта социальной работы и социального проектирования в области работы с мигрантами

Федеральное агентство по образованию.

Санкт - Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики.

Курсовая работа

по дисциплине: Социальный проект и его социально-экономическое обоснование

на тему: Анализ практического опыта социальной работы и социального проектирования в области работы с мигрантами

Санкт – Петербург

2011

Введение

Социальная работа во многих странах формировалась как инструмент социальной политики наряду с социальным страхованием и социальным обеспечением. Развитие системы общества, дальнейшая дифференциация социальных функций и структур имели своим следствием выделение направлений специализации социальной работы. Возникла и проблема выделения работы с мигрантами как особого вида социальной деятельности.

Важнейшим направлением социальной работы является поддержка молодых мигрантов на рынке труда. Молодые люди активно включаются в трудовые миграции чаще всего по материальным и финансово-экономическим причинам1.

Актуальность темы – заключается в важности изучения миграции, а также возникающих в связи с этим явлениям, проблем. На данный момент трудовые мигранты, молодые мигранты, в целом миграция рассматривается довольно разносторонне и охватывает предметную область различных дисциплин, но в рамках социальной работы это изучение так и остается больше теоретическим знанием.

Объект исследования – социальные проекты, направленные общественные социальные отношения в области занятости в Санкт - Петербурге.

Предмет исследования – социальные программы и проекты по совершенствованию системы трудоустройства и занятости населения, реализуемые для решения проблем молодых мигрантов при трудоустройстве, возникающих проблем при выборе профессии, их культурная и психологическая адаптация, социальные программы и проекты, осуществляющие свою деятельность в области занятости молодых трудовых мигрантов на территории Санкт - Петербурга.

Цель работы – охарактеризовать современные достижения социальной работы с мигрантами, проанализировать практический опыт социальной работы и социального проектировании в области работы с мигрантами, предложить инновационную идею для совершенствования практического опыта посредством создания проекта.

Гипотеза исследования: положительные результаты социальной работы с мигрантами возможны, если государство проявит наибольшую заинтересованность и возложит полномочия работы с мигрантами не только на ФМС, но и распределит обязанности среди нового поколения социальных работников, демографов, этнологов, психологов, специалистов в области экономики и занятости населения.

Качественная проводимая социальная работа и социальная защита прав мигрантов будет осуществляться эффективно при наличии разработанных Федеральных Законов, Программ и проектов, относящихся к молодым мигрантам, а также при успешном завершении уже существующих и разработанных проектов и программ, и при разработке новых инновационных идей.

Основные задачи:

    проанализировать сегодняшнее состояние социальной работы с мигрантами;

    обозначить наиболее значимые проблемы молодых мигрантов, но заострить внимание только на одной из них – трудоустройство, занятость и профориентация молодых мигрантов в России; дополнить понимание важности проведения данного исследования;

    выявить, насколько полезна социальная работа и социальное проектирование для решения проблем мигрантов на примерах;

    разработать социальный проект в рамках социальной работы с мигрантами, который бы смог облегчить положение молодых мигрантов на рынке труда в будущем.

Методы исследования:

    метод анализа литературы (по теме работы), нормативно-правовой документации;

    проведение сравнительного анализа между прошлым практическим опытом и сегодняшним в области социальных проектов, разработанных для мигрантов.

Глава 1. Проектная деятельность, виды проектов, социальное проектирование

1.1 Проект, его виды

В научной и учебной дисциплине «управление проектами» под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов.

В этом определении обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, в одном понятии объединены два, для которых в русском языке используется одно слово, а в английском – два слова. По-английски, проект – это что-либо, что задумывается или планируется, то, что изменяет наш мир2.

Также имеется другое определение проекта: проект - индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения определенной цели, т.е. это метод, который позволяет двигаться вперед от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса.

Черты проекта:

- всегда имеет цель;

- реалистичность;

- ограниченность во времени и пространстве;

- уникальность;

- инновационность;

- проекты реализуются поэтапно;

- проекты должны подвергаться оценке.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и, воздействие которого на людей, признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.

1.2 Классификация социальных проектов

В организационном отношении проекты оцениваются по следующим признакам:

    масштаб проекта;

    сроки реализации;

    качество;

    ресурсное обеспечение;

    место и условия реализации проекта.

Социальные проекты многообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого их проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности3.

Основные типы проектов по различным основаниям:

1) Типы проектов по характеру проектируемых изменений:

- инновационные, задача которых – внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).

- поддерживающие, которые решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными4.

2) Типы проектов по направлениям деятельности :

- образовательные проекты, задача которых – представление образовательных услуг.

- научно-технические проекты, также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.)

- культурные проекты, могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др.5.

3) Типы проектов по особенности финансирования:

- инвестиционные проекты, предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициатор проекта.

- спонсорские проекты;

- кредитные проекты;

- бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения.

- благотворительные проекты. Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта не только выделением финансов.

4) Типы проектов по их масштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:

- насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;

- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;

- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

С учетом этих показателей выделяют:

- микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.

- малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).

- мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.

5) Типы проектов по срокам их реализации:

- краткосрочные(1-2года);

- среднесрочные(3-5лет);

- долгосрочные (10-15 лет).

6) Существуют еще так называемые “псевдопроекты”, т.е. это форма, которой прикрывает какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Выделяют две разновидности псевдопроектов: проекты – фикции и квазипроекты6.

Инициаторы проекта-фикции заинтересованы в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или использовать на другие цели, или использовать на проект только частично, позже составив отчет о расходовании средств и представив реализацию проекта на отдельных удавшихся объектах. Квазипроекты обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведения, которые на самом деле таковыми не являются.

Многообразие типов проектов – одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применять в проектировании различные формы проектов, интересные варианты, подходы и технологии придают социальному проектированию гибкость, мобильность и уникальность7.

В данной главе проанализировано многообразие видов социальных проектов, множество его форм, видов и типов. В подробной классификации проектов расписаны возможные виды проектов по различным типологиям, описаны их черты и основные характеристики.

Глава 2. Социальные проекты в области проблем молодых мигрантов в Санкт-Петербурге

2.1 Молодые мигранты, как целевая группа социального проектирования

трудовой мигрант социальный поведение

Миграция населения – это характерная черта современного развития общества.

Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов8.

Подавляющее большинство добровольных мигрантов – это молодежь (как правило, их возраст – не старше 35 лет). Молодые люди являются наиболее динамичной социальной группой, которая целенаправленно стремится улучшить свою жизнь. Период молодости связан с поиском идентичности (Э. Эриксон), интенсивной социализацией (И. С. Кон), профессиональным становлением и поиском спутника жизни9.

Перечисленные возрастные особенности позволяют выделить некоторые характерные черты, свойственные молодым мигрантам.

Во-первых, целеустремленность и стремление в сжатые сроки получить для себя максимальное удовлетворение потребностей (в широком смысле слова). Покидая родительский дом, молодые люди вынуждены самостоятельно себя обеспечивать, а часто еще и поддерживать свою семью, поэтому они берутся за любую работу, которая может приносить им доход.

Во-вторых, готовность к ограничениям и лишениям в процессе достижения поставленных целей. Молодые мигранты способны жить при минимальном комфорте, в не приспособленных для проживания помещениях, ограничивая себя в питании, пренебрегая личной гигиеной и т. п.

В-третьих, затруднительное материальное положение. Так как расходы у молодых мигрантов в несколько раз выше, чем у их сверстников (оплата жилья, питание, транспортные расходы, расходы на одежду, обувь, предметы первой необходимости), а возможности получения доходов примерно равны.

В-четвертых, большое значение для данной категории имеют тесные эмоциональные контакты с новым окружением. Молодые люди стремятся найти среди новых знакомых эмоциональную поддержку, легко заводят друзей. Но часто эти контакты имеют и социально-экономический контекст, связанный со стремлением закрепиться на новом месте (например, вступление в брак с жителем данной местности).

Наиболее сложным периодом для молодых мигрантов ученые называют период адаптации к новому месту жительства. Существует тенденция рассмотрения адаптационного процесса мигрантов в контексте так называемой кривой процесса адаптации.

В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации мигрантов.

Первый этап — «медовый месяц», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами мигрантов.

На втором этапе непривычная среда начинает оказывать свое негативное воздействие. Возникает чувство дискомфорта, взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период «чужак» пытается убежать от реальности, общаясь исключительно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями.

На третьем этапе симптомы дезадаптации могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться к новой среде молодые люди пытаются вернуться домой. Однако намного чаще мигранты получают социальную поддержку окружения и преодолевают межкультурные различия — изучают язык, знакомятся с местной культурой.

Четвертый этап депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.

Пятый этап характеризуется полной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения личности в ответ на требования среды.

В идеале процесс адаптации мигранта приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и можно говорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации молодого человека на родине. Однако не следует отождествлять адаптацию в новой культурной среде с простым приспособлением к ней.

Продолжительность процесса адаптации у молодых мигрантов может быть различна: от нескольких месяцев до 4-5 лет — в зависимости от характеристик самих мигрантов и особенностей своей и чужой для них культур. Но в любом случае процесс адаптации, протекающий в условиях смены социальной ситуации жизнедеятельности, — это процесс сложный и значимый для дальнейшего развития личности, требующий учета специфики ситуации и оказания поддержки со стороны окружающих.

Молодые мигранты ввиду особенностей их положения на новом месте жительства являются, с одной стороны, социально уязвимой, а с другой — потенциально важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство обращает особое внимание на меры социальной поддержки молодых мигрантов.

Социальная работа с молодыми мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной молодежной политики, согласно которой молодежь является особой категорией населения, нуждающейся в государственной поддержке.

Приоритетными задачами в области социальной поддержки молодых мигрантов можно назвать:

- создание условий для получения профессионального образования (квотирование мест в средних специальных и высших учебных заведениях для особо нуждающихся мигрантов и жителей сельской местности);

- социально-экономическую поддержку (стипендии, пособия, льготы);

- медико-социальную поддержку (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание, бесплатная экстренная медицинская помощь, организация диспансеризации);

- социально-правовую поддержку (юридические консультации, правовое просвещение);

- информационную поддержку (создание молодежных информационных служб и бесплатных консультационных пунктов);

- помощь в трудоустройстве (молодежные биржи труда организация дополнительных рабочих мест для молодых специалистов);

Важным направлением социальной работы является поддержка молодых мигрантов на рынке труда10. Молодые люди активно включаются в трудовые миграции чаще всего по материальным и финансово-экономическим причинам (выезд на заработки). Кроме того, среди причин переезда они называют «стремление быть самостоятельным», «выйти из-под опеки родителей», «желание заработать деньги», «приобрести престижный автомобиль». Эти причины в своей основе также имеют материальное происхождение. К этому могут присоединяться и авантюристические мотивы: «любопытство», «желание увидеть мир», «стремление разнообразить жизнь», «поступить как все». В качестве места поиска работы молодые трудовые мигранты выбирают крупные города либо выезд за рубеж. Этот факт объясняется ими тем, что в данных местах «легче найти работу», «возможно быстро заработать значительные средства», «кроме работы можно развлечься, весело провести время», «найти возможности остаться там навсегда». Таким образом, типичными для молодых мигрантов можно назвать трудовые миграции (легальные и нелегальные) в крупные города и международные трудовые миграции11.

Принимая решение об участии в трудовой миграции, молодой человек часто не имеет достоверной и полной информации о будущем месте работы. Он опирается в своем выборе либо на рекламные буклеты, либо на впечатления от подобных поездок своих друзей и знакомых, значительно реже — на объективные источники информации. На принятие окончательного решения о выезде на заработки оказывают влияние различные ситуативные факторы. Среди них: наличие ближайших или дальних родственников, друзей, знакомых, которые находятся (проживают или работают) на принимающей территории и которые обещают помочь с трудоустройством; обсуждение и принятие решения о поездке на семейном совете; информация о наборе на работу (от государственной структуры, частной фирмы, физического лица). То есть основным фактором, оказавшим окончательно влияние на принятие решения о поездке на заработки, выступают неформальные источники, составляющее непосредственное, ближнее окружение потенциального трудового мигранта. Более того, чаще всего ближнее окружение выступает тем «социальным буфером, который облегчает и смягчает процессы социальной адаптации и начальной интеграции молодого трудового мигранта новый социум во всем многообразии ее проявлений и проблем. Государственные структуры практически не представлены на этом «поле влияния»12.

Большое значение для процесса социальной адаптации интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов находится на принимающей территории нелегально. Один из существенных недостатков российской политики в области миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики, хотя в последние годы в направлении предпринимаются значительные усилия. Молодые трудовые мигранты активно предпринимают усилия собственной легализации (фиктивный брак, приобретение фальшивых документов).

Нелегальный статус ставит трудового мигранта вне социума. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений «трудовой мигрант—принимающее общество» как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинство нелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступает основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигранты сталкиваются с отсутствием техники безопасности, ненормированным рабочим днем.

В данном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае получения производственной травмы или болезни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов стремится лечиться дома, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе, территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг13.

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов попадают в ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимают квартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигранта является питание. Как правило, молодые люди стремятся сэкономить на собственном питании. Питание становится неполноценным, некачественным и несистематическим.

Молодые трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного знакомства мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум14.

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на нетерпимость принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу. Хотя реально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах ЕС. В то же время имеются секторы экономики, где конкуренция с местным населением — реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы (в том числе и в силу пониженного социального и профессионального статуса молодых трудовых мигрантов, обусловленного их нелегальным статусом, и т. Д.). В этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально в силу различных причин не желает включаться в трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому — в силу их отсутствия.

Молодые трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества (кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории). Это объясняется в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданского общества. Они рассчитывают только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка молодых трудовых мигрантов направлена, в первую очередь, на оказание помощи легальным молодым мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые малопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых молодых мигрантов (ввиду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что социальная работа с такой категорией граждан как молодые мигранты, находится на пути своего теоретического и практического становления. Но с другой стороны, видны результаты прошлых практик и лет в этой области, разрабатываются новые технологии и подходы в социальной работе с мигрантами, велика роль социального проектирования и прогнозирования в минимизации последствий растущей миграции.

2.2 Проекты, направленные на помощь мигрантам в Санкт-Петербурге

2.2.1 Трудовые мигранты из Средней Азии: проблемы и риски здоровья (2009-2010)

Координаторы: Ольга Бредникова, Елена Чикадзе.

Цель проекта - определить наиболее эффективные формы и пути информирования трудовых мигрантов о ВИЧ инфекции (способах ее распространения, предохранения, лечения и т.п.) с тем, чтобы способствовать снижению уровня заражения ВИЧ и ИППП среди мигрантов и членов их семей. В задачи проекта входит сбор информации и анализ следующих тем: сексуальное поведение трудовых мигрантов из Средней Азии; отношение мигрантов к здоровью и практики лечения; уровень информированности о ВИЧ/СПИДе; пути передачи информации и авторитеты в среде трудовых мигрантов.

Исследование проводится методом наблюдения и интервьюирования в Санкт-Петербурге, Кыргызстане и Таджикистане.

Участники проекта от ЦНСИ: Ольга Бредникова, Елена Чикадзе.

Проект поддержан Датской церковной помощью15.

2.2.2 Экономические мигранты из Центральной Азии: исследование трансформации идентичности, норм поведения и типов социальных связей (2007-2008)

Координаторы: Сергей Абашин (Институт этнографии и антропологии РАН, Москва), Елена Чикадзе(ЦНСИ).

Международный проект был направлен на изучение экономической миграции из Узбекистана в Россию и в Казахстан.

Цель проекта - исследовать процесс формирования нового трансграничного сообщества, которое складывается на пересечении разных социальных, политических и культурных пространств. В фокусе исследования - мотивации и стратегии поведения иммигрантов, их социальные сети и идентификации, практики сегрегации и/или интеграции в "принимающее общество", а также обратное влияние, которое оказывает мигрантский опыт на социальные нормы и институты центральноазиатского общества.

Основной метод сбора информации - глубинное интервью. В завершение проекта 13 марта 2008 года в ЦНСИ был проведен семинар 'Экономические мигранты из Центральной Азии' с участием исследователей из Петербурга, Москвы, Казани и Пскова.

Участница проекта от ЦНСИ: Елена Чикадзе.

Проект поддержан Институтом "Открытое общество".

2.2.3 "Номадический дом": концепция "дома" в ситуации миграции (на примере женщин-гастарбайтеров Санкт- Петербурга) (2005-2006)

Проект был нацелен на изучение трансформации восприятия домашнего пространства, а также правил и способов его организации в ситуации миграции. В фокусе внимания исследователей - женщины, прибывшие в Санкт-Петербург в качестве гастарбайтеров с постсоветского пространства более трех лет назад и работающие по найму в сфере мелкой розничной торговли на продуктовых рынках города. В исследовании применялись метод наблюдения, в том числе за повседневной жизнью мигранток, и глубинные проблемно-ориентированные интервью, в которых обсуждались жизненные траектории женщин. По результатам проекта опубликован ряд статей.

Исследователи: Ольга Бредникова, Ольга Ткач.

Проект поддержан Фондом имени Генриха Бёлля и ЦНСИ16.

2.2.4 Программы профилактики ВИЧ среди трудовых мигрантов

В 2007 году Открытым Институтом Здоровья было поддержано новое направление деятельности— профилактика ВИЧ среди мигрантов. До начала практической работы проектов среди данной целевой группы была проведена экспресс-оценка ситуации (ЭОС), целью которой было выявить основные потребности целевой группы, степень распространенности рискованных поведенческих практик и определить основные направления и приоритеты деятельности профилактических проектов, а также адекватность их внедрения в выбранных городах17.

ЭОС была проведена в 5 городах РФ: Улан-Удэ, Казань, Вологда, Томск, Санкт-Петербург. В каждом из городов было опрошено по 100 рабочих мигрантов, 50 человек из которых — преобладающая в регионе этническая группа мигрантов, 20 человек — вторая по численности национальная группа мигрантов и по 15 человек — третья и четвертая группы мигрантов. Анкета, по которой проводилось интервью, состояла из 36 вопросов, касающихся социально-демографических характеристик, сфер занятости мигрантов в России, состояния здоровья, знаний о ВИЧ/СПИДе и т.п.

Результаты экспресс-оценки ситуации выявили низкий уровень знаний целевой группы о ВИЧ-инфекции. Так, более трети респондентов полагали, что ВИЧ можно заразиться воздушно-капельным путем, почти половина — через укус комара. Значительное число сексуально активных респондентов ни разу не использовали презервативов при половых актах за последние 30 дней до проведения интервью. Результаты проведенной ЭОС позволили определить основные акценты, на которых следует сфокусировать деятельность профилактических проектов, а именно — повышение уровня знаний целевой группы о ВИЧ/СПИДе и пропаганда использования презерватива как надежного средства профилактики ВИЧ и ИППП.

Также для разработки дальнейшей стратегии и возможных направлений деятельности по работе с мигрантами Открытым Институтом Здоровья был проведен обзор миграционной политики и миграционной ситуации в РФ в контексте мер по борьбе с ВИЧ/СПИДом. На основании обзора сделаны выводы о ключевых элементах программ, необходимых для ограничения распространения инфекционных заболеваний, связанного с миграцией.

На основании всех обозначенных проектов можно сказать, что в разное время, начиная с 2004 года, в Санкт-Петербурге проводились различные мероприятия, направленные на трудовых мигрантов. В целом, каждый из проектов решает какую-либо проблему мигрантов (здоровье, трудоустройство, проблемы адаптации и т.д.) И, несомненно, это основной плюс и главная задача социального проектирования.

Глава 3. Практическая часть

Название проекта: создание специализированного профориентационного образовательного учреждения для молодых трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург, 2011 г. внегласно объявил наступивший год, годом мигрантов.

Сроки: март 2011г.- июнь 2011.

Цель: предоставить возможность бесплатно каждому желающему мигранту (до 35 лет) пройти процедуру профориентации (бесплатно) для облегчения выбора будущей профессии и возможности заниматься квалифицированным высокооплачиваемым трудом.

Подцели: профориентировать каждого учащегося в выборе профессии и дать ребятам необходимые навыки для будущей работы (речь идет не о высшем образовании, а о таких профессиях как механик, столяр, электрик; для девочек швея, мед.сестра, кассир, сиделка)

Деятельность центра будет осуществляться поэтапно, курс профориентационных и образовательных процедур длится 2,5 месяца, в группе по 8 человек.

Целевая группа: молодые трудовые мигранты, (мужчины и женщины, их возраст – не старше 35 лет)

Задачи:

1.Выявить навыки и предпочтения будущей профессии каждого учащегося.

2. Вселить уверенность каждого из молодых людей уверенность в своих силах.

3.Профориентировать на узкую специальность

4.Дать возможность сделать выбор профессии самостоятельно.

5. Предоставить молодым людям места прохождения практики и место трудоустройства

6. По окончании курса профориентации будет выдан документ об окончании заведения.

Методология:

Мониторинг молодых мигрантов, нуждающихся в профориентации, сбор и анализ статистической информации, организация опроса среди данной категории людей о необходимости проекта с помощью интервьюирования, поиск необходимого персонала, наладить контакт с органами МСУ.

Методы:

1.С помощью тестирований проводить профориентацию.

2. Выявлять предпочтения и уже имеющиеся навыки при помощи открытой беседы.

3. Практические выездные занятия.

4. Проведение лекций и семинаров в интересной форме на доступном языке.

5. Обучение с помощью компьютерных тестирований.

6.Открытые уроки.

Мероприятия: (этапы реализации проекта и сроки.)

1. Аренда здания (подготовка его к приему учащихся), либо, можно попросить районный ЦЗН о предоставлении базы для данных мероприятий.

01.03. 2011

2. Проинформировать ФМС о возможности молодым мигрантам бесплатно пройти курс профориентации.

03.03.2011 – 04.03.2011

3. Поиск необходимых специалистов в районном ЦЗН., психологов и т.д.

05.03.2011- 10.03.2011

4. Снабдить ФМС необходимыми буклетами и брошюрами с важной контактной информацией.

11.03.2011

5. Наладить контакт с теми учреждениями, которые могли бы дать возможность проводить практические выездные занятия. Проработать и подготовить базу учреждений, куда бы в будущем молодые люди смогли бы пойти работать.

11.03.2011 – 15.03.2011

6. Сбор групп, запись в группы, определение расписания занятий.

15.03.2011

7. Провести первое пробное занятие, познакомить учащихся друг с другом.

16. 03.2011

8. Непосредственная работа с молодыми людьми, профориентация.

17.03.2011 – 15.05.2011

9. Оценка и подведение промежуточных итогов.

15.05.2011 – 30.05.2011

Обоснование проблемы

В современном обществе существует такое явление как миграция. Зачастую, мы даже не замечаем, как много приезжих людей живет рядом с нами. И, несомненно, насущные проблемы мигрантов нас не интересуют. А их не мало, и они требуют особого отношения и внимания со стороны принимающего государства. В «состав» или список этих «незадач» входят поиск жилье, воспитание детей (поиск для них учебного заведения), и конечно же, трудоустройство и профориентация. На последней проблеме хотелось бы остановиться подробнее.

Любая приезжая семья (из заграницы) стремиться в первую очередь наладить социальные контакты и связи, для того, что бы с помощью них искать пути решения проблем. И также для любой семьи мигрантов очень важно обеспечить работой себя, а в дальнейшем и своих детей. Очень часто мы наблюдаем такую печальную картину, как то, что почти весь неквалифицированный труд держится в руках мигрантов. Среди них очень много тех, кто способен на большее, на труд, который достоин большей з/п и большего уважения. Да, здесь палка о двух концах - не всегда иностранец, недавно приехавший в чужую страну и не знающий языка, осмелится пойти на какую-либо другую работу. Языковой барьер, страх нетолерантного отношения, да и в принципе отсутствие государственного органа который бы занимался проблемами мигрантов (помимо ФМС) – все это вертится в головах мигрантов и толкает их зачастую на отчаянные поступки.

По подсчетам ФМС мигрантов в СПб 14,5 тыс. чел., и это только те, кто официально зарегистрирован в органах миграционной службы.

Поиск работы для молодого мигранта – это на сегодняшний день не проблема, в большинстве организация требуется на работу неквалифицированные рабочие, зачастую даже без документов и санитарной книги. Но загвоздка состоит в том, что этот неблагодарный труд ничем не поощряется, а желание поучиться и пойти на хорошую работу пропадает из-за отсутствия в СПб такого учреждения, в котором бы молодежь, да может и взрослые, могли бы обучаться каким-то средне профессиональным специальностям, получать навыки работы на компьютере, различных заводских станках, швейных машинах и в дальнейшем получить гарантию того, что они будут трудоустроены.

В настоящее время в Санкт-Петербурге принята программа по ассимиляции мигрантов, которая включает в себя обучение языку приезжих, а «питерскую» молодежь - терпимости. Очень здорово, что государство работает в этом направлении.

Наша организация «» предлагает создать один из таких профориентационных центров, где будут выполняться ряд мероприятий и задач. Это поможет решить главную проблему безграмотности приезжих и облегчить выбор будущей профессии и возможности заниматься квалифицированным высокооплачиваемым трудом.

Оценка рисков проекта и возможные пути их решения.

Риск

Возможный путь решения

Молодые мигранты не захотят участвовать в программе.

Объяснять, привлекать волонтеров с опытом уличной работы к проведению акций

У молодых людей может возникнуть языковой барьер.

Во избежание этого, к работе будут привлекаться опытные сотрудники, со знанием одного их азиатских языков.

Молодые мигранты могут и вовсе не узнать о проходящей акции.

Проводить качественную рекламную деятельность, сотрудничать с ФМС, прилагать усилия к тому, чтобы информация была доступно донесена.

Молодые мигранты не захотят тратить на это свое время.

Все занятия будут проходить ближе к вечеру и много времени отнимать не будут.

Бюджет проекта.

Статьи расходов

(примерные)

Необходимые средства

Фонд

Другие источники

Всего

1.

Аренда нежилого

Помещения в СПб

450х70дней=

31500 руб.

-

31500руб.

2.

Печать брошюр, буклетов

3000 руб.

5000 руб.

4.

Оплата труда специалистов.(2 спец-ста в сфере занятости, переводчик, психолог, соц.работник, администратор)

50000руб.

На 3 месяца

-

45000

-

95000 руб

-

5

Обеспечение учащихся необходимыми канцелярскими принадлежностями

5000 руб.

1200 руб.

6200руб.

6. 

Аренда компьютерного класса

7200 руб.

7200 руб.

7

Другие расходы

(поощрение волонтеров)

9000 руб.

9000руб

Итого:

153 900 руб.

Заключение

Социальное проектирование, как один из основных механизмов социальной работы с мигрантами находит в науке все большее развитие и популярность. Так, в данном исследовании были описаны не только заслуги теоретиков в области социального проектирования, но и определенный практический опыт и положительный результат, достигнутый, в целом, за небольшой срок.

В рамках проводимого исследования была выявлена тенденция на улучшения социальной работы с молодыми мигрантами, а также, с помощью социального проектирования – усовершенствование сферы занятости и трудоустройства населения в Российской Федерации.

Выдвинутая гипотеза исследования подтверждается всеми пунктами работы, положительные тенденции просматривается как в прошлом опыте, так и в современных практиках.

Разработка социального проекта по усовершенствованию сфера занятости населения (мигрантов) в настоящее время, при его реализации, принесет полезный практический опыт, а также, пусть и не на длительное время, но минимизирует негативные последствия одной из важных проблем молодых мигрантов – устройство на высокооплачиваемую достойную работу.

- В первой главе проанализировано многообразие видов социальных проектов, множество его форм, видов и типов. В подробной классификации проектов расписаны возможные виды проектов по различным типологиям, описаны их черты и основные характеристики;

- следует сделать вывод, что социальная работа с такой категорией граждан как молодые мигранты, находится на пути своего теоретического и практического становления. Но с другой стороны, видны результаты прошлых практик и лет в этой области, разрабатываются новые технологии и подходы в социальной работе с мигрантами, велика роль социального проектирования и прогнозирования в минимизации последствий растущей миграции;

- На основании всех обозначенных проектов можно сказать, что в разное время, начиная с 2004 года, в Санкт-Петербурге проводились различные мероприятия, направленные на трудовых мигрантов. В целом, каждый из проектов решает какую-либо проблему мигрантов (здоровье, трудоустройство, проблемы адаптации и т.д.) И, несомненно, это основной плюс и главная задача социального проектирования.

Список литературы

    Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2004.

    Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010.

    Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие. / О. В. Курбатова. – Ростов-н/ Д : Феникс, 2001.

    Кутьин А.Д. Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственной политики // Миграционное право. 2006, № 3.

    Луков В. А. Социальное проектирование [Текст] :учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 - Социальная работа. Москва: Московский гуманитарный ун-т:Флинта,2010.

    Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб.пособие. – 4е изд., испр. – М.: Флинта, 2003.

    Проектный менеджмент. Издание Совета Европы – Ти-Кит № 3

    Рыбаковский Л.Л. (2008) Миграция населения (вопросы теории). М., 2003.

    Социальная работа с молодежью: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / [Н. Ф. Басов и др.] / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Дашков и К , 2010.

    Социальная работа с молодежью, уч. пособие - 3 - е издание, под ред. д.п.н. профессора Н.Ф. Басова. Москва .: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К'" 2010.

    Технологии социальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

    Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие . – 5-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007.

    http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/projects/migration2

    http://soc-work.ru/category/article/migrant

    http://soc-work.ru/article/284

    www.cisr.ru/projects_etnos.html

1 Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб.пособие / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010.

2 Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие. / О. В. Курбатова. – Ростов-н/ Д : Феникс, 2001

3 http://soc-work.ru/category/article/migrant

4 Луков В. А. Социальное проектирование [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 - Социальная работа.  Москва: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010.

5 Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб.пособие. – 4е изд., испр. – М.: Флинта, 2003.

6 http://soc-work.ru/article/284

7 Проектный менеджмент. Издание Совета Европы – Ти-Кит № 3

8 Кутьин А.Д. Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственной политики // Миграционное право. 2006, № 3.

9 http://soc-work.ru/category/article/migrant

10Социальная работа с молодежью: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / [Н. Ф. Басов и др.] / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Дашков и К , 2010.

11 Технологии социальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

12 Социальная работа с молодежью, уч. пособие - 3 - е издание, под ред. д.п.н. профессора Н.Ф. Басова. Москва .: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К'" 2010.

13 Рыбаковский Л.Л. (2008) Миграция населения (вопросы теории). М., 2003.

14 Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2004

15 http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/projects/migration2.htm

16 www.cisr.ru/projects_etnos.html

17 http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/projects/migration2.htm