Особенности советской системы социального обеспечения
1
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Особенности советской системы социального обеспечения»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность социальной сферы 5
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения 9
2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России 13
2.2 Особенности социального обеспечения в советский период 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение в России на современном этапе развития переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы социальной сферы, позволившая осуществить децентрализацию государственной системы социального обеспечения и управления социальной сферой, реализуется система обязательного социального страхования населения, введены новые формы социальной поддержки населения, проводится структурная перестройка отрасли, развиваются платные социальные услуги, новые формы комплексного социального обслуживания населения1.
Тем не менее, система социального обеспечения испытывает серьезные сбои в своем функционировании. Помимо иных причин, связанных в частности с общей социально-экономической ситуацией в России, серьезную роль в этом продолжают играть ошибки и просчеты, допущенные на начальном этапе реформирования социальной сферы, отсутствие четкой и последовательной, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом отношении социальной государственной политики.
Хотя социальное обеспечение, формы заботы о немощных, престарелых, больных - это сфера жизни общества, являющаяся чутким индикатором степени социализированности государственной экономики. В этом плане представляется интересным проследить, как менялась модель социального обеспечения в течение времени, особенно в советское время, когда российское общество переживало процесс глобальной трансформации, что и подтверждает актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать систему социального обеспечения в советское время.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы понятия и сущности социального обеспечения;
- проанализировать социальное обеспечение в советское время.
Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.
Предметом курсовой работы является анализ развития системы социального обеспечения в советский период.
В работе использовались учебные пособия по социальной работе, социальному обеспечению, истории, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Понятие и сущность социальной сферы
Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов». Социальная сфера — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной)2.
Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития — таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу.
В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.
Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно так же, как, скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, так же и социальное, как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере), присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального — человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика преследует цель всестороннего утверждения социальны ценностей, обеспечения полноправной жизни личности социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду3.
Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить, прежде всего, людей (социальную структуру общества) с их потребностями, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.
Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям:
1) комплекс условий труда, быта и досуга;
2) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.);
3) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности и др.;
4) возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения — от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу;
5) реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.
Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите?
Иными словами — знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации — социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей4.
И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, и необходимость учитывать особенности ее составляющих.
Социальная среда — это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.
Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды:
а) общественные условия жизни людей;
б) социальные действия людей;
в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения;
г) социальные общности, в которые люди объединяются.
Социальная среда — явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда — экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда — непосредственное социальное окружение человека — семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.
Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:
а) по степени общности - человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;
б) по целям и способам действия — производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-росветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;
в) по территориальному признаку - макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.;
г) по национально-этническому признаку — нация, народность, землячество, национальное объединение;
д) по демографическим характеристикам — мужская, женская, юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);
е) по способам воздействия на личность — экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная;
ж) по социальному вектору гуманного/антигуманного воздействия на личность — обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая;
з) по социальной направленности формирующего влияния — социальная, антисоциальная, девиантная;
и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы — позитивная, нейтральная, негативная.
Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды — также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты.
В практической деятельности это означает, что:
Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.
Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.
В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения
Социальное обеспечение – это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.), многодетным и одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и т. д.); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это понятие связывается с утверждением всеобщего блага (как идеала), принципов социальной справедливости, социальной защищенности, достойных условий существования. Это означает, что при любых системных и структурных преобразованиях экономики страны приоритетной целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальное государство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менее обеспеченных слоев), обеспечить занятость и права работника, развивать систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.
Ведущим направлением деятельности социального государства становится разработка и реализация социальной политики, способствующей созданию равных стартовых возможностей для реализации жизненных планов, развития личности и проявления особой заботы о молодежи, безработных, малоимущих. Иными словами, в условиях становления и функционирования социального государства резко возрастает объем его социальных забот. Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Создание благоприятной для развития общества и человека социальной среды — это одно из условий эффективной социального обеспечения. Социальное обеспечение как особая форма деятельности, объявленная в качестве приоритетной также в сфере образования и науки, предполагает проведение согласованной государственной политики в области оплаты труда и доходов населения, занятости, развития отраслей социальной сферы, в адресной социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.
Реформы, осуществляемые в области оплаты труда, при всей сложности их реализации в современных социально-экономических условиях, в России ориентированы на восстановление роли трудовых доходов, оплаты труда в качестве одной из важнейших ценностей российского общества. Смысл такой деятельности заключается в том, чтобы вернуть утраченное в некоторой степени понимание значимости самообеспечения, самозарабатывания средств, необходимых для достойного уровня жизни. Роль государства сводится к созданию правовых и экономических условий для раскрытия творческого потенциала трудоспособного населения, в создании одинаковых стартовых возможностей для всех граждан российского государства.
Решение проблем в области оплаты труда и доходов населения напрямую связаны с реализацией эффективной социальной политики в области занятости.
Проблемы в области занятости, касающиеся молодежи, воспроизводятся (с некоторой спецификой) и в другой, не менее социально уязвимой, — в группе женщин. На рынке труда женщины так же, как и молодежь, оказываются достаточно часто в числе незанятых. Эта проблема также требует особого осмысления, в том числе и переосмысления тендерных аспектов образования в нашем обществе. Еще совсем недавно на тендерную проблему вообще не обращали внимания, считая, что конституционное равенство уже по определению ставит всех граждан в одинаковые условия. Система воспитания и образования обходила «острые углы» существующего в обществе тендерного неравенства. Именно специалисты в области социологии и социальной работы подняли тендерную проблему до уровня ее общественного осознания.
Среди незанятого населения в российском обществе, для которого характерно старение населения (как и для всех европейских стран), постоянно увеличивается число нетрудоспособных лиц как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Для этой категории лиц Конституция РФ закрепила право на социальную защиту, включающее право на пенсионное обеспечение. В настоящее время оно охватывает более четверти всего населения. И в этом тоже есть проблема, так как для нашей страны характерен опережающий рост размеров пенсионного фонда по отношению к фонду заработной платы в связи с общим старением населения.
В связи с этим в нашей стране была разработана система реформирования пенсионной системы, которая находится сейчас в стадии реализации. Новая модель пенсионной системы стала многоуровневой, включив несколько составляющих — общую социальную, трудовую и добровольную пенсии. Величина будущей пенсии ставится в этой модели в зависимость от продолжительности и величины уплаченных страховых и накопительных пенсионных взносов.
Осуществляя реформу пенсионной системы с расчетом на трудоспособное население, государство не оставляет вне поля зрения тех, кто требует особого внимания сейчас — это ветераны войны и труда, к которым в нашей стране особое отношение. Россия полностью выполняет Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и ветеранов войны, семей погибших военнослужащих.
В число социальных приоритетов государственной политики российское государство относит программы и мероприятия по их реализации в области социальной защиты семьи, охране материнства и детства.
История социального обеспечения России имеет давние корни. Рассмотрим их более подробно.
2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России
Различные формы защиты населения как социальное явление берут свое начало в далеких исторических временах, в благотворительности, существовавшей в той или иной мере на всех этапах развития общества. Восточнославянские племена в своих обычаях сострадательно относились к ближнему, в чем-либо нуждавшемуся.
Историк СМ. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали странников, отличались редким на то время гостеприимством5.
Благотворительная деятельность в ранний период рассматривалась как религиозный долг человека, велась в основном священнослужителями. Первым документальным свидетельством государственной заботы о людях, нуждавшихся в помощи, считают договор 911 года князя Олега с греками, в котором содержались моменты, относящиеся (по сегодняшним меркам) к социальной защите. Как и в других странах, в России на протяжении веков благотворительную работу вели церкви и монастыри. Под их влиянием люди учились на практике исполнять заповедь о любви к ближнему, понимавшейся, прежде всего, как обязанность накормить голодного, напоить жаждущего, оказать ему милосердие, призреть, отнестись с участием6.
После крещения Руси активизируются многие направления помощи нуждающимся, в том числе и личная благотворительность русских князей; издаются указы, согласно которым общественное призрение поручается попечению и надзору духовенства в лице патриарха подчиненных ему церковных структур, основным источником финансирования самих церквей, монастырей и других организуемых при них благотворительных учреждений определена «десятина», т.е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»7.
При князе Владимире развернулось строительство церквей, школ, училищ. А сын Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде сиротское училище, в котором содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей, и составил первый письменный русский свод законов «Русская Правда», содержащий статьи социальной направленности. Это было новым явлением для молодых государств Европы. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, время правления которого пришлось на начало XII века, создал первое нравственное поучение, обращенное к младшему поколению и наполненное христианскими идеями. Он призывал своих сыновей заботиться о бедных, вдовах и сиротах.
Традиция «личной» благотворительности русских князей за счет казны долго существовала в России, постепенно приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий. Однако по мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивее пробивается идея о необходимости поиска новых подходов к вопросам бедственного положения многих людей, понимание того, что частной благотворительностью и сложившимися формами церковного и монастырского призрения эту проблему не решить.
Впервые публично эта идея прозвучала в обращении Ивана Грозного к Стоглавому Собору — собранию высшего духовенства Русской Православной церкви, состоявшемуся в Москве в 1551 году. Собор констатирует страшное развитие нищенства и при этом указывает на отсутствие надлежащих мер призрения. Постановление, принятое Стоглавым Собором, затрагивающее многие стороны данной проблемы, является значительным шагом вперед в систематизации работы по социальной защите населения. Хотя по-прежнему попечение о бедных признается делом общества, однако Собор признает необходимым регулировать его мерами государственными, путем царского повершил или, иначе говоря, законом. Для большинства нуж-дающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях: впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры. Прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду; «здравые» должны питаться по дворам8.
Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила развитие в царствование Федора Алексеевича, последнего из династии Рюриковичей, и в последующие годы. Значительное расширение частной и государственной благотворительности привело к появлению социального противоречия между «профессиональным» нищенством и необходимостью зарабатывать на жизнь честным трудом. Общество начинает понимать, что система облагодетельствования с двух сторон — государства и общества — не приносит реальной пользы ни государству, ни населению.
На авансцену выдвигается идея необходимости борьбы с профессиональным нищенством, получившая практическое воплощение в петровское время, которое можно охарактеризовать как новую ступень в становлении многостороннего подхода к решению проблем социальной защиты населения. Наряду с насильственным искоренением нищенства и его негативных последствий (указы 1712, 1718, 1721, 1722, 1734 годов; ряд практических распоряжений) делается попытка привести развитие общественного призрения в определенную систему: обосновывается необходимость различать нуждающихся по причинам их нужды, и в соответствии с этим определять помощь; активно разворачивается строительство и государственное содержание больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, смирительных и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных» и т.д. Призрение становится частью государственной внутренней политики, государство не только предоставляет помощь, но и осуществляет мероприятия по ликвидации профессионального нищенства как явления социальной патологии9.
Создание централизованной системы оказания помощи нуждающимся оставалось заботой и последующих правителей России. Так, при Екатерине II в губерниях для заведования и распоряжения делами призрения были учреждены под председательством губернаторов Приказы общественного призрения, на которые возлагались разнообразные и важные функции: заведование школами, учреждение больниц, сиротских домов, богаделен, особых приютов для неизлечимых больных, домов для умалишенных и др10.
Однако по мере того, как обнаруживалась недостаточность борьбы с бедностью и разными формами нужды при посредстве одних казенных учреждений, в обществе и правительстве зрела мысль о необходимости большего участия в делах общественного попечения о бедных со стороны общества. Постепенно попечение становилось делом не только государственным, но и общественным, фактически превратившись для общественности в добровольно-принудительное попечение под присмотром государственных органов.
Процесс дальнейшей передачи проблем защиты населения на низовые уровни продолжался и в период царствования Александра I: призрение было включено в сферу общественного самоуправления, а за правительством осталась функция общего руководства этим процессом. Был также принят закон, по которому призрение передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Новым для формировавшейся системы общественного призрения стало создание обществ, основанных на началах взаимного «вспоможения» или самопомощи. Члены обществ составляли «капитал» для вспомоществования за счет ежегодных взносов в кассу. Однако эти процессы не получили широкого распространения.
Дальнейшие организационные преобразования в области социальной защиты были связаны с земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформами. Основная тяжесть социальной помощи легла на городское и земское (сельское) общественное самоуправление. Согласно Положению о губерниях и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года, в ведение органов земского самоуправления перешли дела приказов общественного призрения. Земства взяли под свою опеку строительство новых благотворительных заведений, призрение и воспитание детей, устройство временных помещений для переселенцев и т.д.
В общих чертах такая система социальной защиты сохранялась до конца XIX — начала XX веков и представляла собой разветвленное образование, подразделявшееся на общественное, общественно-государственное и частное.
Благотворительную деятельность активно вели так называемые «медовые братства», которые в начале XX века действовали при большинстве православных церквей. Ими открываются потребительские лавки, в которых бедным людям товары продавались по сниженной цене; бесплатно раздаются иконки, Евангелия, учреждаются кассы для выдачи нуждающимся беспроцентных ссуд на приобретение одежды, обуви, орудий труда, а также по случаю смерти, болезни, родах. При церквах и монастырях, находившихся под их опекой, учреждаются богадельни, госпитали, школы для бедных и т.д.
В целом частная благотворительность развивались по самым разнообразным направлениям и в различных формах. Частные благотворители финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж нуждающихся, участвовали в строительстве и содержании больниц, колоний для ослабленных детских приютов, приютов попечительства о бедных, богоделен для пожилых женщин, открывали начальные и средние общеобразовательные и специальные учебные заведения частные школы (например, рисования), организовывали вы ставки, музеи и другие учреждения культуры.
Таким образом, традиции, родившиеся в ранний историческии период, закрепились прочно и сохранялись до конца XVIII в. Более того, они обогащались новым практическим опытом, теоретическими выводами. Важно заметить, что к этому времени в обществе наметился поворот к более широкому пониманию всех проблем социального призрения: ставился вопрос и о развитии профилактической компоненты в системе общественного призрения, о предупреждении негативных явлений в обществе, предполагалось, что профилактическая работа выступала бы «важной функцией общественного и государственного управления, направленной к смягчению многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней»11.
Вместе с тем создаваемая система страдала рядом существенных недостатков, нерешенных проблем. Тормозом в развитии общественного призрения являлось и несовершенное законодательство. В конце XIX века для изучения и внесения предложений по совершенствованию социальной защиты населения была создана специальная комиссия, но первая мировая война помешала реализации этих планов. Решать проблемы обездоленных людей в России пришлось другому правительству, пришедшему к власти после Октябрьской революции 1917 года.
2.2 Особенности социального обеспечения в советский период
социальная защита советский пособие
Становление социального обеспечения как вида профессиональной деятельности в советское время с организационно-управленческой и содержательной точек зрения коренным образом отличалось от дореволюционных подходов: заботу о защите различных категорий населения государство полностью взяло на себя. Постепенно складывалась разветвленная система социального обеспечения, имеющая соответствующие органы на разных уровнях; проблемы социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения постоянно были в поле зрения правительства и разрешались с пользой для нуждающихся.
Вопросы социальной защиты и благосостояния народа, его здоровья, разумного образа жизни решались в тесной связи с развитием народного хозяйства, социально-экономическими достижениями. Уже в декабре 1917 года ВЦИК и СНК утверждают Положение о страховании на случай безработицы, действие которого «распространяется на всю территорию Российской Республики и на всех лиц без различия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимо от характера работы, а также от того, у кого они работают по найму: в государственных, частных, общественных учреждениях или у частных лиц». В Положении дается определение понятия «безработные», определяются финансовые источники, размеры пособий, функции органов, которым вменяется в обязанность решение вопросов безработицы12.
Полторы недели спустя (4 января 1918 г.) принимается Декрет о страховании на случай болезни (действие этого документа также распространяется на всю территорию страны, на все категории населения). Учреждаются больничные кассы — общегородские для крупных городов и окружные для местных округов, определяется их статус, структура, виды помощи (денежные пособия, врачебная помощь и др.), система управления делами кассы. Заметим, управление организуется на демократических началах: выборность, отчетность, подконтрольность управленческих структур.
В организационно-управленческом плане важное значение имело создание осенью 1918 г. Всероссийского Фонда социального обеспечения, а также утверждение 31 октября 1918 г. Положения о социальном обеспечении трудящихся13. Благодаря этим документам четче определился круг лиц, подлежащих обеспечению; виды социального обеспечения (врачебная помощь, денежные пособия и пенсии, натуральная помощь), а также источники финансовых средств.
Центральным руководящим органом являлся Отдел социального обеспечения и охраны труда Народного комиссариата труда. На местах социальное обеспечение осуществлялось подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Советов депутатов. Что касается финансирования социальных затрат, то в начале 1919 года было заявлено, что «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного казначейства в сметном порядке по смете Народного комиссариата труда»14.
Все общественные организации, частные предприятия, хозяйства, отдельные наниматели должны были уплачивать страховые взносы в местные казначейства. При этом государственные предприятия освобождались от всякого рода взиманий на социальное обеспечение. Ответственность за осуществление наблюдения за правильным поступлением взносов в казну была возложена на Народный комиссариат финансов.
Принятые правительством меры все больше упорядочивали, последовательно выстраивали систему социальной защиты и содержательно, и организационно; укрепляли ее централизованное начало. К концу 1918 года Народный комиссариат социального обеспечения представлял собой разветвленное системное образование и разделялся на семь отделов.
Наличие специализированных структурных подразделений позволяло Комиссариату охватить все наиболее значимые слои населения, нуждавшиеся в помощи и защите, и вести работу последовательно и системно.
Важным этапом в становлении советской системы социальной защиты было введение, наряду с социальным обеспечением, полного социального страхования рабочих. Это произошло в 1924 году, после принятия первой Конституции СССР. Социальное страхование распространялось на всех без исключения рабочих и служащих независимо от характера их деятельности. При этом сами трудящиеся были полностью освобождены от уплаты каких-либо страховых взносов, т.к. эти взносы уплачивали за них предприятия и учреждения15.
В стране было создано несколько негосударственных пенсионных страховых фондов, появились государственные страховые общества и компании, из средств которых выплачивались денежные пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным членом семьи, пенсии по инвалидности и старости, пенсии семьям рабочих и служащих при потере кормильца, пенсии за выслугу лет, пособия работающим женщинам по беременности и родам, по уходу за новорожденным, на кормление ребенка, пособия многодетным и одиноким матерям. Средства социального страхования расходовались также на посылку рабочих и служащих в санатории и дома отдыха, детей рабочих и служащих — в детские санатории и пионерские дачи; на бесплатное обучение и повышение квалификации, на выплату стипендии учащимся и ряд других выплат и льгот.
К 1929 году Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, которое стало одной из гарантий ряда основных прав граждан, закрепленных в Конституции. Однако социальное развитие того периода не было беспроблемным. Негативной тенденцией стал рост безработицы, произошло заметное ослабление семейного уклада: «формальный брак» был приравнен к законному, значительно упростилась процедура развода (он стал возможен по устному заявлению одного из супругов). Ослабление семейного уклада вело к ослаблению социальных основ общественной жизни.
Позже, в период Великой Отечественной войны, выделились основные, наиболее важные социальные проблемы: организация помощи семьям фронтовиков; трудоустройство инвалидов; помощь детям-сиротам, матерям и т.д. Несмотря на сложности военного времени, государство оказывало материальную и натуральную помощь семьям военнослужащих, зачастую предоставляя им определенные льготы (льготы по налогам, квартирной оплате, плате за обучение детей в школах и др.). В тяжелых условиях войны была разработана и осуществлялась специальная правительственная программа спасения детей, особое внимание уделялось инвалидам и пенсионерам.
В послевоенные годы был взят курс на восстановление народного хозяйства, переориентацию его на нужды мирного времени; дальнейшее развитие получила система социального обеспечения: возросли расходы государства на выплаты пенсий, для женщин-матерей вводился частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, повсеместно развернулось строительство домов для престарелых, открывались интернаты.
К середине 80-х гг. в стране сложилась развитая система социальной помощи нуждающимся, охватившая широкие слои населения. Особенностью ее являлось то, что е стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув работу благотворительных организаций. Практически в стране сложилась патерналистская государственная система социального обеспечения, финансируемая главным образом из госбюджета (95%).
Обширные социально-защитные меры, взятые на себя государством, формировали соответствующие взгляды, идеологию граждан. Со временем в обществе утвердилась философия обязанности (исключительной!) государства разрешать все социальные проблемы граждан, что привело к росту иждивенчества и отсутствию инициативности в решении социальных проблем. Фактически исчезла социальная активность людей в части поиска различных дополнительных путей самообеспечения, самозащиты.
Кроме философии «государство обязано, государство должно...», сложилось упрощенное отношение к самой проблеме социальной защиты человека: вся она максимально свелась к выплатам пособий, материальной поддержке, медицинской помощи. Конечно, никто не станет утверждать, что это — маловажно, но этого явно недостаточно.
Заметным пробелом было и то, что социальная поддержка направлялась только на людей, уже попавших в беду (инвалидов, престарелых, сирот), и почти не велась профилактическая работа. Пространство социальной работы стало ограниченным, замкнутым на отдельных категориях людей, которые, в свою очередь, оказались в определенном смысле изолированными.
Замкнутость социальных служб на обозначенных задачах не способствовала профессионализму социальной работы, включению в нее специалистов гуманитарного профиля: психологов, социологов, педагогов и т.д., потому как с начислением пенсий (а это стало главным) справлялись бухгалтерские кадры, опираясь на законодательные акты16.
Система социального обеспечения населения практически не имела специальных учебных заведений, дипломированных специалистов данной сферы. Социальной работой занимались все, кому доставалась эта роль, а многие социальные проблемы, с которыми сталкивались люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорироватись.
Со временем в стране все больше стала осознаваться необходимость реформирования системы социальной защиты, первые попытки которой были предприняты в период перестройки, а также в 90-е годы в условиях современных социально-экономических и политических преобразований общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать выводы.
Социальное обеспечение в СССР представляло собой установленную государством систему социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, по медицинскому обслуживанию и лечению17.
Введение социального обеспечения в советский период было одним из требований пролетариата дореволюционной России. В частности, оно было сформулировано в Программе РСДРП, принятой 2-м съездом партии (1903). На 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912) партия большевиков вновь выдвинула требование признать право пролетариата на социальное обеспечение, предложила соответствующие оргправовые формы, гарантирующие реальное осуществление этого права (государственную систему страхования), уточнила случаи, когда такое право возникает (увечье, болезнь, старость, потеря кормильца и т.д.). Эти требования были сформулированы В. И. Лениным и вошли в историю под названием ленинской страховой рабочей программы.
В. И. Ленин определил, на каких важнейших принципах должно быть построено государственное страхование: обеспечение всех лиц наёмного труда и их семей; обеспечение рабочих во всех случаях утраты трудоспособности и в случае потери заработка при безработице; полное возмещение утраченного заработка без каких-либо взносов самих застрахованных; осуществление всех видов страхования едиными органами, построенными по территориальному принципу на началах полного самоуправления застрахованных18.
В СССР была законодательно закреплена система социального обеспечения, созданная на ленинских принципах.
Социальное обеспечение осуществлялось в следующих организационно-правовых формах:
- государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей;
- социальное страхование колхозников за счёт централизованного союзного фонда социального страхования;
- социальное обеспечение колхозников за счёт централизованного союзного фонда колхозников;
- социальное обеспечение государственными органами за счёт прямых ассигнований государственного бюджета;
- дополнительные формы социального обеспечения за счёт средств отдельных колхозов, фондов, творческих союзов (писателей, художников, композиторов и др.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР, - М.: Юридическая литература, 1974. – 304с.
Антология социальной работы: В 5 т/Сост М.В. Фирсов, - М.: Сварогъ. – 545с.
Бритиков А.Г. Социальная работа, - СПб.:Питер, 2007. – 124с.
Бушуев И.А. Социальное обеспечение в России, - М.: Высшая школа, 1990. – 223с.
Воеводин И.А. Социальная работа, - М.: Олма-пресс, 2005. – 331с.
Емельянова К.В. Теория социальной работы, - М.: Овал, 2007. – 276с.
Козловская Т.И. Социальная работа, - М.:Олма-пресс, 2004. – 423с.
Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения//Журнал юридического общества при Императорском СПб университете, - СПб, 1985. кн.6 с.95
Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. - 312 c.
Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1. История России с древнейших времен, - М.:Голос, 1988. – 435с.
Ставцева А.И. Исследование социалистических правовых отношений в сфере социального обеспечения. (Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 175 с.) // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986, № 5. - С. 73-74
Субботенко В. К. Проблемы права социального обеспечения//Правоведение. -1975. - № 6. - С. 135 – 136
Сушко И.Н. Социальное обеспечение, - М.: Новое время, 2004. – 197с.
1 Сушко И.Н. Социальное обеспечение, - М.: Новое время, 2004.с.12
2 Бритиков А.Г. Социальная работа, - СПб.:Питер, 2007..с.31
3 Бритиков А.Г. Социальная работа, - СПб.:Питер, 2007. с.34
4 Сушко И.Н. Социальное обеспечение, - М.: Новое время, 2004.с.22
5 Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1. История России с древнейших времен, - М.:Голос, 1988. с.91-97
6 Козловская Т.И. Социальная работа, - М.:Олма-пресс, 2004.с.87
7 Антология социальной работы: В 5 т/Сост М.В. Фирсов, - М.: Сварогъ с.5
8 Антология социальной работы: В 5 т/Сост М.В. Фирсов, - М.: Сварогъ с.15
9 Бушуев И.А. Социальное обеспечение в России, - М.: Высшая школа, 1990.с.93
10 Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения//Журнал юридического общества при Императорском СПб университете, - СПб, 1985. кн.6 с.95
11 Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения//Журнал юридического общества при Императорском СПб университете, - СПб, 1985. кн.6 с.94
12 Декреты Советской власти. Том 1., - М., 1957.с.201
13 Декреты Советской власти. Том 1., - М., 1957.с.481
14 Декреты Советской власти. Том 1., - М., 1957.с.82
15 Бушуев И.А. Социальное обеспечение в России, - М.: Высшая школа, 1990.с.80
16 Емельянова К.В. Теория социальной работы, - М.: Овал, 2007.с.103
17 Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР, - М.: Юридическая литература, 1974
18 Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 146—149