Особенности и правовые последствия регистрации актов гражданского состояния
Введение
Гражданское состояние – правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина – значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т.д.) и семейное положение.
Гражданское положение людей неодинаково, поскольку существенно различаются определяющие его факты и обстоятельства. Например, гражданское состояние человека в возрасте 14 лет характеризуется тем, что он, обладая гражданской правоспособностью, дееспособен частично. Гражданское состояние совершеннолетних граждан также различно, поскольку одни из них состоят в браке, а другие – нет, одни имеют детей (и, следовательно, родительские права и обязанности), а другие – нет и т.д.
Понятие гражданского состояния может употребляться и в более узком смысле – правового положения гражданина как участника только имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Фактам и обстоятельствам, от которых зависит гражданско-правовой статус гражданина, придается важное значение и другими отраслями права, в связи с чем целесообразно рассматривать их в обобщенном виде и пользоваться пониманием гражданского состояния в широком смысле.
Некоторые действия и события в сфере личной жизни граждан определяют их правовой статус и влияют на возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений. Важнейшие из них именуются актами гражданского состояния и подлежат обязательной государственной регистрации.
Государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют органы записи актов гражданского состояния (загс). Функции органов загса в отношении граждан РФ, проживающих за рубежом, осуществляют консульские учреждения РФ.
Государственная регистрация акта производится путем внесения соответствующей записи в специальные актовые книги. На основании записи выдается свидетельство установленного образца. Единый образец утверждается Министерством юстиции РФ.
В вышеназванном Законе подробно регулируются порядок и условия регистрации каждого акта.
Например, в отличие от ранее действовавших правил, установлено, что регистрация заключения брака может быть произведена не только по месту жительства одного из вступающих в брак, а по их выбору любым органом загса на территории РФ.
Из общего правила о подаче в письменной форме совместного заявления о регистрации брака допускается исключение: если один из вступающих в брак не имеет возможности явиться лично, допускается подача отдельных заявлений, но подпись неявившегося должна быть нотариально удостоверена. Естественно, при регистрации заключения брака должны лично присутствовать оба вступающих в брак. При наличии определенных условий регистрация брака может быть произведена на дому, в медицинском учреждении, в местах лишения свободы и др.
Исправление и изменение в запись акта гражданского состояния вносит сам орган загса при наличии указанных в названном Законе условий и в установленном этим же Законом порядке.
Если между заинтересованными сторонами возникает спор по поводу изменений или исправлений записи, для ее изменения или исправления необходимо решение суда.
1. Понятие и значение актов гражданского состояния
Статья 3 «Об актах гражданского состояния» определяет акты гражданского состояния как действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Об актах гражданского состояния, как об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей указано и в ст. 8 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В частности, в соответствии с ч. 1 указанной статьи ГК РФ, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом. П. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, конкретизируя данное положение, п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ закрепляет, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, вытекающим из закона «Об актах гражданского состояния», является регистрация в установленном порядке органом ЗАГСа (иным уполномоченным на регистрацию государственным органом) акта гражданского состояния.
Таким образом, сам акт гражданского состояния, хотя и имевший место, не влечет возникновения у гражданина определенного правового статуса. Только после регистрации данного акта в установленном законом порядке гражданин наделяется соответствующими правами и обязанностями.
Например, если мужчина и женщина решают проживать совместно (в так называемом «гражданском» браке), это не значит, что они заключили брак и несут объем прав и обязанностей которыми наделены супруги. В частности, на имущество «гражданской» супруги не может быть обращено взыскание по долгам «гражданского» супруга; не требуется нотариального удостоверения согласия «гражданского» супруга на совершение другим «супругом» сделки по распоряжению недвижимым имуществом или сделки, совершение которой требует нотариального удостоверения или регистрации в установленном законом порядке; «гражданский супруг» не будет являться наследником по закону.
Так же и смерть гражданина, как биологический процесс, не может рассматриваться как основание возникновения у наследников права на наследство. День же регистрации смерти гражданина считается днем открытия наследства.
Правовое состояние гражданина – это объем прав и обязанностей, который характеризует его как субъекта гражданских правоотношений. Данный объем определяется правоспособностью гражданина, то есть возможностью гражданина иметь определенные права и нести обязанности. Правоспособность, а следовательно и объем прав и обязанностей определяется в соответствии с ГК РФ, возрастом гражданина и его дееспособностью, то есть возможностью приобретать и осуществлять права, принимать и нести обязанности. Полная дееспособность гражданина наступает в возрасте восемнадцати лет. Например, несовершеннолетний как и недееспособный гражданин не может совершать определенные сделки. Вместе с тем, отсутствие регистрации определенного акта гражданского состояния не позволяет гражданину осуществлять определенный объем прав или нести обязанности, которые возникают после составления соответствующей актовой записи. Например, вступить в новый брак до расторжения предыдущего.
С другой стороны, регистрация такого акта гражданского состояния, как заключение брака лицом, не достигшим совершеннолетия, влечет наделение несовершеннолетнего супруга правоспособностью в полном объеме. Данная норма права закреплена ч. 2 ст. 21 ГК РФ. Так, гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных представителей, которыми являются родители, усыновители или попечители несовершеннолетнего. Если же несовершеннолетний вступает в брак, то он уже самостоятельно может приобретать весь объем прав и нести обязанности, как совершеннолетний участник гражданско-правовых отношений.
Акты, подлежащие государственной регистрации:
– рождение,
– заключение брака,
– расторжение брака,
– усыновление (удочерение),
– установление отцовства, перемена имени и смерть.
Беря за основание юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений), можно произвести следующую классификацию актов гражданского состояния:
1) действия граждан (юридические факты, зависящие от волеизъявления людей): заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства, перемена имени;
2) события (юридические факты, не зависящие от волеизъявления людей): рождение, смерть.
С данными актами гражданского состояния законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение ряда важных прав, которыми наделен гражданин как человек и как субъект гражданско-правовых отношений. Объем данных прав и обязанностей характеризует правовое положение гражданина.
Так, с рождением ребенок приобретает такие важные права человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и т.д. Следует отметить, что данным объемом прав ребенок наделяется с момента рождения как биологического процесса. Регистрация рождения как акта гражданского состояния позволяет ему приобретать уже права гражданина, например, быть наследником.
В качестве специфических прав можно отметить право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и совместное с ними проживание. С достижением совершеннолетия, гражданин наделяется всем объемом прав, позволяющих характеризовать его как субъект гражданского права. Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении.
Также, с момента рождения человека определенным объемом прав и обязанностей наделяются его родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, обеспечить получение ребенком основного общего образования и т.д.
Смерть гражданина влечет возникновение правоотношений, регулируемых нормами наследственного права, порождает у наследников права относительно имущества, принадлежащего ранее умершему. Одновременно, смерть гражданина влечет прекращение всех его прав и обязанностей.
Заключение брака, расторжение брака является юридическим фактом, влекущим изменение правоотношений между брачующимися (бывшими супругами) в отношении имущества, а также изменение формы собственности на вещи (возникновение совместной собственности на имущество, нажитое после заключения брака и долевой после расторжения).
Усыновление (удочерение) ребенка – возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.
Установление отцовства – возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны возникновение прав ребенка по отношению с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).
Перемена имени – это способ реализации гражданина своего права на имя. И, хотя, имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет, он самостоятельно может принять решение о его изменении. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако, регистрация изменения имени, порождает обязанность гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой записи и отличает его от других участников гражданского оборота.
К основаниям возникновения прав и обязанностей, возникающих после регистрации акта гражданского состояния приравнены акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством. Такие акты уже не требуют последующей государственной регистрации. Например, согласно циркуляру НКВД СССР от 28 августа 1926 года №326 «О сроках действительности религиозных браков, заключенных в революционный период в РСФСР» церковные браки, заключенные в Московской губернии до 1 января 1919 г. приравниваются к зарегистрированным ЗАГСами бракам. В данных случаях документом, подтверждающим заключение брака, а, следовательно, и правовое состояние супругов будет являться запись о венчании, сделанная в церковной книги (по сути, это аналог записи о заключении брака, занесенной в актовую книгу).
2. Особенности регистрации актов гражданского состояния и правовые последствия в случае изменения биологического и социального пола
Современная медицина выделяет у людей четыре пола: женский, мужской, гермафродитизм (двуполость), евнухоидизм (бесполость, нет половых желез, нет сексуального поведения).
Сегодня психологи считают, что личность нельзя сводить только к совокупности усвоенных ею социальных ролей (в том числе ролей мужчины и женщины). Для понимания существа личности определяющее значение имеет выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Человек свободно и осознанно выбирает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результат.
С учетом этих подходов и будет идти речь об изменении пола женского на мужской и мужского на женский.
Развитие медицины сделало технически возможным изменение биологического пола путем гормонального лечения и хирургической операции.
Подобные операции проводятся в России и за рубежом. Первая из них, о которой официально была проинформирована общественность, была осуществлена в 1953 г. в Марокко и Дании – американец сменил мужской пол на женский. В Советском Союзе в 1970 г. в Риге в НИИ травматологии и ортопедии профессор В. Калнберз произвел операцию по перемене пола женщине и получил авторское свидетельство на способ осуществления операции как изобретение.
В настоящее время лидирующее положение в этой области занимает Таиланд. В США около 12 тыс. хирургов выполняют операции по изменению пола. В России полная статистика о количестве проведенных операций не публикуется, но операции осуществляются в Республиканском центре репродукции человека (Москва), Центре андрологии и пересадки эндокринных органов УДН (Москва), в медицинском центре «Феникс» (Ростов-на-Дону).
Впрочем, для юристов (в отличие от специалистов многих других наук), чтобы сделать определенные выводы, не имеет значения количество. Даже единичные ситуации требуют решения.
Смена пола выражается в изменении не только физических данных, но и внутреннего сознания, мировоззрения, смене социальной роли в обществе, семье. Одновременно меняется и отношение общества к личности. Поэтому другой аспект исследования – перемена социального пола.
На уровне российского закона отсутствуют правила об основаниях, порядке проведения подобных операций и правовом положении лиц, подвергшихся операции. Семейный, Гражданский кодексы, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан таких норм не содержат (хотя в Основах имеется раздел VII «Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной деятельности»). Есть только одно упоминание в ст. 70 Закона «Об актах гражданского состояния»: орган записи актов гражданского состояния дает заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае представления документа установленной формы об изменении пола, выданного медицинской организацией. В проекте федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» появилась статья о выборе пола. Правда, в ней говорится лишь о правах родителей в отношении будущего ребенка.
К числу оснований для изменения пола следует отнести: 1) наличие определенных медицинских показаний – заболевание транссексуализмом; 2) единогласное решение комиссии врачей о возможности изменения пола; 3) наличие у транссексуала гражданской дееспособности в полном объеме и достижение 18 лет; 4) волеизъявление гражданина об изменении пола.
Статус человека по его полу в большей степени касается его лично и поэтому должен определяться исключительно лично, а не родителями, опекунами или попечителями.
Гражданская дееспособность может возникнуть в полном объеме и с 16 лет у эмансипированных по решению органов опеки и попечительства или решению суда у граждан, вступивших в брак до достижения 18 лет в случаях, допускаемых законом. Эти лица вправе совершать любые юридические действия, в том числе давать согласие на комплекс мер по изменению пола. Между тем с медицинской точки зрения трансформация женщины в мужчину включает несколько хирургических операций, а операция по перемене пола мужчиной длится 6–8 часов. Это тяжелое физическое испытание для молодого организма.
Поэтому на уровне закона недостаточно указать только наличие полной дееспособности, но необходимо закрепить и возрастной ценз – 18 лет – для изменения пола. Законодательство некоторых стран поддерживает этот вывод. Так, согласно ст. 156 Уголовного кодекса Испании 1995 г. соглашение по проведению операции по изменению пола считается незаконным, если согласившийся был несовершеннолетним или недееспособным.
Следует выделить следующие этапы в процессе изменения пола:
1) медицинское изменение пола;
2) государственная регистрация перемены имени и изменения записи о рождении в органах загса;
3) выдача нового паспорта в органах милиции.
Второй этап процесса изменения пола – государственная регистрация перемены имени и изменения записи о рождении в органах записи актов гражданского состояния.
Полагаю, что в Законе «Об актах гражданского состояния» должно быть указано, что до проведения хирургической операции транссексуал подает заявление о перемене имени и внесении изменений в записи актов гражданского состояния в органы загса по месту жительства или государственной регистрации рождения. Требования к содержанию заявлений отражены в ст. 59, 71 Закона.
Органы загса выдали бы заявителю форму-справку о принятии заявления, которая являлась бы необходимой для подписания договора с медицинской организацией. Такая мера требуется во избежание ситуации, когда гражданин после операции по изменению пола не обращается с просьбой о перемене имени.
Очевидно, что решение о перемене имени можно принимать только тогда, когда лицо успешно перенесло гормональное лечение и хирургическую операцию по изменению пола, что подтверждается документом установленной формы, выданным гражданину медицинским учреждением.
В статьях 60, 72 Закона «Об актах гражданского состояния» установлено, что заявления о перемене имени и о внесении изменения в запись акта гражданского состояния должны быть рассмотрены в месячный срок со дня подачи, а при наличии уважительных причин – в срок до трех месяцев. Видимо, эти нормы нужно дополнить положениями о том, что после операции (или последней операции, если их требуется несколько) гражданин предъявляет документ, выданный медицинским учреждением, об изменении пола. Соответственно течение срока рассмотрения заявлений в этом случае надо определять с момента получения органом загса указанного документа.
Если гражданин не предъявил документ, выданный медицинским учреждением, в течение трех месяцев со дня подачи заявления, то орган загса должен истребовать копию документа от медицинского учреждения и на основании имеющихся заявлений провести перемену имени и внести изменения в записи актов гражданского состояния.
Пол должен считаться измененным только с момента государственной регистрации акта о перемене имени и внесения изменений в виде дополнения об изменении пола в запись о рождении, которые должны производиться одновременно.
Третий этап процесса изменения пола – выдача нового паспорта в органах милиции.
В пункте 6 ст. 60 названного закона указано, что орган записи актов гражданского состояния обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в орган внутренних дел по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
Какие правовые средства могут быть использованы, если заявителю отказывают в государственной регистрации перемены имени и изменении записи о рождении в органах загса и выдаче нового паспорта в органах внутренних дел?
С ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 года Российская Федерация признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. В соответствии со ст. 35 Конвенции Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Таким образом, заявитель предварительно должен обжаловать отказ органа загса в государственной регистрации перемены имени и изменения записи о рождении в органах загса или отказ органа внутренних дел в выдаче нового паспорта. В этой связи представляет интерес дело, рассмотренное Европейским Судом в 1992 году. Фабула его такова.
Заявительница Б. родилась в Алжире в 1935 г. и при рождении была зарегистрирована как ребенок мужского пола. С раннего детства ребенок ощущал себя девочкой, и семья относилась к нему именно так. С 1963 г. Б. проживает во Франции. В 1967 г. заявительница прошла курс гормональной терапии, которая привела к феминизации ее внешности, а спустя пять лет сделала операцию по изменению пола. В 1978 г. она обратилась в суд с заявлением, что является лицом женского пола и просит внести изменения в ее свидетельство о рождении, чтобы зафиксировать в нем факт изменения пола и ее новое женское имя. Суд большой инстанции г. Либурна отклонил ее иск в ноябре 1979 г., а ее апелляционная и кассационная жалобы были соответственно отклонены Апелляционным судом г. Бордо в мае 1985 года и Кассационным судом – в марте 1987 года. Заявительница подала жалобу в Комиссию по правам человека, в которой утверждала, что отказ французских властей признать изменение ее пола нарушает ст. 3, 8, 12 Конвенции. Жалоба была объявлена приемлемой, за исключением нарушения ст. 12 (право вступать в брак и создавать семью).
Европейский Суд по правам человека постановил, что имеет место нарушение ст. 8 (право на уважение личной и семейной жизни), и указал, что государство-ответчик должно в трехмесячный срок выплатить заявительнице 100 тыс. французских франков в возмещение морального вреда и 35 тыс. французских франков за судебные издержки и расходы.
Таким образом, страны – участницы Европейской конвенции признают возможность изменения биологического пола человека при определенных условиях и необходимость предоставления национальных государственных мер, обеспечивающих изменение социального статуса для сохранения тайны и неприкосновенности личной и семейной жизни.
В соответствии со ст. 19 ГК РФ переменивший имя вправе требовать внесения изменений в любые документы за свой счет (плата за новую обложку, сборы за оформление и т.п.). В ряде случаев изменения вносятся путем выдачи нового документа.
К документам, которые нужно заменить или внести в них изменения, относятся диплом об образовании, трудовая книжка, военный билет, пенсионное удостоверение, свидетельство о праве собственности на квартиру, именные ценные бумаги, водительские права и пр.
В российских средствах массовой информации было высказано суждение о том, что лица, перенесшие операцию по изменению пола, не вправе вступать в брак и что следует в новом паспорте с измененным именем делать об этом отметку.
С нашей точки зрения, изменивший пол вправе заключить брак. Но следовало бы закрепить в законе обязанность работников загса в период после подачи заявления до регистрации сообщить другой стороне о сделанной операции. Это объясняется тем, что другая сторона может быть психологически не готова к браку с таким лицом и рассчитывает на рождение детей в семье.
Если на момент операции гражданин, меняющий пол, уже состоял в браке, то следовало бы в ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусмотреть, что врач обязан сообщать о состоявшейся операции и ее последствиях другому супругу. Такая ситуация возможна, когда один из членов семьи находится в длительной командировке, учится в другом городе и т.п. Это исключение из врачебной тайны допустимо, так как затрагивает существенные семейные интересы. Было бы целесообразно и в письменном договоре пациента и медицинского учреждения повторить положение закона об обязанности информировать другого супруга об успешно прошедшей операции.
Если на момент государственной регистрации перемены имени и изменения записи о рождении в органах загса гражданин состоял в браке, то возможны следующие правовые решения.
Первое решение. Прекращение брака путем расторжения по причинам невозможности сохранения семьи. В суде в качестве аргументов могут указываться психическая и физическая несовместимость, отсутствие отношений любви, дружбы, уважения и др.
В литературе обращается внимание и на иное возможное развитие законодательства – охарактеризовать изменение пола как социальную смерть и соответственно объявить такого гражданина умершим в судебном порядке в соответствии со ст. 45 ГК РФ. В таком случае прекращение брака будет обусловлено решением суда об объявлении умершим.
Вряд ли такое решение проблемы можно признать удачным. Изменение пола не приравнивается к биологической смерти, не открывается наследство, не прекращаются права и обязанности, не возникают ситуации явки гражданина, объявленного умершим (ст. 46 ГК РФ).
Второе решение – сохранение брака. Это означало бы кардинальные изменения в семейном законодательстве. Правда, брак трансформировался бы в иной союз между однополыми людьми, ведущими общее хозяйство, воспитывающими общих детей, но не выполняющими ролей мужа и жены по отношению друг к другу.
Существует ряд прав и обязанностей, в отношении осуществления которых могут возникнуть споры, например, воинская обязанность, право на занятие некоторых должностей, право на пенсию и др.
Так, австралийская рубщица сахарного тростника сделала за 15 лет до пенсии операцию по изменению пола. Но в 60 лет ей отказали в выдаче государственного пособия на том основании, что в свидетельстве о рождении она зарегистрирована как мужчина и может, следовательно, претендовать на пенсию лишь в 65 лет. Женщина обжаловала отказ в судебном порядке. Суд удовлетворил ее требование.
Мисс Эйприл в 1976 г. хирургическим путем изменила мужской пол на женский. Через несколько лет она заняла одно из призовых мест на соревновании по бегу. Но ее соперницы опротестовали результат состязаний. Конфликт разбирал легкоатлетический клуб. Дело было решено в пользу Эйприл, а ее результат признан законным.
Иногда возникают препятствия к занятию определенной должности или участию в выборах. Поэтому в законе надо указать, что сменившие пол приобретают все права и обязанности, присущие противоположному полу.
3. Регистрация актов гражданского состояния
Государственные органы, которые в соответствии с законодательством наделяются полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.
К таким органам относятся:
1) органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы), которые, согласно закону «Об актах гражданского состояния» специально создаются и наделяются компетенцией, обеспечиваются специальной законодательной, методической и финансовой базой для осуществления регистрации актов гражданского состояния. Фактически, регистрация актов гражданского состояния – это «исключительная» компетенция органов ЗАГСа. Для наиболее эффективного исполнения возложенных на них функций, органы ЗАГСа создаются в каждом субъекте РФ. Полномочиями по образованию и деятельности органов ЗАГСа наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная деятельность осуществляется ими самостоятельно, на основании законодательства РФ, и непосредственно закона «Об актах гражданского состояния».
Руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории данного субъекта РФ, одновременно назначается высшим должностным лицом (представителем) соответствующего субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями РФ, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются на счета субъектов РФ, а затем на счета местных бюджетов в соответствии с их распределением, установленном субъектом РФ.
Субвенция представляет собой форму государственного финансового пособия местным органам управления, предоставляемого, по строго целевому назначению. В случае, если условия ее использования были нарушены, субвенция подлежит возврату;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований.
Органы местного самоуправления муниципальных образований – это представительные органы местного самоуправления избираемые непосредственно гражданами на территориях на которых осуществляется местное самоуправление. Через данный представительный орган граждане, проживающие в данном муниципальном образовании, самостоятельно решают вопросы местного самоуправления исходя из своих интересов и обычаев. На основании законов органов власти субъекта РФ, полномочиями по регистрации актов гражданского состояния органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться в том случае, если на территории муниципального образования отсутствуют органы ЗАГСа.
Такие полномочия могут быть им переданы как временно, до образования соответствующего ЗАГСа, либо осуществляться на постоянной основе. Органы местного самоуправления муниципальных образований полномочны осуществлять регистрацию любого акта гражданского состояния.
В случае, если запись актов гражданского состояния осуществляется муниципальными органами правовые последствия данной регистрации приравниваются к актам гражданского состояния, зарегистрированному в органе ЗАГСа. Производить регистрацию актов гражданского состояния могут и органы местного самоуправления сельских поселений.
Однако, по сравнению с органами ЗАГСа и органами местного самоуправления муниципальных образований, компетенция органов местного самоуправления сельских поселений в вопросах регистрации актов гражданского состояния является усеченной. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», данные органы могут регистрировать только рождение, заключение и расторжение брака, установление отцовства, смерть. Регистрация таких актов гражданского состояния, как усыновление (удочерение) ребенка и перемена гражданином имени в их компетенцию не входит. В случае, если в данном муниципальном образовании отсутствуют органы ЗАГСа, то в соответствии с законом субъекта РФ, уполномоченным на регистрацию актов гражданского состояния муниципальным органам передаются необходимые для данной деятельности материальные и финансовые средства; определяются место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, которые были составлены органами местного самоуправления сельских поселений. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований в части осуществления регистрации актов гражданского состояния возлагается на органы государственной власти субъекта РФ, к которому относятся данные муниципальные образования и законом которого данные полномочия им были переданы.
Консульское учреждение РФ является зарубежным органом РФ, который открывается и функционирует на территории иностранного государства. Консульские учреждения открывается по соглашению стран – сторон и представляют из себя постоянный орган внешних сношений между договорившимися государствами. К одной их функций консульских учреждений законом «Об актах гражданского состояния» относится регистрация актов гражданского состояния.
Консульские учреждения регистрируют акты гражданского состояния граждан РФ проживающих на территории соответствующего иностранного государства. При осуществлении консульскими учреждениями РФ государственной регистрации актов гражданского состояния, они и их должностные лица наделяются таким же объемом прав, обременяются обязанностями и возлагается ответственность в том же объеме, что и на органы ЗАГСа, находящиеся на территории РФ.
Контроль и надзор за консульскими учреждениями РФ в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Часть 1 ст. 6 закона «Об актах гражданского состояния» закрепляет цели государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно указанной правовой норме, данными целями являются: охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересы государства.
К имущественным правам граждан относятся права в сфере гражданско-правовых отношений, объектом которых является имущество выступающие в отношениях собственности и товарно-денежном обороте. Имущественные отношения – это отношения между гражданами, имеющие экономическое содержание.
Личные неимущественные отношения тесно связаны с имущественными отношениями и нематериальными благами. В соответствии со ст. 150 ГК РФ, под нематериальными благами понимаются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства. Часть данных прав может возникать при реализации материальных прав, например по поводу права авторства, права на имя, результатов художественной и научной деятельности, чести и достоинство гражданина, друга часть дается человеку от рождения и не может быть отчуждена, например, право на жизнь, здоровье, личную и семейную тайну и т.п.
Учитывая, что права и обязанности граждан возникают из событий и действий граждан, которыми и являются акты гражданского состояния, в отношении наиболее важных событий и действий граждан, имеющих значение и для государства, законодательством устанавливается специальные правила их регистрации.
Государственная регистрация данных событий позволяет заинтересованным лицам ссылаться на записи органов ЗАГСа как на доказательство того, что данные события имели место. Например, если бывшая супруга обращается в суд с требованием взыскать с бывшего супруга алименты на содержание ребенка, то документом, подтверждающим факт расторжения брака между ними является свидетельство о расторжении брака, а документом, устанавливающим отцовство – свидетельство о рождении ребенка в котором в качестве отца указан ответчик. Никаких дополнительных доказательств представлять не требуется.
Также возникновение у гражданина определенного круга прав и обязанностей, связанных с актом гражданского состояния, возможно только с момента регистрации данного акта.
Так, права и обязанности супругов возникают или прекращаются только после регистрации заключения или расторжения брака; права и обязанности усыновителя и усыновленного только после регистрации усыновления и т.д. Важное значение в сфере охраны прав собственности и наследственных прав имеет регистрация такого акта гражданского состояния как смерть гражданина. В соответствии с действующим законодательством (ст. 1114 ГК РФ), наследство открывается со дня смерти гражданина. Подтверждением смерти является свидетельство о смерти, выдаваемое органом ЗАГСа.
Если же факт смерти не зарегистрирован, то наследство не может быть открыто (кроме случаев, если гражданин объявлен решением суда умершим), так как юридически гражданин считается живым. Не известно, умер ли он в действительности или отсутствует, например, по причине длительной командировки.
С момента регистрации рождения гражданин приобретает гражданскую правоспособность, то есть иметь определенный круг имущественных и связанных с ними неимущественных прав, нести обязанности, например, может являться наследником. Следует отметить, что для возможности принятия ряда неимущественных прав, регистрация рождения не требуется, например, права человека (право на жизнь, здоровье) возникают независимо от регистрации рождения. Достаточно факта рождения как биологического процесса.
Кроме охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается и в интересах государства. Она имеет важное значение для отражения демографической картины государства или отдельного региона. На основе записи актов гражданского состояния и статистических исследований можно легко определить количество рожденных (умерших), заключивших (расторгнувших) брак граждан за определенный период. На основании полученных данных государство регулирует внутреннюю политику путем создания новых или изменения действующих демографических, социальных и финансовых программ.
По общему правилу, запись акта гражданского состояния производится органом ЗАГСа. Кроме этого, исходя из содержания закона (ст. ст. 4–5), в установленных законом случаях, производить регистрацию акта гражданского состояния правомочны органы местного самоуправления муниципальных образований (органы местного самоуправления сельских поселений), а также консульские учреждения РФ на территории иностранного государства. Сама регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, которая заносится в актовую книгу. На основании данной записи выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Такими свидетельствами являются: свидетельство о рождении, свидетельство о заключение брака или свидетельство о расторжении брака (если граждане расторгли брак), свидетельство об усыновлении (удочерении) ребенка, свидетельство о перемене имени, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
Перечень сведений, которые подлежат внесению в запись акта гражданского состояния (о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти) устанавливаются ФЗ «Об актах гражданского состояния». Например, в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об актах гражданского состояния», в запись акта о рождении вносятся следующие данные:
1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, на которого составляется данная запись. В случае, если ребенок является мертворожденным, на него также составляется актовая запись, в которой указывается данный факт. В остальных случаях указывается, что ребенок является живорожденный. Если же смерть ребенка наступает уже после регистрации его рождения, в течение одной недели (ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния»), регистрация его смерти будет происходить по общим правилам с выдачей свидетельства о смерти. Независимо от количества родившихся детей (один, двойня или более детей) свидетельство о рождении выдается отдельно на каждого ребенка.
2) Сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка (справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением).
3) Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства родителей ребенка или одного из родителей.
4) По желанию родителей в свидетельстве о рождении может быть сделана запись о его национальности.
5) Сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце (свидетельство о браке, свидетельство об установлении отцовства). Если брак между матерью и отцом ребенка был расторгнут во время беременности, или ребенок родился в течение трехсот дней после расторжения брака (признания его недействительным), или смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг его матери (ст. 48 СК РФ).
6) Фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка.
7) Серия и номер выданного на основании записи данного акта гражданского состояния свидетельства о рождении.
В частности, в свидетельстве о рождении ребенка указываются следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка, на которого выдается свидетельство о рождении; фамилия, имя, отчество, гражданство родителей ребенка (а по желанию и их национальность); дата составления и номер записи акта о рождении; место государственной регистрации рождения (наименование органа ЗАГСа, органа местного самоуправления муниципальных образований (органа местного самоуправления сельских поселений), или консульского учреждения РФ, в случае, если регистрация рождения и выдача свидетельства о рождении производилась данными органами); дата выдачи свидетельства о рождении.
Перечень сведений, которые подлежат внесению в свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния также определяется законом «Об актах гражданского состояния» конкретно для каждого документа. Например, перечень сведений, вносимых в свидетельство о рождении закреплен в ст. 23 ФЗ «Об актах гражданского состояния», ст. 30 определяет перечень данных, вносимых в свидетельство о заключении брака и т.д.
Кроме этого, ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает, что помимо обязательных сведений, закрепленных законом, в запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.
Для регистрации акта гражданского состояния, то есть составления актовой записи и последующей выдачи свидетельства о регистрации акта гражданского состояния, заинтересованное лицо должно предоставить установленный законом перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния.
Так, основанием для регистрации рождения, в соответствии со ст. 14 указанного закона, является свидетельство о рождении, выдаваемое медицинской организацией в которой происходили роды (роддом или родильное отделение при больнице). Форма данного свидетельства установлена приказом Минздрава РФ от 7 августа 1998 г. №241 «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х» и является единой для всех медицинских учреждений.
Если роды происходили вне медицинского учреждения (например, по месту жительства роженицы, на борту воздушного или водного судна и т.п.) аналогичное свидетельство выдается медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах (например, врач скорой помощи, прибывший по вызову роженице или ее родственников и принимавший роды) или медицинская организация, в которую обратилась мать после родов (например, скорая помощь, если роженица вызвала врача после родов или больница куда она была госпитализирована).
В случае, если роды принимались частнопрактикующем врачом, который наблюдал роженицу во время беременности и принимал роды вне медицинского учреждения (например, по месту занятия частной практикой или на дому у пациента), свидетельство о рождении выдается этим врачом.
К свидетельству о рождении приравнивается заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка. Оно признается основанием к регистрации рождения в том случае, если роды происходили вне медицинского учреждения, а также роженица или ее родственники не обратились в медицинское учреждение за помощью, а, следовательно, свидетельство о рождении им не выдавалось.
Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак (ст. 24 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Форма заявления установлена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. №1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».
Основанием для государственной регистрации расторжения брака является один из следующих документов (ст. 31 ФЗ «Об актах гражданского состояния»):
– Совместное заявление о расторжении брака. Такое заявление подаются супругами непосредственно в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, и принимается данным органом в том случае, если желающие расторгнуть брак супруги не имеют общих детей, либо их общие дети достигли совершеннолетия.
– Заявление о расторжении брака также может быть подано одним из супругов в случае, если в отношении второго супруга имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его безвестно отсутствующим, недееспособным или он осужден за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения свободы сроком более трех лет.
– Если между супругами не достигнуто соглашение о расторжении брака (один из супругов не желает расторгать брак) или у супругов решивших расторгнуть брак имеются общие несовершеннолетние дети, основанием для расторжения брака является вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака.
Если гражданин хочет усыновить (удочерить) ребенка, то регистрация данного акта гражданского состояния возможна только на основании вступившего в силу решения суда об установлении ребенка (ст. 39 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
В качестве основания для государственной регистрации установления отцовства может выступать один из следующих документов:
– совместное заявление об установлении отцовства. Данное заявление подается родителями ребенка, которые на момент его рождения не состояли между собой в официальном браке. Данное заявление будет являться основанием выдачи свидетельства об установлении отцовства и записи в свидетельство о рождении ребенка заинтересованного лица в качестве отца.
– Заявление об установлении отцовства, подаваемое единолично отцом ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка. Данное заявление подается в случаях, если с момента рождения ребенка до момента установления отцовства имело место одно из следующих обстоятельств: смерть матери (или вступившее в законную силу решение суда о признании ее умершей); вступившее в законную силу решение суда о признании матери ребенка недееспособной; отсутствуют сведения о месте пребывания матери ребенка (решением суда она была признана без вести отсутствующей); имеется вступившее в законную силу решение суда о лишении матери ребенка родительских прав. Помимо указанных обстоятельств, установление отцовства возможно и при наличии согласия на установление отцовства органа опеки и попечительства. Альтернативой заявления об установлении отцовства является вступившее в законную силу решение суда об установлении отцовства или решение об установлении факта признания отцовства (например, если отец ребенка к является умершим).
В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием перемены имени гражданина является личное письменное заявление совершеннолетнего гражданина «о перемене имени». Законом предусмотрены дополнительные требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению о перемене имени, если заявителем является лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, но не достигшее совершеннолетия. При обращении несовершеннолетнего гражданина с заявлением о перемене имени, ему необходимо приложить к своему заявлению о перемене имени письменное согласие обоих родителей, а при их отсутствии, согласие на перемену имени от усыновителей или попечителя. Если такое согласие отсутствует (например, один из родителей возражает против перемены несовершеннолетним своего имени, отчества или фамилии), перемена имени и регистрация данного акта гражданского состояния возможна на основании вступившего в законную силу решения суда.
Основанием перемены имени или присвоения фамилии другого родителя (например, фамилии отчима) ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет, является решение органа опеки и попечительства, принимаемое по совместному заявлению родителей ребенка. Если же ребенок достиг возраста десяти лет, то органы опеки и попечительства могут принять решение о перемене имени только в том случае, если сам ребенок согласен изменить свое имя (фамилию отчество).
В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является медицинское свидетельство о смерти, медицинское свидетельства о перинатальной смерти (выдается при мертворожденном ребенке или ребенке, умершем на первой недели жизни). Данные документы выдаются медицинской организацией (больницей, в случае смерти в лечебном учреждении; моргом, при доставлении трупа в морг) или частнопрактикующим врачом.
Основанием аннулирования и восстановления записей актов гражданского состояния является вступившее в законную силу решение суда (ст. 47 ГК РФ).
В случае, если место нахождение человека неизвестно, но есть основания полагать, что он умер, альтернативой указанных документов выступает вступившее в законную силу решение суда об объявлении лица умершим.
Также компетентными органами могут выдаваться иные документы, являющиеся основанием для регистрации смерти, например, документы о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного.
Также, для регистрации акта гражданского состояния заинтересованное лицо обязано предоставить документ, удостоверяющий его личность.
В соответствии с п. 1 положения о паспорте гражданина Российской Федерации, основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ является паспорт гражданина РФ, который выдается лицам, достигшим возраста четырнадцати лет.
Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах, каждый из которых подшивается в хронологическом порядке в актовые книги по типу записей акта гражданского состояния. Например, в книгу регистрации актов гражданского состояния о рождении подшиваются только акты о рождении. В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.
Актовые книги, собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошиваются, пронумеровываются, скрепляются печатью и хранятся в органе записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации данных актов гражданского состояния. Сформированные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния актовые книги по истечении ста лет передаются в государственные архивы.
Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния представляет собой документ, удостоверяющий факт регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом, которым была составлена актовая запись, то есть органом ЗАГСа или иным, уполномоченным на регистрацию актов гражданского состояния государственным органом.
Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния имеют единую форму для всех государственных органов РФ, выдающих данные свидетельства, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. №709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В соответствии с требованиями к бланкам свидетельств о записи актов гражданского состояния, установленных п. 4 данного постановления, бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния являются документами строгой отчетности, каждое свидетельство имеет свою серию и номер. Бланки свидетельств о регистрации актов гражданского состояния изготавливаются на специальном материале (бумаге) с водяными знаками, изображающими Государственный герб РФ, и иными видами защиты от подделки.
Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются по единому образцу, утвержденному приказом Минюста РФ от 30 декабря 1998 г. №194 «Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния». Текст бланков выполняется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. В случае, если субъектом РФ (республикой) в качестве государственного языка утвержден язык субъекта (язык республики), бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния могут изготавливаться на русском языке и на государственном языке республики.
Кроме единой формы бланков, постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. №432 «Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния», утверждены единые правила заполнения бланков свидетельств о записи акта гражданского состояния, обязательные для всех государственных органов, выдающих данные документы.
Каждое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния содержит информацию о том, какой акт гражданского состояния подтверждает данный документ, кому он выдан, какого числа и каким уполномоченным государственным органам произведена регистрация соответствующего акта гражданского состояния.
Свидетельством о государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния являются:
1) свидетельство о рождении. Свидетельство о рождении подтверждает факт государственной регистрации рождения, является первым в жизни человека документом и выступает фактически удостоверением личности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет. Кроме того, свидетельство о рождении подтверждает родственные связи ребенка и лиц, записанных в свидетельство о рождении в качестве родителей. В соответствии с п. 45 положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»), наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации;
2) свидетельство о заключении брака. Свидетельство о заключении брака подтверждает факт заключения и государственной регистрации между гражданами, указанными в данном свидетельстве в качестве лиц, заключивших брак;
3) свидетельство о расторжении брака. Свидетельство о расторжении брака подтверждает государственную регистрацию факта прекращения брака между супругами, произведенную на основании совместного заявления супругов, или решения суда;
4) свидетельство об усыновлении (удочерении). Свидетельство об усыновлении (удочерении) подтверждает государственную регистрацию усыновления (удочерения) ребенка, которая производится только на основании вступившего в законную силу решения суда;
5) свидетельство об установлении отцовства. Свидетельство об установлении отцовства подтверждает факт установления отцовства, согласно которому устанавливаются родственные отношения между рожденным ребенком и его отцом. На основе свидетельства об установлении отцовства, в свидетельство о рождении ребенка вносятся или изменяются сведения об отце;
6) свидетельство о перемене имени. Свидетельство о перемене имени подтверждает факт изменения гражданином имени, указанного при регистрации рождения на новое имя. Изменяться может как все имя, включающие в себя фамилию, имя собственное и отчество, так и только имя собственное, отчество или фамилия;
7) свидетельство о смерти. Свидетельство о смерти подтверждает государственную регистрацию такого акта гражданского состояния как смерть. Данная актовая запись составляется на основании медицинского свидетельства о смерти, выданного медицинской организацией или на основании решения суда о признании гражданина умершим.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, вправе отказать заявителю в регистрации акта гражданского состояния на основаниях:
1) государственная регистрация противоречит закону «Об актах гражданского состояния»;
2) документы, которые представлены в соответствии с законом «Об актах гражданского состояния», не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Законом и иными нормативными правовыми актами.
Данные перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Вступившее в законную силу решение суда по заявлению лица о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния является основанием для внесения органом ЗАГСа исправления или изменения в такую запись.
гражданский акт общественный правовой
Заключение
Акты гражданского состояния относятся к числу наиболее важных документов, удостоверяющих определенные факты, с которыми связаны личные или имущественные права граждан. Целью государственной регистрации актов гражданского состояния является охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и интересов государства.
Под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние гражданина.
Государственной регистрации подлежат наиболее значимые факты в жизни человека: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
В курсовой работе подробно рассмотрено примечательное явление: изменение биологического и социального пола, данный процесс отражается непосредственно на гражданско-правовых отношениях и порождает ряд последствий.
Следует выделить следующие этапы в процессе изменения пола:
1) медицинское изменение пола;
2) государственная регистрация перемены имени и изменения записи о рождении в органах загса;
3) выдача нового паспорта в органах милиции.
Второй этап процесса изменения пола – государственная регистрация перемены имени и изменения записи о рождении в органах записи актов гражданского состояния.
Малеина М.Н. полагает, что в Законе «Об актах гражданского состояния» должно быть указано, что до проведения хирургической операции транссексуал подает заявление о перемене имени и внесении изменений в записи актов гражданского состояния в органы загса по месту жительства или государственной регистрации рождения.
На уровне российского закона отсутствуют правила об основаниях, порядке проведения подобных операций и правовом положении лиц, подвергшихся операции. Семейный, Гражданский кодексы, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан таких норм не содержат (хотя в Основах имеется раздел VII «Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной деятельности»). Есть только одно упоминание в ст. 70 Закона «Об актах гражданского состояния»: орган записи актов гражданского состояния дает заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае представления документа установленной формы об изменении пола, выданного медицинской организацией. В проекте федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» появилась статья о выборе пола.
Государственные органы, которые в соответствии с законодательством наделяются полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.
Порядок регистрации актов гражданского состояния прописан в законе.
Список литературы
Братусь С.Н. Субъекты советского гражданского права. М, 1984.
Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
Гражданское право. Том II. Полутом 2. / Под ред. Е.А. Суханова. БЕК, 2003.
Европейский Суд по правам человека. Избранные решения Т.1. М., 2000.
Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними. М., 1959.
Книга рекордов Гиннесса. 1998 / Перевод АСТ. 1999.
Кузнецова Л.Г., Шевченко Я.Н. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних. М., 1968.
Кузнецова И.М. Комментарий к законодательству о регистрации актов гражданского состояния. М., 2002.
Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 1992.
Международная классификация болезней (10-й Пересмотр): классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.
Маслов В. Помогите стать мужчиной: // Аргументы и факты. 1993. №3.
Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 1 (по изд. 1902 г.). М., 1997.
Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. / Под ред. д.ю.н., проф. Р.П. Мананковой – «Волтерс Клувер», 2004 г.
Основы социальной концепции русской православной церкви. М., 2001.
Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М., 1985.
Степанов Д.И. Правовые проблемы, связанные с изменением пола человека // Законодательство. 2000. №11.