Характеристика курса "Коммерческое право"
Оглавление
1. Понятие и предмет курса «Коммерческое право»
2. Комплексный характер курса
3. Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности
4. Правовое соотношение категорий «предприниматель», «коммерсант», «хозяйствующий субъект», «предприятие»
5. Документы предоставляемые для регистрации предприятия
6. Процедуры и виды государственной регистрации
7. Государственный реестр
8. Свидетельство о государственной регистрации
9. Правовой статус товарной биржи
10. Рекламный договор
Библиографический список
1. Понятие и предмет курса «Коммерческое право»
В литературе имеется различный подход к определению понятия коммерческого права. При попытках сформулировать это определение используется разные критерии. Одни ученые берут за основу предмет. При этом в качестве вида деятельности обозначается торговля1.
Другие ученые полагают, что отличить коммерческое право от гражданского, например, можно по субъективному составу, который они называют специальным. Третья точка зрения сводится к тому, что существуют чисто коммерческие или смешанные общественные отношения, которые составляют предмет коммерческого права2.
Ошибки в применении данного термина допускаются в двух направлениях. Прежде всего распространено смешение коммерции и предпринимательства. Коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство. Говорят о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях. Эта неточность коренится в новом Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). Так, ст. 50 ГК РФ предлагает разделять все организации на коммерческие и некоммерческие, т. е. торгующие либо неторгующие.
Коммерческое право следует понимать в трёх значениях:
как подотрасль гражданского права;
как науку;
как учебную дисциплину.
Коммерческое право как подотрасль гражданского права представляет собою совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу торговой деятельности.
Коммерческое право как наука представляет собою вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах коммерческого права, процессах и явлениях, характерных для торгового оборота.
Коммерческое право как учебная дисциплина служит целям подготовки специалистов к их практической деятельности в сфере торговли. Изучение коммерческого права как учебной дисциплины базируется на достижениях правовых наук, и, прежде всего, гражданского и коммерческого права, а также на положениях законодательства и судебной практики.
Однако нельзя не заметить, что коммерческое право, в отличие от других подотраслей гражданского права, не имеет своего раздела в ГК, подобно вещному праву, обязательственному праву, наследственному праву, праву интеллектуальной собственности или даже международному частному праву. Не оформлено коммерческое право также в виде отдельного кодекса, подобно семейному праву. Нормы коммерческого права рассредоточены по всему ГК, содержатся в виде вкраплений в большинстве его разделов, глав и параграфов, а также во множестве других законов и правовых актов.
Предмет коммерческого права является правовое регулирование коммерческой, т. е. торговой, деятельности. По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей».
Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой деятельности. Это одни из узловых вопросов. Уже здесь коренятся принципиальные расхождения позиций, взглядов на коммерческое право.
В состав коммерческой деятельности так же следует включать акты приобретения товара потребителями. Коммерческое право непосредственно связано с актуальными и жизненно значимыми проблемами общества.
2. Комплексный характер курса
Структура курса коммерческого права не может не быть сходной со структурой курса гражданского права. Однако изложим свои взгляды последовательно3, отметив предварительно следующее:
система изложения материала учебного курса, определяемая концептуальным подходом к пониманию коммерческого права как подотрасли частного права, должна следовать системе курса гражданского права. Однако упор должен делаться на освещении особенностей гражданско-правового регулирования отношений, складывающихся между предпринимателями или с их участием (предпринимательских отношений).
Поскольку помимо отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, эта деятельность опосредуется отношениями по ее организации (публичными отношениями), которые возникают между предпринимателями и публичными органами (органами государственной власти), в курсе коммерческого права должны освещаться по мере необходимости также особенности публично-правового регулирования предпринимательских отношений.
Система курса коммерческого права определяется задачей изучения предпринимательского законодательства, которое комплексно (с учетом взаимосвязи норм частного и публичного права) регулирует предпринимательскую деятельность (отношения, опосредующие ее), практики применения этого законодательства и теоретических взглядов по основным проблемам коммерческого права;
программа курса коммерческого права должна включать в себя весь материал, который в действующем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальных учебных дисциплин разделен между дисциплинами "Предпринимательское право" и "Коммерческое право". Исходя из многолетнего опыта преподавания курса коммерческого права на юридическом и экономическом факультетах СПбГУ, считаю целесообразным объединение указанных дисциплин в учебной дисциплине, поскольку они имеют общий предмет - правовое регулирование коммерческих (предпринимательских) отношений. Название курса - "Коммерческое право", "Предпринимательское право" или "Торговое право" условно;
курс коммерческого права должен включать в себя не только учебный материал по российскому коммерческому праву, но и материал по иностранному и международному коммерческому праву. Учет мировых тенденций в правовом регулировании коммерческих отношений является насущной потребностью для России, где в последние годы отмечается явный рост интереса к изучению торгового права развитых зарубежных стран, имеющих многовековой опыт регулирования рыночных отношений, и международного коммерческого права.
Коммерческое право зарубежных стран и международное коммерческое право являются составными частями целого (коммерческого права) при всех их особенностях: одно из них предназначено для обслуживания торгового оборота соответствующей страны, а другое - международного торгового обмена4.
коммерческий право регистрация реестр
3. Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности
Круг участников коммерческих отношений отличается от общего состава субъектов гражданского права. Во-первых, в число субъектов коммерческого права не включаются физические лица, не наделенные статусом индивидуального предпринимателя. Во-вторых, участниками торговой деятельности нередко являются коммерческие представители и посредники. В-третьих, участие в коммерческом обороте некоммерческих организаций ограничено.
Субъекты коммерческой деятельности должны отвечать ряду признаков, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы организация признавалась субъектом торгового оборота. Основным таким признаком является то, что участник коммерческой деятельности должен быть предпринимателем. Формально-юридическое понятие предпринимателя может быть выведено из определения предпринимательской деятельности как деятельности юридических и физических лиц, направленной на систематическое получение прибыли от продажи произведенных, переработанных или приобретенных товаров, при условии, что они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления5.
Классификация организаций по степени участия в торговом обороте:
Предпринимательские (или по терминологии ГК РФ — коммерческие) организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.
Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др. Здесь вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации — коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами.
Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъектов Российской Федерации, административные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.
Предпринимательские организации имеют в основном традиционные формы обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, реже — другие формы.
В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено право собственности на товар, выделяют: 1) независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю, 3) специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота (товарные биржи, оптовые ярмарки).
В группу независимых посредников входят организации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использованием консигнационного склада), трейдеров и ряд других.
В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от наличия складских площадей на: 1) имеющие склады (регулярные) и 2) арендующие склады либо не имеющие складов. Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.
У нас в стране производители порой заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.
Посреднические организации перечисленных видов занимаются фактической покупкой и последующей перепродажей товаров. От них следует отличать организации, не совершающие собственно операций с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товаров. Они действуют как представители. Это брокеры, собственно торговые агентства и агенты.
4. Правовое соотношение категорий «предприниматель»,
«коммерсант», «хозяйствующий субъект», «предприятие»
Коммерсант (От франц. commercant)6. Участник хозяйственного оборота, деятельность которого характеризуется двумя признаками: заключением сделок и осуществлением предпринимательства от своего имени, т.е. в качестве самостоятельного хозяйственного деятеля.
Статус коммерсанта следует из организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, факта внесения в торговый реестр или при наличии определенных объективных признаков, определенное количество работников, масштабность и сложная структура предприятия, имеющим патент на ведение определенной деятельности, платящим налог, ведущим торговую книгу, имеющим собственный счет в банке, а также выступающим в хозяйственном обороте под определенным фирменным наименованием.
Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, но не являющиеся коммерсантами в смысле Торгового кодекса, являются частными предпринимателями. Деятельность частных предпринимателей регулируется гражданским кодексом, в то время как деятельность предпринимателей - Торговым кодексом.
Главная отличительная особенность коммерсанта является обязательная регистрации в торговом реестре. Торговый реестр – это официальный перечень всех предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в соответствующем судебном округе. В торговом реестре содержатся сведения о названии фирмы, юридический адрес, информация о лицах, наделённых правом представительства и об ответственности участников, организационно-правовая форма и в установленных законом случаях размер уставного капитала. Предприниматели обязаны вносить в торговый реестр и все значимые изменения, связанные с существованием и деятельностью компании. Содержание торгового реестра открыто для любого заинтересованного лица и публикуется в печатных изданиях, перечень которых определяется судом, ведущим реестр.
Все подаваемые для занесения в реестр документы подлежат заверению у нотариуса. Частные предприниматели также имеют право зарегистрироваться в торговом реестре под фирменным наименованием. С момента регистрации частный предприниматель приобретает статус коммерсанта, и в отношении него применяются нормы торгового права. Размер установленной за внесение в торговые реестр пошлины и нотариальных сборов зависит от стоимости регистрируемого предприятия.
Предприниматель7 - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом. Гражданин Российской Федерации может быть субъектом предпринимательской деятельности, если он достиг возраста 18 лет и не признан судом полностью или частично недееспособным. Статус Предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации, осуществление предпринимательской деятельности без этого запрещается.
Государственная регистрация граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — предприниматели), производится в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Регистрация осуществляется администрацией района (города) по месту постоянного места жительства предпринимателя. Для этого он должен подать заявление и приложить к нему документ об уплате регистрационного сбора.
Индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица имеет ряд преимуществ перед иными организационно-правовыми формами предпринимательства. К ним, в частности, относятся: упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности, а тж. ведения бухгалтерского учета и отчетности: только судебный порядок взыскания имущества и денежных средств, находящихся в пользовании гражданина-предпринимателя; выгодный налоговый режим, предоставленный гражданину-предпринимателю. Но наряду с преимуществами такая форма предпринимательской деятельности имеет недостатки. В первую очередь это полная имущественная ответственность предпринимателя, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество гражданина-предпринимателя (за исключением имущества, указанного в ст. 369 ГПК РФ и в Приложении № 1 к ГПК).
Следует иметь в виду, что взыскание в соответствии со ст. 369 ГПК, ст. 20,24 КоБС, ст. 255,256 ПС РФ может быть обращено и на совместно нажитое во время брака имущество супругов (на 1/2 часть), или на часть имущества, которая может ему принадлежать по брачному договору, заключенному в соответствии со ст. 256 ПС РФ.
Предприятие8 - по гражданскому законодательству РФ особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью, или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Хозяйствующие субъекты9 - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели. Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-I, ст.4; Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ, ст.1
5. Документы предоставляемые для регистрации предприятия
Государственная регистрация предприятия - это официальная процедура по присвоению предприятию статуса юридического лица. Данный статус дает возможность участвовать в хозяйственном обороте страны.
В соответствии с ГКРФ компании могут быть зарегистрированы в следующих организационно-правовых формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (АО) закрытого и открытого типа (ЗАО и ОАО), коммандитное товарищество, полное товарищество, индивидуального предпринимателя (ИП).
Полный и исчерпывающий состав документов, необходимых для регистрации предприятий, определяется организационной и правовой формой юридического лица. Так, предприятие в форме ООО при регистрации должно представлять только устав, а предприятия в форме акционерного общества для регистрации должно представить только договор.
Для государственной регистрации малого предприятия в соответствии с главой IV статьи 12 Федерального Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредитель должен представить следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем10
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
документ об уплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий составляет 2000 рублей.11.
6. Процедуры и виды государственной регистрации
Порядок осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя определен законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц12.
В зависимости от того, создается предприятие для ведения коммерческой деятельности или нет, то есть оно будет предоставлять свои услуги, например, на благотворительной основе, различаются и порядки регистрации предприятий. Общий порядок регистрации предусмотрен для предприятий, учредители которых в процессе хозяйственной деятельности собираются получать прибыль. Общий порядок регистрации предприятий отличается от специального порядка более упрощенной процедурой и относительной быстротой рассмотрения документов, поданных на регистрацию предприятий.
Процедура государственной регистрации малых предприятий включает в себя перечисленные ниже этапы:
представление документов в регистрирующий орган. На Министерство Российской Федерации по налогам и сборам возлагаются функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства, как по форме, так и по содержанию.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям;
принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию;
выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица13.
Виды государственной регистрации:
Регистрация приватизации;
регистрация сделок на вторичном рынке жилья;
регистрация прав на жилые помещения;
регистрация внесения изменений в ЕГРП.
Регистрация юридических и физических лиц.
7. Государственный реестр
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) Глава II. Государственные реестры. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ).
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) — государственный реестр Российской Федерации, содержащий данные обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ, а также данные о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц, их перерегистрации или ликвидации14.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и при внесении изменений в реестр. В регистрационном деле юридического лица должны содержаться все представленные им документы. Регистрационные дела юридических лиц являются частью реестра.
Выписки из ЕГРЮЛ бывают двух видов:
Информационные (электронные, онлайн) выписки. — Это выписки, предоставляющие данные из ЕГРЮЛ по любому юридическому лицу, зарегистрированному на территории РФ, в электронном виде. Как правило не является официальным документом. Обычно применяется для проверки контрагентов при заключении сделок. Получить такую выписку можно через Интернет у специализирующихся компаний за очень короткий срок — от 15 минут.
Официальные, заверенные печатью уполномоченного органа. — Официальные выписки из ЕГРЮЛ содержат полные данные о юридических лицах: название, организационно-правовая форма, местонахождение, учредителях, руководителе, уставном капитале, ОГРН, ИНН, видах деятельности, филиалах и представительствах. Официальные выписки зачастую требуют от компаний банки, суды, нотариусы, регистрационная палата. Для получения выписки требуется уплатить госпошлину. Сроки выдачи: от 1 до 5 рабочих дней (Установлены законодательно).
Ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном в Правилах ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 43815.
В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными (ст.6-7 закона “О государственной регистрации юридических лиц”). Исключение: паспортные данные физических лиц и их ИНН – они могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти.
«Со следующего года заявители смогут получать выписки из ЕГРП через Интернет, а также производить оплату услуг по получению информации из ЕГРП, используя современные технологии. Об этом говорится в Приказе Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 № 180.16»
8. Свидетельство о государственной регистрации
Свидетельство о государственной регистрации права – это правоподтверждающий документ, удостоверяющий юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.
Свидетельство является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги, учетную серию и номер.
Свидетельство должно содержать следующую информацию:
данные о правообладателе (фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, место жительства);
описание объекта: назначение (жилой дом, квартира, гараж и пр.), адрес, площадь, этажность (этаж), кадастровый номер, присвоенный БТИ или кадастровой палатой;
вид зарегистрированного права (собственность или другое вещное право);
основание приобретенного права, т.е. указание на тот документ, который был представлен в Федеральную регистрационную службу в качестве правоустанавливающего (например, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации жилого помещения, решение суда о признании права, договор купли-продажи, дарения, мены и пр.);
ограничения (обременения) зарегистрированного права, зарегистрированные на момент его выдачи.
Содержание свидетельства также определяется Инструкцией о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста России от 18.09.2003 № 226217.
Бланк свидетельства претерпевал постоянные изменения. Всего существовало пять разных видов бланка свидетельства. Основной цвет последнего варианта бланка светло-зеленый, переходящий в тон цвета «кофе с молоком». Бланк окаймлен сложной, в графическом исполнении, рамкой. Присутствует большое количество микротекста: в верхней части бланка, под словом «Российская» – полоса, состоящая из слов «свидетельство». Под словом «Федерация» – полоса, состоящая из слов «свидетельство» и «Россия». Серия и номер бланка стали зеленого цвета и находятся в нижнем правом углу, в верхнем правом углу появился номер бланка.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица форма Р 50003.
9. Правовой статус товарной биржи
Под товарной биржей в целях настоящего Закона понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам18.
Товарные биржи формируют организованные рынки, обеспечивающие концентрацию спроса и предложения, формирование объективных цен на основные сырьевые и продовольственные товары, способствуют развитию торговой инфраструктуры.
Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы. Возможность создания товарной биржи в виде коммерческой организации косвенно подтверждается постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 151 "О сборах за выдачу лицензий товарным биржам". Российские биржи на сегодняшний день чаще всего существуют в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих партнерств.
При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.
Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных документов относит устав и учредительный документ.
Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи.
Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи.
Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи.
Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж. Следует подчеркнуть, что биржа может иметь некую "смешанную" форму, например, она может быть товарно-фондовой или даже универсальной биржей. Если, скажем, биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь в наличии сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые19. Крупнейшие современные товарные биржи — международные.
Первой в мире является товарно-фондовая биржа «Чикаго борд оф трейд», на которой осуществляются операции с пшеницей, кукрузой, овсом, соевыми бобами и маслом, серебром, золотом, а также с ценными бумагами и ипотекой.
Второе место делят Нью-йоркские биржи хлопка (хлопок, замороженный концентрат апельсинового сока), металлов (медь, серебро, алюминий, золото), кофе, сахара и какао.
На третьем месте — Лондонские биржи металлов (алюминий, медь, свинец, цинк, никель), фьючерсов и опционов (какао-бобы, кофе, сахар-сырец, сахар-рафинад) и нефтепродуктов (мазут, дизельное топливо, нефть).
10. Рекламный договор
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации20.
Субъекты хозяйственной деятельности, выступающие исполнителями услуг по рекламе, подразделяются на два вида: рекламопроизводители и рекламораспространители.
Причем, довольно часто обе функции выполняет один и тот же субъект хозяйственной деятельности, одновременно изготавливающий рекламные материалы и затем размещающий их.
Практика показывает, что в этих случаях исполнитель и заказчик заключают между собой смешанный договор, предметом которого является выпуск какого-либо вида рекламной продукции и оказание услуг по их размещению.
Исполнители, оказывающие услуги рекламные услуги, как правило, руководствуются положениями главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Оплата выполненных услуг производится в соответствии со статьей 781 ГК РФ.
Заказчик рекламы вправе отказаться от исполнения договора об оказании рекламных услуг, но при этом он обязан оплатить исполнителю – организации, осуществляющей деятельность в сфере рекламных услуг фактически осуществленные ей расходы.
Исполнитель - организация, осуществляющая деятельность в сфере рекламных услуг, также может отказаться от исполнения обязательств по договору об оказании рекламных услуг, но лишь при условии полного возмещения убытков, понесенных в связи с этим, заказчику рекламы.
Библиографический список
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011) Статья 52. Учредительные документы юридического лица.
Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 (ред. от 27.07.2010) "О товарных биржах и биржевой торговле"
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О рекламе" (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
www.jur-words.info Юридический словарь
http://determiner.ru/ Словарь юридических понятий /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 22 (67)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Единый_государственный_реестр_юридических_лиц
Под ред Попондопуло В.Ф., Яковлевой В.Ф. / Коммерческое право: В 2 ч. 3-е изд, пер. и доп. М.: Юристъ, 2002;
Под ред. Постового Н.В.Коммерческое право - М., 2006
Пугинский Б.И. Коммерческое право. М., 2000 с 13, 29; Тыннель А. курс международного тергового права. Минск, 2000
Станкевич. Н.Г. Коммерческое право: Тексты лекций /- Гродно: ГрГУ, 2002.
http://www.pravoedelo07.narod.ru/articles14.htm#sub>_9924 Правое Дело. Актаульные проблемы коммерческого права.
http://germany.allbusiness.ru/content/document_r_0C770751-F21F-4B79-A77F-EF75E5802637.html Бизнес в Германии. Информационная поддержка международного делового сотрудничества.
http://allregister.ru/doc.htm Регистрация предприятий (государственная регистрация юридических лиц при их создании).
http://udbiz.ru/rus/questions/ek_pred/ek_pred1/gos_reg Предпринимательство в Удмуртии.
http://www.sochifrs.ru/news/detail.php?ID=535 УФРС по КК г. Сочи. От 19.11.2010
http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum4646/item4668.html Все о праве.
http://a-nomalia.narod.ru/finance-3/101.htm Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право.
http://www.bishelp.ru/svoe_delo/reg/reestr_ul.php
1 Пугинский Б.И. Коммерческое право. М., 2000 с 13, 29; Тыннель А. курс международного тергового права. Минск, 2000 с 7.
2 Под ред. Постового Н.В.Коммерческое право- М., 2006 с 3.
3 Соответствующие взгляды нашли выражение в учебниках и учебных пособиях кафедры коммерческого права СПбГУ: Коммерческое право: В 2 ч. 3-е изд, пер. и доп./Под ред В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М.: Юристъ, 2002; Коммерческое право зарубежных стран/Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб.: Изд-во ГУ, 2005; Международное коммерческое право/Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Омега-Л, 2004. См. также: Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб.: Изд-во ГУ, 1994; Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. 2-е изд. М.: Юристъ, 2005.
4 http://www.pravoedelo07.narod.ru/articles14.htm#sub>_9924 Правое дело. Актуальные проблемы коммерческого права.
5 Станкевич. Н.Г. Коммерческое право: Тексты лекций /-Гродно: ГрГУ, 2002. с 14
6 http://germany.allbusiness.ru/content/document_r_0C770751-F21F-4B79-A77F-EF75E5802637.html Бизнес в Германии. Информационная поддержка международного делового сотрудничества.
7 www.jur-words.info Юридический словарь
8 http://www.gzkodeks.ru/fkodeks/chast11/gzkodeks-glava6.html Гражданский кодекс РФ.
9 http://determiner.ru/ Словарь юридических понятий /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 22 (67)
10http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_5.html#p485 Консультант плюс. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011) Статья 52. Учредительные документы юридического лица.
11 http://allregister.ru/doc.htm Регистрация предприятий (государственная регистрация юридических лиц при их создании).
12 http://www.gzkodeks.ru/fkodeks/chast11/gzkodeks-glava4.html Гражданский кодекс РФ.
13 http://udbiz.ru/rus/questions/ek_pred/ek_pred1/gos_reg Предпринимательство в Удмуртии.
14 http://ru.wikipedia.org/wiki/Единый_государственный_реестр_юридических_лиц
15 http://www.bishelp.ru/svoe_delo/reg/reestr_ul.php
16 http://www.sochifrs.ru/news/detail.php?ID=535 УФРС по КК г. Сочи. От 19.11.2010
17 http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p/instrum4646/item4668.html Все о праве.
18 Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 (ред. от 27.07.2010) "О товарных биржах и биржевой торговле"
19 http://a-nomalia.narod.ru/finance-3/101.htm Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право.
20 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О рекламе" (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)