Конституционное право на информацию в России
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им.Ф.Ф. УШАКОВА"
ФАКУЛЬТЕТ "МЕЖДУНАРОДНОЕ И МОРСКОЕ ПРАВО"
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА МГА
На тему:
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИИ
Выполнил студент гр.1711 Присняк Владимир
Руководитель: Зливко А.П.
Новороссийск 2010
Содержание
Введение
1. Информация в широком смысле слова
2. Информация в юриспруденции, правовое положение информации
2.1 Способы реализации права на информацию
2.2 Цензура в истории России
3. Информационная деятельность
3.1 Фальсификация информации
3.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура
3.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции
3.5 Перспективы развития конституционного права на информацию
Заключение
Список использованных источников
Введение
Томас Роберт Мальтус - (английский священник и учёный, демограф и экономист восемнадцатого века) автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле (книга Essay on the Principle of Population, 1798г). Его труд, несомненно, стоит внимания, однако сегодня поднимается проблема не перенаселения, но так называемый информационный взрыв, который, по мнению многих современных учёных, таит в себе не меньшую опасность, чем демографический, так как постоянное развитие, увеличение скорости и объёма информации в масштабах планеты чревато самыми грозными последствиями. Мы едва вступили в сферу информационных отношений, идущих далеко за пределы экономической стратегии ведения мировых информационных (электронных) войн или управления аппаратами на Марсе с Земли, однако подобного рода скачок в развитии приводит неизбежно только к двум выходам из сложившегося положения для выживания человечества - это либо успешное прохождение тернистого пути освоения информации или отказ от нее, возвращение к анналам своего исторического развития. Безусловно, только за последние полвека человечество допустило ряд грубейших информационных ошибок, влекших за собой катастрофы и жертвы (вспомним, хотя бы 1986 год - чернобыльскую аварию на АЭС). Вот почему, чтобы разобраться в информации, оценить роль человека в ней, не идти вслепую по узкой дороге незнания и неумения, информационного невежества, необходимо сделать адекватный и всесторонний подход к такому сложному и неоднозначному понятию, как "информация".
Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой высокой оценки благодаря тому, что представляет собой неисчерпаемый экономический ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя во все сферы жизнедеятельности человечества, представляет собой широкий простор для ее всестороннего использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас типа ресурсов. Поэтому, учитывая подобную насущность рассматриваемого вопроса, можно выделить цель данной курсовой работы, которая заключается в исследовании информации и конституционного права на нее в России. В связи с тем, что науке известно множество методов изучения проблемы, для сравнения в курсовой будут использоваться и подтверждающие примеры других государств. Методологические основы проведения данной работы: сравнение, анализ, исследование, умозаключение (вывод).
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
рассмотреть понятие "информация" в широком аспекте;
рассмотреть понятие информация частным образом в юриспруденции;
сделать выводы на основе сопоставления и обобщения;
исследовать нормативно - правовые акты касательно данной темы:
исследовать работы и мнения других авторов по данной проблеме;
раскрыть проблемные аспекты, возникающие на практике применения написанного, выявить несоответствия прокламируемого материала действительности;
Определить значение, функцию и роль государства в информатизации, раскрыть, показать и объяснить структуру государственных информационных органов и их значение;
Показать проблемные стороны права на информацию и нарушения, связанные с неверным толкованием информационного права;
Предложить пути решения проблем на основе сравнения методов их решения в других государствах на разных этапах развития права и политики;
сделать общие выводы по исследованию с применением дедуктивного метода;
1. Информация в широком смысле слова
Слово "Информация" (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare - придавать форму) -
1) В широком смысле - абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста.
2) В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
3) В общем значении - Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.
Главным образом информация может трактоваться и рассматриваться по-разному, с точки зрения различных наук и дисциплин. Так, различают информацию в физике, в математике, в юриспруденции, в теории управления, в кибернетике, в иных общественных, естественных науках и так далее. Условия проделываемой работы и рамки юридической её направленности позволяют сузить рассматриваемое явление лишь в аспекте юридических наук, не выходя за пределы её прикладных отраслей (например, в судебной медицине и юридической психологии применительно рассматривать информацию (наследственную) как порядок следования генов в ДНК).
Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.
Итак, выясняется, что в настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Главнейшим из них принято считать (если информация рассматривается как объект) наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, даже общество роботов и т.д. (Примечательно, что спектр субъекта права очень широк и не ограничивается только лишь человеческим обществом.)
Юриспруденция - совокупность наук о праве и его практическом применении.
В юриспруденции (ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статья 2) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Это означает, что наука имеет представление о различных видах (формах) представления информации, причем с НТП их количество растет.
Какие же бывают формы представления информации? В ходе попытки придания определениям максимально популярной доступности, считается возможной такая классификация на 4 пункта:
1) Текстовая - (символы, обозначающие лексемы языка, или буквы)
2) Числовая - (цифры и знаки, обозначающие математические действия)
3) Графическая - (изображения, предметы, графики и т.п.)
4) Звуковая - (устная или в виде записи, передача лексем языка аудиально)
Примечательно, что развитие технологий объединяет многие виды информации и в наши дни особое распространение получают так называемые electronic books (e - books) или электронные книги, а так же аудиокниги как новый способ восприятия текстовой, звуковой и любой другой информации, обычно в связи с появлением электронных программ. К слову, это представляет особенную важность для правоведов, так как являет собой ещё не изученные правом отрасли юридических наук, что зачастую оборачивается проблемами (электронные формы информации до недавнего времени вообще не рассматривались как объект права, ввиду схожести их с программным обеспечением), но об этом после.
конституционное право информация россия
Говоря о способах восприятия информации, необходимо выделить основные из них, связанные с реакцией рецепторов индивида на раздражитель-информацию:
Визуальная - воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная - воспринимаемая органами слуха.
Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. (Осязание)
Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
Таким образом, примерная и максимально сжатая структура информации как понятия общего создает определенный фундамент для перехода к частнонаучной попытке её рассмотрения с юридической точки зрения.
2. Информация в юриспруденции, правовое положение информации
Одним из наиболее важных пунктов является законная обоснованность существования, пользования и свободного и беспрепятственного распространения информации по территории России в основном при помощи СМИ (или информатизации), являющихся ведущим каналом реализации конституционного права на информацию.
Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав и возможностей человека и гражданина. Конституция Российской Федерации в ст.29 п.4 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ФЗ "О средствах массовой информации", “в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. ”
Такое правовое положение подтверждено и Конституцией РФ, в которой Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" статья 23.2 (Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений…). А статьи 29.1 и 29.5 прокламируют гарантию свободы человека и гражданина на массовую и личную информацию и запрет цензуры. В нашем государстве иначе быть не может, так как оно демократическое и светское.
Как видим, право человека и гражданина на информацию закреплено не только Конституцией России, но и Нормативно - правовыми актами, как то: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", закон "О СМИ", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти" и другие НПА президента РФ, субъектов РФ.
Несмотря на это появляются противоречащие "запрету цензуры" попытки использования информации в сугубо личных, ущемляющих права граждан целях, прикрывающих действительность и имеющих политическую направленность. К счастью, государство делает всё возможное, чтобы явление дезинформации через СМИ пресекалось, и повсеместно соблюдались и сохранялись конституционные принципы информирования граждан.
Например, Закон "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области", принятый 6 июля 2002 года, гласит, что целями его является "…обеспечение открытости деятельности органов государственной власти Калининградской области, информационных механизмов предупреждения и устранения обстоятельств, способствующих злоупотреблениям органов государственной власти и их должностных лиц в Калининградской области".
Законодательство Калининградской области вообще специфично тем, что этот субъект РФ представляет собой анклав, то есть отделенный от общей территории страны тремя государствами - Литвой, Латвией и Белоруссией - участок.
Однако необходимость открытости общего доступа к информации о правительстве и его деятельности необходима не только в субъектах РФ, но и по всей России для активного участия граждан в государственных делах.
Как справедливо заметил В.В. Путин, принимая участие в Большой Пресс-конференции 23 декабря 2004 года, "… стоит необходимость и задача обеспечить … базу независимости средств массовой информации…". А совсем недавно в своем обобщающем выступлении в кремле Д. Медведев 30 ноября 2010 года в прямом эфире установил приоритеты в развитии информации и создании новых программ по социальной поддержке населения. Это во многом отражает не только проблемы, связанные со СМИ, но и их неоспоримо исключительную важность. В связи с этим проводится комплекс мер по защите информации, на что тратится немалое количество средств из государственного бюджета. Например, программа "Новости" на телевизионном канале "Россия" (27 ноября 2010 года) сообщила о заключении контракта "Россия - Франция" стоимостью более 10 миллионов евро о поставке компанией "Талес" элементов ретрансляторов для новейшего российского КА (Космический Аппарат)"Луч-5", имеющего определенные преимущества перед другими спутниками. Новейшие информационные технологии и достижения космонавтики дают новой разработке возможность брать информацию с низколетящих спутников и ретранслировать её во все части Земли. Думается, что, хотя и допустимы замыслы правительства по использованию этого КА и в иных целях, но всё же сумма в 416.000.000 рублей - яркое свидетельство того, насколько жизненно необходима информация современному государству. Это также раскрывает важность данной отрасли права.
Итак, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых составляющих развития информационного общества.
Ко всему прочему, это является еще и необходимостью, так как обязательность правдивости информации закреплена в частности статьей 42 Конституции РФ ("Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением"), регламентирующей право человека на получение информации.
Важнейшим посредником между информацией и человеком являются способы (средства) ее донесения и обработки. Так в уже упомянутом выше законе "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области" Статья 12 определяет формы обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам органов государственной власти Калининградской области посредством:
фондов официальной информации органов власти;
библиотечных фондов официальной информации;
баз данных.
В масштабах всей страны информацией в целом занимается отдельное Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. От правильности и согласованности его деятельности зависит качество обслуживания граждан и соблюдение конституционных норм. Структура этого важного органа, а так же способы распространения информации, перспективы их развития, финансирование, контроль над неразглашением государственных тайн и прочее - это лишь "вершина айсберга", который являет собой юрисдикцию подконтрольных этому министерству информационных средств.
Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 12 мая 2008 года "Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации" было преобразовано в "Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Само понятие представляет собой расширенную базу для операций над информацией во всех её формах и во всех направлениях. Для обеспечения стабильности и четкости (слаженности) в работе структура Минкомсвязи выделяет 12 департаментов:
1) Руководство Министерства
2) Помощники (советники) Министра
3) Административный департамент
4) Департамент государственной политики в области информатизации и информационных технологий (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий)
5) Департамент государственной политики в области связи (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию)
6) Департамент государственной политики в области средств массовой информации (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации)
7) Департамент информации и общественных связей
8) Департамент международного сотрудничества
9) Департамент научно-технического и стратегического развития отрасли (осуществляет функции по выработке и реализации научно-технической политики и стратегии развития в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации)
10) Департамент цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию перехода на цифровой формат телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, а также по использованию новых технологий в средствах массовых коммуникаций)
11) Департамент экономики и финансов
12) Правовой департамент
Следует отметить, что каждый департамент имеет директора, а министерству подведомственны ещё и федеральные службы агентства связи, что свидетельствует о широких возможностях данного министерства.
Несмотря на это, думается, что отдельные департаменты носят условно казуальный характер, например, "департамент цифрового телевидения", так как это одна из форм телерадиовещания, получившая особое значение для государства в связи с переходом на новый европейский стандарт, то ее, по субъективным оценкам, следовало бы рассматривать в порядке надзора Департаментом "Научно-технического и стратегического развития отрасли". Видимо, такое положение объясняется недоработкой в законодательстве, неупорядоченностью функций департаментов, так как даже на начало 2011 года цифровой формат не заменяет аналоговую телевизионную антенну, является в абсолютном большинстве случаев услугой платной и не показывает весь спектр каналов, предлагаемых бесплатной аналоговой телевизионной антенной. Даже, принимая во внимание уже упомянутое выступление президента в Кремле (30 ноября 2010г.), в котором он призвал к скорейшему переходу к цифровому телевещанию, на что выделены колоссальные средства, ясно, что не ко всем моделям телевизоров подходит нововведение, а потому столь решительная политика если не считается неуместной, то, по крайней мере, является преждевременной. Как свидетельствуют Новости BBS в сфере информации, в Великобритании программа по переходу к цифровому телевидению была запущена в 2006 году и оканчивает свое действие в уходящем 2010. Но и это не является новинкой для жителей Англии, ввиду повсеместного использования в домашних условиях "телекоммуникационных систем, совмещающих в себе все возможности сети интернет и цифрового телевидения", сообщает BBSnews. Подобное положение вещей обошлось бы нашему государственному бюджету дорого, а права граждан в этом случае могут быть ущемлены по нескольким статьям Конституции РФ.
По этой причине имеет смысл прислушаться к мнению руководителя рекламного отдела одной российской страховой компании Ольги Афанасьевой, которая пишет: "…реализация права граждан на информацию, обеспечение СВОБОДНОГО доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. В противном случае "носитель суверенитета и единственный источник власти" может превратиться в манипулируемый "электорат"…"
Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод.
2.1 Способы реализации права на информацию
Ещё одной важнейшей особенностью права на информацию является его реализация, то есть возможность донесения сути права до граждан РФ и обеспечить его неукоснительное соблюдение. Еще Петр I замечал: "Всуе законы писати, когда их не исполняти". То есть уже тогда осознавалась необходимость не просто изложения прав и обязанностей граждан, но обеспечение условий их соблюдения для нормального функционирования и общества, и государства. Задача процесса правореализации - эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и всецело выполнять его требования. Поэтому реализация права на информацию должна происходить в ходе информатизации общества, опубликованием Нормативно - правовых актов (обнародованием) посредством СМИ и других уже рассмотренных ранее способов распространения информации. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.
Реализация права может выражаться четырьмя способами:
соблюдение (добровольное подчинение субъекта права (общества) требованиям административно-правовых норм, при этом в данном случае субъект не вступает ни в какие административно - правовые отношения, так как просто воздерживается от запрещенного противоправного действия)
исполнение (активные правомерные действия субъектов права по выполнению предписаний этих норм, при этом субъект становится причастен к правовым отношениям, так как в определенных случаях активное и пассивное поведение (действие и бездействие) может рассматриваться как неправомерное поведение)
использование (добровольное совершение субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления, при котором является обязательным вступление субъекта в правовые отношения, так как немыслимо использование этого способа реализации права иначе как посредством совершения юридически значимых действий)
применение - особая форма правореализации. Всегда носит активный государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
Применение всегда относят к особой форме реализации права, учитывая вмешательство государства, которое в данном случае выступает как аппарат принуждения. Остановившись подробнее на этом способе, можно качественнее уяснить, какие принципы права на информацию применяются на практике с использованием уже перечисленных методов реализации права.
Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность. В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела; (зачастую проходит параллельно с другими стадиями)
3) решение дела.
Используя данную сжатую структуру реализации права, применим ее к конституционному праву на информацию.
1) Использование субъектом данного права означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес в информации. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным. Это может означать, что непосредственно субъект права своими активными действиями добивается его или пользуется (пассивно) предоставляемым ему информационным ресурсом, удовлетворяя при этом потребность в информировании.
2) Исполнение: реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения от субъекта (действий). Так, для достижения определенного результата, необходимо следовать предписаниям нормативно - правовых актов, то есть в ходе исполнения этих норм, получается информационный ресурс (или реализуется право на него)
3) Соблюдение: реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от неправомерных действий). Соблюдение - один из самых категоричных способов реализации права. Для того, чтобы получить от этого выгоду заинтересованному субъекту достаточно не прибегать к тому, что является противоречащим НПА.
4) Применение права на информацию также широко практикуется, государство при этом не должно (и не может) оставаться безучастным: оно должно создавать условия для реализации права и обеспечивать его защиту, а также выступать в роли санкционирующего органа (используя методы поощрения или принуждения)
Основной способ реализации права на информацию - это СМИ.
2.2 Цензура в истории России
Одной из наиболее важных особенностей права на информацию является её доступность и цензура, распространяющаяся на то или иное государство в определенный период времени или нет. Наличие или отсутствие регулирования информации государством определяется его целями и формой государства, включающей в себя обширные сведения о государстве. Например, политика Павла Первого была направлена на ужесточение цензуры, в чем проявился, например, запрет ввоза книг из-за границы. А под руководством Александра Первого фактически воцарилась жестокая цензура. Крайне подозрительное отношение императора Николая Первого к независимому общественному мнению послужило причиной созданию такого учреждения, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции. Оно определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени1".
Как видим, подобные проявления воздействия государства на общество - не единичный случай. Однако полагается, что введение цензуры в то время было необходимостью, продиктованной идеологическим течением "Самодержавие - оплот государства", когда жесткими мерами велась попытка контролировать общество государственной машиной, а ограничение доступа к информации вызвано множеством причин: абсолютистскими амбициями отдельных правителей, а также стремлением властей отделить неугодные настроения зарубежного общества от сознания общественности Российской империи, в которой идеологом выступала церковь. 1
Однако неверно думать, что, если бы либеральные замыслы Александра Первого о введении конституции так и не стали бы реальностью в наши дни, когда так широко используется всемирная сеть Интернет, попытки государства влиять на информацию потерпели бы фиаско. Ярким тому подтверждением служит механизм регулирования и контроля над информацией в современном Китае. BBC News (Bulletin Board System) со ссылкой на доклад Международной федерации журналистов, опубликованный 31 января 2009г., сообщает, что в Китае были введены сотни ограничений, причем сильнее других цензуре подвергались интернет и так называемая желтая пресса. Несмотря на все усилия и относительный успех цензуры Китай, подчеркивают авторы доклада, по сути, не способен препятствовать распространению информации о конфликтных ситуациях в стране за ее границей. Об этом свидетельствует обсуждение проблемы на международном уровне, не без привлечения других ресурсов с политическими целями. Вот так информация внутри страны может влиять на нее же извне.
3. Информационная деятельность
Продолжая тему взаимосвязи информации и политики, следует, прежде всего, дать такое понятие, как информационная деятельность.
Информационной деятельностью принято считать всю деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации в основном при помощи главного носителя информации - речи. Согласно одному из учебных курсов по математике и информатике, "…постоянное совершенствование техники и производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности, начал возникать информационный кризис: человечество не справлялось с обработкой нарастающих объемов информации старыми методами. Как всякий кризис он вызвал несколько информационных революций и, как следствие, появление новых информационных технологий…"
3.1 Фальсификация информации
Столь интересное замечание дает основания предположить, что сегодня государство уделяет немало внимания не только созданию массива информации, но и поиску наилучших способов ее хранения и скорости передачи и распространения, ее доступности и т.д.
Изъяны и недочеты в этой сфере деятельности приводят к фальсификации событий истории и многочисленным спорам на различные политические темы, включая и международный уровень, что крайне нежелательно, так как зачастую является причиной крупных конфликтов. В свете последних событий, подтверждением этому может служить масса случаев, произошедших только за последний год. Так, Япония "претендует" на четыре острова в южной части Курильской гряды, забывая об информационном источнике - мирном договоре, закреплявшем эти острова за СССР, после капитуляции Японии, а расстрел фашистами польских офицеров в Катынском лесу до сих пор служит причиной напряженности в отношениях между Россией и Польшей, непонятных обывателю. К таким катастрофическим последствиям может привести фальсификация документов, (и их обнародование как якобы рассекреченных) то есть подделка информационных ресурсов, а также распространение ложной пропаганды средствами массовой информации, в частности, в сети Интернет. Именно поэтому, знакомясь с Указом Президента Российской Федерации (15 мая 2009 г.)"О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России", можно с уверенностью говорить о действительной важности вышеизложенного для государства. Достаточно вспомнить, какое количество "мнений" извне по поводу итогов и предпосылок к началу Великой Отечественной войны заполнило информационные источники в преддверии 65-летия Победы, чтобы объективно осознать назревшую необходимость качественной и независимой работы этой Комиссии.
3.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура
Что касается непосредственно информации как ее социального, так и ее политического значения, то, ссылаясь на научно-популярный журнал "Конституционное и муниципальное право" (Декабрь 2006), конкретно к статье "Организационные формы информационной деятельности Правительства РФ", рационально выделение трех составляющих цели создания государственных информационных ресурсов, как то:
1) Использование ресурсов (информация о деятельности Правительства)
2) Представление этой информации по обращению других органов
3) Так называемые "Пиар - мероприятия" (публичное выступление членов Правительства РФ, организация открытых пресс-конференций и т.п.)
Важно отметить, что эти же цели преследует и дополнительный (если не основной) источник информации о власти - нормативно-правовой акт и Федеральный Конституционный Закон (НПА и ФКЗ). Они являются составляющими формы реализации информации.
Любая информация может быть нескольких видов. Наиболее значимые из них: Справочная, аналитическая, статическая, правовая, экономическая (одна из главнейших, так как к её ведению относится усмотрение расходов из федерального бюджета), социологическая, административная и так далее.
Останавливаться на каждом виде информации не считается целесообразным, поэтому в пределах данной работы предпочтительнее остановиться на примере правовой информации.
Функции и "аудитория" информации. Очевидно, что информация идет не только "в массы", но и рассчитана также на представителей государственной власти. Она, например, доносит сведения о доходах и имуществе членов правительства, что приводит к ажиотажу среди населения страны, активизации политических партий и санкций со стороны налоговых органов и Президента страны. Такое положение во многом иллюстрирует наглядный пример, подтвержденный новостями на сайте BABR.ru от 28 сентября, в которых крайне популярным языком объясняется причина "отставки мэра Москвы президентом, который, будучи в Китае, подписал ночью этот указ, вызвавший переполох в российских газетах".
Функции СМИ до сих пор не установлены точно, так как имеются на сегодняшний день разные точки зрения. Одна из них выделяет несколько функций:
Гуманитарные функции СМИ (информирование, образование, развлечение и т.п.)
Политические функции СМИ (формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.)
Несмотря на этот возможный правильный подход к рассмотрению функций СМИ в двух её проявлениях, все же гораздо предпочтительнее другая точка зрения, более глубоко и всесторонне выявляющая эти функции.
Так Е.П. Прохоров2 выделяет следующие шесть функций:
1. Коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики; Понятие журналистика гораздо менее широко применяется, по сравнению со СМИ.
2. Непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как "четвертой власти" в обществе. По сути, это замечание автора справедливо, так как СМИ давно вошли в жизнь современного человека и всецело влияют на его поведение. К тому же в России произошло разгосударствление прессы, то есть СМИ официально отделены от государственной власти и действует независимо. Несмотря на это, во многом есть еще к чему стремиться, а независимость СМИ звучит на сегодняшний день очень условно и носит прокламационный характер. Здесь особую опасность для социума представляет узурпация этой "четвертой ветви власти", вплоть до нарушения конституционных норм, нередко подобные нарушения случаются и среди самых распространенных и доверенных источников, которые десятилетиями входили в сознание общественности, формируя его политическую осведомленность. Но государство предусмотрело и это, наложив запрет на учреждение информационных источников, капитал которого на половину (50%) состоит из иностранных инвестиций или деятельность по организации этого источника (телевещание, радиовещание и т.п.) осуществляется лицом, имеющим двойное гражданство.
3. Идеологическую связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов. (Примечательно, что она на деле имеет связь с организаторской функцией и остается непонятным, почему идеологическая функция обособлена от организаторской) 3.
4. Культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.
"Всестороннее развитие человека" наглядно демонстрирует прочная "сознательность" большинства современной молодежи, что свидетельствует о недостаточном культурном уровне и опять-таки условности содержания этого пункта.
5. Рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.п.). Слово "Утилитарный" означает сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой; практичный; прикладной, согласно Большой Советской Энциклопедии.
6. Рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Наиболее знакомая для всех функция - развлекательные телевизионные передачи, музыка, кино и т.д.
Здесь сразу следует сделать оговорку, что все эти функции должны по Конституционным принципам свободы слова не переходить допустимую грань закона. Так, предусматривается ограничение свободы слова. Это выражается запретом на недопустимые цели, направленные на пользование этим правом, как то: разжигание межнациональной розни, оскорбление других граждан (что, впрочем, санкционируется опционально, по инициативе оскорбленного), а также клевета и заведомо ложные сообщения, подрывающие безопасность государства и общества (включая разглашение государственных тайн) и так далее. Здесь не рассматривается еще и моральная сторона вопроса, ввиду правовой направленности данной работы.
Нерегулируемым и вопиющим остается вопрос о съемке военно-стратегических объектов России из космоса иностранными спутниками. Сейчас любой обыватель может воспользоваться информационным ресурсом Интернет, элементарно зайти в раздел "Google-карты" и во всех мельчайших подробностях рассмотреть любую секретную военную базу России. В качестве примера, можно подсчитать количество боевых самолетов и вертолетов на аэродроме города Крымска, рассмотреть военные объекты СТРАТЕГИЧЕСКОЙ важности, славящиеся своей "скрытностью" прямо с монитора компьютера. То есть, следуя логическому умозаключению, Часть 4 Статья 29 Конституции РФ, разрешающая распространение информации любым законным способом, указывает на наличие запрещения распространения и разглашения государственной тайны, таким образом, определяя детальную съемку всех военных объектов России вполне законным и не противоречащим Конституции явлением. Более того Закон "О государственной тайне" от 06.10.1997г. гласит, что "Сфера действия распространяется и за пределы территории РФ", а перечень объектов, составляющих государственную тайну, определен первым пунктом, посвященным сведениям в военной области. Таковым установлено, что "ДИСЛОКАЦИЯ, назначение, степень готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектирование, СТРОИТЕЛЬСТВО и эксплуатация, ДИСЛОКАЦИЯ, вооружение, ЧИСЛЕННОСТЬ войск и состояние их боевого обеспечения…" составляют государственную тайну.
Крайне маловероятно, что можно встретить человека, так же безнаказанно занимающегося съемкой не со спутника, а на любительскую фотокамеру даже ограждений этих объектов. В лучшем случае такого человека накажут административно, а в худшем. Впрочем, не это важно. Так, на трассе Федерального значения Новороссийск - Анапа за километры до начала танкового полигона установлены таблички "Стой, стреляют!" и "Вход и въезд запрещен" и так далее. Такое непозволительное положение вещей и несоответствие всяким принципам и законам дает определенные основания рассматривать вопрос об уголовной ответственности за разглашение государственной тайны в общегосударственных масштабах и даже международном терроризме. Однако законодательство не регулирует данную отрасль чрезмерной информатизации, быть может, ссылаясь на "неконтролируемое космическое пространство", откуда ведется ежесекундный контроль над нашим государством другой (другими) страной (странами). Это является основанием считать Конституционные положения недоработанными и поднимать вопрос о существенных поправках и дополнениях.
Вообще рассуждать на тему политических прав и свобод вообще следует, однако, очень аккуратно и лаконично, так как думается, что Конституция имеет несправедливо мало положений, регулирующих различного рода формы волеизъявления (пикетирования, манифесты, шествия, марши, паломничества, демонстрации, митинги, различные сборы и так далее). А общие положения порой вызывают даже несоответствия с современными явлениями и техническим прогрессом, появлением новых источников информации и средств ее распространения. К тому же большое количество имеющихся материалов заимствованы из международных положений, что, однако, не должно, по сути, мешать углубленной конституционной регламентации.
Думается, что таким образом проявляется стремление к более частому использованию конституционных судов, разъясняющих появляющиеся вопросы.
Несомненным минусом является также и возможность по - всякому манипулировать законом, трактуя его с разных подходов и получая от этого личную выгоду в ущерб стороне, нередко конституционно находящейся в выигрышном положении.
3.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции
1) Единое отношение правительства к информации на различные темы. Наиболее важный принцип, позволяющий гражданам одинаково доступно получать информацию, скажем, о новой технологии в области разработки программного обеспечения и информации о последнем заседании Государственной Думы, причем в прямом эфире.
2) Принцип гласности и доступности.
3) Принцип независимости информации.
4) Принцип свободного участия граждан в создании информации
5) Принцип использования статистики.
Это означает, что при помощи информации государство следит за степенью информированности общества, оценивает эффективность участия граждан в делах государства.
Максим Дубинин, автор многих научных работ и статей, создатель собственного информационного интернет - проекта "GIS - LAB", предлагает, например, свой вариант принципов информации, который подходит для любого государства. Он выделяет 10 основных принципов:
1) Полнота,
2) первичность,
3) своевременность,
4) легкость физического и электронного доступа,
5) машиночитаемость,
6) недискриминационность,
7) использование общих стандартов,
8) лицензирование,
9) постоянство,
10) стоимость использования.
Все эти принципы очень правильно отражают современные проблемы, в частности пункт 9 в расшифровке означает, что информация должна быть доступной не только " в прямом эфире", но и в архивах любой формы хранения информации, зачастую информация е сохраняется и таким образом становится доступной не для всех. Не менее примечательно то, что среди этих принципов не находится такое понятие, как законность, что, по существу является и должно являться самым фундаментальным принципом создания информации для соответствия предписаниям Конституции. Вероятно, это понятие заложено в термин "лицензирование" (условия, требования, ограничения) и "недискриминированость", что, по-видимому, означает кто, каким образом и как может получить доступ к информации. Несовершенство такой системы принципов выражено еще и противоречием четвертого и десятого пунктов. Наборы данных выпускаемые государством должны быть максимально доступны, а препятствия физическому и электронному доступу включают требования личного посещения определенного офиса или соответствие некоторой процедуре (например заполнение форм или отправка запросов, трата денежных средств на для получение информации, что легализовалось с 2001 года в России).
Впрочем, об этом в следующем разделе.
3.4 Пути решения проблем, возникающих в организации законодательства как следствие ошибок права информационного.
Проблема на современном этапе развития юриспруденции и права в области информации - это своевременное утверждение (законное) самостоятельности новейших информационных ресурсов как нового объекта прав. То есть законы должны предусматривать развитие технологий заблаговременно до их повсеместного использования и, прежде всего, руководствоваться не старыми формулировками заново отредактированных правовых актов, совершенствуя их, но создавать если не принципиально, то сущностно новые отрасли права в сфере информации. В противном случае это оборачивается рядом проблем с судебными решениями, неправомерностью использования новых информационных устройств, проблемами с иностранными государствами и ложной картинкой государственных приоритетов. В частности, например, в 2003 году шел судебный процесс, в котором, руководствуясь научно непроработанными нормативно - правовыми актами, судья вынес решение о виновности некоего Дмитрия Склярова4. Объектом разногласия сторон в суде были электронные книги и авторское право на них, не признанное за Скляровым, так как "электронные книги не являются печатным изданием, но компьютерной программой с двоичной системой исчисления" - разъяснилось судом.
На момент 2003 года электронные книги вообще не признавались объектом равнозначного рассмотрения с материальными книгами в привычном для нас переплете. Но такое рассуждение так же абсурдно, как если бы мы, живя в Древней Вавилонии пять тысяч лет тому назад и пользуясь привычными для тогдашних господствующих сословий клинописными кирпичными книгами в виде глиняных табличек с черточками на них, не нашли бы печатную книгу Иоганна Гуттенберга5 в переплете из свиной кожи равноправной. *
Поэтому особенно сейчас, в связи с популярностью электронных устройств, называемых планшетами для чтения электронных книг, вмещающих в своей памяти все известные на сегодняшний день печатные издания в новом формате, ощущается необходимость в признании этого нововведения не "программой с двоичной системой исчисления", а полноправными книгами, имеющими, в том числе равноправный статус со всеми другими материальными объектами информационного права.
Одной из насущных проблем являются предпосылки к образованию монополии на информацию, а также узаконивание получения ее на платной основе. Это может обернуться катастрофичным положением, когда плата за получение информации станет безальтернативной, то есть формально будут существовать оба варианта получения информации и всецело декларироваться через СМИ, но на деле повторится ситуация в современных "бесплатных" лечебных учреждениях. Это не пустые слова, так как повсеместно распространяются различные просьбы на получение благотворительной поддержки умирающего пациента, на срочную операцию которого наше социальное государство не в состоянии выделить определенную сумму денег. Кстати говоря, это также одна из причин оттока из страны квалифицированных специалистов в другие страны, где их труд оценивается материально и по существу.
Более того, Закон города Москвы от 24 октября 2001 года "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" подтверждает юридически возможность распространения информации на платной основе, при этом не регулируя стоимость услуги предоставления информации, что в свою очередь нарушает 10-ый принцип права человека на информацию а также способствует дифференциации в обществе (не все смогут платить), что приведет к еще более глубокой социальной напряженности в стране.
Еще одна из многих проблем, связанной с информацией и правом - это то, что мы называем соответствием закона и выполнением его предписаний, а также области применения и рассмотрения конфликтных ситуаций. Так, недавние события, связанные с умышленным убийством гражданина Российской Федерации путем сбрасывания на него автомобильного колеса с высотного строения преступниками живо обсуждается в СМИ, событие обрастает новыми подробностями и сплетнями, на основе произошедшего создаются так называемые “talk - show”, но в действительности даже при проведении определенной работы по поиску материалов по делу, причем уголовному, наши попытки оказались тщетными, несмотря на тот факт, что судебное разбирательство (если оно было) должно быть общедоступным и открытым для слушания.
Среди общих проблем законодательства РФ были выявлены запутанность и сложность в поиске нужного НПА для решения той или иной возникшей проблемы в области информации. Сегодня в России не существует единого нормативного правового акта, который бы создавал механизм реализации права граждан на информацию. Нормы, закрепляющие право на доступ к информации и порядок такого доступа, можно сказать, разбросаны по всему законодательству РФ, что, безусловно, сказывается на работе судов, а также открывает доступ и дополнительный стимул в адвокатуре при поиске обходных путей решения вопросов и попытке поиска "лазеек" в законах. Это чревато последствиями, как то:
Чрезмерно развитая структура юридических фирм как частных, так и государственных, ввиду популярности и необходимости их помощи при правильном толкования НПА
Повышению уровня коррупции при решении тех или иных проблем в связи с отсутствием четкой структуры законодательства, что дает широкий простор для использования законов в целях определенных слоев населения, достаток которых, очевидно, позволяет без ущерба личному бюджету распоряжаться денежными средствами для развития коррумпированности системы судопроизводства в стране.
Затрате дополнительных денежных средств на создание и распространение новых НПА, повышенную трудоемкость при попытках их восприятии и т.п.
Поэтому из-за отсутствия специального закона, регламентирующего универсальный порядок доступа к информации и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по его обеспечению, отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных актах, ведомственных инструкциях. При этом большинство указанных положений либо декларативны, либо носят отсылочный характер, а самое главное - не содержат конкретного механизма реализации и ответственности.
Думается, что именно здесь следует искать решения государственных проблем, главная беда законодательства РФ - ее усугубляющаяся с каждым новым НПА деструктуризация. И не столь важно, как утверждают некоторые, какая форма собственности превалирует на территории страны. Даже, несмотря на то, что каждая организация имеет свой устав и сама вправе распоряжаться своим правом на информацию, нередко нарушая это право свои сотрудников (например, утаиванием от них информации о возможных льготах, установленных законодательством), существуют способы решения этих проблем.
В Великобритании, например, частная форма собственности на момент 2008 года составляет 93%, включая даже железные дороги и иные пути сообщения. Это при том, что деятельность таких юридических лиц регулируется в основном… двумя актами, контролирующими деятельность как частных, так и государственных компаний. Эти акты были приняты в 1948 и 1967 годах.
Коррупция в Великобритании, да и в других Европейских странах также сравнительно на невысоком уровне относительно России, в связи с меньшими территориями этих стран, упорядоченностью управления ими, а также суровыми наказаниями за получение и дачу взятки. Законодательство в Великобритании и в США носит иной характер, распространены неписаные законы и минимальная часть написанного. Из этого следует, что один наиболее эффективный и проверенный метод решения проблем связан, как ни странно, не с увеличением предписывающих актов, но с их максимальным сведением к минимальному количеству и акценту на существование права не как многочисленных актов, предписывающих общество держаться определенной модели поведения, но наоборот, с введением системы санкции общества обществом за уклонение от предписаний, представляющих собой очевидные и данные с момента рождения права и обязанности. Поэтому в таких странах нет нужды в реформировании законодательства (и действительно, в США действующая конституция 17 сентября 1787 больше почитается национальным сознанием и гордостью за свою страну)
Очевидные и обобщенные предписания в Конституции России, принятой после развала СССР в декабре 1993г., а также неясная структура и роль Федеральных Законов, вперемешку с указами президентов, многочисленными поправками и изменениями еще больше сподвигают народ руководствоваться своими убеждениями, отдаляться от законов и, следовательно, трепет и вожделение, готовность отстаивать свои же права и интересы перед новым законодательством, Конституцией и её установками, таким образом, испытывает не столь большой процент населения страны. Тем более что в нашей стране в каждом субъекте есть свой устав, свое законодательство, а каждой республике и своя Конституция. Положение усугубляют еще и самовольность и чувство безнаказанности на местном уровне, где каждое предприятие, учреждение (юридическое лицо), а иногда и физические лица, вероятно, вообразившие себя помещиками начала 19 века, "информируют" персонал об уставах, ими созданных инструкциях и (или) обычаях, установившихся практикой существования этого учреждения и под предлогом увольнения сотрудников или лишения их льгот или определенных привилегий, наказывают строго выполнять предписания этих уставов. Иными словами появляются видимые условия к экономической зависимости, пусть и в косвенной форме. Доходит до того, что лица, заинтересованные в работе или в обучении в этой организации, вынуждены тратить свои сбережения и смиряться с ущемлением своих конституционных прав. Одним из таковых является и право на информацию.
3.5 Перспективы развития конституционного права на информацию
В основе либерального подхода лежит признание права на информацию неотчуждаемым правом человека и гражданина. Хотя развитие права может пойти по другому дробному принципу. Например, автор статьи "Право граждан на информацию" Ольга Афанасьева считает, что развитие в будущем должно проходить следующим порядком:
1) состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления; В этом же пункте необходимо указать, какая информация должна предоставляться бесплатно, а также способы и формы ее обнародования и гарантии предоставления.
2) основания, порядок и ограничения для отнесения той или иной информации к информации для служебного пользования.
3) порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
4) закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан;
5) четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;
6) ответственность должностных лиц за непредоставление информации, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.
Согласимся с тем, что при такой структуризации, может и не совсем точной и четкой, но все же регулирующей самые проблемные места права на информацию, можно создать единый закон об информации и права человека и гражданина на нее. Вполне вероятно, что это дело законотворческого процесса приведет в будущем к определенной систематизации в законодательстве, а также к подтверждению демократичных намерений правительства.
Однако это все лишь предположения и остается лишь проявлять целеустремленность, гражданскую позицию, мотивированность участия в делах государства лучшей, чем сейчас жизнью. Тогда и только тогда можно надеяться на процветание государства и права, проецировать свою жизнь на четкие нормы, обеспечить достойное существование, сделать Россию лучше.
Заключение
Вспоминаются слова известного писателя Виктора Яковлевича Зисмана6: "…но бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство".
Оказывается действие и бездействие уже приравнивалось к одной категории правонарушений как в Древнем Риме, так и значительно позднее. Эпоха высоких информационных возможностей и значимости сохраняет этот принцип и в своей компетенции. Сокрытие информации (условно сопоставим это с бездействием), влекущее за собой причинение вреда или какое-либо нарушение прав, свобод, законных интересов общества и государства также наказуемо, как и физическое противоправное деяние. Так почему же информация стала так важна для современного человека? Почему мы стали зависимы от информации, полагаемся на новейшие технологии, отдаем предпочтение и свою работу компьютерам, телефонам, различным электронным приборам, даже общаемся не без помощи иных, конвертирующих нашу речь, устройств? Возможно, мы найдем ответ в истории. "Vox audita perit, littera scripta manet! 7" - так сказали бы в Древнем Риме мыслители своего времени, и вот почему.
Ход всей работы подводит нас к мысли о том, что информацию не стоит воспринимать как нечто обособленное от привычных сейчас физических вещей. Радиоволны также объясняются физикой, как, скажем, химия объясняет, эластичность жевательной резинки или металла. С незапамятных времен человек ищет способы удовлетворения своих потребностей, а удовлетворяя их, перманентно ищет способы затраты минимальных усилий для их осуществления - это заложено в природе человека. Добыче огня предшествовали природные явления и потребность человека в тепле; огонь жарит пищу, кипятит воду - создается паровая машина; Растет мануфактурное производство, тяжелый и неплодотворный, по сравнению с машинным, труд человеческий нуждается в новых более эффективных двигателях; Открываются новые источники горючего, развиваются науки, применяется ядерное топливо, растет количество машин, требуется больше усилий для их обслуживания и управления - и вот создается компьютер на основе развивающейся физики и других наук. Человек дает информацию компьютеру, тот управляет машиной. Становится очевидной необходимость запоминания компьютером уже произведенного действия, чтобы снизить еще больше необходимость человеческого контроля - появляются новые запоминающие устройства. Человек идет еще дальше - создает дистанционное управление компьютерами - через провод, а затем и радиоволны. В 2009 году сообщество ученых добилось беспроводной передачи электроэнергии на расстояние в два метра от искомого электрогенератора. Значение информации возрастает, давая человеку небывалые возможности, появляется необходимость ее урегулирования - развивается право - основа любого государства. Следовательно, накопление знаний обусловливает потребность в их сохранении и передаче следующим поколениям, обеспечивает целостность государственного строя.
Поэтому стоит ли удивляться тому, насколько интенсивно развивается человечество в последние два столетия. Этот процесс вполне закономерен и не нужно игнорировать современные для текущей недели технологии. Сторонясь нового, мы создаем проблемы в обществе, губим себя, становясь "информационными динозаврами", по мнению корреспондентки интернет - газеты "BBS. news-reports" Тимы Христенко.
Возможно, те информационные источники, которыми мы пользуемся сейчас, дадут новые, как нам кажется, скачки в развитии, а от самой информации, как от достигшего пределов и не способного более удовлетворить потребности человека винтового керосинового двигателя, останется лишь принцип работы для новой, пока еще не открытой временем "информационной реактивной тяги".
Возможно, средства информации покажутся архаичными уже нашим ближайшим потомкам.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации
2) Федеральный Закон от 20 февраля 1995г. "Об информатизации и защите информации"
3) "Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня,19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г. г.
4) "Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
5) Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области. Закон Калининградской области от 6 июля 2002 г."
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ"
7) Указ Президента Российской Федерации от15 мая 2009 г. "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России"
2. Литература
1) Козлов В.Н. - Математика и информатика · В.Н. Козлов "Питер" 2004 г. ISBN: 5 - 469-00382-5.
2) Матузов Н.И., Малько А.В. - Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.
3) Баглай М.В. - Конституционное право Российской Федерации.6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. "
4) Чистяков О.И. - История Отечественного государства и права Часть I: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1999.
5) Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2002.
6) Александр Ивич - "Приключения изобретений", 1966 г.
7) Virginia Evans, Lynda Edwards "Upstream Advanced C1" Express Publishing (2009). ISBN: 978-1-84862-240-1
3. Научно-практические журналы
1)"Конституционное и муниципальное право", Декабрь 2006г.
2)"Юрист", Май 2005г.
4. Статьи и рецензии
1) Кигим Т.В. "Консервативно-либеральные циклы в царской России".
(http://www.)
2) Протасов В. Н "Теория права и государства. Проблемы теории права и государства", Лекция №33 (http://www.zipsites.ru/books/teor_gos_vop/)
3) Афанасьева О. "Право граждан на информацию и его гарантии" (http://www.strana-oz.ru/)
5. Сайты Интернет
1) Lenta.ru (ст. "Цензура в российском Интернете: мифы и реальность", раздел "Комментарии")
2) Министерство связи и массовых телекоммуникаций Российской Федерации (minkomsvjaz.ru)
3) Bobr.ru, раздел Новости
4) BBSnews.com/BBS.com
6. Иные источники информации
1) Аудиозапись “Interactive Telecommunication systems”, Тед Уайтхед (глава ассоциации "Национальное Телевещание")
2) Вечерние "Новости" 21.00, 27 ноября (Россия 2)
3) Прямая трансляция выступления Президента РФ 30 ноября 2010г. в 12.00 Мск (Первый канал)
11Кигим Т.В. "Консервативно-либеральные циклы в царской России"
2 Евгений Павлович Прохоров - российский социолог, создатель советской, а затем и современной российской теорий журналистики. Доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Международной академии информатизации.
3М.В. Баглай - Конституционное право Российской Федерации-6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. "
4Российский программист, разработчик алгоритма программы Advanced eBook Processor, выпущенной московской фирмой "Элкомсофт" и предназначенной для обхода защиты электронных книг.
5Иоанн Гуттенберг - 1400 г. - 3 февраля 1468 г., Майнц - немецкий ювелир и изобретатель книгопечатания.
6 Виктор Яковлевич Зисман - чешский писатель
7 "Голос умирает, буква остается" - Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М., 1982.