Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь (работа 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Задачи и принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.1 Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры

1.2 Основные задачи и направления деятельности прокуратуры, их классификация

2. Надзор за соблюдением законов по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

Задача

Заключение

Источники и литература

ВВЕДЕНИЕ

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами.

Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

1.1 Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципы в общем виде содержат в себе исходные положения какой-либо теории, науки, мировоззрения, политической организации1. Принципы прокурорского надзора – общие руководящие положения, определяющие существенные стороны организации и осуществления прокурорского надзора. Принципы организации и деятельности прокуратуры – это основополагающие положения, определяющие наиболее существенные признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 125) и в Законе Республики Беларусь от 08 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»2 (далее по тексту - Закон о прокуратуре). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность их соблюдения каждым прокурорским работником.

Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране.

К числу принципов прокурорского надзора относятся положения, которые основаны на Конституции Республики Беларусь, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением ему необходимых полномочий для устранения нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Принципы нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов страны.

Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще В.И. Лениным: надзор прокуратуры не только за точным, но и единообразным исполнением законов; единство и централизация органов прокуратуры; независимость их от местных органов власти3.

Эти принципы законодательно были закреплены в Положении о прокурорском надзоре 1922 г. В дальнейшем они совершенствовались вместе с государственной и политической системой в стране, наполнялись новым содержанием. Охрана принципов обеспечивалась рядом гарантий, в том числе правовых и нравственных.

За последние десятилетия практика выработала ряд новых принципов, являющихся в современных условиях основополагающими. Эти принципы нашли законодательное закрепление в Законе о прокуратуре.

В сравнении с Законом «О прокуратуре СССР» 1979 г. перечень этих принципов несколько расширен, что отражает происходящие изменения в государственном и политическом строительстве в нашей стране в современных условиях.

Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией, иными законами и подзаконными актами; осуществляют надзор заточным и единообразным исполнением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности; взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь вытекают из определения органов прокуратуры, данного в ст. 5 Закона о прокуратуре.

1.2 Основные задачи и направления деятельности прокуратуры, их классификация

В соответствии со ст. 125 Конституции перед Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами поставлена задача осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Эта задача, сформулированная в Конституции Республики Беларусь, охватывает в целом деятельность органов прокуратуры по основным ее направлениям. Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, органы прокуратуры (прокурор) следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, организации, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизирует Закон о прокуратуре. В соответствии с этим Законом деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура осуществляет расследование преступлений в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь4.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, гражданских дел, хозяйственных (экономических) споров, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов по борьбе с преступностью, в том числе коррупцией, а также деятельность организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры Республики Беларусь целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство, и вследствие этого – различием в полномочиях прокуроров.

Задачи и направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам.

К первой группе относятся направления:

- общий надзор (надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами);

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность;

- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;

- надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Ко второй группе относятся направления:

- борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;

- борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния (действия или бездействия).

К третьей группе относится следующее направление:

- разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями.

К четвертой группе относятся направления:

- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов;

- работа по повышению уровня культуры граждан и воспитанию у них законопослушания.

прокуратура надзор несовершеннолетний

2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Ювенальная юстиция в самом широком смысле слова включает в себя совокупность правовых, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных механизмов, а также иных процедур, программ и мер, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты пав, свобод и законных интересов детей. Все указанные механизмы и процедуры должны быть направлены на создание условий надлежащей профилактики противоправного поведения несовершеннолетних (докриминальный уровень), справедливой системы судопроизводства по делам о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (криминальный уровень), а также программ их ресоциализации и реабилитации (посткриминальный уровень)5.

Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судами по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (правило 14.2 Пекинских правил6).

Участвуя в судебном разбирательстве уголовного дела, прокурор наряду с установлением обстоятельств совершенного преступления выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, школе, ПТУ, на производстве. Если преступление было совершено в состоянии опьянения или вследствие применения наркотических веществ, подлежит выяснить источники их поступления, когда и под влиянием кого несовершеннолетний приобщался к спиртному или наркотикам. При установлении фактов вовлечения подсудимого в пьянство прокурор заявляет ходатайство о привлечении виновных в этом к уголовной ответственности или о вынесении частных определений о применении к ним мер дисциплинарного или общественного воздействия.

В судебном следствии выясняется вопрос о возможном вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым подстрекателем, который остался неразоблаченным. По групповым делам прокурор выясняет роль каждого из подсудимых в совершении преступления.

В обвинительной речи прокурору необходимо глубоко аргументировать возникновение преступного умысла у несовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние на формирование его личности. При изложении предложений о виде и мере уголовного наказания прокурору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мере использовать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступления, без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к крайней мере.

В отношении несовершеннолетних закон запрещает применять высшую меру наказания - смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять в отношении их такую меру, как лишение свободы в виде заключения в тюрьму. При определенных условиях прокурор может поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения приговора.

Если приговор в отношении несовершеннолетнего является незаконным или необоснованным, прокурор приносит кассационный протест на предмет его отмены или изменения. Осуществляя надзор в стадии кассационного производства, прокурор обязан принять обязательное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Прокурор проверяет уголовное дело в полном объеме, а не только в отношении осужденных, приговор о которых обжалован или опротестован.

Если по делу будут установлены существенные нарушения уголовно- процессуального законодательства, прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осужденных, которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационной инстанции по прекращению дела производством, применению закона о более мягком наказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принять соответствующее решение.

ЗАДАЧА

Проверкой установлено, что гражданин Иванов, не имея специального разрешения (лицензии) на протяжении 2 месяцев занимался скупкой, продажей и обменом иностранной валюты. В результате этой деятельности он получил доход в размере 10 миллионов белорусских рублей.

Что в данном случае должен сделать прокурор, какой правовой акт и на каком основании? Составьте этот акт.

Согласно ч.1 ст. 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях7 - нарушение установленного порядка проведения валютных операций, то есть скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии), иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте - влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест.

В данном случае, прокурор должен составить мотивированное постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении административного

взыскания в виде штрафа

10.03.2010 г. Витебск

Прокурор Октябрьского района г. Витебска старший советник юстиции Петров С.С., рассмотрев материал проверки, проведенной в порядке общего надзора,-

УСТАНОВИЛ:

В ходе проверки установлено, что гражданин Иванов Иван Иванович не имея специального разрешения (лицензии) на протяжении 2 месяцев занимался скупкой, продажей и обменом иностранной валюты. В результате данной деятельности он получил доход в размере 10 миллионов белорусских рублей.

Проверкой установлено, что гражданин Иванов, не имея специального разрешения (лицензии) на протяжении 2 месяцев занимался скупкой, продажей и обменом иностранной валюты. В результате этой деятельности он получил доход в размере 10 миллионов белорусских рублей.

Гражданин Иванов вину признал, уплатить штраф согласен.

На основании изложенного и руководствуясь п.5 ч.4 ст. 27 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», ч. 1 ст. 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, п.7 ч.2 ст.3.30, ч.3,4 ст. 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,-

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить административное взыскание в виде штрафа в размере 150 базовых величин (5.250.000 рублей) на Иванова Ивана Ивановича, 11.08.19763 года рождения, гражданина Республики Беларусь, уроженца г. Витебска, не судимого и не привлекавшегося к административной ответственности, проживающего г. Витебск, ул. Лазо, д. 10 кв. 107, за нарушение установленного порядка проведения валютных операций, то есть скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии).

Прокурор Октябрьского района

Г. Витебска

старший советник юстиции __________

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс, предусмотренные ст.4.1 ПИКоАП Республики Беларусь, мне разъяснены. Согласен на уплату штрафа.

____________ ________________ Иванов И.И.

дата подпись

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении столетий честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создано уникальное общественно-правовое явление - прокуратура Республики Беларусь, которая оберегает законность и является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка.

В современных условиях глубоких социально-экономических перемен прокуроры обеспечивают верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Ослабление государственного контроля за состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т.д.

Главная задача белорусского государства и прокуратуры состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, досконального знания положения дел обеспечить надёжную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны, предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, эффективно противодействовать им, в том числе мерами прокурорского реагирования.

В целях проведения эффективной государственной политики борьбы с преступностью система прокуратуры Республики Беларусь должна, функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года №2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11. 1996, в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11. 2004 №1) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. (в ред. от 27.12.2010 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08 мая 2007 г. № 220-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

5. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. – М.: Зерцало, 2000

6. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учебное пособие. / А.А. Кеник – Мн.: Амалфея, 2008

7. Шостак, М.А. Прокурорский надзор: ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Шостак. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2009

1 Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. – М.: Зерцало, 2000. - С. 76

2 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08 мая 2007 г. № 220-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

3 Ленин В.И. Полное собрание сочинений – М., 1958. Т. 45. - С. 198-203

4 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. (в ред. от 27.12.10 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

5 Зайцева, Л. Ювенальная юстиция в Республике Беларусь: процессуальные основы / Л. Зайцева // Юстиция Беларуси. - 2004. - №3. - С. 49

6 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011

7 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011