Нравственное поведение сотрудников правоохранительных органов
План
Введение
1. Общие правила поведения сотрудника ОВД
2. Правила поведения в свободное от службы время
3. Общение с населением
4. Внешний вид сотрудника ОВД
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников органов внутренних дел.
Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).
Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.
Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.
Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.
Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.
Если благо - объект стремлений человека, добро - деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство - понятия, раскрывающие ценность мотива моральной деятельности.
Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.
1. Общие правила поведения сотрудника ОВД
1. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.
2. Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:
вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;
постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;
обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему - старшего, подчинённому - начальника, мужчине - женщину;
придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;
в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.
сотрудник милиция нравственное поведение
3. Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.
4. Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.
5. Сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:
строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;
быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;
принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью.
6. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:
употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;
организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;
использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;
курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;
участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;
беспорядочных половых связей;
отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальное прошлое и настоящее.
7. Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.
2. Правила поведения в свободное от службы время
Вне службы работник милиции своим поведением и действиями должен показывать пример соблюдения общественного порядка и правил общежития, быть внимательным, готовым прийти на помощь гражданам и защитить их права и законные интересы.
Если к вам, не находящемуся на службе, обращаются граждане с различными вопросами, не отказывайте в консультации, оказании помощи. Когда для разрешения вопроса требуется значительное время, необходимо разъяснить, куда гражданину следует обратиться.
Если за помощью обратятся соседи по дому, то в зависимости от конкретной обстановки, вы должны дать совет, а если обстоятельства требуют немедленного вмешательства, принять меры к предотвращению правонарушения.
В быту вы обязаны, показывать пример чуткого, заботливого, внимательного отношения к семье, родным, близким, соседям по квартире.
При встрече со знакомыми гражданами в свободное от службы время, если увидели их раньше, здороваться первым. Первым надо здороваться при встрече знакомого старшего по возрасту. При одинаковом возрасте первым приветствуйте женщин. Приветствие может сопровождаться рукопожатием. Если встречаются несколько человек, то, поздоровавшись за руку с одним, надо также поздороваться и с другими.
При рукопожатии необходимо смотреть на того, кому протягивается рука. Не сделать этого - значит проявить пренебрежение, а это - невоспитанность. Для рукопожатия подается правая рука. Рукопожатие не должно быть излишне сильным.
Общительность во взаимоотношениях с гражданами не должна сопровождаться подчеркиванием своего служебного положения, ведением излишних разговоров о состоянии общественного порядка в городе и о деталях совершения отдельных преступлений, получивших широкую огласку в городе. Однако работник милиции обязан пресекать распространение искаженной информации об этих преступлениях.
В форменной одежде вы должны воздерживаться от решения личных бытовых вопросов, ношения хозяйственных сумок, громоздких предметов, за исключением папок, портфелей. Находясь в гражданской одежде, следует пользоваться услугами торговых и культурно-бытовых предприятий и учреждений наравне с другими гражданами.
Во время нахождения в общественном транспорте вы не только сами должны уступать место женщине или старому человеку, но и требовать этого от других граждан, в том числе и от подростков.
В свободное время работник милиции должен быть вежливым, скромным, вести себя с достоинством, показывая пример поведения в общественных местах и соблюдения правил общежития.
3. Общение с населением
Правила поведения работника милиции, его взаимоотношения с гражданами, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений при выполнении обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также во внеслужебное время определяются профессиональной моралью сотрудника ОВД, действующим законодательством, требованиями Присяги, уставами, приказами и настоящими Правилами.
Звание работника милиции обязывает Вас быть вежливым и тактичным при обращении с гражданами, чутко относиться к их просьбам и заявлениям, справедливо оценивать их поведение. Всегда помнить и проявлять заботу о том, чтобы Ваши действия при всей строгости и решительности были безупречными, справедливыми и понятными людям. Если ошиблись - сумейте вовремя, тактично изменить свою точку зрения, исправьте ошибку. Люди это поймут и оценят. Люди жалуются, как правило, не на строгость, а на несправедливость.
Сотрудник ОВД должен быть честным и правдивым, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, повышать культуру в работе, следить за своим внешним видом, соблюдать правила отдания чести и ношения установленной формы одежды, с достоинством вести себя вне службы, быть примером в соблюдении общественного порядка и норм профессиональной морали и эстетической культуры.
Правилами поведения с гражданами должны быть:
действия только по закону и во исполнение закона;
чуткость и внимание к людям, вежливость, корректность и взаимное уважение к гражданам;
твердое знание своих обязанностей и добросовестное выполнение служебного долга;
постоянное стремление к овладению новыми методами и средствами охраны общественного порядка и преступностью, совершенствованию профессионального мастерства;
инициатива и настойчивость в работе;
самообладание, умение владеть собой в любой обстановке, выдержка и хладнокровие;
нетерпимость к таким явлениям, как нечестность и карьеризм, грубость и черствость, формализм и бездушие, пьянство и моральная распущенность;
отзывчивость к чужой беде и готовность отдать все свои силы, а если понадобится и жизнь ради защиты или спасения человека;
коллективизм и товарищеская взаимопомощь, ответственность за дела коллектива;
самоконтроль и самокритичность, сдержанность и неторопливость в суждениях; умение выслушивать замечания в свой адрес, устранять недостатки;
бдительность и наблюдательность, постоянная готовность своевременно распознать намерения преступника, предупредить или пресечь любое правонарушение;
стремление к высокой культуре, забота о своем внешнем виде, постоянное повышение своего общеобразовательного уровня.
В обращении с гражданами недопустимы:
высокомерный тон, грубость, заносчивость, ироническое или невежливое изложение замечаний;
выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство;
угрозы, бестактные нравоучения или несправедливые упреки;
предъявление незаслуженных обвинений;
угрожающие жесты и знаки, а также другие выражения и действия, оскорбляющие личность и достоинство граждан.
4. Внешний вид сотрудника ОВД
Любая наша одежда: домашняя, форменная, праздничная или спортивная - должна выглядеть так, чтобы на нее было приятно смотреть. Это элементарно и говорить об этом много не стоит. Нужно лишь заметить, что человек, небрежно относящийся к своему внешнему виду, как правило, и в делах своих оказывается столь же неряшливым и неаккуратным.
Внимание к внешнему виду вовсе не исключает деловых качеств человека, как думают некоторые, а напротив дополняет черты, необходимые истинно воспитанным людям. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей - почти двести лет тому назад сказал А.С. Пушкин.
Встречают по одежке, провожают по уму - говорит народная пословица. Ведь по внешнему виду человека в какой-то мере можно судить и о его культуре, во всяком случае, об аккуратности и вкусе.
Соблюдая опрятность и личную гигиену, человек тем самым проявляет уважение и к себе, и к окружающим. Кому приятно находиться рядом с неряшливым, нечистоплотным человеком?
Однако, опрятная одежда - это еще не все. Костюм должен быть красивым, хорошо пригнанным по фигуре, должен "идти". Это не значит, что наше платье должно быть роскошным, дорогостоящим.
Порой бывает, что дешевый костюм на одном человеке лучше выглядит, чем дорогой на другом. Тут уж дело во вкусе, в умении правильно подобрать и носить одежду.
Вкус подскажет человеку, что ему больше идет. И человек со вкусом учтет и свой возраст (молодой оденется ярче, постарше в более спокойные тона), и время года (летом приятно носить более светлую одежду, чем зимой), учтет и детали своего туалета. Иной раз одной мелочью, например, слишком пестрым галстуком или носками, можно испортить весь костюм.
Вкус! Конечно, вкус у людей разный. О вкусах, как говорится, не спорят. И вместе с тем можно говорить о вкусе и безвкусице: у воспитанного, культурного человека вкус есть, а у невоспитанного - его нет.
Человек с хорошим вкусом следует моде иначе, чем некультурный, неразвитый человек. Последний обычно утрирует моду и тем доводит свою внешность до смешного, превращается в карикатуру. Уж если модны яркие рубашки, так пусть - идет или не идет, лишь бы поярче: модны брюки клеш - так лишь бы пошире, хоть тротуар ими подметай.
Человек, лишенный вкуса, наденет свой сверхмодный костюм для того, чтобы на него обратили внимание, он задается целью показать: "Смотрите: я - в модном". Человек со вкусом, напротив, делает себе костюм по моде с таким расчетом, чтобы не слишком бросаться в глаза, не выделяться среди остальных. Для него следовать моде - значит выглядеть так, как все. Еще в древности была известна истина: Признак изящества - приличие, признак щегольства - излишество.
Но мало сделать себе хорошую, красивую вещь, нужно уметь носить ее. Бывает и фигурой человек хорош, и костюм красив, но не радует он глаз. Умение носить вещь во многом зависит от того, как мы ходим, от осанки, походки, от того, как держим руки. Кстати - дурная манера держать руки в карманах нехороша еще и потому, что оттягивает карманы, портит вещь.
Первое, что отмечают люди при встрече с вами - внешний вид. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли - писал А.П. Чехов.
Заключение
В заключении следует подчеркнуть, что профессиональная этика и правовая (служебная) эстетика сотрудника органов внутренних дел тесно связаны между собой, взаимообуславливают друг друга. Это, в частности, проявляется в тождественности, однозначности оценок поступков сотрудников с моральной и эстетической точки зрения: высоконравственное с позиции этики поведение с эстетической точки зрения всегда красиво и, напротив, безобразное поведение не может быть нравственным и одобряться служебной этикой.
Знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника культурным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов внутренних дел.
Список использованной литературы
Аминов И.И. и др. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов /И.И. Аминов, и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002 г.
Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная этика: учебное пособие/А. Гусейнов, Р. Апресян - М.: Спарк, 2007 г.
Гуцериев Х.С., Сальников В.П., Федоров В.П., Худяк А.И. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. - СПб: МПбЮИ, 1996 г.
Дулов А.В. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Сб. тезисов докладов. - М.: МВД, 2000 г.
Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие под редакцией Дубова Г.В. - М., 2002
Памятка: профессора кафедры Профессиональной этики и Эстетической Культуры / Московского университета МВД России доктором философских наук, профессора Дубова Г. В.