Институт президентства в Израиле

Институт президентства в Израиле

президент израиль конституционный

В государственно–политическом механизме Израиля особое место занимает пост Президента страны. Как составная часть этого механизма, институт президентства эволюционировал (и продолжает эволюционировать в настоящее время) вместе со всей системой государственной власти и управления Израиля, что само по себе не может не привлекать внимания специалистов. Не меньший интерес представляет также практика замещения поста Президента, ибо ее изучение вкупе с критериями подбора кандидатов на пост Президента позволяет взглянуть на внутриполитические процессы этой ближневосточной страны под несколько необычным, но заслуживающим внимания углом зрения. Рассмотрению перечисленных аспектов и посвящена настоящая работа.

Израильский Президент занимает высший пост в системе органов государственного управления. Во многих отношениях должность Президента не сопоставима с зарубежными аналогами как в отношении полномочий, так и в отношении предела этих полномочий. Президент Израиля не является главой органов исполнительной власти (как, например, в России или США), но вместе с тем считается стоящим во главе государства. Президент также не является главой еврейского народа, ибо такой должности не существует вовсе (хотя при этом законодательно закреплен принцип «еврейского характера» израильской государственности), он не является монархом (как в Великобритании), однако представительство его в сфере международных отношений сопровождается поднятием государственного флага и исполнением национального гимна – теми же церемониями, которых удостаиваются и представители царствующих династий.

В переводе на один из государственных языков Израиля –иврит – Президент звучит как «наси» (с ударением на последнем слоге), причем слово это имеет еще библейские корни – так в древнееврейском царстве именовали особенно уважаемых людей: старейшин, глав родов и племен. Во время первого исчисления иудеев при переходе через Синайскую пустыню после бегства из египетского пленения пророк Моисей назначил «начальников родовых домов» (на иврите – «несиэй ха–матот»), имена которых приведены в ветхозаветной Книге Чисел.

В эпоху заселения Ханаана (нынешней территории Израиля) эти «начальники родовых домов», в числе которых был и отдельно упомянутый в Библии Иисус Навин, превратились в племенных вождей – носителей верховной власти. Освободивший древних евреев из вавилонского пленения персидский царь Кир назначил наместника Иудеи (который, между прочим, звался «наси ха–Ехуда»), поскольку эта область вошла тогда в состав Персидской державы. С тех пор титул «наси» стал ассоциировался в еврейской традиции с верховной властью и ее законодательным и судебным органом, известным по Ветхому Завету, – Синедрионом. Более того, в Израиле принято считать, что Президент даже наделен титулом главы Синедриона, что как бы подчеркивает преемственность еврейской государственности на Ближнем Востоке с древнейших времен до наших дней.

Первым правителем древней Иудеи, носившим титул «наси», был Шимон (в русской транскрипции – Симон, Симеон, Семен) Хашмонай (Хасмоней, Маккавей). Позже этот титул стал присваиваться и известным мудрецам, и выдающимся деятелям. Наличие в древней Иудее института «наси» обеспечивало ей главенствующую роль по отношению к уже начинавшим формироваться еврейским диаспорам за рубежом. В средние века титул «наси» получали представители знатных еврейских семей, проживавших в Палестине, Египте, Сирии, Испании.

С образованием Государства Израиль древнее слово обрело еще одно значение – им стали называть Президента страны. Однако лишь через шестнадцать лет после провозглашения независимости Израиля – в 1964 году – увидел свет Основной Закон о Президенте страны, юридически оформивший институт президентства в Израиле, закрепивший процедуру его избрания, место в политической системе страны и обозначивший пределы президентских полномочий.

При провозглашении независимости Государства Израиль (в ночь с 14 на 15 мая 1948 года) и в последующий период, когда властные полномочия находились в компетенции Временного Совета и Исполнительного Комитета (прообразов Парламента и Правительства), страна не имела законно избранного Президента. Во главе Временного Совета находился доктор Хаим Вайцман, который впоследствии и стал первым Президентом страны. Вскоре прошли первые всеобщие выборы. Парламент (Кнессет) первого созыва принял Закон о переходном периоде, который среди прочего закреплял процедуру избрания Президента Израиля, круг его прав и обязанностей. На сессии Кнессета 16 февраля 1949 года был избран первый Президент страны – Хаим Вайцман. В соответствии с упомянутым Законом о переходном периоде 19 ноября 1951 года Вайцман был переизбран на второй президентский срок. Стоит отметить, что вскоре после этого – 5 декабря 1951 года – Кнессет принял Закон о Президенте страны (сроке его полномочий), предусмотревший изменения в процедуре избрания Президента, а также некоторые нововведения, напрямую затрагивавшие институт президентства в стране.

Новым этапом в конституционном развитии Израиля стал принятый в 1964 году основной Закон о Президенте страны, третий по счету в системе актов высшей юридической силы, составляющих неписаную Конституцию еврейского государства. Закон 1964 года пришел на смену Закону о Президенте страны (сроке его полномочий) 1951 года и положениям Закона о переходном периоде, принятом после провозглашения независимости Израиля, касавшимся института президентства. Примечательно, что смена принятым в 1964 году Законом о Президенте страны прежнего аналогичного акта, а также положений другого Закона, регулировавших ту же сферу, может считаться чисто формальной, ибо новый Закон внес немного изменений в институт президентства в Израиле, а предусмотренные изменения не носили принципиального характера.

В первоначальном проекте израильской Конституции, составленном видным специалистом в области права доктором Коэном, предусматривалось, что Президентом Израиля мог стать гражданин иудейского вероисповедания старше 35 лет и имевший право быть избранным в Кнессет. Однако конституционный комитет Временного Совета позднее счел возможным обойтись без предложенных доктором Коэном критериев. Далее эта практика нашла отражение в принятом в 1951 году Законе о Президенте страны (сроке его полномочий), ибо парламентарии отклонили два включенных в законопроект условия, при наличии коих физическое лицо могло баллотироваться на президентскую должность –минимальный возраст в 40 лет и «израильскую принадлежность». Таким образом, Кнессет получил формальное право избирать на высший государственный пост не только нееврея и даже негражданина Израиля, но и лицо, не достигшее возраста, с которого оно может стать депутатом Парламента. Потому–то, скорее всего, и появился в 1964 году новый Закон о Президенте страны, четко закрепивший критерии для избрания лица на должность Президента. Этих критериев три: наличие израильского гражданства, постоянное проживание на территории Израиля и непребывание на посту Президента страны в течение двух следующих друг за другом сроков.

В Законе говорится, что Кнессет обязан избрать нового Президента не ранее чем за 90 дней и не позднее 30 дней после истечения срока полномочий пребывающего в должности главы государства. Если пост Президента по каким–либо причинам (об этом ниже) становится вакантным, то Кнессет обязан избрать нового главу государства в течение 45 дней, входящих в текущий срок президентских полномочий. Согласно процедуре выборов Президента, Председатель Кнессета обязан, предварительно проконсультировавшись с депутатами, назначить день выборов, причем парламентарии должны знать дату выборов минимум за 20 дней до ее наступления. После согласования даты выборов наступает вторая стадия – подбор кандидатуры на пост Президента. В данном случае группа парламентариев в составе не менее 10 человек предлагает достойную, по ее мнению, кандидатуру, но не позднее, чем за 10 дней до голосования. Каждый депутат Кнессета вправе поддерживать только одного кандидата. Выдвижение кандидатуры после соответствующего обсуждения оформляется в письменном виде с приложением письменного же согласия кандидата (в случае невозможности получить согласие кандидата в письменной форме к петиции может прилагаться отправленная кандидатом телеграмма). Здесь наступает третий этап выборов Президента: получив письменно подтвержденные ходатайства в пользу кандидатов, Председатель Кнессета не позднее чем за 7 дней до голосования в письменной форме извещает всех парламентариев о каждой предложенной для голосования кандидатуре с указанием имен коллег, выдвинувших кандидатуру. В начале сессии, на которой должны состояться выборы Президента, Председатель Парламента объявляет о наличии кандидатов на пост главы государства. Процедура выборов Президента осуществляется в ходе тайного голосования на сессии Кнессета, созванной исключительно ради этой цели. Если какой–либо кандидат набирает абсолютное большинство голосов (то есть голоса большинства парламентариев) в первом же туре, то он считается избранным на пост Президента. Но если ни одна из вынесенных на голосование кандидатур не набрала абсолютного большинства в первом туре, проводится второй тур. Если избрание не состоится во втором туре, голосование продолжается, но набравший менее других голосов претендент выбывает из президентской гонки, и в результате набравший большинство голосов кандидат считается избранным на пост Президента. Если за двух и более кандидатов, имеющих наибольшие шансы стать главой государства, подано равное количество голосов, выборы продолжаются. На заключительной стадии новоизбранный глава государства произносит президентскую присягу: «Клянусь хранить верность государству Израиль и его законам, всеми силами исполнять обязанности Президента страны». После чего подписывает оформленный особым образом текст присяги.

Принеся президентскую присягу, новоизбранный глава еврейского государства вступает в должность по окончании срока полномочий предшественника. Если пост Президента оказывается вакантным, то новоизбранный глава государства вступает в должность сразу после принятия президентской присяги. По Закону Председатель Кнессета обязан объявить о вступлении нового Президента в должность.

Нельзя не упомянуть о наблюдавшейся в израильском законотворчестве тенденции постоянного изменения срока президентских полномочий. Так, принятый вскоре после провозглашения независимости Израиля Закон о переходном периоде, всячески подчеркивавший первенство законодательной власти по отношению к исполнительной и даже судебной, взаимоувязывал срок полномочий Президента и срок полномочий Кнессета. В силу этой увязки предусматривалось, что срок полномочий главы государства заканчивался по истечении трех месяцев с даты формирования вновь избранного Кнессета. Однако Кнессет второго созыва счел подобную увязку нецелесообразной и сделал Президента более независимым в вопросе пребывания в должности: Закон 1951 года закрепил пятилетний срок президентства, считая с даты, когда глава государства вступил в должность. Если же обратиться к Основному Закону о Президенте страны 1964 года, то можно обнаружить, что израильские законодатели просто закрепили пятилетний срок полномочий Президента, не оговорив при этом исходной даты.

Однако пост главы государства может освободиться и до истечения указанного пятилетнего срока. Подобная ситуация возникает при условии, что Президент подает в отставку добровольно, а также если Кнессет сочтет необходимым отрешить Президента от должности в силу поведения или поступка, делающего невозможным дальнейшее пребывание лица на посту главы государства, если состояние здоровья не позволяет Президенту осуществлять свои полномочия на постоянной основе, а также в случае его смерти.

В случае добровольного ухода со своего поста Президент подает Председателю Кнессета прошение об отставке, причем этот документ не нуждается в подписании Председателем Кнессета. Пост главы государства считается в данном случае вакантным через сорок восемь часов с момента подачи прошения об отставке.

Отрешение Президента от должности наступает в случае его одобрения большинством в две трети членов Парламента. Однако постановка на голосование вопроса о смещении Президента может быть осуществлена исключительно по предложению парламентского комитета по внутренним делам и при условии, что предложение это получило одобрение трех четвертей членов комитета, отреагировавших на представленное не менее чем двадцатью парламентариями ходатайство по отрешению главы государства от должности. Однако перед тем, как принять решение по выносу предложения о смещении Президента, парламентский комитет по внутренним делам обязан предоставить главе государства возможность подвергнуть сомнению обоснованность ходатайства по отрешению его от должности. Кроме того, Президент Израиля имеет право выступить в свою защиту еще раз – теперь уже на сессии Кнессета непосредственно перед голосованием по импичменту. Президент также вправе назначить своего представителя для выступлений перед комитетом по внутренним делам и на заседании Кнессета. Однако Закон оговаривает, что член Кнессета не имеет права действовать в качестве представителя Президента. Комитету по внутренним делам и Кнессету вместе с тем предоставлена возможность вызывать Президента для присутствия на слушаниях по вопросу отрешения его от должности, причем слушания эти должны состояться не позднее двадцати дней с даты принятия комитетом по внутренним делам соответствующего решения.

Несколько иначе обстоит дело при процедуре освобождения Президента от должности по состоянию здоровья, когда тот в течение длительного периода времени не в состоянии исполнять служебные обязанности. Подобное решение может быть принято исключительно абсолютным большинством голосов парламентариев, причем процедура должна быть инициирована комитетом по внутренним делам, не менее двух третей членов которого согласились с соответствующей формулировкой. Предложение комитета по внутренним делам должно сопровождаться квалифицированным медицинским заключением, составленным по правилам, выработанным самим комитетом.

В случае положительного решения парламентариев по вопросу освобождения Президента от должности Председатель Кнессета делает особое официальное уведомление об освобождении поста Президента.

Статья 1 Основного Закона о Президенте страны закрепляет его роль как лица, находящегося «во главе государства». Таким образом, Закон ставит Президента над всеми государственными органами, объявляет его символом страны, что дает главе государства право быть его высшим представителем во внутренних и международных отношениях.

Нельзя не упомянуть и статью 2 указанного Закона, ибо она определяет местом постоянного пребывания Президента город Иерусалим, который Израиль объявил своей столицей.

Закон подробно оговаривает функции и полномочия главы израильского государства, которые сводятся к следующему.

Президент подписывает любой принятый Кнессетом Закон за исключением того, который затрагивает его права и полномочия. Президент участвует в формировании Правительства и принимает его отставку в соответствии с оговоренной процедурой. Заслуживает интереса сформировавшаяся в Израиле практика формирования кабинета министров. Так, глава еврейского государства возлагает обязанность сформировать Правительство на того парламентария, которого считает наиболее способным справиться с указанной задачей. Если назначенному Президентом депутату удалось сформировать кабинет министров, он становится его главой. Однако прежде чем остановиться на конкретной кандидатуре, глава государства должен провести отдельное совещание с руководством каждой из представленных в Кнессете политических партий и партийных блоков. И лишь после серии проведенных встреч глава еврейского государства делает окончательный выбор, тем самым фактически назначая будущего премьер–министра. Президент присутствует на заседаниях Правительства и заслушивает отчеты членов кабинета. Правительственный секретариат уведомляет главу страны о всех заседаниях кабинета министров, а также о всех важных вопросах, стоящих на повестке дня работы Правительства, связанных с внешней и внутренней политикой. Президент регулярно получает отчеты о работе министра иностранных дел, министра обороны и других высших государственных служащих, встречается в определенные сроки с остальными министрами и главами их канцелярий.

Глава страны аккредитует израильских дипломатических представителей за рубежом, принимает верительные грамоты представителей иностранных государств, назначает консульских представителей своей страны за границей и выдает экзекватуры консульским представителям других стран в Израиле. Церемония вручения верительных грамот проходит в Доме Президента в Иерусалиме с соблюдением дипломатического протокола – поднятием флага страны, аккредитовавшей представителя, исполнением ее гимна, построением почетного караула. В функции главы государства входит подписание международных договоров, в которых принимает участие Израиль, после того, как эти договоры ратифицируются Кнессетом. Кроме того, поскольку в обязанность главе еврейского государства вменяется назначение и смещение судей, он должен исполнять все связанные с этим процессом функции. Среди прочих функций Президента Израиля имеются также те, что предоставлены ему в силу иных законодательных актов: Президент назначает председателя Общества Красного щита Давида (израильский аналог обществ Красного Креста и Красного Полумесяца – прим. авт.) согласно Закону об Обществе Красного Щита Давида 1950 года, назначает Управляющего Банком Израиля по Закону о Банке Израиля 1954 года, назначает Председателя военно–апелляционного суда согласно Закону о военной юстиции 1955 года, Государственного контролера – по Основному Закону о Государственном контролере 1988 года, Председателя Академии наук Израиля, членов Совета Верховного Раввината, членов правления Государственной сети радиовещания и телевидения, членов Совета по делам высшего образования. По рекомендациям должностных комиссий соответствующих органов Президент назначает судей, даянов (судей еврейских религиозных судов) и кади (судей мусульманских и друзских религиозных судов). Каждый, вновь назначенный судья гражданского или религиозного суда страны, прежде чем приступить к исполнению должностных обязанностей произносит перед Президентом клятву на верность Государству Израиль и обязуется творить честный и справедливый суд.

Глава государства вправе осуществлять помилование осужденных преступников (как из числа гражданского населения, так и из числа военнослужащих) либо в виде смягчения формы наказания (например, заменой смертной казни тюремным заключением, тюремного заключения – условным наказанием и т.д.), либо в виде уменьшения его срока. Президент правомочен также амнистировать осужденных. Амнистия предусматривает снятие обвинения, и помилованный тем самым не считается совершившим преступление. Но правом амнистирования в силу его исключительности глава государства пользуется редко3. Помилование даруется после изучения главой государства обстоятельств дела: состава преступления, семейного положения осужденного, состояния его здоровья, шансов на исправление и возвращение к нормальной жизни. При рассмотрении просьб о помиловании Президент еврейского государства обращается к помощи министра юстиции, который высказывает свое мнение по конкретному случаю (если речь идет об осужденном гражданским судом), или министра обороны (если прошение о помиловании подал осужденный военным трибуналом).

Стоит отметить, что официальные документы, заверяемые подписью Президента, должны быть также подписаны Премьер–министром либо иным членом кабинета (за исключением документов, касающихся формирования Правительства).

Президент пользуется судебным иммунитетом в вопросах, связанных с осуществлением им своих полномочий, и вправе отказаться давать показания в суде, если соответствующая информация была получена им при исполнении должностных обязанностей, причем иммунитет такого рода сохраняется за Президентом и после истечения срока его полномочий. Но даже если Президент вызывается в суд для дачи показаний по иным, не связанным с его пребыванием в должности вопросам, явка должна состояться во время и в место, согласованные с главой государства.

Президент защищен от уголовного преследования, он не может совмещать исполнение своих обязанностей с занятием другого поста или занятием побочной деятельностью – исключение может быть сделано лишь с одобрения Кнессета. Парламент вправе дозволить Президенту совмещать исполнение конституционных обязанностей только с деятельностью, когда речь идет о повышении национального и государственного престижа Израиля, развитии культурного и международного сотрудничества. Глава государства освобожден от любой формы принудительной повинности или службы. В то же время Президент не имеет права покидать территорию страны кроме случаев, санкционированных Правительством. На сессии Кнессета устанавливается размер президентского жалованья и прочих выплат, необходимых главе государства для осуществления своих полномочий, а равно как и пенсии, назначаемой по окончании срока пребывания в должности. В случае смерти Президента пенсия выплачивается его потомкам. Впрочем, определение размера финансовых выплат в адрес Президента Кнессет может поручить и своему комитету по финансам. Но любое подобное решение должно быть также опубликовано в официальном отчете о деятельности парламентариев за соответствующий период.

Как отмечалось выше, официальным местом пребывания главы еврейского государства является город Иерусалим, который Израиль объявил своей столицей. Резиденция израильского Президента называется Домом Президента и включает также, кроме его личных апартаментов и жилых помещений семьи главы страны, президентскую канцелярию, залы для приема гостей и актовый, где проводятся деловые встречи и официальные мероприятия. В штате служащих Дома Президента состоят генеральный управляющий, советник по делам прессы и связям с общественностью, военный атташе, советник по международным отношениям, юридический советник, советник по делам национальных меньшинств. При канцелярии Президента функционирует юридический отдел, занимающийся в основном подготовкой материалов по вопросам помилования, отдел обращений граждан, рассматривающий все поступающие на имя главы государства обращения, а также хозяйственный отдел, отвечающий за содержание резиденции главы страны и бесперебойное функционирование всех служб, располагающий штатом техников и другого обслуживающего персонала.

Раздел 2 Основного Закона о Президенте страны предусматривает наличие должности Заместителя Президента, которую автоматически занимает Председатель Кнессета. Председатель Кнессета может исполнять функции Президента в следующих случаях.

Если Президент покидает территорию страны – вплоть до его возвращения. При условии уведомления Президентом парламентского комитета по внутренним делам о временной невозможности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, если комитет по внутренним делам большинством голосов сочтет заявление главы государства обоснованным. В данном случае необходимо пояснить, что Председатель Кнессета приступает к исполнению обязанностей Президента со дня согласия комитета по внутренним делам с просьбой главы государства временно освободить его от должности по состоянию здоровья. Председатель Кнессета исполняет принятые обязанности Президента до истечения установленного комитетом по внутренним делам срока либо до получения извещения от временно отошедшего от дел Президента о его готовности вновь приступить к исполнению должностных обязанностей. В данном случае первичной является наступившая ранее причина. Кроме того, Председатель Кнессета принимает на себя исполнение обязанностей Президента в случае, если комитет по внутренним делам, принимая во внимание результаты врачебного освидетельствования, а также в соответствии с принятым этим же комитетом регламентом, большинством в две трети голосов сочтет, что глава государства временно не в состоянии находиться на своем посту. В данном случае Председатель Кнессета считается принявшим на себя исполнение обязанностей Президента со дня принятия соответствующего решения комитетом по внутренним делам и до момента, когда комитет сочтет, что состояние здоровья позволяет главе государства вернуться к работе.

В любом случае комитет по внутренним делам не вправе назначать период, превышающий три месяца. В случае необходимости период временного исполнения Председателем Кнессета обязанностей Президента может быть увеличен еще на три месяца, а последующие продления этого срока возможны лишь по ходатайству комитета по внутренним делам, поставленному на голосование на сессии Кнессета и одобренному большинством парламентариев.

Закон вменяет в обязанность Председателю Кнессета обнародование дат возвращения Президента к исполнению должностных обязанностей и сложения полномочий в связи с истечением срока, а глава Правительства обязан при отъезде Президента из страны сделать соответствующую публикацию в средствах массовой информации.

После освобождения президентского поста и вплоть до вступления в должность вновь избранного Президента обязанности главы израильского государства исполняет Председатель Кнессета.

Помимо официальной, регламентированной законом деятельности, Президент в силу своего положения в стране и престижа среди еврейской диаспоры мира призван заниматься различными вопросами представительства и попечительства. Глава израильского государства принимает в своей резиденции политических и общественных деятелей иностранных держав, выдающихся ученых и деятелей культуры, еврейских активистов и делегации из других стран. В Доме Президента в Иерусалиме бывают представители еврейских фондов и организаций, главы разнообразных еврейских общин. Президент приглашает к себе министров и парламентариев, председателей профсоюзов и объединений предпринимателей, ректоров высших учебных заведений, военнослужащих всех рангов и оборонных ведомств, глав всех религиозных и этнических общин Израиля, писателей, художников, артистов, активистов довоенного поселенческого движения в Палестине. Кроме того, глава государства и сам разъезжает по стране, знакомится с людьми и событиями, читает лекции в университетах. Под патронажем Президента находятся многие негосударственные организации (такие, например, как Общество помощи солдатам, Общество по борьбе с онкологическими заболеваниями и др.). В иерусалимском Доме Президента проводятся ежегодные церемонии вручения премии за заслуги в военном деле и военном строительстве, награждения знаками отличия за успехи в развитии экспорта и туризма. Глава государства вручает представителям лучших промышленных предприятий и трудовых коллективов премию Каплана, присуждаемую за соответствующие достижения и показатели. К примеру, в 1991 году израильская фирма «Элько» получила благодарность президента Хаима Герцога за то, что приняла на работу значительное число недавних иммигрантов – «олим»4. Во время еврейского религиозного праздника Суккот в Доме Президента объявляется «день открытых дверей».

По устоявшейся в Израиле практике на должность главы государства выдвигаются люди, обладающие исключительными заслугами в общественной, политической, культурной и научной деятельности. Особый престиж президентского поста как олицетворения всего еврейского государства заставляют с особой ответственностью подходить к подбору кандидатов на эту должность. Президентом Израиля может стать лишь безусловно всеми одобренный кандидат с учетом как его неоспоримых человеческих достоинств, так и провозглашаемых им общенациональных задач. Считается, что каждый из шести человек, занимавших пост Президента с момента провозглашения независимости еврейского государства, оставил на нем особую печать своей личности.

Первый Президент Израиля доктор Хаим Вайцман считается вторым после Теодора (Беньямина Зеева) Герцля известнейшим лидером сионистского движения. Кроме того, доктор Вайцман был известным в свое время ученым–химиком. Еще во время первой мировой войны Хаим Вайцман вел активную деятельность с целью заручиться поддержкой европейских держав в деле основания в Палестине еврейского государства. В немалой степени благодаря Вайцману увидела свет знаменитая «декларация Бальфура», явившаяся важным шагом на пути возрождения еврейского государства почти через два тысячелетия. В течение многих лет Хаим Вайцман являлся Президентом Всемирной Сионистской организации, был одним из вождей сионистского движения, определявших его направления, формы и цели. Накануне провозглашения независимости Израиля Вайцману удалось добиться поддержки США идеи создания еврейского государства. Сразу после появления на карте мира нового государства – Израиля – Хаим Вайцман был провозглашен его первым Президентом. Как Президент Вайцман открыл в феврале 1949 года первое заседание израильского Парламента, который тогда назывался Законодательным собранием, а позже был переименован в Кнессет. 17 февраля 1949 года Хаим Вайцман на сессии Кнессета произнес присягу на верность еврейскому государству. Вайцман поселился в городе Реховот, где основал научно–исследовательский институт, которым руководил вплоть до своей смерти. Сегодня этот институт носит его имя. В 1952 году Кнессет повторно избрал Вайцмана Президентом. Стоит отметить, что основные черты института президентства в Израиле сформировались именно во время пребывания на этом посту Вайцмана. Доктор Вайцман проявлял интерес и к возможному реформированию института президентства с учетом возникавших реалий, однако в силу слабого здоровья и преклонного возраста был лишен возможности работать в полную силу и 9 ноября 1952 года скончался в своем доме в Реховоте.

После смерти Хаима Вайцмана глава израильского Правительства Давид Бен–Гурион обратился к Альберту Эйнштейну с просьбой принять на себя обязанности Президента еврейского государства, однако всемирно известный ученый не счел для себя возможным согласиться на это предложение.

8 декабря 1952 года вторым Президентом Израиля стал Ицхак Бен–Цви, который позже и перенес резиденцию Президента в Иерусалим. На протяжении ряда лет Бен–Цви являлся одним из основных руководителей еврейской общины в Палестине до провозглашения независимости Израиля и прибыл в тогдашнюю провинцию Османской империи в начале века из России. Впервые Бен–Цви побывал в Палестине в 1904 году, после чего вернулся в Россию, где активно занимался организацией еврейского противодействия русскому национально–радикальному движению, а окончательно переселился в Палестину в 1907 году. Являлся одним из создателей системы еврейских боевых отрядов «Ха–шомер» («Страж»)и одним из ее командиров, вместе с единомышленниками наладил выпуск журнала социалистического толка на иврите. Был одним из лидеров партии «Поалей–Цион». После начала первой мировой войны вместе с Давидом Бен–Гурионом развернул агитацию за формирование в рядах британской армии еврейских добровольческих батальонов и сам стал одним из добровольцев. Являлся основателем и секретарем «Гистадрута» (объединения израильских профсоюзов). В 1924 году Ицхак Бен–Цви стал членом Национального комитета – высшего органа самоуправления еврейской общины в находившейся под мандатным управлением Великобритании Палестине, причем пребывал в этой должности в течение длительного времени, а потом стал и его председателем. Как ученый Ицхак Бен–Цви внес большой вклад в изучение истории еврейских общин Палестины и всего Ближнего Востока, а также древнейшей истории племен (колен) иудеев. В русле этой деятельности Бен–Цви основал и возглавил Институт исследования еврейских общин Ближнего Востока. Как ученый и политик Бен–Цви считал своей задачей создание условий для собирания еврейских диаспор со всего мира и их слияния в единый народ. Став Президентом Израиля, Ицхак Бен–Цви оставался на нем два полных срока и в 1962 году был избран на третий срок (принятый в 1964 году Основной Закон о Президенте страны запретил избирать Президента более, чем на два срока подряд). Перенеся свою резиденцию в Иерусалим, Бен–Цви организовал особую президентскую канцелярию, причем именно в его правление сформировались принципы функционирования этого ведомства. Бен–Цви установил практику постоянных личных встреч с соотечественниками, занимался изучением путей и разрешением трудностей адаптации к жизни в Израиле выходцев из рассеянных по всему миру еврейских общин, уделял большое внимание проблемам национальных и религиозных меньшинств страны –христиан, мусульман, друзов. Ицхак Бен–Цви умер 23 апреля 1963 года в Иерусалиме.

Третий Президент Государства Израиль ЗалманШазар был избран 21 мая 1963 года. Известный общественный деятель и литератор, Шазар перед избранием на высший государственный пост занимал многие ответственные должности: был Председателем Сионистского Конгресса и Еврейского Агентства, первым израильским министром образования и культуры, одним из лидеров рабочего движения страны, главным редактором газеты «Давар» (орган федерации профсоюзов «Гистадрут»). ЗалманШазар занимал президентский пост два срока подряд вплоть до 24 мая 1973 года. Шазар происходил из ортодоксальной религиозной семьи и потому был воспитан в соответствующем духе, чем очень гордился. На посту главы израильского государства Шазар особенно много сделал для поддержания и развития связей с еврейскими общинами, разбросанными по всему миру, являясь в этом смысле преемником Давида Бен–Гуриона, который заявлял: «Государство Израиль является частью Ближнего Востока только с точки зрения географии... С точки же зрения более решающих факторов динамики, созидания и роста Израиль является частью мирового еврейства... Общность судьбы неразрывно соединяет государство Израиль и еврейский народ»5. Являясь поэтом и писателем, историком и исследователем еврейской традиции, он всячески покровительствовал отечественным творческим и научным работникам. По инициативе ЗалманаШазара был организован особый фонд поддержки ученых и литераторов, функционирующий и поныне. В период нахождения Шазара на посту главы еврейского государства в Иерусалиме было выстроено новое здание Дома Президента, где начали встречаться (эта традиция сохраняется и в настоящее время) специалисты по изучению библейского наследия, а также ученые, исследующие историю еврейских общин в странах диаспоры и их положение там. Скончался ЗалманШазар в Иерусалиме 5 октября 1974 года.

Четвертый по счету Президент Израиля ЭфраимКацир вступил в должность 24 мая 1973 года. Кацир родился в 1916 году в Киеве, а в Палестину попал в 1922 году. Всемирно известный ученый, выдающийся специалист в области биохимии и биофизики, он в течение ряда лет работал в Институте имени Хаима Вайцмана в городе Реховот. В молодости принимал активное участие в общественной жизни еврейской общины Палестины, а в дальнейшем внес большой вклад в развитие военного строительства Израиля. В 1966–1968 годах занимал пост главного эксперта по науке израильского министерства обороны. Будучи главой государства, ЭфраимКацир уделял особое внимание поддержке отечественных науки и образования, ускоренному внедрению в практику достижений техники. Поддерживал добровольные объединения и общества, курировал вопросы социального обеспечения, занимался исследованием социальных проблем, в числе которых особенно выделял проблему экономического, социального и образовательного разрыва между евреями–выходцами из Европы и Америки и иммигрантами из стран Азии и Африки. Лично контролировал вопросы государственной безопасности, в связи с чем много ездил по стране, посещая промышленные центры, сельскохозяйственные районы, учебные заведения, воинские части, научно–исследовательские учреждения. На посту Президента оставался в течение одного срока, после чего вновь вернулся к научной деятельности.

Пятый израильский Президент – Ицхак Навон – вступил в должность 29 мая 1978 года. Родился в 1921 году в Иерусалиме в семье коренных евреев–палестинцев. До провозглашения независимости еврейского государства в течение ряда лет являлся членом еврейской боевой организации «Хагана» (прообраза будущей израильской армии). Во время первой арабо–израильской войны 1948 года служил в главном штабе армии Израиля, а после окончания войны был направлен на дипломатическую работу в Латинскую Америку. Затем занимал ряд важных государственных постов. С 1965 года и вплоть до избрания Президентом являлся депутатом Кнессета. Был заместителем Председателя Кнессета, членом парламентских комитетов по обороне и иностранным делам. Является автором ряда литературных произведений. В 1963–1965 годах возглавлял отдел культуры министерства образования и культуры Израиля. Занимая пост главы государства, активно способствовал укреплению связей между Израилем и еврейскими диаспорами по всему миру. Много сделал для пропаганды и развития еврейского образования в диаспоре, в особенности среди молодежи. Усилия Ицхака Навона были направлены и на усиление еврейской иммиграции в Израиль. Кроме того, продолжая линию предшественника ЭфраимаКацира, стремился к нивелированию материальных, образовательных и социальных различий между евреями–выходцами из стран Запада и Востока. Оказывал поддержку разного рода добровольным обществам, деятельность которых была направлена на оздоровление социального климата в стране и на поддержку военного строительства. Призывал укреплять самостоятельность и авторитет органов местного самоуправления, поддерживал основание новых поселений, причем особое внимание уделял освоению отдаленных, неразвитых в экономическом отношении районов и оккупированных территорий. Поддерживал контакты с деятелями науки, культуры и искусства, которым старался оказать посильную помощь.

Следующим Президентом Государства Израиль стал Хаим Герцог, вступивший в должность 5 мая 1983 года. Родился в 1918 году в Белфасте в семье главного раввина Ирландии, ставшего впоследствии главным раввином Израиля. Хаим Герцог получил как еврейское религиозное, так и светское (юридическое) образование и, кроме того, окончил Королевскую военную школу в Великобритании. В Палестину переехал в 1935 году. В годы второй мировой войны являлся резидентом английской разведки в северной Германии. Во время первого арабо–израильского вооруженного конфликта 1948 года принимал участие в боевых операциях в звании офицера, а завершил военную службу генералом. Работал военным и политическим комментатором на израильском радио, написал несколько книг (в основном на военную тематику). Занимался общественной и политической деятельностью. В 1975–1978 годах являлся представителем еврейского государства в ООН. С 1981 года и вплоть до избрания на высший государственный пост являлся депутатом Кнессета. Занимая должность главы государства, продолжал укреплять связи между Израилем и еврейскими общинами других стран, причем особый акцент делал на расширении еврейского образования среди молодых евреев. Содействуя повышению авторитета Президента как в самом Израиле, так и на международной арене, способствовал укреплению демократического правосознания в израильском обществе, подчеркивал важную роль суда и закона в соблюдении принципов свободы и равенства. Уделял внимание выявлению и устранению причин социальных и общественных конфликтов в стране, заботился о воспитании терпимости в общественном сознании и также много ездил по стране. Скончался 17 апреля 1997 года.

Нынешний израильский Президент – ЭзерВайцман (племянник Хаима Вайцмана) – вступил в должность 13 мая 1993 года. Вайцман родился в 1924 году в Тель–Авиве. Считается одним из основателей израильских военно–воздушных сил. Во время второй мировой войны проходил службу в английских ВВС, служил в Египте и Индии. В первой арабо–израильской войне 1948 года участвовал в качестве летчика–истребителя. Затем был назначен начальником оперативного отдела штаба авиации Израиля, а впоследствии – и командующим ВВС страны. Выйдя в отставку в 1969 году, занялся политической деятельностью, занимал пост министра транспорта, ряд других важных государственных должностей. На посту министра обороны принимал активное участие в мирных переговорах с Египтом, завершившихся подписанием в 1979 году Кэмп–Дэвидского соглашения. Затем ввиду серьезных разногласий с главой правительства М.Бегиным ушел в отставку6 и занялся предпринимательством. Вернувшись в политику четыре года спустя, стал министром по делам арабского меньшинства, а потом – министром науки и технологии. Прекратил политическую деятельность за год до избрания на пост главы государства. ЭзерВайцман полагает, что главной задачей Израиля на современном этапе является окончательное собирание евреев на исторической родине. Реализация этой цели политического сионизма видится нынешнему израильскому Президенту как решение трех взаимосвязанных задач: достижение дружеских отношений со всеми государствами, которые пока находятся либо в состоянии войны с Израилем, либо не признают его; более успешная абсорбция прибывающих в страну иммигрантов; дальнейшее развитие израильской экономики. Среди иных приоритетных для себя направлений деятельности ЭзерВайцман выделяет животрепещущие общественные проблемы – такие, как борьбу с распространением наркотиков и повышение безопасности движения на автомобильных дорогах.

В последнее время в рамках продолжающегося конституционного процесса в Израиле все сильнее стали раздаваться голоса о целесообразности принятия нового Основного Закона о Президенте страны. Необходимость принятия нового акта высшей юридической силы, затрагивающего статус и полномочия главы еврейского государства, диктуется намерением израильского общества сделать ветви государственной власти более равноправными и независимыми друг от друга. Основное предполагаемое нововведение будет касаться процедуры избрания Президента страны. Выборы главы государства планируется вывести из круга полномочий Кнессета, дабы Президент избирался в ходе всенародного голосования.

Израиль по сути – парламентская республика. Однако роль Президента в механизме осуществления государственной власти, неуклонно повышавшаяся с момента провозглашения независимости страны, неоспорима. Уже в силу своего положения как «первого гражданина» Израиля Президент находится в центре внимания. И намечающаяся в еврейском государстве реформа института президентства лишний раз подтверждает, что даже несмотря на ограниченные возможности осуществления властных полномочий, Президент Израиля является и будет являться одной из основных составляющих современного конституционного механизма этой ближневосточной страны.

Литература

1 Институт президентства в Израиле. – Иерусалим: Министерство образования, культуры и спорта, 1994. с. 4.

2 Факты об Израиле. – Реховот: Израильский центр информации, 1992. с. 60.

3 Институт президентства в Израиле. – Иерусалим: Министерство образования, культуры и спорта, 1994. с. 14.

4 Алия. Панорама Израиля. – Иерусалим: Издание Еврейского Агентства. 1991. №№ 269/270. с. 21.

5 Ben Gurion D. Rebirth and Destiny of Israel: New York. 1954. с.489.

6 Краткая еврейская энциклопедия. – Иерусалим: Кетер, 1976. T.I. c. 626.

1