Государство и личность в Казахстне
Содержание
Введение
1. "Государство" и "личность" как исходные понятия
1.1 Понятие государства
1.2 Государство и личность
2. Государство и правовой статус личности
2.1 Понятие прав личности
2.2 Правовой статус личности и ее фактическое положение
3. Конституционные основы правого статуса человека
3.1 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
3.2 Гарантии конституционных прав и свобод
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.
Проблема взаимодействия государства и личности обуславливает необходимость анализа государственной политики в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности на современном этапе
Государство представляет собой не только особым образом организованный разряд людей, которые систематически занимаются управлением и присуждением. Государство - это и внутренние устройство общества и в, частности, особый вид организации человеческого общества, как в территориальном, политическом, так и юридическом плане единения населения.
Исходя из принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, а это означает, что человек становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний.
Проблема государства и личности в юридической литературе постоянно является одной из наиболее дискуссионных и исследуемых тем. К сегодняшнему дню в истории права по данной проблематике имеется определенный опыт, отраженный в политических трактатах средневековой и новой эпохи, в работах новейшего периода. В свое время проблема соотношения государства и личности уделяли внимание Платон и Аристотель, которые рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали, что государство есть нечто божественное, некая мистическая сила, которая тяжелым грузом сдавливает волю поданных. Третьи видели государство в качестве источника всех людских зол, а четвертые, напротив - в виде источников всех благ.
Следует отметить, что проблема взаимодействия государства и личности является недостаточно изученной и в этом проявляется тот факт, что работа, которую бы рассматривали данную тему в комплексе крайне мало. Немало важным фактором является и то, что проблема личности в государстве в большей степени изучаются психологией, социологией и в меньшей юридическими науками. Наибольший вклад в изучение проблематике личности был сделан в советский период, о чем говорят такие известные работы И.С. Кона "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", где рассматриваются вопросы социализации личности, ее роли в обществе.
Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейные, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Для правовой государственности характерно также установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. В чем оно проявляется? Прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности. Государство принимает конкретные обязательства, которые направлены на обеспечение интересов личности. В свою очередь личность обязана соблюдать все правовые установления государства.
Следует отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод личности, ибо завышение делает право функцией, а ограничение ведет к разрушению государства.
Курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса касающихся непосредственно понятий личности и государства, их взаимозависимости и взаимоответственности.
Основная цель работы - раскрыть сущности взаимодействия государства и личности, конституционного механизма защиты прав личности в демократическом обществе.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- раскрыть сущность государства;
- исследовать основные концепции прав личности;
- обосновать концептуальную основу правового статуса личности.
При написании данной работы были использованы как нормативные акты, так и учебная литература философской и юридической направленности, отражающая проблему взаимодействия государства и личности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использований литературы.
1. "Государство" и "личность" как исходные понятия
1.1 Понятие государства
Прежде чем рассматривать вопросы взаимоотношения государства и личности, необходимо определить такое понятие, как "государство". "Государство - продукт общественного развития" 1. Оно является исторически развивающимся явлением и соотносится с поступательным развитием общества. О том, как и в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного ответа. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Организующей силой, способной обеспечить внутренний порядок и внешнего безопасность общества выступает государства. Следует отметить, что обобщающие понятие государства появилось в 16 веке. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato . Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существует, разные подходы и его рассмотрим некоторые из них. Юридический подход к пониманию государства состоит в том, что оно рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов; власть, территория, население.
Социологический подход заключается в том, что государство- явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако, в данном подходе наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом. Государство есть само общество, организованное особым образом. Отождествление общества и государства можно наблюдать у Кайта: государство-объединение людей под эгидой права.
Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства.
Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала марксистско-ленинская теория государства, которая определяет государство исходя из его неизменной классовой природы: государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы. В настоящие время признаётся, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни.
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное исторически меняющиеся общество. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества.
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, подпадающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Поэтому пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимо.
Итак, государство - определённая организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с обществом, в котором существует кроме государства и другие организации. Поэтому будет целесообразно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций. Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые выделяются современными российскими исследователями, занимающихся проблемами теории государства (Хропанюк В.Н., Чердемцев П.Р. и др.). К таким признакам государства относятся следующее:
- единая территориальная организация политической власти;
- особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обебспечения его нормальной жизнедеятельности;
организация общественной жизни на правовых началах;
суверенная организация власти.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Все существующие доктрины едины в одном: государство является политическим институтом.
На современном этапе демократические режимы провозгласили курс на построение правового государства, характеризующееся формой организации и деятельности государственности, которая строится во взаимоотношениях индивидов и их различных объединений на основе норм права.
Будучи по - прежнему главной управляющей системой общества, в настоящие время государство начинает все более превращаться в органом преодоления социальных противоречий, учёта и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. На первый план начинает выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Изменяется роль государства и на международной арене. Она проявляется во взаимных уступках, компромиссах, разумных договоренностей с другими государствами. Все вышеизложенное характеризует современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правового государства (по форме).
Одним из важных признаков правового государства является реальность прав личности. Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и, в конечном счете, во взаимных правах и обязанностях.
Таким образом, анализируя изложение можно отметить, что существующие теории государства концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
Многие правоведы связывают правовое государство с республиканской формой правления и разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Этот принцип носит не самостоятельную, а инструментальную ценность, обеспечивает реализацию других целей.
Цели реализации принципа разделения властей:
1) Обеспечить суверенитет народа над государственным аппаратом за счет ослабления его и обеспечения взаимоконтроля ветвей власти.
2) Демонополизировать власть государственных органов, не допустить злоупотреблений этой властью.
3) Обеспечить господство естественного права, а значит, защитить права и свободы граждан от произвола властей, обеспечить законность в стране.
4) Выразить интересы всех слоев общества через органы государственной власти. Найти компромисс их интересов и обеспечить общественное согласие.
Разделение властей основано на двух принципах:
1) Самостоятельность (относительная независимость) каждой из властей в выполнении своей особой функции, что обеспечивает:
а) выражение интересов:
- народа через представительные органы.
- элит (буржуазии, бюрократии) через правительство.
б) правопорядок посредством деятельности суда.
в) демонополизацию власти, не допускает деспотизма (ослабление власти аппарата государства перед лицом общества). При этом следует соблюсти меру ослабления власти, не допустить безвластия в стране.
2) Взаимный контроль властей, сдерживание друг друга. Каждая из властей является противовесом другой. Это обеспечивает:
а) господство закона (Конституции) и естественного права в первую очередь через судебную деятельность.
б) не допускает злоупотребления властью какой-либо из ветвей власти.
в) препятствует революционным потрясениям, обеспечивает эволюционное развитие государства и общества.
г) позволяет гармонически сочетать принципы демократизма, законности и целесообразности.
д) защиту прав человека и гражданина.
Говоря о законодательной власти необходимо сказать что, ряд теоретиков считают, что ей должно отводиться первое место (И. Кант) 21. Имеет следующие свойства:
1) Формируется демократическим путем из представителей народа и ему подотчетна.
2) Главная функция — выражать волю народа в законах.
3) Главная цель — обеспечение демократизма.
4) Сдерживающие функции: — воздействия на иные ветви власти, чтобы противостоять произволу монарха, президента, правительственной бюрократии:
- контроля за исполнением законов исполнительными органами.
- право участия в формировании правительства и судебных органов.
- право выразить недоверие правительству и отрешить президента от должности.
5) Ограничена правовой процедурой деятельности, президентом, судом.
Исполнительно-распорядительная власть и глава государства представлены профессиональной бюрократией и верхними слоями политиков (президент, правительство).
Чаще всего посягает на права граждан и стремится превратить государство в инструмент реализации своих эгоистических интересов. Эту власть в большей степени используют отдельные общественные элиты (крупная буржуазия) в своих интересах.
Основные свойства:
1) Формируется народом (выборы президента) или парламентом (формирование правительства в парламентской республике).
2) Основная функция: обязана беспрекословно исполнять воли" народа, выраженную в законах.
3) Сдерживающие функции: на основе относительной независимости от законодателей, ограничивает их произвол:
- препятствует принятию неразумных, невыполнимых, популистских решений посредством законодательной инициативы, обязательного представления заключения по ряду законопроектов, касающихся финансов, право "вето" президента на законопроекты.
- право распустить парламент в случае несогласия с его деятельностью и обращения к народу путем проведения выборов разрешить спор. При этом, в случае не поддержки правительства (президента) оно должно уйти в отставку.
4) Ограничена парламентом и судом.
А судебная власть формируется разными путями: парламентом, исполнительной властью или главой государства, народом путем выборов или подтверждения доверия22.
Функции:
а) обладает монополией на разрешение любых споров о праве. Весы должны быть в руках Фемиды.
б) защищает права граждан и их организаций в том числе, от произвола государства, обеспечивает защиту личности от государства и его чиновников.
в) контроль за соблюдением принципа законности и конституционности нормативных актов.
г) высшие судебные органы обладают правом законодательной инициативы.
д) разрешение на основе закона конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти.
1.2 Государство и личность
Понять современное общество и современного человека невозможно без изучения многообразных отношений людей с государством. В повседневном и научном языке часто встречаются термины "человек", "личность". Понятие "человек" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми.
Человек как личность оказывается включенным в различные социальные группы и в общество в целом. Он находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями и отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах человечества.
Характер отношений личности и государства в историческом развитии зависит от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляла личность, ограничивая ее свободу, или представляло привилегии. И только через столетия государство стало, относится ко всем личностям как к равным.
Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности.
В государственно-организованном обществе в системе факторов определяющих положение человека именно государству принадлежит исключительно важная роль. Такое значение государство обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
Вместе с тем личность так же оказывает влияние на государство, которое проявляется как в опосредованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании органов государства путем выборов, контроля и критики деятельности государства, обжалованием действий и решений должностных лиц.
Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности. Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность чем отдельная личность на государство. Поэтому, роль государства здесь может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности.
Отношение между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Поэтому, демократическое правовое государство должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности, обеспечивать не только правовую, но и социальную защищенность личности. Определяя законодательно меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение обязанностей. Обязанность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата), ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех и, прежде всего государства. Этим подчеркивается не отчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве
2. Государство и правовой статус личности
2.1 Понятие прав личности
Важнейшим компонентом любой правовой системы является институт прав и свобод личности. Основные права и свободы, их широта, реальность и гарантированное выражают не только фактическое и юридическое положение личности в обществе, но и сущность действующий в нем демократии, образа жизни, те социальные возможности, которые заложены в самом общественном строе.
По характеру прав и свобод личности, степени их фактического использования, гарантированности, юридической защищённости можно судить о достоинствах или недостатках той или иной правовой системы.
Задача истинно демократического государства состоит в том, чтобы наиболее полно выразить и законодательно закрепить права и свободы личности.
В рамках правовой системы все права граждан могут быть классифицированы как субъективные, во-первых, по их принадлежности субъекту; во-вторых, по относительной их зависимости от субъекта (особенно в смысле использования); в-третьих, по противополагаем ости юридическим нормам, независимым от субъекта; в- четвертых, по реальной гарантированности осуществимости заключенных в них социально - правовых возможностей; в-пятых, по надежной охране и защите их от нарушений; в-шестых, по наличию у субъекта определенного притязания, которые он в любое время может предъявить к соответствующим органам и организациям, а также гражданам, чтобы реализовать свое право.
Субъективное право - не только важнейшее, но и наиболее активное звено правовой системы. Оно более тесно, чем другие компоненты, связано с личностью, несет на себе значительную социальную и функциональную нагрузку.
Субъективное право выполняет в правовой системе многообразные социальные роли и функции: определяет вид и меру поведения субъектов, позволяет им притязать на определенные социальные блага и пользоваться ими, выступает предпосылкой личной свободы индивида, служит формой опосредования наиболее важных интересов граждан, средством удовлетворения их материальных и духовных потребностей, повышению ее социально -правовой активности, обеспечивает сочетание индивидуальных, коллективных и общественных интересов, является юридическим выражением взаимоотношений государства и личности.
В доследовании проблем прав личности и их роли в правовой системе выделяют два аспекта. Первый предполагает социально -экономическую и классово - политическую характеристику прав, а второй - специально- юридическую и функциональную. Они тесно взаимосвязаны.
Государство, провозглашая и гарантируя соответствующие права и свободы, не сопровождает их "властью", "категоричностью", не требует от граждан в обязательном порядке безоговорочной их реализации. Оно лишь объективно заинтересовано в активном осуществлении личностью своих прав, но эта заинтересованность не есть требование.
Осуществление того или иного права - это именно возможное, а не должное поведение.
Общественная значимость субъективных прав определяется, прежде всего, их материальной стороной. Право личности это непросто право на действия (свои и чужие), а право на доступ к основным ценностям общества, на участие в политической жизни страны, в управлении государством, на пользование материальными и духовными благами, удовлетворение разнообразных потребностей, запросов, интересов, достойное человека существование, положение в обществе.
В случае нарушения прав личности может требовать, в том числе "властью", "категорично" их защиты, восстановления.
Права граждан отличается большим разнообразием, спецификой, особенностями. Эти различия могут служить основанием для отнесения прав к той или группе, виду, категории, для той или иной классификации, но отнюдь не для переключения их в разряд "не субъективных".
Одной из разновидностей субъективных прав выступает закрепление в Конституции государства политические свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, объединения в общественные организации. Именно так их рассматривают большинство исследователей занимающихся данной проблемой.
К личным правам граждан относятся: право на неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки и телефонных переговоров, свобода совести, судебная защита от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, обжалование незаконных действий должностных лиц, возмещение причиненного этими действиями ущерба. По своему существу личные права и свободы являются субъективными публичными правами, которым присуща та индивидуализация, та связь с личностью, которые составляют основной признак всякого субъективного права. Социальная и юридическая природа этих прав состоятельно исследована Ф.М. Рудинским еще в советский период.
Кроме личных и политических прав и свобод существуют социально - культурные экономические права и свободы. Важнейшей особенностью личных прав является их не отчуждаемость, то есть невозможность и недоступность ограничения или отмены этих прав органами исполнительной власти.
Таким образам, права и свободы граждан; подразделяясь на конституционные (основные) и возникающие на основе норм текущего законодательства является основой определения правового статуса личности.
2.2 Правовой статус личности и ее фактическое положение
Место и роль личности в правовой системе можно наиболее полно охарактеризовать через категорию правового статуса, который позволяет раскрыть реальное (фактическое и юридическое) положение человека в обществе.
Правовое положение личности может быть правильно понято лишь конкретно - исторических условиях, с учетом социально-экономической и политической природы общества.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности объем ее прав, обязанностей законных интересов, других правовых возможностей. Он объективно отражает все наиболее характерные черты личности правового государства. В то же время правовой статус личности является мерилом социального прогресса общества, его достижений в различных областях.
В широком смысле под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение личности в обществе. Правовым он называется потому, что речь идет о правовых прерогативах личности, ее юридических возможностях, правах и свободах, компетенции, полномочиях, а также обязанностях и ответственности как субъекта права и как гражданина.
В основе правового статуса лежит фактически социальный статус, определяемый всей совокупностью экономических, политических, духовных, нравственных и иных условий жизни общества. В литературе социальный статус характеризуется как понятие, которое показывает место личности в системе общественных отношений, ее возможности для всестороннего развития и совершенствования, функции в качестве субъекта отношений, деятельность в основных сферах жизни, оценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества. Юридические нормы как бы обрамляют и закрепляют фактический социальный статус, превращая его тем самым в правовой. Эти два статуса соотносятся как содержание и форма, где формой выступает правовой статус.
Правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремиться просто, продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. Определяя правовые положения человека государству необходимо считаться (в большей или меньшей степени) с тем, что правотворчеству и закону предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными правовые установления должны основываться на реальности, так или иначе учитывать потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.
Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц.
Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность неизменность. Именно это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть не маловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрисивные процессы. Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой, определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода.
В практическо - функциональном плане с точки зрения потребностей и интересов индивида правовой статус понимается как система гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности.
Структура правового статуса личности состоит из четырех взаимосвязанных между собой элементов: права и обязанности, свободы личности, законные интересы, юридическая ответственность. Рассмотрим их подробнее. Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами.
В отличие от прав обязанности личности предоставляют собой установленные и гарантированные государством требования к поведению человека. В определенной степени это официальная мера должного поведения.
Свободы личности предоставляются государство, которые делают акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение человека в данном случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства.
Законные интересы - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод.
Законные интересы конкретно законодателем не определены, ибо в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Юридическая ответственность состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей.
Следует отметить, что все элементы правового статуса связанны между собой и в конечном итоге создают комплексную категорию, отражающую отношения личности, общества и государства.
3. Конституционные основы правого статуса человека
3.1 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Рассмотренный выше правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса, и относиться исключительно к ее качеству человека и гражданина к связям личности именно с государством, а не обществом в целом. Но статус человека характеризует одновременно и его связь с государственно-организованным обществом.
В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе и его принято подразделять на несколько видов:
1 .Общий или конституционный статус человека и гражданина;
2. Специальный или родовой статус определенной категории
граждан.
Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, то есть установленные и гарантируемые основным законом страны, и на права и свободы, предусмотренные текущем законодательством.
Важно подчеркнуть, что общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства. Он не зависит от конкретных обстоятельств, то есть является базовым, исходным, делающим все иные статусы производным от него, дополняющим его.
В структуру конституционного статуса личности входят следующие компоненты: гражданство; правосубъектность (включает правоспособность и дееспособность); основные права, свободы законные интересы и обязанности; правовые принципы и гарантии правового статуса.
Сердцевину или основу правового положения личности составляют и права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве.
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательство. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.
Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам.
Следует отметить, что права человека - это совокупность естественных и отчуждаемых прав и свобод, таких как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к конкретному государству.
Конституционные права и свободы принято классифицировать на четыре группы: личные, политические, социально - экономические, культурные.
Именно в такой последовательности права и свободы закреплены в действующей Конституции РФ, основанной на новой концепции прав человека. Именно такая последовательность присуща декларации прав человека, принятой Ассамблеей ООН в 194 8 году.
Особенности личных прав и свобод заключается в следующем:
1. они являются по своей сущности правами человека, то есть каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
2. они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и другие естественные права связанные с его индивидуальной частной жизнью. Права на жизнь - это основное личное право человека, толкуемое как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена.
Защита прав на жизнь охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от воли, внешних способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением оружия и пр.
Право на охрану государством достоинства личности означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающие человеческое достоинство обращению или наказанию, а также никто не может быть без добровольного согласия подвергнуть медицинским, научным или иным опытам.
Неприкосновенность личности означает недоступность произвола при применении репрессивных мер (аресты, заключение под стражу и др.).
Неприкосновенность жилища - одно из личных прав человека, означающие, что никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц
Неприкосновенность частной жизни означает охрану личной и семейной тайны, конституционными гарантиями которой является запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, права лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.
Ст. 27 Конституции РК обеспечивает свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. Свобода движения и переселения - это личное право человека, означающие возможность беспрепятственного передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.
Проявление свободы личности является также свобода совести
Каждый человек сам, по своей воле, вправе определить свое отношение к религии. Сданным правом связана свобода вероисповедания, т.е. право человека индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ним.
3.2 Гарантии конституционных прав и свобод
Провозглашение прав и свобод еще не означает, что они могут быть доступными для каждого. Человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться ими. Государство обязано гарантировать реальную возможность осуществления этих прав свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов
Гарантированность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которые всегда стремятся к самосовершенствованию и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
Важной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является их признание непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления законодательными актами
Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина>?> относя их регулирования к исключительному ведению Российской Федерации, а это призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории страны.
Гарантом прав и свобод человека и гражданина в Казахстана является ее Президент. При Президенте РК действует комиссия по правам человека
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность уполномоченного по правам человека в РК.
Наряду с общими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина следует выделить специфические юридические гарантии их защиты.
Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита, которая гарантируется каждому.
Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод гражданина. В соответствии со ст. 33 Конституции РК граждане имеют право обращаться, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного управления. Одной из форм обращения являются заявления и жалобы граждан.
Юридической гарантией является охрана Конституцией прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции РК). В России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно.
Следует отметить, что существуют многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в нормах отраслевого законодательства (гражданского, уголовного, административного и др.).
Закон особо защищает права и интересы людей от посягательств других лиц, проводя четкую границу между использованием личностью своих прав и злоупотреблением ими. В связи с этим Конституция РК предусматривает наличие ограничений. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Они возможны в строго установленных случаях и вводятся прежде всего для защиты основ конституционного строя страны.
Права и свободы человека ограничиваются в интересах нравственности и здоровья населения, поэтому запрещается, например, распространение взглядов, Направленных на разжигание расовой или национальной розни, порнографии и других аморальных действий.
Права и свободы ограничиваются также в интересах обороны и безопасности государства. Закон предусматривает и ограничения права выезда за рубеж по соображением государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах
Ограничение некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.
Таким образом, государство не только предоставляет определенные права и свободы личности, но и гарантирует возможность пользования ими, ибо в противном случае такие права, свободы и законные интересы останутся всего лишь декларацией не доступной для человека.
Заключение
Таким образом, раскрыв тему курсовой работы мы пришли к следующим выводам.
Мы рассмотрели определение государство - определённая организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с обществом, в котором существует кроме государства и другие организации.
Исходя из определения государства, мы выделили следующие его признаки:
- единая территориальная организация политической власти;
- особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обебспечения его нормальной жизнедеятельности;
организация общественной жизни на правовых началах;
суверенная организация власти.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенететом.
Одним из важных признаков правового государства является реальность прав личности. Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и, в конечном счете, во взаимных правах и обязанностях.
Таким образом, анализируя изложение можно отметить, что существующие теории государства концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
Так же мы дали определение понятию личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми.
Человек как личность оказывается включенным в различные социальные группы и в общество в целом. Он находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями и отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах человечества.
Таким образом, правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех и, прежде всего государства. Этим подчеркивается не отчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве. Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и общество в целом, находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их многочисленными взаимными связями, отношениями. Связь личности и государства проявляется как в опосредованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно. Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность на государство. Здесь роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности во всех сферах деятельности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением личности прав и свобод находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления им своих прав и свобод. Законные интересы личности тесно связанны с понятием и содержанием прав и свобод. Что касается правового статуса и фактического положения человека, то правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Государство является из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. При этом роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда высока, а в зависимости от конкретно - исторических условий может быть и решением.
Основы правового положения (статус) человека и гражданина является одним из важнейших институтов конституционного права РК. Только в правовом государстве личность может называться личностью, потому что существует опасность того, что государство может погубить ростки человеческого в человеке, либо личность не сможет находиться под постоянным гнетом государственной машины. Среди основных черт и особенной правового государства выделяют такие, как полная гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и содержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Наша курсовая работа была посвящена рассмотрению вопроса касающихся непосредственно понятий личности и государства, их взаимозависимости и взаимоответственности.
Раскрыв тему курсовой работы, мы достигли поставленной цели - охарактеризовать сущности взаимодействия государства и личности, конституционного механизма защиты прав личности в демократическом обществе.
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
- раскрыли сущность понятия государство;
- исследовали основные концепции прав личности;
- обосновали концептуальную основу правового статуса личности.
Список использованной литературы
государство личность конституционный демократический
Нормативные акты:
1. Закон об изменениях и дополнениях в Конституцию РК от 8 октября 1998 года.
2. Конституция РК 30 августа 1995 года.
3. Конституционный закон РК от 16.12.91 года "О государственной независимости РК".
4. Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 18.12.95 года "О Правительстве РК".
5. Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 26.12.95 года "О Президенте РК".
6. Закон РК от 10.12.93 года (с изменениями и дополнениями) "О местных государственных представительных и государственных органах РК".
7. Указ Президента РК от 10.10.97 года "О мерах по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в РК".
8. Закон РК "О гражданстве РК" А., 1995 г.
9. Закон "Об уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан" А., 1997 г.
Научная литература:
10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций М., 1995 г.
11. Спиркин А.Г. Философия. Учебник М., 1998 г.
12. Общая теория государства и права. Учебник под ред. Марченко М.Н., М., 1998 г.
13. Кадыргалиев С.А. Теория государства и права., А., Наука, 2007г.
14. Чердалцев А.В. Теория государства и права М., 1999 г.
15. Алимова Р.И. Права человека, А., 2006г.
16. Хропанюк В.И. Теория государство и права М., 1999 г.
17. Жапасов С.С. Общая теория государства и права, А., 2005г.
18. Нерсенянц B.C. Философия права . Учебник для ВУЗов . М., 1997 г.
19. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР М., 1985 г.
20. Есеналин И.С. Основы государства и права Республики Казахстан, А., 2006г.
21. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности М., 1993 г.
22. Берсжнов А.Г. Права личности : некоторые вопросы теории . М., 1999 г.
23. Основы государства и права Республики Казахстан: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Алматы, 1997.
24. Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии: Монография. - Алматы, 1996.
25. Сулейменова А.С. Государство и право, А., 2007г.
26. Козлов Е.Ю. Кутафин О.Е. Конституционные права Казахстана. Учебник, М., 1995.
27. Конституционное право. Учебник, отв. Ред. А.Е. Козлов М., 1996 г.
28. Комментарий к Конституции РК. - А., 1994 г.
29. Жакупова А.И. Конституционное право человека., А., 2008г.
30. Мельник В.А. Политология. Учебник. Минск, 1997 г.
31. Политология. Учебное пособие под ред. А.А. Радугина М., 1999г.
32. Жаксалыков Ы.К. Государство и право., А., 2005г.