Виды налоговых проверок. Расчеты по НДФЛ
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ СПО «Кунгурский лесотехнический техникум»
Контрольная работа №1 шифр-52
по дисциплине «Налоговое право»
студента группы ПР-51сз
специальность 030503
«Правоведение»
Шляпникова А.В.
Кунгур 2010 год
Виды налоговых проверок: камеральные, выездные.
Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ.
Задача:
январь – 12710 (руб.); февраль – 16260 (руб.); март – 13430 (руб.) Дети – 2.
Определить: 1) размер НДФЛ и суммы заработной платы к выдаче (заполнить лицевой счёт).
2) Заполнить налоговую карточку и справку о доходах физических лиц по форме 2НДФЛ.
Виды налоговых проверок: камеральные, выездные.
Виды налоговых проверок
Основными видами налоговых проверок являются:
Камеральная.
Выездная.
Говоря о разновидностях выездной налоговой проверки, надо заметить, что законодатель оставил налоговым органам право проводить повторные выездные налоговые проверки по следующим основаниям:
в качестве контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика;
в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога заявлена к уменьшению.
Важно отметить, что повторная проверка возможна, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года. Исключение составляют проверки, связанные с ликвидацией и реорганизацией.
А дополнительную проверку постигла печальная участь. С 2007 года Налоговый кодекс РФ с ней распрощался. Напомним, что эта проверка была результатом обращения налогоплательщиков с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Классификацию налоговых проверок можно представить в виде схемы.
Камеральная налоговая проверка:
Субъекты и сроки:
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Ее целью служит контроль за соблюдением организацией-налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах РФ.
Срок проведения проверки остался прежним – 3 месяца. Однако его течение принципиально изменилось.
Если налоговым законодательством предусмотрено одновременное представление налоговой декларации и документов, то срок проверки начинает течь со дня представления полного пакета документов.
Соответственно, если налогоплательщик обязан представить только налоговую декларацию, то срок берет свое начало со дня ее представления.
Для проведения камеральной проверки не нужно специального решения руководителя налогового органа. Этот вид проверки проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, камеральная проверка, как правило, проводится на основании налоговых деклараций. Являясь формой текущего контроля, она направлена на проверку правильности составления налоговой отчетности - в части недопущения арифметических ошибок, логических искажений и др.
Но в отдельных случаях Налоговый кодекс предусматривает представление документов одновременно с декларацией. Например, в отношении налога на добавленную стоимость это предусмотрено при подтверждении налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. И тогда камеральная проверка осуществляется на основании налоговой декларации и представленных налогоплательщиком документов.
В случаях, когда Налоговый кодекс не устанавливает обязательное представление документов вместе с налоговой отчетностью, логичен был бы запрос налоговых органов о представлении документов при выявлении ошибок или противоречий в декларации налогоплательщика.
Камеральные проверки можно условно разделить на два вида: обычные и специальные.
Обычная камеральная налоговая проверка максимально приближает инспектора к порядку заполнения налоговой декларации. Она подразумевает проверку:
формы налоговой декларации;
порядка заполнения декларации;
арифметики и исполнения обязанности налогоплательщика по уплате заявленного в декларации налога.
Инспектор вправе требовать представления в течение пяти дней необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений только при выявлении: ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Налогоплательщик может представить пояснения, объяснения и (или) дополнительные документы лично или по почте. |
В ходе специальной камеральной налоговой проверки инспектор вправе, помимо указанных выше признаков, проверить правильность применения налогоплательщиком:
льгот;
права на возмещение НДС;
порядка исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
При специальной камеральной проверке инспектор вправе потребовать представления документов даже при отсутствии ошибок. А при проверке возмещения НДС – тем более! Но документы должны касаться только вычетов по НДС. |
Выездная налоговая проверка.
Выездная налоговая проверка-это форма налогового контроля, с помощью которой проверяется правильность уплаты налогов и сборов, исполнение организацией-налогоплательщиком своих обязанностей.
Субъекты и место проведения:
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения организации-налогоплательщика и только с письменного разрешения руководителя или его заместителя местного налогового органа Налоговой инспекции РФ.
Субъектами выездной налоговой проверки являются налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов.
Продолжительность проверки:
Законодатель решил установить календарные сроки проверки и остановился на двух месяцах. В то же время допускается продление срока до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев, но только с письменного разрешения руководителя или его заместителя местного налогового органа Налоговой инспекции РФ. В течение одного календарного года Налоговая инспекция РФ не имеет права проводить повторную выездную налоговую проверку. Но при реорганизации или ликвидации организации выездная налоговая проверка осуществляется независимо от времени проведения прошлой.
К общим основаниям продления срока проведения выездной налоговой проверки относятся:
проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка;
проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
иные обстоятельства.
Порядок исчисления срока проверки:
Началом проверки является день вынесения решения о ее проведении. В определенных случаях проверка может быть приостановлена. С 1 января 2007 года к этим случаям Налоговый кодекс относит:
истребование документов (информации) у контрагентов и иных третьих лиц;
получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
проведение экспертиз;
перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проверки оформляются решением, которое в обязательном порядке вручается налогоплательщику. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев.
В течение календарного года налоговый орган может провести не более двух проверок по разным налогам. |
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документооборот налоговых проверок.
С 2007 года документооборот проверок унифицирован. Но все-таки есть отличия:
Дальнейший алгоритм документооборота по проверкам совпадает и включает в себя:
возражения налогоплательщика (в случае несогласия с актом);
решение по итогам рассмотрения материалов проверки.
Итоги проверки.
В отличие от прежней редакции Налогового кодекса РФ действующая установила дату вступления в силу итогового решения – по истечении 10 рабочих дней со дня получения его налогоплательщиком.
Кроме того, у налоговых органов с 1 января 2007 года появилось новое право обеспечивать задолженность налогоплательщика. Теперь одновременно с принятием итогового решения в отношении налогоплательщика в пределах его задолженности могут быть введены следующие меры:
запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
приостановление операций по счету.
Для того чтобы привести в исполнение итоговое решение, налоговый орган в соответствии со статьей 70 НК РФ выставляет налогоплательщику требование об уплате налога, пеней, штрафа. В нем предлагается в течение 10 календарных дней погасить имеющийся долг. Погашение долга приводит к исполнению решения.
Если плательщик не исполнит требования об уплате, налоговый орган прибегает к принудительному взысканию.
Истребование документов.
Существенные изменения произошли и в средствах налогового контроля.
Так, копии истребуемых документов плательщика теперь могут быть заверены подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица организации и ее печатью.
В случае если проверяемое лицо уведомило о невозможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании полученного уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Новым средством, дающим налоговым органам большие возможности, является право истребования документов не только в рамках проверки, но и независимо от ее проведения. Это документы (информация) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информация о конкретных сделках.
Но контрагент или иное третье лицо должны получить требование о представлении документов только от налогового органа, в котором они состоят на налоговом учете, с обязательным приложением поручения на истребование необходимых документов, информации.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НДФЛ.
налоговый проверка декларация имущественный вычет
Основным видом обязательных удержаний из заработной платы работников является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который исчисляется в порядке, установленном гл. 23 части второй Налогового кодекса РФ.
Объектом обложения НДФЛ признаются доходы, определенные ст. 208 НК РФ (с учетом положений ст. 217). В части доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, к которым, в частности, относятся оплата труда в натуральном или денежном выражении, премии, вознаграждения, полученные от выполнения работ по гражданско-правовым договорам, налоговая база определяется как денежное выражение указанных доходов, уменьшенных на сумму предусмотренных НК РФ налоговых вычетов.
Установлены следующие виды налоговых вычетов:
- стандартные;
- социальные (предоставляются в размере сумм, уплаченных, в частности, за обучение и лечение согласно положениям ст. 219 НК РФ);
- профессиональные (в сумме расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по созданию, исполнению произведений науки, литературы и др. в соответствии со ст. 221 НК РФ);
- имущественные (в силу ст. 220 НК РФ этот вычет предоставляется при покупке и продаже жилых помещений - домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков и долей в указанном имуществе, а также при продаже иного имущества, например автомобиля).
Рассмотрим более подробно порядок предоставления имущественного налогового вычета при налогообложении операций с недвижимым и иным имуществом, находящимся в собственности налогоплательщика.
а) Получение вычета при приобретении жилья.
Как следует из пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, имущественный вычет предоставляется в сумме, израсходованной физическим лицом на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в размере фактически произведенных расходов.
Полный перечень фактических расходов, сумма которых принимается в качестве имущественного вычета, содержится в указанном подпункте. К ним, в частности, относятся расходы на разработку проектно-сметной документации, приобретение строительных и отделочных материалов и другие подобные расходы.
Общая сумма имущественного налогового вычета не может превышать 1 млн. руб. Однако если для покупки жилья был взят кредит или заем в российских кредитных и иных организациях, то сверх этой суммы в качестве вычета принимается сумма уплаченных по этому кредиту (займу) процентов.
Право на получение вычета сохраняется в течение трех лет после приобретения жилья. Обратите внимание: имущественный вычет при покупке жилья предоставляется только один раз.
В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет в суммах, фактически израсходованных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), может быть предоставлен (по выбору покупателя жилья) двумя способами.
Способ 1. Предоставление вычета налоговым органом. По окончании календарного года налогоплательщик подает налоговую декларацию в налоговый орган по месту своей прописки. На основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ вместе с декларацией необходимо представить следующие документы:
- письменные заявления о предоставлении вычета и о возврате причитающейся суммы налога;
- налоговую декларацию (составляется на основании данных формы 2-НДФЛ, полученной от работодателя (работодателей));
- справка по форме 2-НДФЛ, выданная работодателем (работодателями);
- договор купли-продажи имущества;
- документ, подтверждающий право собственности на имущество, - свидетельство о государственной регистрации права;
- документы, подтверждающие расходы налогоплательщика (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы);
- иные документы, подтверждающие право налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты (например, копию договора с банком на получение кредита).
В течение трех месяцев налоговый орган либо перечислит деньги на банковский счет физического лица, либо пришлет документ с мотивированным отказом.
Способ 2. Предоставление вычета работодателем. Этот способ применим при обращении к работодателю до окончания календарного года. В этом случае покупатель жилья предварительно должен обратиться в налоговый орган по месту жительства с письменным заявлением и документами, подтверждающими расходы на приобретение жилья для подтверждения права на вычет по установленной форме. В инспекции необходимо получить уведомление о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, в специальной графе которого указан предельный размер вычета. Затем этот документ вместе со своим заявлением налогоплательщик передает в бухгалтерию организации-работодателя для предоставления имущественного налогового вычета.
С момента получения указанных документов при начислении данному работнику заработной платы и иных выплат бухгалтер не будет удерживать НДФЛ до того момента, пока право на вычет не будет полностью использовано. Кроме этого, работодатель, принявший от сотрудника подтверждение права на имущественный налоговый вычет, обязан пересчитать налоговую базу за текущий налоговый период (указывается в выдаваемом налоговым органом уведомлении) с учетом вычета.
Порядок взыскания и возврата налога установлен ст. 231 НК РФ. Из нее следует, что суммы налога, излишне удержанные из дохода работника, возвращаются при условии получения от него соответствующего заявления, в котором указано, с какого месяца предоставлять имущественный налоговый вычет. Если в заявлении такого указания нет, вычет предоставляется со следующего месяца после подачи заявления.
Если имущественный налоговый вычет не будет полностью использован в указанном налоговом периоде, то его остаток переносится на следующие периоды, но физическому лицу придется получить в налоговом органе новое уведомление.
Ответственности за обоснованность предоставления вычета в данном случае работодатель не несет, а потому требовать от работника документы, подтверждающие произведенные расходы на строительство (приобретение) недвижимого имущества или право собственности на него, он не может.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета только у одного работодателя в налоговом периоде (по своему выбору). Если физическое лицо в течение года получало доходы из нескольких источников, то можно заявить имущественный налоговый вычет по данным доходам после окончания налогового периода при подаче налоговой декларации.
б) Получение вычета при продаже жилья.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13%, налогоплательщик - физическое лицо имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 млн. руб.
Размер вычета зависит от того, сколько лет жилье находилось в собственности налогоплательщика: менее трех лет - не более 1 млн. руб., три года и более - в сумме, полученной от продажи.
Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по месту жительства (т.е. по месту постоянной регистрации) по окончании налогового периода (календарного года). Таким образом, по доходам от продажи жилья, полученным в 2007 г., декларация и указанное заявление должны быть представлены в налоговую инспекцию до 30 апреля 2008 г.
К декларации прилагается договор купли-продажи жилого помещения, садового домика или земельного участка, а также документы, подтверждающие:
- суммы полученного дохода и фактически уплаченного за отчетный налоговый период НДФЛ;
- направление средств налогоплательщиком на указанные цели;
- право собственности на имущество.
К примеру, если гражданин продал в 2007 г. за 2 800 000 руб. однокомнатную квартиру, принадлежавшую ему на праве собственности в течение шести лет, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме 2 800 000 руб.
Порядок подачи декларации по НДФЛ для получения имущественных налоговых вычетов разъяснен в Письме ФНС России от 2 февраля 2006 г. N ГИ-6-04/566@.
Как следует из этого документа, гражданин, зарегистрированный по месту временного пребывания и при этом имеющий регистрацию по месту жительства в России, для получения имущественного налогового вычета подает декларацию в налоговую инспекцию по месту постоянной регистрации. При этом гражданин, зарегистрированный по месту пребывания, но не имеющий регистрации по месту жительства, не может претендовать на получение указанных вычетов.
В случае реализации имущества, находившегося в общей долевой или общей совместной собственности, общий размер указанного имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности или (в случае совместной собственности) по договоренности между совладельцами.
Вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик может уменьшить полученный от продажи такого имущества доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода, т.е. на сумму документально подтвержденных затрат по приобретению реализованного жилья (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Обратите внимание: в соответствии с положениями ст. 220 НК РФ перенос на последующие налоговые периоды остатка неиспользованного имущественного налогового вычета до полного его использования допускается только в случае, если имущественный налоговый вычет был предоставлен налогоплательщику в связи приобретением или новым строительством жилья.
в) Прочие основания для получения имущественного вычета.
При продаже не являющегося жилыми помещениями имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, предоставляется налоговый вычет в сумме 125 000 руб. Если собственник владел таким имуществом более трех лет, то вычет равен полной сумме, полученной от продажи.
Порядок получения вычета в данном случае такой же, как при покупке жилья, т.е. вычет предоставляется налоговым органом по заявлению физического лица.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета возможно уменьшение суммы облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных физическим лицом и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (аналогично уменьшению суммы доходов при реализации жилья).
При налогообложении продажи доли (ее части) в уставном капитале ООО физическое лицо имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением доли.
Задача:
январь – 12710 (руб.); февраль – 16260 (руб.); март – 13430 (руб.)
Дети – 2.
Определить: 1) размер НДФЛ и суммы заработной платы к выдаче (заполнить лицевой счёт).
2) Заполнить налоговую карточку и справку о доходах физических лиц по форме 2НДФЛ.
Лицевой счёт.
месяц |
начислено |
удержано |
К выдаче |
||||
з/пл |
рк 15% |
итого |
НДФЛ |
Проф. взнос 1% |
итого |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
январь |
12710 |
1906 |
14616 |
1588 |
146,16 |
1734,16 |
12881,84 |
февраль |
16260 |
2439 |
18699 |
2119 |
186,99 |
2305,99 |
16393,01 |
март |
13430 |
2014 |
15444 |
1696 |
154,44 |
1850,44 |
13593,56 |
итого |
42400 |
6359 |
48759 |
5403 |
487,59 |
5890,59 |
42868,41 |
январь:
1)12710×0,15=1906;
2)12710+ 1906 =14616;
3)(14616 – 2000 – 400)×0,13=1588;
4)14616×0,01=146,16;
5)1588+146,16=1734,16;
6)14616 – 1734,16=12881,84.
февраль:
1)16260×0,15=2439;
2)16260+2439=18699;
3)(18699 – 2000 – 400)×0,13=2119;
4)18699×0,01=186,99;
5)2119+186,99=2305,99;
6)18699 – 2305,99=16393,01.
март:
1)13430×0,15=2014;
2)13430+2014=15444;
3)(15444 – 2000 – 400)×0,13=1696;
4)15444×0,01=154,44;
5)1696+154,44=1850,44;
6)15444 – 1850,44=13593,56.
Список литературы:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. №117-ФЗ)
2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ Ч.1 и Ч.2 - 2-е изд., перер., допол. (Серия «Профессиональные комментарии») Кваша Ю. Ф., Глазов В. В., Зрелов А. П., Иващенко Н. С., Изд.: Юрайт 2009 г.