Право в системе социальных регуляторов
Министерство образования и науки Украины
Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова
Экономико-правовой факультет
Кафедра общеправовых дисциплин
и международного права
Курсовая работа по теории государства и права на тему:
"Право в системе социальных регуляторов"
Одесса – 2008
План
Введение
Глава 1. Право
Глава 2. Социальные нормы
2.1 Мораль и право
2.2 Соотношение права и обычаев
2.3 Право и социально-технические нормы
Глава 3. Система социального регулирования
3.1 Подходы к проблеме социального регулирования
3.2 Закономерности существования и развития социального регулирования
3.3 Инфраструктура. Индивидуальное и нормативное регулирование в социальной жизни
3.4 Способы воздействия на участников общественных отношений
3.5 Система социальных регуляторов и место права в ней
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III-II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовного и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования. Что это такое, какие иные, кроме права, регулятивные системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия существуют между ними, каково место права в социальном регулировании – эти и другие вопросы сразу же возникают, как только выясняется, что основное назначение права – быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально-хозяйственного уклада человеческого бытия. А также следует решить вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.
Глава 1. Право
Многовековая история человечества в процессе своего развития выработала множество средств и способов упорядочения, как всей сложной многоуровневой системы общественных отношений, так и отдельных её сфер, включая индивидуальное поведение людей в них. Особое место среди этих социальных регуляторов занимает право, которое противостоит произволу и выступает как общеобязательный нормативный регулятор.
В работах современных учёных имеются различные подходы к определению права – нормативный, социологический, философский:
1. Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. [6, 69]
2. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласования воль в их взаимоотношении друг с другом. [4, 123]
3. Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. [5, 111]
Но каковы ни были бы эти подходы к определению права, из них явствует, что создаётся и действует оно не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. Намерение и цель законодателя шире: с помощью права изменяются, развиваються, укрепляются или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего прогрессивного развития.
Актуальность изучения правового регулирования и его механизма в Украине обусловливается также необходимостью совершенствования законодательства, повышения эффективности действия уже существующих норм права.
Глава 2. Социальные нормы
Термин "регулирование" (лат. regylo – правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего либо в соответсвии с чем-либо. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется как при помощи жесткого, властного их нормирования государством, законом, так и нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. [10, 257]
Ведь в повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на сложный социальный организм, целую систему самых разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочении, регулировании.[7,321-322] Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные и нормы права. Социальные нормы отличаются друг от друга, во-первых, по своему генезису (происхождению), способам формирования (создания) и, во-вторых, по способам обеспечения. Право отличается от других регуляторов по своей связи с государством: формируется, создаётся государством и им же обеспечивается соблюдение права.
В системе социального регулирования праву отводится главное место в силу тех качеств, которыми оно обладает.
Следует отметить, что в некоторых источниках приводится более широкий перечень социальных норм: называются, например, такие нормы, как организационные, политические, экономические. Но по такому признаку этот перечень можно было бы продолжить, назвать, например, санитарные, ветеринарные нормы и т.п. Эти названия отражают фактическое содержание других норм. Например, правовые нормы по своему содержанию могут быть и политическими, и экономическими, и организационными.
Можно сказать, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм. [16,186]
Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор
Марченко М.Н. дает следующую формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества.[17,186] В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.
Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д.
2.1 Мораль и право
Нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие "норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике.
В этом случае поступки и становятся правилом.
Если говорить о морали, то термины "мораль" и "нравственность" являются также на первый взгляд однозначными, как и норма с правилом.
В историческом развитии понятие морали менялось, не оставались низменными и представления о моральных нормах и оценках. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М.Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.
Первое течение – так называемая фелицитология (от лат. felicia – счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижение счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма и гедонизма. Представителем этого течения является древнегреческий философ Эпикур. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические и духовные. Последние он ставит выше первых. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность.
Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм (от лат. perfectus- совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как утроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Мухаммеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образцу.
Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы другим с нами было хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.
Две первые концепции являются индивидуалистическими, требуют изменения человеческой личности, третья требует изменения отношений, общественных реформ. Очевидно, что эти концепции могут сосуществовать, переплетаться.
Согласно третьей концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т.п. и складывающихся на их основе норм поведения. Основополагающие принципы (нормы) морали: твори добро, не делай зла; поступай по отношению к другим так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Возникает вопрос, к кому следует поступать морально, по отношению к кому существуют моральные обязанности поступать честно, справедливо, кому следует делать добро. Ответ на него на первый взгляд кажется очевидным – по отношению к людям. Но в ряде современных культурных систем признаются моральные обязанности перед животными. И эти представления о морали получают всё большее распространение в мире. Зачастую право способствует такому более широкому представлению о моральном поведении. Например, УК Украины (ст.299) устанавливает ответственность за жестокое обращение с животными. [2(н),168] Таким образом, моральные обязанности признаються не только к людям.
Современная концепция стоит на позициях новозаветной христианской морали (например, не следует делать зла, надо творить добро и др.). Также и право утверждает и эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.
Мораль – это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особенности своей морали. Но всё равно всем разновидностям морали присущи какие-то общие черты, которые состоят в том, что есть основополагающие, общечеловеческие ценности, которые призвана защищать любая мораль (жизнь, честь, достоинство человека, его биологическое и социальное благополучие, общественный порядок, собственность и т.д.)
Общими чертами права и морали является то, что они выступают социальными регуляторами, складываются из норм (правил поведения общего характера), основываются на одной и той же системе ценностей, сложившихся в обществе.
Они различаются по происхождению (способу формирования), форме выражения и обеспечения. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о добре и зле и т.п. Право же формируется государством.
Нормы права выражены в строго определённой форме (нормативные акты и т.п.). Нормы морали живут в сознании людей. В отличии от права соблюдение нормы морали обеспечивается собственной совестью человека, стремящегося к добру, и общественным мнением.
Взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга. Мораль оказывает влияние на содержание и функционирование права. Мораль влияет на право по линии правотворчества, правоприменения и правоисполнения.
Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определённой морали. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание применяемых законов и иных нормативных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.
Учёт требований господствующей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Например, в УК Украины имеется специальный раздел 12 "Преступления против общественного порядка и нравственности". [2(н),165] Да и многие другие составы преступлений основаны на нравственных началах.
Мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования. Право интересует внешние стороны поведения. Для него не важны мотивы соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всего по совести, по внутреннему убеждения.
Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, морально не одобряется, осуждается. [20,326]
Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права.
2.2 Соотношение права и обычаев
Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона. Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.
2.3 Право и социально-технические нормы
Наряду с социальными нормами в обществе существуют и действуют социально-технические нормы. В этой связи необходимо сказать, что бытует такое мнение, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого указывали, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция. Авторами назывались " социально-технические ", а так же технико-юридические нормы. Социально-технические нормы характеризовались как социальные нормы, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми подразумеваются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства личного характера. Проблема изучения технологических норм очень актуальна в настоящее время. Это связанно, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия. Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются юридических актах и обретают значение государственного стандарта. Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило, только в совокупности с другими юридическими нормами. Нет, и не может быть такого правоотношения, которое возникало бы лишь на основе одних технико-юридических норм. Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что никогда не доступная праву область общественной жизни становится объектом его регулирования и охраны. При этом не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства, но и отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защищать экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам. Все эти нормы подразделяются в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность.
Глава 3. Система социального регулирования
Выяснив, что такое нормы и какими они могут быть, следует рассмотреть социальное регулирование, и какое место право занимает в этом процессе.
3.1 Подходы к проблеме социального регулирования
Диапазон подходов к проблеме социального регулирования весьма широк: от религиозных до классовых, от бихевиористских или поведенческих (от англ. behaviour – поведение) до кибернетических. Это понятно – человечество всегда стремилось осмыслить не только свои организационные формы существования (их полезность, перспективы), но и способы, обеспечивающие, определяющие это существование, прежде всего взаимодействие членов общества, их семейных, коллективных образований.
В свою очередь каждый из этих подходов также является весьма структурированным, многообразным.
Так, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, фатумом, судьбой), познание этой внешней предопределенности, следование ей – и есть цель, смысл человеческого существования, до признания, что человек, хотя и создан божественным началом, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги (действия, поступки), несет за них ответственность.
Но во всех религиозных системах, которые рассматривались как основа социального регулирования, главным всегда признавалось следование нескольким важнейшим религиозным правилам (заповедям, законам, канонам, поучениям). Эти правила действительно составляли ядро всех религиозных систем, были однозначны, представляли своеобразное закрепление полезного социального опыта человечества, процессов социализации. Речь идет о таких мудрых правилах, как "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т.д.
Временами религиозные правила были регуляторами не только религиозной, церковной жизни, но и жизни светской, бытовой (семейно-брачных отношений, наследования). Иногда возникали разрывы и даже конфликты между религиозными и светскими регуляторами, а временами светское начало (государство) брало под свое крыло религиозные правила и всей мощью государственного принуждения обеспечивало в необходимых случаях действенность религиозных правил.
Также многообразен и классовый подход к социальному регулированию. Он был основным в отечественной теории государства и права на предыдущем этапе. Его суть заключалась в следующем:
В основе социального регулирования лежат классовые интересы, главенствующей является воля господствующего, эксплуататорского класса (кроме социалистического общества, где, как объявлялось, эксплуатация отсутствует). И хотя социальное регулирование учитывает в некоторых областях общесоциальные интересы (например, в нравственной сфере), но все же по своему основному содержанию правовые, моральные нормы – это классовые регуляторы.[13,98] И означает такой подход, что социальное регулирование в целом обеспечивает господство того или иного класса, его возможность присваивать прибавочный продукт, держать в повиновении эксплуатируемые классы, социальные группы, этносы, вносить в общественное сознание, духовную жизнь, идеалы и ценности, которые признаются, вырабатываются господствующим классом. Даже в неэксплуататорском обществе действуют эти законы. Например, так называемая коммунистическая мораль, которая была сформулирована Лениным в 20-е годы и длительное время внедрялась в духовную жизнь советского общества, сводилась к принципу: морально все то, что полезно, выгодно для строительства коммунистического общества. Такой утилитарный подход, конечно же, расходился с пониманием ценности морали как общечеловеческого регулятора, закреплявшего тысячелетний общечеловеческий опыт социализации. Но тем не менее утилитарный, прагматический подход был реальностью семьдесят лет и лег в основу "советского" классового подхода к пониманию роли морали в социальном регулировании.
Бихевиористский (поведенческий) подход сводит социальное регулирование к влиянию тех или иных правил, установленных или признанных обществом, государством, коллективными образованиями, на поведение человека, к определению рамок, границ этого поведения, к учету различных факторов, определяющих поведение человека.[3,100]
Наконец, кибернетический подход. В его русле социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения, социальные процессы, системы, которое придает объекту регулирования обусловленные характеристики, параметры.
Объекту регулирования придается заранее заданное социально необходимое, желаемое состояние, определяемое правилом (нормой). И если оказывается, что объект регулирования не получил, не приобрел это состояние, отклонился от него, принимаются дополнительные меры, чтобы удержать этот объект от отклонения, вернуть в необходимое состояние. Процесс контроля за состоянием общественных отношений, социальных процессов, систем и возврата их в заранее заданное правилом (нормой) состояние называется обратной связью. Обратная связь предполагает наличие данных о состоянии объекта регулирования, анализ этих данных, своевременное определение необходимых мер (средств) дополнительного воздействия, возврат объекта в заданное состояние.
При кибернетическом понимании социального регулирования особенно значительной становится роль правила (нормы), которое определяется (создается) в управляющем центре или формируется самопроизвольно в самоорганизующейся системе и задает необходимое или желаемое состояние объекту регулирования. Становится понятно, почему в XIX веке процесс регулирования назывался нормировкой.
Нетрудно увидеть, что этот кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права. Например, конкретное правовое правило, устанавливающее юридическую ответственность за нарушение трудовой дисциплины на производстве (прогул, опоздание), имеет целью придать стабильность, определенный характер, определенное состояние системе трудовых отношений. Но вот выясняется, что соответствующий приказ директора предприятия или правила внутреннего трудового распорядка не достигают цели – нарушения трудовой дисциплины продолжаются. Тогда появляется необходимость либо усилить юридическую ответственность, либо разобраться – а можно ли вообще в данной конкретной ситуации укрепить трудовую дисциплину правовыми мерами. Может быть, все дело в отсутствии или плохой работе транспорта?! Или в задержке с выплатой заработной платы? Тогда меры, которые надо предпринять (обратная связь), следует провести в организационно-технической сфере, организационно-финансовой сфере. Но может случиться и так, что дефект заключается в правовой норме или в ее применении, тогда оказывается, что дело за улучшением локального правового регулирования.
Эти характеристики регулирования присущи всем системам – биологическим, социальным, техническим, но особенно важны для понимания социального регулирования.
мораль право социальный инфраструктура
3.2 Закономерности существования и развития социального регулирования
Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.
Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию.
В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.
В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.
3.3 Инфраструктура. Индивидуальное и нормативное регулирование в социальной жизни
Инфраструктура - это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования. [15,214]
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая - это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов.
Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Оно является простейшим социальным регулированием и имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно не экономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений.
Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию. Его появление - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.
Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.
3.4 Способы воздействия на участников общественных отношений
Социальное регулирование знает самые различные, в том числе и весьма экзотические способы воздействия на участников общественных отношений, поведение людей. Но, как это ни покажется парадоксальным, всех их можно по характеру воздействия свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.
Побуждение – такой метод социального регулирования, когда воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию, к общественной или личной психологии (чувствам, привычкам, словам, к эмоциям). Воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения, организации и характере социальных связей, распределении и осуществлении тех или иных социальных ролей. Насилие, принуждение отсутствуют, действует авторитет (сила авторитета, а не авторитет силы). Такой метод был весьма распространен в регулятивных системах первобытного общества, в тех раннеклассовых и последующих обществах, где не было накала классовой, национальной борьбы, где общество объединяли общенациональные ценности, идеалы.
Понуждение – такой метод регулирования, когда в основе воздействия лежит стимулирование, главным образом материальное, установленная материальная или иная выгода определяет социально-необходимое, желаемое поведение. Социальное регулирование основывается либо на поощрении в разных формах за соответствующее поведение, либо на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизнедеятельности.
Наконец, принуждение – это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия, причинения лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, физических или психических страданий. То или иное состояние общества при этом методе регулирования достигается возможностью (угрозой) государственного или общественного принуждения, а в необходимых случаях и реализацией этой угрозы.
Разумеется, при социальном регулировании используются либо все методы (происходит их переплетение), либо их различные комбинации, сочетания, либо происходит обособленное использование отдельных методов.
Метафорически можно представить всю ситуацию с методами социального регулирования по аналогии с поездкой человека на копытном животном, например на ослике. Его можно заставить двигаться, понукая, призывая к этому действу. Можно использовать "стимул" – палочку с заостренным концом, которым ослика покалывали с самых древних времен дружбы этого животного с человеком. Наконец, можно понудить ослика двинуться, поместив на конце длинной палки аппетитный пучок сена и выставив этот пучок перед мордой животного. Тоже начнет перемещаться.
Однако следует отметить, что на предыдущем этапе отечественная теория государства и права длительное время уделяла основное внимание методу принуждения, связывая с ним классовый подход к социальному регулированию, необходимость классового насилия при борьбе с классовыми противниками, наиболее эффективный способ управления жизнедеятельностью социалистического общества. Но реальное многообразие методов регулирования побудило некоторых отечественных ученых-юристов заняться изучением и иных способов воздействия на общественные отношения, в том числе методов поощрения, стимулирования. Этому способствовали и экономические попытки в середине 60-х годов в СССР расширить применение хозрасчетных начал в управлении социалистической экономикой, дополнить ими и даже модифицировать сложившиеся жесткие плановые, оперативно-хозяйственные приемы ведения народного хозяйства. Особенное значение метод понуждения приобрел на этом этапе для введения специальных социальных механизмов, обеспечивающих действие права.
Как уже упоминалось, в 50-70-е годы в определении права упор делался на обеспеченность правовых правил (норм) принуждением, которое шло от государственности власти. Это принуждение было реальным, легло в основу политики, которая формировала порядки "выгодные" и "угодные" определенным политическим силам, обеспечивала господство этих сил.
Но уже в 80-х годах появляются научные работы, в которых утверждается, что поощрение, стимулирование также обеспечивают исполнение правовых предписаний. Было сформулировано понятие так называемых поощрительных норм. Эти представления вошли в научный багаж современной теории права, так как действительно отражают многообразие методов социального регулирования, не допускают предыдущей вульгаризации и гиперболизацию принуждения, в том числе и в понимании права как одной из социальных регулятивных систем.
В социальном регулировании важное место занимают контрольные структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения, то, что обозначается как "обратная связь".
Контролером могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, специализированные контрольные организации (например, КРУ – контрольно-ревизионное управление, действовавшее в финансовой сфере социалистической экономики, аудиторские организации – в рыночной экономике).
Это могут быть и средства массовой информации, отслеживающие вообще эффективность социального регулирования в обществе, его последствия, состояние общества – стабильность, равновесность или, наоборот, неустойчивость, сложность жизни (при рыночной экономике) или относительную простоту (при распределительной, социалистической системе).
Контролирующие структуры также используют разные способы контроля – от простого, иногда равнодушного наблюдения до анализа состояния общества и активных социальных действий по сохранению либо, наоборот, решительному изменению этих состояний (от эволюционных до революционных способов).
Наконец, социальное регулирование предстает перед нами и в многообразии форм выражения – от правовых (отдельные законы, кодексы) до моральных (кодексы чести, этика предпринимательства, иные профессиональные этики), от эстетических (мода, стиль) до организационно-технических (правила безопасности, стандарты), от централизованных (директивы, программы) до синергетических (аттракторы, бифуркации).
Словом, социальное регулирование не замыкается на каком-нибудь одном регуляторе, методе воздействия. Напротив, оно бесконечно богато именно многообразием регулятивных систем, отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.
3.5 Способы воздействия на участников общественных отношений
Подробно рассмотрим всю систему социальных регуляторов, в том числе и место права в этой системе.
Прежде всего, выделим те регуляторы, которые можно обозначить как нормативные, и те, которые имеют ненормативный характер, но тем не менее также осуществляют социальное регулирование.
К нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонофицированностью адресатов ("относятся к тем, кого это касается"), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.
Иными словами, не допуская гиперболизации принуждения как метода социального регулирования, теория права вовсе не отбрасывает этот метод, признает его как действенный механизм в нормативном регулировании. Более того, в некоторых ситуациях (преступная деятельность, попытки разрушить конституционный строй, целостность государства, осуществлять террор, мятеж, и т.п.) только принуждение и может выступить действенной силой.
"Принуждение, – отмечал выдающийся ученый юрист С.Н. Братусь, - как необходимый компонент социальной нормы может быть различным - государственным (при нарушении юридической нормы), моральным (общественное осуждение при нарушении моральных норм), общественно-бытовым (при нарушении норм приличия, правил общежития и т.д.). Общественные отношения разрушаются, когда обязанности, установленные в правовой, моральной или иной, подпадающей под социальное регулирование сфере, нарушаются и за этим нарушением не следует реагирование в виде юридической, моральной или иной социальной ответственности". [8,45]
К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай ("обычное право"), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях – например каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение. В совокупности нормативные регуляторы и образуют социальную нормативно-регулятивную систему, которая и в целом, и в обособленности тех или иных регуляторов, их взаимодействии друг с другом, оказывает воздействие на участников общественных отношений. Нормативная система хотя и важнейшая, однако не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики можно видеть как при обособленном анализе, так, главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную. К этой ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубинную и сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре всего общества или в культуре различных этнических (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. [24, 237]
Мощного регулятор, оказывает глубокое воздействие на участников общественных отношений определенной системой ценностей, сложившихся исторически на синергетической основе. Принцип талиона, "кровная месть", принципы взаимопомощи, уважения к человеческой личности, достоинство человека, индивидуализм в либеральных обществах, коллективизм в обществах распределительных, социалистических, частная собственность, национальная гордость, аскетизм или, наоборот, гедонизм, многое другое – все это ценности, образующие самый глубокий, наиболее устойчиво-равновесный, стабильный регулятивный пласт.
Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение адресатов директивы.
Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, т.е. с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение. Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции. Речь идет о складывающейся практике рассмотрения информационных споров, о которых упоминалось выше, при которой решение соответствующих комиссий, палат, комитетов по существу спора подлежат обязательному опубликованию. Сам факт оглашения (публичное осуждение, неодобрение) приобретает действенное регулятивное качество. Следует также отметить, что сложившаяся в обществе система регуляторов не всегда действует слаженно, во взаимодействии друг с другом. Напротив, весьма часто складываются ситуации, когда возникают противоречия между регуляторами – состояние общества становится неравновесным и еще неизвестно, какой из регуляторов окажется наиболее мощным, действенным. Так, необязательно, что при противоречивом действии социальных регуляторов будет действовать нормативный регулятор, например правовой, обеспеченный государственным принуждением. Иные регуляторы также имеют механизмы обеспечения, которые могут находиться в коллизии с механизмом правового принуждения и быть действенней его. Например, у ценностного регулятора это главным образом важная сила имитации, подражания массовому поведению ("поступай, как поступают все свои"). А имитационный механизм – "социальное заражение" – один из древнейших биосоциальных механизмов, действующих в человеческом обществе. Кроме того, норма права зачастую является всего лишь идеалом, который еще нужно претворить в жизнь, в то время как, например, ценностный регулятор, благодаря большой устойчивости, уже действует на протяжении длительного времени. У директивного и информационного регуляторов также имеются сильные обеспечивающие механизмы. Это в одних ситуациях различные материальные и моральные ("престижные") блага, в других – соответствующие неблагоприятные социальные последствия. Соотношение правового регулирования и реальных стереотипов поведения – это одна из основных проблем действенности права. Если при конструировании правовой нормы, моделирующей то или иное поведение, не будет учитываться сложившийся стереотип поведения, она может потерять всякое значение, всю свою реальность. Но иногда право и становится необходимым, чтобы преодолеть сложившийся социально-негативный стереотип поведения.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется, прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.
Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм.
Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.
Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора, является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения.
Необходимость этого диктуется, прежде всего, тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым, противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объективной необходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства. [19,145]
Так же следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. совокупность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, исключает возможность существования различных вариантов, интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, чтобы исключить возможность их различного толкования. Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.
Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально- определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.
Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.
Таким образом, право можно выделить, как особый, приоритетный регулятор, характеризующийся рядом признаков, отличающих его от других видов социальных норм и делающих его на данный момент наиболее социально значимым.
Список использованной литературы
Нормативный материал:
Конституция Украины.
Уголовный кодекс Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2008года) – Х.: Одиссей, 2008г. [2(н),168]
Специальная литература:
Общая теория права и государства. Под редакцией ак. РАЕН В.В.Лазарева. М., 1994. [1,376]
2. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.
3. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. II СПб.,1908. [3,100]
4. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992. [4,123]
5. Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. Н.Новгород, 1993.
6. Алексеев С.С. Государство и право. М.,1993. [6,69]
7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.,1998. [7,321-322]
8. Рассолова М.М., Лучина В.О. Теория государства и права. М.,2000
9. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.,1986. [9,410]
10. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов : СГУ, 1987.
11. Пакушанис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и
Государства. М., 1980.
12. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998.
13. Теория государства и права. Норма-Инфа, М., 1998. [13,98]
14. Васильева А.С. Теория права и государства. Х., 2007.
15. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
16. К.Маркс. Цитата см: Общая теория права // под ред. В.К. Бабаева. Н-н.
17. См: Общая теория права // под ред. В.К. Бабаева. Н-н. 1993. [17,186]
18. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1.Томск, 1914.
19. Молчанов А.Л. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991 №1. [19,145]
20. Черданцев М.М. Теория государства и права. М.,2001. [20,326]
21. Понтович Э.Э. Проблемы теории государства и права. М.,1987.
22. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М.,1988.
23. Таненбаум Р.О. Теория государства и права. М.,1987.
24. Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914. [24, 237]
25. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М.,1976.