Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики
1
Национальная Академия Авиации
“Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики”
Шукюров Ш.Т.
Статья посвящена принципам организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Показаны важность, необходимость их соблюдения, их правовые основы и принципы исходящие из их содержания. Раскрыты роль и значение принципов нормотворчества. В статье разработаны и выдвинуты ряд предложений.
Развитие Азербайджанской Республики, как и любого другого государства подчинено известным закономерностям, определенным принципам и признакам. Наличие разделение властей важнейший признак демократического правового государства. По мнению А.И. Денисова “В центре государственного права стоят организация и основные принципы деятельности органов государственный власти…”. Ведущие принципы организации органов государственной власти закреплены в Конституции Азербайджанской Республики. Одна из ветвей государственной власти – исполнительная власть, ведущей деятельностью, которой является претворение в жизнь законов, изданием актов равносильных законам и изданием подзаконных актов. Эта нормотворческая деятельность основывается также на ряде принципов, исходящих из принципов государственный власти.
Проблема принципов организации деятельности органов исполнительной власти занимает ведущее положение в науке конституционного права. Исполнительная власть будучи выражением целенаправленного воздействия на состояние дел в государстве и обществе, выступает также в виде государственного управления, то есть исполнительно распорядительной деятельности, осуществляемой специально созданным аппаратом.
В своей диссертации “Принципы государственного управления на современном этапе” К.Ю.Н. Гаджиева Э.Н. предлагает следующее определение понятие “принципам государственного управления” – это закрепленные в нормативно-правовых актах или апробированные практикой научно обоснованные идеи, сформулированные в виде правил, признанные регулировать статус, деятельность и взаимоотношения государственных органов, предприятий, общественных объединений, их должностных лиц и граждан в процессе осуществления государством его функций по управлению делами общества. Принципы организации деятельности органов исполнительной власти это основные черты ссылки и особенности функционирования этих органов.
Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти основываются и исходят из конституционно-правовых норм их предписаний регулирующих органы исполнительной власти и их нормотворческую деятельность.
Прежде всего, они закрепляются и зарождаются из Конституции Азербайджанской Республики, ряда законов, Указов и распоряжений Президента Азербайджанской Республики главы исполнительной власти, Постановлений и распоряжений Кабинета Министров - вышестоящего органа исполнительной власти, актов центральных органов исполнительной власти, актов нормативного характера местных органов исполнительной власти, их положений и их практической деятельности.
Под принципами декларируемые конституцией Азербайджанской Республики нормотворческой деятельности органами исполнительной власти подразумеваются: законность, право и справедливость, гласность, народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Конституционные принципы – выраженные в конституции конкретного государства общие основополагающие начала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования Конституционные принципы могут относиться, как к конституционному строю государства в целом, так и к его отдельным элементам таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система и т.д. Конституционные принципы подчиняют себе логически и юридически всё содержание конституции и издаваемых в её развитие законов.
Формирование правового государства связано с обеспечением реализации Конституции в процессе нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Обеспечение конституционности нормативно-правовых актов органов исполнительной власти связано с их практическим осуществлением и закреплено в Конституции Азербайджанской Республики, а также в нормативно-правовых актах говорится о соответствии этих актов и не противоречии их Конституции Азербайджанской Республики.
“Нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости (равное отношение в равным отношениям)”, сказано в ст.149 Конституции Азербайджанской Республики. Из этой статьи Конституции ясно исходит принцип справедливости по отношению к нормативно-правовым актам то есть они должны служит праву и справедливости, а это исходит из содержания и цели поставленной перед нормативным актам, что возлагается на органы которые непосредственно создают эти акты.
На основании ст.149. Конституции Азербайджанской Республики указано, что нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Указы Президента, Постановления Кабинета Министров, акты центральных органов исполнительной власти не должны противоречить Конституции что утверждает принцип верховенства Конституции в нормотворчестве органов исполнительной власти. На основании ст.148. п. В местные органы исполнительной власти, которые принимают акты нормативного характера также не должны противоречить Конституции Азербайджанской Республики, что подтверждает “принцип Верховенства Конституции”.
Из “Принципа верховенства Конституции” исходит “принцип законности”. “Принцип законности” – эффективный рычаг проводимых преобразований и реформ, опора государственной власти, демократии. Принцип законности выступает как метод осуществления власти и управления, является формой государственного руководства обществом. Это конституционный принцип деятельности всех органов государства, а также органов исполнительной власти. Принцип законности - основа нормативной жизни общества, его содержания и функционирования. Требование от каждого и для каждого строго соблюдать, исполнять, применять нормативно-правовые акты.
В основу принципа законности или права и справедливости, положено сугубо строгое правило, которого должны придерживаться субъекты органов исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности. То есть при планировании, подготовке, разработке, рассмотрении, принятии и опубликовании нормативно-правовых актов должны быть претворены и придержаны нормы и рамки законности.
Содержание принятых и опубликованных нормативно-правовых актов должно быть правовым и справедливым что соответствует интересам демократической и правовой республики Азербайджан.
В ст. 7. Конституции Азербайджанской Республики говорится, о том, что “В Азербайджанской Республике государственная власть ограничивается во внутренних вопросах только правом”
Конституция Азербайджанской Республики на основании ст.149 закрепляет существование принципа законности по вертикали нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.
Принцип законности создает ряд обязательств перед выше и нижестоящими органами исполнительной власти в своей деятельности неуклонного исполнения законов и подзаконных актов, требует единообразия их понимания и применения на всей территории государства. Нормативно-правовые акты органов исполнительный власти рассматриваются как акты подзаконные, то есть принимаемые на основе и во исполнение законов. Но составляют исключение в некоторых случаях Указы Президента изданные на основании п. 32 ст. 109 Конституции Азербайджанской Республики, где указы могут замещать законы.
Во множестве принятых актов со стороны органов исполнительной власти придерживается подзаконный характер, то есть соблюдается “принцип подзаконности”. Органы исполнительной власти находятся на вертикальной линии подчинения, то есть на линии соблюдения субординации. На основании ст. 149 Конституции Азербайджанской Республики, кроме соблюдении “принципа Верховенства Конституции”, “принципа законности”, “принципа подзаконности” мы наблюдаем процесс соответствия принятых актов со стороны органов исполнительной власти по своей юридической силе. Придерживание этого необходимого фактора устраняет проблемы и коллизии, что зарождает определенные правила, что приводит к созданию “принципа соответствия акта по субординации и юридической силе”.
Исходя из ст. 5. Закона Азербайджанской Республики “О нормативно-правовых актах” от 26 ноября 1999 года нормативно-правовые акты органов исполнительной власти должны придерживаться принципа соответствия нормативно-правовым актам имеющим еще большую юридическую силу. Это по очередность соблюдения принципа соответствия приводит к принципу верховенства Конституции Азербайджанской Республики что закреплена самим основным Законом Азербайджанской Республики.
Первоначальным шагом в принятии нормативно-правового акта на основании Закона “О нормативно правовых актах”, первой стадией содержания нормотворчества является планирование подготовки нормативно-правового акта. Но до планирования подготовки нормативно-правового акта мысль которая созревает в силу объективных, субъективных предпосылок, что нужно сделать шаг для устранения, или приведения в порядок недостатков для стабилизации отношений. Формирование мысли является основой обоснования для процесса планирования подготовки нормативно-правового акта.
Значит до того чтобы планировать подготовку, необходимо обосновать, зачем нужен этот или иной акт, какова его цель, чего добьемся приняв его, нужен ли он вообще. Чтобы ответить на эти и на ряд возникающих других вопросов, нужно обоснование, и это нужно каждый раз, до планирования подготовки. Подытоживая эту мысль можно прийти к такому выводу, что
1) зарождение мысли;
2) обоснование принятие акта приводит к
3) планированию подготовки нормативно-правового акта.
Значит нужно придерживаться в нормотворческой деятельности принципа обоснованности, без которого нет основания работать над принятием акта.
При разработке нормативно-правового акта важно предусмотреть мнение всех заинтересованных членов слоев общества, а, прежде всего для принятия эффективного документа, который будет применяться полезно и долговременно. Верно, все предусмотреть не возможно, но было бы необходимо здесь на передний план выносить мнения ученых, специалистов которые приводят всесторонне разработанные доводы, должны давать рецензии, отзывы на проекты актов, что также является обоснованием, но уже научным обоснованием придерживаясь современного научного прогресса.
С совершенствованием законодательства, для повышения уровня значимости и необходимости, а также качества нормотворческой деятельности нужны обоснованные доводы и предпосылки при планировании подготовки проекта нормативного акта. Чтобы застраховаться органам исполнительной власти от принятия половинчатых, не стал обработанных, ошибочных, не высококачественных актов, которые могут нанести вред обществу, понести тяжелые долгосрочные последствия от этого нужно придерживаться и соблюдать принцип, в особенности обоснованности.
Принцип обоснованности при принятии актов со стороны органов исполнительной власти имеет серьезное самостоятельное значение.
Принцип обоснованности должен соблюдаться при мотивации принятия акта, при подготовке планирования нормативного акта, чтобы придерживаться объективности, всесторонности, связи с общественностью, для выявления на самом деле существующих реальностей. А целью этого принципа при принятии акта достичь устранения барьеров и проблем при организации и регулировании положительной деятельности.
Чтобы учитывать принцип обоснованности орган исполнительной власти, который хочет принять акт должен задаваться рядом вопросом: Зачем, для чего нужен этот акт? Нужен ли он вообще? Какую проблему он решит? Решит ли он вообще эту проблему? Не создает ли он других вопросов? Каково общественное мнение до? и после принятия акта?
Азербайджан является членом многих международных организаций, участником ряда международных договоров, конвенций. Благодаря процессу интеграции в будущем Конституции Азербайджанской Республики в Конституцию Союза Европы, которая требует принятия со стороны Милли Меджлиса новых нормативно-правовых актов соответствующих нормам международного права, которые отразятся на национальном законодательстве.
На основе Конституций Европейского Союза предварительный проект которого был подготовлен и официально представлен 28 октября 2002 г. президиумом “Конвента о будущем Союза” закреплены ряд положений.
В разделе ЫЫЫ Компетенции и сферы деятельности Союза ст. 7 указаны основополагающие принципы деятельности его органов: передача компетенции, субсидиарность, пропорциальность, а также ст.8 закреплены уважение к этим основополагающим принципам и контроль за соблюдением этих принципов. Согласно которым Европейский Союз реализует свою компетенцию средством актов, принимаемых его институтами.
В Европейском сообществе имеются три формы актов административного характера - регламент, директива и решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них - Советом Министров по предложению Комиссии. Кроме этого существуют и необязательные акты - заключения, рекомендации и резолюции.
Договорам о Европейском Союзе измененным Амстердамским договором закрепляется принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, и правовому государству.
Желая укрепить демократический характер и эффективность деятельности учреждений с тем чтобы позволить им лучше выполнять в рамках единой институциональной структуры порученные им задачи.
Полные решимости продолжать непрерывный процесс, ведущий к более тесному союзу народов Европы, в котором решения принимаются с максимально возможным вниманием к интересам граждан в соответствии с принципам субсидарности. Понятие принципа субсидарности, которое означает следующее: если один субъект (уровень управления, ветвь власти) не имеет возможности выполнять свои функции и полномочия, беря на себя выполнение этих функций и полномочий, если это согласуется с Конституцией.
Ст.34. Конституции Европейского Союза закрепляется принцип прозрачности, который устанавливает правило гласности обсуждений, проводимых в ходе законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета и ведущих к принятию документов в форме законодательных актов.
В своей статье, я бы хотел также остановиться на принципе гласности. Принцип гласности – является одним из важных условий расширения демократии в сферах нашей жизни. Развитие гласности усугубляет функционирование всех ветвей государственной власти, обеспечивает контроль за деятельностью их должностных лиц, создает участие народа во всех делах государства и общества.
Принцип гласности – создает ясность, доступность, без баръерность, открытость в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Условия для народа высказать свое слово, мнение по вопросам подготовки, принятия и претворения в жизнь нормативно-правовых актов и тем самым необходимым аспектом реализации и претворения в жизнь конституционных прав и свобод граждан. Этот принцип также является барометром правового государства. В обществе, где отсутствует гласность информированность, свобода выражения мнений наступает этап застоя развития.
Актуальным остаются проблемы принципа гласности в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, доступа к информации, учета общественного мнения. В условиях развития конституционных основ, возникает потребность в более широком понимании гласности прежде всего необходимости включения права на открытое и свободное обсуждение каждого вопроса важного для общества. Гласность обеспечивает привлечение широких масс в процессы обновления, управления, как государственными и общественными делами. Передовой задачей принципа гласности, как основополагающим началом демократии является обеспечение равноправного участия всех субъектов государственной системы, граждан, их объединений в принятии и осуществлении решений. Если говорить о принципе гласности в нормотворчестве органов исполнительной власти, то прежде всего подразумевается привлечения граждан, заинтересованных слоев населения в эту деятельность.
Признаком принципа гласности в нормотворческой деятельности органов заключаются в публичности организации и деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц; информированности населения об их работе, в особенности о принятых актах, о вопросах затрагивающих их права, обязанности, функции; учет общественного мнения при разработке, принятии актов. Принцип гласности соблюдается и гарантируется Конституцией Азербайджанской Республики рядом статей. Таких как
ст.47. Каждый обладает свободой мысли и слова.
ст.50. Каждый обладает свободой законным путем искать, получать, передавать, производить и распространять любую информацию.
Гарантируется свобода массовой информации.
Запрещается государственная цензура в средствах, массовой информации, в том числе в печати.
В области обеспечения принципа гласности важное значение имеет ряд принятых законов: Закон о печати, о средствах массовой информации, о государственной тайне, об архивах, о референдуме, о свободе проведения собраний.
По основам конституционного строя Азербайджанское государство демократическая, правовая, светская, унитарная республика.
Одним их основных принципов истекающих и закрепленных в конституции Азербайджанской Республики, которые придерживаются органами исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности является необходимое условие демократии – народовластие. Единственным источником государственной власти является народ Азербайджана. На основании ст.1 Конституции Азербайджанской Республики единственным источником государственной власти является – народ Азербайджана. Органы государственной власти претворяя в жизнь свои полномочия придерживаются принципа народовластия. В данной норме выражена идея о суверенитете народа. В процессе осуществления суверенитета народа принадлежащей ему государственной власти – предметом государственно-правового регулирования являются общественные отношения. Суверенитет народа выражается в различных формах непосредственный демократии: избрание должностных лиц органов исполнительный власти.
Развивая и углубляя ряд более конкретных и принципиальных положений Конституции Азербайджанской Республики закрепляются одним их самых главных принципов – принцип народовластия.
Носителем суверенитета и единственным источником в Азербайджанской Республике является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственный власти и органы местного самоуправления.
Положение о народном суверенитете обязательно в содержании любой конституции. Народным суверенитетом является собственное, неотчуждаемое право народа на власть.
В некоторых отдельно взятых источниках органов исполнительной власти отражается принцип народного суверенитета, говорится о привлечение народа в деятельность органов исполнительной власти. В некоторых случаях – практически соблюдение этого принципа не наблюдается, фактически народ остается в стороне планировании, подготовки нормативно-правового акта.
Ответственность в конституционном праве – это ответственность государственных органов, а также органов исполнительной власти и должностных лиц за нарушения конституционно-правовых норм. Принцип ответственности выступает, как реальная гарантия по претворению в жизнь прямых обязанностей должностных лиц, гарантия против злоупотребления властью. Понятие принципа ответственности заключается в том, что это такой вид правовой ответственности, который образуется в итоге не претворения, не исполнения, искажения или нарушения должностным лицом своих прямых возложенных на него полномочий, обязанностей на основании нормативно-правовых актов. Принцип ответственности его практическая ценность в нашем государстве, в особенности принцип персональной ответственности в деятельности органов исполнительной власти стремительно возрастает. Эта тенденция обусловлена, прежде всего, общими причинами, которые отражаются с усложнением протекающих в жизни управленческих процессов, повышением роли органов исполнительной власти в решении задач стоящих перед государством, повышением численности государственных служащих, а также увеличением в служебных отношения разногласий и злоупотребление властью.
В правовом государстве каждое должностное лицо и каждый орган отвечают за свою деятельность, как перед вышестоящими органами исполнительной власти. Так и перед законодательными и судебными ветвями государственной власти. Наблюдается деформация системы ответственности. Принцип ответственности государства перед своими гражданами, правового государства, порождает принцип ответственности органов исполнительной власти своей деятельностью и исполняемые полномочиями перед гражданами государства.
В своем учебнике “Государственное право зарубежных стран” Д.Л. Златопольский отмечает что, “Перед органами государственной власти, как правило, несут ответственность, и им подотчетны другие государственные органы. Эта позиция вытекает их того, что органы государственной власти, как отмечалось, создают другие государственные органы. В этом случае высший орган государственный власти, создавший другие государственные органы имеет право заслушать отчёт о работе созданного органа” в случае плохой его работы – освободить его от должности.
Принцип защиты и претворения в жизнь прав и свобод человека и гражданина, является основным началом в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Целью и содержанием каждого принятого нормативно-правового акта должен быть этот конституционный принцип, который обладает приоритетом, верховенством. Эта действительность определяет нормотворчество. Этот принцип провозглашен и закреплён в международно-правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. На основании которых Азербайджанская Республика ратифицировала эти акты, и в дальнейшем они нашли своё отражение в нормативно-правовых актах.
Статья 12. Конституции Азербайджанской Республики говорит о высшей цели государства, которая заключается в обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение прав человека и гражданина следует принципам права, признает его верховенство. Там самым предъявляются особые требования к нормативно-правовым актам. Нормативно-правовые акты должны быть направлены на обеспечение прав и свобод человека, соответствовать им, развивать их.
В научно-практическом комментарии к Конституции Азербайджанской Республики Шахина Алиева закрепляется основный принцип – “необходимость и незыблемость прав и свобод человека” – которому призваны следовать в своей нормотворческой деятельности органы исполнительной власти. Отступление от этого принципа означает утрату правового содержания нормативно-правового акта.
В правовых основах органов исполнительной власти наблюдаются принципы организации деятельности органов исполнительной власти которые в основном отражаются в компетенции вышестоящего, центральных и местных органов исполнительной власти. Это принципы едоначалия и коллегиальности. Принцип единоначалия присущ к единоначальным органом. Единоначальным – являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалия обеспечивает оперативность руководства, использование опыта руководителей и индивидуальных способностей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. Единоначалие эффективно тогда, когда опираться на различные институты демократии.
В системе исполнительной власти сочетание принципов коллегиональности и единоначалия способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов.
В министерствах, комитетах и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководители органа, заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления сферой, отраслью.
Принцип единоначалия - принцип организации управления, свойственный централизованным, линейным структурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в руках руководителя.
Принцип коллегиальности присущ к коллегиальным органам исполнительной власти. Сущность этого принципа заключается в принятие решения по всем вопросам компетенций которые организационно и юридически объединены группами лиц. В коллегиальных органах (правительство, министерство, комитет) решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта.
В ст. 7 настоящей Конституции указано что, “Законодательная исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий. Это свидетельствует о том что органы исполнительной власти Азербайджанской Республики в рамки своей деятельности” прежде всего претворяя в жизнь нормотворческие полномочия соблюдают принципы взаимодействия с другими органами власти и принципы независимости в своей деятельности.
Принцип гуманизма осуществляется и придерживается органами государственный власти и прежде всего Конституций Азербайджанской Республики. Тем самым должен соблюдаться органами исполнительный власти в претворении в жизнь своей деятельности.
Статус исполнительной власти и её органов регулируется Конституцией Азербайджанской Республики. Существенным является место органов исполнительной власти в системе разделения властей, принцип самостоятельности органов исполнительной власти.
Допустим принципы общей деятельности так и исходящей из неё нормотворческой деятельности Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики, как одного их центральных органов исполнительной власти указаны в “Положении о Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики” от 30 июня 2001 года. Это конкретно указанные принципы в части 2. пункте 2.1: “Министерство строит свою деятельность на основе принципов законности, гуманизма, единоначалия, уважения прав и свобод человека и гражданина и в рамках полномочий законодательства Азербайджанской Республики претворяет в жизнь функции”.
В отличие от этого положения ни в одном из других положений центральных органов исполнительных властей, а прежде всего в “Положении центрального органа исполнительной власти” от 13 февраля 2006 года отсутствует конкретно указанные принципы деятельности центральных органов исполнительной власти. Но не смотря на это эти принципы исходят из содержания этих положений, которых придерживаются центральные органы исполнительной власти, указыванием на то, что названные органы в своих полномочиях упираются и соблюдают Конституцию, Законы Азербайджанской Республики, Указы и Распоряжения Президента, Постановления и Распоряжения Кабинета Министров.
В ст.3. “Положении о Местных Исполнительных властях” от 16 июня 1999 года указаны основные принципы деятельности главы местной исполнительной власти; законность, защита прав, свобод и законных интересов граждан, сочетание интересов государства и местных интересов, гласность и учитывание общественного мнения, обеспечение экономического, социального и культурного развития соответствующего региона во имя улучшения благосостояния населения. Также в ст. 14. Положения, говорится об ответственности местных исполнительных властей за свою деятельность, что закрепляет принцип ответственности исходящих их ст.80. Конституции Азербайджанской Республики и обобщает контрольные функции над нормотворческими полномочиями местных органов исполнительной власти.
Нормотворческие полномочия органов исполнительной власти организуются на всех ступенях исполнительной власти. Как Главе исполнительной власти так и вышестоящему, центральным и местным органам исполнительной власти на основание Конституции, возложены нормотворческие полномочия.
Принципы нормотворчества органов исполнительной власти находят свое отражение в совокупности в Конституции Азербайджанской Республики, в отдельных законах, нормативно-правовых актах в отдельных положениях центральных и местных органах исполнительной власти.
Есть необходимость совершенствования правовых основ принципов организации деятельности органов исполнительной власти. Необходимо создать и сосредоточить в единый правовой акт принципы, столь важной и необходимой сферы нашей жизни, как нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.
Этим более конкретизируется, углубиться деятельность этих органов проработаются и подвергнутся разработке актуальные принципы в этой деятельности, которые указаны в этой статье.
Есть необходимость принятия закона “Об общих принципах организации нормотворческий деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики”.
Также нужно создать условия для развития принципов профессионализма от которого зависит качество принятых нормативно-правовых актов.
Особое место должно уделяться принципу персональной и материальный ответственности должностных лиц органов исполнительной власти. В случае нанесения ущерба в связи с принятием того ими иного нормативно-правового акта со стороны должностного лица, установлении возмещения ущерба.
На передним плане создаются предпосылки для установления принципов научной обоснованности, прозрачности, субсидарности, соответствия акта по субординации и юридической силе, подзаконности.
законность народовластие нормотворческий власть
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 2002 г.
Научный Практический Комментарий к Конституции Азербайджанской Республики. Шахин Алиев. Баку, 2000 г.
Большой Юридический Энциклопедический Словарь. А.Б.Барихин. М.,2005 г.
“О нормативно-правовых актах”. Закон Азербайджанской Республики от 26.11.1999 г.
“Конституционное право зарубежных стран”. Э.П. Григонис; В.П. Григонис. С.Петербург., 2002 г.
“Конституционное право зарубежных стран”. М. Баглай. М.,2000.
“Конституции государств Европейского Союза”. Л.А. Окуньков. Из группа ИНФРА. М: НОРМА, 1997.
Какимова М.Ш. “Социальная справедливость как принцип советского общенародного права”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени К.Ю.Н. 12.00.01. Саратов, 1990 г.
Ратушный С.Н. “Организационно-правовые вопросы сочетания единоначалия и коллегиальности в организации деятельности органов внутренних дел”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Киев, 1991 г.
Чирков А.П. “Ответственность в системе законодательства”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени. к.ю. н. 12.00.01. Москва, 1989 г.
Сморчков А.И. “Обоснованность правоприменительного решения (Теоретико-управленческий аспект)”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.01. Москва, 1989 г.
Лисюткин А.Б. “Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.01. Саратов, 1992 г.
Ержанова Ф.А. “Принцип гласности в советском конституционном праве”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Москва, 1990 г.
Арановский К.В. “Обеспечение конституционности нормативных актов исполкомов местных советов”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Ленинград, 1990 г.
Гаджиева Э.Н. “Принципы государственного управления на современном этапе”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Ташкент, 2002 г.
Златопольский Д.Л. “Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии”. М, 2000.