Зарубежные союзы и ассоциации как элемент политической системы

Размещено на http://www.

ЗАРУБЕЖНЫЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ


1. Союзы и ассоциации зарубежных стран

Понятие «общественные организации», которое привычно для нашей литературы и практики, практически отсутствует или редко применяются в иностранной правовой литературе и нормативных актах. За рубежом, чаще всего, применяются термины «союзы», «ассоциации», «объединения» и т.д. По сути дела, речь идет об одном и том же: то, что у нас называется общественными организациями, в США, Великобритании называется союзами, ассоциациями, объединениями граждан.

В отечественной литературе под общественными организациями понимаются добровольные формирования граждан, которые создаются в результате их свободного волеизъявления с целью выражения коллективных интересов и решения общественных вопросов и проблем. Западные определения союзов, ассоциаций сводятся к тому, что их просто называют: правительственные организации (non–government organization или NGO). Главные признаки общественных организаций, о которых говорится в настоящей главе, определяются как: негосударственность и неприбыльность. Эти два признака берутся как критерий, как разграничение с остальными возможными объединениями граждан. Если государственное – значит, правительственное или связанное с каким–то государственным учреждением. Если прибыльное – то это сфера бизнеса.

Таким образом, принято считать, что есть три основных типа объединения граждан: государственные организации (органы власти, управления и т.д.), прибыльные организации (фирмы, предприятия) и все остальные (не государственные и не прибыльные) – общественные организации граждан.

Помимо двух главных признаков общественных организаций (негосударственность и неприбыльность), часто называют третий элемент – добровольность объединения членов. К этим двум элементам, которые по–английски звучат как Non–government и Non–profit, добавляют еще слово Voluntary (добровольность). В соединении этих трех элементов образуется то, что мы называем общественные организации, а в соответствии с западной терминологией – союзы и ассоциации.

Право и возможность граждан образовывать общественные формирования закрепляется рядом конституций. Например, статья 22 Конституции Испании говорит о том, что признается право на создание ассоциаций. Здесь имеются в виду общественные организации, которые могут удовлетворять различные интересы граждан. Та же Конституция Испании отдельно закрепляет право граждан на образование политических партий и право на деятельность профсоюзов. Однако ассоциации выделены, поскольку партии и профсоюзы стоят особняком (это наиболее значительные общественные формирования), а все остальные называются ассоциациями. Предполагается, что граждане, для удовлетворения своих интересов, могут образовывать такие организации.

Очень четко формулирует право граждан на объединение в общественные формирования Конституция Греции 1975 года. В статье 12 этой конституции сказано, что греческие граждане имеют право образовывать союзы и объединения, не имеющие цели извлечения прибыли, соблюдая при этом законы государства. Для осуществления этого права законы не предусматривают какого–то предварительного разрешения. То есть, установлен регистрационный порядок образования союзов, а не разрешительный (как и в ряде других стран).

Короче всего, эти организации можно было бы назвать неполитическими организациями граждан. Однако надо сказать, что эти неполитические организации активно участвуют и в политической жизни. Их главное отличие от политических организаций в том, что их основные задачи и ориентиры основаны на других проблемах. Это могут быть организации, которые добиваются экономических, просветительских, культурных и других целей, а политические средства и методы они используют для достижения этих основных (уставных) целей.

Наш советский опыт описания и классификаций общественных организаций, союзов и ассоциаций достаточно велик. В литературе приводились разные классификации. Чаще всего, приводилась следующая:

1. Массовые организации трудящихся. К их числу относились профессиональные союзы, комсомол, кооперация, ДОСААФ;

2. Органы общественной самодеятельности. Это были домовые, уличные, квартальные комитеты, товарищеские суды, добровольные народные дружины и т.д.

Были и более подробные попытки классификации. Они включали не только массовые организации и органы самодеятельности, но делили общественные организации по кругу их деятельности.

Профсоюзы в подобных классификациях всегда стояли особняком. Их часто называли самой массовой организацией трудящихся, «школой коммунизма» и т.д. Подобной «школой коммунизма» для молодежи был ВЛКСМ. Это была хотя и общественная организация, но с явно выраженным политическим оттенком. Также особняком стояла кооперация.

Помимо вышеназванного, отдельно выделялись женские организации, организации в сфере культуры, творческие союзы, Всесоюзное общество «Знание». Все эти организации образовывали четкую структуру, присущую социалистическому государству.

Организаций подобного рода, которые реально объединяли бы всю страну (исключая альтернативные организации), в западных (высокоразвитых) странах практически не имеется. Трудно представить всеамериканскую молодежную организацию типа Комсомола в США, какие–то добровольные общества, объединяющие всех французских писателей, испанских артистов, голландских художников. На Западе не принято объединять всех и вся под одни знамена. Существуют и творческие объединения, и молодежные, и женские, но они не включают граждан в масштабах всей страны. Они могут объединить жителей одного региона, города, но такой централизации, как была в СССР, в странах развитой демократии не отмечается.

Мы полагаем, что наиболее развитая сеть и количество союзов и ассоциаций образовалась в США. Их там насчитывается около 20 000. Есть обширные энциклопедии, посвященные этим общественным формированиям. В некоторых из них приводится не менее 17 групп союзов и ассоциаций, которые включают в себя множество подвидов.

Примерный перечень, типичная схема американских союзов и ассоциаций выглядит примерно так: на первое место выносятся организации промышленников, организации торговцев и профсоюзные (профессиональные). Речь идет о том, что все эти союзы не носят коммерческого характера, они не предназначены для извлечения прибыли. Главная их задача – универсальная и специализированная защита интересов их членов, координация работы, представление их интересов в других организациях. То есть, это организации, объединяющие реальных конкурентов и противников в сфере бизнеса, которые здесь выступают как одно целое. Организации, обычно конкурирующие между собой, объединяются в общую гильдию, ассоциацию, союз и вместе отстаивают свои интересы в борьбе с конкурентами из другой страны, с государственными чиновниками и т.д.

Отдельно выделяется группа организаций в области сельского хозяйства и сельского производства. Она включает как производителей сельскохозяйственной продукции, так и переработчиков, и тех, кто занимается исследованием в этой сфере – т.е. всех, кто связан с сельским хозяйством.

Третья группа союзов и ассоциаций (которая выделяется по американским традициям) – это группа, которая называется правовые, проправительственные и организации военного типа. Мы полагаем, что их также можно было бы подразделить на отдельные группы по степени прикосновенности к государству, к законам, государственным структурам. Они включают такие объединения, как союзы городов, объединения по защите окружающей среды вокруг городов и поселений, ассоциации изучения развития городского хозяйства. Это такие организации, создаваемые для изучения федерального законодательства, в помощь местным государственным органам; организации, связанные с полицией, с налогами, планированием и т.д.

Важное отдельное место, привычное нам, занимает четвертая группа – научные, инженерные и технические организации. Они включают организации по самым разным направлениям, начиная с буквы «А»: архитектура, астрономия и далее по всем буквам алфавита. Это объединения граждан, занимающихся какой–либо из этих сфер, которые не могут носить прибыльного характера. Это объединения профессионалов в данной сфере.

Пятое место занимают образовательные организации, которые включают организации, связанные со школьным, дошкольным, внешкольным, послешкольным образованием. Например, организация альтернативного образования, организация иностранных студентов, организация абитуриентов, организации аспирантов, организации взрослых людей, получающих образование. В США есть организации черных студентов, иностранных студентов, женские студенческие организации. Независимые колледжи...

Шестая группа – культурные организации. Их также большое множество, и включают они объединения художников, артистов, писателей, собирателей книг, композиторов, танцоров, фольклористов, историков. Есть объединения, занимающихся эсперанто, экзотическими видами искусства (например, индейского искусства), организации библиотекарей, музейных работников, философов, поэтов, деятелей театра и т.д.

Очень важное место занимают организации социальной помощи. Это, может быть, наиболее активные группы организаций. Туда входят организации, борющиеся против алкоголизма, организации, занимающиеся помощью лицам, вышедшим из мест лишения свободы. Это также организации, борющиеся против злоупотребления наркотиками, организации помощи безработным, организации помощи семейной жизни (женщин, которых бьют мужья, отцов, которым не дают видеться с детьми и т.д.), помощи сексуальным меньшинствам, эмигрантам, организации планирования семьи, помощи лицам, склонным к самоубийству. Эти организации могут называться благотворительными или организациями социальной помощи. Они оказывают моральную и материальную поддержку, образуют специальные приюты, но никогда не могут извлекать прибыль, а если и получают ее, то должны использовать эти доходы на совершенствование своей деятельности.

Очень большая группа организаций – восьмая группа – организации медицинского и оздоровительного характера. Они включают борцов с различными серьезными заболеваниями (например, организации, борющиеся с раком, с сердечно–сосудистыми заболеваниями). Эти организации ставят себе целью: помощь людям, сбор денег на исследования. Есть организации профессионального типа, объединяющих медиков определенной сферы (терапевтов, дерматологов, радиологов). Здесь же есть организации специального типа (ветеринарной науки, поддержки донорской службы, работников больниц, профессиональной медицины).

Девятая группа – организации помощи публичной службе. Это организации защиты гражданских прав, развития городов и районов, организации потребителей, организации помощи свободному предпринимательству, прав человека, международных отношений, движения борьбы за мир. Как ни странно, сюда же американцы включают политические партии. Иначе говоря, политические партии, по мнению американских политологов и государствоведов, это группа общественных организаций. Сюда же включаются организации помощи органам ООН, организации помощи беженцам и т.д.

Важное место занимает группа национальных (этнических) организаций – греческая община, армянская, украинская и т.д. за рубежом. Сюда же входят так называемые братские организации и организации иностранных интересов.

Одиннадцатая группа – религиозные организации. Здесь могут иметься в виду как непосредственно конфессии, т.к. они не выделяются в отдельную группу, так и организации, связанные с этими конфессиями, которые поддерживают их, защищают, изучают религиозные течения, проповедуемые конфессиями. Например, Организация религиозных реформ, экуменические организации, группы, объединяющие миссионеров, организации спиритуалистов, католиков, евангелистов. Но, прежде всего, это организации светских людей, а не профессиональных служителей культа, это как бы вспомогательные отряды конфессий.

Важное место занимают ветеранские и патриотические организации. Сюда же включают и генеалогические организации (изучение государственной символики). Ветеранские организации включают ветеранов войны, и отставных офицеров, и патриотические организации содействия армии, авиации и флоту (такие организации есть, практически, в каждой стране).

Может быть, наименее связанная с политикой группа объединений – организации хобби и увлечений. Они включают множество различных хобби и увлечений: от таких солидных и повсеместно распространенных организаций как радиолюбителей, коллекционеров, садоводов, любителей вкусно готовить, нумизматов, любителей животных, до таких довольно экзотических, как любителей воздухоплавания на воздушных шарах.

Всегда представлялось, что нумизматы и филателисты – абсолютно беспартийные организации и не могут быть связаны с политикой. Однако же советская практика знает любопытный пример: когда формировалось представительство на съезд Советов СССР, то представительство было предусмотрено от всех Всесоюзных общественных организаций. И поскольку общество филателистов было всесоюзным, то по странной причуде закона о выборах глава общества филателистов СССР – известный космонавт Горбатко – был представлен на съезде в качестве полноправного делегата.

Более известными и популярными являются любительские атлетические спортивные организации. Они включают самые различные объединения: любительский спорт – стрельба из лука, баскетбол, бокс, хоккей, включая спортивную ловлю рыбы, гольф, поло, бридж.

Наряду с союзами предпринимателей, пятнадцатой строкой выделены ассоциации и федерации профессиональных союзов. Это не отдельные профессиональные союзы, а объединения профессиональных союзов («объединение объединений»). В тех же США такие крупные союзы – очень влиятельная сила, о которой речь пойдет ниже.

Отдельно, шестнадцатым пунктом, стоят торговые палаты. Это объединения торговцев. Они сами ничего не продают, а регулируют торговлю, обобщают передовой опыт, общаются с заграничными коллегами. Такие организации могут быть национальными, двусторонними и международными (многосторонними, интернациональными).

Самая необычная – по названию – группа общественных организаций, которую американцы называют организацией греческих букв. Перевод очень прост – это студенческие организации престижных университетов и вузов. По традиции такие организации имеют в своем названии 2–3 греческие буквы (например, «фи», «бета», «каппа»; «ипсилон»). По этим буквам и называют студенческие организации.

Кроме семнадцати основных, американцы выделили и восемнадцатую группу – организации, которые стоят особняком. Такие организации либо точно не определяют свои программы, но примыкают к общественным организациям, либо это организации, которые не имеют точного адреса – т.е. все остальные. В любом случае подчеркивается, что для того, чтобы попасть в эту группу союзов и ассоциаций, необходимо, чтобы в названии или деятельности они подчеркивали свой добровольческий и неприбыльный характер. Хотя американцы иногда включают сюда даже некие необычные государственные или связанные с государством организации.

Естественно, в числе самых влиятельных организаций находятся союзы предпринимателей. В числе наиболее известных – Национальная федерация независимого бизнеса. В ней свыше 560 тыс. членов. В штате этой организации 120 человек, организована она была в 1964 году. Есть отдельная американская ассоциация женщин–бизнесменов, в ней 100 тыс. членов, в штате 65 человек, местных отделений – 1600. Есть множество организаций, которые объединяют промышленников и бизнесменов какой–то отдельной отрасли. Например, Американская ассоциация производителей мяса, Алюминиевая ассоциация. Таких ассоциаций великое множество – примерно 2000 организаций такого типа есть только в США.

Самые знаменитые ассоциации предпринимателей Америки следующие: Национальная Ассоциация Промышленности, Торговая Палата США. Известно несколько десятков ассоциаций банкиров, несколько сот организаций по отраслям промышленности, сельскохозяйственные ассоциации, которые чаще всего объединяются на смешанной основе (Национальный институт яблок, Национальная ассоциация говядины). Очень влиятельны ассоциации в сфере средств массовой информации (рекламы, радио, телевидения, печати).

Важная группа – ассоциации в области науки управления. Поскольку, наука управления – это сфера деятельности, которая имеет отношение не только к управлению сельским хозяйством или производством, но и к управлению государственным процессом. Применяются приемы и методы менеджмента и в бизнесе, и в политике.

Серьезное место занимают фонды миллионеров. Наиболее известны фонды Рокфеллера, Форда, Дюпона. Это наиболее известные и старые фонды. Фонд Рокфеллера был образован в 1913 году. Вообще, главная идея фондов – сбор деньги на благотворительные цели. Первоначальным же мотивом для образования этих фондов было укрытие или отстранение денег от налогов. Поскольку перевод денег на благотворительные цели не облагался и не облагается налогом, миллионеры, создатели этих фондов, считали целесообразным не выплачивать огромные суммы просто в бюджет, а образовывать свои фонды и делать добрые дела от своего имени, а не от имени государства.

В настоящее время при различных фондах существуют научно–исследовательские центры, институты политических исследований, институты в области здравоохранения, медицины, техники. Важную роль в политической сфере играют научно–исследовательские организации при этих фондах. Они занимаются изучением государственно–правовой практики, проводят социологические опросы. Их влияние в общественной жизни велико. Например, ежегодная научная конференция одного из институтов при фонде Рокфеллера «открыла» и «рекомендовала» для Америки такого кандидата в президенты, как Джимми Картер. Это было сложное время в Америке (после Уотергейтского скандала были подорваны устои государственного механизма, и опорочены важнейшие институты власти), поэтому понадобился безупречный кандидат, который подходил бы для широкой публики по всем параметрам. Фонд Рокфеллера поставил цель найти такого человека, и вот Джимми Картер – почти никому неизвестный губернатор штата Джорджия – очень быстро стал известным и популярным человеком, а в конце того же года, когда его «открыли», стал президентом.

Союзы и ассоциации имеют много общего с политическими партиями. И те другие – группа людей. И те и другие имеют свои уставы, правила поведения, свою этику, свои издания и т.д. Многие формы работы у них схожи, иногда можно легко перепутать – где общественная организация, ассоциация, а где – партия (тем более, что в некоторых странах их и не различают). Главное отличие между союзами и ассоциациями и политическими партиями в том, что союзы и ассоциации – это не политические организации. У них есть основная цель (ее называют уставной целью), которой и посвящается их деятельность. Когда союзы и ассоциации принимают участие в политической жизни, то это участие в политике – это деятельность номер два. Иначе говоря, участие в политической жизни связано с деятельностью основной. Скажем, профессиональные союзы, прежде всего, защищают экономические интересы рабочих, служащих и других своих членов, предпринимательские союзы – также защищают экономические, моральные и иные интересы предпринимателей и бизнесменов. Но для того, чтобы это делать лучше, эти союзы участвуют в политической жизни. Формы участия различные, чаще всего, они, так сказать, лежат на поверхности. Как правило, это моральная или материальная (иногда моральная и материальная) поддержка политических партий либо политических деятелей. Такая поддержка в демократических государствах ведется открыто и цивилизованными способами.


2. Профессиональные союзы, религиозные организации

зарубежный союз ассоциация общественная организация

Профессиональные союзы и их лидеры за рубежом могут открыто заявлять о поддержке того или иного кандидата на должность президента, или на другую выборную должность (кандидата в верхнюю палату парламента, в нижнюю палату). Эта поддержка может выражаться в призыве к своим членам голосовать за того или иного кандидата, поддержка может выражаться в виде денежных перечислений на избирательный счет того или иного кандидата. Естественно, поддерживая того или иного кандидата, союзы и ассоциации ждут каких–то ответных шагов. Такие отношения могут даже регулироваться правовыми актами. Например, в некоторых случаях заключаются договоры, или пишутся протоколы, согласно которым профессиональный союз морально или материально поддерживает кандидата или партию, который (которая), в свою очередь, в случае избрания, обещает поддерживать или не поддерживать некий проект, или внести поправки в законопроект в пользу этих граждан. На первый взгляд это кажется какой–то не совсем нормальной сделкой, а с другой стороны, это вполне допустимые отношения, при которых люди не прячут свои интересы, а открыто их выражают. И даже материальная поддержка оформляется вполне законно, когда деньги с одного счета переводятся на другой и используются вполне по назначению. То есть, кандидат, которого поддерживают союзы и ассоциации, может расходовать эти деньги на печатание плакатов, выступления по телевидению и т.д. Данные вопросы регулируются специальным законодательством.

Некоторые общественные организации могут входить в политические партии в качестве коллективных членов. Например, в лейбористскую партию Великобритании, помимо индивидуальных членов, входят еще десятки коллективных членов – различные профессиональные союзы и другие общественные организации. Таким образом, общественные организации вовлекают своих членов в политику. Членство в профсоюзах необязательно, и человек, зная о политической ориентации профсоюза, может и не вступать в этот профсоюз, а выбрать какой–то другой. Иначе говоря, можно не участвовать в политике непосредственно (не вступать в партию, не ходить на собрания и т.д.), а делать это опосредованно через свой профсоюз. Зная ориентацию своего профсоюза, поддерживая его основные идеи, человек, естественно, поддерживает тем самым политику той партии, коллективным членом которой является его профсоюз.

Упоминается такой способ участия союзов и ассоциаций в политической жизни, как идеологическое воздействие на граждан. Та или иная общественная организация, кроме главных целей и задач, имеет также свои предпочтения, политические приоритеты, о которых может заявлять в своих изданиях (газетах, бюллетенях). Таким образом, она влияет на политическую жизнь государства, на политический выбор граждан, которые являются членами это общественной организации или просто следят за политикой.

В некоторых случаях государство прямо заинтересовано в деятельности ряда общественных организаций. В ряде высокоразвитых стран эти общественные организации поддерживаются государством, могут даже создаваться некоторые координационные структуры для связи с общественными организациями. Например, 1983 году во Французской республике был создан Национальный совет ассоциативной жизни, который выступал в качестве связующего звена в отношениях между общественными организациями и государственными органами. Этот совет мог обращаться к правительству с определенными рекомендациями по поводу развития общественной жизни.

В странах, ориентированных на более активное социальное регулирование, или в странах так называемого «реального социализма», были специальные структуры, которые создавали общественные организации и поддерживали их. Это особое свойство «социально–ориентированных» государств, поскольку они использовали и используют общественные структуры в своих государственных целях. Поскольку эти общественные организации создаются государством, то они как бы вспомогательные структуры государства, и говорить об их самостоятельности можно с определенной долей условности. Это как бы полугосударственные–полуобщественные структуры. Они особенно характерны для КНДР, Кубы, Вьетнама, Лаоса, ряда африканских стран.

В некоторых случаях общественные организации, не будучи созданы государством, являясь самостоятельными структурами, все–таки выступают в качестве организации по помощи государственным органам, по дополнению их. Они сами (или по просьбе государственных органов) берут на себя функции помощи государству. Такие структуры, например, помогают государству собирать налоги, разъяснять необходимость неких важных мероприятий (борьбу за гигиену, необходимость прививок), участвуют в организации избирательных кампаний. Мы полагаем, что в данном случае нельзя упрекать государство в том, что оно воздействует на общественные структуры. Здесь, наоборот, общественные структуры «снизу» стараются помочь государству. В этом случае их задача и статус по–настоящему добровольный и общественный.

В тоталитарных государствах общественные организации часто выступают в роли ширмы, маскирующие недемократическую сущность данных государств. В таких условиях общественные организации являются фиктивными общественными организациями. В Румынии во времена диктатора Чаушеску его родственники этого возглавляли все общественные организации, существовавшие в стране (супруга возглавляла женскую организацию, сын – молодежную, брат – организацию содействия армии, авиации и флоту и т.д.). В таких условиях, когда существует тоталитарное государство, деятельность общественных организаций нереальна и фиктивна. Они выполняют функцию прикрытия.

Естественно, если в стране действует несколько сот или даже тысяч общественных союзов и ассоциаций, то в политической жизни участвуют далеко не все, лишь десятки. Если это Общество любителей животных, Общество помощи разведенным мужьям, Национальная ассоциация помощи толстым американцам и т.д., то эти люди заботятся, прежде всего, о самопомощи, об обмене опытом, о моральной поддержке и т.д.

Следует упомянуть об опосредованном влиянии таких организаций на политику. В чем его суть? Любой публичный политик – кандидат в президенты, депутат парламента и т.д. – обязательно учитывает интересы разных групп и слоев общества, а учитывать эти интересы проще всего, знакомясь с оформленными интересами, пожеланиями тех или иных групп населения. Союзы и ассоциации очень часто занимаются тем, что заявляют свои претензии к обществу, государству, согражданам, формулируют свои пожелания, в своих журналах, листовках, бюллетенях. Любой серьезный кандидат и его команда изучают эти пожелания и претензии, не дожидаясь прямого обращения к ним. В свои речи они стараются включить призывы к разным группам. Например, кандидат на выборную должность в США обязательно в свои выступления включит прямое или косвенное обращение к небелым избирателям, упомянет интересы женщин, подростков. Если в данном районе проживают избиратели латиноамериканского происхождения, то будут упомянуты и они.

В последнее время стало модно упоминать интересы сексуальных меньшинств. Например, президент Клинтон в свою первую избирательную кампанию неоднократно заявлял, что он поддержит права гомосексуалистов, к примеру, их право служить в американской (профессиональной) армии. Следовательно, союзы и ассоциации влияют на политический процесс уже самим фактом своего существования. Они влияют потому, что, желая добиться голосов избирателей, политики обращаются к избирателю не просто как к усредненной единице, а как к члену какой–то социальной группы: в зависимости от пола, возраста, увлечений, денежных доходов. А поскольку западное общество очень структурировано, каждый избиратель относит себя к той или иной группе (он входит в тот или иной союз), то он небезразличен к тому, что ему, как члену группы, говорят, и зачастую он сам выражает свои мысли от имени своей группы, своего союза. Поэтому, союзы и ассоциации – очень реальный и мощный рычаг воздействия на политику.

Религиозные конфессии и общины, которые представляют собой отделения крупнейших мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) – мощный фактор влияния на сознание людей, на их поведение, на их взгляды на мир и на политику. Мировые религии влияли на сознание, на поведение людей, на политику многие сотни лет. Конечно, сейчас такого влияния, как, скажем, в средние века, уже нет. Однако влияние религии зависит от многих факторов. Христианские церкви, как правило, не участвуют в политической жизни. Ислам же в ряде стран – самая активная политическая сила. Ряд стран имеют несколько влиятельных религиозных конфессий. Некоторые страны имеют одну господствующую религию. Естественно, в соответствии с этими факторами роль религиозных общин различна: в странах монорелигиозных это влияние велико или очень велико, а в странах полирелигиозных оно значительно меньше.

Современная западная модель взаимоотношений государства и религии сводится к тому, что государство и религия не вмешиваются в дела друг друга. Например, статья 7 Конституции Италии говорит о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждой из них сфере. Конституция устанавливает, что их отношения определяются специальными Латеранскими договорами, и данные договоры могут изменять и регулировать эти отношения без пересмотра конституции. Суверенитет государства и религии характерен для стран Запада.

В исламских странах, где господствует мусульманская религия, зачастую религиозные объединения и государство переплетаются. Например, король Саудовской Аравии, являясь главой светской власти, одновременно возглавляет религиозную конфессию своей страны. В Иране есть такое понятие – духовный лидер (факих) страны. Им несколько лет был знаменитый аятолла Хомейни. В настоящее время его приемником является другой священнослужитель. С одной стороны, такое тесное переплетение религиозных объединений и государства трудно считать естественным явлением. С другой стороны, могут существовать разные модели взаимоотношений религии и государства, и, с западной точки зрения, не следует оценивать непривычные нам отношения.

Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах Запада с вековыми демократическими традициями можно встретить государственные институты и обычаи, сохранившиеся со времен феодализма. Глава государства Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии королева Елизавета II, как и ее предшественники, формально является главой англиканской церкви. А это, как говорится, не Азия, не Аравийская пустыня...

Некоторые страны с очень пестрой и многоконфессиональной структурой специально закрепляют в Конституциях и законах отношения между конфессиями и конфессиями и государством.

Наиболее очевидным примером служит ближневосточное государство Ливан. История государства Ливан очень своеобразна: это было то место, куда сбегались и прятались лица, преследовавшиеся за религиозные убеждения из других регионов данной части света – различные сектанты и религиозные диссиденты. Таким образом, на очень небольшом пятачке собрались представители двух десятков религий. Для того чтобы не ссориться, в 1943 году они приняли специальный закон – Национальный пакт – по которому, как они полагали, справедливо распределили возможные должности в государстве. Свыше половины мест в парламенте были отданы христианам–маронитам, сорок пять мест – мусульманам. Премьер–министром, по их нормам, может быть только мусульманин–суннит, Председателем парламента – мусульманин–шиит, Президентом – христианин–маронит и т.д. Поскольку в Ливане около полутора десятков религиозных общин, представляющих собой разные ответвления христианства, ислама и других мировых религий, то раз и навсегда решить эти вопросы не удалось. Кроме того, причиной возникших споров явилось изменение демографической ситуации. Казалось, все было предусмотрено, были подробнейшие правила занятия государственных должностей. Но возник конфликт между общинами, и вспыхнула гражданская война, которая длилась примерно 15 лет. Принудительное распределение должностей приводило к тому, что влиятельную должность мог занимать недостаточно компетентный человек, лишь потому, что был представителем какой–то определенной общины.

Следует отметить разницу между понятиями конфессия и религиозная община. Конфессия – религиозная структура, которая четко оформлена, имеет определенную иерархию, руководящие органы, свои догматы, священные книги, построена по определенной схеме. Община включает в себя, кроме профессиональных священнослужителей, еще и прихожан (т.е. людей, которые исповедуют данную религию, поклоняются одним святыням, поддерживают свою церковь материально, но не являются профессиональными священнослужителями). Община – это священнослужители плюс прихожане. Интересная особенность того же Ливана в том, что там переплелись понятия конфессия, община, и даже политическая партия. Например, политические партии в Ливане практически объединяют сторонников одной религиозной общины, одной этнической группы. Такая экзотическая религия как ливанские друзы имеет свою партию (Национально–прогрессивную партию), возглавляет эту партию племенной вождь, он же одновременно возглавляет и религиозную конфессию и общину. Там полное совпадение в одном лице религиозного авторитета, национального лидера и политического руководителя. Кроме друзов, нечто похожее есть и в других религиозных общинах Ливана (марониты имеют свою политическую партию и т.д.). Может быть именно то, что политика и религия так тесно там переплетались, что это поспособствовало конфликту, гражданской войне, т.к. политические споры перешли на сферу религиозных проблем, потом на экономические проблемы, а в сочетании с южным темпераментом и подстрекательством соседей и создало «гремучую смесь».

Существует несколько моделей взаимоотношений государства и религиозных объединений. Очевидно, что самая нормальная и естественная та, что была названа выше – взаимный нейтралитет и невмешательство в дела друг друга. Может быть еще лучше – невмешательство и взаимная помощь. Например, в армии есть институт полковых или дивизионных священников, которые могут быть представителями разных конфессий. При принесении присяги государственными должностными лицами часто присутствуют представители религии, которые свидетельствуют правильность и святость этой присяги. Это вовсе не означает вмешательство в деятельность государства и наоборот.

В некоторых государствах есть государственные служащие по делам религии. В нормальной ситуации это просто вспомогательные органы для взаимной помощи, координации отношений в сфере религии.

Модель тесного переплетения религии и государства, с точки зрения государствоведения XX века, не разумна и не оправдана. В некоторых странах это переплетение не в пользу государства. Такая модель существует в Саудовской Аравии или Иране, где религия доминирует не только в государстве, но и входит в государственный механизм. Духовные лидеры Ирана, к примеру, выполняют вполне светские функции, направляя деятельность президента, подсказывая парламенту, какие законы и указы они должны принимать.

Король Саудовской Аравии – духовный лидер и глава государства – вообще воплощает всю власть в стране, так как там нет никаких представительных учреждений (Парламента, органов самоуправления), правительство назначает король, он же глава армии и т.д. Все нужные королю законы принимает он сам. В данном случае конфликтов между государством и религией нет, так как государство и религия соединились в одном лице.

В некоторых случаях религиозные нормы являются одновременно и нормами светскими, применяемыми в нормальной государственной жизни. Выше мы уже говорили о шариате и других частях исламского права.

Возможно, самая неудачная модель взаимоотношений государства и религии складывается тогда, когда существует конфликт между религией и государством. Такие конфликты были и в истории советского государства – в 20–30–е годы церковь активно подавлялась и преследовалась. Такие же модели возникали и возникают и в других странах, которые строили социализм (в Китае, Вьетнаме, в европейских социалистических странах). Конфликты подобного рода были и в странах несоциалистической ориентации. В некоторых странах Латинской Америки наблюдались очень серьезные конфликты между церковью и диктаторскими режимами, управлявшими страной. Например, известны случаи, когда в Сальвадоре убивались иерархи церкви, кардиналы, епископы, причем прямо во время службы, в храмах. Естественно, это очень негативное явление.

В некоторых странах невмешательство религии и государства в дела друг друга иногда сопровождается уступкой определенных полномочий со стороны государства в пользу религиозных структур. Например, Израиль, с одной стороны, светское государство, но с другой стороны – в ряде случаев некоторые правила поведения, которые не присущие европейским странам, вводятся в жизнь государства под воздействием религиозных догматов. Так в Израиле суббота – это особый день, который должны соблюдать жители Израиля. (В субботу (шабат) запрещается не только любая работа, и даже активный отдых, и даже езда на автомобиле, лифте и т.д.) До недавнего времени для большинства граждан это был просто выходной. Но, когда к власти пришел приверженец ортодоксального иудаизма Бениамин Нетаньяху, жить стало сложнее. Религия стала сильнее влиять на обычную жизнь граждан, и граждане, даже не согласные с этим, вынуждены мириться, потому что такое положение поддерживается государством.

Еще одна модель взаимоотношения государства и религии – это провозглашение какой–то религии господствующей. В современных государствах такое провозглашение может носить вполне условный характер. Например, в Великобритании государственной считается англиканская церковь Англии и Пресвитерианская церковь Шотландии. В данном случае – королева Елизавета II назначает высшие церковные должности (в палате лордов 26 мест занимают так называемые духовные пэры – высшие церковные служащие, часть из которых, занимая определенное место, приход, автоматически получают место в палате лордов, часть епископов становятся пэрами по принципу старшинства).

Следует упомянуть об общественных организациях особого рода – общественных организациях конфессионального (клерикального) типа – это не группы прихожан во главе со священником. Это организации светского характера, являющиеся как бы вспомогательными организациями религиозной конфессии. Они объединяют верующих, принадлежащих к одной церкви, которые стремятся распространять идеи своей религии и совершать благородные (богоугодные) деяния. Общественные организации конфессионального типа бывают женскими, молодежными, организациями борьбы за мир, чистоту окружающей среды. Такие союзы – это не просто женская организация, молодежная и т.д., а христианская–женская, христианская–молодежная и т.д. Особенно много таких организаций в США. В качестве примера можно назвать ассоциацию молодых христиан, черных американцев–баптистов, еврейское религиозное объединение Бнай–Брит, студентов–баптистов и т.д.

Есть организации, изучающие связь науки и религии, ассоциации по пропаганде религиозного образования, организации содействия религиозным реформам и т.д.

В любом случае, в высокоразвитых странах религия реально отделена от государства, и эти организации носят характер личного увлечения, потребности души и на политический процесс оказывают небольшое влияние.