Юридическое консультирование. Защитные схемы
Содержание
Схема 1: Знакомство с задержанным
Схема 2: Проверка состояния здоровья задержанного
Схема 3: Выяснение обстоятельств задержания
Схема 4: Выяснение обстоятельств дела
Схема 5: Обсуждение планов защиты
Схема 6: Варианты позиции защиты
Схема 7: Факторы, влияющие на выбор позиции
Схема 8: Основные принципы защиты
Схема 9: План построения позиции защиты
Схема 10: План построения позиции защиты
Схема 11: Конституционные права граждан
Схема 12: Этапы подготовки к процессу
Схема 13: Работа с обвинительным заключением
Схема 14: Подготовка к отдельным стадиям процесса
Схема 15: Адвокатское досье
Схема 16: Формирование адвокатского досье
Схема 17: Задачи, которые необходимо решить в ходе подготовки к участию в судебном процессе
Схема 18: Задачи, которые необходимо решить в ходе подготовки к участию в судебном следствии
Схема 19: Типовые программы применительно к судебному следствию (метод организации деятельности стороны уголовного судопроизводства по проверке имеющиеся и получению необходимой новой информации)
Схема 20: Технология программно-целевого метода (для изучения материалов уголовного дела на этапе подготовки к участию в судебном разбирательстве)
Схема 21: Технология метода моделирования для исследования обстоятельств дела
Схема 22: Общая краткая типовая программа создания информационной модели личности стороны процесса
Схема 23: Требования к форме и содержанию вопросов, допрашиваемым в суде
Схема 24: Требования к последовательности постановки вопросов.
Схема 25 : Способы предъявления доказательств в судебном следствии
Схема 26: Примерный план допроса в суде
Схема 27: Структура речи в прениях
Схема 28: Содержание защитительной речи
Схема 29: Форма защитительной речи
Схема 1 Знакомство с задержанным
Что делать (последовательность) |
Зачем делать (цель) |
Как делать (средства) |
1. Рассказать о себе: кто пригласил в качестве защитника; стаж работы, специализация; права и обязанности защитника. 2. Спросить, согласен ли он иметь защитника в Вашем лице либо кого-то другого. 3. Попросить клиента рассказать о себе: - семья; образование; -место жительства; армия; судимость и другие данные. |
Чтобы: -завоевать доверие; -снять стресс; -установить психологический контакт; -установить данные о личности; -морально поддержать; -подготовить к встрече со следователем. |
- вести беседу доброжелательно, без предубеждения. -показать договор юридической консультации на осуществление защиты. -честно рассказать о положении вещей.
|
Схема 2 Проверка состояния здоровья задержанного
Что делать (последовательность) |
Зачем делать (цель) |
Как делать (средства) |
Спросить о: - болезнях; - побоях; - психическом и физическом состоянии; - травмах головы; - зрении и слухе. Проверить: - следы побоев на теле. |
Чтобы: - оказать медицинскую помощь; - освидетельствовать телесные повреждения; - фиксировать незаконность методов следствия; - проверить вменяемость; - определить возможность содержания в следственном изоляторе; - определить возможность участия в следственных действиях; - запросить медицинские документы. |
Вызывать «скорую помощь». Вызывать следователя и заявить ходатайство об освидетельствовании в порядке ст. 179 УПК РФ либо о назначении судебно-медицинской экспертизы. Заявить ходатайство о проверке вменяемости. Запросить мнение врачей «с воли»: -может ли содержаться в следственном изоляторе; -нуждается ли в оказании медицинской помощи и какой. Заявить ходатайство о приостановлении следственных действий (а иногда и производства по делу) до получения результатов судебно-медицинской, психиатрической экспертизы или до оказания мед. помощи. Запросить выписки из истории болезни, мед. справки и т.д. Передать родственникам список «привычных» препаратов для лекарственной передачи в СИЗО. |
Схема 3 Выяснение обстоятельств задержания
Что делать (последовательность) |
Зачем делать (цель) |
Как делать (средства) |
1. Спросить о задержании: - когда; - где; - при каких обстоятельствах; - кто задерживал; - с кем; - оказывал ли сопротивление; - с поличным; - производилось ли фоторграфирование, видеозапись. 2. Выяснить обстоятельства изъятия имущества: - личный обыск; - обыск; - выемка; - осмотр места происшествия; - осмотр машины; - протоколы. 3. Уточнить, предоставлялись ли: - защитник; - переводчик; - законный представитель; - педагог. 4. Обсудить, какие следственные действия производились: - объяснения; - показания; - явка с повинной («чистосердечное признание»); - очная ставка; - опознание. |
Для: - установления законности и обоснованности задержания и содержания под стражей; - обжалования в суд в порядке ст. 125' УПК РФ: фиксации нарушений конституционных прав: - ареста, - обыска, - прослушивания и т.д.; - фиксации нарушений права на защиту; - сбора сведений о доказазтельствах, полученных с нарушением закона; - фиксации незаконных методов ведения следствия; - установления законности изъятия имущества, денег, документов; формирования позиции по делу. |
Изучить протоколы следственных действий. Проверить полномочия следователя и следственной группы. Использовать право отвода следователя. Подать жалобы на обоснованность и законность удержания под стражей в прокуратуру и в суд. Заявить ходатайство, в котором фиксировать все обнаруженные нарушения. Взять у родственников и подзащитного копии протоколов обысков и т.п. Составить ходатайство о возврате незаконно изъятого имущества либо передаче его на хранение родственникам (например, автомашины). |
Схема 4 Выяснение обстоятельств дела
Что делать (последовательность) |
Зачем делать (цель) |
Как делать (средства) |
1 . Выяснить, считает ли клиент обоснованным: - факт, по которому возбуждено уголовное дело; - привлечение его к уголовной ответственности; - меру пресечения в виде содержания под стражей. 2. Спросить, какова его версия событий. 3. Выясняю подробности, относящиеся к: - вине; - алиби; - соучастию; - количеству эпизодов; - мотиву; - смягчающим и отягчающим обстоятельствам; - потерпевшему. |
Для: -установления обстоятельств, исключающих уголовную ответственность: -необходимой обороны; -крайней необходимости; -физического или психического принуждения; -добровольного отказа; -эксцесса исполнителя; -невменяемости и др.; -установления оснований отказа в возбуждении уголовного дела; -прекращения дела либо освобождения от уголовной ответственности: -отсутствия события преступления; -отсутствия состава преступления; -амнистии; -давности ответственности и др.; -установления «коллизий» с другими лицами, проходящими по делу; -установления соотношения применения старого и нового УК; - формирования позиции по делу. |
Подготовить и заявить соответствующие ходатайства. Переговорить с потерпевшим о примирении и о возмещении ущерба. Встретиться с защитниками других лиц, привлекающихся по делу, и обсудить возможность устранения противоречий. Запросить документы.
Проконсультироваться с коллегами о применении закона.
|
Схема 5 Обсуждение планов защиты
Что делать (последовательность) |
Зачем делать (цель) |
Как делать (средства) |
Совместно обсудить: - давать ли показания; - признавать ли вину; - участвовать ли в следственных действиях; - участвовать ли на следствии активно или пассивно; - заявлять ли ходатайства и отводы; -представлять ли и когда доказательства; - участвовать ли в экспертизе; - подавать ли жалобы прокурору; - какую позицию занять; - обжаловать ли арест и когда. |
Чтобы: -разобраться, какова позиция клиента; -взвесить все «за» и «против» этой позиции; - дать понять клиенту, что окончательное решение по всем принципиальным вопросам принадлежит ему |
Дать советы по такому принципу: - «Если вы поступите так-то (например, признаете вину или согласитесь дать показания), то могут возникнуть такие-то осложнения; -если вы поступите по другому, то здесь вас ждут свои трудности. Мы вместе будем преодолевать любые трудности, но по какому пути идти, решать вам». Привести примеры из адвокатской практики, когда клиентом или адвокатом принимались неудачные и, наоборот, удачные решения. |
Схема 6 Варианты позиции защиты
Виновен полностью |
Не виновен |
Виновен частично |
||||
Со смягчающими или исключительными обстоятельствами |
Отсутствие события преступления |
Отсутствие состава преступления |
Недоказанность обвинения |
Не в том объеме |
Не в том преступлении |
Не по тем фактам |
Схема 7 Факторы, влияющие на выбор позиции
- Признание вины клиентом
- Позиция клиента и его личность
- Позиции потерпевшего, свидетелей и их личности
- Позиции соучастников и их личности
- Позиции других адвокатов, их профессионализм и жизненный опыт
- Материалы дела
- Обстановка расследования дела
- Психологические особенности властных лиц, от которых зависит решение дела
Схема 8 Основные принципы защиты
- Не навреди
- Не создавай коллизии
- Иди до конца
- Не признавай вины невиновного
- Не конфликтуй с потерпевшим
- Не нарушай этику
Схема 9 План построения позиции защиты
- Изучение материала дела
- Беседа с подзащитным
- Решение вопроса о признании вины
- Анализ версии обвинения
- Выдвижение и анализ всех возможных версий защиты
- Выбор одной версии и формулирование ее (создание формулы защиты)
- Анализ доказательств «за» и «против» версии защиты
- Восполнение пробелов защиты
- Опровержение доказательств обвинения
- Закрепление доказательств защиты
- Окончательное воссоздание картины событий, фактическое и юридическое объяснение ее (обвинительное заключение «наоборот», т.е. защитительное заключение)
Схема 10 Критерии допустимости доказательств
Ненадлежащие субъекты |
Ненадлежащие источники |
Ненадлежащая процессуальная форма |
Ненадлежащий процессуальный порядок |
1. Лица, указанные в ст.ст.151 УПК РФ, но не принявшие или принявшие с нарушениями дело или поручение к своему производству. 2. Лица, не указанные как субъекты сбора доказательств в ч. 1 ст. 86 УПК РФ, но имеющие на это право в соответствии с федеральными законами, если они действуют с нарушением этих законов (частные детективы, оперативные сотрудники милиции, адвокаты) |
1. Источники, указанные в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, если не соблюдены требования закона при получении доказательства из этих источников. 2. Источники, не указанные в ч. 2 ст. 74 УПК РФ (объяснение, явка с повинной, «чистосердечное признание», «протокол добровольной выдачи» и др.) |
1. Судебные и следственные действия, оформленные не в соответствии с требованием уголовно-процессуального закона. |
1. Неправильное, неточное или неполное соблюдение норм УПК РФ. 2. Нарушение прав и свобод граждан: - конституционные права; - право на защиту и др. |
Схема 11 Конституционные права граждан
Статья Конституции |
Основной смысл содержания конституционных норм |
19, 21, 22 |
Запрещение пыток, насилия, жестокого, унизительного обращения |
23, 25, 35, 40 |
Арест, заключение и содержание под стражей только по судебному решению. Без такового не более 48 часов |
23 |
Ограничение права на неприкосновенность частной жизни, жилища и имущества, тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых и иных отправлений только на основании судебного решения |
24 |
Обязанность обеспечения каждому возможности ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права |
26 |
Право пользования родным языком |
47 |
Право рассмотрения дела по подсудности и с участием присяжных заседателей |
48 |
Гарантия права на защиту и пользование помощью адвоката с момента задержания |
49 |
Презумпция невиновности |
50 ч.2 |
Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона при осуществлении правосудия |
51 |
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников |
53 |
Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или их должностными лицами |
54 |
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет |
задержанный защита процесс обвинительный заключение
Схема 12 Этапы подготовки к процессу
- проверка дела в канцелярии;
- чтение дела;
- выписки из дела;
- работа с доказательствами;
- составление плана защиты, схем доказательств
Схема 13 Работа с обвинительным заключением
Что надо проверить:
1. Утверждено ли обвинительное заключение прокурором
2. Сроки утверждения и полномочия прокурора
3. Соответствует ли формула обвинения в обвинительном заключении тексту постановления о привлечении в качестве обвиняемого
4. Соответствуют ли ссылки на доказательства в обвинительном заключении материалам дела
5. Раскрыто ли содержание доказательств, на которых строится обвинительное заключение
6. Приводятся ли в обвинительном заключении доводы обвиняемых в свою защиту
7. Соответствует ли описательная часть обвинительного заключения резолютивной, не повторяют ли они друг друга текстуально
8. Конкретизированы ли события преступления в описательной части
9. Имеется ли справка, прилагаемая к обвинительному заключению
10. Вручена ли копия обвинительного заключения подзащитному, если да, то когда
Схема 14 Подготовка к отдельным стадиям процесса
Стадия назначения судебного заседания (ст. 227-239 УПК РФ) |
Подготовительная часть судебного заседания (ст.261-272 УПК РФ) |
Судебное следствие (ст. 273-291 УПК РФ) |
Прения сторон (ст. 292-293 УПК РФ) |
Что нужно подготовить |
|||
Ходатайства: • об изменении меры пресечения; • о направлении дела для производства дополнительного расследования; •о приостановлении производства по делу в связи с тяжкой болезнью клиента; •о прекращении дела; •об исключении доказательств из разбирательства дела; •об истребовании дополнительных доказательств; •о вызове в суд дополнительных свидетелей; •о рассмотрении дел в закрытом судебном заседании; •об исключении из обвинительного заключения отдельных пунктов обвинения; •о применении уголовного закона о менее тяжком преступлении; •об участии защиты в стадии назначения судебного заседания |
Отводы: - прокурору, судье, секретарю судебного заседания, переводчику, специалисту • свое мнение о возможности рассмотрения дела при неявке вызванных в суд лиц; Ходатайства: - о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов; - об истребовании вещественных доказательств и документов; •об изменении меры пресечения; • об исключении из разбирательства дела недопустимых доказательств; •о направлении дела для производства дополнительного расследования; -о назначении и производстве экспертизы в суде; •любые другие ходатайства, необходимые защите |
Свое мнение о порядке исследования доказательств; •вопросы к допросу подсудимых, потерпевшего, свидетелей, специалиста, законного представителя; письменные вопросы эксперту и соображения по его допросу; •свои предложения об участии в исследовании имеющихся доказательств; Ходатайства: -об осмотре и приобщении к делу доказательств защиты; -о соединении и выделении дел; •о дополнении судебного следствия; • повторно ранее заявлявшиеся ходатайства; •возражения на действия председательствующего |
Выступление в прениях (речь либо тезисы в письменном виде); - нормативный материал; -судебную практику; - реплику на выступление прокурора; • Помочь составить последнее слово подсудимому; • письменные предложения по формулировке приговора |
Схема 15 Адвокатское досье
Что формируется (материалы) |
Как формируется (разделы) |
Копии: • обвинительного заключения; • постановления о привлечении в качестве обвиняемого; • • постановления о возбуждении уголовного дела и принятии следователем к своему производству; • об избрании меры пресечения; • протоколов обысков и осмотра места происшествия; • постановлений о назначении экспертиз и заключений экспертиз (или подробные выписки); • всех характеризующих подзащитного материалов; • заявленных и подготовленных ходатайств; Выписки: • о выполнении требований ст. 217 УПК РФ; • из материалов дела (протоколов допросов, очных ставок обвиняемых, потерпевших, свидетелей, протоколов иных следственных действий) |
Обвинительное заключение Процессуальные документы В каждом разделе все материалы, касающиеся: • подзащитного; • других обвиняемых; • потерпевшего; • свидетелей. • Экспертизы Материалы защиты ( планы, схемы, заметки, копии ходатайств ) |
Схема 16 Формирование адвокатского досье
1. Беседа с подзащитным перед процессом:
- проверка самооговора;
- формирование показаний в суде;
- разъяснение прав в процессе;
- рассказ о процедуре судебного разбирательства;
- обсуждение круга свидетелей и ходатайств
2. Выработка позиции по делу
3. Подготовка ходатайств
4. Истребование материалов защиты
5. Подготовка альтернативных заключений специалистов
6. Получение новых доказательств
7. Согласование позиций защиты с другими участниками процесса
Схема 17 Задачи, которые необходимо решить в ходе подготовки к участию в судебном процессе
1. Проверить соблюдение формальных, процессуальных правил, нарушение которых препятствует слушанию дела в принципе.
2. Уяснить следственную модель происшедшего (т. е. каковы, по мнению органа расследования, обстоятельства совершения преступления).
3. Проверить соблюдение принципов законности, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела в ходе расследования, правильность оценки следователем собранных доказательств (их относимость, допустимость, достоверность и достаточность),правильность сделанных выводов.
4. Установить наличие и характер пробелов предварительного расследования.
5. Решить вопрос о правильности квалификации содеянного.
6. Определить, имеются ли основания для проведения предварительного слушания и, при наличии оснований, спланировать свое участие в нем.
Спланировать участие в судебном процессе.
Схема 18 Задачи, которые необходимо решить в ходе подготовки к участию в судебном следствии
1. Определить основную позицию защиты, общую линию поведения в суде;
2. Решить вопрос о повторном заявлении ходатайств об исключении недопустимых доказательств;
3. Сделать предварительные выводы о пределах доказанности;
4. Решить вопрос о наличии и возможности восполнения пробелов предварительного расследования в ходе судебного разбирательства;
5. Определить, на какой стадии, в рамках каких действий, с использованием каких приемов и способов возможно и целесообразно восполнить пробелы;
6. Определить порядок исследования доказательств и содержание защительной речи;
7. Выбрать методы и тактические приемы, которые целесообразно использовать при исследовании доказательств, для придания им наглядности и убедительности, а также для создания благоприятной обстановки, в которой будет слушаться дело.
Схема 19 Типовые криминалистические программы применительно к судебному следствию (метод организации деятельности стороны уголовного судопроизводства по проверке имеющиеся и получению необходимой новой информации)
1) организации деятельности стороны в целом,
2) решения отдельных задач деятельности,
3) проведения отдельного действия,
4) исследования отдельного объекта.
По структуре программы бывают двух видов:
1) краткие (включающие только систему типовых задач, подлежащих решению);
2) развернутые (содержащие и типовые задачи, и типовые средства их решения).
Схема 20: Технология программно-целевого метода (для изучения материалов уголовного дела на этапе подготовки к участию в судебном разбирательстве)
1. Выбрать (составить) программу, соответствующую данной ситуации или решаемой задаче;
Уяснить задачу, требование пункта (вопроса) программы;
3. Отобрать из материалов дела информацию, относящуюся к данному вопросу, одновременно;
Уяснить, что конкретно известно;
4. Установить, из каких источников получена информация, в каких доказательствах она содержится;
5. Оценить ее достоверность и достаточность для формулирования достоверного вывода (ответа).
6. Сформулировать ответ на вопрос программы, после чего расширить знания о полученной из ответа информации путем постановки вопросов, конкретизирующих сделанный вывод.
7. Попытаться опровергнуть сделанный вывод, выдвинув все теоретически возможные предположения.
8. Проверить, согласуются ли новые знания, не меняется ли решения по предыдущим вопросам, не позволяют ли новые знания получить ответы (хотя бы частично) на не решенные ранее вопросы.
9. Синтезировать результаты анализа, сравнить с выводами предварительного расследования.
10. Использовать полученные знания для решения задач защиты от предъявленного обвинения.
11. В случае отсутствия или недостаточности необходимой информации — повторить анализ, используя развернутую программу по вопросу.
12. При невозможности сформулировать ответ исходя из материалов уголовного дела, определить возможность, способы и пути восполнения пробела в ходе судебного разбирательства.
Вопросы программы |
Что установлено в ходе предварительного следствия |
Пробелы расследования |
Что должно быть установлено в судебном разбирательстве |
Действия, необходимые для этого |
Что установлено в ходе судебного следствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Схема 21 Технология метода моделирования для исследования обстоятельств дела
Блок модели |
Изучение модели (следы, которые должны или могли остаться, если изучаемый блок соответствует действительности) |
Следы, которые обнаружены и нашли отражение в материалах уголовного дела (том, л. д. ) |
Судебные действия по исследованию имеющихся в деле доказательств и сбору недостающей информации для проверки построенной модели |
Результаты судебного следствия |
Вывод |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Предлагаемая таблица может быть использована и для участия в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если будет дополнена графами:
- «Доводы жалобы (представления)»;
- «Доводы, которые необходимо привести в суде второй инстанции»;
- «Какую информацию необходимо получить дополнительно»;
- «Результаты судебного разбирательства».
Схема 22 Общая краткая типовая программа создания информационной модели личности стороны процесса
1. Каковы анкетные данные.
2. Какое образование, стаж работы, специальность.
3. Степень профессиональных навыков: знание законодательства, знание и владение криминалистическими методами и тактическими приемами и т. п.
4. Какие тактические приемы и методы употребляет чаще всего сам, к каким наиболее восприимчив.
5. Наличие иных навыков: бытовых, профессиональных, спортивных и т. д., любимые занятия, хобби, увлечения.
6. Каковы уровень интеллектуального развития, нравственный уровень, профессиональный потенциал, самооценка, самосознание.
7. Какова степень владения ораторским искусством и умения ведения диалога.
8. Какова логика рассуждений, характер оценок.
9. Состояние здоровья (вообще и в момент слушания дела).
10. Какова степень эмоциональной устойчивости: имеет ли «больные места», как реагирует, когда их затрагивают.
11. Каковы особенности психики, характера, поведения в быту, взаимоотношений с коллегами.
12. Как строит взаимоотношения с участниками процесса: в обычной обстановке и в конфликтной ситуации.
13. Имеются ли основания для отвода.
Аналогично строятся программы создания информационной модели личности других участников процесса — эксперта, потерпевшего, свидетеля и др.
Схема 23 Требования к форме и содержанию вопросов допрашиваемым в суде
Вопросы должны быть краткими, понятными, не допускающими двусмысленного толкования, их формулировка должна быть ориентирована на уровень умственного и культурного развития допрашиваемого.
Они должны задаваться в прямой (а не косвенной) форме.
Их формулировка должна обусловливать развернутый ответ, а не односложный (типа: «да», «нет», «конечно», «возможно» и т. п.)
Вопрос не должен быть наводящим (содержащим информацию, необходимую для ответа).
Вопрос не может быть неэтичным по форме либо содержанию.
Следует избегать вопросов, ориентирующих на предположительные ответы
Схема 24 Требования к последовательности постановки вопросов
Начинать лучше с вопросов об обстоятельствах, которые положительно характеризуют допрашиваемого.
Затем следует перейти к обстоятельствам, имеющим нейтральное для допрашиваемого значение.
Наконец, задать трудные для допрашиваемого вопросы (о неприятных для него обстоятельствах).
Такая последовательность обеспечивает достижение психологического контакта, необходимого для получения более полных и обстоятельных ответов на самые важные, существенные вопросы.
Схема 25 Способы предъявления доказательств в судебном следствии
поочередно, в порядке нарастания их силы (от слабого к сильнейшему);
поочередно, начиная с самого веского, значимого;
в свободной последовательности.
Выбор способа зависит от конкретной судебной ситуации.
Схема 26 Примерный план допроса в суде
Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу ( краткая типовая программа) |
Краткое содержание показаний допрашиваемого на предварительном следствии |
Перечень вопросов, располагающихся в наилучшей тактической последовательности (с точной формулировкой важнейших) |
Спектр тактических приемов, которые могут быть использованы для наилучшего проведения допроса |
Доказательства, подлежащие предъявлению (в том числе показания других лиц. документы, вещественные доказательства, фото, видео и другие материалы), тактически наилучший способ их предъявления |
Результаты судебного следствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Такова примерная схема развернутого плана допроса конкретного лица по одному эпизоду. Если лицу вменяются в вину несколько эпизодов, то предложенный план может быть использован для выяснения обстоятельств совершения каждого из эпизодов.
Схема 27 Структура речи в прениях
Композиционная структура речи государственного обвинителя и защитника законом не определена. При ее построении исходят из тех вопросов, которые разрешает суд при постановлении приговора в соответствии с требованиями ст. 299 УПК РФ.
Речь должна содержать следующие элементы:
1) оценка общественной опасности совершенного преступления;
2) изложение фактических обстоятельств его совершения;
3) анализ и оценка исследованных в суде доказательств и их источников;
4) обоснование юридической формулировки и правовой квалификации содеянного.
5) характеристика личности подсудимого;
6) обоснование выводов и решений по делу;
7) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению;
8) определение судьбы вещественных доказательств.
Последовательность изложения данных элементов, а также их содержание и объем могут быть различными и представляют собой тактическое решение по каждому конкретному уголовному делу.
Схема 28 Содержание защитительной речи
Позиция по делу |
Анализ фактов |
Обращение к эмоциям |
Повторение позиции |
Характеристика свидетелей |
Объяснение закона |
Что нужно делать, если сказать нечего? |
Реплика |
1.Изложите свою позицию с первых минут выступления |
1.Расскажите, что произошло, не занимаясь простым перечислением фактов |
1.Старайтесь вызвать жалость, сочувствие к подзащитному |
1.Не забывайте повторять позицию |
1.Акцентируйте внимание на свидетелях защиты. |
1.Сформулируйте присяжным возможные вопросы, на которые придется отвечать: «В вопросном листе, возможно, будет следующий вопрос» |
Говорите о судебной системе, о правосудии, о неправильно или незаконно добытых доказательствах, о необходимости проведения дополнительных экспертиз |
Всегда пользуйтесь правом ответа на реплику |
2.Помните, что никто, кроме вас, лучше вашу позицию присяжным не разъяснит |
2.Излагайте в убедительной форме 3.Не пропускайте спорные факты |
2.Признание виновным невиновного всегда усиливает трагедию |
2.За эмоциональным накалом Позиция не должна быть забыта или искажена |
2. Нейтрализуйте показания свидетелей обвинения 3.Уважительно относитесь к свидетелям и потерпевшим |
2.Разъясните, что это значит |
2.Взывайте к жалости и справедливости |
2.Отвечайте кратко, емко, по существу реплики |
Схема 29 Форма защитительной речи
Стиль речи |
Как добиться внимания |
Доверие |
Язык |
Жесты и мимика |
Демонстрация (наглядные пособия) |
Истории и аналогии |
Сильный финал |
1 Выработайте свой индивидуальный стиль |
1. Добивайтесь внимания присяжных с первой минуты выступления |
1.Присяжные должны верить всему, что вы говорите |
1 Обращаясь к присяжным, говорите простым, понятным языком |
1. Поза должна быть уверенной |
1. Помните одна картинка стоит тысячи слов |
1. Истории должны быть краткими, уместными, интересными |
Старайтесь закончить речь так, чтобы слушателям хотелось вам аплодировать |
2. Сравните себя с актером, который сам пишет для себя роль и сам ее произносит |
2.Завладейте этим вниманием и не давайте ему ослабеть |
2.Они должны верить в незыблемость вашей позиции и вашего подзащитного |
2 По возможности не употребляйте юридических терминов |
2.Контролируйте выражение своего лица |
2. Используйте графики, фотографии, схемы, диктофон, видеозапись |
2.Истории и аналогии должны помогать удерживать внимание присяжных |
|
|
3 Объясните сразу свою позицию |
5. Старайтесь быть краткими |
3. Пользуйтесь повторами |
3 Смотрите присяжным в глаза |
3 Пользуйтесь классной доской или листами ватмана |
||
4 Дайте понять, чего вы хотите от присяжных |
5 Старайтесь не пользоваться записями |
4. Меняйте интонацию |
4. Умеренно жестикулируйте |
||||
5. Помните, что внимания присяжных хватает не надолго |