Права человека (работа 3)

Размещено на http://www.

Департамент образования Архангельской области

ОГОУ СПО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж

им. И.П. Выучейского

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы права»

Тема «Права человека»

Выполнила: Обидина Е.А.

Студентка 1 курса ОЗО

Специальность: ГМУ

Преподаватель: Ермаков А.В.

Нарьян-Мар

2009г.

Содержание

Введение

1. Что такое права человека?

2. Права человека и права гражданина

3. Основные ценности прав человека

4. Принципы прав человека

5. Конституционный статус личности

6. Права и свободы в Конституции РФ

7. История развития прав человека

Заключение

Используемая литература

Введение

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. И исходит оно из нескольких очевидных и понятных истин.

Первая из них относится к уникальной и неповторимой ценности на земле – человеческой жизни. Жизнь человека самоценна, нет и не может быть ценности дороже человеческой жизни. «Жизнь должна и может быть не перестающей радостью», – писал Л.Н. Толстой; Софоклу принадлежит известное изречение: «Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек». Таким образом, из этой простой истины вытекает первое притязание человека – это ценность человеческой жизни.

Вторая истина заключается в том, что каждый индивид принадлежит к сообществу таких же, как он, и равных ему людей. Конечно, все люди имеют свой темперамент, различаются по силе, ловкости, уму, богатству, материальному положению, но все они равны в своих притязаниях на жизненные блага, которые могут принадлежать им как членам данного общества. Признание такого положения ведет к признанию равноправия граждан, к констатации, что все люди равны в своих правах и человеческом достоинстве.

Третья истина – это осознание своего тела, которое полностью и бесспорно принадлежит индивиду со своими присущими только ему достоинствами и недостатками. Только он хозяин своего тела, должен заботиться о себе, своем благополучии. Отсюда проистекает его естественное и легитимное притязание на неприкосновенность своего тела, т. е. можно сказать, что он имеет право на телесную неприкосновенность.

Четвертая очевидная истина – это естественное обладание частной собственностью, необходимой каждому для поддержания жизни и здоровья. Получает ее каждый чаще всего от родителей, родственников, а потом преумножает ее своим трудом.

Из вышесказанного можно сделать заключение: все перечисленные притязания необходимы для нормальной жизни человека. Право на жизнь, равноправие, право на телесную неприкосновенность, право на частную собственность принадлежит человеку от рождения, то есть они естественны. Они естественны в силу своего природного происхождения, никем не дарованы, а значит, и не могут быть отняты.

1. Что такое права человека?

Итак, права человека – это легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства. Эти притязания человек приобретает от факта своего рождения, права ему никем не дарованы и поэтому не могут быть отняты или изъяты.

Права человека (естественные права) – это глубинный строй права, являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека – это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, и потому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

Права человека вместе с принципами права составляют в структуре права правовую основу, базис права.

2. Права человека и права гражданина

Близким понятием к определению «права человека» является понятие «права гражданина».

В отличие от прав человека, права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством.

Гражданин находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего государство гарантирует ему такие права, которые не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства.

Права гражданина – это совокупность правомочий, получивших закрепление в нормативно-правовых актах конкретного государства.

Глава 2 Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина» и различает права человека и права гражданина.

Таким образом, когда речь идет о правах человека, то в нормах права употребляется выражение «каждый имеет право», «каждому гарантируется», «каждый может».

Но есть права, которые принадлежат только гражданам страны: право на проведение собраний, создание ассоциаций на участие в управлении государственными делами, в организации и проведении забастовок и т. д. Из этого следует, что права граждан имеют ярко выраженную политическую окраску.

Итак, права человека шире прав гражданина, поскольку они наднациональны и в то же время уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин имеет такие права, которые государство не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства.

3. Основные ценности прав человека

В основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие, как человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия, справедливость.

Уважение человеческого достоинства утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Человеческое достоинство нерушимо. Достоинство предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.

Человеческое достоинство – не только общественное достояние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. Неуверенность в себе, самоуничижение влияют на жизнедеятельность личности.

Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека, и наиболее ярко в таких правах, как право на неприкосновенность чести и репутации, право на имя, жизнь, целостность личности, бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на достойное существование и др.

Важной ценностью прав человека является свобода. Термин «свобода» употребляется в юридической литературе в двух значениях. В общем смысле он означает состояние отдельного человека, всего народа, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению.

Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т. д.).

Таким образом, понятие «свобода человека» характеризуется как отсутствие каких-либо ограничений, стеснений человека в чем-то (деятельности, поведении). Она нужна, потребна, но не всегда допускается властью, государством, законом.

Свобода требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в поведении. Ф.М. Достоевский отмечал, что «свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими свой долг гражданина».

Свобода индивида просматривается практически в каждом праве: в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуждения, в свободе слова, мысли, совести и вероисповедания, свободе собраний и объединений.

В ценности свободы выражена идея защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, от диктата с чьей-либо стороны.

Ценность свободы означает самоопределение человека, его независимость и автономию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собственной волей и без принуждения извне.

Из главного постулата прав человека «все люди обладают человеческим достоинством» следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.

Принцип равноправия прослеживается во многих правах: право равенства перед законом и судом, право на культурное, религиозное разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и др. Равноправие следует понимать как равенство гарантируемых возможностей, а будут ли использованы эти возможности – зависит от индивида.

Основной смысл демократии для прав человека связан с общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека со способами осуществления прав, с формированием практики политического участия, гражданственностью личности, формой устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии решений по большинству.

Демократия способна принести пользу как наиболее рациональная форма организации и управления, при которой возможны права человека. Демократия позволяет посредством сотрудничества, компромисса, выявления различных точек зрения гармонизировать различные права, интересы, предпочтения, улаживать разногласия мирным путем.

Каждый член демократического общества или демократически устроенной организации имеет возможность реализовать свои права избирать и быть избранным, критиковать, свободно обсуждать вопросы организации, страны, участвовать в управлении и т. д.

Демократия воспитывает гражданскую культуру и культуру прав человека, которые, в свою очередь, формируют активное участие в политике, власти, готовность к самоограничению, компромиссам, подчинению закону, нетерпимость к насилию, т. е. демократия способствует обретению политико-правовой дееспособности.

Толерантность – это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни.

В то же время международное сообщество установило ряд принципов, с которыми государства согласились и которым они должны следовать.

4. Принципы прав человека

Права человека естественны, они принадлежат каждому человеку от рождения только потому, что он человек. Источник прав человека – в сущности человека. И не так уж важно, что находится в основе «естественности прав человека»: Бог, Природа, «здравый смысл, соответствующий разумной природе» (Гроций), «естественное состояние» (Локк и др.), «верховный интеллект» (Вольтер), «всеобщий закон свободы» (Кант). Несмотря на достаточно большое число достойных людей, причастных к формулированию и обоснованию прав человека, очевидно, что права человека не являются продуктом чьей-либо воли или выдумки. Они никем не даруются, их нельзя отобрать, заслужить или купить, они проистекают из человеческого способа жить.

Права человека неотъемлемы. Это означает, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого сосуществования. Но при определенных обстоятельствах действия некоторых из них может быть приостановлено или ограничено. Например, приостанавливается ряд прав человека, виновного в совершении преступления, или введение комендантского часа во время гражданских беспорядков, ограничивающее свободу передвижения граждан.

Права человека взаимозависимы и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека, по существу, связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от существования многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.

Права человека универсальны, т. е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения.

5. Конституционный статус личности

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Основные права, свободы и обязанности личности закреплены конституционным правом и называются конституционным статусом.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

    человек, его права и свободы – высшая ценность;

    все граждане имеют права и свободы от рождения;

    граждане имеют равные права;

    основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

    осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

    основные права и свободы гарантированы государством.

В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права – это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).

конституционные свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.).

конституционные обязанности – это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Обязанности гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т. п.

Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

6. Права и свободы в Конституции Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. На первое место выдвинуты личные или гражданские права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1. Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Рассмотрим наиболее важные из них.

Право на жизнь. В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь.

Право на охрану государством достоинства личности. Достоинство, отмечал И. Кант – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания (гостиница, дом отдыха, больница и т. п.).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Лицо вправе принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений.

Право на информацию (ст. 29). Предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

2. Политические права и свободы. Связаны с наличием гражданства, т.е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерации.

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32).

Право на объединение (ст. 30).

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31).

3. Экономические права и свободы. Связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34).

Право на частную собственность (ст. 35).

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы (ст. 36).

4. Социальные права. Затрагивают область наемного труда.

Право на труд. Включает несколько элементов:

а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

г) право на защиту от безработицы;

д.) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Право на отдых (п. 6 ст. 37).

Право на материнство и детство (ст. 38).

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др.

Право на жилище (ст.40). Может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Право на образование (ст. 43).

5. Культурные права и свободы. Связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Право на участие в культурной жизни и использование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

право человек гражданин равноправие

7. История развития прав человека

Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.

К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных документах, – результат длительного исторического пути.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).

Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.

В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».

Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой» (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.).

Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.

В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.

Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами.

Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».

Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.

Заключение

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (являясь авторитарными, тоталитарными, а также лишенными каких-либо четких характеристик).

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизованного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающее притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Принцип верховенства права означает следующее:

– все органы и представители власти обязаны действовать в соответствии с Конституцией и законами страны;

– вооруженные силы, полиция и спецслужбы подотчетны гражданским органам власти;

– существует прозрачная процедура обсуждения и принятия законов;

– все законы и административные постановления публикуются (без этого они не имеют юридической силы);

– существуют эффективные средства обжалования административных решений;

– человеку всегда предоставляется информация о действиях власти, затрагивающих его интересы;

– существует независимая судебная власть;

– имеются четко и полно сформулированные гарантии в области уголовного судопроизводства и др.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще оправдательный вид приговора.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не снимает основного вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор судей зависел от интересов государства. Однако, сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю шкалу ценностей.

Список используемой литературы

1. Анлреева И.А и др. Основы государства и права. – М.: изд. Юрист, 2004.

2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б.: Права человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006.

3. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. – М.: изд. Норма, 2007.

4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: изд. Норма, 2001.

5. Лившиц Р.З. Теория права. – М.: изд. Юрист, 2004.

6. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. Уфа, 2003.

Нормативные акты:

Конституция РФ 1993 г.

Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: изд. Юридическая литература, 2004.