Незаконная миграция
Введение
Современная ситуация в мире отмечена масштабностью миграционных процессов. Россия активно включена в динамику миграции народонаселения: за последнее десятилетие она вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран.
По сравнению с другими странами Россия столкнулась с миграцией по историческим меркам относительно недавно. За это время Россия прошла сложный путь динамического формирования собственного законодательства, отвечающего основным международным стандартам и уровню развития миграционных отношений в стране.
Известно, что пик миграционной активности обрушился на Россию в начале 1990-х годов – так называемая постсоветская миграция. Резкий переход к политике «Открытых дверей» в условиях неподготовленной к широкомасштабным миграционным потокам законодательной базы, органов государственной власти, оснащения границ и привело к тому, что государство, по существу, утратило контроль над процессами миграции. Сыграли свою роль и другие факторы – внутренняя социально – политическая напряженность, сложная ситуация, имевшая место в Северо – Кавказском регионе, изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.
Спонтанная, неуправляемая миграция оказывала негативное влияние на экономическое, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в остальных ее регионах. Результатом такой нерегулируемой миграции стали: рост криминогенных очагов, неравномерность развития региональных рынков труда, угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ. Неконтролируемая миграция не позволяла обеспечить защиту прав самих мигрантов.
В связи с этим во многом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики аффирмативных действий, являющихся результатом последующего, часто слабого реагирования на возникающие изменения миграционной обстановки, современная российская миграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активных действий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но и их направление в нужное для страны русло.
1. Понятие и сущность незаконной миграции
Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен и процессы глобализации. Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся мигрант. В соответствии с международной конвенцией о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной Конвенции ООН 1990 года. Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.
Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья и другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают из нашей страны. Незаконные иммигранты являются иностранные граждане и люди без гражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам или без них, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.
Картина формирования общего рынка труда не будет полной без анализа количественных и качественных параметров нелегальной миграции. В последние десятилетия масштабы нелегальной миграции резко возросли и расширилась ее география. Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.
На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
Во-первых, усилением иммиграционного контроля во многих странах запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов.
Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности.
В-третьих, приобрел глобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.
В четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья.
К нелегальным мигрантам с учетом опросов, проведенных специалистами, относятся следующие группы лиц:
- лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, чужим документам, а также иностранцы
- иностранные граждане, обучающиеся в странах СНГ или работающие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.
- транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран запада в целях получения там работы или статуса беженца
- беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.
В современной научной литературе и СМИ существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. По данным ФМС МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в России составляет около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходит достаточно интенсивно. За последние 5 лет число задержанных на границе России возросло почти в 10 раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, с которыми Россия не имеет общих границ (Бангладешь, Турция, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.)
Для предотвращения незаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется в пунктах пропуска через границу. Предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, установлены квоты на ее привлечение. Принимать решения о нежелательном пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране имеют право МВД, ФСБ, Минобороны, Минздрав, комитет по финансовому мониторингу, Служба внешней разведки, Минюст и МИД России.
2. Административная ответственность за правонарушения в сфере незаконной миграции и миграционных правоотношений
Административным правонарушением в области защиты Государственной границы может быть признано нарушение установленного порядка управления в этой сфере, но не все составы проступков связаны с незаконной миграцией; часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (например, нарушения правил хозяйственной деятельности в пограничной зоне или правил мирного прохода через территориальное море). Для миграционного права представляют интерес нормы, устанавливающие ответственность за нарушение:
правил пересечения Государственной границы, порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска (и в обратном направлении);
правил въезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» ее пересечение на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Данными актами определяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на российской территории, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, но эти лица не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с эти государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяются их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах.
Дела о данных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов.
Субъектами данных правонарушений выступают как граждане (должностные лица) Российской Федерации, так и иностранные граждане и апатриды. Нормы не дифференцируются в зависимости от субъекта правонарушения, в частности, по составам «Нарушение пограничного режим в пограничной зоне»; «Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации»; «Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации»; «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»; «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации».
Другие составы правонарушений четко разграничивают ответственность граждан (должностных лиц) Российской Федерации и иностранных граждан и апатридов, в частности такие, как «Нарушения режима Государственной границы Российской Федерации»; «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
3. Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и их общая характеристика
КоАП РФ предусматривает три категории составов по субъектам правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Во-первых, Это составы, по которым субъектом правонарушения выступают только иностранные граждане или апатриды, в частности: «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской федерации» (ст. 18.8 КоАП РФ), в соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных гостей нормальных условий во время их пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Объектом посягательств являются установленный порядок управления, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет; «Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации» (ст. 18.12 КоАП РФ), объектом правонарушений, приведенных в данной статье, является режим пребывания на территории РФ иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан РФ, признанных вынужденными переселенцами. Субъектом ответственности за нарушение правил снятия с регистрационного учета и своевременной постановки на учет является достигшее восемнадцатилетнего возраста лицо, признанное в установленном законом порядке беженцем или вынужденным переселенцем. Указание на восемнадцатилетний возраст вытекает из содержания законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»
Во-вторых, это составы, по одной части которых субъектом выступает гражданин Российской Федерации (должностное лицо, юридическое лицо Российской Федерации), а по другой – иностранный гражданин или лицо без гражданства. К таким составам относятся, в частности, «Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства. Либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации» (ст. 18.9 КоАП РФ), в настоящее время порядок оформления на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этого Закона постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства; «Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу» (ст. 18.10 КоАП РФ), данная статья содержит два взаимосвязанных состава правонарушений, объединенных объектом посягательства на общественные отношения, связанные с привлечением и использованием в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В ч.1 статьи объективная сторона правонарушения выражается в нарушении работодателем правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Субъектом правонарушения может быть лицо (физическое или юридическое), осуществившее прием на работу иностранного работника. В ч.2 статьи объективная сторона правонарушения выражается в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу при отсутствии разрешения на работу. Субъектом правонарушения по ч. 2 статьи является иностранный гражданин или лицо без гражданства; «Нарушение иммиграционного законодательства» (ст. 18.11 КоАП РФ), данная статья принята в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России. Объектом посягательств является установленный порядок проживания (нахождения) иммигрантов в России до определения их статуса. Субъектами правонарушения являются иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в России в качестве иммигрантов, статус которых еще не определен.
В-третьих, это составы, где субъект правонарушения не дифференцирован, в частности «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации» ( ст. 18.14 КоАП РФ), необходимость ее принятия объясняется тем, что имеются факты, когда незаконное пересечение государственной границы совершается нарушителями путем скрытного проникновения на транспортное средство транспортной или иной организации или частного лица, осуществляющего международную перевозку, использую при этом небрежное исполнение своих обязанностей персоналом такой организации или владельцем транспортного средства. Объектом посягательства в данном случае является установленный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. Субъектами правонарушения по ч. 1 статьи могут быть только юридические лица, не принявшие меры по предотвращению незаконного проникновения на транспортное средство, а по ч. 2 – граждане; и «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей» (ст. 18.13 КоАП РФ). Последний состав направлен на противодействие правонарушениям в области миграции не в Российскую Федерацию, из нее. Его цель – защитить права и законные интересы граждан РФ в сфере труда за границей. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с установленным порядком коммерческой деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие вышеуказанную деятельность.
В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях – предупреждение, административный арест, административное приостановление деятельности.
В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.
4. Практическое задание
Задача: Гражданин Германии Шульц во время пребывания на стажировке в РФ нанес тяжелое увечье российскому гражданину. Следственные органы России, установив виновника преступления, потребовали от Германии направить Шульца в РФ для осуждения и отбытия наказания. Должна ли немецкая сторона удовлетворить требования властей нашего государства, если между Россией и Германией договор о правовой помощи не заключен. Избежит ли Шульц уголовной ответственности?
Ответ:
В данной задаче представлены институты уголовного права и международных правоотношений.
В соответствии с разделом I главы 2 ст.11 Уголовного кодекса РФ, лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по Кодексу РФ. По смыслу данной статьи следует, что все лица, не взирая на то, является ли он гражданином, РФ, лицом без гражданства, либо иностранным гражданином должно быть привлечено к уголовной ответственности по Российскому Закону. Вместе с тем, согласно условию задачи подозреваемый Шульц успел выехать в Германию, гражданином которой он является, раньше, чем был заподозрен в совершении преступления. Также по условию задачи, договор между Россией и Германией о правовой помощи не заключен. Следовательно, в данном случае вопрос об экстрадиции решен быть не может.
Полагаю, что вопрос о том, избежит ли Шульц уголовной ответственности, будет решаться Германскими властями, если ответственность за данное преступление предусмотрена Германским уголовным кодексом.
Для решения данной задачи были использованы:
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ;
Международная конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Заключение
миграция незаконный административный ответственность
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что административная ответственность такой категории мигрантов, как иностранные граждане и лица без гражданства, усиливается. Ежегодно в России за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлекаются тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства. Усиление ответственности за нарушения в области миграции прежде всего связано с тем, что постоянно растет их количество. Значительное большее число видов деяний признаются правонарушениями. Из некоторых статей исключен такой вид наказания, как предупреждение. Таким образом, законодатель установил только одно основное наказание – штраф, а как дополнительное – административное выдворение. Размеры административных штрафов повышены. Субъектный состав правонарушений также расширен. За нарушения правил привлечения и использования иностранных работников к ответственности могут быть привлечены как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушения правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации подлежит ответственности не только должностное лицо принимающей организации, гражданин Российской Федерации, но и постоянно проживающий в России иностранный гражданин.
В то же время многие вопросы административной ответственности, включенные в главу 18 КоАП РФ, выходят за рамки объекта правонарушений, предусмотренных этой главой. Например, вопросы ответственности работодателей. Кроме того, в указанную главу включена ответственность лиц, которые не являются иностранными гражданами и лицами без гражданства – вынужденные переселенцы (ст.18.12), граждане Российской Федерации (18.13), что требует корректировки названия главы.
Как представляется, было бы возможно дополнить КоАП РФ положениями об административной ответственности лиц, содействующих иностранным гражданам и лицам без гражданства, не зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в осуществлении предпринимательской деятельности. В настоящее время КоАП РФ нормативно не содержит понятия лица, содействующего совершению административного правонарушения. Его введение, равно как и установление ответственности граждан России за содействие нелегальным мигрантам в их предпринимательской деятельности, способствовало бы снижению уровня экономической преступности в стране.
Список используемой литературы
Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ – М., 2004 г.
Незаконные миграции в России. Открытые дискуссии. Информационный биллютень. МОМ, июль-август 2001 г.
Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2008.
Аверин А. Н. Социальная политика и подготовка кадров. М., 2007.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03 марта 2006 года №30-ФЗ.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63 – ФЗ.
Федеральный Закон РФ от 01 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации».
Федеральный Закон РФ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Федеральный Закон от 25 июля 2002 года №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах».
Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года №4530 – I «О вынужденных переселенцах».
Международная конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.