Системный анализ норм права, устанавливающих специальные гарантии и компенсации для работников в трудовом праве
Содержание
Введение
1. Понятие, правовая природа и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве
2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде в другую местность
3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
4. Иные гарантии и компенсации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, гарантирующей права работников на труд, справедливое вознаграждение за него, а также право на отдых [1]. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников.
В условиях рыночной экономики интересы работника и нанимателя во многом не совпадают, что обусловлено различным отношением к собственности на средства производства. Поэтому одной из главных функций трудового права является защита интересов работника, а одним из способов его осуществления - законодательное установление гарантий и компенсаций.
Эффективность применения трудовых норм зависит от многих внутренних и внешних факторов. Среди таких факторов важное место занимают гарантии и компенсации трудового права.
Целью применения установленных законодательством гарантий и компенсаций является осуществление имеющихся у работников прав. Другими словами, гарантии и компенсации выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.
Будучи выраженными в правовых нормах, гарантии и компенсации способствуют оптимальной свободе действий работника по осуществлению своих правомочий либо воздействуют на обязанных лиц (путем угрозы санкциями) в направлении выполнения требований уполномоченного лица.
Нормы о гарантиях и компенсациях закреплены как в самостоятельной главе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) [6] (в данном случае можно вести речь о специальных гарантиях и компенсациях), так и в иных его главах, регулирующих иные вопросы трудового права (гарантии при приеме на работу, при увольнении, гарантии и компенсации при предоставлении отпусков и др.).
Закрепление соответствующих норм в ТК обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности предоставления гарантий и компенсаций.
Все это ставит перед наукой трудового права задачу проведения дальнейших исследований этого важного для теории и практики правового явления, что и предопределило выбор темы данной курсовой работы, а также ее актуальность и значимость.
В силу того, что охватить в рамках данной работы все предусмотренные трудовым правом гарантии и компенсации, а также с учетом того, что отдельные гарантии могут быть рассмотрены при исследовании соответствующих отношений (заключение и расторжение трудового договора, предоставление отпусков, особенности регулирования труда отдельных категорий работников), внимание будет уделено исследованию специальных гарантий и компенсаций, закрепленных в главе 9 ТК.
Целью данной курсовой работы является системный анализ норм права, устанавливающих специальные гарантии и компенсации для работников, предоставление которых необходимо в связи с изменением условий их труда или наступлением иных обстоятельств, а также соответствующей правоприменительной практики.
Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
изучение понятия и правовой природы гарантий и компенсаций как института трудового права;
определение случаев предоставления гарантий и компенсаций;
гарантия компенсация трудовое право
детальная характеристика отдельных гарантий и компенсаций с выявлением их специфических свойств.
Структура курсовой работы соответствует целям работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В процессе подготовки и выполнения настоящей работы изучалась учебная и специальная научная литература по трудовому праву, анализировались нормы трудового законодательства, регулирующие установление гарантий и компенсаций для работников. Были использованы работы как отечественных, так и российских ученых-правоведов, в том числе труды таких авторов, как О.В. Бобковой, К.И. Кеник, Е. Кудрявцевой, Ю.П. Орловского, А.Я. Петрова, В.И. Семенкова, Д.Г. Скрипченко, Р.И. Филипчик, С.Е. Чаннова и др.
При написании курсовой работы в качестве методов исследования использовались формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также метод анализа и синтеза.
1. Понятие, правовая природа и виды гарантий и компенсаций в трудовом праве
Легальное определений понятий "гарантии" и "компенсации" содержится в статье 90 ТК [6].
Так, под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
К компенсациям относятся денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.
Как следует из приведенного в ТК определения гарантий в сфере труда, они призваны обеспечивать трудовые права работников. Трудовые права возникают у работника лишь после заключения трудового договора.
К числу основных прав работника следует отнести следующие:
предоставление работы по обусловленной в трудовом договоре функции;
право на соответствующие действующим стандартам условия труда;
получение вознаграждения за выполненную работу.
Соответственно, и установленные законодателем гарантии призваны обеспечивать осуществление перечисленных прав. Например, работник может отсутствовать на работе по установленным в законодательстве причинам. В этом случае ему гарантируется сохранение рабочего места и среднего заработка.
Права работников могут иметь как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного или неимущественного характера [19, с.5]. Например, при отсутствии работника на работе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда, нераспространение личных данных. Так как перечисленные гарантии не имеют определенной для работника стоимости, то они могут быть признаны неимущественными. В период отсутствия работника на работе в связи с невыплатой заработной платы ему гарантируется сохранение средней заработной платы. Данная гарантия носит имущественный характер, поскольку связана с предоставлением работнику движимого имущества в виде денежных средств в определенном размере.
Отличительной чертой неимущественных гарантий является их непосредственная связь с местом работы работника, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи с чем главной неимущественной гарантией является предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, признаваемым таковыми законодательством, например при нарушении сроков выплаты заработной платы.
Имущественные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд, то есть заработной платы. В связи с чем они всегда связаны с размером получаемой работником средней заработной платы. Поэтому предоставление имущественных гарантий имеет непосредственную связь с размером среднего заработка работника. Как правило, в качестве гарантии выступает размер получаемой работником средней заработной платы, в частности при отказе от выполнения работы при нарушении сроков выплаты заработной платы. В исключительных случаях, установленных законодательством, работнику гарантируется сохранение части заработка, например при простое без вины нанимателя.
В связи с вышеизложенным, можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда. Во-первых, установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных нормативных правовых актах организации, трудовом договоре. Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав. В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При этом неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой. Поэтому в тех случаях, когда речь идет о сохранении за работником среднего заработка или его части, можно сделать вывод о предоставлении ему имущественных гарантий.
Предоставление неимущественных гарантий связано с обеспечением прав, возникающих у работников в трудовых отношениях. По общему правилу такие гарантии прекращают свое действие с окончанием трудовых отношений. Однако наниматель обязан обеспечить работнику хранение и передачу его персональных данных с соблюдением требований трудового законодательства и после его увольнения. Таким образом, данная гарантия действует и после прекращения трудовых отношений. Однако несоблюдение нанимателем данной гарантии влечет за собой возможность получения работником после прекращения с ним трудовых отношений причиненных убытков по правилам гражданского законодательства. При этом лицо, с которым прекращены трудовые отношения, может требовать не только возмещения убытков, возникших в связи с отказом от соблюдения нанимателем неимущественных гарантий, но и компенсации морального вреда.
Имущественные гарантии также действуют параллельно с трудовыми отношениями. Однако отдельные гарантии предоставляются и после увольнения с работы. К их числу относятся выходные пособия, выплачиваемые уволенным лицам. Однако наличие данной гарантии не влияет на судьбу трудовых отношений, которые прекращены.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что гарантии связаны с обеспечением прав, возникающих в трудовых отношениях. Предоставление указанных гарантий после прекращения трудовых отношений не влияет на их судьбу, но и такое предоставление служит обеспечению трудовых прав работников, которые могут продолжаться и после прекращения трудовых отношений, например права на возмещение причиненных нанимателем убытков и на компенсацию морального вреда в связи с несоблюдением установленных законодательством правил поведения.
В юридической литературе по содержанию и способам осуществления гарантии трудовых прав работника подразделяются на: материально-правовые и процессуальные; по целевому назначению - на гарантии реализации трудовых прав и гарантии охраны таких прав [19, с.8; 23, с.105; 30, с.52]. Гарантии в одних случаях предупреждают нарушение обязанными субъектами трудовых прав, в других устанавливают границы действий обязанных лиц, в-третьих обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в-четвертых обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного их нарушением, за счет виновного лица.
В большинстве случаев гарантии имеют форму денежных выплат, хотя ТК предусматривает и другие формы (например, продолжение трудовых отношений при смене собственника, сохранение места работы, трудоустройство при сокращении штатов и др.). Гарантийные выплаты предназначены для предотвращения потерь в заработке, когда работник по независящим от него причинам не может выполнять своих трудовых обязанностей (в частности, при выполнении государственных и общественных обязанностей, совмещении работы с обучением, временной нетрудоспособности и др.).
К гарантиям можно отнести также и выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, а также оплата проезда к месту обучения и обратно.
Целью компенсационных выплат является возмещение работнику расходов, связанных или с выполнением им трудовых обязанностей, или с переездом при переводе и приеме на работу в другую местность. Эти выплаты производятся также при командировках, направлении на работу после окончания соответствующих учебных заведений, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества при выполнении трудовых обязанностей. [26, с.14].
Компенсационные выплаты в ряде случаев производятся в сочетании с гарантийными выплатами. Тем не менее в ряде случаев выплаты, называемые компенсациями, не связаны с затратами работника и предоставляются вместо гарантий (например, в случаях замены части отпуска денежной компенсацией и др.).
В юридической литературе понятие гарантии охватывает не только денежные выплаты, которые носят гарантийный характер (их два вида - гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те меры (средства, способы, условия), которые обеспечивают работникам осуществление их прав в области социально-трудовых отношений. Система гарантий призвана обеспечить сохранение за работником места работы (должности) и заработка в установленных законом случаях [24, с.318].
По своей природе гарантийные выплаты носят специфический характер. Следует иметь в виду, что они не являются вознаграждением за труд, поскольку не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение состоит в предотвращении возможных потерь в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей.
Размер сохранения заработка чаще всего определяется законом: работнику выплачивается средний заработок, иногда часть заработка или часть тарифной ставки (оклада).
Гарантийные выплаты не являются вознаграждением за труд, за выполнение для нанимателя определенной работы. Они производятся взамен заработной платы за время, когда работник фактически не работал по уважительным причинам (например, в связи с выполнением обязанностей воинской службы или обязанностей присяжного заседателя). Таким образом, следует отметить, что целевое назначение гарантийных выплат - предотвратить возможные потери в заработке в связи с отвлечением работника от выполнения трудовых обязанностей [28, с.244].
В отдельных, строго определенных законодательством случаях, когда работник не может по ряду причин в полном объеме выполнить свои производственные функции, обусловленные трудовым договором, хотя при этом он продолжает работать, за ним сохраняется его обычный или близкий к нему уровень оплаты труда. В таких случаях с целью сохранения обычного уровня оплаты труда работника к получаемой им заработной плате производятся гарантийные доплаты. Гарантийные доплаты, в отличие от гарантийных выплат, непосредственно связаны с выполнением работником трудовых функций и суммируются с заработной платой, начисленной за фактически отработанное время или за фактически изготовленную продукцию, в то время как гарантийные выплаты производятся взамен заработной платы.
К гарантийным доплатам следует отнести доплаты при некоторых переводах на другую нижеоплачиваемую работу и др.
Компенсационные выплаты призваны обеспечить возмещение затрат, понесенных работником в связи с выполнением трудовых и иных обязанностей, предусмотренных ТК и другими законодательными актами.
Конкретные размеры возмещения понесенных работником затрат определяются коллективным договором или локальным нормативным правовым актом (например, для служебных командировок) либо соглашением сторон (при переезде на работу в другую местность, использовании личного имущества работника).
Исходя из содержания норм ТК гарантийные и компенсационные выплаты можно подразделить на общие и специальные.
К общим можно отнести следующие гарантии и компенсации: при приеме на работу (установление брони при приеме на работы); при переводе на другую работу; по оплате труда (гарантии и компенсации при простое); при предоставлении отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск); при расторжении трудового договора (выплата выходного пособия) и т.д.
К специальным относятся следующие гарантии и компенсации, закрепляемые главе 9 ТК: при направлении в служебные командировки; при переезде в другую местность; за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом; для работников, избранных на выборные должности в государственные органы; для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей; при направлении для повышения квалификации и переодготовки; при направлении на обследование или осмотр в медицинские учреждения; для доноров; для работников-изобретателей и рационализаторов; за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику; при удержаниях из заработной платы.
Следует заметить, что закрепленный в главе 9 ТК перечень специальных гарантий и компенсаций не является исчерпывающим. В него вошли лишь наиболее важные из них в практическом плане. Тем не менее некоторые специальные гарантии предусмотрены и другими нормами ТК. Так, например, сюда можно отнести случаи освобождения работников от работы в целях охраны их здоровья (гарантии при предоставлении перерывов, включаемых в рабочее время, дополнительных выходных дней родителям детей-инвалидов), оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе (а не только при задержке выдачи трудовой книжки) и др.
При предоставлении специальных гарантий и компенсаций источником их финансирования могут быть как средства нанимателя, так и средства органов и организаций, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (народные заседатели, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК, другими законодательными актами Республики Беларусь.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что круг гарантий и компенсаций, предоставляемых ТК работнику, весьма широк, что в силу направленности гарантий и компенсаций на обеспечение трудовых прав работников можно рассматривать как положительное явление.
2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде в другую местность
В процессе производственной деятельности нанимателя может возникать необходимость выполнения работы по обусловленной трудовым договором функции работника вне пределов места его постоянной работы. В этом случае наниматель имеет право направить работника в служебную командировку. Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст.91 ТК) [6].
Основными нормативными актами, регулирующими вопросы направления работников в командировки и выплату компенсаций при командировках, кроме ТК, являются Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. N 35 (далее - Инструкция) [16]; постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 155 "Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках" [18]; Положение о порядке направления в служебные командировки за границу, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 274 [2]; Положение о регулировании труда работников, направляемых на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 55 [17] и некоторыми другими нормативными правовыми актами.
Направление работника в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы.
Направление в служебную командировку работника, работающего по совместительству, допускается в свободное от основной работы время. При этом необходимо письменное согласие с основного места работы. Заработная плата командированному работнику сохраняется в той организации, в которой он работает по совместительству.
В случае направления работника в служебную командировку одновременно по основной работе и работе по совместительству заработная плата сохраняется по обеим должностям, а расходы по оплате командировки распределяются по договоренности между командирующими организациями.
Законом предусмотрено запрещение направления в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет) с их согласия могут направляться в командировку (ст.263 ТК).
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка. При служебной командировке сохраняются трудовые отношения между работником и нанимателем, с которым им заключен трудовой договор. Заработную плату работник получает у своего нанимателя. Организация, в которую работник командирован, не производит работнику никаких выплат, в том числе и причитающихся в связи с командировкой компенсаций. При этом если работник находится в командировке в дни выплаты заработной платы, установленные у данного нанимателя, то по просьбе работника ему заработная плата пересылается в место командирования за счет организации, которая его командировала [27, с. 19].
На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки, но средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы (ст.92 ТК). Это означает, что командированный работник обязан работать по режиму работы той организации, в которую они направлены. Например, в Российской Федерации 12 декабря является праздничным нерабочим днем. При нахождении в командировке в России в этот период времени работник в этот день будет отдыхать, хотя заработная плата за этот день по месту работы будет ему начислена. Приходящиеся в период нахождения в служебной командировке выходные дни по графику работы организации, в которую работник направлен, работником используются самостоятельно и по возвращении из командировки другие дни отдыха не предоставляются. Если же работник специально командирован для работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни, то компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с действующим законодательством. Например, если работник направлен в командировку в другой город для участия в ярмарке, которая проводится в выходной день, то по возвращении из командировки по соглашению сторон должен быть решен вопрос о компенсации работы в выходной день [21, с.12].
В таком же порядке решается вопрос о предоставлении другого дня отдыха, если на выходной или праздничный день приходится выезд в командировку.
Вопрос о необходимости явки на работу в день отъезда или прибытия, если выезд в служебную командировку или прибытие из нее осуществляется в середине или конце рабочего дня решается по договоренности с руководителем организации.
Срок служебной командировки определяется нанимателем и, по общему правилу, не может превышать 30 календарных дней. Направление в служебную командировку на срок свыше 30 календарных дней допускается только с согласия работника.
Днем выбытия в служебную командировку считается день отправления (выезда) поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем прибытия - день приезда указанного транспортного средства к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем выбытия считаются текущие сутки, с 0 часов и позднее - последующие сутки. В тех случаях, когда станция отправления находится за чертой населенного пункта, то день выезда в командировку исчисляется указанным выше способом с учетом времени, необходимого для проезда к месту отправления транспорта.
Днем окончания командировки считается день фактического возвращения командированного работника, т.е. день прихода поезда, автобуса, прибытия самолета или другого транспортного средства, на котором работник прибыл в место постоянной работы с учетом времени проезда от места прибытия транспорта до населенного пункта, если станция железной дороги, автостанция, аэропорт находятся за пределами населенного пункта.
При служебных командировках наниматель обязан возместить работнику следующие расходы:
а) по проезду к месту служебной командировки и обратно;
б) по найму жилого помещения;
в) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);
г) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст.95 ТК).
В соответствии с Инструкцией командированному работнику расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются в размере стоимости представленных подлинных проездных документов включая страховые платежи и комиссионный сбор). Командированному работнику возмещаются также расходы по бронированию билетов. В исключительных случаях, при нерегулярном транспортном сообщении в пределах одного административного района, с разрешения нанимателя оплата за проезд может быть компенсирована без представления проездных документов по минимальной стоимости проезда. Подлежат возмещению также расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта. Расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно в плацкартных, купейных или мягких вагонах без представления подтверждающих документов [16].
Следует отметить, что поскольку в законодательстве не указано иное, командированный при наличии альтернативных вариантов передвижения может самостоятельно выбрать вид транспорта.
Кроме того, командировка, как и любая другая поездка, может осуществляться на транспорте нанимателя - и тогда никакой компенсации за проезд не полагается. Зато наниматель обязан указать в своем приказе (распоряжении) маршрут следования, номер и марку автомобиля, а также выписать путевой лист на автомобиль и обеспечить водителя средствами, необходимыми в дороге [25, с.28].
Расходы по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) возмещаются в размере подлинных оплаченных счетов или квитанций и других документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов (кроме тех случаев, когда командированному работнику предоставляется бесплатное помещение). Возмещение расходов за проживание в номерах "люкс" допускается в исключительных случаях с разрешения нанимателя. Командированному работнику также по представлении подтверждающих документов возмещаются расходы по бронированию мест в гостинице.
В случае предоставления командированному работнику дополнительных услуг, не включенных в стоимость номера (телевизора, холодильника и других предметов культурно-бытового назначения, включенных в состав оборудования гостиничного номера), эти расходы также подлежат возмещению на основании подтверждающих документов.
Водителям грузовых автомобилей и работникам, командированным вместе с ними, останавливающимся в соответствии с графиком движения в пути следования на отдых и не представившим оплаченных счетов, расходы по найму жилого помещения за время нахождения в пути подлежат возмещению на общих основаниях.
Стоимость завтрака, включенного в счет стоимости номера (места) за проживание в гостинице, командированному работнику не возмещается.
Суточные (расходы за проживание вне места постоянного жительства для покрытия дополнительных личных расходов) возмещаются в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь [18].
Выплата суточных производится за каждый календарный день нахождения в командировке, в том числе за праздничные и выходные дни, если командировка приходится на такие дни, за дни нахождения в пути, в том числе за дни вынужденной остановки в пути. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются в тех же размерах, что и за время пребывания в месте служебной командировки.
При направлении работника в командировку для участия в совещаниях, семинарах, сборах и в других случаях, если принимающая сторона обеспечивает за свой счет питанием либо эти расходы оплачивает направляющая сторона путем безналичного перечисления, суточные выплачиваются только за время нахождения в пути, если в эти дни питание не было предоставлено. В случае предоставления командированному работнику одноразового питания суточные выплачиваются в размере 70 процентов, двухразового - 30 процентов установленной нормы.
Кроме того, суточные не выплачиваются военнослужащим: за период отбытия наказания на гауптвахте, прикомандирования к другим частям и прохождения срочной службы; при служебных командировках в составе воинских частей подразделений (за немногими исключениями), а также в процессе осуществления всевозможных видов обучения и освидетельствования военно-врачебными комиссиями в амбулаторном порядке; в случае получения полевых денег [25, с.29].
Расходы по междугородным телефонным переговорам возмещаются командированному работнику лишь в случаях, когда они производились в интересах выполнения служебного задания, на основании соответствующих квитанций (счетов) с подтверждением необходимости этих переговоров нанимателем. Необходимость пользования услугами связи и предельный размер расходов на эти цели определяются в задании на служебную командировку и указываются в приказе (распоряжении) и командировании работника.
В случае, когда во время нахождения в командировке работник заболел и временно потерял трудоспособность, то расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) возмещаются ему на общих основаниях. За время болезни работнику выплачиваются также суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению служебного задания или вернуться к месту постоянной работы (но не свыше 40 календарных дней). В случае стационарного лечения в больнице командированному работнику возмещаются суточные и расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Временная нетрудоспособность командированного работника, а также невозможность по состоянию здоровья вернуться к месту постоянной работы должны быть удостоверены в установленном порядке. За период временной нетрудоспособности командированному работнику выплачивается вместо заработной платы на общих основаниях пособие по временной нетрудоспособности. Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок командировки для выполнения служебного задания.
Средства на командировочные расходы выдаются командированному работнику не позднее чем за один день до отъезда в служебную командировку. Деньги выплачиваются как аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения и суточных.
Следует отметить, что вышеизложенные гарантии и компенсации являются тем минимумом, гарантированным всем и обязательным для организаций, финансируемых из бюджета или пользующихся государственными дотациями. Коллективные договоры (соглашения), применяемые в других организациях, могут предусматривать и иные гарантийные и компенсационные выплаты.
Гарантии и компенсации при служебных командировках за границу детально регламентированы в главах 12 - 14 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Минтруда от 14 апреля 2000 г. N 55 [17]. К особенностям предоставления гарантий и компенсаций при таких командировках можно отнести:
а) средний заработок (денежное довольствие, стипендия) по основному месту работы (службы, учебы) не сохраняется командированным за границу для обучения (стажировки) сроком более 2 месяцев, если принимающая сторона предоставляет жилое помещение, обеспечивает питание и производит выплату денежного пособия на личные расходы (выплачивает стипендию);
б) проезд туда и обратно на воздушном, железнодорожном и водном транспорте возмещается лишь по тарифу 2-го класса (то есть "экономического класса" на самолетах, "туристического класса" или категории "ниже третьей" на судах и "купе" в поезде). В исключительных случаях с предварительного разрешения нанимателя, а также при отсутствии 2-ого класса расходы возмещаются по 1-ому классу ("бизнес-класс" на самолете, 1-ый класс или 1 - 3-ей категории на судах и "СВ" в поезде). В стоимость проезда дополнительно включается возмещение страховых и комиссионных сборов, а также обязательного сбора в аэропортах; стоимость комплекта спальных принадлежностей; платежи за проезд по грунтовым, шоссейным дорогам и водным переправам; провоз во исполнение служебного поручения багажа (не более 80 килограмм) независимо от количества багажа, провозимого бесплатно; транспортные расходы в пределах пункта командирования;
в) суточные за время проживания за границей не выплачиваются, если принимающая сторона обеспечивает командированного трехразовым питанием, транспортом, а также валютой на личные расходы и проезд городским транспортом. Начиная с 61-го дня зарубежной командировки, суточные выплачиваются в размерах, установленных для загранучреждений;
г) к иным расходам, возмещаемым командированному за границу, относятся: комиссионные по обмену валюты (чека) и совершению операций с использованием корпоративной пластиковой карточки; расходы по получению служебного заграничного паспорта и виз (без представления подтверждающих документов); медицинское страхование.
Следует отметить, что сфера применения законодательства о командировках расширяется за счет отсылочных норм, повсеместно встречающихся в разнообразных нормативных актах. Даже в самом ТК есть подобные ссылки.
По нормам, предусмотренным для служебных командировок, но один раз в год и в урезанном до 50% размере может оплачиваться проезд к месту учебы учащихся заочных отделений учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, аспирантур для установочных занятий, выполнения исследований, лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. В том же размере, но уже в обязательном порядке оплачивается проезд для подготовки и защиты дипломного проекта (работы), диссертации или сдачи государственных экзаменов.
Аналогично командировочным расходам все наниматели возмещают расходы по найму жилья и проезду работников, привлекаемых военкоматами к подготовке на воинскую службу.
В процентах от нормы суточных исчисляются надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие).
Согласно статье 96 ТК работникам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направлением, в порядке организованного набора либо приемом в соответствии с предварительной договоренностью, заключенными договорами или заявками, возмещаются:
а) стоимость проезда работника, лица, завершившего обучение, и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;
б) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, лицо, завершившее обучение, и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);
в) суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;
г) единовременное пособие на самого работника, лицо, завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, лицо, завершившее обучение.
При этом работникам, лицам, завершившим обучение, выплачивается заработная плата исходя из тарифной ставки (оклада) по новому месту работы за дни сборов в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более чем за шесть дней, а также за время нахождения в пути. Если заранее невозможно точно определить размер причитающихся работнику компенсаций, то ему выдается аванс.
Стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачиваются в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня фактического предоставления им жилого помещения.
Статьей 97 ТК предусмотрено, что при переезде работника на работу в другую местность по предварительной договоренности с нанимателем ему выплачиваются компенсации, установленные статьей 96 ТК, за исключением единовременного пособия, которое выплачивается лишь при наличии соглашения сторон. Если работник переводится на работу на срок не более одного года и семья с ним не переезжает, то по соглашению сторон ему могут возмещаться и расходы, связанные с временным проживанием на новом месте, и размер возмещения расходов при этом не должен превышать половины размера суточных.
Компенсации, выплата которых предусмотрена статьями 96 и 97 ТК, имеют целевое назначение, их несет наниматель, к которому переводится, направляется или принимается работник. Они должны быть возвращены нанимателю, выплатившему их, полностью, если работник:
а) не явился на работу или отказался приступить к ней без уважительной причины;
б) до окончания срока работы, предусмотренного законодательством о труде, трудовым договором или обусловленного при переводе, направлении или приеме на работу, а при отсутствии определенного срока - до истечения одного года работы уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с ТК и иными актами законодательства явились основанием для прекращения трудового договора.
В заключение данного вопроса следует еще раз подчеркнуть, что система гарантий и компенсаций, применяемых при направлении работников в служебные командировки, распространяется и на иные случаи изменения условий трудовой деятельности работников, другими словами, сфера применения данных гарантий и компенсаций достаточно широка.
3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
Статьей 101 ТК предусмотрены гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей.
Так, на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с законодательством эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций. Работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии в соответствии с законодательством.
При этом средний заработок сохраняется в случаях выполнения следующих государственных или общественных обязанностей в рабочее время:
а) осуществления избирательного права;
б) осуществления депутатских полномочий и полномочий члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством;
в) участия в качестве делегатов на съездах, пленумах, конференциях, созываемых государственными органами, а в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, - профсоюзами, другими общественными объединениями;
г) явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов;
д) участия в коллективных переговорах в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а при их отсутствии - по соглашению между сторонами коллективных переговоров;
е) участия в работе комиссий по назначению пенсий при местных исполнительных и распорядительных органах и медико-реабилитационных экспертных комиссий в качестве направленных профсоюзными организациями членов этих комиссий;
ж) явки по вызову в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетеля для дачи показаний о трудовом стаже;
з) участия членов добровольных пожарных дружин в ликвидации пожара или аварии;
и) выполнения других государственных или общественных обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством.
Следует отметить, что в отдельных случаях выполнения государственных или общественных обязанностей работникам могут предоставляться и иные гарантии. Рассмотрим данные случаи более подробно.
Привлечение к выполнению воинских обязанностей. Вопросы освобождения от работы и материального обеспечения работников, привлекаемых к выполнению воинских обязанностей в связи с призывом или приемом на воинскую службу, прохождением сборов, приемом на воинский учет и снятием с воинского учета регулируются как ТК, так и Законом Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" [11].
Так, согласно статье 338 ТК за работниками, привлекаемыми к подготовке на воинскую службу с отрывом от производства, на время обучения, включая проезд к месту учебы (сборов) и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы. Наниматели, у которых работают привлекаемые к подготовке на воинскую службу, оплачивают расходы по найму жилья на период их учебы (сборов), а также стоимость проезда к месту учебы (сборов) и обратно по нормам, установленным законодательством о служебных командировках.
Статьей 6 вышеуказанного Закона предусмотрено, что гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Гражданам, обучающимся в учреждениях образования, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, выплачивается по месту учебы пособие в размере двухнедельной стипендии. Граждане, обучающиеся в учреждениях образования, освобождаются от учебы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва (поступления) на военную службу, службу в резерве, постановки на воинский учет и снятия с воинского учета, с сохранением за ними стипендии по месту учебы.
Перевозка граждан, призванных (поступивших) на военную службу, службу в резерве, к месту службы и обеспечение их питанием в пути следования, а также перевозка граждан к месту сдачи вступительных экзаменов в военные учебные заведения и обратно производятся за счет средств Министерства обороны Республики Беларусь, иных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.
Индивидуальным предпринимателям, лицам, временно не работающим, а также безработным выплата компенсаций за период прохождения сборов осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами из расчета пятнадцати базовых величин за один месяц.
Осуществление избирательного права. Гарантии работникам при осуществлении избирательного права регулируются также Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее - ИК) [7].
Согласно статье 37 ИК по решению избирательной комиссии отдельные ее члены могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, отзыва депутата.
В соответствии со статьей 77 ИК после регистрации кандидаты в Президенты Республики Беларусь (кроме Президента Республики Беларусь, баллотирующегося на второй срок), кандидаты в депутаты Палаты представителей (кроме Председателя Палаты представителей) освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей со дня регистрации до дня выборов без сохранения заработной платы. Основанием для такого освобождения является решение соответствующей комиссии о регистрации кандидатом и заявление кандидата нанимателю о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях.
Кандидаты в депутаты местных Советов депутатов после их регистрации при необходимости по личному заявлению могут освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы.
Кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты по их личному заявлению на это же время может быть предоставлен очередной отпуск. Кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не может быть направлен без его согласия в длительную командировку, а также призван на военную службу либо на военные сборы со дня регистрации до дня выборов.
Явка по вызову в правоохранительные органы в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого. Вопросы сохранения среднего заработка за работниками, вызываемыми в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также для участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, наряду с ТК, регулируются Уголовно-процессуальным [5] (статья 162), Гражданским процессуальным (далее - ГПК) [4] (статья 125), Хозяйственным процессуальным [3] (статья 131) кодексами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях [8] (статья 254), Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1775 (далее - Положение о порядке выплаты) [15].
В соответствии со статьей 125 ГПК за лицом, вызванным в качестве свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика, сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом в суд. Лицам, не имеющим основного места работы, выплачивается вознаграждение исходя из средней заработной платы в данной местности.
Кроме того, все указанные лица имеют право на возмещение понесенных расходов в связи с явкой в суд (расходы по проезду, найму жилого помещения, выплату суточных). Эксперт, специалист и переводчик имеют право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех случаев, когда эти обязанности выполнялись в порядке служебного задания.
Пунктом 5 Положения о порядке выплаты предусмотрено, что возмещение потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым расходов на проезд к месту проведения процессуальных действий и обратно производится в следующих размерах:
при следовании железнодорожным транспортом - по тарифу жесткого плацкартного вагона пассажирского поезда (далее - минимальная стоимость проезда), а в случае нахождения в пути в течение суток и более либо в ночное время - по тарифу плацкартного вагона скорого или пассажирского поезда с оплатой стоимости постельных принадлежностей;
при следовании водным транспортом - по пассажирскому тарифу III категории (класса);
при следовании автомобильным транспортом (за исключением такси) - по тарифу соответствующего типа автобуса.
В необходимых случаях с разрешения органа или суда, производящего вызов, могут быть оплачены фактические расходы на проезд.
Кроме расходов на проезд к месту проведения процессуальных действий и обратно, при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по обязательному страхованию пассажиров, стоимость предварительной продажи проездных документов.
При непредставлении проездных документов потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым оплачивается минимальная стоимость проезда к месту проведения процессуальных действий и обратно. В тех случаях, когда вызываемому лицу транспорт предоставляется бесплатно, возмещение расходов на проезд не производится.
Следует отметить, что законодательством не предусмотрено сохранение среднего заработка за работниками, вызываемыми в суд или органы следствия в качестве обвиняемого или стороны для участия в гражданском процессе. Вызов в суд или органы следствия в качестве обвиняемого, истца или ответчика является основанием для освобождения работника от работы на необходимое время, но не для сохранения за ним заработной платы по месту работы.
Трудовое законодательство предусматривает определенные гарантии и компенсации для работников, избираемых на выборные должности.
Выборными должностями являются должности в государственных органах, местных Советах депутатов, замещаемые путем избрания в порядке, установленном законодательством для формирования этих органов, а также должности в органах общественных организаций, замещаемые путем избрания в порядке, установленном уставами, положениями для формирования органов этих организаций. Так, например, выборными являются должности Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов всех уровней, должности председателя профсоюзного комитета (с освобождением от основной работы) и др.
При избрании на выборные должности лица, работавшие по трудовому договору, подлежат увольнению с работы не по собственному желанию (ст.40 ТК), а по п.4 ст.35 ТК - переход на выборную должность. Для увольнения по данному основанию работник должен представить документ об избрании его на выборную должность и свое заявление с просьбой об увольнении.
Так, при избрании гражданина депутатом Палаты представителей документом об избрании может быть любой из следующих документов: удостоверение окружной избирательной комиссии об избрании его депутатом; решение Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов о регистрации избранных депутатов Палаты представителей; удостоверение депутата Палаты представителей, выданное взамен удостоверения окружной избирательной комиссии.
ТК предусматривает, что работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственные органы, после окончания полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации (ст.100 ТК).
Под прежней работой (должностью) следует понимать последнюю невыборную работу (должность), обусловленную трудовым договором, на которой находился работник непосредственно перед избранием на выборную должность.
Другая равноценная работа (должность) - такая работа (должность), которая соответствует прежней работе (должности) по квалификации, условиям труда и его оплате, а также по объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ в области рабочего времени и времени отдыха, социального страхования и др.
На практике нередко возникают проблемы, касающиеся предоставления прежней работы (должности) тем лицам, с которыми до избрания их на выборную должность были заключены срочные трудовые договоры, контракты. К сожалению, в этой части можно говорить о пробеле в трудовом законодательстве, так как отсутствует норма права, регулирующая эти отношения. Вместе с тем, следует согласиться с Р.И. Филипчик, что независимо от вида трудового договора, заключенного с работником до его избрания на выборную должность (срочный трудовой договор, контракт, договор, заключенный на неопределенный срок), наниматель или другие уполномоченные органы обязаны по истечении срока полномочий трудоустроить указанного работника [29, с.40].
Закон Республики Беларусь "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" установил более существенные гарантии для этих лиц при истечении срока полномочий [12].
Так, согласно статье 38 названного Закона по истечении срока полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, работающим в Парламенте на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь.
Палата представителей, Совет Республики и Правительство Республики Беларусь обеспечивают трудоустройство депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, работающих в Парламенте на профессиональной основе, по окончании срока их полномочий. Им предоставляется работа с их согласия с учетом полученной квалификации и опыта работы в Парламенте. По желанию им предоставляется прежнее место работы (должность), за исключением должности члена Правительства Республики Беларусь и выборной должности в государственных органах, а при отсутствии такой возможности в связи с ликвидацией прежней должности, ликвидацией или реорганизацией предприятия, учреждения, организации - другая равноценная работа (должность).
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики и членам их семей, проживающим на день прекращения парламентских полномочий в служебной квартире в городе Минске, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства.
Указанные права предоставляются не только после окончания срока полномочий депутатов, но и при досрочном их окончании по уважительным причинам (по состоянию здоровья и т.п.).
Гарантии трудовых прав депутатов местных Советов установлены Законом Республики Беларусь "О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь" [9].
Депутат местного Совета в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении, организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (понижен в должности) без предварительного согласия Совета.
Депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, а также перемещен по службе без его согласия. Ему не может быть задержано присвоение очередного воинского или равного воинскому специального звания согласно занимаемой должности.
Депутату местного Совета, освобожденному от производственных или служебных обязанностей вследствие избрания его в состав Совета и его органов, по истечении срока полномочий предоставляется прежняя работа (служба) или при ее отсутствии - другая равноценная работа (служба). Контроль за трудоустройством депутата осуществляет соответствующий местный Совет.
Таким образом, исследование указанных вопросов показывает, что, устанавливая определенные гарантии в области трудовых прав для отдельной категории лиц, избранных на выборные должности в государственные органы, органы местного управления и самоуправления, государство стремится защитить не столько права этих лиц, сколько создать им надлежащие условия для выполнения важных государственных функций в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом.
4. Иные гарантии и компенсации
Статьей 99 ТК предусмотрена выплата компенсаций за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом.
Так, для работников, занятых в строительстве, энергетике, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности, связи, лесном и водном хозяйстве, на автомобильном, речном, железнодорожном транспорте, изыскательских, геологоразведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работах, в научных экспедициях, а также транспортировкой нефти и газа, содержанием шоссейных дорог, выплачиваются надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие).
Следует отметить, что данные компенсационные выплаты предназначены для возмещения личных расходов работникам в связи с особым характером выполняемой работы.
Условия, порядок и размеры выплаты надбавок за такие работы установлены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 763 [14].
Так, в соответствии с данным Положением надбавка за подвижной характер работы устанавливается работникам в целях компенсации повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации или оторванностью работников от постоянного места жительства, а надбавка за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных вне постоянного места жительства, при поездках сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков.
Надбавки к заработной плате для работников, выполняющих соответствующие работы, устанавливаются в следующих размерах:
40 процентов от нормы суточных, установленных для возмещения командировочных расходов, при производстве работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (подвижной характер работы, полевое довольствие) с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь, стран ближнего и дальнего зарубежья;
50 процентов от нормы суточных при однодневных командировках, если работа носит разъездной характер или протекает в пути, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых работниками участков при условии, если работник может ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства.
Если вне места производства работ работнику не предоставляется бесплатное жилье и если он не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства, расходы по найму жилого помещения возмещаются по нормам командировочных расходов.
В соответствии со статьей 102 ТК при направлении работников для повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, установленные Правительством Республики Беларусь.
Как правило, при направлении работников для повышения квалификации и переподготовки за ними сохраняется средняя заработная плата и место работы (должность). За руководящими работниками и специалистами на время их обучения с отрывом от производства сохраняется средний заработок, производится оплата проезда к месту учебы и обратно, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения. Эти же гарантии распространяются и на работников, направленных на подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям и повышение квалификации с отрывом от производства [20, с.7].
Согласно статье 103 ТК за время нахождения в медицинских учреждениях на обследовании или осмотре за работниками, обязанными проходить такие обследование или осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Работниками, обязанными проходить медицинские обследование или осмотр, являются работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе (статья 275 ТК), а также лица моложе восемнадцати лет.
Статьей 104 ТК установлены гарантии для работников, являющихся донорами.
Так, по договоренности с медицинским учреждением наниматель в согласованные сроки обязан освобождать работников от работы для обследования и сдачи крови и ее компонентов, а также предоставлять после этого дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к трудовому отпуску или использован в иное время.
В случае сдачи крови и ее компонентов во время основного или дополнительного трудового отпуска, в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147 ТК), выходные дни или после рабочего дня работнику предоставляется другой день отдыха. Сохранение среднего заработка за данные дни производится за счет медицинского учреждения.
Условия и порядок компенсации расходов, связанных с донорством крови, определены Законом Республики Беларусь "О донорстве крови и ее компонентов" [10] и постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 710 "О компенсации расходов, связанных с донорством крови" [13].
Так, вышеуказанным постановлением предусмотрены:
а) возмещение стоимости питания доноров перед сдачей и после сдачи крови в размере соответственно 5 и 45 процентов от базовой величины;
б) денежная компенсация:
1) работникам-донорам, сдающим кровь (плазму), за 2 дня освобождения их от работы в размере 1,5 базовой величины с выплатой этой компенсации за счет средств учреждений здравоохранения. Донору после сдачи крови (плазмы) выдается справка об освобождении от работы на 2 дня, включая день сдачи крови. При выплате донору денежной компенсации, размер которой ниже его среднего заработка, учреждение здравоохранения после представления подтверждающего документа производит соответствующую доплату;
2) иным донорам, сдающим кровь (плазму), в размере 1,5 базовой величины с выплатой этой компенсации за счет средств учреждений здравоохранения;
в) денежная компенсация донорам, отстраненным от кроводачи по медицинским показаниям, а также после проведения иммунизации, в размере 5 процентов базовой величины за каждый час обследования с выдачей им справки о времени пребывания в учреждении здравоохранения.
На практике донор в день сдачи крови или ее компонентов освобождается от работы независимо от того, в какой смене он работает, а также от того, в какое время (рабочее или нерабочее) он сдает кровь или ее компоненты. Наниматель не должен допускать к работе лиц, которые в день сдачи крови или ее компонентов не желают брать день отдыха и выходят на работу [22, с.462].
Статьей 105 ТК в качестве гарантий для работников-изобретателей и рационализаторов предусмотрены оплата работы по внедрению изобретений или рационализаторских предложений, осуществляемой работником-автором у того же нанимателя, в размере не менее среднего заработка, а также освобождение от работы с сохранением должности и оплата этой работы в размере не менее среднего заработка при внедрении изобретения или рационализаторского предложения у другого нанимателя (по договоренности между нанимателями и работником).
Для участия в подготовке к использованию изобретения или рационализаторского предложения по месту постоянной работы автор может быть на время полностью или частично освобожден от выполнения основной работы с оплатой труда в размере не ниже среднего заработка по основной работе. Если по условиям производства освобождение автора от выполнения основной работы нецелесообразно, то работа по подготовке к использованию его изобретения или рационализаторского предложения может выполняться автором в свободное от основной работы время с оплатой труда по соглашению сторон.
Согласно статье 106 ТК работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.
Заключение
Проведенные в данной курсовой работе исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Во-первых, круг гарантий и компенсаций, предоставляемых трудовым правом работнику, весьма широк, что в силу их направленности на обеспечение трудовых прав работников можно рассматривать как положительное явление.
Во-вторых, система гарантий и компенсационных выплат, применяемых при направлении работников в служебные командировки, распространяется и на иные случаи изменения условий трудовой деятельности работников, другими словами, сфера применения данных гарантий и компенсаций достаточно широка.
В-третьих, исследование вопросов предоставления гарантий работникам, избираемым на выборные должности, показывает, что, устанавливая определенные гарантии в области трудовых прав для категории лиц, избранных на выборные должности в государственные органы, органы местного управления и самоуправления, государство стремится защитить не столько права этих лиц, сколько создать им надлежащие условия для выполнения важных государственных функций в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом.
Список использованных источников
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в результате республиканских референдумов от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - N 1. - 1/0.
Положение о порядке направления в служебные командировки за границу: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 274 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 94. - 1/6542.
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 138-139. - 2/1064.
Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 18-19. - 2/13.
Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 28-29. - Ст.433.
Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 29 июля 1999 г. N 296-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - N 80. - 2/70.
Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 25. - 2/145.
Об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. N 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - N 63. - 2/946.
О статусе депутата местного Совета депутатов: Закон Республики Беларусь от 27 марта 1992 г. № 1547-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 6. - 2/1181.
О донорстве крови и ее компонентов: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3559-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1995. - № 14. - Ст.134.
О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 85. - 2/976.
О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. № 196-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 35. - Ст.516.
О компенсации расходов, связанных с донорством крови: постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 710 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995. - № 36. - Ст.900.
Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие): утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 763 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 53. - 5/3286.
Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1775 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 6. - 5/24478.
Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь: утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 43. - 8/3359.
Положение о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу: утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 55 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 116. - 8/4462.
Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22и декабря 2005 г. № 155 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - №19. - 8/13718.
Бобкова О.В. Новое в Трудовом кодексе Российской Федерации: гарантии и компенсации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 84 с.
Брюхина Е.Р. Проблема предоставления гарантий и компенсаций при прохождении профессиональной переподготовки // Трудовое право. - 2006. - № 10. - С.6 - 12.
Кеник К. Компенсационные выплаты во время служебных командировок // Юрист. - 2005. - N 3. - С.10 - 18.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. - Мн.: Амалфея, 2005-. - 1136 с.
Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (Постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. - 380 с.
Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред.А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Юристъ, 2005. - 920 с.
Кудрявцева Е. Гарантии и компенсации при служебных командировках // Налоговый вестник. - 2007. - № 14. - С.21 - 35.
Петров А.Я. Гарантии и компенсации: аспекты трудового права // Трудовое право. - 2007. - № 4. - С.12 - 18.
Сидорчук И. Гарантии и компенсации при служебных командировках в пределах Республики Беларусь // Отдел кадров. - 2006. - № 10. - С.17 - 32.
Трудовое право: Учебник / Под общ. ред.В.И. Семенкова. - Мн.: Амалфея, 2002. - 672 с.
Филипчик Р.И. Вас избрали на выборную должность в государственные органы, органы местного управления и самоуправления // Кадровик. Управление персоналом. - 2003. - № 9. - С.32 - 48.
Чаннов С.Е., Пресняков М.В. Оплата труда. Гарантии и компенсации: новые правила. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 108 с.