Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
ТЕМА
Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
1.1 Прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении
1.2 Надзор прокурора за обеспечением прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы
1.3 Прокурорский надзор за законностью задержания и заключения под стражу, производства обыска и выемки, выполнения других следственных действий
1.4 Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел
1.5 Надзор за исполнением законов о возмещении вреда, причиненного преступлением
1.6 Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления
1.7 Направление прокурором дела в суд
1.8 Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при проведении ускоренного производства по уголовному делу
Список использованных источников
1. Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
1.1 Прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении
Институт стадии возбуждения уголовного дела существует давно. Анализ законодательства России XIX в. позволяет сделать вывод о том, что доследственная проверка допускалась, и ни полиция, ни судебные следователи не приступали соответственно к производству дознания или к следствию, не убедившись в наличии признаков преступления. Это подтверждается и требованиями Устава уголовного судопроизводства России, в котором указывалось: «Когда признаки преступного деяния сомнительны или когда о происшествии, имеющем такие признаки, известится полиция по заявлению лица, не бывшего очевидцем преступного деяния, по слуху (народной молве) или вообще из источника, не вполне достоверного, то, во всяком случае, прежде сообщение о том по принадлежности и приступа к дознанию она (полиция) должна удостовериться путем розысков, действительно ли в нем заключаются признаки преступного деяния». Прокурору предписывалось: «...прокурор и его товарищ не должны требовать производства предварительного следствия или отдельных следственных действий без достаточных оснований. В сомнительных случаях они обязаны собрать сведения путем розысков или дознания».
Практика правоохранительных органов показывает, что наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками органов дознания, является сокрытие преступлений, осуществляемое путем отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении либо непринятия мер к его раскрытию. В результате таких неправильных действий создается обстановка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совершению еще более тяжких преступлений.
Сокрытию преступлений способствуют следующие обстоятельства: неумение либо нежелание раскрывать неочевидные преступления, т.е. в которых отсутствуют сведения о лице (лицах), их совершивших; нежелание работников органов дознания производить расследование по не представляющим, по их мнению, большой социальной опасности деяниям.
Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность.
Средствами прокурорского надзора, как показывают материалы прокурорских проверок, указанные явления устраняются далеко не всегда. Прокурорский надзор нередко осуществляется формально, бессистемно, отсутствует контроль за выполнением требований прокуроров, меры прокурорского реагирования зачастую не достигают цели, поскольку вносимые представления адресуются тем должностным лицам, которые своим бездействием, по существу, попустительствуют беззаконию.
Поэтому Генеральным прокурором Республики Беларусь в приказе от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» предложено прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.
В соответствии с названным приказом прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним.
Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.
Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не должно отказываться в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственно.
В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:
- полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях;
- соблюдение установленных законом сроков их проверки;
- законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности. Осуществляя свои полномочия в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений «102», корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, и т.д.); Документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении — с журналом учета выездов работников этого подразделения на место происшествия; в паспортных отделениях — с журналом учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных (похищенных); в подразделениях ГАИ — с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).
Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в медицинских учреждениях, статистических, контрольно-ревизионных органах, подразделениях военизированной охраны.
Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действий конкретного лица. При этом прокурорам предлагается не ограничиваться изучением материалов, по которым в возбуждении уголовного дела отказано. В ходе проверки первостепенное внимание следует уделять заявлениям и сообщениям, находящимся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвратить волокиту, не допускать проведения доследственных проверок при очевидности признаков преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение следственных действий и осуществление других мер, направленных на раскрытие преступления.
В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия, по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия.
Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.
Прокурор обязан также на основании ст. 34 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.
1.2 Надзор прокурора за обеспечением прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы
Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принципов получения доказательств зафиксирован в Основном Законе государства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем.
Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, следующих положений Конституции:
- обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции);
- государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);
- все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);
- ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);
- никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23);
- государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25);
- лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста (ч. 2 ст. 25);
- никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25);
- никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26);
- никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27);
- каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);
- неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли;
- государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);
- каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);
- осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст. 63).
Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:
- проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков;
- реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;
- пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.
Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:
- создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;
- обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;
- исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;
- повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;
- исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;
- повышения роли структурных подразделений Генеральной прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;
- принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;
- систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
прокурор надзор суд преступление
1.3 Прокурорский надзор за законностью задержания и заключения под стражу, производства обыска и выемки, выполнения других следственных действий
Конституция Республики Беларусь предусматривает, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Конституционный принцип неприкосновенности личности должен строжайшим образом соблюдаться следователем и прокурором. УПК определяет условия, при которых гражданин может быть задержан. Согласно ст. 107 УПК задержание состоит в фактическом задержании лица, доставляемого в органы уголовного преследования, и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определяемых законом. В ч. 2 ст. 107 УПК перечислены конкретные лица, к которым может быть применено задержание:
- к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную часть или ареста;
- к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;
- к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
УПК содержит исчерпывающий перечень оснований для задержания, которыми являются:
- непосредственно возникшее подозрение в совершении преступления;
- постановление органа уголовного преследования;
- постановление (определение) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ч. 3 ст. 107 УПК).
Основания задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления предусмотрены ст. 108 УПК:
- если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;
- если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст. 109 УК, согласно которой каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения;
- если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
- если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 108 УПК задержание по указанным выше основаниям может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом 276 уголовного преследования втечение 12 часов с момента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.
Порядок задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления подробно регламентирован ст. 110 УПК. Согласно ч. 1 ст. 110 УПК немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основание, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола, который объявляется задержанному, и ему разъясняются права подозреваемого, предусмотренные ст. 41 УПК, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии. Это обстоятельство отмечается в протоколе, который подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 УПК орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. В законе содержится важное требование, обязывающее орган дознания и следователя письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании. В сообщении должны содержаться основания задержания, данные о личности подозреваемого. В течение 48 часов прокурор или освобождает задержанного, или дает санкцию на его арест. За законность задержания и обоснованность содержания его в изоляторе временного содержания (ИВС) несет ответственность сам прокурор.
Осуществляя надзор за законностью задержаний и арестов, прокурор исходит из требований УПК и вышеназванного приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33. В ходе проверки следует учитывать, что задержание по подозрению в совершении преступления по своей процессуальной природе отличается от задержания в административном порядке, когда это осуществляется для проверки личности правонарушителя. Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела является грубым нарушением уголовно-процессуального закона.
Самым действенным средством прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИВС, осуществляемые прокурорами. Это требование вытекает из названного выше приказа Генерального прокурора, согласно которому прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в И ВС и в помещениях дежурных частей ГУ РУВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИВС внезапно и в разное время суток (ночью, рано утром, в конце рабочего дня). В ходе проверки прокурор обязан проверять содержание арестованных не только в специально отведенных для этого местах. Он должен обойти все помещения и ознакомится со всеми лицами, находящимися там в момент проверки, поскольку заведомо незаконно задержанных могут поместить в кабинеты работников ИВС или в иные помещения.
Проводя проверку законности содержания арестованных, прокурор знакомится с документами, на основе которых лица подвергнуты задержанию.
В соответствии с вышеназванным приказом Генерального прокурора в органах прокуратуры должен вестись учет задержанных в соответствии сост. 108,111 — 113 УПК. При установлении факта незаконного задержания лица прокурор незамедлительно, до истечения 72 часов, должен освободить его.
Прокуроры должны в статистической отчетности обеспечить достоверность данных о применении задержания в соответствии со ст. 108 УПК. Осуществляя надзор за законностью задержания и содержания арестованных, прокурор следит за тем, чтобы по каждому задержанию был составлен протокол по установленной форме: время, место и основание задержания, объяснение задержанного. Прокурор освобождает задержанного, если усматривает, что он задержан необоснованно или в этом не было процессуальной необходимости.
Задержание подозреваемого предшествует, как правило, избранию в отношении него меры пресечения. Заключение под стражу является наиболее строгой мерой, ограничивающей права обвиняемого. Заключение под стражу допускается при соблюдении условий, предусмотренных ст. 117 УПК.
Эта мера пресечения применяется органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда, воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние, противодействовать исполнению приговора.
Право давать санкцию на заключение под стражу принад лежит Генеральному прокурору, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.
При даче санкции прокурор или его заместитель должны строго руководствоваться требованиями ст. 126 УПК и обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.
Уголовно-процессуальное законодательство установило, что мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать 2 месяцев. Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокурором города и приравненными к нему прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в двухмесячный срок, при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до 6 месяцев.
Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в республике, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Беларуси. В этом случае продление содержания под стражей осуществляется заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, — на срок 18 месяцев.
Дальнейшее продление срока содержания под стражей во время предварительного расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения, предусмотренная ст. 116 УПК.
При продлении срока содержания под стражей орган дознания, следователь руководствуются требованиями ч. 5 ст. 127 УПК, выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении срока более 6 месяцев — за десять суток.
В соответствии с указанным выше приказом Генерального прокурора органы предварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органы дознания возбуждают ходатайства о продлении срока содержания под стражей через управления (отделы) вышестоящих органов, где в обязательном порядке изучаются материалы уголовного дела и в случае необходимости даются письменные указания. При этом постановление следователя, органа дознания подписывается начальником следственного подразделения, начальником органов дознания и надзирающим прокурором.
С целью повышения качества предварительного следствия, недопущения и своевременного устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства, повышения ответственности прокуроров всех звеньев Генеральным прокурором установлен порядок, в соответствии с которым постановление следователя с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев подписываются лично прокурором области, г. Минска и приравненным к ним прокурором с обязательным предварительным обсуждением на оперативных совещаниях с участием следователя, начальником соответствующего отдела УВД, УКГБ, УДФР КГК и надзирающего прокурора, а при продлении срока содержания под стражей на срок свыше 12 месяцев постановление вместе с уголовным делом представляется в Генеральную прокуратуру для обсуждения на оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора с участием следователя, заместителя прокурора области, руководителей следственного комитета М ВД, следственного управления КГБ, следственного управления департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля.
Приняв решение об освобождении обвиняемого из-под стражи, прокурору надлежит поставить об этом в известность следователя, избравшего эту меру пресечения.
В соответствии со ст. 143 УПК жалобы лиц, содержащихся под стражей, на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, продление срока содержания под стражей подаются в суд через администрацию места предварительного заключения, а жалобы лиц, содержащихся под домашним арестом, и иных лиц на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста подаются в орган, ведущий уголовный процесс.
Существенной гарантией законности и обоснованности избрания такой меры пресечения, как содержание под стражей, является судебная проверка законности и обоснованности содержания под стражей.
В соответствии с ч. 5 ст. 144 УПК судья вправе вынести постановление об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении из-под стражи, домашнего ареста в случае установления нарушения органом дознания, следователем, прокурором, судом требований ст. 108, 110,114,125,127 УПК или права подозреваемого, обвиняемого на защиту либо несоответствия предъявленного обвинения содержанию постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста.
Предупреждение и устранение судебных ошибок во многом определяются уровнем осуществленного прокурорского надзора за законностью принимаемых судьей постановлений об освобождении обвиняемых из-под стражи.
Прокурору нужно представить по запросу судьи обоснованные материалы, свидетельствующие о законности и обоснованности избрания в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей. Некоторые прокуроры и следователи относятся к представлению таких материалов формально, и нередко предоставленные материалы не убеждают судью в обоснованности принятого следователем и прокурором решения о содержании обвиняемого под стражей. Прокуроры должны принимать обязательное участие в рассмотрении судьей жалобы относительно избранной меры пресечения или продления срока содержания под стражей.
Генеральный прокурор в названном выше приказе требует от прокуроров принципиально и своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления судей об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста, а также об отмене постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования.
Конституция Республики Беларусь (ст. 29) гарантирует гражданам неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
Основания и порядок производства обыска установлены УПК. Согласно ст. 208 УПК основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы. Основания для проведения выемки предусмотрены ст. 209 УПК. Ими являются достаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.
В соответствии с ч. 3 ст. 210 УПК в исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть произведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске.
Прокурор обязан проверять не только достаточность оснований для производства обыска, но и условия и причины, в силу которых следователь или лицо, производящее дознание, не получило заранее санкцию прокурора на обыск или на его производство. Имеют место случаи, когда производятся несанкционированные обыски, хотя никаких препятствий к получению санкции прокурора не было. Прокурор проверяет также соблюдение установленного законом порядка производства обыска и его результат.
Приступая к обыску, следователь, дознаватель предлагают добровольно выдать подлежащие изъятию орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия подлежащих изъятию орудий преступления, предметов и ценностей, следователь, дознаватель вправе не проводить дальнейших поисков.
Обыск производится с участием понятых, а в необходимых случаях при выемке и обыске присутствует специалист (ст. 210 УПК).
При проведении выемки следователь, дознаватель обязаны принимать меры для того, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц.
Обнаруженные в ходе обыска, выемки предметы, документы и ценности, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу.
При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск или выемка.
Органы дознания и следователи, чаще органы дознания, с тем чтобы произвести большее эмоциональное воздействие на присутствующих, производят обыски глубокой ночью, когда надо поднимать не только взрослых, но и детей, хотя закон позволяет производство обыска в ночное время (с 22 часов до 6 часов) только в случаях, не терпящих отлагательства.
Выемка определенных предметов и документов согласно закону производится следователем самостоятельно по мотивированному постановлению, в котором должно быть указано, какие предметы или документы подлежат изъятию, какое процессуальное значение по делу они имеют, у кого и в каком помещении они находятся, санкция прокурора требуется лишь в тех случаях, когда производится изъятие документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной. Причем это процессуальное действие должно быть согласовано с руководителем соответствующего учреждения.
1.4 Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел
Осуществляя надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел, прокурор должен строго руководствоваться требованиями УПК, соответствующих приказов Генерального прокурора.
Согласно ст. 246 УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих, оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:
1) неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;
3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;
4) временное психическое или иное заболевание обвиняемого, препятствующее его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенное врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;
5) невозможность производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;
6) необнаружение безвестно исчезнувшего лица.
О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносит мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.
В случаях неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено место его нахождения, необнаружения безвестно отсутствующего лица предварительное расследование приостанавливается лишь по истечении срока его производства.
Если по уголовному делу привлечены два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления предварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, следователь, дознаватель вправе выделить в отдельное производство и приостановить предварительное расследование в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу, если по нему не может быть продолжено предварительное расследование без участия всех обвиняемых.
В случаях, когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования, временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий, предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания срока предварительного расследования на основании ч. 4 ст. 246 УПК.
Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов об ОРД и за розыском без вести пропавших граждан при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими эту деятельность, специально уполномоченными прокурорами подробно изложены в предыдущем разделе.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 персональная ответственность за организацию работы по обеспечению законности при расследовании преступлений следователями прокуратуры возложена на руководителей соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров областей, районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров, которые обязаны оказывать повседневную помощь следователям органов прокуратуры по расследованию уголовных дел.
Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры должны обеспечивать проверку законности и обоснованности решений о приостановлении или прекращении предварительного расследования, принятых по уголовным делам, и представления информации о результатах проверки.
С целью предупреждения незаконного и необоснованного приостановления предварительного расследования, выполнения требований Генерального прокурора по этим вопросам прокуроры всех уровней должны обеспечивать тщательное изучение материалов уголовно-розыскных Дел о нераскрытых особо тяжких преступлениях.
Работа следователей-криминалистов должна быть сосредоточена на оказании практической помощи следователям прокуратуры в раскрытии преступлений, производстве неотложных следственных действий и других процессуальных действий, применении научно-технических средств, подготовке и назначении экспертиз, анализе нераскрытых убийств и других особо тяжких преступлений.
Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры должны установить контроль за работой нижестоящих прокуроров по обеспечению законности при проведении предварительного следствия и дознания. В месячный срок с момента принятия окончательного решения по делу проверять законность привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу лица, в отношении которого уголовное преследование прекращено органом уголовного преследования или судом по реабилитирующим основаниям либо постановлен оправдательный приговор.
При изучении уголовных дел, предварительное расследование по которым приостановлено или прекращено, прокурор должен обращать внимание:
- на наличие плана расследования, все ли версии отражены в плане и проверены ли они в ходе предварительного расследования;
- полноту и объективность предварительного расследования;
- качество, полноту осмотра места происшествия, результативность осмотра;
- приняты ли все меры к выяснению, закреплению и изъятию следов преступления, вещественных доказательств, соблюдены ли требования законодательства об их процессуальном оформлении;
- установлены ли очевидцы и свидетели преступления, полноту их допросов, соблюдены ли требования процессуального закона об их допросе;
- соблюдены ли права и обязанности потерпевших (ст. 49—50 УПК);
- участвует ли в деле защитник, соблюдены ли требования закона об обязательном участии защитника (ст. 44—48 УПК) и соблюдены ли требования процессуального оформления участия защитника;
- если по делу имеется гражданский истец, то соблюдены ли его права и обязанности (ст. 52—53 УПК), соблюдены ли требования их процессуального оформления;
- соблюдены ли права и обязанности гражданского ответчика, требования закона об их процессуальном оформлении;
- если в деле участвуют законные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, то соблюдены ли требования ст. 56—59 УПК;
- приняты ли следователем, дознавателем все меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
- взаимодействие следователя с органами, ведущими оперативно- розыскную деятельность, давались ли письменные поручения этим органам об установлении лица, совершившего преступление, давались ли письменные указания по этому вопросу следователем;
- приняты ли следователем меры к установлению местонахождения скрывшегося от органов уголовного преследования обвиняемого, давались ли письменные указания, выносились ли постановления органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных действий по установлению места нахождения указанного лица;
- выполнены ли следователем, дознавателем все процессуальные действия, оформлены ли они процессуально, своевременно ли представлены в республиканскую прокуратуру для направления материалов иностранному государству для выдачи скрывающегося в этом государстве обвиняемого;
- своевременно ли назначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов, правомочность экспертов в проведении таких экспертиз;
- какие следственные действия не выполнены, из-за невозможности производства которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;
- все ли следственные действия по обнаружению безвестно исчезнувшего лица выполнены, участвовали ли в обнаружении такого лица органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, давались ли этим органам письменные указания;
- выполнены ли следователем требования ст. 246—249 УПК о приостановлении и возобновлении предварительного следствия;
- выполнены ли следователем требования ст. 250—254 УПК о прекращении и возобновлении предварительного расследования по уголовному делу;
- при рассмотрении заявлений и жалоб граждан о незаконности приостановления и прекращения предварительного расследования по уголовным делам прокурор должен особое внимание обратить на проверку всех доводов заявителей, выполнены ли они в ходе предварительного расследования, какие следственные действия остались невыполненными, можно ли было принимать решение по делу о приостановлении или прекращении без учета выполнения этих следственных действий, влияют ли они на качество, полноту и объективность расследования.
Прокурор или его заместитель в связи с неполнотой предварительного расследования, допущенными нарушениями УПК в ходе расследования, влекущими отмену принятого следователем, дознавателем решения по делу, вправе отменить постановление следователя, дознавателя о приостановлении предварительного расследования, и вынесенным постановлением возобновить предварительное расследование. Прокурор вправе отменить незаконное постановление следователя, дознавателя о прекращении предварительного расследования.
1.5 Надзор за исполнением законов о возмещении вреда, причиненного преступлением
В соответствии со ст. 36 УПК следователь обязан принимать меры по всестороннему, полному и объективному исследованию уголовного дела, в том числе расследованию обстоятельств причинения преступлением вреда. В ходе предварительного расследования следователь устанавливает, кому и какой вред причинен преступлением: физический, имущественный, моральный; производит необходимые запросы; назначает и проводит соответствующие экспертизы (судебно-медицинскую, товароведческую и др.); осматривает уничтоженное и поврежденное имущество и другие объекты с участием специалистов; устанавливает действительный материальный ущерб, причиненный преступлением потерпевшему лицу; степень тяжести телесных повреждений; имело ли место причинение мучений и страданий потерпевшему, родным и ближайшим родственникам при совершении преступления.
В процессе предварительного расследования обязан исследовать все объективные и фактические обстоятельства причинения физического, имущественного и морального вреда лицу преступными действиями. В соответствии с требованиями ст. 49,52,53 УПК и при наличии оснований признать соответствующих лиц потерпевшими, гражданскими истцами и принять все меры к возмещению причиненного им материального ущерба.
Надзирающий прокурор обязан в соответствии с требованиями Генерального прокурора еженедельно проверять состояние предварительного расследования, заслушивать следователя о состоянии следствия по делу, приняты ли им все меры к раскрытию преступления, расследованию всех обстоятельств по делу, в том числе установлению вреда потерпевшему; качественно ли расследованы и выяснены все обстоятельства причинения физического, имущественного и морального вреда, назначены ли и проведены необходимые для этого экспертизы и правомочны ли эксперты, юридически грамотно и правильно ли сформулированы вопросы экспертам, даны ли ими полные и объективные ответы, согласуются ли или противоречат они объективным обстоятельствам совершенного преступления и материалам уголовного дела.
При необходимости прокурор должен оказать практическую помощь следователю в раскрытии и расследовании преступления, санкционировать необходимые следственные действия. Прокурор имеет право участвовать в выполнении отдельных следственных действий, дать письменные указания по делу.
Поскольку прокурорский надзор ограничен рамками действующего законодательства, приказы и инструкции Генерального прокурора нацеливают прокуроров на максимальное использование всех возможностей, предусмотренных законом, для защиты прав и законных интересов потерпевших.
В соответствии с указанным выше приказом Генерального прокурора от 25 ноября 2002 г. № 33 прокурорам предписано считать важнейшей обязанностью защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущерба.
Осуществляя надзор за ходом предварительного расследования, прокурор должен проверять исполнение требований закона о признании лица потерпевшим. Исполнение требований закона о признании лица потерпевшим заключается не только в самом факте вынесения постановления, предусмотренного ст. 49 УПК, но и своевременности вынесения данного постановления. По смыслу ст. 49 УПК постановление о признании лица потерпевшим должно быть вынесено сразу же, как только следователю стало известно о причинении преступлением морального, физического или имущественного вреда какому-либо физическому лицу.
Момент признания лица потерпевшим, как правило, должен совпадать с моментом возбуждения уголовного дела, и только в случае, если на этот момент было неизвестно, кому именно причинен вред преступлением, постановление о признании лица потерпевшим может быть вынесено позднее.
Орган предварительного расследования, принимая решение о признании лица потерпевшим, обязан:
- установить наличие материального, физического или морального вреда;
- установить причинную связь между преступным деянием и наступившими последствиями в виде причиненного вреда;
- вынести постановление о признании лица потерпевшим.
В случае, если орган расследования не вынес постановления о признании лица потерпевшим, прокурор должен дать указание о немедленном вынесении такого постановления.
Кроме того, он должен уведомить потерпевшего о том, что вынесено постановление о признании его потерпевшим, и разъяснить пострадавшему его права, отразив это в постановлении о признании потерпевшим.
Особо необходимо разъяснить право потерпевшего иметь своего представителя, в том числе адвоката. Это тем более важно в связи с реализацией в Республике Беларусь принципа состязательности.
Прокурорский надзор за исполнением требований закона о возмещении потерпевшему ущерба, причиненного преступлением, включает в себя действия прокурора по проверке своевременности разъяснения потерпевшему права на предъявление гражданского иска, законности мер, принимаемых к обеспечению иска, привлечению обязанных лиц к участию в деле в качестве гражданских ответчиков.
Следует отметить, что действующее законодательство позволяет предъявить иск не только о возмещении материального ущерба, но и о материальном возмещении морального вреда.
1.6 Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления
Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия определяется содержанием и уровнем прокурорского надзора, его действенностью, четкой, правильной организацией.
Производство дознания и предварительного расследования является сугубо творческим. От инициативы следователя многое зависит в деле быстрого и полного раскрытия преступления, а также полного, всестороннего и объективного его расследования. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий и деятельности — одно из необходимых условий эффективности его работы.
Возможность выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделение полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения - все это даст следователю возможность успешно выполнять возложенные на него функции.
Под процессуальной самостоятельностью следователя следует понимать правовую возможность и фактическую свободу осуществлять в рамках закона, норм нравственности в сложившейся производственной ситуации возложенные на него функции без лишней опеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры и ведомственного контроля.
Независимость следователя применительно к собиранию доказательств проявляется в его праве истребовать доказательства у любых лиц и органов, обнаружить доказательства путем проведения необходимых следственных действий и применять процессуальное принуждение в порядке, установленном законом. Самостоятельность следователя проявляется и в рассмотрении и удовлетворении ходатайств, имеющих значение для дела, в оценке доказательств по внутреннему убеждению.
Процессу формирования внутреннего убеждения не должны мешать внешние факторы. Оно должно складываться свободно, без постороннего влияния. Исходя из внутреннего убеждения, следователь решает вопросы об уголовно-правовой оценке совершенного деяния, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации преступления, о прекращении дела или о направлении его в суд.
Согласно ч. 4 ст. 36 УПК в случае несогласия следователя с указаниями прокурора по вышеперечисленным вопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Самостоятельность следователя может быть потенциальной и реальной. Потенциальная отражает возможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом. Реальная — фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессе производства по делу.
Совпадение пределов реальной самостоятельности и потенциальной свидетельствует о его полной самостоятельности в процессе конкретного производства.
Процессуальная самостоятельность следователя обусловливает его персональную ответственность за результаты своей деятельности в процессе производства по уголовному делу. Между процессуальной самостоятельностью и ответственностью должно быть оптимальное соотношение. Чем больше самостоятельность следователя, тем выше должна быть ответственность за результаты своей деятельности, поскольку она играет определенную роль в повышении эффективности и доброкачественной деятельности следователя.
Полноценный надзор прокурора за предварительным расследованием и взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения немыслимы без процессуального руководства. Надзор за расследованием — это активная деятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. Предупредительная функция прокуратуры не может быть полностью реализована до тех пор, пока активное участие в производстве расследования не станет для прокурора одной из непременных форм надзора. На практике существуют следующие формы прокурорского надзора за предварительным расследованием и взаимодействия прокурора и следователя:
- личная проверка прокурором уголовных дел;
- дача письменных указаний следователю;
- дача санкций;
- участие в следственных действиях;
- продление сроков;
- согласие на прекращение дела;
- отстранение следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия;
- передача дела от одного следователя к другому;
- направление уголовного дела в суд;
- рассмотрение жалоб на действия и акты следователя;
- обобщение практики расследования преступлений.
Одним из способов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело в любой момент производства расследования.
Следователь обязан по собственной инициативе докладывать дело всякий раз, когда для производства следственных действий потребуется санкция прокурора.
Процессуальной формой предупреждения и выявления нарушений закона является участие прокурора в производстве предварительного следствия. Такое участие может выражаться как в присутствии прокурора при производстве следственных действий, так и при производстве этих действий непосредственно самим прокурором.
Закон предоставляет следователю большие права. Неправильная их реализация может привести к серьезному нарушению прав и законных интересов граждан. В то же время недопустимо и другое: запоздалый осмотр места происшествия, несвоевременное производство обыска, нерешительность при выборе меры пресечения, безынициативность в поиске свидетелей и т.п. — все это может привести к невосполнимой утрате доказательств и в конечном счете к провалу расследования в целом. Опасны обе крайности, поэтому любая ошибка следователя должна быть исправлена без промедления. Обеспечение законности возможно лишь на основе использования прокурором предоставленных ему распорядительно-властных полномочий:
- обязательность указаний;
- дача санкций;
- право отмены незаконных и необоснованных постановлений следователя;
- личное участие в производстве отдельных следственных действий.
Когда прокурор принимает решение лично выполнить то или иное действие по делу, находящемуся в производстве следователя, он предполагает, что в сложившейся ситуации именно такая форма его участия в расследовании будет способствовать успешному отысканию истины. Производство тех или иных следственных действий нельзя расценивать как вторжение в нормальный ход расследования, нарушающее или в корне меняющее его. При правильной постановке надзора, когда прокурор с момента возбуждения уголовного дела держит под наблюдением важнейшие действия следователя и определяет направление расследования, личное его участие в деле является логическим продолжением линии, которая с самого начала проводилась по делу и не будет расходиться с последующими действиями следователя.
Процессуальное руководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на органы предварительного следствия, дознания и не зависит от ведомственной принадлежности. Прокурор осуществляет руководство расследованием непосредственно, когда лично проводит расследование или принимает решение о привлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в производстве у следователя, а также опосредованно по делам, которые ведут следователь и орган дознания. В любом случае только он, вынося постановление о направлении уголовного дела в суд, признает законную силу результата расследования.
В предусмотренных законом случаях деятельность лица, осуществляющего процессуальное руководство, может быть объектом руководства со стороны руководителя более высокого порядка: деятельность органа дознания и дознавателя испытывает процессуальное руководство со стороны начальника дознания, следователя и прокурора; деятельность следователя — со стороны следователя — руководителя следственной группы, начальника следственного отдела и прокурора; деятельность начальника следственного отдела — со стороны прокурора.
От процессуального руководства следствием, регулируемого нормами УПК, следует отличать организационное руководство как деятельность руководителя, регламентированное и ведомственными нормативными актами. В отношении следователей прокуратуры, находящихся у него в административном, служебном подчинении, прокурор наряду с процессуальным осуществляет и административное руководство. В отношении следователей других ведомств прокурор организационного руководства не осуществляет, однако он надзирает за предварительным расследованием, проводимым сотрудниками этих ведомств, и осуществляет процессуальное руководство. Все это не является вмешательством в административную деятельность этих органов, так как речь идет о решениях, имеющих процессуальное значение.
Согласно ч. 4 ст. 34 УПК прокурор осуществляет процессуальное руководство расследованием уголовных дел органом дознания, дознавателем, следователем и нижестоящим прокурором. Если сравнить полномочия прокуроров и начальников следственных подразделений, то общее — это единство принципов их деятельности, в основе выполнения лежат одни и те же нормы материального и процессуального права. Различия обусловлены их правовым положением и особенностями выполняемых задач. Обязанность прокурора состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер по устранению всяких нарушений закона, допущенных при расследовании уголовного дела. Основная же обязанность начальника следственного подразделения — обеспечить быстрое, полное и всестороннее расследование обстоятельств преступления и не допустить при этом принятия следователем незаконных и необоснованных решений.
Прокурор, как бы активно ни осуществлял надзор, практически может предотвратить нарушение закона, когда решение нуждается в санкции, утверждении. О большинстве других решений прокурор, как правило, ставится в известность после их принятия, и если они необоснованны, то прокурор оказывается в состоянии лишь устранить решение, но не предотвратить его.
Прокурор выполняет особую государственную функцию: осуществляет надзор заточным, единообразным и неуклонным исполнением законов в деятельности всех должностных лиц и органов государственного управления. Это означает, что прокурорский надзор распространяется не только на всех следователей независимо от их подведомственности и все органы дознания, но и на начальника следственного отдела. Процессуальный контроль, осуществляемый начальником следственного отдела, распространяется только на следователей того ведомства, где работает начальник этого отдела.
Начальник следственного отдела не вправе отменить или изменить указания прокурора. В то же время прокурор не связан указаниями начальников следственного подразделения органа дознания и департамента финансовых расследований и может их отменить, если они не основаны на законе. Объект прокурорского надзора за предварительным расследованием точное исполнение законов в деятельности должностных лиц органов дознания и предварительного следствия. Объект ведомственного контроля, осуществляемого начальником следственного отдела, — процессуальная деятельность следователя.
Следует различать функцию прокурора по надзору за законностью предварительного расследования и функцию по осуществлению процессуального контроля по отношению к подчиненным следователям своего ведомства.
Гарантией независимости следователя в отношениях с начальником следственного отдела и прокурором является дача следователю указаний со стороны начальника следственного отдела и прокурора исключительно в письменной форме. Это положение нашло отражение и в названном выше приказе Генерального прокурора Республики Беларусь. Эти указания являются обязательными для следователя. Следователь вправе обжаловать указания начальника надзирающему прокурору.
Обжалование полученных от прокурора указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением несогласия следователя с указанием прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела. Такой порядок служит гарантией процессуальной самостоятельности и независимости, способствует развитию активности и инициативы следователя, повышению его ответственности. Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается не только процессуальными, но и организационными гарантиями. В органах прокуратуры, например, вопросы о назначении и перемещении, а равно увольнении городских и районных следователей решаются только вышестоящим прокурором. Только он вправе поощрять следователей за успехи в работе, налагать дисциплинарные взыскания, проводить их аттестацию.
1.7 Направление прокурором дела в суд
Окончание предварительного следствия — важный этап процессуальной деятельности, имеющий самостоятельное значение.
Если следователем, дознавателем в процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь, дознаватель приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, определен, меры по его возмещению приняты, а причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены, то появляются основания для признания расследования оконченным. В этом случае следователь, дознаватель, выполнив требования ст. 255-259 УПК, выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.
В соответствии со ст. 263 УПК, получив от следователя или органа дознания уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:
- имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
- нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;
- обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;
- предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;
- привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;
- правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;
- правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;
- приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
- выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;
- произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;
- составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями УПК;
- не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального законодательства.
Прокурор разрешает таким образом вопросы не только о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но имеются ли основания для осуществления уголовного преследования на следующих стадиях уголовного процесса. Изучая дело, прокурор делает ряд выводов: о полноте, всесторонности и объективности расследования, что находит свое отражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд.
Поскольку к моменту окончания предварительного следствия должно быть закончено производство всего комплекса необходимых по делу следственных действий, документы которых должны обеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на законность разрешения ходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела. Желательно, чтобы уголовное дело, поступившее прокурору для направления в суд, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу государственного обвинения в суде.
Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться государственным обвинителем в судебном заседании.
При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает следователю исключить эти доказательства или прекратить уголовное преследование в этой части.
В соответствии со ст. 264 УПК прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять по поступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:
- направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя, органа дознания. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;
- прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;
- возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК.
Согласно ч. 2 ст. 260 УПК в постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд должны быть указаны:
- время и место его вынесения, кем оно составлено;
- сведения о личности обвиняемого;
- общественно опасное деяние (деяния), предусмотренное уголовным законом, совершенное обвиняемым;
- уголовный закон (пункт, часть, статья), предусматривающий ответственность за совершенное общественно опасное деяние.
Одновременно с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд следователь, дознаватель представляют прокурору справку, в которой со ссылкой на листы уголовного дела приводятся данные о движении уголовного дела и сроках расследования; о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, и предъявленном им обвинении; о мерах пресечения, примененных в отношении их, с указанием времени содержания под стражей или домашнего ареста; о вещественных доказательствах; о гражданском иске, мерах, принятых для его обеспечения, и о возможной конфискации имущества; о процессуальных издержках (ст. 261 УПК).
Если собранные по делу доказательства дают основания для отмены или изменения ранее примененной меры пресечения либо применения меры пресечения, то в соответствии с ч. 1 ст. 265 УПК, прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения, либо применить меру пресечения, если она не была применена ранее. Прокурор или его заместитель вправе также изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание (ч. 2 ст. 265 УПК).
Прокурор или его заместитель, согласившись с постановлением следователя, органа дознания, немедленно своим постановлением направляют уголовное дело в суд по подсудности и уведомляют об этом обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, разъяснив, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд.
Копию постановления следователя, органа дознания о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд прокурор или его заместитель вместе с уведомлением направляют обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния либо применена, изменена или отменена мера пресечения, указанным лицам направляются копии соответствующих постановлений.
Вместе с уголовным делом в суд направляется постановление следователя, органа дознания о передаче дела прокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.
Недостатки прокурорского надзора, приводящие к направлению в суд уголовных дел, по которым расследование проведено неполно, или требуется изменение обвинения в сторону, ухудшающую положение обвиняемого, могут оказаться невыполнимыми при рассмотрении дела в суде. Поэтому надзор за исполнением законов по делам, поступившим с постановлением следователя, дознавателя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, приобретает особое значение.
1.8 Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при проведении ускоренного производства по уголовному делу
Ускоренное производство по уголовным делам применяется по определенным составам преступлений, в случаях, когда факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления.
Действия прокурора по уголовным делам ускоренного производства регламентированы ст. 455 УПК, в соответствии с которой при поступлении от органа дознания уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства, прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 24 часов проверить это дело и по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 263-266 УПК, принять решение о его дальнейшем движении.
Производство дознания по уголовным делам, перечисленным в ст. 452 УПК, производится органом дознания по общим правилам УПК в следующих случаях:
- при возбуждении начальником органа дознания уголовного дела, если в течение семи суток невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;
- при возвращении прокурором уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства для производства дознания;
- при невозможности в течение трех суток выполнить процессуальные действия, предусмотренные ст. 454 УПК.
В перечисленных выше случаях дознание должно быть закончено не позднее 20 суток со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.
Особенность указанного производства заключается в том, что по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ст. 452 УПК, если они совершены несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, то согласно ст. 457 УПК по таким уголовным делам производится предварительное следствие.
Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в месячный срок со дня возбуждения уголовного дела.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республике Беларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 06.01.2009 г. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
4. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
5. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
6. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А. Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.