Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции

Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции

прокурор апелляционный хозяйственный суд

Согласно ст. 267 ХПК право апелляционного обжалования (опротестования) имеют лица, участвующие в деле, которые вправе подать апелляционную жалобу на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести протест на решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. В случаях принесения прокурором протеста в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста.

Апелляционный порядок пересмотра судебных постановлений хозяйственных судов предполагает повторное рассмотрение дела коллегиальным составом судей. Производство в апелляционной инстанции является самостоятельной стадией хозяйственного процесса. В апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу (ст. 204,209, 216 ХПК). При этом не имеет значения, подлежит судебное постановление немедленному исполнению или нет (ст. 205 ХПК). Поскольку законодатель установил, что постановления Высшего Хозяйственного Суда вступают в законную силу с момента их объявления (ч. 2 ст. 204 ХПК), их пересмотр возможен только со стадии кассационного рассмотрения.

В соответствии со ст. 216 ХПК в апелляционном порядке отдельно от судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы (опротестованы) определения суда, если об этом прямо указано в ХПК, а также если они препятствуют дальнейшему движению дела.

Формой обращения в хозяйственный суд для пересмотра судебных постановлений в апелляционном порядке в соответствии со ст. 7 ХПК является апелляционная жалоба или протест, принесенный прокурором. Правом на подачу апелляционной жалобы (протеста) обладают лица, участвующие в деле, а также в силу ст. 56 ХПК лица, не участвующие в деле, в отношении прав и обязанностей которых хозяйственный суд принял судебное постановление. К такому случаю можно отнести обжалование (опротестование) частного определения вышестоящим государственным органом либо органом местного самоуправления, не участвующим в деле, направленного в их адрес (ст. 215 ХПК).

Право принесения протеста имеет только прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела. Законодатель ограничивает право прокурора на принесение протеста, если он приносит его не в целях защиты государственных и общественных интересов, а в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан. В последнем случае от указанных лиц должно быть получено письменное заявление, подтверждающее согласие на принесение такого протеста.

В соответствии со ст. 268 ХПК апелляционные жалобы (протесты) рассматривает хозяйственный суд апелляционной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда.

Состав хозяйственного суда апелляционной инстанции назначается председателем соответствующего хозяйственного суда или его заместителем в количестве не менее трех судей хозяйственного суда.

Статьей 269 ХПК установлен срок подачи апелляционной жалобы (протеста). Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления, если иное не предусмотрено ХП К.

По ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен хозяйственным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее одного месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления и причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственным судом признаны уважительными.

О восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается в определении хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству.

Об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд выносит определение, которое направляется лицу, заявившему ходатайство, в сроки, установленные ХПК.

Определение хозяйственного суда об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК

До истечения срока, установленного ст. 269 ХПК для апелляционного обжалования (опротестования), дело не может быть истребовано из хозяйственного суда.

Согласно ст. 270 ХПК апелляционная жалоба (протест) подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы.

В апелляционной жалобе (протесте) должны быть указаны:

– наименование хозяйственного суда, в который подается апелляционная жалоба (протест);

– полное имя (наименование) лица, подающего жалобу (протест), его почтовый адрес; наименования других лиц, участвующих в деле;

– наименование хозяйственного суда, принявшего судебное постановление, на которое подается жалоба (протест); номер дела и дата принятия судебного постановления; предмет спора;

– требования лица, подающего жалобу (протест), и основания, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает судебное постановление неправильным, со ссылкой на законодательные и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и доказательства;

– перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

К апелляционной жалобе прилагаются документы, подтверждающие:

– уплату государственной пошлины;

– направление другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

– полномочия на подписание апелляционной жалобы (доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на обжалование судебных постановлений).

К апелляционному протесту прилагаются документы, подтверждающие:

– направление другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционного протеста и документов, которые у них отсутствуют;

– полномочия на подписание апелляционного протеста.

Лицо, подающее апелляционную жалобу (протест), обязано направить лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении копии апелляционной жалобы (протеста) и приложенных документов, которые у них отсутствуют.

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана как на судебное постановление в целом, так и на его часть.

В апелляционной жалобе (протесте) не могут быть заявлены новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции.

К апелляционной жалобе (протесту) на определение хозяйственного суда о возвращении искового заявления должны быть также приложены возвращенное исковое заявление и документы, прилагавшиеся к нему при подаче в хозяйственный суд.

Исходя из норм ст. 66 ХПК правом на подачу апелляционного протеста обладают Генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.

Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции осуществляется потому предмету и тем основаниям, которые были заявлены суду первой инстанции.

Перечень оснований для возврата апелляционной жалобы (протеста) установлен в ст. 272 ХПК.

Апелляционная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом апелляционной инстанции, если:

– апелляционная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права на обжалование (опротестование) судебного постановления;

– апелляционная жалоба (протест) подана на судебное постановление, которое в соответствии с ХПК не может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке;

– апелляционная жалоба (протест) подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или если в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста) отказано;

– до вынесения определения хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству суда от лица, подавшего жалобу (протест), поступило заявление о ее возвращении (отзыве).

Хозяйственный суд апелляционной инстанции также возвращает апелляционную жалобу, если к ней не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

О возвращении апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд апелляционной инстанции выносит определение, в котором указывает все нарушения требований ХПК, допущенные при подаче апелляционной жалобы (протеста).

В определении хозяйственного суда о возвращении апелляционной жалобы указывается о возврате государственной пошлины из бюджета.

Определение хозяйственного суда о возвращении апелляционной жалобы (протеста) направляется лицу, подавшему жалобу (протест), не позднее пяти дней со дня ее поступления в хозяйственный суд. Одновременно с определением возвращаются апелляционная жалоба (протест) и приложенные к ней документы.

Определение хозяйственного суда о возвращении апелляционной жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

В случае отмены определения хозяйственного суда о возвращении апелляционной жалобы (протеста) апелляционная жалоба (протест) считается поданной вдень первоначального обращения в хозяйственный суд.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения апелляционной жалобы (протеста), лицо, подававшее жалобу (протест), вправе вновь подать в хозяйственный суд апелляционную жалобу (протест) в порядке, установленном ХПК.

Следует отметить, что перечень оснований для возврата апелляционной жалобы (протеста), указанных в ч.1 и ч. 2 ст. 272 ХПК, не является исчерпывающим.

Самостоятельным основанием для возврата является неустранение лицом, подавшим апелляционную жалобу (протест), причин, послуживших основанием для оставления ее без движения (ст. 162,163 в корреспонденции со ст. 270 ХПК).

Имеют место случаи, когда к апелляционной жалобе не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, и когда такие документы имеются, однако пошлина уплачена в меньшем размере, чем установлено законодательском. В первом случае суд в соответствии с ч. 2 ст. 272 ХПК обязан возвратить апелляционную жалобу (протест), во втором, применив абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК,— оставить апелляционную жалобу без движения до доплаты государственной пошлины лицом, подавшим жалобу. О возвращении апелляционной жалобы (протеста) суд апелляционной инстанции выносит определение, соответствующее требованиям, предусмотренным ст. 213 ХПК.

В определении должно быть указано на конкретные нарушения, допущенные при подаче апелляционной жалобы (протеста), сделаны ссылки на соответствующую часть и абзац ст. 272 ХПК, а в случае необходимости - и на другие статьи ХПК.

В ст. 273 ХП К установлены случаи оставления апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции оставляет невозвращенную апелляционную жалобу (протест) без рассмотрения, если:

– апелляционная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права на

обжалование (опротестование) судебного постановления;

– до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение и разрешение дела, от лица, подавшего жалобу (протест),

поступило заявление о ее возвращении (отзыве).

Хозяйственный суд апелляционной инстанции также оставляет невозвращенную апелляционную жалобу без рассмотрения, если к ней не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Об оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов.

В определении хозяйственного суда об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения указывается о возврате государственной пошлины из бюджета.

Определение хозяйственного суда об оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения направляется лицам, участвующим в деле, в сроки, установленные ХПК.

Определение хозяйственного суда об оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения, лицо, подававшее жалобу (протест), вправе вновь подать в хозяйственный суд апелляционную жалобу (протест) в порядке, установленном ХПК.

Определение об оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения принимается составом суда апелляционной инстанции в судебном заседании, в связи с чем копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Обжалование (опротестование) определения осуществляется в кассационном и надзорном порядке.

Согласно ст. 274 ХПК апелляционная жалоба (протест), поданная с соблюдением требований к ее форме и содержанию, установленных ХПК, принимается к производству хозяйственным судом апелляционной инстанции.

О принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству хозяйственный суд апелляционной инстанции выносит определение, в котором указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы (протеста).

Определение хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в суд.

Статьей 275 ХПК регламентированы случаи прекращения производства по апелляционной жалобе (протесту).

Хозяйственный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе (протесту), если:

– апелляционная жалоба (протест) подана на судебное постановление, которое в соответствии с ХПК не может быть обжаловано в апелляционном порядке, и была ошибочно принята хозяйственным судом апелляционной инстанции к производству;

– после принятия апелляционной жалобы (протеста) к производству от лица, подавшего жалобу (протест), поступило заявление об отказе от жалобы (протеста) и отказ был принят хозяйственным судом апелляционной инстанции.

О прекращении производства по апелляционной жалобе (протеста) хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов.

Определение хозяйственного суда о прекращении производства по апелляционной жалобе (протесту) направляется лицу, подавшему жалобу (протест), а также лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня вынесения определения. Одновременно с определением возвращаются апелляционная жалоба (протест) и приложенные к ней документы.

Определение хозяйственного суда о прекращении производства по апелляционной жалобе (протесту) может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.

В случае прекращения производства по апелляционной жалобе (протесту) повторная подача тем же лицом в хозяйственный суд апелляционной жалобы (протеста) не допускается.

В соответствии со ст. 276 ХПК установлен следующий порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с учетом особенностей, установленных в главе 31 ХПК.

В хозяйственном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований; об изменении предмета или основания иска, размера исковых требований; о предъявлении встречного иска; о замене ненадлежащего ответчика; о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные ХПК только для рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции.

В соответствии с требованиями ст. 277 ХПК хозяйственный суд апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы (протеста) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Хозяйственным судом апелляционной инстанции принимаются дополнительные доказательства, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по не зависящим от него причинам.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции не проверяет фактов, установленных судом первой инстанции, если такие факты в суде первой инстанции были признаны и удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст. 107 ХПК.

Если апелляционная жалоба (протест) подана на часть судебного постановления, хозяйственный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений других лиц, участвующих в деле, проверяет обоснованность и законность принятого судебного постановления только в обжалуемой части.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции независимо от доводов, изложенных в апелляционной жалобе (протесте), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления.

Хозяйственным судом апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции.

Согласно ст. 278 ХПК апелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.

В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) может быть прод лен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на пятнадцать дней.

Апелляционная жалоба (протест) на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления рассматривается хозяйственным судом апелляционной инстанции не более пяти дней со дня ее поступления в суд без извещения сторон.

Статьей 279 ХПК установлены полномочия хозяйственного суда апелляционной инстанции.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе:

– оставить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу (протест) - без удовлетворения;

– отменить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции в целом или его части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части.

Основаниями лиц для изменения или отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции являются:

– неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые хозяйственный суд посчитал установленными;

– несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела;

– нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если хозяйственный суд:

– не применил законодательство, подлежащее применению;

– применил законодательство, не подлежащее применению;

– неправильно истолковал законодательство.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления.

Нарушение норм процессуального права является в любом случае основанием для отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции, если:

– дело рассмотрено судом в незаконном составе;

– дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания;

– при рассмотрении дела были нарушены правила о языке судопроизводства в хозяйственном суде;

– суд принял судебное постановление о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

– судебное постановление не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда либо подписано не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны;

– судебное постановление принято не теми судьями хозяйственного суда, которые входили в состав хозяйственного суда, рассматривавшего дело;

– в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицами, обязанными его подписать, за исключением дел, по которым в соответствии с ХПК ведение протокола не является обязательным (ст. 280 ХПК).

В соответствии со ст. 281 ХПК по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями хозяйственного суда, рассматривавшими дело.

В постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции указываются:

– наименование и состав хозяйственного суда апелляционной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления; предмет спора; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий; фамилия и инициалы секретаря судебного заседания — помощника судьи;

– полное имя (наименование) лица, подавшего апелляционную жалобу (протест);

– дата принятия судебного постановления хозяйственным судом первой инстанции;

– краткое содержание судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции;

– основания, по которым в апелляционной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции;

– доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (протест);

– объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;

– обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом апелляционной инстанции;

– доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

– при изменении или отмене судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции — мотивы, по которым хозяйственный суд апелляционной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой инстанции;

– выводы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста).

При удовлетворении апелляционной жалобы (протеста), поданной на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления, хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает исковое заявление к производству и направляет его для рассмотрения в хозяйственный суд первой инстанции.

В постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, в том числе понесенных в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление об отмене решения хозяйственного суда первой инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле.

Постановление должно быть принято и объявлено по правилам ст. 30, 192,201,209 и 210 ХПК. Постановление должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части постановления указываются: наименование и состав хозяйственного суда апелляционной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления; предмет спора;

полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий; фамилия и инициалы секретаря судебного заседания — помощника судьи; полное имя (наименование) лица, подавшего апелляционную жалобу (протест), дата принятия судебного постановления хозяйственным судом первой инстанции.

В описательной части постановления указываются: краткое содержание судебного постановления суда первой инстанции; основания, по которым в апелляционной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности судебного постановления суда первой инстанции; доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (протест); объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании.

В мотивировочной части постановления указываются: обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; доводы, по которым суд отклонил те ли иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; при изменении или отмене судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции — мотивы, по которым хозяйственный суд апелляционной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой инстанции; выводы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста). В резолютивной части постановления указывается одно из решений, предусмотренных ст. 279 ХПК, а также о распределении между сторонами судебных расходов, в том числе в связи с рассмотрением апелляционной жалобы; о взыскании судом государственной пошлины.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия. Днем принятия считается день его объявления председательствующим в судебном заседании. При отсутствии в постановлении мотивировочной части хозяйственный суд апелляционной инстанции оглашает его резолютивную часть. Полное постановление должно быть составлено и направлено лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано (опротестовано) в кассационном порядке в соответствии с требованиями гл. 32 ХПК или в порядке надзора (гл. 33 ХП К).

Список использованных источников

1. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. в редакции Закона от 6 августа 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

2. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

3. Голустьян, О. А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов / О. А. Голустьян. – М.: Юнити – Дона, Закон и право, 2004. – 256с.

4. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.