Надзор за исполнением наказания и иных мер уголовной ответственности
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности
1. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказания по приговорам суда
Особую роль играет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах, где исполняются приговоры судов о наказании, связанном с лишением свободы. Законом о прокуратуре (ст. 35) прокурору предоставлены значительные полномочия при осуществлении надзора в этой сфере.
Акты прокурора при осуществлении надзора за исполнением приговоров судов подлежат незамедлительному, обязательному исполнению администрацией органов, исполняющих наказание, связанное и не связанное с лишением свободы задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.
В случае установленного нарушения закона со стороны сотрудников, должностных лиц администрации названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
В последнее время нарастает проникновение в места отбытия наказания спиртных напитков, крупных партий денег, оружия, причем выявляется это зачастую в процессе доставки, а изымается в местах лишения свободы. В результате – беспорядки, неповиновения, побеги и т.п. Во многом это вызвано тем, что в местах лишения свободы сложилось неудовлетворительное материально-бытовое положение, ухудшилось медицинское обслуживание, во многих местах лишения свободы заключенные не обеспечены работой, не имеют возможности, как это предусмотрено законом, проходить профессиональное образование и т.п. Все это осложняет осуществление прокурорского надзора.
С учетом такого положения подчиненным прокурорам предлагается:
– систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режима отбывания наказания, борьбы с преступностью, трудового использования, исправления осужденных, возмещения ими имущественного вреда;
– не реже двух раз в год проводить проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа;
– не менее двух раз в год организовывать проверки законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций;
– обеспечить проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев №1, №5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и подлежащей изоляции алкоголиков и наркоманов.
Приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора Республики Беларусь, инструкции, положения. 2001–2004. С. 139–142.
Важнейшими процессуальными средствами обеспечения законности при исполнении приговора как в момент его обращения к исполнению, так и в процессе фактического исполнения являются:
1) обязательное участие прокурора в заседании суда, разрешающем вопросы, связанные с исполнением приговора;
2) дача заключения по обсуждаемым вопросам;
3) опротестование незаконных и необоснованных определений, вынесенных судом (судьей) в порядке исполнения приговора.
Обеспечивая систематический надзор за своевременным обращением к исполнению приговора, определения и постановления суда, прокурор следит за тем, чтобы они были обращены к исполнению сразу же после вступления их в законную силу, как того требует ст. 400 УПК, согласно которой вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми физическими и юридическими лицами, а также за тем, чтобы оправдательный приговор и приговор, освобождающий подсудимого от наказания, приводились в исполнение незамедлительно по их провозглашении (сразу в зале суда), а в случае нахождения подсудимого под стражей – освобождение его из-под стражи производилось в зале судебного заседания.
В рассматриваемой стадии прокурор следит за тем, чтобы действия и решения органов государственного управления, учреждений, предприятий и организаций и должностных лиц, причастных к исполнению приговора, определений и постановлений судов (судебные исполнители, органы внутренних дел, инспекции, отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных Советах депутатов, медицинские учреждения и т.п.), строго соответствовали закону, а предписания суда, содержащиеся в приговоре, определении, постановлении, своевременно и правильно исполнялись.
Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, ее продолжительность, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и о принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.
Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это, прежде всего, приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечения осужденных к общественно – полезному труду, получения общего образования, профессиональной подготовки и др.
Как и по другим направлениям надзорной деятельности, прокурор вправе требовать объяснения должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам, исходя из конкретной ситуации, определить, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.
Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялись требования закона в части направления осужденных к лишению свободы в одну из указанных в законе исправительно-трудовых колоний или исправительно-трудовую колонию-поселение.
Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Проверяя законность содержания заключенных в следственных изоляторах, прокурор убеждается в своевременном и законном обращении к исполнению приговоров, которым виновные осуждены к лишению свободы.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
– отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, а также в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры;
– отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;
– в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими органами и должностными лицами;
– выносит постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;
– выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
Своим постановлением прокурор обязан незамедлительно освободить лиц, незаконно содержащихся под стражей, лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера.
2. Надзор за исполнением законов при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, а также при замене неотбытого наказания более мягким
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания.
Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни.
Осуществляя надзор за законностью применения закона об условно – досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению и перевоспитанию осужденных.
Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, с другой – исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает.
Еще до судебного заседания прокурору следует тщательно изучить материалы, содержащие ходатайство администрации исправительно-трудового учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией, об условно-досрочном освобождении осужденного. Имеются случаи, когда администрация исправительно-трудовых учреждений представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона (ст. 90 УК) условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. Если администрация исправительно-трудовой колонии готовит осужденного к условно-досрочному освобождению, то соответственно и все материалы «подгоняются» под то решение, которое будет впоследствии принято судом. Прокурорам следует предупредить направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дать в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.
Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд материалам, прокурору надлежит ознакомиться с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях. Это рекомендуется делать потому, что в отдельных случаях администрация мест лишения свободы, чтобы представить в суд более «убедительный» материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, должностные записки надзирающего состава о нарушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъективные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным нарушениях установленного режима. По этой причине ежегодно суды (судьи) по заключениям прокурора отказывают в применении закона об условно-досрочном освобождении в отношении большого числа осужденных. В некоторых случаях такие необоснованные ходатайства получают положительное разрешение только потому, что прокурор при даче заключения ограничился ознакомлением с представленным материалом и не изучил личного дела осужденного.
Действенная форма надзора за законностью условно-досрочного освобождения – участие прокуроров в работе наблюдательной комиссии. Они оказывают комиссиям большую правовую помощь в принятии законных и обоснованных решений. Известно, что не все наблюдательные комиссии тщательно знакомятся с материалами, представленными на их рассмотрение. Есть факты формального подхода: заседания не проводятся, материалы об условно-досрочном освобождении не рассматриваются, участие и контроль комиссии сводятся к тому, что председатель подписывает представленные в комиссию органами внутренних дел документы. Прокурор должен реагировать на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения представления. Протест вносится или в комиссию, принявшую незаконное или необоснованное решение, или в орган местного самоуправления.
Известные затруднения у прокуроров вызывает определение критерия исправления и перевоспитания осужденного, при наличии которого может быть применено условно-досрочное освобождение. Статья 90 УК констатирует, что условно-досрочное освобождение применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением. Между тем важно знать, какие факторы определяют честное отношение к труду и примерное поведение осужденного и как это должно быть отражено в процессуальных документах. Честное отношение к труду – это постоянное выполнение осужденным установленных норм выработки с хорошим качеством работы, строгое соблюдение трудовой дисциплины, а также овладение более сложной специальностью или получение более высокого разряда. Примерное поведение выражается в безусловном и образцовом выполнении осужденным требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного уровня, участии в самодеятельных организациях.
Вывод об исправлении осужденных должен делаться на основании данных об их поведении за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее вынесению ходатайства об их условно-досрочном освобождении.
Участие прокурора в рассмотрении судом материалов об условно-досрочном освобождении осужденных является одним из условий, обеспечивающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений. Обязанность прокурора – осуществление надзора за соблюдением требований закона, состоящих в том, чтобы судья только в судебном заседании, по рассмотрении представленных материалов, объяснений осужденного, представителей администрации мест лишения свободы, выслушав заключение прокурора, в условиях гласности и устности судебного рассмотрения вынес постановление о применении или об отказе в применении закона об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Из практики судов должны быть исключены такие нарушения, когда отдельные судьи, не вынося материал на судебное рассмотрение, отказывают в применении условно-досрочного освобождения. Такие постановления судей как противоречащие закону подлежат опротестованию и отмене.
Прокурор следит за тем, чтобы судебные заседания проводились в строгом соблюдении процессуальных норм и, как правило, непосредственно в местах лишения свободы в присутствии других осужденных. Он обращает внимание суда на необходимость участия в заседании должностного лица из администрации колонии как представителя органа, ведающего исполнением приговора (ст. 402 УПК). При рассмотрении материалов о досрочном освобождении несовершеннолетних целесообразно вызывать, кроме лиц, указанных в ст. 402 УПК, также мастеров, бригадиров производственного обучения, классных руководителей, представителей общественных организаций. Суд обязан во всех случаях известить о месте и времени рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении состав наблюдательной комиссии по делам несовершеннолетних.
Прокурору следует решительно выступать против упрощенчества, существующего при рассмотрении некоторыми судами материалов об условно-досрочном освобождении. Некоторые суды в одном заседании рассматривают по двадцать-тридцать, а то и более материалов, что лишает их возможности тщательно разобраться в обоснованности ходатайства.
Давая заключение в судебном заседании, прокурор в каждом случае выясняет, соблюдено ли требование закона об истечении установленного срока, необходимого для представления осужденного к условно-досрочному освобождению; возможно ли применение такого освобождения исходя из юридической оценки совершенного преступления; подтверждается ли примерное поведение и честное отношение к труду.
Судья и прокурор при решении вопроса о применении досрочного освобождения обязаны учитывать имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства и о возможности его трудоустройства. Если таких сведений нет или они недостаточны, то прокурор вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения материалов либо о возвращении их органу, исполняющему наказание. В заключении прокурор, исходя из требований УПК, обязан высказать свое мнение об организации воспитательной работы с лицом, освобожденным условно-досрочно.
Прокурор обязан проверить законность и обоснованность каждого постановления судьи об условно-досрочном освобождении, и если он признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест на предмет его отмены. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение такого постановления (ч. 7 ст. 399 УПК).
Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью выносимых судьей постановлений, прокурор следит затем, чтобы судьи в отношении условно освобождаемых осужденных правильно устанавливали испытательный срок исходя из того, что испытательным сроком во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить.
надзор наказание отбывание освобождение
3. Особенности надзора за освобождением от отбывания наказания или заменой наказания более мягким в связи с болезнью
Законом предусмотрено освобождение от наказания или замена наказания более мягким в связи с болезнью.
При решении вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурору следует иметь в виду, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный заболел хронической или иной тяжкой болезнью во время отбывания наказания. Может оказаться так, что осужденный был уже болен до судебного рассмотрения уголовного дела о совершенном им преступлении. Это обстоятельство нашло отражение в материалах дела и учтено судом (судьей) при избрании определенного вида и размера уголовного наказания. В таких случаях закон о досрочном освобождении от отбывания наказания по болезни применен быть не может.
Материал о досрочном освобождении по болезни представляется начальником органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии. В отдельных случаях прокуроры и судьи предлагают проводить судебно-медицинскую экспертизу. Такие требования не основаны на законе. Судебно-медицинская экспертиза может быть назначена и проведена лишь в тех случаях, когда у судьи и прокурора возникают сомнения в обоснованности заключения врачебной комиссии. Рассмотрение материалов о досрочном освобождении по болезни производится судьей с обязательным участием прокурора. При решении судом вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, прокурор, давая заключение, должен учитывать тяжесть совершенного преступления и данные о личности осужденного. На практике может оказаться, что осужденный заболел тяжелой болезнью (рак, саркома и т.д.), но он признан судом особо опасным рецидивистом, а потому представляет повышенную социальную опасность. По освобождении он может совершить (а некоторые и совершают) опасные преступления. В этих случаях прокуроры должны давать заключение об отказе в досрочном освобождении. Если судья вопреки заключению прокурора примет решение об освобождении осужденного по болезни, прокурор в соответствии со ст. 399 УПК приносит частный протест на предмет отмены этого постановления. При этом принесение протеста прокурором приостанавливает исполнение постановления судьи.
Однако при решении вопроса об освобождении от отбывания наказания осужденного, заболевшего хронической душевной болезнью, указанные выше условия (тяжесть преступления и данные о личности осужденного) в расчет не принимаются, освобождение от отбывания наказания осуществляется во всех случаях. При этом судья вправе применить принудительные меры медицинского характера или передать осужденного на попечение органов здравоохранения.
4. Надзор за исполнением законно в связи с отсрочкой наказания. Надзор законностью осуждения с условным неприменением наказания, без назначения наказания
Осуществляя надзор за исполнением мер уголовной ответственности, не связанных с применением наказания, – в связи с отсрочкой исполнения наказания, и за законностью осуждения с условным неприменением наказания, без назначения наказания, прокурор при проверке уголовно- исполнительной инспекции выясняет следующее:
1) исполнение уголовно-исполнительной инспекцией требований ст. 179 УИК о своевременной регистрации и персональном учете осужденных с отсрочкой исполнения наказания и условным неприменением наказания, осужденных без назначения наказания, осуществляется ли контроль с участием других служб органов внутренних дел соблюдения осужденными условий исполнения возложенных на них обязанностей, осуществляется ли профилактическое наблюдение за осужденными без назначения наказания, оказывает ли уголовно-исполнительная инспекция осужденным помощь в трудоустройстве, профессиональном обучении, защите их прав и законных интересов;
2) исполнение требований ч. 2 ст. 179 УИК. При этом прокурор выясняет, вызывался ли осужденный для беседы в уголовно-исполнительную инспекцию, извещался ли он о взятии его на персональный учет, разъяснены ли ему его права и обязанности с учетом определенной судом меры уголовной ответственности и правовые последствия невыполнения осужденным возложенных на него обязанностей;
3) наличие оснований для направления уголовно-исполнительной инспекцией в суд представления о целесообразности возложения на осужденного с отсрочкой исполнения наказания или условным неприменением наказания дополнительных обязанностей, предусмотренных законом. Если такие основания имелись, то прокурор выясняет, по каким причинам уголовно-исполнительной инспекцией не вносилось в суд такое представление;
4) исполнение уголовно-исполнительной инспекцией требований ст. 181 УИК об учете случаев уклонения осужденными от выполнения возложенных на них обязанностей и вынесение инспекцией осужденным официального предупреждения в случаях их уклонения от выполнения возложенных на них обязанностей;
5) ведется ли учет случаев уклонения осужденными от исполнения возложенных на них обязанностей после официального предупреждения и направляет ли в этих случаях уголовно-исполнительная инспекция в суд представление об отмене отсрочки или условного неприменения назначенного наказания либо имеет место сокрытие таких случаев. В соответствии с ч. 4 ст. 402 УПК вопросы об отмене условного неприменения наказания и направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором в соответствии со ст. 78 УК, об освобождении от наказания осужденного, в отношении которого исполнение приговора отсрочено, а также об отмене такой отсрочки исполнения приговора и направлении осужденного для отбывания лишения свободы разрешаются определением (постановлением) районного (городского) суда по месту жительства осужденного или суда, постановившего приговор. Вопросы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора;
6) имели ли место случаи неоднократного нарушения осужденным общественного порядка после официального предупреждения, за что к нему были применены меры административного взыскания, а также случаи, когда осужденный скрылся и ведется ли учет таких случаев уголовно-исполнительной инспекцией. Скрывшимся считается осужденный, место нахождения которого неизвестно и не было установлено в течение тридцати дней, несмотря на принятые первоначальные меры розыска;
7) устанавливает случаи обращения в суд с ходатайством об отмене отсрочки исполнения наказания лиц, которым было поручено наблюдение за осужденным, представляла ли в связи с этим уголовно-исполнительная инспекция свое заключение относительно целесообразности принятия судом такого решения;
8) выполнение уголовно-исполнительной инспекцией требований ст. 180 УИК об исчислении срока судимости, испытательного срока и отсрочки. В соответствии с ч. 1 ст. 180 УИК срок судимости, испытательный срок и отсрочка соответственно при осуждении без назначения наказания, с условным неприменением наказания или отсрочкой исполнения наказания исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда. Согласно ч. 2 ст. 180 УИК по истечении срока судимости или испытательного срока профилактическое наблюдение и контроль за поведением осужденного без назначения наказания или с условным неприменением наказания прекращаются. Осужденный снимается с учета в уголовно-исполнительной инспекции, о чем ему сообщается письменно;
9) в ходе проверки прокурор уточняет, соблюдались ли требования ч. 3 ст. 180 УИК, согласно которой при отсрочке исполнения наказания уголовно-исполнительная инспекция за две недели до истечения отсрочки представляет в суд в полном объеме необходимые материалы, имеющие отношение к оценке поведения осужденного и степени его исправления, а также официальное заключение относительно возможности освобождения осужденного от назначенного наказания.
Генеральный прокурор Республики Беларусь требует от подчиненных прокуроров «не оставлять без внимания факты нарушения сроков и порядка представления администрациями исправительных учреждений в суды материалов об установлении превентивного надзора за осужденными, подпадающими под такой надзор, а также нарушения законодательства об освобождении осужденных от отбывания наказания».
5. Надзор за исполнением законов при исполнении наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть
В соответствии со ст. 148 УИК наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть исполняется отдельными дисциплинарными батальонами или отдельными дисциплинарными ротами.
Надзор за исполнением законов при исполнении наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть осуществляют межгарнизонные военные прокуроры. При проведении проверок военным прокурорам следует иметь в виду, что к осужденным военнослужащим, содержащимся в дисциплинарной воинской части, применяются основные средства исправления, предусмотренные УИК, – устанавливающий режим в дисциплинарной воинской части, воспитательная работа, общественно – полезный труд, общественное воздействие.
Осужденные военнослужащие, содержащиеся в дисциплинарной воинской части, проходят воинское обучение, обусловленное воинской службой. Осуществляя надзор, военные прокуроры следят затем, чтобы в дисциплинарной воинской части строго соблюдался режим.
В соответствии со ст. 149 УИК в дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, их охрану в пределах части, надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей и воинское обучение, реализацию ими своих прав и законных интересов, безопасность осужденных и военнослужащих, а также иных лиц, обеспечивающих исполнение данного наказания.
При проверке соблюдения режима в дисциплинарной части военному прокурору следует обращать внимание на следующее:
– соблюдают ли осужденные военнослужащие требования режима, установленного в дисциплинарной воинской части;
– все ли осужденные военнослужащие в период отбывания наказания в дисциплинарной воинской части независимо от их воинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат и носят единую установленную для данной части форму одежды;
перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным военнослужащим разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами внутреннего распорядка. В ходе проверки военный прокурор проверяет, имеются ли в дисциплинарной воинской части указанные Правила;
– хранение осужденными денег, в том числе в иностранной валюте, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в Правилах внутреннего распорядка дисциплинарной воинской части, не допускается. При обнаружении они изымаются и хранятся до отбытия срока наказания. Запрещенные предметы и вещества, обнаруженные у осужденных военнослужащих и изъятые из гражданского оборота, передаются на хранение либо уничтожаются по приказу командира дисциплинарной воинской части, о чем составляется соответствующий акт.
При проверке исполнения закона о предоставлении свиданий осужденным военнослужащим военный прокурор обращает внимание на то, что в соответствии с требованиями ст. 150 УИК осужденные военнослужащие имеют право на краткосрочные и длительные свидания. Краткосрочные свидания с родственниками и иными лицами предоставляются осужденным военнослужащим два раза в месяц продолжительностью до четырех часов в специально оборудованной комнате под наблюдением представителя дисциплинарной воинской части в свободное от работы и занятий время в дни и часы, устанавливаемые командиром дисциплинарной воинской части. Длительные свидания предоставляются осужденным военнослужащим четыре раза в год продолжительностью до трех суток с правом совместного проживания с близкими родственниками в специально оборудованном помещении дисциплинарной воинской части, а в исключительных случаях с разрешения командира дисциплинарной воинской части – за ее пределами. На время длительного свидания осужденные военнослужащие освобождаются от работы и занятий. По просьбе осужденного военнослужащего краткосрочное или длительное свидание может быть заменено телефонным разговором.
Для получения юридической помощи осужденным военнослужащим могут предоставляться свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденного военнослужащего и адвоката свидания могут предоставляться наедине.
В ходе проверки военный прокурор проверяет, соблюдаются ли требования ст. 151 УИК о праве военнослужащих на получение посылок, передач и бандеролей. В соответствии с указанной статьей УИК осужденные военнослужащие имеют право на получение одной посылки в месяц, передач при свиданиях, бандеролей без ограничения их количества.
В поле зрения военного прокурора при проведении проверок должны быть вопросы соблюдения прав осужденных военнослужащих на получение и отправку писем и телеграмм без ограничения их количества. Вручение поступивших писем производится представителем дисциплинарной воинской части, под контролем которого осужденные военнослужащие обязаны их вскрыть. Обнаруженные при этом запрещенные вложения изымаются. Содержание писем и телеграмм осужденных военнослужащих не проверяется. Осужденные военнослужащие имеют право ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на денежные средства, находящиеся на их лицевых счетах, в размере трех базовых величин, а также расходовать на эти нужды причитающееся им ежемесячное денежное содержание в полном размере. Перечень предметов первой необходимости и продуктов питания, которые осужденным разрешается приобретать по безналичному расчету, определяется Правилами внутреннего распорядка. В связи с исключительными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга)), а также членов семьи, не являющиеся родственниками осужденного, осужденному военнослужащему может быть разрешен краткосрочный выезд продолжительностью до семи суток за пределы дисциплинарной воинской части, не считая времени проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного военнослужащего вне пределов дисциплинарной воинской части засчитывается в срок отбывания наказания.
Отпуска, предусмотренные для военнослужащих, осужденным военнослужащим не предоставляются.
Военное обучение осужденных военнослужащих организуется и проводится по специальной программе, разрабатываемой Министерством обороны Республики Беларусь. Для проведения занятий создается необходимая учебно-материальная база.
При осуществлении надзора военный прокурор проверяет, соблюдаются ли требования ст. 156 УИК, согласно которой осужденные военнослужащие привлекаются к труду на объектах дисциплинарной воинской части либо на других объектах, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь, а также для выполнения работ по обустройству дисциплинарной воинской части. При невозможности обеспечения осужденных военнослужащих работой на указанных объектах они могут привлекаться к работе в организациях независимо от форм собственности при соблюдении требований режима дисциплинарной воинской части.
Труд осужденных военнослужащих организуется с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, установленных законодательством Республики Беларусь о труде.
Стоимость выполненных осужденными военнослужащими работ определяется по расценкам, установленным в организациях, в которых работают осужденные военнослужащие.
Из сумм, начисленных организациями за труд осужденных военнослужащих, 50% перечисляется дисциплинарной воинской части для ее обустройства, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и решения социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих, а остальная часть перечисляется в доход государства.
В ходе проверки в поле зрения военного прокурора должны находиться вопросы состояния воспитательной работы с осужденными военнослужащими, изменения условий отбывания наказания в дисциплинарной воинской части.
Осужденные военнослужащие, характеризующиеся примерным поведением, добросовестным отношением к военной службе и труду, по отбытии не менее одной трети срока наказания приказом командира дисциплинарной воинской части могут быть переведены на улучшенные условия отбывания наказания. Осужденные военнослужащие, отбывающие наказание на улучшенных условиях, зачисляются в предназначенное для данной категории осужденных подразделение дисциплинарной воинской части. Им разрешается:
1) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения;
2) иметь дополнительно одно длительное свидание в течение года;
3) иметь краткосрочные свидания за пределами дисциплинарной воинской части в дневное время продолжительностью до шести часов.
Осужденные военнослужащие, отбывающие наказание на улучшенных условиях, в порядке взыскания могут быть переведены на обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод на улучшенные условия отбывания наказания производится не ранее чем через три месяца отбывания наказания на обычных условиях.
Проверяя дисциплинарную практику, приказы командира дисциплинарной части, военный прокурор следит за тем, чтобы к осужденным военнослужащим применялись только меры поощрения и меры взыскания, предусмотренные ст. 159–160 УИК.
Согласно ч. 2 ст. 159 УИК осужденные военнослужащие, характеризующиеся примерным поведением и добросовестным отношением к труду и военной службе, могут быть представлены командиром дисциплинарной воинской части в установленном законом порядке к условно-досрочному освобождению от наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким наказанием.
Важным вопросом подконтрольности военного прокурора является материально-бытовое и медицинское обслуживание осужденных военнослужащих.
Для осужденных военнослужащих создаются необходимые жилищно-бытовые условия в соответствии с требованиями воинских уставов. Осужденные военнослужащие обеспечиваются продовольствием и вещевым имуществом по нормам, установленным для военнослужащих. Медицинское обеспечение осужденных военнослужащих производится в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Осужденные военнослужащие, нуждающиеся в лечении в стационарных условиях, проходят его в дисциплинарной воинской части либо направляются в госпиталь под охраной и содержатся в специально оборудованных палатах. Охрана осужденных военнослужащих в пределах госпиталя осуществляется силами и средствами начальника гарнизона по месту дислокации госпиталя.
Должностной оклад осужденных военнослужащих ежемесячно зачисляется на их лицевые счета.
При проведении проверок прокурор выясняет, производится ли зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы. Согласно ст. 163 УИК время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 этой статьи. Осужденным военнослужащим, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы при условии овладения ими воинской специальностью, знания и точного выполнения требований воинских уставов. Порядок зачета времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы определяется Министерством обороны Республики Беларусь.
Кроме того, военный прокурор обязан подвергнуть проверке исполнение требований закона, предусматривающего досрочное освобождение от отбывания наказания осужденных военнослужащих, признанных негодными к военной службе. В силу ст. 164 УИК осужденные военнослужащие, отбывающие наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части и признанные военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета или негодными к военной службе в мирное время, по представлению командира дисциплинарной воинской части освобождаются судом досрочно от отбывания наказания или неотбытая часть наказания заменяется более мягким наказанием.
6. Надзор прокурора за законностью, своевременностью рассмотрения ходатайств, предложений, жалоб лиц, содержащихся под стражей и осужденных
Порядок рассмотрения ходатайств, предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся под стражей, регламентируется Законом от 16 июня 2003 г. и гл. 2 УИК.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию органа или учреждения, исполняющего наказание и иные меры уголовной ответственности, суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения по защите прав и свобод человека.
Осуществляя надзор за законностью и своевременностью рассмотрения и разрешения предложений, заявлений, жалоб в следственных изоляторах и учреждениях, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, прокурор проверяет правильность ведения делопроизводства по заявлениям и жалобам, учет, регистрацию поступающих устных и в письменном виде предложений, заявлений и жалоб, сроки их рассмотрения, направления адресата и их разрешение.
При проверке законности рассмотрения предложений, заявлений, жалоб лиц, содержащихся под стражей и осужденных, прокурор знакомится с их личными делами, обращает внимание на наличие ответов и на их полноту.
В беседе с лицами, содержащимися под стражей, и осужденными прокурор выясняет, имело ли место преследование со стороны должностных лиц учреждений за обращения с ходатайствами, предложениями, заявлениями, жалобами, не нарушаются ли их права и выполняются ли ими обязанности, имеют ли место издевательства, глумление и побои работниками изоляторов, органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, устанавливает, какие имеются ходатайства и жалобы лиц, находящиеся под стражей и осужденных.
Список источников
1. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республике Беларусь» от 08.05.2007 г. №220-З с изм. и доп. от 06.01.2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Голустьян О.А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов / О.А. Голустьян. – М.: Юнити – Дона, Закон и право, 2004. – 256 с.
4. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
5. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.