Анализ динамики определения сущности государства

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время и на протяжении многих веков идея государства занимала умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его признаки, сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь.

Государство - важнейший институт политической системы общества. Существуют различные теории, рассматривающие социальную сущность государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Наиболее общим является определение государства как политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу дискуссионных. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Так как проблема понятия и сущности государства является достаточно актуальной на данный момент, то главной целью курсовой работы будет изучение динамики определения государства, раскрытие его признаков и сущности.

Для достижения поставленной цели выделим ряд задач:

    Рассмотреть многозначность определений понятия «государство».

    Изучить все признаки государства, отличающие его от догосударственных организаций.

    Определить сущность государства.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по данной теме, рассмотрение основных теорий, сравнение различных определений понятия государство, выявление общих закономерностей и т.д.

Проблема государства как универсальной политической организации общества нашла свое отражение в множестве работ различных авторов древности, а также современных отечественных ученых: Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский Дж. Локк, Г. Гроций, И. Кант, К.С. Бельский, В.С. Нерсесянц, В.Я. Любашиц, М.Б. Смоленский, В.И. Шепелев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Л.А. Морозова, Г.В. Назаренко, В.В. Лазарев, Н.В. Разуваев, Л.П. Рассказов, В.К. Бабаев, А.В. Васильев, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарев, С.В. Липень, В.П. Малахов, В.Н. Казаков, Р.Т. Мухаев и др. В курсовой работе будут использованы высказывания данных авторов.

1. Многозначность определений понятия государство

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновенияи развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

«Что такое государство, - восклицал один из российских государствоведов в начале XX в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И продолжал: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни, независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители-философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».

Совершенно прав был А.Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием.

Чаще всего государство толковалось как политическая общность объединение, союз людей (Цицерон, Фома Аквинский Дж. Локк, Г. Гроций, И. Кант).

Аристотель представляет государство с позиций идеального понимания полиса - города-государства как политическое общение свободных и равных людей. Государство у него подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. «Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже> >не о таких первичных элементах государства, как индивид семья и т.д., а о гражданине... Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан».

Хорошо о государстве сказал Цицерон: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

В научной литературе можно выделить три основных подхода к государству: классический, согласно которому государство - это совокупность трех слагаемых: власть, территория, население; юридический, в соответствии с которым государство рассматривается как юридическая персонификация власти; социологический, в соответствии с которым государство - это разделенное на классы политически организованное общество.

Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с разных сторон. В связи с этим существует множество определений понятия государство.

В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.

Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, т.е. наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, т.к. характеризует государство в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

Термин государство иногда используется в самом широком смысле, а именно: «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Г. Кельзен рассмотрел тот факт, что исследователи государства и права нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично – властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Плюрализм в понимании государства обусловлен многомерностью самого феномена государство. В зависимости от контекста анализа исследователи акцентировали внимание на тех или иных сторонах государства; при этом формировавшиеся представления о государстве не были лишены политической конъюнктуры и авторского субъективизма. Эти обстоятельства позволили австрийскому правоведу Л.Гумпловичу заметить, что «сколько существовало государствоведов и философов, столько и существовало и определений государства». Все многообразие определений государства условно можно объединить в несколько групп.

Первая группа определений акцентирует внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Население, проживающее на территории государства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства.

Вторая группа представлений рассматривает государство как особую организацию политической власти. В этом случае обращается внимание не на естественное сходство интересов и потребностей индивидов, а на их различия, которые необходимо согласовывать, примирять, на их основе формулировать общезначимые интересы и реализовывать их посредством специальных органов власти. В самом деле, общество представляет собой общность, в которой взаимодействуют индивиды с разнородными, несовпадающими интересами. Для реализации корпоративных интересов они объединяются в классы, слои, группы, партии, движения. Однако наряду с групповыми интересами у них существуют общие интересы, которые они не в состоянии самостоятельно осуществлять. Согласование групповых, индивидуальных потребностей и на их основе определение общих интересов с последующей реализацией осуществляет государство.

Третья группа определений связывает понимание государства с социальным институтом, наделенным набором признаков, которые отличают его от других социальных институтов. Основное внимание уделяется внешнему облику государства, структуре органов государственной власти. Число этих признаков варьирует от трех до полутора десятков.

Четвертая группа представлений акцентирует внимание на функциональной характеристике государства, его роли в жизни общества, назначении государства.

Пятая группа определений характеризует государство в юридическом смысле, по выражению австрийского юриста X. Кельзена, как «нормативный порядок». В этом случае государство рассматривается в качестве правовой организации власти в противовес антиправовой организации населения. Этот ряд определений развивает концепцию правового демократического государства.

Шестая группа представлений выводит определение государства из процесса его возникновения, связывая его генезис либо с Божественным Промыслом, либо с природными или социальными свойствами человека, либо с природно-климатическими условиями.

Таким образом, можно подытожить многообразие понятий государства изречениями известных людей.

Государство – это:

    Союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости (Цицерон);

    Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости (Жан Боден, французский философ XVI в.);

    Единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты (Томас Гоббс, английский философ XVII в.);

    Общая воля, которая является выражением преобладающей силы (Джон Локк, английский философ XVII в.);

    Общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (отечественный правовед Н.М. Коркунов, конец XIX в.);

    Союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (отечественный правовед В.М. Хвостов, начало XX в.);

    Организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (отечественный философ и юрист И.А. Ильин, первая половина XX в.).

2. Признаки государства, отличающие его от догосударственных организаций

Сущность государства развертывается в его содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Количество признаков государства может быть различным, однако выделим наиболее важные.

1. Публичная политическая власть - один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы для всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование их интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер.

Таким образом, основным признаком, отличающим государственную организацию от догосударственной и негосударственной является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, т. е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

Каждое общество надеется иметь в государственных органах, у государственного руля своих лучших представителей. Еще древнегреческий мыслитель, философ Платон (427-347 гг. до н.э.) мечтал об идеальном государстве как справедливом правлении «лучших и благородных». Главную отличительную особенность такого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраздельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государство он рассматривал в виде «множества государств», в которых «заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств».

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

    Специально создается для управления обществом;

    Обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

    Право принятия общеобязательных для исполнения актов;

    Наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

2. Государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации догосударственного общества, приходит территориальное объединение. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

Территориальное объединение людей основывается как на добровольности (например, можно выйти из гражданства), так и на обязательности. Обязательность основана на необходимости подчиняться велениям органов государственной власти, которые осуществляют ее в пределах государственной границы. В пределах своей территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ оценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируется в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно – территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно – территориальными единицами.

3. Государство в отличие от других социальных организаций обладает суверенитетом, т.е. независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. Государство в лице его соответствующих органов по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции.

Суверенитет государства может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет заключается в том, что государство в лице своих органов самостоятельно решает все вопросы отнесенные законодательством к его компетенции. Граждане, общественные и иные организации, крупные собственники и предприниматели, не вправе вмешиваться в законную деятельность государства. Могут быть оспорены только незаконные решения в предусмотренном законом порядке в судебных органах.

Внешний суверенитет представляет собой независимость данного государства от других государств или иных иностранных структур, и недопустимость их вмешательства в его дела, в принятие им, его органами законных решений, касающихся взаимоотношений с другими государствами и международных отношений в целом. В случае принятия незаконных решений другие государства, международное сообщество, международные организации могут принимать меры по пресечению незаконной деятельности государства-правонарушителя и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения.

Что же означает суверенитет? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международном уровне.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным и ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до определения и образования самостоятельного государства.

4. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легитимность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждений. Формой легального господства является правовое государство. Однако в условиях демократии, когда правящая партия получает власть из рук населения, не менее важным для государственной власти становится ее легитимность, т.е. одобрение власти в силу ее привлекательности, уверенность в том, что данная власть, ее институты соответствуют принятым в этом государстве моральным нормам. Поэтому население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям. Немецкий социолог М.Вебер справедливо отмечал, что «государство … есть отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство… чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто господствует». Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права, путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокуратуры, милиции, спецслужб.

5. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность.

Ряд ученых, вслед за Ф. Энгельсом, существенным признаком государства предлагают считать налоги. Между тем применимость подобного признака к традиционным государствам вызывает весьма и весьма значительные сомнения. В самом деле, если мы обратимся к соответствующему высказыванию Ф. Энгельса, то увидим, что, говоря о налогах, он использует своего рода риторическую фигуру. Налоги, пишет Энгельс, «были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо». Из сказанного, однако, несовсем понятно, появляются ли налоги с переходом от родового общества к государственно-организованному или же они представляют собой относительно недавнее «изобретение». Иными словами, даже в марксистской литературе не было единого мнения по> >вопросу о том, применим ли данный признак ко всем историческим типам государства или лишь к более или менее зрелым.

Налоги всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим самым государство содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан - уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категории.

Согласно действующему законодательству и принятому в финансово-правовой литературе определению под налогом понимается установленный органом государственной власти обязательный платеж в бюджет, вносимый безвозмездно юридическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок.

С налоговой деятельностью современного государства связаны органы третьей традиционной ветви власти – судебные органы. Реализуя судебную власть в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими законами страны, судебные органы вправе: 1) обеспечить принудительное исполнение налоговой обязанности; 2) рассматривать споры, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами; 3) в соответствии с Уголовным кодексом привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в сфере налогообложения. Деятельность суда призвана обеспечить верховенство закона, в том числе в сфере налогообложения.

3. Сущность государства – совокупность всех его признаков

государство признак аппарат власть

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием (А. Паршин).

Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

    то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

    то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Необходимо учитывать «классовый след» в природе государства, рассматривая другие его характеристики, такие, как политическая, структурная, территориальная организация, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и т.п. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью, объективной организацией на этапе формирования раннеклассовых обществ, становления цивилизации. И сущность его не сводится только к классовой природе.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан. Иран, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида.

Сущность государства не остается неизменной. Во-первых, менялись классы, политическим орудием которых было государство, а с изменением места класса в историческом процессе менялась и сущность государства. Даже беглый сравнительный анализ рабовладельческого и раннебуржуазного государства, например, показывает огромную разницу между ними в самых существенных характеристиках. В первом случае власть господствующего класса осуществлялась над бесправным рабом, во-вторых – над свободным рабочим. Не случайно, именно в буржуазном обществе начались перемены, повлекшие за собой серьезные изменения самой сущности государства. Во-вторых, изменились социальные условия существования классов, политические отношения между ними. Обращаться со свободным человеком так, как можно обращаться с рабом, невозможно в принципе. Государства, сущностью которых была диктатура одного класса (буржуазии) постепенно перерастали в государства, сущностью которых становились социальное партнерство, социальный компромисс и социальное согласие.

Процесс изменения сущности государства обусловлен серьезными причинами. Во-первых, исчезают классы в их марксистском понимании (как большие группы людей, определенные социальным отношением к средствам производства). Во-вторых, серьезные изменения происходят в определении места человека в обществе, в системе производства и распределения. Учение о непримиримости классовых противоречий терпит крах. Государство вместо орудия насилия становится организацией, разрешающей противоречиях в цивилизованных формах, выступает в качестве инструмента легитимной власти, деятельность которой уже не чужда большей части общества. Государство становится активным и необходимым посредником в социально – дифференцированном обществе, сохраняющем противоречия по многим вопросам экономической, политической, социальной жизни. На первое место в этой ситуации выходит не насильственная, классовая, а социальная предназначенность государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство является продуктом развития общества и с момента своего возникновения развивается вместе с ним. По мере усложнения процессов общественного развития совершенствуется и государство. Однако понятие государства в теоретической литературе по сей день является сложным и многоаспектным. Основные признаки государства, отличающие его от других учреждений и организаций классового общества, позволяют понять его сущность и назначение в различных формациях.

Исходя из поставленной цели и ряда задач, следует подвести итог проделанной работе и сформулировать ряд выводов по данной проблеме:

    В древнюю эпоху понятие государство отождествлялось со всем гражданским обществом, со всеми существенными сторонами общественной жизни. Но уже в то время философы и юристы определяли государство как союз людей, граждан, объединенных на началах общей пользы и права. Данный подход к понятию государства нашел свое подтверждение и развитие в Средние века, и Новое время.

    Любое государство обладает рядом одинаковых признаков. Важнейший признак государства - наличие особого аппарата политической публичной власти. Государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны. Государственная власть характеризуется осуществлением, как функций управления, так и функций принуждения, причем, соотношение насильственных действий и управленческих функций прямым образом зависит от различных факторов.

Так же важное значение имеет суверенитет. Согласно сложившемуся в научной литературе мнению суверенитет государства представляет собой, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете государства выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. А для претворения в жизнь выбранного курса политики государства, оно обладает правом устанавливать и взимать различные налоги и сборы.

    Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность.

Таким образом, в курсовой работе были рассмотрены все аспекты зарождения, развития и существования государства. Для достижения наилучшего результата были использованы различные источники, благодаря чему сложилась целостная и объективная картина понятия политической организации общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    К.С. Бельский. Государство и налоги. // Государство и право. 2007, №11.

    История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996.

    Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия», Ростов н/Д: Феникс, 2003.

    Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

    Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.

    Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2003.

    Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Учебный курс для вузов. – М.: Изд-во «Ось – 89», 2003.

    Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.

    Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н.Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

    Разуваев Н.В. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. 2008, №3.

    Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: РИОР, 2008.

    Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003.

    Теория государства и права: учебник / Васильев А.В. – 4-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.

    Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / Венгеров А.Б. – 5-е изд.., стер. – Москва: Омега – Л, 2008.

    Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. – сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юристъ, 2001. – Т.1.

    Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М.: Академический Проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

    Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.