Анализ проблем, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
1.1 Основания и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
1.2 Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
1.3. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей
3. ГЛАВА 2: Проблемы применения меры пресечения в виде заключения под стражу
2.1 Подсудность вопросов избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
2.2 Порядок рассмотрения в суде ходатайств о заключении под стражу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности представляет собой прежде всего меру государственного принуждения, применяемую в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемую государственными органами.
Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. Именно поэтому в ней же установлены конституционные гарантии применения содержания под стражей. В ч. 2 ст. 22 Конституции говорится, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень их защищенности – безусловный показатель уровня зрелости и развитости правового государства.
В России существует институт судебной проверки законности и обоснованности ареста и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Его история напрямую связана с судебной реформой 60-х годов 19 века. Представленная в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года, она существовала на протяжении нескольких десятилетий и была упразднена в первые годы Советской власти. Возрождение института судебное проверки законности и обоснованности ареста и заключения под стражу связано с принятием Съездом народных депутатов СССР в сентябре 1991 года Декларации прав и свобод человека, в которой права и свободы человека (в том числе на свободу и личную неприкосновенность) объявлялись естественными и неотъемлемыми, соответствующими принятым ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года и другим нормам и общепризнанным принципам международного права в области прав человека.
В настоящей работе делается попытка анализа проблем, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
ГЛАВА 1: Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
1.1 Основания и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
Мера пресечения в виде заключения под стражей сходна с такими уголовными наказаниями, как арест и лишение свободы, так как они представляют различные формы лишения свободы. Однако между ними есть существенные отличия, которые проявляются в социально-правовом назначении и основаниях содержания обвиняемых и подозреваемых под стражей. Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91 УПК РФ) и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ). И в той, и в другой формах содержание под стражей не служит мерой уголовного наказания или дисциплинарного воздействия, оно осуществляется в интересах уголовного правосудия.
Цели применения меры пресечения в виде заключения под стражу состоят в предотвращении нежелательных последствий для интересов правосудия. Это вытекает из анализа оснований, которые установлены в ст. 97 УПК для применения мер пресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда; или может продолжать заниматься преступной деятельностью; или может угрожать свидетелю, иным участникам судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.1
Содержание под стражей носит временный характер. Условия содержания подозреваемых и обвиняемых кому избрана мера пресечения в виде заключения под стражу должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы.
Условия содержания под стражей правовой статус подозреваемых и обвиняемых регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», принятым 15 июля 1995 года и другими законодательными и нормативными правовыми актами.
В их числе Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года. Закон регулирует деятельность следственных изоляторов. Сюда же следует отнести законы РФ, регламентирующие создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках РФ, в Федеральной службе безопасности. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ от 14 декабря 1993 года регулирует порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых из числа военнослужащих на гауптвахтах.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям или принципам. В ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется согласно принципам законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.1
Данные принципы через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми, корректируя её в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
1.2 Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Подозреваемые и обвиняемые после вынесения решения об их содержании под стражей могут содержаться лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Все учреждения могут быть подразделены на три вида.
1. Основной – это следственные изоляторы. В следственных изоляторах содержится подавляющее большинство подозреваемых и обвиняемых. Они имеются в каждом субъекте РФ и крупных городах. Всего их в России свыше 150 единиц.
2. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ. Они предназначены для кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступления. Изоляторы временного содержания создаются только в пограничных частях, непосредственно охраняющих Государственную границу России. Они предназначены для содержания под стражей задержанных и подозреваемых в совершении преступлений, связанных с нарушением правил несения пограничной или караульной службы. Изоляторы временного содержания (ИВС) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления. Подозреваемые и обвиняемые в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут временно содержаться в ИВС только в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Согласно ст. 13 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в ИВС в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более, чем на десять суток в течение месяца.
3. Учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей. Так, по основаниям, предусмотренным ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут быть учреждения уголовно - исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы. В этом случае должны содержаться изолированно от других осужденных лица, задержанные по подозрению в совершении другого преступления во время отбывания наказания. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в исправительных учреждениях. Исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.
Местами содержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержаться подозреваемые и обвиняемые из числа военнослужащих как задержанные по подозрению в совершении преступления, так и заключенные под стражу в порядке применения меры пресечения.
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитаном морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальником зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержаться в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
Основными задачами следственного изолятора являются:
1. Создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы уклониться от отбывания наказания;
2. Осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
3. Обеспечение законности и правопорядка в следственном изоляторе, личной безопасности подозреваемых и обвиняемых и иных лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
4. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.
Для реализации указанных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются определенные функции, основными из которых являются:
прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение их по камерам;
охрана и надзор за ними;
обеспечение изоляции;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны лиц, содержащихся в следственном изоляторе, обеспечение внутреннего распорядка;
организация и обеспечение безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;
материально- бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей;
освобождение из под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишения свободы;
исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию, а также оставленных в нем или переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением дел в судах, а также осужденных, переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении их избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом. Оказание содействия органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении соответствующих мероприятий в отношений лиц, содержащихся под стражей;
осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения, в и ведение соответствующего делопроизводства. 1
Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Структура и штаты следственных изоляторов утверждается органами уголовно-исполнительной системы. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от неё начальником территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. В состав руководства следственного изолятора кроме начальника входят заместители по оперативной работе, охране и режиму, воспитательной работе.
Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу и отделы: режима и охраны; оперативный; специальный; кадров; по воспитательной работе среди содержащихся под стражей и осужденных; по работе с личным составом; интендантского и хозяйственного обеспечения; коммунально-бытовой, а также медицинскую и финансовую части.
Контроль за деятельностью следственных изоляторов осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в пределах их компетенции.
1.3 Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей
Согласно ст. 6 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лица, находящиеся под стражей, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Таким образом, в этой статье сформулирована презумпция невиновности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Она, в свою очередь, базируется на положениях ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, где установлено, что «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Гарантией обеспечения презумпции невиновности служит установленный УПК РФ порядок доказывания их вины, которым предусмотрена последовательная и строго регламентированная процедура расследования уголовных дел, судебное разбирательство, апелляционное и кассационное обжалование вынесенного приговора, надзорное производство.
Презумпция невиновности определяет также общий подход законодателя к закреплению правового статуса подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.
Принципиальная позиция такого подхода состоит в том, что граждане РФ, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, не лишаются и не могут быть лишены гражданства РФ по мотивам содержания под стражей. Согласно ст. 20 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года в случае привлечения гражданина России к уголовной ответственности и вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, не допускается выход из гражданства по желанию ходатайствующего об этом лица.1
Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с определенными ограничениями. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из данного конституционного принципа, законодатель установил в ст. 6 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», что ограничения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых могут устанавливаться настоящим ФЗ и иными федеральными законами.
К числу ограничений, установленных этим законом, следует отнести правила, обеспечивающие изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешнего мира и внутри мест содержания под стражей (ст.32), возможность личного обыска, дактилоскопирования и фотографирования осужденных по решению администрации, досмотра их вещей, посылок, передач (ст.34), цензуры корреспонденции (ст.20) и т.п. ограничения прав и свобод этих лиц установлены и другими законами, например ст. 13 ФЗ «Об оружии».
Такая позиция законодателя свидетельствует о том, что права и свободы подозреваемых и обвиняемых, принадлежащие им как гражданам России, не могут быть ограничены законами субъектов РФ, а также указами Президента РФ, ведомственными нормативными актами. Они должны приниматься на основе и во исполнение указанного Федерального закона и не содержать дополнительных ограничений прав и свобод подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории РФ. Несут обязанности и пользуются правами и свободами наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами РФ. Как и на граждан РФ, на иностранных граждан и лиц без гражданства в случае содержания под стражей распространяются ограничения их прав и свобод, установленные только федеральными законами.
Содержание правового статуса подозреваемых и обвиняемых складывается из их прав, законных интересов и обязанностей, которыми они обладают во время содержания под стражей, права подозреваемых и обвиняемых сформулированы в ст. 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Их можно разделить на три вида.
Первый – это права определяемые наличием у подозреваемых и обвиняемых правового статуса гражданина РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства – фактом приравнивания к правовому статусу гражданина РФ).
Второй вид – это права, возникающие в связи с их задержанием .
Третий вид – это права, обусловленные нахождением этих лиц в режимном учреждении с особым внутренним распорядком.
Согласно ч. 4 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В условиях содержания под стражей конституционная норма о праве на информацию конкретизируется и дополняется. Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, порядке и условиях содержания под стражей. Она предоставляется при приеме их в места содержания под стражей, как в письменном, так и в устном виде. Кроме того, она доводится по радио, телевидению, во время посещения камер сотрудниками мест содержания под стражей, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальниками этих учреждений и уполномоченными ими лицами.
Законодательством закрепляется право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность во время содержания под стражей. В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в числе задач уголовно-исполнительной системы предусмотрено обеспечение личной безопасности содержащихся в следственных изоляторах лиц. Необходимость закрепления в законе, с одной стороны, права подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность, с другой – обязанности персонала обеспечить таковую, вызвана повышенной криминогенностью содержащихся под стражей лиц, агрессивностью поведения, возможностью нападения со стороны лиц, объединенных нередко в организованные преступные группы и сообщества.
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе по вопросам нарушений их прав и законных интересов, к прокурору, в суд, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Они направляются через администрацию места содержания под стражей не позднее следующего дня с момента подачи и не подлежит цензуре.
Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, не позднее трех дней с момента их подачи. Ответы на предложения, заявления, жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. Не допускается преследование в любой форме за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом.
Согласно ст. 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Исходя из конституционных положений, ч. 3 ст. 16 ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года предусмотрена возможность проведения религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Подозреваемые и обвиняемые могут отправлять (совершать обряды и участвовать в них) религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности – в специально оборудованных для этих целей помещениях.1 Им разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования (нательные крестики, библии и т.д.), кроме предметов культа, выполненных в виде колюще-режущих предметов, а также изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную или историческую ценность. Для оказания духовной помощи допускается приглашение в СИЗО служителей религиозных культов. Услуги служителей религиозных культов, если они не являются благотворительными, оплачиваются из средств находящихся под стражей, имеющихся на их лицевых счетах.
Содержащиеся под стражей могут заниматься самообразованием и пользоваться специальной литературой. Для этого несовершеннолетним создаются условия для получения общего среднего образования, им разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в посылках и передачах сверх норм, предусмотренных законодательством. Реализацией права на самообразование служит предоставление возможности пользоваться художественной и иной, в том числе специальной литературой из библиотеки, получать ее через администрацию мест содержания под стражей из торговой сети, подписываться на периодику – журналы, буклеты, газеты и т.д.
Определенная часть общегражданских прав подозреваемых и обвиняемых ограничивается требованием изоляции. Такими правилами являются право на свидание с родственниками и иными лицами, на переписку, получение посылок и передач, получение и отправление денежных переводов, приобретение продуктов и предметов первой необходимости. Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов. Каждое свидания с родственниками проходят под контролем сотрудников мест содержания под стражей, и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истину по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых.
В интересах обеспечения расследования преступлений переписка осуществляется только через администрацию мест содержания под стражей и подвергается цензуре. Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполнены тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.
Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма. При необходимости перевода письма на государственный язык РФ – русский или государственный язык субъекта РФ срок передачи письма может быть увеличен на время перевода письма. Исходя из принципа гуманизма сведения о смерти или тяжком заболевании близкого родственника сообщаются подозреваемому или обвиняемому незамедлительно после их получения.
Права подозреваемых и обвиняемых, относящиеся ко второму виду, включают в себя право на свидание с защитником, право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу, право обращаться в суд по вопросу о законности и обоснованности содержания под стражей, нарушение их прав и законных интересов. Участие защитника является важной формой реализации конституционного права гражданина на защиту. В ч. 2 ст. 48 Конституции установлено, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявление обвинения. Соответственно законодательством установлено, что с момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Свидания предоставляются: с адвокатом, участвующем в деле в качестве защитника, - по предъявлении им ордера юридической консультации; с иным лицом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлении определения суда и постановления судили постановление судьи, а также документа, удостоверяющего его личность.
Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать. Подозреваемый и обвиняемый могут при себе хранить документы или записи, относящиеся к уголовному делу. Например, копии протоколов выемки, обыска, которые согласно ст. 182 УПК РФ вручаются лицу, у которого были произведены эти следственные действия.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов. Например, решения суда по гражданским дела, касающиеся обвиняемого и подозреваемого, ответы на жалобы и заявления, квитанции на сданные документы, деньги и т.д. при этом личные документы подозреваемого и обвиняемого (паспорт, удостоверение личности и др.) передаются на хранение администрации места содержания под стражей. Подозреваемые и обвиняемые вправе обращаться с жалобами в суд по вопросу законности содержания их под стражей. В соответствии ч. 11 ст. 108 УПК постановление судьи об избрании меры пресечения в виде содержания под стражу или постановление об отказе в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех суток с момента его провозглашения.
Права подозреваемых и обвиняемых относящиеся к третьему виду- разнообразны. Например, они могут обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность этого учреждения. Личный прием ежедневно в течении рабочего дня, а запись на прием осуществляется во время обхода камер сотрудником СИЗО. Подозреваемые и обвиняемые имеют право на получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право на 8-часовой сон в ночное время в течении которого запрещается их привлечении к участию в процессуальным и иным действиям, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Также им предоставляется право на труд. 1
Помимо прав подозреваемые и обвиняемые обладают рядом юридических обязанностей. Они обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный ФЗ и правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей; соблюдать требования гигиены и санитарии; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относится к имуществу мест содержания под стражей; проводить уборку помещений и др.
заключение стража мера пресечения
ГЛАВА 2: Проблемы применения меры пресечения в виде заключения стражу
2.1 Подсудность вопросов избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
Определение подсудности не является чисто механической процедурой, поскольку конституционное положение о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых отнесено данное дело ( ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) трактуется иногда широко, с распространением его на любые вопросы, связанные с уголовным преследованием и включенные законом в предмет судебного контроля.
В ч. 4 ст. 108 УПК РФ установлено, что постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого. Таким образом, несмотря на то, что подсудность уголовных дел строго дифференцирована законом (ст. ст. 31-36 УПК РФ), она никак не учитывается правилами рассмотрения ходатайств об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Формулирование законодателем именно таких правил подсудности ходатайств о заключении под стражу обусловлено следующими причинами.
Во-первых, поскольку орган уголовного преследования может удерживать под стражей подозреваемого без судебного решения только в течение 48 часов, необходимо обеспечивать оперативность рассмотрения вопросов об аресте обвиняемых (подозреваемых), что легче делать в судах первого звена, которым подсудно большинство уголовных дел.
Во-вторых, законом предусмотрено обжалование постановления судьи, вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства. Жалоба должна быть проверена вышестоящим судом не позднее чем через 3 суток со дня поступления. В рамках конкретного субъекта РФ реализация этого требования закона возможна, за его пределами – затруднительна. Кроме того, участие обвиняемого (подозреваемого) в суде кассационной инстанции, его защитника, если они об этом ходатайствуют, связано с серьезными организационными трудностями.
В-третьих, ни мировой судья, ни вышестоящий суд (судья вышестоящего суда) при рассмотрении уголовного дела по существу не связаны с решением судьи районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
В-четвертых, особый порядок решения вопроса о заключении под стражу в отношении должностных лиц, имеющих иммунитет, является исключением из общих правил уголовного судопроизводства и не может быть использован в качестве ориентира для конструирования порядка рассмотрения ходатайств о заключении под стражу.1
Актуальной и требующей вмешательства законодателя является проблема определения подсудности вопроса о заключении под стражу по месту задержания подозреваемого.
Буквальное толкование закрепленного в ч. 4 ст. 108 УПК РФ предписания о возможности возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по месту задержания подозреваемого означает, что им не охватываются случаи обнаружения и задержания обвиняемого, находящегося в розыске. Если в отношении разыскиваемого обвиняемого избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, то при его розыске положения ст. ст. 91 и 92 УПК РФ не применяются, так как они распространяются на подозреваемых.
Вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого по месту его задержания возникает тогда, когда расследование уголовного дела ведется в другом административном районе, а доставить подозреваемого к дознавателю, следователю в течение установленного законом срока задержания возможности нет. Подобные случаи встречаются при задержании подозреваемого по постановлению дознавателя, следователя.
Если по подозрению в совершении преступления задерживается лицо, которое уже привлекается к уголовной ответственности по другому делу, о чем становится известно следователю, дознавателю, задержавшему подозреваемого, вопрос о заключении его под стражу разрешается в общем порядке. В дальнейшем уголовные дела в отношении данного лица подлежат соединению по правилам ст. 153 УПК РФ.
Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу по месту задержания подозреваемого сопряжено с определенными трудностями. Закон (ч. 3 ст.108 УПК РФ) требует прилагать к постановлению о возбуждении ходатайства материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. К ним относятся: постановление о возбуждении уголовного дела; протокол задержания; протоколы следственных действий, подтверждающих совершение преступления данным лицом, документы, подтверждающие основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу; материалы, содержащие сведения о личности подозреваемого. При получении сообщения о задержании подозреваемого, следователь или дознаватель, расследующие уголовное дело, должны выслать органу расследования, осуществившему задержание, копии соответствующих процессуальных документов. Почтовой связью в таком случае воспользоваться нельзя в связи с краткосрочностью задержания. Копии названных процессуальных документов следует отправлять либо с нарочным, либо с помощью факсимильной связи.
Таким образом, можно с большой степенью уверенности предполагать, что факты возбуждения перед судом ходатайства о заключении под стражу подозреваемого по месту его задержания будут встречаться на практике крайне редко. Вместе с тем полностью их исключать из практики нельзя. Поэтому представляется целесообразным оптимизировать нормы, регламентирующие вопросы избрания меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемых по месту их задержания.
2.2 Порядок рассмотрения в суде ходатайств о заключении под стражу
Несмотря на относительную детальность и полноту законодательной регламентации порядка принятия судебного решения о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого, он нуждается в определенном усовершенствовании.
1. Согласно ч. 4 ст. 108 УПК РФ постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению судьей в течение 8 часов с момента поступления. Установление в данном случае именно 8-часового срока обусловлено тем, что ходатайство о заключении под стражу в отношении подозреваемого, задержанного в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, разрешено вносить в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч. 3 ст.108 УПК РФ). На практике это затруднено по объективным причинам и способно создать неопределенные неудобства для всех участников судебного заседания. Например, поступление в конце рабочего дня судье ходатайства о заключении под стражу обязывает его рассмотреть его в течение 8 часов, то есть в вечернее или ночное время.
2. Одной из существенных и интересных в научном аспекте законодательных новелл, относящихся к мерам процессуального принуждения в виде задержания и заключения под стражу является норма, закрепленная в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, судья вправе отложить принятие решения исключительно при наличии ходатайства одной из сторон «для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания». Здесь законодатель не совсем точно изложил причины и цели отложения принятия судьей решения по ходатайству о заключении под стражу в указанной ситуации. В ст. 108 УПК РФ не прописан порядок предоставления сторонами дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.
3. По результатам рассмотрения ходатайства о заключении под стражу судья выносит одно из постановлений, перечисленных в ч. 7 ст. 108 УПК РФ. В том числе постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. В соответствии с ч. 8 ст. 108 УПК РФ оно направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору и подлежит немедленному исполнению. Из содержания ч. 4 ст. 94 УПК РФ вытекает, что подозреваемый должен быть возвращен в место содержания под стражей и уже там подлежит освобождению с выдачей ему копии судебного решения. Необходимо отметить, что если на момент вынесения судьей постановления об отказе в удовлетворении ходатайства истек предельный срок задержания, а место содержания под стражей удалено от суда, то его содержание под стражей противоречит конституционному положению о задержании гражданина без судебного решения только до 48 часов. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение меры пресечения в виде заключения под стражу допускается в отношении, как обвиняемого, так и подозреваемого на основании судебного решения. В соответствии со ст. ст. 107 и 108 УПК РФ прокурор, проверив наличие законных оснований для применения одной из указанных мер пресечения, дает согласие дознавателю, а руководитель следственного органа следователю, на возбуждение ходатайства перед судом о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу. Предметом внимания при этом являются обстоятельства (наличие конкретных оснований и соблюдение процессуального порядка принятия решения), которые должны учитываться следователем или дознавателем при решении вопроса о необходимости избрания конкретной меры пресечения. Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, с применением которой существенно ограничиваются важнейшие конституционные права личности, потому прокурору и руководителю следственного органа следует обращать особое внимание на обоснованность и законность постановки перед судом вопроса об избрании такой меры пресечения. Основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу установлены в статье 108 УПК РФ. При вынесении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель, следователь должны не только указать на одно из оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, но и обосновать, почему в данном случае невозможно применение другой, более мягкой меры пресечения. Однако такое толкование указанной нормы проводится далеко не всеми. Хотя в части 1 ст. 108 УПК РФ указано, что заключение под стражу применяется при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения, это обстоятельство не требуется обосновывать в постановлении о возбуждении ходатайства пред судом об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения. Закон обязывает дознавателя, следователя мотивировать избрание именно заключения под стражу. При этом в постановлении должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых инициируется вопрос о заключении лица под стражу. В качестве обоснования, подтверждающего необходимость изоляции подозреваемого, обвиняемого от общества могут быть приведены данные о том, что он может продолжить преступную деятельность, скрыться, сфальсифицировать доказательства, оказать давление на потерпевшего, свидетелей либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Такая позиция не совсем оправданна. Прежде всего, порядок уголовного судопроизводства устанавливается только нормами УПК РФ и является обязательным для всех участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК РФ). Неисполнение правовых предписаний уголовно-процессуального закона является нарушением основополагающего принципа уголовного процесса — принципа законности (ст. 7 УПК РФ). Буквальное толкование требований ч. 1 ст. 108 УПК РФ в части применения заключения под стражу позволяет однозначно установить, что эта мера пресечения применяется, если не возможно применение другой, более мягкой меры пресечения. В логике суждения следует, что утверждение, а точнее – вывод о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу возможен только при условии, если имеются в наличии обстоятельства, которые не позволяют применить другие меры пресечения. Современная следственная практика не свободна от недостатков и нарушений закона при избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Некоторые следователя и дознаватели смотрят на заключение под стражу не как на процессуальные действия, связанные с пресечением преступной деятельности подозреваемого или обвиняемого или попытки скрыться от следствия и суда, а как на средство доказывания обнаруженного, но не раскрытого преступления. Кроме того, в практике производства по расследований по уголовным делам имеют место две негативные взаимоисключающие тенденции относительно избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Первая состоит в том, что получив от суда решение следователь, не оценивая критически изменяющуюся ситуацию, продолжает держать его без необходимости под стражей. Основным мотивом при этом является стремление иметь обвиняемого «под рукой». Вторая тенденция заключается в том, что нередко следователь самыми различными предлогами стремится уклонится от применения данной меры пресечения. Это, как правило, вызвано ужесточением порядка продления срока содержания под стражей, когда следователь, не желая брать на себя ответственность за движение «арестантского дела», уходит от решения вопроса о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу. Еще одной из проблем является то, что в действующем УПК РФ не установлен перечень документов, которые должны быть приложены к постановлению о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в его обоснование. Решение, какие именно документы, материалы, сведения необходимо представить в каждом конкретном случае остается за лицом, вносящим ходатайство. Документальное обоснование ходатайства об избрании меры пресечения виде заключения под стражу должны отвечать требованиям разумной достаточности для его рассмотрения судом. Данное правило продиктовано заботой об интересах сохранения тайны следствия, так как в ходе предварительного расследования обвиняемый и его защитник имеют право на ознакомление лишь с ограниченным кругом процессуальных документов, но они не могут быть лишены права на ознакомление со всеми материалами, представленными в суд. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что изменение процедуры заключение под стражу не усилило процессуальных гарантий защиты прав личности. Имеются случаи несоблюдения принципов уголовного судопроизводства, при этом суды не всегда проявляют должной объективности и не обращают внимание на имеющиеся местные нарушения норм закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 года).
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ (УПК РФ) по состоянию на 20 сентября 2007 года.
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. и доп. от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.).
4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля 2007 г.).
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.).
6. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изм. и доп. от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006
7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).
8. Уголовный процесс под ред. профессора Божьева В.П.. – М: Высшее образование, 2007.
9. Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе. – СПб Юридический центр Пресс, 2003.
10. «Судебный порядок заключения под стражу» - Законность, 2005 г. №5 (стр. 28-29).
11. «О понятии и сущности заключения под стражу» - Российский следователь, 2005 г. № 3 ( стр. 9-13).
1 Уголовный процесс: Учебник для вузов/ под ред. профессора Божьева В.П.. – М: Высшее образование, 2007, - с. 222.
1 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
1 Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе. – СПб : Юридический центр Пресс, 2003 с. 45.
1 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
1 Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе. – СПб : Юридический центр Пресс, 2003
1 «Судебный порядок заключения под стражу» - Законность, 2005 г. №5 ( стр. 28-29).
1 Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе. – СПб : Юридический центр Пресс, 2003