Регулирование гражданских отношений

Содержание

Введение

    Признание гражданина безвестно отсутствующим

    Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

    Признание гражданина умершим

    Правовые последствия признания гражданина умершим

Заключение

Список литературы

Введение

юридический неопределенность умерший отсутствующий

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. А в случае его длительного отсутствия в месте постоянного проживания и неизвестности места нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Например, кредитор теряет возможность получить денежную сумму, которая была предоставлена отсутствующему гражданину во временное пользование под проценты. Также не защищены интересы лица, которое отсутствует длительное время: может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.

Целью выполнения курсовой работы является выяснение обстоятельств, при которых гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или умершим, а также рассмотрение порядка признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим и выявление правовых последствий.

Объект исследования в курсовой работе - общественные отношения, возникающие по поводу признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, судебная практика и теоретические положения о признании гражданина безвестно отсутствующим и умершим, правовых последствиях такого решения.

При написании курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

- исследовать порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его последствия;

- рассмотреть основания объявления гражданина умершим и правовые последствия;

- изучить процедуру судебного разбирательства.

Исследуемая тема достаточно актуальна и интересна для рассмотрения, так как при длительном отсутствии гражданина в месте постоянного проживания и неизвестности места нахождения, возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить.

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Безвестное отсутствие - это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось найти сведений о месте его пребывания.

Основной целью признания гражданина безвестно отсутствующим является защита его прав и сохранение имущества, так как длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам, а также предусматривается защита прав граждан, интересы которых страдают в связи с отсутствием этого лица.

Признание гражданина безвестно отсутствующим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего следующие юридические факты:

    длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;

    отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;

    истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.

"Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года."

Наше законодательство признает безвестно отсутствующими:

    отлучившихся из места своего жительства и не подававших в течение известного срока о себе никакой вести;

    отлучившихся за границу с узаконенными паспортами, но оставшихся там долее пяти лет со времени просрочки паспорта;

    обвиняемых, уклонившихся от суда и не разысканных в течение шести месяцев после публикации.

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим - лицо, обратившееся в суд с заявлением. Например, в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим другому лицу или другим лицом безвестно отсутствующему.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства, которое устанавливается Гражданско-процессуальным кодексом РФ, которое определено главой 30 ГПК РФ.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

В этом заявлении должны содержаться следующие сведения: "для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий".

К заявлению необходимо приложить справку органа внутренних дел о том, что отсутствующий гражданин разыскивался и его место нахождения не установлено; справку адресного стола с последнего места жительства отсутствующего; любые другие документы и сведения о последнем месте нахождения отсутствующего.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях.

До тех пор пока судьей не будут получены ответы на все его запросы в соответствующие органы, дело не должно назначаться к слушанию в судебном заседании.

По истечению указанного срока судья рассматривает дело и при наличии оснований выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Со дня вступления в силу решения суда гражданин считается безвестно отсутствующим.

При наличии у суда определенных данных, свидетельствующих о преднамеренном характере отсутствия (например, имеются сведения о том, что лицо скрывается в связи с совершенным преступлением, нежеланием платить алименты, возместить причиненный ущерб и др.), лицо не должно быть признано безвестно отсутствующим.

Основная задача института безвестного отсутствия направлен на регулирование правоотношений, которые возникают при длительном отсутствии гражданина, защищту его прав.

2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим определены в ст. 43 ГК РФ.

Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего, в том числе сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии. У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, признанного безвестно отсутствующим, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца.

В силу Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. N 340-1: Семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Прекращается действие договора - поручения, участником которого было лицо, признанное безвестно отсутствующим, и действие выданных им или на его имя доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК).

В статье 43 ГК РФ определены лишь материальные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, но существуют также и другие правовые последствия, которые урегулированы законом РФ.

Также к правовым последствиям относится расторжение брака с безвестно отсутствующим. Брак с безвестно отсутствующим гражданином может быть расторгнут супругом в упрощенной форме через органы записи актов гражданского состояния на основании поданного этим супругом заявления.

В таком случае расторжение брака происходит по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей и производиться в органах записи актов гражданского состояния (ст. 19, п. 2 СК РФ).

Брак, расторгнутый в загсе, считается прекращенным со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Документом, который при этом необходимо представить в орган загса, является решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим.

Иски о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими, могут предъявляться по месту жительства истца.

Если при расторжении брака с лицом, признанным безвестно отсутствующим, возникает спор об имуществе, являющемся общей совместной собственностью супругов, то к участию в деле привлекается лицо, с которым органы опеки и попечительства заключили договор о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Опекун должен быть извещен о времени и месте судебного заседания с тем, чтобы он в интересах опекаемого мог принять участие в судебном разбирательстве, особенно

В соответствии со ст. 130 СК РФ усыновление детей, чьи родители признаны безвестно отсутствующими, производится без согласия последних. В данном случае по существу имеет место утрата родительских прав у безвестно отсутствующего.

В случае явки или обнаружения места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.

На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Также, если один из супругов был признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим и на этом основании брак с ним расторгнут, то в случае его явки или обнаружения и отмены решения суда о признании его безвестно отсутствующим брак может быть восстановлен органом ЗАГС по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).

Согласно этой статье брак не может быть восстановлен, если другой супруг к этому моменту вступил в новый брак.

При явке гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим нужны для того, временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является.

3. Признание гражданина умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Институт объявления гражданина умершим также как и институт объявления гражданина безвестно отсутствующим направлен на защиту прав и интересов самого гражданина, а также других субъектов гражданского оборота и на стабилизацию гражданских правоотношений.

Продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить место его пребывания служат основанием к предположению о его смерти. Но с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока не будут установлены точные факты в официальном порядке, иначе ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности, а также лиц, которые участвуют в данных правоотношениях.

Объявлению гражданина умершим не всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявления лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим. Но эти основания во многом совпадают.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда.

Существует особый порядок признания военнослужащего умершим.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня прекращения боевых действий.

В заявление об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.д.

Днем смерти гражданина, объявленного судом умершим считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание полагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой смерти.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

Дела об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Таким образом, решение суда об объявлении гражданина умершим, вступившее в законную силу, является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений, одним из субъектов которых был этот гражданин.

Доказательством для объявления гражданина умершим являются не обстоятельства, удостоверяющие его гибель, а лишь особая ситуация, которая дает основание предполагать его смерть. Поэтому объявление гражданина умершим судом нужно отличать от установления судом факта смерти лица в определенное время и от определенных обстоятельств.

Суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов загса зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических или юридических лиц.

Объявление гражданина умершим приравнивает его к смерти, однако, не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК).

Таким образом, объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает презумпцию, но не сам факт смерти, так как в основе лежит только предположение о смерти гражданина.

4. Правовые последствия признания гражданина умершим

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина.

Объявление гражданина умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. По решению суда производится запись в соответствующей книге органов загса, открывается наследство, брак считается прекращенным. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет. Поскольку в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны; и права и обязанности не затрагиваются решением суда об объявлении умершим.

Правовые последствия объявления гражданина умершим.

1. В случае смерти гражданина брак прекращается, аналогичное правило применяется и при объявлении одного из супругов умершим (п.1 ст.16 СК РФ).

2. У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, признанного умершим возникает право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

3. Прекращается действие выданной им доверенности. Действие доверенности прекращается в связи с прекращением существования одного из участников отношений представительства. Со смертью гражданина представительство прекращается автоматически, так как отсутствует уполномоченное лицо или лицо, от имени которого должны совершаться юридические действия. То же правило действует в случае признания лица безвестно отсутствующим.

4. Открывается наследство. В ГК РФ устанавливается время открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда.

Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, не исключена вероятность того, что гражданин, объявленный умершим на самом деле жив. В случае его явки решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Поэтому закон предусматривает на сей счет специальные правила.

Последствия явки гражданина закреплены в статье 46 ГК РФ. В этой статье говориться о том что, если гражданин явиться или обнаружится место его пребывания, то суд отменяет свое решение об объявлении его умершим. Явившийся гражданин может потребовать от любого лица возврат сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим.

Лица, к которым имущество умершего гражданина, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находиться в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Также законом предусмотрены случаи, когда гражданин в случае своей явки не может потребовать от любого лица сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло в его собственности, после объявлении этого гражданина умершим.

Таким имуществом являются (п.3 ст. 302 ГК РФ):

    Деньги;

    Ценные бумаги на предъявителя.

В случае явки супруга, объявленного в установленном порядке умершим, и отмены соответствующего решения суда брак может быть восстановлен органами ЗАГС по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ). При этом не имеют значения причины отсутствия, его длительность или виновность отсутствовавшего супруга.

Таким образом при объявлении гражданина умершим защищаются права самого гражданина, и лиц, которые находятся на его иждивении, заключившие с ним какой-либо договор, а также родственников, имеющие право на получение наследства. Но, не смотря на это гражданин, признанный судом умершим может понести значительные имущественные потери в случае своей явки.

Заключение

На основании проанализированных норм права, теоретических положения можно сделать вывод, что институты безвестного отсутствия и признания гражданина умершим очень важны, так как направлены на стабилизацию гражданского оборота, когда субъекты не подают о себе сведений в течение длительного времени.

При написании курсовой работы были выяснены следующие обстоятельства: порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его последствия, рассмотрены основания для объявления гражданина умершим и правовые последствия такого решения, также была изучена процедура судебного разбирательства по данному делу.

Нужно отметить, что данные гражданско-правовые юридические факты достаточно трудны для изучения, так как бывает сложно установить обстоятельства, которые предшествовали или способствовали длительному отсутствию лица, собрать определенные сведения об отсутствующем и определить конкретный день, когда гражданин находился последний раз в месте своего постоянного жительства.

Установление факта безвестного отсутствия гражданина или признания его умершим необходимо для защиты его имущественных и личных неимущественных прав, а также для соблюдения интересов, лиц, которые могут понести значительные потери при длительном отсутствии гражданина.

Основания признания и правовые последствия объявления гражданина безвестно отсутствующим или признание его умершим во многом совпадают. Но, стоит отметить, что объявлению гражданина умершим не всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявления лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим.

Подводя итоги, нужно отметить, что признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим имеет большое значение, так как длительное отсутствие гражданина, может ущемлять права других субъектов гражданских правоотношений и нарушать права самого лица, которое отсутствует долгое время.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, 2008 год.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, 2009 год.

3. Семейный кодекс Российской Федерации, 2007 год.

4. Беленков Р. Гражданское право конспект лекций ч1, 2007

5. Богачева Т.В., Гришаев С.П., Масляев А.И. и др. Гражданское право, 2006

6. Васьковский Е.В. Учебник гражданского права, 2003 год.

7. Гатин А.М. Гражданское право, 2009

8. Гомола А.И., Москва 2004

9. Дюжева О.А., Ем В.С., Зенин И.А. и др.Гражданское право Т1, 2003

10. Залесский В.В, М.М. Рассолов Гражданское право, 2002

11. Илларионова Т.И., Гонгало Б.М., Плетнев В.А. Гражданское право ч.1, 2001

12. Мозолин В.П. Гражданское право ч1, 2005

13. Осипова М.В. Гражданское право, 2003

14. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право, 2005

15. Суханов Е.А Гражданское право Т1, 2004