Место и роль мероприятий проверки, проводимых на стадии доследственного производства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие стадии возбуждения уголовного дела
Виды проверочных мероприятий, их роль
Тенденции развития досудебного производства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития уголовно-процессуального права важное место занимает правильное разграничение следственных действий проводимых после возбуждения уголовного дела и проверочных мероприятий проводимых до возбуждения уголовного дела, а также непосредственно сама стадия возбуждения уголовного дела. В частности, в действующем уголовно-процессуальном кодексе не в полной мере разрешены проблемы правового регулирования процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела и учтены потребности практики в расширении процессуальных действий органа уголовного преследования при разрешении заявлений и сообщений о преступлении, что даёт основания для научного исследования этих вопросов. Актуальной проблемой также является и то, что некоторые проверочные мероприятия не имеют чёткой регламентации порядка их осуществления, а некоторые настолько "размыты", что в сущности являются теми же следственными действиями.
Значимость стадии возбуждения уголовного дела определяется тем, что на этом этапе уголовного процесса устанавливаются важные обстоятельства, необходимые не только для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, но и для его правильного разрешения в последующих стадиях уголовного процесса.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы систематизировать, углубить теоретические знания и закрепить их для правильного понимания таких вопросов, как возбуждение уголовного дела, поводы и основания к возбуждению, понятие и сущность таких проверочных мероприятий как получение объяснений, истребование дополнительных документов, осмотр места происшествия, местности, трупа, личный обыск при задержании, назначение и проведение экспертизы. Одной из последних целей является анализ путей и тенденций развития досудебного производства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
уяснить понятие стадии возбуждения уголовного дела, проверочных мероприятий, проводимых до возбуждения уголовного дела;
рассмотреть понятие и порядок проведения проверочных мероприятий, обозначить их роль в уголовном процессе;
проанализировать досудебное производство и выявить тенденции дальнейшего развития.
Структура работы с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем построена в соответствии со стоящими перед ней задачами. Курсовая работа включает в себя три главы. Градация на мой взгляд, является оптимальной и полностью позволяет раскрыть тематику курсовой.
Объектом исследования является правовая система Республики Беларусь регулирующая уголовно-процессуальное законодательство, а в частности проверочные мероприятия, проводимые на стадии доследственного производства.
Методы, использованные при написании курсовой работы: сравнительно-правовой, исторический, аналитический, правового моделирования, функциональный, системный, статистический и другие методы, как общие так и частнонаучные.
Теоретическую базу исследования составляют учебники, монографии, научные статьи, исследования в области уголовного права и процесса.
1. ПОНЯТИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Стадия возбуждения уголовного дела — это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.
Согласно ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК РБ) расследование производится только после возбуждения уголовного дела [1]. Это значит, что возбуждение уголовного дела должно предшествовать дознанию и предварительному следствию и не может составлять его этапа.
Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела определяется тем, что она представляет собой целый этап уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений, причем ни одно уголовное дело не может миновать этот этап, возникнуть вне данного этапа.
Сущность этой стадии уголовного процесса состоит не только в принятии прокурором, следователем, органом дознания и судьей заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки с истребованием необходимых материалов и получением объяснений, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов, а в случае направления заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов. Принятое в установленном законом порядке решение о возбуждении уголовного дела — это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения[2]. До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, экспертизы, личный обыск при задержании.
На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования. Понятие признаков преступления не тождественно понятию состава преступления. Признаки преступления на момент возбуждения уголовного дела — это, чаще всего, данные об объекте преступления и объективной стороне деяния, дающие основания для вывода о деянии, которое в уголовном законе характеризуется как преступление. Состав преступления, т.е. все его элементы, устанавливается только в ходе предварительного расследования и в этом случае формулируется и предъявляется компетентным органом в качестве обвинения конкретного лица, и в конечном итоге уголовное дело передается в суд либо орган предварительного расследования фиксирует факт отсутствия состава преступления и прекращает уголовное преследование.
Своевременное возбуждение уголовного дела, тем более "по горячим следам", способствует успешному расследованию преступления. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и дать возможность преступнику скрыться и т.п., что серьезно затруднит расследование либо вовсе обречет его на неудачу.
Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные условия. Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются наличие повода и основания, предусмотренных в ст. 166 и ст. 167 УПК РБ, и отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 29 УПК РБ).
Поводы к возбуждению уголовного дела — это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора в пределах, установленных УПК РБ, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются заявление граждан (п. 1 ст. 166 УПК); явка с повинной (п. 2 ст. 166 УПК), сообщение должностных лиц государственных органов, организаций (п. 3 ст. 166 УПК), сообщение о преступлении в средствах массовой информации (п.4 ст. 166 УПК), непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления (п.5 ст. 166 УПК).
Самым распространенным поводом к возбуждению уголовного дела являются заявления граждан (ст. 168 УПК). Они могут быть как устными, так и письменными. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем, должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем или прокурором, принявшими это заявление. В протоколе должны быть отражены сведения о заявителе.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности по статье 400 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) за заведомо ложный донос что удостоверяется его подписью в протоколе, после чего излагается суть сделанного заявления [3].
Анонимные заявления поводом к возбуждению дела не являются. Однако в соответствии с законом "Об обращениях граждан" от 6 июня 1996 г. анонимные заявления, в которых содержится информация о преступлении, должны проверяться [4, с. 376]. Эта проверка проводится, как правило, оперативно-розыскным методом. В случае подтверждения анонимной информации поводом к возбуждению уголовного дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления органом уголовного преследования.
Если имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам или иным лицам, которых он считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении согласно ч. 6 ст. 168 УПК не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись. Приведенная норма не регламентирует, каким образом в данном случае следует поступить. Очевидно, что любое заявление, поступающее в орган уголовного преследования, должно быть подписано лицом, его составившим. Поэтому полагаем необходимым применить в этом случае правило, установленное ч. 8 ст. 193 УПК, согласно которому в подобном случае должны быть указаны вымышленные фамилия, имя и отчество, что отражается в специальном постановлении. В нем излагаются причины изменения подлинных анкетных данных, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые будут использованы в последующих действиях по уголовному делу [5].
Явка с повинной (ст.169 УПК) — это добровольное сообщение органу уголовного преследования лица о совершенном им преступлении, сделанное до предъявления ему постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его подозреваемым, об избрании в отношении его меры пресечения и вынесении постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Заявление о явке с повинной может быть устным и письменным. В случае явки с повинной устанавливаются данные о личности явившегося (место работы, жительства, судимость и др.); содержит ли деяние, о котором сообщило лицо, признаки преступления; имеются ли доказательства, в частности вещественные, мотивы, подтолкнувшие явившегося с повинной к признанию. Лицу разъясняется, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 63 УК явка с повинной является смягчающим ответственность обстоятельством. Согласно ч.1 ст. 88 УК в случае совершения впервые преступления, не представляющего большой общественной опасности, явка с повинной как проявление деятельного раскаяния лицо может при наличии указанных в Законе условий повлечь освобождение его от уголовной ответственности.
О явке с повинной составляется протокол, в котором подробно описывается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление.
Если в заявлении о повинной сообщается о совершении преступления совместно с другими лицами, явившийся с повинной предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Сообщение должностных лиц государственных органов, организаций (ст. 170 УПК) о преступлении исходит от юридических лиц и государственных органов, которые не имеют права возбуждать уголовные дела. Обязанность указанных органов информировать органы уголовного преследования о фактах преступлений вытекает из ряда ведомственных нормативных актов. Так, в Инструкции, прилагаемой к приказу Минздрава и МВД РБ от 4 августа 1994 г. сотрудники лечебно-профилактического учреждения при поступлении к ним лиц с телесными повреждениями криминального характера, лиц, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных, а также с признаками наркотического опьянения или несовершеннолетних с признаками отравления алкоголем или токсическими веществами обязаны немедленно поставить об этом в известность оперативного дежурного УВД или территориального органа внутренних дел и сделать соответствующую запись в журнале учёта поступивших к ним лиц [6, с. 384-385].
Сообщение должностных лиц государственных органов, организаций должно быть сделано в письменной форме, составлено на фирменном бланке, при наличии такого соответствующего органа, организации; подписано руководителем и по возможности скреплено печатью. К сообщению могут быть приложены документы и иные материалы, подтверждающие достоверность информации о преступлении (например, акт документальной ревизии, подтверждающий наличие недостачи).
Сообщение в средствах массовой информации (ст. 171 УПК) может быть поводом к возбуждению уголовного дела, если оно опубликовано в газете, в том числе многотиражной заводской газете или журнале, либо распространено по радио или телевидению. Это сообщение может быть и форме статьи, фельетона, интервью и любой другой публикации.
Должностное лицо средств массовой информации, которое опубликовало или распространило информацию о преступлении, по требованию органа уголовного преследования обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение. При необходимости для расследования или рассмотрения уголовного дела в суде по требованию органа, ведущего уголовный процесс, называется источник информации и данные о лице, представившем сведении для прессы.
Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления. Особенность данного повода к возбуждению уголовного дела состоит в том, что факт совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, обнаруживается непосредственно дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором, т. е. органом уголовного преследования, имеющим право возбуждать уголовное дело. В перечне этих органов не упоминается суд, поскольку новым уголовно-процессуальным законом сделан акцент на исключении из его деятельности каких бы то ни было обвинительных функций, одной на которых является возбуждение уголовного дела. В связи с этим можно предположить, что при выявлении судом в процессе прокурору.
Дознаватель, следователь, прокурор могут обнаружить признаки другого преступления в процессе расследования по уголовному делу, находящемуся в их производстве, могут быть очевидцами преступления. Орган дознания может выявить готовящееся или совершенное преступление в результате оперативно розыскной деятельности, а прокурор в ходе проверок в порядке общего надзора, надзора за органами предварительного расследования, за соблюдением законности в местах содержания лиц, заключенных под стражу, за законностью применения других мер процессуального принуждения[7].
Кроме того, как указано выше, проверке подлежат и анонимные заявления, если в них сообщается о совершенном и готовящемся преступлении. Подтвержденная в ходе проверки органом дознания содержащаяся в анонимном заявлении информация о совершенном или готовящемся преступлении является вышеуказанным поводом к возбуждению уголовного дела, т.е. непосредственным обнаружением признаков преступления органом дознания.
Под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ст. 166 УПК, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (п.1 ст.167 УПК) или исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведёнными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным (п.2 ст. 167 УПК). Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК. Вывод о совершении преступления, как и квалификация преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела, носят предположительный характер и могут быть изменены в дальнейшем производстве по делу. Фактически вывод о преступлении и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела является выражением одной из возможных версий происшедшего события и подлежит проверке путем выдвижения и проверке иных версий.
Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно-процессуальном законе, обозначена юридическим понятием "рассмотрение сообщения о преступлении"[5].
Общий порядок рассмотрения сообщения о преступлении регламентирован ст. 172 УПК. В соответствии с ч.1 ст.172 УПК орган дознания обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела – не позднее десяти суток (ч.1 ст. 173 УПК).
Срок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в органе уголовного преследования, а днем окончания — день вынесения постановления о принятом решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязательной регистрации и учету. Укрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.
Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме).
Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие следователя (дознавателя), прокурора и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 142 УПК РБ.
Если заявление или сообщение о преступлении вызывает сомнения в наличии преступного деяния, производится проверка поступившей информации о преступлении. Законом разрешено в ходе этой проверки в целях восполнения полученных сведений о преступлении производить следующие действия:
получить объяснения у очевидцев и других лиц;
истребовать дополнительные документы от граждан и должностных лиц;
запросить характеристики, справки о судимости;
произвести инвентаризацию, ревизию и другие, не являющиеся следственными, действия;
кроме того, до возбуждения уголовного дела законом разрешены также такие следственные действия, как осмотр места происшествия, трупа, местности, личный обыск и экспертиза. Причем согласно части 2 статьи 226 УПК разрешены не все виды экспертиз, а только те, которые касаются определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений, а также иные экспертизы, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
новеллой в законе является норма, разрешающая до возбуждения уголовного дела задержание лица в связи с непосредственно возникшим подозрением в совершении им преступления, т.е. застигнутого при совершении преступления, или если на нем обнаружены явные следы преступления и т.п. (ст. 108 УПК)[8].
По результатам проверки заявлений и сообщений о преступлении выносится согласно статье 174 УПК одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче заявления или сообщения о преступлении по подследственности, о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со ст. 426 УПК уголовное дело частного обвинения, о чем во всех четырёх случаях выносится мотивированное постановление.
Следует иметь в виду еще одно решение, которое предусмотрено в УПК по заявлению о преступлении,— это решение об ускоренном досудебном производстве по поступившему сообщению о преступлении. Об этом решении не указывается в разделе УПК, регламентирующем возбуждение уголовного дела. Ускоренное производство относится к особому производству в уголовном процессе и регламентируется главой 47 УПК. Однако начинается оно в обычном для уголовного процесса порядке, т. е. с информации о совершенном преступлении, являющейся поводом к возбуждению уголовного дела.
По данному сообщению производятся такие же проверочные действия и принимаются те же решения, как и в стадии возбуждения уголовного дела. Проверочные же материалы в порядке ускоренного производства перерастают в случае возбуждения уголовного дела в материалы уголовного дела, которые, минуя стадию предварительного расследования, направляются в суд для рассмотрения по существу. Причем по этим преступлениям в определенных случаях разрешается и обычное расследование в форме дознания, а в некоторых случаях и в форме следствия. Поэтому представляется, что ч. 1 ст. 174 УПК целесообразно было бы дополнить п. 5, указывающим на возможность принятия по заявлению, сообщению о преступлении такого решения, как ускоренное досудебное производство.
Если в ходе проверки информации о преступлении не установлены основания для возбуждения уголовного дела, орган дознания, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела[9].
В УПК не содержится норм, указывающих непосредственно на основания к отказу в возбуждении дела. Они вытекают из ст. 29 УПК, предусматривающей обстоятельства исключающие производство по уголовному делу: отсутствие общественного деяния, предусмотренного уголовным законом; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности; вследствие акта амнистии; примирение лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по делам частного обвинения; отсутствие заявление лица, пострадавшего от преступления, если дело относится к делам частного обвинения; в отношении умершего лица; в отношении лица, о котором имеются вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению или определение суда о прекращении производства по уголовному делу по тому же основанию; в отношении лица, о котором имеются неотменённое постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении производства по уголовному делу по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; в случае вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния; при наличии оснований для освобождения от уголовной ответственности; в случае отказа должностного лица (органа) в даче согласия на возбуждение уголовного дела либо на привлечении лица в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления.
Однако, далеко не каждое из указанных в ст. 29 УПК обстоятельств автоматически влечёт отказ в возбуждении уголовного дела. Так, при наличии таких нереабилитирующих лицо оснований, как истечение сроков давности, или вследствие акта амнистии, когда он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние, дело может быть возбуждено и продолжено в обычном порядке, если лицо, которого оно касается, возражает против отказа в возбуждении уголовного дела и настаивает на рассмотрении данного дела в суде. Это право лица вытекает из принципа презумпции невиновности, согласно которому признать лицо виновным может только суд, в то время как в постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела по указанным основаниям будет зафиксировано, что лицо виновно в совершении деяния, но не подлежит уголовному наказанию.
Вызывает сомнение и возможность отказа в возбуждении уголовного дела по таким основаниям, указанным в ст. 29 УПК, как примирение лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым и отсутствие заявления пострадавшего по делам частного обвинения. Эти вопросы могут возникнуть только в суде и по уже возбужденному уголовному делу, в силу чего влекут не отказ в возбуждении, а прекращение производства по уголовному делу.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основаниями к отказу в возбуждении уголовного дела могут быть все указанные в ст. 29 УПК обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, кроме примирения лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым и отсутствия заявления пострадавшего по делам частного обвинения[10].
В уголовно-процессуальном законодательстве не предусматривается возможность отказа в возбуждении уголовного дела органом уголовного преследования по нереабилитирующим лицо основаниям в связи с применением к нему каких-либо других, помимо уголовных, мер ответственности. Применение этих мер отнесено к компетенции только судебных органов.
Своё решение об отказе в возбуждении уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор оформляют мотивированным постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия данного постановления в течении 24 часов направляется заявителю и прокурору. при этом заявителю должны быть разъяснены права и порядок обжалования данного постановления. Свою жалобу заявитель направляет надзирающему прокурору, а при несогласии с решением последнего - вышестоящему прокурору[11].
Если из поступившего заявления или сообщения усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушении законных интересов предприятий, учреждений, организаций, объединений, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, то одновременно с отказом в возбуждении уголовного дела заинтересованным лицам должны быть разъяснены право и порядок обращения в суд в целях восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства. Например, такое право имеют граждане, пострадавшие от преступления, в случае отказа в возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и которое повлекло причинение имущественного вреда.
Таким образом, подводя итог данной главе, можно отметить следующие основные положения. Возбуждение уголовного дела - начальная стадия процесса, в которой в связи с поступившей информацией о совершённом или готовящемся преступлении органы уголовного преследования путём проведения проверочных действий устанавливают наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и принятия соответствующего решения.
Стадия начинается с поступления информации о преступлении и заканчивается принятием решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче заявления по подследственности, о прекращении проверки и разъяснению заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются заявление граждан, явка с повинной, сообщение должностных лиц государственных органов, организаций, сообщение о преступлении в средствах массовой информации, непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Решение о возбуждении уголовного дела может быть принято только при наличии одного из оснований: 1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу; 2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведёнными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным. Уголовное дело не может быть возбуждено если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, указанные в ст. 29 УПК.
До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, экспертизы, личный обыск при задержании.
На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования.
2. ВИДЫ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ИХ РОЛЬ
Осмотр места происшествия. Осмотр места происшествия (ОМП) - это, как правило, неотложное действие, направленное на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме преступления, т.е. содержании преступной деятельности, и других обстоятельствах расследуемого события.
Под местом происшествия понимается участок местности или помещение, где произошло какое-то событие, подлежащее следственному осмотру, и в пределах которого обнаружены следы, свидетельствующие о возможности совершения преступления.
Цели осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для возбуждения уголовного дела или его расследования.
Определяя в целом задачи осмотра можно сказать, что они состоят в собирании и исследовании доказательств.
Общей задачей осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия.
Общая задача осмотра места происшествия разбивается на ряд частных задач:
изучение и фиксация обстановки осмотра места происшествия;
установление характера воздействия преступника на окружающую среду;
обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника;
выявление преступника и мотивов преступления;
установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Осмотр места происшествия имеет свои особенности, отличающие его от других видов осмотра. Во-первых, осмотр места происшествия является действием неотложным. Всякое промедление с его производством может повлечь за собой необратимые последствия: утрату доказательств, неоправданную затяжку расследования; более того расследование может оказаться безуспешным, а лица совершившие преступление, останутся безнаказанными. Другой важной особенностью осмотра места происшествия является его незаменимость. Непосредственное восприятие обстановки места происшествия невозможно заменить ни допросами обвиняемого, потерпевших, свидетелей, ни реконструкцией самой обстановки, ибо она не способна дать такую же полную и объективную информацию, какую дает действительная обстановка места происшествия. В-третьих, осмотр места происшествия - действие неповторимое, хотя повторные осмотры и возможны. При повторных осмотрах место происшествия всегда предстает перед следователем уже в измененном виде. Изменения бывают тем значительнее, чем более длительный период проходит между временем происшествия и временем осмотра, так и в силу объективных условий, сложившихся за истекший период. Поэтому осмотр можно даже назвать действием невосполнимым[12].
Лучшее время его проведения — дневное. Осмотр в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Данные, полученные в результате осмотра, позволяют принять правильное решение о возбуждении дела и выдвинуть обоснованные версии, подлежащие исследованию.
Осмотр места происшествия может быть проведен следователем, прокурором, сотрудником органа дознания. При обнаружении преступления, по которому предварительное следствие обязательно, о начале осмотра места
происшествия сотрудники органа дознания немедленно уведомляют прокурора.
В необходимых случаях при осмотре используются научно-технические средства, проводятся измерения, составляются планы и схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов. При возможности измаются сами следы вместе с предметом или его частью (ч.2 ст. 204 УПК). Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к уголовному делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются за подписью следователя, дознавателя и лиц, участвующих в осмотре (ч.3 ст. 204 УПК). Всё обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра ( ч.4 ст.204 УПК).
В случае необходимости для участия в осмотре места происшествия следует пригласить компетентного специалиста, не заинтересованного в исходе дела (п. 5 ст. 204 УПК). Специалист содействует следователю в обнаружении, фиксации и изъятии следов и предметов, могущих стать вещественными доказательствами, обращает внимание следователя на иные выявленные при осмотре обстоятельства, имеющие отношение к делу, и дает необходимые консультации. Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятием доказательств.
При необходимости получения соответствующих пояснений на месте происшествия следователь вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля (п. 5 ст. 204 УПК). Участвуя в осмотре, эти лица могут обращать внимание следователя на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Осмотр места происшествия и его обстановки представляет собой изучение и фиксацию:
1. рельефа местности, естественных и искусственных границ места происшествия;
2. характера и расположения помещения, прилегающих построений, ведущих к нему и от него путей, а также преград на этих путях;
3. пространственного расположения местных предметов, их положения относительно друг друга и расстояний между ними;
4. расположения предметов с точки зрения их целевого назначения и положения при обычном употреблении;
5. следов преступления и преступника;
6. отсутствие необходимых в данной обстановке предметов и следов;
7. наличия предметов, являющихся в данной обстановке чужеродными, сам факт обнаружения которых в данной обстановке необычен [13].
B ходе осмотра следователь производит измерения, фотографирование, киносъемку, составляет планы и схему, изготовляет слепки и оттиски следов.
В необходимых случаях изымаемые при осмотре предметы должны быть упакованы и опечатаны.
На заключительном этапе осмотра места происшествия производится фиксация его хода и результатов: составляется протокол: после прочтения протокол подписывается следователем и всеми участниками осмотра, а также присутствующими при этом лицами. В протоколе отмечается, производилась ли фотосъемка, снимались ли слепки и что прилагается к протоколу; окончательно отрабатываются планы, схемы и чертежи; объекты, обнаруженные и изъятые в ходе осмотра, упаковываются; в необходимых случаях принимаются меры по обеспечению сохранности объектов, которые невозможно или нецелесообразно изымать с места происшествия. Последовательное, поэтапное проведение осмотра места происшествия обеспечивает реализацию общих положений тактического характера, предъявляемых к осмотру - его своевременность, объективность, полноту, методичность[14].
Рассмотрение основных тактических положений осмотра места происшествия позволяет сделать вывод о том, что осмотр места происшествия является одним из важнейших действий, позволяющих следователю установить наличие или отсутствие признаков состава преступления в исследуемом событии, обнаружить и закрепить фактические данные, имеющие значение доказательств, выявить причины и условия, способствующие совершению преступления.
Осмотр местности. Фактические данные, имеющие значение для дела, могут быть обнаружены не только при осмотре места происшествия, но и путем осмотра помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия.
Осмотр местности может являться составной частью осмотра места происшествия, если это необходимо для отыскания следов преступления и других объектов. Вместе с тем он производится и для определения места происшествия или места преступления; с целью устранения существенных противоречий в показаниях обвиняемого, потерпевшего и свидетелей, а также для проверки объективности их показаний[15]. Как самостоятельное следственное действие он производится по правилам осмотра места происшествия.
Таким образом, осмотр участков местности, не являющихся местом происшествия, является важнейшим следственным действием, когда в ходе осмотра не предполагается обнаружить какие-либо следы совершенного преступления, но в то же время путем осмотра можно установить обстоятельства, имеющие доказательственное значение.
Осмотр трупа. В ходе осмотра происшествия могут проводиться и другие виды следственного осмотра. Так, в ряде случаев центральным объектом места происшествия является труп, первоначальный наружный осмотр которого проводится на месте его обнаружения. Порядок производства осмотра трупа регламентируется ст. 205 УПК. Осмотр трупа может быть не только составной частью осмотра места происшествия, но и самостоятельным следственным действием (если осмотр производится в морге или медицинском учреждении, куда был доставлен потерпевший с места происшествия, а также при эксгумации трупа).
Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения проводится следователем с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иного врача, который наделяется всеми правами и обязанностями, установленными законом для специалиста - судебного медика. По этому поводу необходимо заметить, что привлечение врача другой специальности к осмотру трупа не очень желательно, так как такие врачи не имеют достаточного опыта в такого рода работе, и соответственно их нельзя считать компетентными. Однако, несмотря на обязательное участие специалиста в осмотре трупа, анализ практики показывает, что должны приниматься меры для обеспечения следователей комплектами необходимых средств для выполнения осмотров трупов с учетом сугубо следственных задач, решение которых способствует оперативному и качественному проведению судебно-медицинских экспертиз [16]. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист.
Результаты осмотра места происшествия и трупа, а также время начала и окончания осмотра трупа фиксируются в протоколе осмотра места происшествия, составляемом следователем (ст. 205 УПК).
Осмотр трупа состоит из двух стадий: общий осмотр и детальный осмотр (статическая и динамическая стадия осмотра).
При общем осмотре трупа в статичном состоянии:
1. Фиксируется время начала осмотра трупа, температура окружающей среды и тела трупа с указанием той части тела трупа, в которой произведено измерение;
2. Фиксируется место положения и поза трупа. С этой целью вначале производится фотосъемка, описывается состояние поверхности, на которой лежит труп, а затем измеряется расстояние от теменной области головы и от пятки одной из его ног до неподвижных ориентиров (стен, окон и т.п.). Измерения проводятся от каждой точки по двум перпендикулярным линиям либо от тех же точек с помощью метода треугольника, при котором кроме расстояний по прямым линиям измеряется еще и основание образующего этими линиями треугольника. Если труп висит в петле, то измеряется расстояние от пола до носка обуви и до места крепления свободного конца петли, а также от ног до опоры, от узла петли до места ее крепления и др.;
3. Производится осмотр открытых частей тела, лица, головы и конечностей. При этом обращается внимание на наличие трупных явлений, телесные повреждения;
4. Осуществляется внешний осмотр одежды, обуви. Описывается внешнее состояние одежды и обуви и наличие на них загрязнения, повреждений. Загрязнения на одежде и обуви сопоставляются с окружающей обстановкой (окраска стен, пола, особенностями почвы и прочее).
5. Осматриваются орудия и иные предметы, обнаруженные на трупе (нож, торчащий из раны; петли и другие), фиксируются методом узловой и детальной фотосъемки, описывается их положение и состояние.
После общего осмотра тело переносится на другое место и осматривается ложе трупа (место, где лежал труп), предварительно очерченное мелом или обозначенное иным способом. При этом фиксируется состояние поверхности (сухая она или влажная). Под трупом могут находиться различные объекты (пуля, гильза и т.п.), которые оставляют соответствующие оттиски на коже. Результаты их сопоставления фиксируются в протоколе осмотра[17].
Детальный осмотр трупа начинается с детального осмотра его одежды. Имеет определенные особенности осмотр одежды трупов лиц, убитых по заказу. В этом случае особое внимание обращается на ключи от квартиры, служебных кабинетов и сейфов, где могут находиться важные для расследования заказных убийств документы, предметы, осмотр и изучение которых могут определить круг подозреваемых, причастных к убийству. Осмотр одежды сопровождается раздеванием трупа. Каждая часть одежды осматривается отдельно и в совокупности с другими частями одежды. При детальном осмотре одежды выясняется: соответствует ли она размерам трупа, все ли части одежды одеты налицо, какие предметы находятся в одежде трупа, есть ли на одежде метки и какие именно, запах одежды.
Затем производится осмотр тела трупа. Основной целью этой стадии осмотра является выявление всех особенностей на теле трупа, повреждений и трупных явлений. Если личность погибшего неизвестна, особенности фиксируются с предельной тщательностью, включая родинки, строение зубного аппарата и т.д. Труп подробно описывают по методу "словесного портрета".
До начала и в процессе осмотра труп фотографируется. При этом желательно применять цветную съемку.
На основании данных осмотра трупа врач-специалист в устной форме может ответить следователю на такие вопросы, как:
* Какова приблизительно давность наступления смерти?
* Есть ли признаки изменения положения трупа после наступления смерти?
* Имеются ли на трупе наружные повреждения, каким предположительно орудием (оружием) они нанесены?
* Какова возможная причина смерти?
При необходимости могут быть даны ответы и на другие вопросы, не выходящие за пределы его компетенции и не требующие дополнительных исследований. Высказывания врача-специалиста в ходе осмотра служат предварительным мнением и не должны рассматриваться как экспертное заключение. Однако, иногда, еще до возбуждения уголовного дела, вопреки требованиям закона, назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза, называемая не экспертизой, а исследованием. С такими отступлениями от формального соблюдения требований процессуального закона можно согласиться, ведь в противном случае невозможно было бы установить основания для возбуждения уголовного дела или отказа в его возбуждении [18].
В ходе осмотра неопознанного трупа его обязательно дактилоскопируют, фотографируют его левый и правый профиль и в двух экземплярах составляют опознавательную карту установленного образца. В целях опознания трупа его следует также предъявлять местным жителям. Если лицо загрязнено или обезображено, перед предъявлением делают туалет трупа, после которого его лицо снова фотографируют. Весьма желательно с лица трупа изготавливать посмертную гипсовую маску, которая имеет определенные преимущества перед фотоснимками, поскольку содержит ряд дополнительных идентификационных признаков [19].
Назначение и проведение экспертизы. В ходе досудебного производства по делу экспертиза может быть назначена как при принятии решения о его возбуждении, так и в стадии предварительного расследования.
Не без основания рядом авторов высказывается мнение о том, что назначение и производство экспертизы следует осуществлять до возбуждения уголовного дела, так как производство же, скажем, осмотра места происшествия в стадии возбуждения уголовного дела далеко не всегда способно решить все проблемы, связанные с установлением достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Без экспертизы, например, как правило, нельзя решить вопрос о наличии признаков преступления при дорожно-транспортном происшествии, причинении телесных повреждений. Следовательно, необходимо иметь мнение специалиста о степени тяжести телесных повреждений, причинах смерти, при обнаружении поддельных денежных знаков, сбыте копии картины под видом оригинала, изготовлении и хранении оружия, сбыте наркотических веществ. Во всех этих случаях требуются специальные познания. Поэтому целью назначения и производства экспертизы до возбуждения уголовного дела является проверка имеющихся данных о признаках преступления с помощью научного исследования вещественных доказательств, чтобы получить прочную доказательственную базу для возбуждения уголовного дела либо для принятия аргументированного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что поможет избежать возможные нарушения прав и гарантий личности[20].
В соответствии с частью 2 ст. 227 УПК РБ до возбуждения уголовного дела допускается назначение судебно-медицинской экспертизы для определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений и иных экспертиз, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Не могут назначаться экспертизы, связанные с применением мер процессуального принуждения в отношении физических лиц.
В процессе расследования по уголовному делу следователь, дознаватель постоянно сталкиваются с необходимостью получения ответа на вопросы не правового характера, занимающие значительное место в раскрытии преступления. К ним относятся, например, установление факта принадлежности крови, отпечатка следа определенному лицу, установление психического состояния, причины смерти лица и т.д. Данные вопросы разрешаются в установленном законом порядке экспертным путем.
Основанием для назначения экспертизы является необходимость использования специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле в целях исследования обстоятельств преступления.
Признав необходимым проведение экспертизы, следователь, дознаватель выносят об этом постановление, которое является единственным процессуальным основанием для проведения экспертизы по уголовному делу. Замена его какими бы то ни было другими документами недопустима.
В постановлении указываются основания назначения экспертизы; фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором она должна проводиться; обстоятельства дела, имеющие отношение к экспертизе; вопросы, поставленные перед экспертом; какие материалы предоставлены в распоряжение эксперта[7].
Постановление о назначении экспертизы объявляется под расписку подозреваемому, обвиняемому, их законным представителям и защитникам, а также подвергаемым экспертизе свидетелю и потерпевшему. Одновременно им разъясняются их права, предусмотренные статьей 229 УПК. Удовлетворяя заявленные ходатайства, следователь, дознаватель изменяют или дополняют свое постановление о назначении экспертизы, а в случае несогласия с ними — выносят мотивированное постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, которые под расписку объявляются лицу, заявившему ходатайство.
Очень важным моментом в назначении экспертизы является выбор вида экспертизы, надлежащего эксперта, очередности экспертных исследований одного и того же объекта. Допущенные при этом ошибки могут повлечь утрату доказательства, повреждение или уничтожение объекта экспертного исследования, необходимость повторной экспертизы и другие отрицательные последствия [21].
Как правило, экспертизу проводят эксперты, работающие в экспертном учреждении. В этом случае эксперт или группа экспертов определяются руководителем экспертного учреждения, который, поручая проведение экспертизы, разъясняет эксперту его права и обязанности, предусмотренные ст. 61 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отказ либо уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей, о чём берёт у него подписку, которая вместе с заключением направляется следователю, дознавателю.
Вместе с тем в случае отсутствия экспертных учреждений в той или иной отрасли знаний следователь, дознаватель, придя к выводу о необходимости экспертного исследования, определяют лицо, обладающее соответствующими познаниями, удостоверяются в его личности, специальности, образовании, компетентности, выясняют его отношения с обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим и лицом, подвергаемым экспертизе, и проверяют, нет ли оснований для отвода.
Если оснований для отвода не выявлено, следователь, дознаватель выполняют те же действия, что и руководитель экспертного учреждения, по разъяснению прав и обязанностей эксперта, по предупреждению его об уголовной ответственности по ст. 401, 402 УК.
Направляя эксперту постановление о назначении экспертизы, следователь, дознаватель одновременно прилагают к нему материалы уголовного дела, относящиеся к предмету экспертного исследования, предметы, документы. Если объектом исследования являются подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель (например, в целях установления их психического или иного болезненного состояния), следователь, дознаватель обеспечивают их присутствие на экспертизе. Необходимым атрибутом экспертного исследования нередко являются образцы для сравнительного исследования, которые направляются эксперту вместе со всеми другими материалами.
Личный обыск при задержании. Личный обыск производится немедленно при задержании преступника. Личный обыск необходим для того, чтобы лишить преступника средств нападения или самоубийства путем изъятия у него всего того, что может служить ему орудием (бритва, нож, пистолет, табак, порошки, яды и т. п.).
Личный обыск проводится с целью отыскания орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для дела. Это следственное действие предполагает правомерное ограничение телесной неприкосновенности личности и, как правило, сопряжено с применением принуждения. Само требование следователя о выдаче скрываемых предметов и документов носит принудительный характер. Оно воздействует на психику лица, побуждая его вопреки своей воле предоставить в распоряжение следователя отыскиваемые им предметы. Если же такого психического воздействия недостаточно, то допустимо применение физического принуждения для отыскания и изъятия скрываемых предметов [7].
При наличии согласия на выдачу вещи это следственное действие проводится не принудительно, а на основе добровольности (ч. 2 ст. 212 УПК). Несомненно, что сам факт выдачи вещи по требованию следователя указывает на добровольный характер выемки. Юридически важно зафиксировать, сам ли субъект выдал отыскиваемую вещь, или ее пришлось отобрать силой.
В случаях, когда лицо подлежит задержанию возникает необходимость в одновременном проведении и личного обыска для изъятия у задержанного документов, удостоверяющих личность, оружия, вещественных доказательств. Задержание служит пресечению преступлений.
Личный обыск подозреваемого при задержании делается без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск подозреваемого делается должностным лицом одного с ним пола. Личный обыск проводится без участия понятых, но если следователь или дознаватель считают необходимым их участие, то допускается не менее двух понятых того же пола. Если в личном обыске участвует специалист, он обязан быть того же пола, что и подозреваемый (ст. 202, 211 УПК).
Личный обыск, в свою очередь, делится на обыск одежды, носимых вещей и на обыск тела. Обыск одежды должен быть очень тщательным. Обыску подлежит вся без исключения одежда, начиная от головного убора и кончая ботинками. В головном уборе, следует обратить внимание на подкладку и клеенчатую часть, а также пощупать или вспороть то место, куда нашивается марка ателье или фабрики. Следует просмотреть и козырек, так как между его составными частями может быть скрыт искомый документ. При осмотре одежды внимательному исследованию подлежат углы пиджака, подкладка, швы, заплаты. Подозрительные участки одежды прощупываются, прокалываются и, наконец, распарываются. Серьезное внимание следует обращать на воротнички под костюм, воротники пальто и пр.[2]
Самому тщательному осмотру подвергаются найденные у преступника различные предметы: папиросы или курительная трубка, спички, часы, портсигар и т. п.
При обыске тела внимательному осмотру, при участии врача, подлежат все естественные отверстия человека. Рекомендуется обыскиваемой женщине расчесать волосы (обыск тела производит лицо того же пола, что и обыскиваемый). Объем личного обыска определяется характером дела и теми предметами, какие предполагает обнаружить у обыскиваемого следователь.
Объяснения граждан и должностных лиц. В качестве одного из процессуальных средств проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела возможно получение объяснений от граждан и должностных лиц. При этом законодатель не регламентирует порядок производства названного проверочного действия. Получение объяснений – это получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии либо причастных к нему лицах. Объяснения граждан это фактически тот же допрос, но юридически это не допрос, а "беседа", и участник "беседы" не обязан давать показания и не несет ответственности за отказ от показаний и за дачу заведомо ложных показаний [22]. Об этом он заранее извещается.
Перед началом дачи объяснений лицу должна быть разъяснена причина вызова; ему также сообщается об обстоятельствах, интересующих следователя, и разъясняется право лица на собственноручное их изложение в протоколе. Обязательно указываются: анкетные данные лица, дающего их; дата и место его рождения; место работы (учебы); место жительства. Эти данные должны быть внесены в объяснение на основании документа, удостоверяющего личность. В протоколе объяснения лица также должно быть указано: место и время составления протокола получения объяснения; должность, специальное звание, фамилия лица, его составившего; разъяснение прав лицу, дающему объяснение, и сообщенные им сведения; данные об ознакомлении его с содержанием протокола а также подписи лица, давшего объяснение, и должностного лица, составившего протокол. Лицу, давшему объяснение, должно быть предоставлено право предварительно ознакомиться с данными, внесенными в документ, требовать занесения в протокол всех замечаний и дополнений по содержанию и порядку дачи объяснений[23].
Объяснения граждан может получать следователь, дознаватель, прокурор, а также другие лица по поручению следователя, дознавателя или прокурора. Объяснения граждан могут даваться в любой обстановке и в любом месте.
Объяснения не являются источником доказательства, но в ряде случаев без их получения не представляется возможным решить вопрос о фактическом наличии или отсутствии в исследуемом событии признаков преступления. В этой связи представляется правильной точка зрения А. Ф. Аубакирова, Ю. Д. Лившица, А. Я. Гинзбурга о том, что "предметом объяснений являются сведения, убеждающие лишь в наличии признаков преступления и дающие возможность решить вопрос о возбуждении уголовного дела" [24, с. 132].
Участие граждан в производстве данного проверочного мероприятия является одним из путей реализации их гражданского долга по оказанию содействия правоохранительным органам в обнаружении, раскрытии, пресечении преступлений.
Истребование дополнительных документов. Ещё в 1991 г. закон "О милиции" предоставил милиции право истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы.
Ч. 2 ст. 173 УПК наделяет орган внутренних дел правом лишь на истребование дополнительных документов у индивидуальных предпринимателей и предприятий. Она ничего не говорит об их выемке (изъятии). И это не случайно, ибо процедура изъятия документов в рамках осуществления уголовно-процессуальной деятельности, а проверка заявления (сообщения) о преступлении является деятельностью уголовно-процессуальной, может осуществляться только в порядке, предусмотренном статьей 210 УПК. Изъять документы в соответствии со статьей 210 УПК можно только при наличии возбужденного уголовного дела и постановления о производстве выемки [25].
Чаще всего истребуются такие документы как накладные, справки, акты ревизий, выписки из приказов, характеристики и т.п.
Истребованные дополнительные документы наряду с основными документами обладают одинаковой юридической силой.
Таким образом, подводя итог данной главе, можно сказать, что к проверочным мероприятиям относятся осмотр места происшествия, местности, трупа, назначение и проведение экспертизы, личный обыск при задержании, получение объяснений и истребование дополнительных документов.
Осмотр места происшествия (ОМП) - это, как правило, неотложное действие, направленное на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме преступления. Общей задачей осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия. Цели осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для возбуждения уголовного дела или его расследования. Осмотр места происшествия является одним из важнейших действий, позволяющих следователю установить наличие или отсутствие признаков состава преступления в исследуемом событии, обнаружить и закрепить фактические данные, имеющие значение доказательств, выявить причины и условия, способствующие совершению преступления.
Осмотр участков местности, не являющихся местом происшествия, является важнейшим следственным действием, когда в ходе осмотра не предполагается обнаружить какие-либо следы совершенного преступления, но в то же время путем осмотра можно установить обстоятельства, имеющие доказательственное значение.
В ряде случаев центральным объектом места происшествия является труп, первоначальный наружный осмотр которого проводится на месте его обнаружения. Осмотр трупа может быть не только составной частью осмотра места происшествия, но и самостоятельным следственным действием. Осмотр проводит следователь, дознаватель с участием врача-специалиста в области судебной медицины. Осмотр трупа является важным следственным действием, когда в ходе осмотра могут быть обнаружены вещественные доказательства, необходимые для уголовного дела, а также для отображения реальной обстановки совершения преступления.
Назначение и производство экспертизы в ряде случаев следует осуществлять до возбуждения уголовного дела, так как тот же осмотр места происшествия в стадии возбуждения уголовного дела далеко не всегда способен решить все проблемы, связанные с установлением достаточных данных, указывающих на признаки преступления. До возбуждения уголовного дела допускается назначение судебно-медицинской экспертизы для определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений и иных экспертиз, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием для назначения экспертизы является необходимость использования специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле в целях исследования обстоятельств преступления.
Личный обыск производится немедленно при задержании преступника. Для его проведения не требуется санкция прокурора и постановления следователя. Результаты фиксируются в протоколе. При наличии согласия на выдачу вещи это действие проводится не принудительно, а на основе добровольности. Личный обыск проводится с целью отыскания орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для возбуждения уголовного дела.
В качестве одного из процессуальных средств проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела возможно получение объяснений от граждан и должностных лиц. Получение объяснений – это получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии либо причастных к нему лицах. Объяснения не являются источником доказательства, но в ряде случаев без их получения не представляется возможным решить вопрос о фактическом наличии или отсутствии в исследуемом событии признаков преступления.
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
возбуждение уголовный дело досудебный проверочный
Доследственный уголовный процесс занимает особое место в общей процессуальной системе. С него он начинается и без него названная система не может выполнить свое функциональное назначение. Именно доследственный уголовный процесс создает для всех структурных элементов, образующих общую процессуальную систему, достаточные фактические и правовые основания для их дальнейшего функционирования. В структуре УПК такое положение доследственного уголовного процесса должно быть выделено в общей правовой регламентации в виде самостоятельного раздела под названием "Доследственный уголовный процесс"[26].
Достижение истины в доследственном уголовном процессе осуществляется на основе определённой системы доследственных процессуальных действий. К ним мы относим: получение объяснений граждан и должностных лиц (отражаемое в соответствующем протоколе); доследственный осмотр места происшествия, местности, трупа; истребование относимых к данному производству дополнительных документов; назначение и проведение экспертизы; личный обыск при задержании. Исчерпывающий перечень таких действий, как и процессуальный порядок производства каждого из них должен быть обстоятельно регламентирован в определённой совокупности взаимосвязанных норм. При этом в законе должно быть определено их место в общей системе познавательных действий (т.е. соотношение доследственных со следственными и судебными действиями), а также вполне определённо указаны те последствия, которые могут наступить в случае нарушения процессуального порядка их производства.
Не реформировать досудебное производство сегодня уже нельзя. Во-первых, решение стоящих перед данной стадией задач зачастую упирается в нехватку процессуальных средств. Во-вторых, некоторые предусмотренные в данной стадии средства собирания и исследования доказательств носят непоследовательный, противоречивый, а порой искусственный характер. Взять, например, получение объяснений от граждан, которое М. М. Михеенко предлагает обозначить в законе в качестве самостоятельного источника фактических данных — доказательств[27, c. 415]. Чем оно отличается от допроса? Практически одним обстоятельством: при допросе граждане предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, а при объяснении до возбуждения дела — нет.
Представим ситуацию, что лицо, дающее объяснение, руководствуясь принципом "что не запрещено, то можно", солгало. После этого следователь возбудил уголовное дело и вызвал такое лицо для допроса в качестве свидетеля. Выполняя требования закона, он обязан предупредить его об ответственности за отказ от дачи или за дачу заведомо ложных показаний. Как быть гражданину? В его понимании — любые действия могут повлечь уголовную ответственность.
Подойдем к проблеме с другой стороны. Например, два гражданина стали очевидцами преступления. Один добросовестно выполняя свой гражданский долг и требования закона, сделал заявление об известном ему преступлении. При этом он будет предупрежден об ответственности за заведомо ложный донос. Другого с трудом убедили дать объяснение. Но вот парадокс. Оказывается для него никакой ответственности за дачу ложных сведений не предусмотрено. Хотя явись он сам в орган дознания первым, такую ответственность нес бы уже как заявитель.
Все это говорит в пользу вывода о необходимости разрешить допрос до возбуждения дела. Но если разрешить допрос свидетеля, то почему не разрешить очную ставку пли предъявление для опознания?
События последнего времени свидетельствуют о малоэффективной деятельности правоохранительных органов, в том числе следственных. Причины не в дне сегодняшнем. На протяжении последних 10 лет вопрос относительно реорганизации, реформирования следственных органов неоднократно становился предметом обсуждения на самых разных уровнях власти. Однако положительной динамики достигнуто так и не было. Все это привносило только нервозность в работу следственных подразделений. За это время нарушилась преемственность, образовался дефицит профессиональных кадров. Сократились потенциальные возможности влиять на криминогенную ситуацию в стране.
Одной из особенностей, допустим, осмотра места происшествия является то, что УПК не содержит отдельной нормы, посвященной исключительно указанному следственному действию. Это обстоятельство, несомненно, принижает его роль и значение в системе расследования и влечет за собой определенные трудности методологического характера.
Отсутствие в УПК специальной статьи, регламентирующей осмотр места происшествия, не без оснований рассматривается некоторыми отечественными криминалистами как пробел законодательства[28]. О необходимости законодательного обособления осмотра места происшествия и недопустимости "сливать в одну категорию разнородные по существу следственные акты: осмотры и освидетельствования, повторяя ошибку дореволюционного законодательства" говорил в свое время известный криминалист В.И.Громов [29, c. 164].
К сожалению, разработчики нового УПК не учли мнения криминалистов, повторив применительно к осмотру законодательную конструкцию УПК БССР от 29 декабря 1960 г. и 1922 г. Кроме того, в УПК, несмотря на многократное использование термина "осмотр", нет определения указанного понятия.
По сравнению с УПК БССР в УПК РБ внесено значительное количество изменений, позволивших устранить некоторые противоречия, привести отдельные положения закона в соответствие с реалиями следственно-судебной практики. Многие процессуальные институты подверглись существенной переработке. В действующем Кодексе нашли отражение идеи демократизации и гуманизации судопроизводства по уголовным делам, признан приоритет прав и свобод человека и гражданина и законодательно закреплен механизм их правового регулирования.
Таким образом, можно сделать вывод что теория и практика не стоят на месте. В силу того, что они постоянно между собой взаимодействуют, они дополняют друг друга и, можно сказать, подстраиваются друг под друга. Сейчас большое внимание уделяется идее расширения спектра проверочных мероприятий, их правовой регламентации. Даже изменения последних нескольких лет могут уже сказать о многом. Например, разрешено проведение до возбуждения уголовного дела осмотра местности, трупа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возбуждение уголовного дела - начальная стадия процесса, в которой в связи с поступившей информацией о совершённом или готовящемся преступлении органы уголовного преследования путём проведения проверочных действий устанавливают наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и принятия соответствующего решения.
Стадия начинается с поступления информации о преступлении и заканчивается принятием решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче заявления по подследственности, о прекращении проверки и разъяснению заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются заявление граждан, явка с повинной, сообщение должностных лиц государственных органов, организаций, сообщение о преступлении в средствах массовой информации, непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Решение о возбуждении уголовного дела может быть принято только при наличии одного из оснований: 1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу; 2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведёнными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным. Уголовное дело не может быть возбуждено если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, указанные в ст. 29 УПК.
До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, экспертизы, личный обыск при задержании.
На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования.
Осмотр места происшествия (ОМП) - это, как правило, неотложное действие, направленное на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме преступления. Общей задачей осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия. Цели осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для возбуждения уголовного дела или его расследования. Осмотр места происшествия является одним из важнейших действий, позволяющих следователю установить наличие или отсутствие признаков состава преступления в исследуемом событии, обнаружить и закрепить фактические данные, имеющие значение доказательств, выявить причины и условия, способствующие совершению преступления.
Осмотр участков местности, не являющихся местом происшествия, является важнейшим следственным действием, когда в ходе осмотра не предполагается обнаружить какие-либо следы совершенного преступления, но в то же время путем осмотра можно установить обстоятельства, имеющие доказательственное значение.
В ряде случаев центральным объектом места происшествия является труп, первоначальный наружный осмотр которого проводится на месте его обнаружения. Осмотр трупа может быть не только составной частью осмотра места происшествия, но и самостоятельным следственным действием. Осмотр проводит следователь, дознаватель с участием врача-специалиста в области судебной медицины. Осмотр трупа является важным следственным действием, когда в ходе осмотра могут быть обнаружены вещественные доказательства, необходимые для уголовного дела, а также для отображения реальной обстановки совершения преступления.
Назначение и производство экспертизы в ряде случаев следует осуществлять до возбуждения уголовного дела, так как тот же осмотр места происшествия в стадии возбуждения уголовного дела далеко не всегда способен решить все проблемы, связанные с установлением достаточных данных, указывающих на признаки преступления. До возбуждения уголовного дела допускается назначение судебно-медицинской экспертизы для определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений и иных экспертиз, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием для назначения экспертизы является необходимость использования специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле в целях исследования обстоятельств преступления.
Личный обыск производится немедленно при задержании преступника. Для его проведения не требуется санкция прокурора и постановления следователя. Результаты фиксируются в протоколе. При наличии согласия на выдачу вещи это действие проводится не принудительно, а на основе добровольности. Личный обыск проводится с целью отыскания орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для возбуждения уголовного дела.
В качестве одного из процессуальных средств проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела возможно получение объяснений от граждан и должностных лиц. Получение объяснений – это получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии либо причастных к нему лицах. Объяснения не являются источником доказательства, но в ряде случаев без их получения не представляется возможным решить вопрос о фактическом наличии или отсутствии в исследуемом событии признаков преступления.
Не реформировать досудебное производство уже нельзя. На современном этапе развития идёт чёткая тенденция на расширение спектра мероприятий, проводимых до возбуждения уголовного дела. Если ещё недавно невозможно было производство осмотра местности и трупа, то уже сейчас это стало реальным. Вносится значительное количество изменений, позволяющих устранить некоторые противоречия, привести отдельные положения закона в соответствие с реалиями практики. Многие процессуальные институты подверглись существенной переработке. В действующем Кодексе нашли отражение идеи демократизации и гуманизации судопроизводства по уголовным делам, признан приоритет прав и свобод человека и гражданина и законодательно закреплен механизм их правового регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Текст] : с изм. и доп. по состоянию на 1 февраля 2009 г. – Офиц. изд. – Мн.: НЦПИ Беларуси, 2009. - 596 с.
Лупинская, П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации [Текст] : Учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. — М.: Юристъ, 2003. – 365 с.
Уголовный кодекс Республики Беларусь [Текст] : с изм. и доп. по состоянию на 1 января 2009 г. – Мн.: НЦПИ Беларуси, 2008. – 350 с.
Об обращениях граждан : закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XІІІ // Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, - 1996. – № 21.
Мытник, П.М. Уголовный процесс. Судебные стадии [Текст] : Лекции / под ред. П.М. Мытника. – Мн.: Тесей; 2001. – 235 с.
О порядке учёта граждан, обратившихся (поступивших) в лечебные учреждения с травмами, отравлениями или другими механическими повреждениями криминального характера : приказ Министерства Здравоохранения и Министерства Внутренних Дел от 4 августа 1994 г. // Сборник постатейных материалов к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь – Мн., 1996.
Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть [Текст] : Учебник / Л.И. Кукреш. – Мн.: Тесей.; 2000. – 617 с.
Гуценко, К.Ф. Уголовный процесс [Текст] : Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. К.Ф. Гуценко. – М., 1997. – 430 с.
Победкин, А.В. Уголовный процесс [Текст] : Учебник / А.В. Победкин, В.Н. Яшин. – М.: Высш. шк.; 2002. – 359 с.
Зеленецкий, В.С. Возбуждение уголовного дела [Текст] : учебное пособие / В.С. Зеленецкий - Х., 1998. – 320 с.
Борико, С.В. Уголовный процесс [Текст] : Учебник / С.В. Борико. – Мн.- 2000. – 475 с.
Вандышев, В.В. Уголовный процесс [Текст] : Курс лекций / В.В. Вандышев. – СПб.; 2002. – 562 с.
Дворкин, А.И. Осмотр места происшествия [Текст] : Практическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина. — М.: Юристъ, 2001. — 336 с.
Быховский, И.Е. Осмотр места происшествия [Текст] : Справочник следователя / И.Е. Быховский, Е.Н. Викторова и др. – М., 1982 г. – 330 с.
Леонова, О.В. Особенности проведения некоторых следственных действий по уголовно-процессуальному законодательству [Текст] : Сборник научных статей / О.В. Леонова - Самара; 2005. – 217 с.
Исаенко, В. Взаимодействие следователей и судебно-медицинских экспертов [Текст] : монографическая публикация // В. Исаенко // Законность – № 7 – 1996.
Дерягин, Г.Б. Осмотр трупа на месте его обнаружения [Текст] : Практическое пособие / Г.Б. Дерягин, З.И. Тараскина. – Архангельск, 1996. – 278 с.
Яни, П. Доследственная проверка: ваши права [Текст] : монографическая публикация // П. Яни // Человек и закон. – № 2. – 1996.
Грамович, Г.И. Особенности осмотра неопознанных трупов [Текст] : учебное пособие / Г.И. Грамович – Мн., 1993. – 257 с.
Францифиров, Ю. Производство экспертизы до возбуждения уголовного дела [Текст] : статья // Ю.Францифиров, В. Николайченко, Н. Громов // Российская юстиция. - № 3. - 1999.
Божьев, В.П. Уголовный процесс [Текст] : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002. – 673 с.
Гражданин и следствие. Правовые и психологические аспекты [Текст] : сборник консультативных и иллюстрационных материалов к семинару, 5 выпуск. - Мн. - 2003.
Березина, Л.В. Объяснения граждан и должностных лиц в стадии возбуждения уголовного дела [Текст] : статья // Л.В. Березина, В.М. Быков // Закон. – № 6. – 2000.
Аубакиров, А.Ф. Проблемы перестройки в уголовном судопроизводстве. Цель и средства в уголовном судопроизводстве [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Аубакиров, Ю.Д. Лившиц, А.Я. Гинзбург. – Н. Новгород, 1991. – 117 с.
Лукашов, А. О порядке изъятия (истребования) органами внутренних дел документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] : статья // А. Лукашов // Экономическая газета.- № 4. – 2004.
Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство: Проблемы эффективности и практика применения [Текст] : Сб. науч. тр. / ответственный редактор Миненок М.Г. – Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. – 97 с.
Михеенко, М.М. О предмете и средствах доказывания в уголовном процессе. Правова система України [Текст] : / М.М. Михеенко. - Київ, 1993. – 276 с.
Статус, В.Ф. Осмотр места происшествия (правовые, организационные и технико-криминалистические проблемы). Криминалистика. XXI век [Текст] : Материалы научно-практической конференции / Статус В.Ф. - В 2-х т. - М: ГУ ЭКЦ МВД России, 2001. Т. 2: Разд. 4 и 5, 320 с.
Громов, В.И. Дознание, предварительное следствие (Теория и техника расследования преступлений) [Текст] : Руководство для органов дознания и народных следователей / Под ред. Н.В. Крыленко. - М., 1926. – 359 с.