Авторский договор как основание правомерного использования произведения (работа 2)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО « Мелеузовский механико-технологический техникум»

Авторский договор как основание правомерного использования произведения

ММТТ.КР.030503.25.2010

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право»

Студент: М.А. Ямщикова

Руководитель

работы: С.В. Неведрова

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время стали часто возникать споры между авторами произведений и издателями по вопросу о том, кому принадлежат права на опубликованные статьи, книги и иные литературные произведения.

Как правило, причиной подобных недоразумений являются небрежно составленные договоры о передаче авторских прав, или же вообще отсутствие каких-либо письменных соглашений. Если во времена Советского Союза существовали типовые договоры, которые являлись образцом для любого соглашения, то в настоящее время в целях обеспечения свободы договора (ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации) инициатива сторон не связывается какими-либо нормами типовых договоров.

Таким образом, стороны сами должны составлять соглашение, ориентируясь лишь на закон и, возможно, на сложившуюся практику установления отношений между автором и пользователем (заказчиком).

Предварительно следует сказать, что в нашей стране авторское право регулируется существенно меньшим числом нормативных актов, нежели иные области права. Однако и то незначительное количество норм, существующих на данный момент, далеко от совершенства и содержит довольно много пробелов и неточностей, порождающих необходимость толкования и разъяснения. На сегодняшний день основной массив норм, регулирующих сферу авторского права, содержится во Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Конституции РФ, Гражданском Кодексе РФ, Законе "Об авторском праве и смежных правах", Федеральном законе, Гражданском Кодексе РСФСР (раздел 4, в части, не противоречащей законодательству РФ), (напомним, что согласно п.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет над российскими законами). Этим определяется актуальность выбранной темы.

Цель данного исследования – рассмотреть авторский договор как основание правомерного использования произведения, определить понятие, виды и юридическую природу авторского договора, исследовать условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон, проанализировать исполнение обязанностей по авторскому договору, установить основания изменения и прекращения авторского договора.

В структурном плане работа состоит из введения, четырех глав теоретической части, заключения и списка литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятия, виды и юридическая природа авторского договора

1.1.1 Виды и классификации авторских договоров

В литературе встречается достаточно предложений о классификации авторских договоров (авторский договор об издании произведения; авторский договор о публичном исполнении произведения, авторский договор об использовании произведения в кинематографии; авторский договор об использовании произведения на телевидении и радио; авторский договор о публичном показе произведения; авторский договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства.) В зависимости от способа использования произведения могут заключаться и иные авторские договоры.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д. (2.7 стр.40)

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует. Порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и договоры заказа. Иными словами, эти виды авторских договоров характеризовались степенью готовности произведения. Содержащееся в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г., определение авторского договора объединяло договор на готовое произведение и договор заказа. То же происходило и с типовыми авторскими договорами. Например, согласно Типовому издательскому договору на литературные произведения 1975 г., автор передавал или обязывался создать и передать издательству для издания и переиздания свое произведение.

1.1.2 Стороны авторского договора

Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны и пользователь произведения с другой.

Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны).

Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно, в том числе заключают авторские договоры, самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может быть поручено ими одному из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию, обладающими гражданской дееспособностью. Если наследников несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникающий спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них.

Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, т. е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.

Иногда договорные отношения по поводу творческих произведений устанавливаются между авторами этих произведений и лицами, которые приобретают права на эти произведения не для последующего их использования в коммерческих целях, а для удовлетворения собственных нужд. Данные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако, носят не авторский, а подрядный характер, хотя сам творческий результат, безусловно, охраняется нормами авторского права.

Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Необходимо отметить также, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Согласно Закону права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

1.1.3 Договор о передаче исключительных и неисключительных прав

Авторский договор о передаче исключительных прав (1.7 п.2 ст.30) определен как соглашение, разрешающее использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав (1.7 п.3 ст.30) определен как соглашение, разрешающее пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

1.1.4 Договоры заказа и договоры на готовое произведение

Авторский договор заказа (1.7 ст. 33) – договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Систематический анализ норм закона и приведенных выше определений, позволят сформулировать «собирательное» определение авторского договора - это соглашение о передаче или обязанности передачи автором пользователю (приобретателю) своих прав на использование произведения в рамках и на условиях, согласованных сторонами.(2.5 стр. 97)

Как видно из данного определения, базисной категорией в дефиниции авторского договора является понятие «произведение». В национальном законодательстве Российской Федерации категория «произведения, являющиеся объектами авторского права» включает:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- другие произведения.

Важное значение имеет определение момента начала использования произведения. Началом использования произведения следует считать время выпуска его в свет. (3.1) Сдача рукописи литературного произведения в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут считаться использованием произведения.

В законе авторского договора заказа не исключает того, что автор самостоятельно может обратиться в организацию (издательство, театр, студию), предложив ей свое готовое произведение.

Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей рукописи и выполнения решения по ней(2.1 стр. 129).

Разумеется, издательства и иные организации, которые принимают к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей (3.2).

Тем не менее, принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация в течение этого срока должна письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами (2.10 стр. 236).

Таким образом, юридическая природа авторского договора заключается в том что, авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием - существует очень много видов авторского договора, в основном это договоры заказа и договоры на готовое произведение.

Так же руководствуясь выше изложенным можно дать договору определение как волевому акту, основанному на взаимном соглашении сторон, направленному на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений.

1.2 Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон

1.2.1 Условия авторского договора

Можно выделить несколько основных вопросов, ответы на которые должны быть согласованы сторонами при заключении авторского договора. Часть из них в случае отсутствия восполняется специально предусмотренными законом презумпциями (законодательными предположениями) или диспозитивными нормами, которые действуют, если сторонами договора не будут предусмотрены иные положения. Однако можно настоятельно рекомендовать при заключении договоров, связанных с передачей авторских прав и использованием произведений, включать непосредственно в их текст все основные условия, поскольку их отсутствие может весьма затруднить толкование договора в дальнейшем. (2.2 стр. 256)

Основные условия авторского договора:

- о передаваемых по авторскому договору видах прав и разрешаемых по такому договору способах использования произведения;

- об исключительности передаваемых прав, т.е. о передаче прав на исключительной либо на неисключительной основе (передаче исключительных или неисключительных прав);

- о сроке, на который передаются права по авторскому договору;

- о территории, для использования на которой передаются права по авторскому договору;

- о возможности дальнейшей передаче прав, т.е. о возможности или невозможности передаче полученных прав другим лицам;

- о вознаграждении – размерах, порядке выплаты и т.д.(2.2 стр.95).

Дополнительно следует обратить внимание на форму заключения авторского договора. В любом случае крайне желательно заключать такой договор в письменной форме, а если договор заключается с физическими лицами, то позаботиться также о нотариальном удостоверении во избежание сложностей в случае возникновения спора.

1.2.2 Права передаваемые по авторскому договору пользователю

Так, в ст. 16 Закона об Авторском Праве определяется перечень исключительных прав, которые позволяют автору или его правопреемникам разрешать или запрещать те или иные действия в отношении произведения (право на воспроизведение, право на распространение, право на передачу в эфир, право на публичное исполнение, право на перевод и т. д.).

Указание наиболее полного перечня передаваемых исключительных прав является особенно важным, поскольку закон предусматривает, что «все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными» (1.7 п. 2 ст. 31).

В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику Права, необходимые для использования Произведений указанными в настоящем договоре способами, в том числе:

1) право на воспроизведение;

2) право на распространение.

В зависимости от конкретных намерений издателя ему может потребоваться также право на импорт (если изготовленный тираж будет перевозиться из страны в страну, например ввозиться на территорию Российской Федерации), право на перевод (если книга будет переводиться на различные языки), право на переработку (если книга будет перерабатываться и использоваться, например, в виде комиксов или в сокращенном виде) и т. д.

В случае если передаются абсолютно все права на произведение, следует перечислить их все, а также не забыть о некоторых дополнительных возможностях, в том числе с учетом ожидающегося развития законодательства.

В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику все исключительные Права для использования Произведения любым способом и в любой форме, в том числе:

право на воспроизведение; право на распространение, право на сдачу в прокат и право на передачу в безвозмездное временное пользование; право на импорт; право на публичное исполнение; право на публичный показ; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на доведение до всеобщего сведения; право на перевод; право на переработку, включая случаи использования при создании аудиовизуальных произведений, а также права на субтитрирование и дублирование таких произведений; право на использование в качестве составных произведений и включение в иные составные произведения (включение в базы данных); право на регистрацию в качестве товарных знаков, знаков обслуживания и другие виды использования, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Правопреемник вправе использовать Произведения как целиком, так и в виде отдельных частей. Правопреемник вправе использовать Произведения совместно с любыми иными произведениями и (или) объектами смежных прав, в том числе путем включения их или их частей в любые другие произведения.

1.2.3 Срок действия договора

Срок, на который передаются авторские права, желательно оговорить непосредственно в авторском договоре. Закон содержит восполняющую норму о том, что при отсутствии в договоре условия о сроке он считается заключенным на 5 лет. Такой договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 мес. до расторжения договора (абзац второй ст. 31 п. 1).

Все же указание условия о сроке, на который передаются права, желательно включить в текст договора.

В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику предусмотренные настоящим договором Права на три года с даты заключения настоящего договора.

Возможны также иные варианты:

В соответствии с настоящим договором Права передаются Правопреемнику до 31 декабря 2008 г.

В соответствии с настоящим договором Права передаются Правопреемнику на весь срок действия таких Прав.

В настоящее время в России сложилось более или менее стандартное представление об обычных сроках передачи прав для различных сфер использования произведений. Так, в области книгоиздания права часто приобретаются издательствами на 3 года, но встречаются случаи приобретения прав на 5 и даже на 10 лет.

В киноиндустрии права приобретаются либо на весь срок их действия (хотя и не всегда на исключительной основе) либо на довольно длительные сроки – как правило, не менее 10 лет.

Кроме того, иногда оказывается полезным оговаривать передачу разных видов прав на разные сроки; например, при издании книги важным может оказаться оговорить дополнительный срок на распространение изданных экземпляров.

1.2.4 Размер порядок и сроки выплаты вознаграждения

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Минимальные

размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы. О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218. О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, см. постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524. Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.(1.7 ст. 31 об авторских и смежных правах).

На основании изложенного, рекомендую указывать в авторском

договоре наиболее полный перечень прав, а также и то, что по данному

договору делать не допускается и какие права по нему не передаются.

Подобное дублирование положений авторского договора позволит заранее исключить попытки недобросовестного толкования его условий.

При составлении договора необходимо учесть, что условия авторского договора, противоречащие положениям Закона, являются недействительными.

1.3 Исполнение обязанностей по авторскому договору

1.3.1 Исполнение обязанностей автором

Прежде всего, заметим, что в юридической литературе выделяют

следующие наиболее типичные нарушения авторами своих обязательств по

авторским договорам:

- просрочка автора в представлении произведения;

- выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно;

- отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором (автор должен дорабатывать произведение по требованию организации-заказчика, так, например, в одном из договоров указано: «По требованию Организации автор обязан вносить исправления (устранять выявляемые в ходе эксплуатации дефекты) в созданное научное произведение в том числе и в течение трехлетнего срока с момента прекращения трудовых отношений Автора с Организацией»(2.10 стр.22);

- нарушение обязанности лично выполнить работу;

- передача произведения для использования третьим лицам без согласия контрагента по договору о передаче исключительных прав.

В соответствии с действующим законодательством ответственность

автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в:

- возврате полученного им гонорара;

- одностороннем расторжении заключенного с ним договора;

- возложении на него обязанности по возмещению возникших у

пользователя убытков, а также в уплате им неустойки.

Условия реализации указанных выше санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре.

Необходимыми условиями наступления ответственности за причинение убытков являются: вина, факт причинения убытков, причинная связь между

виновными действиями и наступлением убытков, противоправный характер действий автора.

Для применения к автору такой меры ответственности, как возмещение убытков, должен быть доказан факт их причинения и обоснован их размер.

Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на пользователя.

Условием возложения на автора обязанности по возмещению убытков является наличие причинной связи между допущенным автором нарушением условий договора и наступившими последствиями. Обоснование данной связи также является обязанностью пользователя. Если он умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором своих обязательств, либо не принял мер к их уменьшению, суд вправе уменьшить размер ответственности автора.

Наконец, реализация любых предусмотренных договором или законом санкций находится в прямой зависимости от наличия в действиях автора признака противоправности.

В тех случаях, когда обязанности перед заказчиком принимают на себя несколько соавторов, имеет место гражданско-правовое обязательство со множеством лиц на одной его стороне (1.6 п.1 ст.9).

Ответственность (границы, пределы, а точнее рамки ответственности) соавторов никак не урегулирована законом «Об авторском праве…» в этой связи, зачастую, возникают споры на практике, когда, например, один соавтор провинился, а другие добросовестно выполнили свои обязанности.

Исследователи обращают внимание на сложность взыскания выплаченных соавторам сумм авторского вознаграждения или применения к ним иных предусмотренных договором или законом санкций. На этот счет в российской юридической литературе в течение длительного времени ведутся дискуссии между сторонниками солидарной и долевой ответственности соавторов. Согласимся с точкой зрения о том, что ответственность соавторов может быть только долевой(2.6 стр. 296).

Как верно отмечалось в литературе, неделимость произведения как предмета обязательства не может сама по себе предрешать вопрос о солидарной ответственности за неисполнение договора, а следовательно, о возможности заказчика требовать от каждого соавтора возврата полученного им вознаграждения или возврата всех выплаченных соавторам сумм с одного из них(2.9 стр.133). Это вытекает из того, что в авторском договоре заказчик не может требовать солидарного исполнения договора от соавторов. Более того, исходя из действующего законодательства, следует признать, что взыскание авторского вознаграждения или причиненных убытков в долевом порядке возможно лишь с тех соавторов, которые нарушили свои обязательства по договору. Возложение ответственности на соавторов, выполнивших свои договорные обязательства, недопустимо, так как для этого необходимо доказательство их вины, которая в данном случае отсутствует.

1.3.2 Исполнение обязанностей пользователем

Наиболее типичными нарушениями авторского договора заказчиками (пользователями) являются:

- нарушение обязанности использовать произведение;

- несвоевременная выплата вознаграждения;

- использование произведения в больших объемах чем это предоставлено договором.(1.10)

В этой связи подчеркнем, что заказчик (пользователь) несет ответственность за исполнение тех обязательств, которые возложены на него договором:

- нарушение обязанности использовать произведение;

- причинение автору убытков;

- нарушение целостности произведения;

- невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д.

В случае если ответственность заказчика (пользователя) в договоре не указана, последний может быть привлечен к ответственности на основе общих положений ГК РФ. Так как обязательство между заказчиком (пользователем) и автором носит денежный характер, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, заказчик (пользователь) несет ответственность за неисполнение денежного обязательства в размере процентов на сумму этих средств. Такой процент определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства (в настоящее время – ставка рефинансирования ЦБР составляет 13% годовых). (3.3)

По общему правилу ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Ответственность заказчика за использование произведения наступает независимо от причин, которые помешали ему использовать одобренное произведение. В п.10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. подчеркивается, что обязанность выплаты автору гонорара наступает как при наличии вины организации, так и в том случае, когда одобренное произведение не было выпущено в свет в установленный договором срок по независящим от организации обстоятельствам (изменение профиля организации, плана ее работы и др.), если иное не предусмотрено законодательством. Исключение составляют случаи, когда заказчик (пользователь) докажет, что задержка использования произведения наступила по вине автора.

Специальные санкции по отношению к заказчику (пользователю) в виде штрафной неустойки или фиксированной суммы, могут быть установлены за:

- нарушение принадлежащего автору право на защиту произведения от искажения;

- передача произведения для использования третьим лицам, если авторский договор такого права пользователю прямо не предоставляет.

Безусловно, что даже если договор не содержит санкций за данные нарушения, заказчик может быть и должен быть привлечен к ответственности по общим положениям гражданского законодательства.

1.3.3 Гражданско-правовая ответственность сторон по договору

Прежде всего, подчеркнем, что встречающееся на практике включение в авторский договор условие, ограничивающее право лица, которому они передаются, на их защиту, противоречит законодательству (п.7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999г. №47). Как автор, так и заказчик (пользователь) могут защищать свои права, как в рамках договора, так и перед третьими лицами.

Закон об авторском праве содержит специальный раздел, посвященный защите интересов правообладателей от нарушений третьими лицами (раздел V «Защита авторских и смежных прав», ст.48, 49, 50), тогда как ответственность за нарушения по договору должна быть оговорена непосредственно в договоре, в противном случае будут применяться общие положения гражданского законодательства РФ. Закон «Об авторском праве…» содержит лишь одну специальную статью – ответственность по авторскому договору (ст.34). Данной статьей за нарушение обязательств по авторскому договору предусмотрена компенсация убытков, причиненных другой стороне, включая упущенную выгоду. Ответственность автора за не представленные по договору заказа произведения ограничена возмещением реального ущерба.

Выделим особенности применения гражданско-правовой ответственности по авторскому договору:

Во-первых, заметим, что основные обязанности сторон по авторскому договору не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т.п., равно как невозможно, например, заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому включение в договор такого пункта как «уплата неустойки при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств не освобождает стороны от исполнения своих обязательств в натуре», не будет распространяться на автора.

Во-вторых, основные применяемые в данной сфере санкции мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. В самом деле, принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора в связи с допущенным нарушением и т. д. — все эти меры не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и потому в точном смысле ответственностью считаться не могут.

В-третьих, важной особенностью ответственности за нарушение авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя, с другой стороны, не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему.

В-четвертых, в виду свободы заключения гражданско-правового договора, стороны могут предусматривать в авторском договоре любые основания и формы ответственности. В частности, по соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Данный вывод вытекает из гражданско-правового характера авторского договора и соответственно возможности применять в нем любые предусмотренные гражданским законодательством меры ответственности, не противоречащие природе данного договора. (2.9 стр.298)

Исходя из этого, можно сделать вывод, что стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства, которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

1.4 Основания изменения и прекращения авторского договора

1.4.1 Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договора

Возможность изменять условия договора является важным правомочием, принадлежащим сторонам. Это правомочие обусловлено правом лиц, участвующих в договоре, на свободу договора (ст. 421 ГК РФ), реализуя которое стороны вправе как заключать договоры, так и изменять их.

Однако для обеспечения стабильности гражданского оборота важно защитить каждую из сторон от произвольного изменения договора другой стороной. В связи с этим общие условия и порядок изменения договора регламентируется законом, оставляя в соответствии с общим принципом гражданского права о диспозитивности правового регулирования гражданского оборота решение ряда вопросов на усмотрение сторон.

Регулированию данного вопроса посвящена гл. 29 ГК РФ.

Следует отметить, что ГК РСФСР основаниями для изменения условий договора считал: основания, предусмотренные законом, соглашением сторон или решением суда (ст. 233).

А ст. 450 ГК РФ гласит: “изменение ... договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором”. В основе изменения договора по соглашению сторон находится совместное волеизъявление его участников, соответствующее воле каждого из них и направленное на изменение договора на согласованных между ними условиях.

Изменить договор, если соглашение об этом не достигнуто, можно по требованию заинтересованной стороны, причем только в судебном порядке и лишь при наличии определенных оснований. В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, суд вправе принять такое решение об изменении условий договора только: “1) при существенном нарушении договора другой стороной”, Ст. 453 ГК РФ определяет в качестве последствий изменения договора следующее: “1) ... обязательств сторон сохраняются в измененном виде; признавая существенным “нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора”; “2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором”.

Помимо вышеизложенного, в качестве основания изменения договора ст. 451 ГК РФ называет существенное изменение обстоятельств. Целью данной статьи является общее урегулирование отношений сторон договора, когда существенное изменение обстоятельств приводит к значительно большей обременительности исполнения, но не вызывает полную или частичную невозможность исполнения договорных обязательств.

Само по себе существенное изменение обстоятельств не служит основанием для изменения договора, если им предусмотрено или из него вытекает иное.

Следует учитывать, что изменение условий не прекращает договора, а вносит в его содержание новые элементы. Изменение условий фиксируется в дополнительном соглашении, которое, по существу, меняет некоторые условия ранее заключенного договора. Процедура оформления дополнительного соглашения такая же, как и при заключении договора (ст. 452 ГК РФ). Только в случае надлежащего оформления, дополнительное соглашение становится неотъемлемой составной частью договора.

Следует учитывать, что изменение условий не прекращает договора, а вносит в его содержание новые элементы. Изменение условий фиксируется в дополнительном соглашении, которое, по существу, меняет некоторые условия ранее заключенного договора. Процедура оформления дополнительного соглашения такая же, как и при заключении договора (ст. 452 ГК РФ).

Только в случае надлежащего оформления, дополнительное соглашение становится неотъемлемой составной частью договора. Оно может касаться продления срока представления произведения организации, уточнения объема произведения, изменение его жанра, ставки вознаграждения.

Ст. 453 ГК РФ определяет в качестве последствий изменение договора следующее: “1) ... обязательства сторон сохраняются в измененном виде; 2) обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении ... договора ..., а при изменении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда”.

1.4.2 Основания, порядок и последствия прекращения договора

Авторские договоры могут прекращаться по разным основаниям. Одни из них наступают независимо от воли сторон, другие, напротив, предполагают проявления воли сторон, каждая из которых пользуется предоставленным ей правом.

Следует отметить, что ЗоАП не содержит никаких норм о прекращении авторских договоров, поэтому этот вопрос регламентируется в основном главой 29 ГК РФ “Изменение и расторжение договора”.

Наиболее частным основанием для прекращения действия авторских договоров является истечение срока их действия. Поскольку чаще всего за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, то это является самостоятельным основанием прекращения договора. Однако как отмечает А. П. Сергеев « стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается».

На практике возможны случаи, когда издательство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, несмотря на то, что согласно договору могло делать это неограниченно число раз в пределах срока его действия. В этом случае авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия.

В качестве основания прекращения договора может выступать невозможность его исполнения. А это возможно по причине смерти автора; соблюдение государственной тайны, за нарушение которой в соответствии со ст. 283 УК РФ “Разглашение государственной тайны”, предусмотрена уголовная ответственность; ликвидация юридического лица и т.д.

Необходимо отметить, что смерть автора влечет различные последствия. Так, договор литературного, художественного, сценарного заказа прекращается, так как обязательства создать произведение в будущем носят личный характер и не могут быть переданы другим лицам. Договор на готовое произведение может быть прекращен в связи со смертью автора только при отсутствии наследников. В этом случае вступает в действие ст. 29 ЗоАП, в соответствии с которой при отсутствии наследников автора защиту прав последнего осуществляет специально уполномоченный орган РФ.

Как уже было отмечено, авторский договор прекращает свое действие в случае ликвидации организации, в этом случае взаимные претензии сторон (по возврату выплаченного автору аванса и т.д.) принимаются в определенные сроки.

Прекращение авторского договора возможно путем его расторжения по инициативе сторон. Однако ни прежнее законодательство, ни ныне действующее не содержат указаний на этот счет, хотя вопрос о праве расторгнуть договор является существенным для сторон. “Свобода” договора, видимо, говорит сама за себя, позволяя сторонам самим решать и этот вопрос. Думается, что расторжение договор должно быть связано с поведением сторон. Существенное нарушение условий договора, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора, является основанием для его расторжения. Так, например, отклонение произведения по непригодности, отказ автора от доработки представленного произведения, нарушение выполнения других обязательств по договору приводит к его расторжению.

Говоря о порядке расторжения договора, то согласно ст. 452 ГК “соглашение ... о расторжении договора совершается в той же форме, что и договора...”. Таким образом, ГК РФ предусматривает прекращение договора путем оформления соглашения. Хотя иногда прекращение договора происходит автоматически, например, по заявлению одной из сторон.

До сих пор был рассмотрен вопрос с учетом волеизъявления сторон, однако возможны случаи, когда налицо установленное в законе основание для одностороннего расторжения договора. При этом не упомянута необходимость обращения в суд. В такого рода ситуациях за стороной признается определенное право, которым она может самостоятельно распорядиться. Для этого сторона не нуждается в решении суда, предусмотренного ст. 450 ГК РФ при расторжении договора по требованию одной из сторон, если иное не предусмотрено в Законе или договоре.

Так, согласно ст. 31 ЗоАП: “при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора”.

Определяя момент, с которого следует считать договор прекращенным, по общему правилу следует руководствоваться нормой, закрепленной в ст. 453 ГК РФ, согласно которой “обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора ..., а при расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора”.

Другое дело, когда речь идет о расторжении договора в порядке ст. 31 ЗоАП: договор следует считать прекращенным с момента, когда автор довел до сведения пользователя о своем желании расторгнуть договор.

Если договор был расторгнут в следствие существенного нарушения его условий одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что стороны могут изменять или расторгать договор по взаимному согласию, если иное не предусмотрено законодательством или самим договором. Если стороны не достигли согласия в отношении внесения изменений в договор или его расторжения, сторона — инициатор подобных действий может обратиться в суд. При этом по требованию одной из сторон договор изменяется или расторгается по решению суда только в определенных случаях.

Основанием для изменения или расторжения договора может послужить существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Под существенным изменением подразумевается изменение обстоятельств настолько, что, если бы стороны могли это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или заключен на совсем иных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и изучив законодательный материал можно определить, что договор - это волевой акт, основанный на взаимном соглашение сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений.

Юридическая природа авторского договора заключается в том что, авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием - существует очень много видов авторского договора .

При составлении авторского договора лучше указывать в нем наиболее полный перечень прав, а также и то, что по данному договору делать не допускается и какие права по нему не передаются.

Подобное дублирование положений авторского договора позволит заранее исключить попытки недобросовестного толкования его условий.

При составлении договора необходимо учесть, что условия авторского договора, противоречащие положениям Закона, являются недействительными.

Стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства, которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

Так же следует отметить что, стороны могут изменять или расторгать договор по взаимному согласию, если иное не предусмотрено законодательством или самим договором. Если стороны не достигли согласия в отношении внесения изменений в договор или его расторжения, сторона — инициатор подобных действий может обратиться в суд.

Основанием для изменения или расторжения договора может послужить существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Под существенным изменением подразумевается изменение обстоятельств настолько, что, если бы стороны могли это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или заключен на совсем иных условиях.

Изучение выбранной темы, в ходе подготовки к написанной настоящей курсовой работы, позволило определить ряд проблем, существующих в сфере действия авторских договоров, и попытку законодателя более или менее полно решить их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Официальные документы и нормативные акты

1.1Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

1.2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года(дополненная в Париже 4 мая 1896 г. пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотреннаяв Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.)

1.3 Конституция Российской Федерации 1993 (с изменениями от 9 января 1996г., 10 февраля 1996г. и 9 июня 2001г.) Издательство ООО ЛадКом, 2008.

1.4 Гражданский Кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994г. (часть первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2009 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 541с.

1.5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001г.: текст с изменением и дополнением на 1 октября 2009 года – М.: Эксмо, 2009 – 176с.

1.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 20 сентября 2008года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 287 с.

1.7 Закон Российской федерации “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 // Ведомости. 1993. № 32. Ст. 1242

1.8 Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 12 августа 1993г. - №32. - Ст. 1242.

1.9 Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 4 апреля 1994 г. - №13. - Ст. 994.

1.10 Постановление Правительства РФ от 09 апреля 2007 «О нарушении авторских прав»

2 Литература

2.1 Великомыслов Ю.Я. Авторский договор: порядок заключения и исполнения. Практическое пособие.– Allpravo.Ru – 2005.

2.2 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996. - 250 с. 74.

2.3 Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Авторское право. Вводный курс Университетская книга Год: 2007; Страниц: 256

2.4 Королев А.Н. Плещакова О.В. Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации от29 декабря 2004г. Юрайт-Издат+Юстицинформ 2004г.

2.5 Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. – М.: Изд. «Экзамен», изд. «Право и закон», 2004.

2.6 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - с. 329.

2.7 Сергеева А.П., Толстого Ю.К. См.: Гражданское право. Учебник. ч. 3 / Под ред. М., Проспект, 1998. С. 87.

2.8 Свечникова И. В. Авторское право учебное пособие 2008 © ООО "Ай Пи Эр Медиа", 2008 © ИТК "Дашков и К°", 2008

2.9 Суханова Е.А. Гражданское право. Том II. Полутом 1 / Под ред. доктора юридических наук, - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.296.

2.10 Шестаков Д.Ю. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства. / Российская юстиция. – 2000. – №5 – С. 42.

2.11 Юнона М.: Сборник типовых договоров –– 2003 г.

3 Материалы судебной практики

3.1 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г.

3.2 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999г.

3.3 Указание ЦБР от 11 июня 2004 г. №1443-У // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004г. - №9.

4 Газеты, журналы

4.1 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999г. - №11.

5 Интернет – ресурсы

5.1 http:// www.bibliofond.ru/view.aspx?id=10412

5.2 http://mirknig.com/page/10209

5.3 http://rg.ru/tema/ekonomika/industria/potreb