Преступления в сфере эксплуатации транспортных средств

Непосредственные объекты отдельных транспортных преступлений зависят, в первую очередь, от видов транспорта, которыми могут совершаться эти преступления, а также от характера объективной стороны и квалифицирующих обстоятельств. Так, некоторые преступления могут быть совершены с применением насилия или угроз, в связи с чем возникает вопрос о дополнительном непосредственном объекте - жизнь и здоровье лица.

Предметом этих преступлений являются транспортные средства, пути сообщения, сооружения на них, транспортные коммуникации, вокзалы, средства связи, сигнализации, автоматизации, которые обеспечивают безопасность движения транспортных средств.

Субъективная сторона транспортных преступлений характеризуется в зависимости от сложности ее объективной стороны. Преступления с формальным составом совершаются с прямым умыслом. В преступлениях с материальным составом необходимо устанавливать психическое отношение лица к деянию и его последствиям, что имеет важное значение для квалификации и назначения наказания.

Субъектом транспортных преступлений является лицо, которое достигло 16-летнего возраста. Лишь за повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 277 УК), угон или увлечение железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна (ст. 278 УК), а также за незаконное завладение транспортным средством (ст. 289 УК) ответственность наступает из 14-летнего возраста.

Некоторые транспортные преступления может совершать лишь работник транспорта, то есть специальный субъект.

Под транспортными преступлениями следует понимать предусмотренные уголовным законом общественное опасные деяния, которые посягают на безопасность движения и эксплуатации всех видов механического транспорта, а также магистрального трубопроводного транспорта.

В разделе XI Особенной части КК эти преступления расположены в определенной последовательности. При этом учитывается тяжесть преступления, а также вид транспорта, которым он совершается. На первом месте стоят преступления, которые совершаются на железнодорожном, водном или воздушном транспорте (статьи 276-285 КК), на втором - на автомобильном и городском электротранспорте (статьи 286-290 КК). Завершают главу преступления, которые выражаются в нарушении действующих на транспорте правил и в повреждении магистральных трубопроводов (статьи 291 и 292 КК).

Непосредственным объектом первой группы преступлений являются отношения, которые обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта; второй группы - безопасность движения и эксплуатации автомобильного и городского электротранспорта; третьей группы - безопасное функционирование всех видов механического и магистрального трубопроводного транспорта.

Преступления, которые совершаются на железнодорожном, водном или воздушном транспорте

Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта (ст. 276). Статья состоит из трех частей. В части 1 ст. 276 УК дается описание объективной стороны основного состава этого преступления. Она проявляется в нарушении работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, а также в недоброкачественном ремонте транспортных средств, средств сигнализации и связи, если это создало опасность для жизни людей или наступления других тяжелых последствий. К железнодорожному транспорту принадлежит общая сеть железных дорог, метрополитен, а также подъездные колеи больших предприятий, которые включены к общей сети железных дорог. Водный транспорт - это морской и речной транспорт за исключением разных маломерных судов (лодки, байдарки и тому подобное). Воздушный транспорт включает в себя разные летательные аппараты (самолеты, вертолеты, дирижабли, планеры и тому подобное), независимо от форм собственности на них. Кроме воздушных судов предметом преступления являются аэропорты, аэродромы, посадочные полосы, наземное оборудование, другие средства, которые обеспечивают безопасность полетов.

Деяние в этом преступлении состоит из таких форм: 1) нарушение правил безопасности движения; 2) нарушение правил эксплуатации; 3) недоброкачественный ремонт технических средств транспорта.

Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте может проявляться в превышении скорости движения, невнимательность при выполнении маневровых работ, в проезде на сигнал светофора, что запрещает движение и тому подобное. На водном транспорте - это нарушение правил причалки и швартовки судов, отсутствие постоянного наблюдения по состоянию водного пути, неправильное расхождение со встречными судами и тому подобное. На воздушном транспорте - это нарушение правил посадки летательных аппаратов, несоблюдения установленных маршрутов и высоты полета, превышения скорости при посадке и тому подобное.

Нарушение правил эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении габаритов, порядка заключения грузов и их закрепления, в несоблюдении требований относительно технического состояния средств транспорта, отдельных его механизмов и тому подобное.

Объективная сторона может проявляться в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации и связи (например, слесарь по ремонте вагонов не устраняет неисправность тормозного оборудования, в результате чего создается опасность для жизни людей).

Субъективная сторона этого преступления требует установление психического обращения лица к деянию и его последствиям. Что касается деяния, то оно может быть совершено с прямым умыслом и через преступную небрежность. Относительно последствий вина может быть только неосторожной, в виде преступной самоуверенности или небрежности.

Субъектом преступления могут быть только работники железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 277). Статья состоит из трех частей. В первой части дается описание признаков объективной стороны состава преступления. Она включает у себя разрушения или повреждения путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, а также другие действия, направленные на приведение отмеченных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, если это повлекло или могло повлечь аварию поезда, суда либо нарушило нормальную работу транспорта, либо создало опасность для жизни людей или наступления других тяжелых последствий.

Предметом преступления охватываются все средства транспорта, уклады и механизмы, которые обеспечивают безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Это такие уклады и механизмы, которые обеспечивают нормальное функционирование технических систем транспорта и тем самым - нормальные отношения в сфере безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Разрушение путей сообщения и транспортных средств - это противоправное влияние на эти предметы путем нарушения их целостности и структуры, в результате чего они становятся непригодными для эксплуатации в соответствии со своим целевым назначением.

Повреждение путей сообщения и транспортных средств - это противоправное влияние на эти предметы, когда из строя выводятся отдельные их части и механизмы, в результате чего они становятся непригодными для эксплуатации в соответствии со своим целевым назначением.

Другие действия, направленные на приведение отмеченных предметов в непригодное для эксплуатации состояние - это такое противоправное влияние на них, в результате которого технически исправные механизмы и элементы транспорта временно (в этой ситуации) приводятся к непригодному для эксплуатации состоянию.

Субъективная сторона преступления носит сложный характер. Анализ судебной практики показывает, что разрушение, повреждение, приведение предмета в непригодное состояние иным способом может совершаться как с прямым, так и с непрямым умыслом. Что касается последствий, то психическое отношение к ним может выражаться как в умысле, так и в неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло 14-летнего возраста.

Угон или увлечение железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна (ст. 278). Предметом преступления является пассажирский или грузовой поезд, локомотив, дрезина и тому подобное. Воздушным судном считается летательный аппарат, (самолеты, вертолеты, дирижабли и др.). К морским и речным судам относятся пассажирские, грузовые, рыбацкие, вспомогательные (буксиры), спасательные и др.

Объективная сторона этого преступления заключается в угоне или увлечении отмеченных транспортных средств. Под угоном следует понимать противоправное завладение транспортным средством для осуществления поездки на нем или самовольное использование транспортного средства. Угон может осуществляться как с места стоянки транспортного средства, так и во время движения. Иногда угон могут осуществлять машинисты, летчики, капитаны, члены экипажа, которые управляют транспортным средством. Захват - это противоправное завладение транспортным средством любым лицом с применением насилия или угроз для осуществления поездки на нем, изменения направления движения и тому подобное. Законченным это преступление признается с учетом вида транспорта. Так, угон воздушного судна будет законченным после завладело им, запуска двигателей и начала движения. Если угон осуществляют члены экипажа во время полета, то законченным преступление будет с момента отклонения от маршрута, или отказы выполнять указания лиц, которые руководят полетом.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом этого преступления является лицо, которое достигло 14-летнего возраста.

Блокировка транспортных коммуникаций, а также увлечение транспортного предприятия (ст. 279). Статья состоит из трех частей. В части 1 ст. 279 КК дается описание признаков объективной стороны состава преступления. Это блокировка транспортных коммуникаций путем создания препятствий, отключение энергоснабжения или иным способом, которое нарушило нормальную работу транспорта либо создавало опасность для жизни людей, либо наступление других тяжких последствий.

Предметом преступления являются пути сообщения, сооружения на них, транспортные средства, средства связи и сигнализации, другие механизмы и элементы железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного, городского электротранспорта или магистрального трубопроводного транспорта, а также вокзалы, порты, станции и другое.

Блокировка может осуществляться путем размещения на улицах, дорогах, железнодорожных путях, взлетной полосе колод, шпал, камней, железобетонных конструкций, транспортных средств, сельскохозяйственных, строительных, других механизмов, которые не дают возможности двигаться транспортным средствам. Техническая система транспорта может быть парализована путем прекращения подачи горюче-смазочных материалов, воды, газа, отключения электроэнергии, средств связи, сигнализации или автоматики, которые обеспечивают управление транспортом, а также путем перекрытия дорог, улиц.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла относительно действий. Что касается последствий, то вина может выражаться как в умысле, так и в неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло 16-летнего возраста. Преступление могут совершать и работники транспорта, которые обслуживают транспортные коммуникации.

Предметом этого преступления отмечены в статье объекты и другие транспортные предприятия, например, здания, в которых могут находиться средства связи, сигнализации, автоматизированные системы управления транспортом, диспетчерская и другое.

Принуждение работника транспорта к невыполнению своих служебных обязанностей (ст. 280). Статья состоит из трех частей. В части 1 ст. 280 КК дается описание признаков объективной стороны состава преступления. Это принуждение работника железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного, городского электрического или магистрального трубопроводного транспорта к невыполнению своих служебных обязанностей путем угрозы убийством, причинением тяжелых телесных повреждений или уничтожением имущества этого работника или близких ему лиц.

Принуждение - это требование, предъявленное к работнику транспорта не выполнять возложенные на него обязанности, что сопровождается угрозами. Пострадавшим в этом преступлении может быть любой работник транспорта. Это, например, лица, которые управляют транспортными средствами, или обеспечивают безопасность движения или эксплуатации, которые осуществляют ремонт, обслуживание, подготовку к выпуску в рейс или на линию транспортных средств. Ими могут быть и руководители транспортных предприятий, структурных подразделений, начальники служб. Угроза может быть выражена словами, по телефону, в письмах, путем демонстрации оружия или иным способом.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Винное лицо осознает, что принуждает работника транспорта к невыполнению своих служебных обязанностей, понимает противоправность совершенного и желает совершить такие действия.

Субъектом этого преступления является лицо, которое достигло 16-летнего возраста. Если принуждение совершает служебное лицо относительно своих подчиненных, то при наличии соответствующих признаков ответственность наступает по совокупности и за преступление в сфере служебной деятельности.

Нарушение правил воздушных полетов (ст. 281). Статья состоит из трех частей. В части 1 ст. 281 КК дается описание объективной стороны состава преступления, которая выражается в нарушении правил безопасности полетов воздушных судов лицами, которые не являются работниками воздушного транспорта, если это создало опасность для жизни людей или наступления других тяжелых последствий. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: 1) деяние; 2) последствия; 3) причинная связь между деянием и последствиями.

Деяние - это действие или бездеятельность, которая выражается в нарушении правил при взлете и посадке летательного аппарата, в несоблюдении высоты полета, коридора, в превышении скорости.

Субъективная сторона преступления характеризуется психическим обращением винного к факту нарушения правил безопасности полетов и его последствий. Нарушение правил может быть преднамеренным или неосторожным (прямой умысел или преступная небрежность). Вина относительно тяжелых последствий может быть только неосторожной (преступная самоуверенность или небрежность).

Субъектом этого преступления является лицо, которое не является работником воздушного транспорта. По этому признаку стоит проводить отграничение этого преступления от предусмотренного ст. 276 УК, где субъектом выступает работник воздушного транспорта.

Нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 282). В части 1 ст. 282 КК дается описание объективной стороны состава преступления, которая выражается в нарушении правил пуска ракет, проведении всех видов стрельбы, взрывных работ или совершении других действий в воздушном пространстве, если это создало угрозу безопасности воздушных полетов.

Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием; б) последствиями; в) причинной связью между деянием и последствиями.

Деяние выражается в нарушении правил пуска ракет. Различают сигнальные, учебные и боевые ракеты, или такие, что имеют научное или хозяйственное назначение. Проведение всех видов стрельбы может проводиться как на земле, так и в воздухе, на полигонах, в тирах из разных видов огнестрельного оружия, а взрывных работ - при строительстве тоннелей, дорог, выполнении горных работ и тому подобное.

В воздушном пространстве также могут осуществляться разные работы, например, при строительстве, монтаже, ремонте или обслуживании разных башен, вышек, труб и других объектов. Для выполнения этих работ могут использоваться вертолеты, краны, лебедки и другое оборудование. Выполнение указанных видов работ должно осуществляться с соблюдением соответствующих правил, согласовываться со всеми владельцами летательных аппаратов, а также другими органами, которые осуществляют управление полетами воздушных судов.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной относительно факта нарушения и его последствий. Нарушение может быть совершенным как преднамеренный, так и через неосторожность (прямой умысел или преступная небрежность). Что касается последствий нарушения, то вина относительно них может быть только неосторожной (преступная самоуверенность или небрежность).

Субъектом преступления может быть лицо, которое достигло 16-летнего возраста.

Самовольная без неотложной надобности остановка поезда (ст. 283). Статья состоит из двух частей. В части 1 ст. 283 КК дается описание объективной стороны состава преступления, которая заключается в самовольной без неотложной надобности остановке поезда стоп-краном или путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, если это создало угрозу гибели людей или наступления других тяжелых последствий или причинило вред здоровью пострадавшего.

Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием; б) последствиями; в) причинной связью между деянием и последствиями.

Деяние чаще все проявляется в самовольной остановке поезда без надобности, то есть экстремальной ситуации. Такая ситуация может возникнуть, например, при пожаре или во время стихийной беды, при возникновении угрозы для жизни и здоровья людей или при неисправностях подвижного состава, которые угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.

Остановка поезда может осуществляться стоп-краном или путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, например, подача сигналов остановки, переключение зеленого сигнала, что позволяет движение, на красный - который запрещает, включение автоблокировки, а также с помощью ручного тормоза.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Виновный понимает, что он самовольно без надобности, противоправно останавливает поезд и желает этого. Вина относительно последствий может быть только неосторожной.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло 16-летнего возраста.

Непредоставление помощи судну и лицам, которые испытали беды (ст. 284). Из объективной стороны это преступление проявляется в непредоставлении помощи капитаном судна в случае столкновения с другим судном экипажа и пассажирам последнего, а также встреченным в море или на другом водном пути лицам, которые испытали беды, если он должен был возможность оказать такую помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Обязанность капитана оказывать помощь возникает при столкновении судов, а также когда на пути судна встречаются лица, которые испытали беды. Кроме того, капитан и его экипаж должны должен реальную возможность оказать такую помощь без серьезной опасности для судна, пассажиров и его экипажа.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле к факту непредоставления помощи. Виновный осознает, что судно или люди испытали беды и требуют помощи и что он должен и должен возможность оказать им помощь, но не делает этого.

Субъектом этого преступления является только капитан судна.

Несообщение капитаном названия своего судна при столкновении судов (ст. 285). Из объективной стороны преступление проявляется в несообщении капитаном судна другому судну, что столкнулось с ним на море, названия и порта приписки своего судна, а также места своего отправления и назначения, невзирая на наличие возможности подать эти сведения. Капитан может сообщить эти сведения в любой форме (устно, в письменном виде, по радио, телеграфа и тому подобное). Обязательным признаком объективной стороны является место столкновения судов - на морских путях.

Субъективная сторона этого преступления выражается только в прямом умысле.

Субъектом преступления является капитан судна.

Преступления, которые совершаются автомобильном и городском электротранспорте

Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые руководят транспортными средствами (ст. 286). Статья состоит из трех частей. В части 1 ст. 286 УК описывается объективная сторона состава преступления. Это нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, которое руководит транспортным средством, что повлекло пострадавшему средней тяжести телесное повреждение.

Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием; б) последствиями; в) причинной связью между деянием и последствиями.

Деяние (действие или бездеятельность) заключается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Нарушение правил безопасности движения может заключаться в превышении скорости, нарушении правил обгона, объезда препятствий, проезда перекрестков, пользования световыми приборами, буксировки, а также езды с прицепом и тому подобное. Нарушение правил эксплуатации может заключаться в несоблюдении водителем технических условий эксплуатации, нарушении порядка перевозки пассажиров, неправильной загрузке, заключении и закреплении грузов. За ст. 286 УК квалифицируются лишь такие нарушения правил эксплуатации, которые связаны с безопасностью движения транспортных средств. Потому не могут квалифицироваться за этой статьей нарушения таких правил эксплуатации, которые не связаны с безопасностью движения. Это, например, нарушение сроков технического обслуживания транспорта или несоблюдения требований при применении видов горюче-смазочных и других материалов и тому подобное. Нарушение требований законодательства об охране труда, а также нарушение правил безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных, сельскохозяйственных, строительных и других работ, не подпадает под признаки ст. 286 УК.

Субъективная сторона этого преступления, определяется сложностью объективной стороны. В этой связи психическое обращение лица следует определять как к факту нарушения правил, так и к последствиям этого нарушения. Нарушение правил может быть совершен с прямым умыслом или через преступную небрежность. Нарушения могут быть совершены только через неосторожность (преступную самоуверенность или преступную небрежность).

Субъектом преступления является лицо, которое руководит транспортным средством и достигла 16-летнего возраста.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств или другое нарушение правил их эксплуатации (ст. 287). В диспозиции статьи описанные признаки объективной стороны состава преступления: выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, допуск к управлению транспортным средством лица, которое находится в состоянии опьянения или не имеет права на управление транспортным средством, другое грубое нарушение ли правил эксплуатации транспорта, которые ограждают дорожное движение, совершенное лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло пострадавшему средней тяжести телесное повреждение, тяжелое телесное повреждение или его смерть.

Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием; б) последствиями; в) причинной связью между деянием и последствиями.

Деяние (действие или бездеятельность) характеризуется выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, то есть в разрешении на выезд в рейс или поездку транспортного средства с неисправностями тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей, колес и тому подобное.

Допуск к управлению транспортным средством лица, которое находится в состоянии опьянения, что может быть вызвано употреблением последней алкогольных напитков, наркотических средств, других токсичных веществ, которые одурманивают и тому подобное. Управление - это непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения, то есть если лицо, сев за руль, приводит транспортное средство в движение.

Допуск к управлению транспортным средством лица без прав на управление имеет место в случае, если у лица вообще удостоверение водителя, которое отсутствует, либо она лишена прав водителя, либо не имеет соответствующего разрешения (категории) для управления определенным видом транспорта.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется сложной формой вины. Заведомость, которая указана в диспозиции статьи касательная деяние, означает, что лицу известно о безусловной, явной технической неисправности транспортного средства, о других грубых нарушениях правил эксплуатации, которые обеспечивают безопасность движения. Осознавая общественную опасность и противоправность своего поведения и совершая это преступление, виновное желает совершить деяние, указанное в статье.

Психическое отношение лица к общественно опасным последствиям выражается в неосторожности (преступная самоуверенность или небрежность).

Субъектом преступления являются должностные лица предприятий и организаций, которые отвечают за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (главный инженер, инженер из безопасности движения транспорта, начальник колонны, механик гаражу или маршруту), водители, за которыми закрепленное транспортное средство, что принадлежит разным организациям или физическим лицам, а также владельцы транспортных средств.

Нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются ограждения дорожного движения (ст. 288). В диспозиции статьи признака объективной стороны состава преступления изложенные, как нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются ограждения дорожного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание путей, улиц, железнодорожных переездов, других путевых сооружений, или лицом, которое выполняет такие работы, если это нарушение повлекло пострадавшему средней тяжести телесное повреждение, тяжелое телесное повреждение или смерть.

Из объективной стороны преступление характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездеятельностью); б) последствиями; в) причинной связью между деянием и последствиями.

Деяние выражается в нарушении правил, норм и стандартов при строительстве, реконструкции, ремонте или удерживании путей. Последствиями этого преступления могут быть средней тяжести телесное повреждение, тяжелое телесное повреждение, смерть пострадавшего.

Субъективная сторона этого преступления определяется сложностью его объективной стороны. Вина относительно нарушения правил, нормъи стандартов может быть как преднамеренной (прямой умысел), так и неосторожной (преступная небрежность). Психическое обращение виновного общественное опасных последствий может выражаться только в неосторожности (преступной самоуверенности или преступной небрежности).

Субъект преступления - лицо, которое достигло 16-ричНого возраста, ответственная за строительство, реконструкцию, ремонт, эксплуатацию автомобильных путей, улиц, железнодорожных переездов, мостов, путепроводов и других сооружений, а также лицо, которое выполняет отмеченные работы.

Незаконное завладело транспортным средством (ст. 289). Статья состоит из четырех частей и примечания. В части 1 ст. 289 КК дается характеристика объективных признаков состава преступления, как незаконного завладело транспортным средством с любой целью.

Под незаконным завладением транспортным средством следует понимать совершенное преднамеренный с любой целью противоправное исключение любым способом транспортного средства у владельца или пользователя, вопреки их воли.

Завладение может осуществляться тайно или открыто, путем обмана или злоупотребления доверием. Оно может иметь место во время движения транспортного средства, когда виновный устанавливает контроль, принуждает водителя выполнять его распоряжение и двигаться в отмеченном направлении. Завладение носит противоправный характер. Это означает, что виновный не имеет права на использование транспортного средства для поездки на нем. Противоправность отсутствует в случаях, когда поездка на транспортном средстве происходит в состоянии крайней необходимости, например, для доставки тяжело больного к больнице, или для устранения опасности, которая возникла в результате пожара, наводнения и тому подобное.

Субъективная сторона преступления выражается только в прямом умысле. Завладело может происходить с любой целью: для присвоения транспортного средства, для доставки груза, для того, чтобы доехать к определенному месту, или даже покатать, и тому подобное.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 289, есть лицо, которое достигло 16-летнего возраста, а преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 289, - 14-летнего возраста.

Завладение транспортным средством с проникновением к помещению или другому хранилищу означает вторжение к помещению или другому хранилищу с целью того, что завладело транспортным средством. Оно может осуществляться тайно, открыто, с преодолением препятствий или сопротивления пострадавшего, путем обмана и тому подобное.

Помещение - это разного рода здания, сооружения, которые предназначены для размещения транспортных средств или другого имущества. Другое хранилище - это предназначено для постоянного или временного сохранения (стоянки) транспортных средств участка территории, которые оборудованы ограждением, навесом, другими техническими средствами или обеспеченные охраной.

Уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства (ст. 290). В диспозиции статьи объективная сторона описана как уничтожение, подделка или замена идентификационного номера, номеров двигателя, шасси либо кузова, либо замена без разрешения соответствующих органов номерной панели с идентификационным номером транспортного средства.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, которые обеспечивают порядок регистрации транспортных средств, достоверность номеров их основных частей и агрегатов. Предметом является двигатель, кузов, шасси или номерная панель, на которых заводским способом сделанные обозначения номеров. При регистрации транспортных средств в технический паспорт заносятся эти номера, за которыми такое средство может быть идентифицирован. При уничтожении номеров забиваются все цифры или буквы из агрегата, а при подделке изменяется одна несколько цифр ли или литер.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло 16-летнего возраста.

Преступления, которые выражаются в нарушении действующих на транспорте правил и в повреждении магистральных трубопроводов

Нарушение действующих на транспорте правил (ст. 291). Объективная сторона этого преступления выражается в нарушении действующих на транспорте правил, которые ограждают движение, если это повлекло гибель людей или другие тяжелые последствия.

Преступление может иметь место на всех видах механического транспорта. Объективная сторона этого преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием, б) последствиями, в) причинной связью между ними.

Нарушение действующих на транспорте правил определяется условиями работы этого вида транспорта. Оно может совершаться с использованием гужевого транспорта, прогонке скота через железнодорожные пути, проезде сельскохозяйственных и других машин через железнодорожные пути в неустановленных местах, переходе улицы, дороги в неустановленном месте или на запрещенный сигнал светофора и тому подобное.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется психическим отношением лица к совершенному им деянию и его последствиям. Нарушение может быть как преднамеренным (прямой умысел), так и неосторожным (преступная небрежность). Что касается последствий, то вина может быть только неосторожной.

Субъектом преступления могут быть пассажиры, пешеходы, велосипедисты, погонщики и пастухи скота, лица, которые руководят гужевым транспортом и достигли 16-летнего возраста.

Повреждение объектов магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов (ст. 292). В части 1 ст. 292 КК дается описание объективной стороны состава преступления. Это повреждение или разрушение магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов, отводов от них, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств автоматики, связи, сигнализации, если это привело к нарушению нормальной работы отмеченных трубопроводов или повлекло опасность для жизни людей.

Предметом преступления являются магистральные трубопроводы, отводы от них, другие объекты, технологически связанные с трубопроводами, которые обеспечивают их нормальное функционирование, а также сооружения, средства автоматики, связи, сигнализации и тому подобное.

Повреждение - это противоправное влияние на предмет, что выводит из строя отдельные участки трубопровода, сооружения на них, средства связи, сигнализации, которые обеспечивают нормальное функционирование магистрального трубопровода, в результате чего они становятся непригодными для эксплуатации в соответствии со своим целевым назначением.

Разрушение - это противоправное влияние на объект магистрального трубопровода путем нарушения его целости и структуры, в результате чего трубопровод становится непригодным для эксплуатации. Следует иметь в виду, что трубопровод не может быть разрушен. Разрушенными могут быть лишь отдельные сооружения, агрегаты, узлы, которые обеспечивают нормальное его функционирование.

Следствием преступления является нарушение нормальной работы трубопровода, если он или вообще не осуществляет транспортировки нефти, газа или нефтепродуктов, или хотя и работает, но не на проектную мощность.

Субъективная сторона этого преступления определяется его объективной стороной. Повреждение или разрушение может быть совершен как преднамеренный, так и через неосторожность. Относительно последствий также может быть умысел или неосторожность.

Субъектом преступления может быть лицо, которое достигло 16-летнего возраста.

Литература

1. Уголовный кодекс Украины

2. Бажанов М.И. Уголовное право Украины К. «Юринком Интер», 2003

3. Стрельцов Е.Л. Уголовное право Украины Х. «Одиссей», 2007

4. Мельник М.И. Уголовное право Украины К. «Юридична думка», 2004