Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
по теме:
Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права
Выполнил: студент 1-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета
группа 11-ю.ф. Иванова И.В.
Ростов-на-Дону
2009/10 г.
Введение
1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права
1.1 Предмет и метод таможенного права
1.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права
2. Правовое регулирование таможенного дела в современной России
2.1 Источники таможенного права
2.2 Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема данной курсовой работы «Таможенное право в системе российского права». Выбору этой темы способствовало то, что в последние годы в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности таможенное право стало подвергаться значительной трансформации, превращаясь из «чемоданного» права в мощный правовой рычаг, который способен не только регулировать отношения, но и поставить их под свой контроль. Выяснилось, что таможенное право способно с помощью определенных способов и средств эффективно воздействовать на экономику и внутри страны, и в мировом масштабе.
Возникшее сравнительно недавно в Российской Федерации, таможенное право переживает бурный рост, обусловленный потребностями таможенных отношений. В этих условиях чрезвычайную актуальность имеет исследование таможенного права с позиций его преобразования в самостоятельную и комплексную отрасль.
Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Поскольку таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права – таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.
Реальность показала, что теоретические разногласия в науке таможенного права, не будучи решенными, приводят к потере таможенным правом своей самостоятельности, многочисленным коллизиям в регулировании таможенно-тарифных отношений. В результате государство лишает само себя правового рычага воздействия на экономику.
Ряд правовых понятий, вошедших в таможенное право из других отраслей права, гармонично дополняют его, изъятие этих понятий обеднит таможенное право как самостоятельную отрасль, сделает его отсылочным и крайне запутанным как для ученых, так и для практических работников.
Таким образом, анализ основных категорий, предмета и метода таможенного права имеет важное теоретическое и практическое значение. Однако, в настоящее время крайне мало изучена проблема таможенного права в системе отраслей права. Без разграничения предмета и метода невозможно установить границы между отраслями права, а также невозможно дальнейшее развитие и становление таможенного права как самостоятельной отрасли права.
Основной целью курсовой работы является комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права.
Анализ таможенного законодательства, а также теоретических актов и материалов смежных отраслей права был сделан в соответствии с проблемами таможенного дела. Изучение поставленной цели потребовало решения следующих задач: рассмотрение таможенного права как элемента таможенного дела; изучения системы общеправовых и отраслевых принципов таможенного права: определения целей таможенного права; изучение таможенной политики и ее отношения с таможенным правом; исследование законодательства, регулирующего отношения в сфере таможенного дела; выявление и исследование предмета и метода таможенного права.
Общие вопросы таможенного права, предмета и метода, таможенной политики рассматривались в дореволюционной литературе такими учеными, как М.Н. Соболев, Д.И. Менделеев, И. Аксаков, Л. Воронов, В. Витический, А.И. Гиппинг, К. Лодыженский, И.М. Кулишер, Ф. Лист, А. Семенов, С.М. Соловьев. Уделяли внимание подобным вопросам и теоретики советского периода: Л.Н. Марков, К.К. Сандровский, Д.Н. Бахрах, В.Э. Дэн, П.В. Кумыкин, М.Н. Соболев, В.Г. Храбсков, Н.Н. Шапошников и другие. При подготовке к работе были использованы труды российских ученых в области общей теории государства и права: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, С.Ф. Текечьяна, В.Н. Синюкова, А.В. Малько, Б.В. Шейдлин, Л.С. Явич, А.И. Коваленко и других.
Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы, определяющие место и роль таможенного права в системе отраслей права в качестве самостоятельной комплексной отрасли права; через анализ предмета, метода, принципов, целей и источников отрасли.
Предмет исследования составляют законодательная и теоретическая основы таможенного права Российской Федерации.
Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, подзаконных актов, актов таможенных органов
Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права
1.1 Предмет и метод таможенного права
В основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования – ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового регулирования.
Таможенное право - комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.
Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников внешнеэкономический деятельности и государства. Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки:
всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;
за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
От имени государства властными полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельности обладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отраслью публичного права.
Что же является предметом изучения таможенного права?
Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание «перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу»1, т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.
Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.
Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.
Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.
Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник внешнеэкономической деятельности обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора, как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.
Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.
Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.
Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.
Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.
Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.
В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.
Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.
Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.
Понятие «иные субъекты» таможенного права охватывает «лиц» и «российских лиц». К ним относятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.2
Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.
Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.
Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.
Таким образом, к существенным особенностям российского таможенного права относится следующее. Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов. Она развивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономической деятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой.3
1.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права
таможенное право
Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.
Некоторые нормы конституционного права, не теряя такого своего значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, часть 1 статьи 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств4.
Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права. Возможности такого развития имеются. Уже сейчас можно определить некоторые его основные направления. Но в Таможенном Кодексе по существу ничего не сказано о роли субъектов Российской Федерации в таможенном регулировании, что является очевидным пробелом. Конституционные положения призваны стать правовыми стимуляторами обновления Таможенного Кодекса, привести к его дополнениям и изменениям. Нуждаются в изменении в соответствии с Конституцией и другие крупные акты таможенного законодательства, например, законы «О таможенном тарифе», «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Рассмотрим теперь соотношение между уголовным и таможенных правом. Будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право вбирает в себя нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Речь идет о формировании в Таможенном Кодексе статей о контрабанде, других преступлениях в сфере таможенного дела. Санкции за совершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанавливаются – в нем содержатся отсылочные нормы к Уголовному Кодексу. Основной источник данной отрасли Уголовный кодекс РФ содержит глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», предусматривающий пять видов таможенных преступлений (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.5
Административное право наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с таможенным правом. Административное право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Нормы материального административного права и административно-процессуальные нормы занимают доминирующее, ведущее положение в системе правовых норм таможенного права. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.6
Однако это не означает, что таможенное право поглощается административным правом. Хотя административно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве, последнее вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений не растворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, будучи одной из комплексных отраслей современного российского права.
Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности - немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.
Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.
Таким образом, в системе отраслей права таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.
Глава 2. Правовое регулирование таможенного дела в современной России
2.1 Источники таможенного права
В системе таможенного права можно условно выделить две составные части - внутреннее (национальное) таможенное законодательство, которому и будет посвящен первый раздел данной главы, и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация, рассмотренные нами во втором разделе.
Таможенное законодательство — одна из новых и динамичных отраслей законодательного регулирования. Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно - правовыми нормами.
Таможенно - правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно - правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российского законодательства.
Для того чтобы то или иное таможенное правило стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Под источниками (формами) таможенного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.
Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказы руководителей таможенных органов о перечислении средств, отмене незаконного акта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих правил, то есть юридических норм. Такие акты по конкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.
Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.
Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитии которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются ничтожными, то есть никогда не действовавшими.7
К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:
внутреннее таможенное законодательство;
международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
Следует отметить, что большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная практика и обобщаемая практика административной юстиции, накопленная при разрешении таможенных споров. Анализ судебной практики по таможенным вопросам публикуется в юридических журналах.
Практикуется рассылка информационных писем судебных органов: Информационное письмо Верховного Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1993 года № С-13/ОСЗ-214 «О применении Закона РФ О вывозе и ввозе культурных ценностей»8, Информационное письмо Верховного Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1993 года N С-13/ОСЗ-269 «В связи с принятием Закона РФ О таможенном тарифе».
Правовой обычай в практике регулирования таможенных отношений в Российской Федерации применяется ограниченно. В то же время его использование не запрещено. По общему правилу обычное право действует тогда, когда нет соответствующих указаний закона, то есть имеются пробелы законодательства. В некоторых случаях нормативный акт сам апеллирует к обычаям, сложившимся в данной сфере общественных отношений, санкционируя тем самым применение обычных норм.
Конституция занимает особое место среди других источников таможенного права. Будучи основным законом России, она предопределяет характер таможенного права в целом. В этом состоит главная особенность Конституции как источника таможенного права. Конституция является не только юридической базой для последующего развития таможенного права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.
Конституция, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это ст.74 ч.1 Конституции, в соответствии с которой на территории Российской Федерации «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»9; ст.71 пункт «ж», в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации10.
В соответствии с Конституцией какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг (ст. 74 ч.2) могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Данное положение является гарантом демократичности и стабильности таможенного права, в то же время, допуская определенную гибкость.
К законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенном тарифе», а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии с Таможенным Кодексом (ст. 5).
Таможенный Кодекс и Закон РФ «О таможенном тарифе» занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовые вопросы, возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которой строится и развивается все таможенное законодательство.
Особенности применения отдельных норм этих таможенных законов определены специальными постановлениями законодательного органа - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Как сказано в преамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой.
Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе».11 Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Государственного Таможенного Комитета России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие:
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль, за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
Федеральный закон РФ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России.
Комплексный характер таможенно-правовых отношений обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.
Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение и развитие законов и должны им соответствовать. Организационно-правовой гарантией этого является требование регистрации нормативных подзаконных актов в Министерстве юстиции РФ. В случае обнаружения расхождения между нормами закона и подзаконного акта Минюст отказывает в регистрации до тех пор, пока замеченное несоответствие не будет устранено. Без получения регистрационного номера в Минюсте подзаконный акт не вступает в законную силу.
По количественным параметрам подзаконные акты - наиболее многочисленный вид источников таможенного права. Этому способствует большое число отсылочных норм в текстах таможенных законов.
Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам.
Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о Государственном Таможенном Комитете России - нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего - председателя ГТК. Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» № 788 от 18 июля 1992 года, предусматривавший комплекс мер по установлению таможенной границы с бывшими республиками СССР, не подписавшими соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года или же присоединившимся к нему, а также по укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы; Указ от 24 октября 1992 года, которым было утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий должностным лицам таможенных органов и организацией таможенной службы, и ряд других указов.
Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов - источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ.
Нормативным является, например, постановление Совета Министров Правительства РФ «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» от 24 мая 1993 года, которым таможенным органом совместно с органами исполнительной власти республик, краев, областей и автономных образований предписывалось осуществлять мероприятия по усилению таможенного контроля, определить зону таможенного контроля вдоль границы с государствами – республиками бывшего СССР; провести переговоры с таможенными органами указанных государств по определению мест расположения таможенных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации. В этом постановлении решались вопросы развития инфраструктуры, укрепления кадрами таможенных органов, в частности, увеличения численности работников таможенных органов за счет внеплановых доходов таможенных органов. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» были предусмотрены единые ставки таможенных платежей и упрощен порядок перемещения указанными лицами названных товаров.
За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые Федеральной Таможенной Службой во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.
В этих правовых актах устанавливаются нормы и правила, имеющие значение не только для таможенного регулирования, но и для других областей, например, для сферы финансовой деятельности. Такие акты в равной мере обязательны для руководства и исполнения работниками как таможенной системы, так и других соответствующих структур и исполнительной власти, например, Министерства финансов.
Приказ Федеральной Таможенной Службы – наиболее распространенный вид нормативного акта, посредством которого осуществляется непосредственное регулирование разнообразных по характеру вопросов таможенного дела. Они являются наиболее многочисленными нормативными актами, регулирующими как крупные блоки таможенного дела, так и его отдельные части. Например, приказ Федеральной Таможенной Службы от 29.04.2005 года № 399 «О ставках ввозных таможенных пошлин» утверждает отмену ввозных таможенных пошлин на руды и концентраты цинковые, машины для офсетной печати.
Федеральная Таможенная Служба издает положения - нормативные правовые акты, имеющие сводный, модификационный характер и структуру, определяющий функции и компетенции таможенных органов. Положение, как правило, рассчитано на длительное применение. Например, введенное приказом от 14 мая 2005 г. № 445 Положение о Центральном экспертно- криминалистическом таможенном управлении утверждает юридический статус этого органа.
Федеральная Таможенная Служба издает инструкции по различным вопросам, относящимся к правовому регулированию различных участников таможенной деятельности. Например, приказом Федеральной Таможенной Службы от 4 марта 2010 г. № 434 утверждена и введена в действие Инструкция по организации взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока таможенных органов при проведении таможенного контроля целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Общие правила – вид нормативного правового акта, утверждаемого Федеральной Таможенной Службой, по вопросам регулирования конкретных блоков и участков таможенного дела. Например, в целях реализации Федерального закона от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» письмом ФТС России от 26.07.2005 № 01-06/25300 «О порядке перемещения валюты и ценных бумаг» вводятся изменения в правила перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации (рублей) и ценных бумаг.
Типовая технологическая схема – вид нормативного акта, предусматривающего технологию осуществления отдельной таможенной операции. Например, в целях недопущения фактов недоставления, выдачи товаров и транспортных средств ЦТУ приказом от 29.04.2009 г. № 62 ввело типовую технологическую схему взаимодействия отдела контроля за таможенным транзитом товаров, отдела административных расследований и других подразделений Центрального таможенного управления при выявлении фактов недоставления, выдачи (передачи) без разрешения таможенного органа товаров и транспортных средств.
Помимо приказов, положений и инструкций руководство Федеральной Таможенной Службы издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.
Кроме издаваемых самой ФТС России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами России. Например, Приказ Федеральной таможенной службы, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2009 г. № 1774/171/453/797н «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
2.2 Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству
Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.
В той же статье Конституции РФ закрепляется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»12.
Соответствующая норма была воспроизведена и в таможенном законодательстве - в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»13. Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).
Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 года - касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.
Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях (таможенная конвенция - двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц), так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.
Примером могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в статье 2 Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 года) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке и т.д.
Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д.
Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях).
Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.
Заключение
В результате изучения темы «Таможенное право в системе российского права» в рамках данной курсовой работы нами сделаны следующие выводы.
Изучение таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна.
На территории России действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. К существенным особенностям российского таможенного права относится следующее:
Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов.
Она развивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономической деятельности страны.
И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой.
В системе отраслей права таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.
В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К этим законам относятся такие, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.
Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.
Список используемых источников и литературы
Нормативные акты
Конституция РФ, 1993 г.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28мая 2003 года/ № 61-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 24.07.2007 № 198-ФЗ, от 24.11.2008 № 205-ФЗ, от 28.11.2009 № 290-ФЗ).
Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года с изменениями и дополнениями на 27.05.2008. - URL: http://www.consultant.ru/.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.11.2009 г. - URL: http://www.consultant.ru/.
Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I Закон РФ о таможенном тарифе (с изменениями и дополнениями на 5 февраля 1997 года) - URL: http://www.topzakon.ru/.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»- URL: http://www.topzakon.ru/.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года - URL: http://www.gsnti-norms.ru/
Указ президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».
Приказ Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 16.12.96 года № 762 «Об особенностях декларирования подакцизных товаров, подлежащих маркировке» - URL: http://www.bestpravo.ru/.
Приказ Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2.
Литература
Андриашина Х.А. Таможенное право - ЗАО «Юстицинформ».//Закон сегодня. Информационный образовательный юридический портал.
Бакаева О.Ю. Таможенное право. М., 2003.
Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007
К. Г. Борисов Международное таможенное право. Издание второе, дополненное. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 2001
Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
Габричидзе Б.Н., Максимцева В.А. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
Гравина А.А. Таможенное законодательство: практикум. – М.: Юрист, 2007.
Интернет-интервью с Ю.Ф. Азаровым, Статс-секретарем - заместителем председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации: «Новый Таможенный кодекс»// Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/.
Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам). //Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2000, с. 39.
Романова Е.В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006
309331
таможенное право договор сотрудничество
1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28мая 2003 года/ № 61-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 24.07.2007 №198-ФЗ, от 24.11.2008 № 205-ФЗ, от 28.11.2009 № 290-ФЗ).
2 Андриашина Х.А. Таможенное право - ЗАО «Юстицинформ».//Закон сегодня. Информационный образовательный юридический портал.
3 Интернет-интервью с Ю.Ф. Азаровым, Статс-секретарем - заместителем председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации: «Новый Таможенный кодекс»// Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/
4 Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003.
5 Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года с изменениями и дополнениями на 27.05.2008. - URL: http://www.consultant.ru/
6 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.11.2009 г. - URL: http://www.consultant.ru/
7 Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам). //Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2000, с . 39 .
8 Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1993 г. № С-13/ОСЗ-225 в связи с принятием Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». - URL: http://lawrussia.ru/
9 Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003.
10 Там же
11 Закон РФ о таможенном тарифе (с изменениями и дополнениями на 5 февраля 1997 года) - URL: http://www.topzakon.ru/
12 Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003.
13 Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года - URL: http://www.gsnti-norms.ru/