Полномочия Президента РФ и Совета Безопасности РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности

Курсовая работа

По дисциплине

«Административно правовая организация охраны общественного порядка в особых условиях»

Тема

«Полномочия Президента РФ и Совета Безопасности РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Глава 2. Полномочия Президента РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности

Глава 3. Полномочия Совета Безопасности РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности

Заключение

Список используемых источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ. Гарантом прав и свобод является Президент РФ.

Социально-экономическая ситуация, в которой продолжает пребывать Россия, выдвигает в число первоочередных и базовых задач обеспечение безопасности личности, общества и государства. Это имеет особенно большое значение в настоящее время, когда страна сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую, миграционную и др.

Реформирование российского общества привело к расширенному воспроизводству источников социальных конфликтов. Среди них необходимо выделить продолжающееся снижение уровня и качества жизни; стремительный рост безработицы; разрушение интеллектуального потенциала; вынужденную миграцию русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии; отчуждение власти от народа; тотальную криминализацию общественных отношений; повышение удельного веса девиантного поведения.

История свидетельствует, что без решения этих проблем не может быть достигнуто безопасное сосуществование людей и национальное согласие. Опыт последних лет показывает, что возрастающую угрозу общественной безопасности представляют социальные конфликты, техногенные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Все вышесказанное не оставляет никаких сомнений в том, что проблема обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка относится к числу актуальнейших.

Под общественным порядком понимается система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Трагические события, произошедшие 11.09.2001 в США, 08.08.2008 в Южной Осетии, обязывают учёных и практиков тщательно анализировать все аспекты обеспечения безопасности, а государство и его органы вести более действенную политику в этой области.

Это повлияло на принятие в 2009 г. Указа Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии дается понятие: «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В целях обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти. Главным субъектом в этой сфере является Президент РФ. Основные полномочия по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Президентом указаны в Конституции РФ.

В помощь Президенту в данной сфере был создан Совет Безопасности РФ. Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Объектом исследования являются Президент РФ и Совет Безопасности, предметом - их полномочия в сфере охраны общественного порядка и обеспечение безопасности.

Целью данной работы является выявление основных полномочий Президента РФ и Совета Безопасности РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- Изучить различные подходы к определению понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность»;

- Выделить и рассмотреть полномочия Президента в данной сфере;

- Выявить структуру Совета Безопасности и рассмотреть полномочия в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации. Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, различная учебная литература.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В российском законодательстве понятие «общественный порядок» впервые появляется в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1832г., затем это же понятие встречается в Положении о мерах по охранению государственного порядка 1881 г. И в Указе Правительствующему сенату от 12 июля 1889 г.

К концу XIX в. Понятие «общественный порядок» фактически полностью было вытеснено другими, родственными ему понятиями: «благочиние»–правомерное поведение граждан в общественных местах, «благоустройство»–рациональное устройство улиц, «благополучие»–нормальное продовольственное, медицинское и экологическое состояние населения.

В теории права понятие «общественный порядок» принято рассматривать в широком и узком смыслах. Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй. Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.

Учёные правоведы давали разные определения данному определению в его «узком» смысле.

Определение общественного порядка было изложено в работе И.Н. Даньшина. По его мнению, общественный порядок – «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».

Давая определение общественного порядка, Еропкин М.И., считал порядок общественным в связи с тем местом, где возникли и развивались (общественные места) охраняемые общественные отношения. Еропкин определял общественный порядок как «обусловленную интересами всего народа…, регулируемую нормами права, морали, правилами… общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций».

Данный автор выделял четыре чётко выраженные группы элементов этого понятия:

а) содержание общественного порядка – система волевых общественных отношений, проявляющихся в поведении людей, их действиях и поступках.

б) средства регулирования общественного порядка – правовые и моральные нормы, обычаи.

в) цель установления и поддержания общественного порядка – охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, иных прав и законных интересов граждан, охрана народного достояния, обеспечение общественного спокойствия, условий для нормальной деятельности государственных и общественных организаций.

г) реальные гарантии прочности общественного порядка в государстве подлинный демократизм общественного и государственного строя.

А А.В. Серегин считал, что общественный характер «общественного порядка» предопределен содержанием общественных отношений, а не местом их реализации. Он характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого спокойствия и общественной нравственности», подчёркивая, что общественный порядок может быть нарушен и не в общественных местах, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи./17/

По мнению В. И. Зарубина, «под общественным порядком следует понимать урегулированные нормами права и морали общественные отношения в своей совокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан»./19/

По мнению А. П. Коренева, «под общественным порядком в узком смысле понимается система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, деятельности государственных органов, предприятий и организаций»./12/

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка. Таким образом, общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

В настоящее время в законодательстве нет чётко сформулированного определения общественного порядка. КоАП РФ и УК РФ предусматривают санкции за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие «общественная безопасность».

Юридический энциклопедический словарь понятие «общественная безопасность» трактует как систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий.

Понятие безопасности сформулировано в ст. 1 закона РФ «О безопасности», безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Соответственно в законе выделяется три уровня безопасности:

- безопасность личности;

- общественная безопасность;

- государственная безопасность./7/

Говоря о личности как объекте обеспечения безопасности, закон в первую очередь акцентирует внимание на состоянии защищённости её прав и свобод. В ст. 55 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Согласно ст. 56 Конституции РФ «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». /1/

В отличие от безопасности личности общественная безопасность – это состояние защищённости не конкретного лица, а неопределённого круга лиц и их сообществ, а в итоге – общества в целом. В рамках общественной безопасности закон в первую очередь выделяет в качестве объекта его материальные и духовные ценности.

Общественную безопасность отличают от государственной безопасности, под которой понимают систему отношений, гарантирующих неприкосновенность конституционного строя государства, государственного суверенитета и территориальной целостности.

Очевидно, что данные уровни безопасности взаимосвязаны и один проистекает из другого. В частности, государственная безопасность обусловливает безопасность общества, которая в свою очередь обусловливает безопасность конкретного человека.

Так, жизнь, здоровье, сохранность имущества выступают в качестве жизненно важных интересов людей, вследствие чего отношения, обеспечивающие их защищённость, входят в содержание обеспечения общественной безопасности.

В современной юридической литературе под общественной безопасностью также обычно понимаются общественные отношения, связанные с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества/15/. В сферу общественной безопасности включают, в частности, отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т. д.

Более широким понятием является «национальная безопасность». Под национальной безопасностью Стратегия понимает - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России – это «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». Важнейшими составляющими национальных интересов России Стратегия признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Стратегия, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Безусловно, понятия «общественная безопасность» и «общественный порядок» взаимосвязаны, но различные точки зрения по вопросу о содержании общественного порядка обусловливают и различные подходы к определению соотношения между данными понятиями.

Некоторые учёные считают, что понятие «общественный порядок» является более широким, чем понятие «общественная безопасность».

Так, по мнению И. И. Веремеенко, «общественный порядок, как определённая правовая категория, представляет собой… систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

В последнее время достаточно часто высказывается противоположная точка зрения, согласно которой понятие «общественная безопасность» шире, чем понятие «общественный порядок».

В частности, А. В. Готовцев утверждает: «…если общественный порядок – это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность – это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка».

Некоторые современные исследователи, например А. В. Куделич, фактически не делают различий между общественным порядком и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

В то же время следует признать, что если бы данные понятия были тождественны или одно понятие охватывало по содержанию второе, то законодатель ограничился бы употреблением лишь одного из них. В законодательстве же они употребляются как взаимосвязанные, но всё же самостоятельные категории. Так раздел IX Уголовного кодекса называется «преступления против общественной безопасности и общественного порядка», причём преступления против общественной безопасности выделены в отдельную главу данного раздела.

Существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений.

Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность – только с использованием правовых и технических норм.

Общественный порядок милиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает.

Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что общественный порядок и общественная безопасность представляют собой различные правовые явления, между которыми существует тесная связь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности (например, в период проведения массовых мероприятий), и наоборот, соблюдение правил и норм общественной безопасности служит условием поддержания надлежащего общественного порядка (например, соблюдение правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований).

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. /6/Как следует из Конституции РФ, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности осуществляется на федеральном (п. «м» ст. 71), региональном («б» п. 1 ст. 72 ) и местном уровнях(п. 1 ст. 132). На федеральном уровне основные направления деятельности государства в данной сфере определяет Президент РФ./1/

Основные полномочия Президента перечислены в главе 4 Конституции.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности./1/

Президент Российской Федерации определяет основные направления деятельности государства в данной сфере, издаёт указы и распоряжения по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

Большое значение в это сфере имеет Указ «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Следующее важное полномочие содержится в ст. 78 Конституции и в Законе «Об обороне»: Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. /8/

И в дореволюционной России, и в советский период традиционно глава государства был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России Президент также обладает полномочиями по руководству Вооруженными Силами. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. /21/

Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов также утверждаются Президентом страны. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента. Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации. Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он же обладает правом назначения военнослужащих на должности и присвоения им высших офицерских званий. Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан.

Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает нападение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати). При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием сил и средств не по их предназначению.

Президенту РФ непосредственно подчинены федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ.

В предусмотренных федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» случаях Президент РФ вводит на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.

Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и охране общественного порядка. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Одним из таких органов является Совет Безопасности РФ.

В соответствии с п. «ж» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.

Но следует отметить, что отдельный федеральный закон, который бы непосредственно регулировал деятельность Совета безопасности, так и не был принят, хотя в 1997 г. Государственная дума принимала федеральный закон «О статусе Совета безопасности РФ», но он был отклонён Президентом РФ.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. «ж»); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (раздел III); положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации», от 12 июня 2006 г. № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации», от 19 февраля 2005 г. № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации».

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию государственной, экономической и экологической безопасности, по преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, по обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (ст. 5, п. 9). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

При Президенте РСФСР 19 июля 1991 г. Была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. Принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 образован Совет Безопасности «для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан».

Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.

Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации» было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач (ст. 15 Закона Российской Федерации «О безопасности»), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, - в виде распоряжений Президента Российской Федерации – Председателя Совета Безопасности (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.

В течение 1992 – 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет./22/

Становление Совета безопасности Российской Федерации, его деятельность на протяжении всех последних лет непрерывно связаны с важнейшими вехами демократических преобразований в общественной жизни страны, развития и укрепления российской государственности, национальной экономики, формирования гражданского общества в России.

Политическая роль Совета безопасности в различные этапы новейшей российской истории была различной. В период, ознаменованный конституционным кризисом и противостоянием Б. Н. Ельцина с Верховным Советом, Совет безопасности был органом координации силовых ведомств с Президентом, а также их консолидации вокруг его фигуры. Таким образом, если до сентября 1993 года Совет Безопасности был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти (то есть все постоянные члены Совет Безопасности входили в него по должности), то после издания Указа № 1400 от 21 сентября 1993 Президент взял на себя формирование персонального состава Совет Безопасности (включая постоянных членов), тем самым фактически превратив его в совещательный орган при Президенте. Посты в нём занимали люди, поддержавшие действия Б. Ельцина по отношению к Парламенту. Назначение на этот пост в 1996, после президентских выборов, Александра Лебедя стало знаком коалиции Б. Н. Ельцина с занявшим третье место на выборах генералом и карт-бланша Лебедю на урегулирование конфликта в Чечне. Даже скорая отставка Лебедя не изменила тогда статуса Совет Безопасности как «министерства Чечни»; так было особенно в период, когда пост заместителя И. П. Рыбкина занимал Борис Березовский. В 1998, с приближением новых выборов, пост Секретаря Совет Безопасности вновь получил политический вес: его занимал Н. Н. Бордюжа, долгое время рассматриваемый как возможный преемник Б. Н. Ельцина, а затем и действительный преемник его — В. В. Путин, бывший в то же время и директором ФСБ России. Начиная с 2001, хотя Совет под началом В. В. Путина по-прежнему регулярно созывается не реже раза в неделю и играет оперативно-координационную роль, им практически руководит президент, а пост его секретаря в известной мере является синекурой для отставных министров — сперва В. Б. Рушайло, а затем Игоря Иванова.

Нормы, определяющие полномочия государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, определяют формы и методы их деятельности.

Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает.

Основные задачи Совета Безопасности определены в Положении, это такие задачи как:

-обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

-определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

-разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

-подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

-подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

-подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

-подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

-решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Данный перечень задач является открытым и для выполнения этих задач Совет Безопасности наделен следующими функциями:

-рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

-подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

-рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

-подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

-организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

-подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

-подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

-рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

-анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

-рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

-принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее – научный совет при Совете Безопасности);

-организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;

-организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Для эффективного выполнения своих полномочий Совет Безопасности должен оперативно и обосновано принимать решения, так в его полномочиях находится обеспечение общественного порядка и общественной безопасности граждан.

В настоящее время согласно законодательству в состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности (см. Приложение).

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Он является постоянным членом Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса. В настоящее время постоянные члены и члены Совбеза назначаются на персональной основе (а не по должности). Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 г.) до 19 (в 2001—2002 гг.) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.

Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации.

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности. Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей Секретаря Совета Безопасности и помощников Секретаря Совета Безопасности, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.

Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов – постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).

В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.

Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.

За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили принять оперативные меры по разрешению конкретных ситуаций, обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.

Совет Безопасности разрабатывал предложения по урегулированию кризисных ситуаций в различных регионах мира, затрагивающих интересы России, по другим проблемам международных отношений. На его заседаниях рассмотрены вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Также приняты решения в области экономического обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, повышения роли России в обеспечении международной энергетической безопасности, технологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической ситуации в стране, миграции населения. Разработан проект концепции демографического развития Российской Федерации.

Выработаны основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Калининградской области, Каспийском регионе.

Решениями Совета Безопасности определены основные направления развития военной организации Российской Федерации до 2015 года, предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов, в стратегически важных видах деятельности – морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьба и электронной компонентной базе.

В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Совета Безопасности аппаратом Совета Безопасности развернута работа по подготовке новой редакции Военной доктрины Российской Федерации.

На заседаниях Совета Безопасности определены первоочередные задачи в области военно-технического сотрудничества, выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

Разработаны меры по защите национальных интересов Российской Федерации на государственной границе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как: противодействие экстремистским проявлениям; борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ; противодействие транснациональным рискам и угрозам; выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций; борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации; противодействие финансированию терроризма. Это позволило скорректировать государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.

Значительное место в деятельности Совета Безопасности занимает решение проблем постконфликтного строительства в Северо-Кавказском регионе. В результате принятых мер Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации, функционируют государственные и общественные институты, принята Конституция Республики. Решаются задачи восстановления ее социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовке Стратегии развития информационного общества в России.

Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.

Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.

Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.

Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.

Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.

Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений. Так, в рамках научного совета подготовлен Прогноз развития Российской Федерации в перспективе на 10 – 15 лет.

Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.

Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.

Таким образом, можно сделать вывод. Совет Безопасности является одним из главных органов, который разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности. Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента в соответствующих сферах предполагает существование при Президенте специального конституционного совещательного органа – Совета Безопасности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в настоящее время приобретают особую остроту и актуальность, когда пересматриваются взаимоотношения личности, общества и государства, соотношение между правами, обязанностями и ответственностью граждан.

Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается в интересах народа, отвечает требованиям всех слоев общества, наций и народностей.

В своей работе я постаралась раскрыть понятия сущности общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Главная сущность общественного порядка в том, что это социально-правовая среда, урегулированная нормами права и морали, складывающаяся в отношениях между людьми в местах массового скопления. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При соотношении общественного порядка, правопорядка и общественной безопасности можно сделать вывод о том, что общественный порядок охватывает среди них более узкую сферу общественных отношений.

Компетенции государственных органов в области охраны общественного порядка и безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией обладает оно и его должностные лица. В работе были рассмотрены полномочия Президента и Совета Безопасности РФ.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в бое готовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны

Президент Российской Федерации издает указы по вопросам, относящимся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Подводя итоги, с учетом всего сказанного в моей работе, я хотела бы выделить несколько самых важных, на мой взгляд, моментов. На сегодняшний день в руках Президента сосредоточены важнейшие функции по управлению страной, в том числе полномочия по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. В помощь ему функционирует Совет Безопасности РФ.

На мой взгляд, следует доработать существующее законодательство в данной сфере, вывести легальное понятие «общественного порядка», принять отдельный Федеральный Закон о Совете Безопасности, вести межгосударственное сотрудничество по вопросам безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008г.) //Российская газета.-1993.-25 дек.; 2008.-31 дек.

    О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375.

    О Правительстве РФ: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) // Собрание законодательства РФ.–1997.–№ 51.–Ст. 5712.

    О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ.–2001.–№ 23.–Ст. 2277.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2010)//Российская газета.-2001.- № 256.

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства РФ.-1996.-№25.-Ст. 2954.

    О безопасности: закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 15.

    Об обороне: федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.05.2010) // Российская газета.-1996.-№ 106.

    Вопросы Федеральной службы безопасности РФ : указ Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 // Российская газета.–2003.–№161.

    Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации : указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 21.10.2008) //Собрание законодательства РФ.-2004.-№24.-Ст. 2392.

    О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 N 53 Российская газета.-2009.-№ 88.

    Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник Под ред. А. П. Коренева. М., 2003.

    Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.Административное право:Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. 816 с.

    Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов- М.: Эксмо,2007.-448с.

    Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства её обеспечения. М.: Щит-М, 1998.

    Сапожников, А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности.: Автореферат диссертации -М.,2006. -18 с.

    Якунин Д. В. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: учеб. пособие / Д.В. Якунин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2008. 253 с.

    Андреев Г.В. Безопасность России в свете событий минувшего века // Право и безопасность.-2008.-№ 4.

    Зарубин В. И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства Журнал российского права.-2001.-№ 8.-С. 27.

    Мельников В.И. О правовом статусе Совета Безопасности Российской Федерации // Право и безопасность.-2009.-№ 1(30).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Состав Совета Безопасности Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2008 г. № 836, с изменениями согласно указов Президента Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 859, от 26 июня 2008 г. № 999, от 3 января 2009 г. № 3, от 2 июня 2009 г. № 612, от 6 февраля 2010 г. № 149, от 20 сентября 2010 г. № 1143 и от 7 ноября 2010 г. № 1382

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич

Президент Российской Федерации

Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации

БОРТНИКОВ Александр Васильевич

директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ЛАВРОВ Сергей Викторович

Министр иностранных дел Российской Федерации

МИРОНОВ Сергей Михайлович

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович

Министр внутренних дел Российской Федерации

ПАТРУШЕВ Николай Платонович

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

ПУТИН Владимир Владимирович

Председатель Правительства Российской Федерации

СЕРДЮКОВ Анатолий Эдуардович

Министр обороны Российской Федерации

ФРАДКОВ Михаил Ефимович

директор Службы внешней разведки Российской Федерации

Члены Совета Безопасности Российской Федерации

ВИННИЧЕНКО Николай Александрович

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

ИВАНОВ Виктор Петрович

директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

ИШАЕВ Виктор Иванович

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

КЛЕБАНОВ Илья Иосифович

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

КОНОВАЛОВ Александр Владимирович

Министр юстиции Российской Федерации

КУДРИН Алексей Леонидович

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

МАКАРОВ Николай Егорович

начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

ОСИПОВ Юрий Сергеевич

президент Российской академии наук

ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

ПРОНИЧЕВ Владимир Егорович

первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы ФСБ России

РАПОТА Григорий Алексеевич

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

СОБЯНИН Сергей Семенович

мэр Москвы

ТОЛОКОНСКИЙ Виктор Александрович

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

УСТИНОВ Владимир Васильевич

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

ХЛОПОНИН Александр Геннадиевич

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо Кавказском федеральном округе

ЧАЙКА Юрий Яковлевич

Генеральный прокурор Российской Федерации

ШОЙГУ Сергей Кужугетович

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.