Агитация в правовом аспекте
Содержание
Введение
1. Понятие предвыборной агитации
1.1 Понятия предвыборной агитации, выработанные юридической наукой
1.2 Нормативное понятие предвыборной агитации
1.3 Формы предвыборной агитации
2. Условия предвыборной агитации
2.1 Условия, распространяющиеся на все методы предвыборной агитации
2.2 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
2.3 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
2.4 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях
2.5 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий
2.6 Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
2.7 Ограничения при проведении предвыборной агитации
Заключение
Содержание
Список использованных источников
Введение
Курсовая работа посвящена понятию и нормативному регулированию предвыборной агитации. Актуальность темы не может вызвать сомнений, так как агитация очень широко применяется в условиях становления постиндустриального информационного общества.
Конечной целью любого избирательного процесса является выявление волеизъявления избирателей с целью формирования представительных органов публичной власти. Выборы – неотъемлемый инструмент народовластия в демократическом правовом государстве. Агитация является важнейшей составляющей избирательного процесса, так как именно она наиболее существенно влияет на волеизъявление избирателей, а соответственно и на результаты выборов. Волеизъявление избирателей должно являться основой формирования власти, когда отражает реальные потребности и пожелания народа по поводу направленности функционирования будущей власти. Поэтому недопустимо такое влияние на волеизъявление избирателей, которое делает это волеизъявление независимым от политической позиции избирателя. Также недопустима агитация, нарушающая принцип равного избирательного права, закрепленный в Конституции, как пассивного, так и активного. Необходимо препятствовать агитации, содержащей в себе состав уголовного, административного, гражданского или иного правонарушения.
Задачей курсовой работы является анализ законодательного регулирования агитации. В курсовой работе анализируются нормы, ограничивающие право на проведение агитации в той мере, в какой это способствует тому, чтобы агитация только надлежащим образом влияла на волеизъявления избирателей, а также не была сопряжена с правонарушениями и нарушением равенства кандидатов и избирательных объединений.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.
1. Понятие предвыборной агитации
1.1 Понятия предвыборной агитации, выработанные юридической наукой
Понятие "предвыборная агитация" является одним из основополагающих для избирательного процесса, поскольку от содержания этого понятия во многом зависит дальнейшее установление рамок законных агитационных действий избирателей, иных участников избирательного процесса.
В теории предвыборная агитация рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле ее следует считать составной частью политической агитации, под которой понимается деятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, их сторонниками, по распространению политических идей, взглядов в целях создания и закрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его к конкретному поведению в общественной жизни. Предвыборная агитация обладает всеми признаками политической агитации, но объект ее воздействия - не все население, а лишь те, кто обладает активным избирательным правом. Данная позиция расходится с нормативным определением предвыборной агитации, однако я считаю, что она имеет право на существование, т.к. агитация должна рассматриваться не только с юридической, но и с социально-политической точки зрения, а также с позиции политических технологий. Политическая практика поставила вопрос о необходимости законодательного решения проблемы "заблаговременного" начала предвыборной агитации определенными политическими силами, группами, сторонниками конкретных политических лидеров. Подобная деятельность имеет все признаки предвыборной агитации: цель, содержание, субъекты, виды, формы и методы. Ее осуществление задолго до назначения выборов реально воздействует на формирование волеизъявления избирателей по отношению к конкретным потенциальным кандидатам, в то время как иные кандидаты не ведут подобной деятельности, что ставит первых и вторых в неравные правовые условия. Нарушается один из основных принципов избирательного процесса - равенство условий и возможностей всех кандидатов. В узком смысле предвыборная агитация представляет одновременно и институт избирательного права, и стадию избирательного процесса. Институт предвыборной агитации представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Как стадию избирательного процесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Эта деятельность включает строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1.2 Нормативное понятие предвыборной агитации
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях…", агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Поскольку агитация определяется как деятельность, то в качестве таковой следует, как правило, рассматривать определенные действия (производство и (или) распространение информации, носящей агитационный характер, личные выступления субъектов избирательного процесса, других лиц и т.п.). Данные действия направлены на достижение определенного результата (голосование за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)) и могут способствовать, а при достижении соответствующей цели - способствуют выработке у избирателя определенного мнения о кандидате, избирательном объединении, в том числе политической партии, избирательном блоке. Таким образом, основополагающим для выявления в деятельности признаков предвыборной агитации является либо "формальный" момент - из характера самой деятельности следует ее направленность на достижение определенного результата выборов, либо "материальный" - деятельность побудила избирателя поддержать или не поддержать того или иного кандидата (список кандидатов).
Квалифицировать деятельность в качестве агитационной легко в случае, если в ее процессе распространяются призывы голосовать за или против кандидата (список кандидатов), против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и т.п., либо в случае наличия факта оплаты изготовления агитационного материала из избирательного фонда либо размещения материала в рамках специально предоставленного бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.
Однако предвыборная агитация может и не иметь таких формальных признаков (в части отсутствия оплаты из избирательного фонда изготовления агитационного материала это означает нарушение правил изготовления и распространения агитационных материалов). В этом случае следует прибегать к выявлению в деятельности субъекта избирательного процесса признаков, указывающих на цель изготовления (распространения) агитационного материала, или к рассмотрению конкретных результатов его распространения. При этом важная роль в оценке материала отводится избирательной комиссии, которая коллегиально рассматривает тот или иной факт и вправе признать либо не признать материал агитационным. В случае судебного спора такая же роль отводится суду. В целях объективизации оценок п. 2 ст. 48 Федерального закона для предвыборной агитации установлен ряд критериев отнесения той или иной деятельности к агитационной.
1.3 Формы предвыборной агитации
В п. 2 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" приводится перечень действий, которые признаются предвыборной агитацией. Рассмотрим каждое из этих действий.
А) Призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них). Для того чтобы воздействовать в период избирательной кампании на сознание избирателя с целью побудить его голосовать за того или иного кандидата, не требуется формальный акт выдвижения или регистрации кандидата. В связи с этим, если в период избирательной кампании совершаются действия, создающие определенное общественное мнение в отношении какого-либо гражданина как потенциального кандидата, если он позиционируется в качестве возможного кандидата на назначенных выборах, такие действия также следует признавать предвыборной агитацией. Следует иметь в виду, что закон не предусматривает в избирательном бюллетене графы "против кандидата". В связи с этим на практике агитация против какого-либо кандидата возможна, но, поскольку закон исходит из принципа альтернативности выборов, такая агитация одновременно может рассматриваться и как агитация за иных кандидатов, что следует учитывать, рассматривая вопрос финансирования "агитации против", который до настоящего времени является одним из самых спорных.
Б) Выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 закона). Из данной формулировки следует, что в аналитических информационных программах (т.е. не являющихся агитационными) при анализе и сопоставлении предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков целесообразно воздерживаться от сравнивания этих предвыборных программ.
В) Описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов. При этом возможно описание как положительных, так и отрицательных последствий избрания или неизбрания кандидата, то есть в данной форме может проводиться агитация как за, так и против кандидата. Следует отметить, что последствия могут быть одновременно желательными для одной категории избирателей и нежелательными для другой. В этом случае, чтобы определить, проводится агитация в пользу или против кандидата, нужно знать, на какую категорию избирателей рассчитывает кандидат.
Г) Распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Думаю, что при освещении профессиональной или служебной деятельности кандидата следует также воздерживаться от субъективных оценок его деятельности, так как по смыслу закона освещение деятельности кандидата не является агитацией только в том случае, когда оно носит чисто информативный характер.
Д) Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Из закона следует, что не признается предвыборной агитацией распространение информации о кандидате, связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. При рассмотрении комментируемой нормы во взаимосвязи с положениями ст. 40 данного Федерального закона есть основания полагать, что информационным (не носящим агитационный характер) может признаваться только сообщение о текущей деятельности кандидата. Объем трудовых обязанностей, составляющих содержание профессиональной деятельности, определяется трудовым договором. Объем служебных (должностных) обязанностей гражданина, замещающего государственную или муниципальную должность, закрепляется в Конституции РФ (например, для Президента РФ - ст. 80, 82 - 90), федеральных законах (например, для депутата Государственной Думы - ст. 7 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), конституциях, уставах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, регламентах государственных и муниципальных органов, должностных инструкциях.
Е) Деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Такую агитацию называют "скрытой" агитацией. Она не содержит прямых призывов к голосованию за или против кандидата, списка кандидатов и явно выраженного мнения о кандидате, но способ подачи информации, характер ее изложения, само содержание информации направлены на создание у избирателя положительного или отрицательного мнения о том или ином участнике избирательного процесса, соответствующего "образа" этого участника в глазах избирателей. На практике такая форма агитации наиболее трудно отграничивается от информирования избирателей.
Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 данной статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
2. Условия предвыборной агитации
2.1 Условия, распространяющиеся на все методы предвыборной агитации
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Под гражданами в данном случае следует понимать предельно широкий круг участников избирательного процесса - это и избиратели, и граждане РФ, не обладающие активным избирательным правом на соответствующих выборах, и кандидаты, и их доверенные лица, и уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков. Общественные объединения любых организационно-правовых форм при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо норм закона должны руководствоваться нормами своих уставов. От имени общественных объединений могут выступать их руководящие органы, иные законные представители. Вместе с тем п. 7 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях…" устанавливает круг лиц, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы. По смыслу закона иностранные граждане могут участвовать в предвыборной агитации только на выборах в органы местного самоуправления, в которых они могут принимать участие на основании международных договоров Российской Федерации, если они постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования. Другие ограничения субъектного состава связаны со следующими факторами:
- агитация не сочетается с целями деятельности органов публичной власти и некоторых организаций;
- органы публичной власти и их служащие и должностные лица, а также руководители организаций обладают высоким авторитетом среди всех или подчиненных им по службе или работе избирателей, поэтому агитация с их стороны дает большое преимущество соответствующему кандидату, списку кандидатов или избирательному объединению перед другими;
- многие из перечисленных в пункте 7 субъектов в силу своего правового, служебного или должностного положения обладают большими возможностями, что также создает преимущество соответствующему кандидату, списку кандидатов или избирательному объединению перед другими.
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается. Требующая финансирования агитация, проводимая гражданами по своей инициативе, таким образом, не допускается, если соответствующие расходы не оплачены из избирательного фонда. При этом, например, если такая агитация ведется в пользу кандидата, то она должна быть оплачена из избирательного фонда этого кандидата, если против - из любого избирательного фонда. Если агитация проводится методами, не требующими расходов (встречи с гражданами, митинги), то ее оплаты из соответствующего избирательного фонда не требуется.
Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ФЗ "об основных гарантиях избирательных прав…". В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется на ряд случаев, перечисленных в п. 7 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…".
Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Агитация должна осуществляться во время агитационного периода. Однако в данном случае имеется исключение: не следует расценивать как предвыборную агитацию информационную (в том числе рекламную) деятельность в СМИ политических партий, выходящую за рамки территории проведения избирательной кампании, кампании референдума и не связанную непосредственно с избирательной кампанией. Данную деятельность все политические партии вправе осуществлять в силу положений п. 1 и 3 ст. 8, подп. "а" и "ж" ст. 26 Федерального закона "О политических партиях". Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация за рамками агитационного периода является незаконной. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
2.2 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
В отношении государственных и муниципальных организаций, выпускающих СМИ, п. 1 с. 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" устанавливает правило обеспечения равных условий проведения предвыборной агитации для всех правомочных участников избирательного процесса. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных данным законом, иным законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Предоставление бесплатного эфирного времени регулируется ст. 51 данного закона.
Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайших предыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либо кандидата, который не был избран и получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью. Установленное законом число голосов избирателей не может превышать 3 процента от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так ч.2 ст. 57 ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ" установлено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются:
- политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;
- политической партии, являющейся правопреемником политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов.
Эти положения не применяются в отношении политической партии, являющейся правопреемником присоединившейся к ней другой политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если федеральный список кандидатов этой политической партии, являющейся правопреемником, получил на указанных выборах 3 и более процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Федеральным законом может быть предусмотрено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются кандидату, выдвинутому избирательным объединением, если на ближайших предыдущих соответствующих выборах кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением, получил менее установленного федеральным законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. П. 2.1 ст. 51 ФЗ "О выборах Президента РФ" установлено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются зарегистрированному кандидату, выдвинутому:
- политической партией, если на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации кандидат, выдвинутый этой политической партией, получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
- политической партией, если она является правопреемником политической партии, выдвинувшей кандидата, который на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Следует отметить, что указанные ограничения устанавливаются в зависимости от требований, предъявляемых к партии, а не к самому кандидату, хотя ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" говорит о требованиях именно к кандидату. Я считаю, что в этой части ФЗ "О выборах Президента РФ" противоречит ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…". Он ущемляет пассивное избирательное право гражданина по сравнению с данным законом, который имеет над ним приоритет.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения. Предполагаю, что данная норма призвана обеспечивать реальную конкуренцию на выборах, а также предотвращает финансирование предвыборной агитации из избирательного фонда другого кандидата или избирательного объединения. Также это правило запрещает использование такой "негативной" избирательной технологии, когда кандидат выдвигается и регистрируется без цели избрания, а лишь для того, чтобы проводить агитацию за другого кандидата, т.е. создать для него преимущества по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами, в том числе по объему бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.
2.3 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Бесплатное эфирное время, а в случае, указанном в пункте 1.1 статьи 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав", а также платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы соответствующего уровня. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Рассматриваемая статья регулирует также объем предоставляемого эфирного времени.
Согласно п.6 ст. 51 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие это условие обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).
Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
2.4 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях
Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, зарезервировавшие в указанном порядке печатную площадь, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.
2.5 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий
Агитация может проводиться с помощью проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
Кандидаты, избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.
Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещаются, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.
2.6 Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
Кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
2.7 Ограничения при проведении предвыборной агитации
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний экстремистской направленности:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, и других деяний, указанных в качестве таковых в ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Запрещено в ходе предвыборной агитации также либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Действие данной нормы вызывает сложности в той части, в какой она распространяется на агитацию через Интернет, поскольку Web-сайты в Интернете почти всегда содержат коммерческую рекламу.
При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных формах. Под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Запрещается предоставление избирателям материальных благ, т.к. это может повлиять на их волеизъявление.
В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом. Такие мероприятия могут повлиять на принятие избирателями решений в ходе голосования.
Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда не допускается.
Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
- распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
- описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
- распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
- распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Подобная деятельность представляет из себя "черный пиар", то есть такие недобросовестные методы агитации, которые наносят ущерб избирательной кампании других кандидатов, а также их чести, достоинству и деловой репутации.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
Заключение
Проанализировав законодательство об агитации, я пришла к выводу, что оно выполняет следующие основные функции:
- правоохранительную функцию, предотвращая нарушения закона при проведении агитации,
- обеспечение равенства кандидатов, избирательных объединений, что проявляется не только в установлении для них единообразного порядка проведения агитации, но и в обеспечении потенциально равных шансов привлечь на свою сторону избирателей.
Законодатель стремится ограничивать свободу массовой информации только в рамках необходимости. Конституционный суд подчеркнул, что данные ограничения должны быть соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.
Вместе с тем существуют следующие проблемы правового регулирования агитации:
- наличие коллизий в избирательном законодательстве,
- оценочный характер некоторый понятий,
- отсутствие указания на обязательность применения конкретных санкций к нарушителям в случае несоблюдения правил агитации. Современное законодательство регулирует агитацию через Интернет, и это не случайно: Интернет в настоящее время служит важнейшим инструментом коммуникации с избирателями.
Думаю, что в целях обеспечения реального исполнения законодательства о выборах и референдумах, в том числе об агитации, целесообразно создать специализированную государственную инспекцию по выборам и референдумам, наделив ее широкими полномочиями по истребованию доказательств, необходимых для выявления избирательных правонарушений.
Список использованных источников
С.Д. Князев. Становление избирательного права России. Владивосток, 1999.
Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - ЗАО Юстицинформ, 2008 г.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Феде рации: Учеб. для вузов / Под ред. А.А. Вешнякова. М., 2003.
"Предвыборная агитация: теория и практика" под ред. Н.С. Бондаря, М., "Городец", 2004, стр. 80
"Малобюджетная избирательная кампания: содержание и технологии", Петр Милосердов, стр. 7
Конституция Российской Федерации 12.12.1993
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О политических партиях"
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации"
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. №15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в связи с запросом группы депутатов ГД и жалобами граждан С.А.Бутмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова"