Блат и коррупция в системе властных структур

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

Заочный факультет

ГМУ и Политики

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Политология»

на тему: «Блат и коррупция как компоненты властных структур»

Выполнил: ст. гр. УПз-10-1

Максимова В.М.

Проверил:

Макарова О.А.

Чита – 2011

Содержание

Введение

1. Коррупция

2. Результаты исследования СМИ

3. Блат

4. Пример

Заключение

Список использованных источников

Введение

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

1. Коррупция

Коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть, на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности.

С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.

В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел. В СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась.

Первым громким коррупционным делом советского периода стало дело фирмы «Океан» (1981-82). Борьба со взяточничеством и злоупотреблениями органов власти активизировалась с приходом на пост Генсека Юрия Андропова в 1983 г.; тогда были начаты знаменитое «хлопковое» дело и дело Моспродторга, по которому был расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов.

В эпоху перестройки коррупция в высших эшелонах власти стала одной из наиболее резонансных тем. Всесоюзную популярность приобрели московские следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов, расследовавшие «хлопковое» дело еще при Андропове. В 1989 году после открытого заявления о взяточничестве в Политбюро, что не было подтверждено, оба были отстранены от следственной работы за клевету, исключены из КПСС и примкнули к демократической оппозиции.

В 1998 году доктор юридических наук Н.И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода».

В 1999 году академик РАН Д.С. Львов и доктор экономических наук Ю.В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю.Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.

В мае 1999 года заместитель министра финансов России Олег Вьюгин отмечал, что система власти и бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом.

В 2006 году ВЦИОМ провёл опрос, согласно которому отношение к мздоимцам смягчилось, и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2006 году, более половины опрошенных имеют личный опыт дачи взяток.

20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.

Согласно опросам «Левада-центра», в 2005–2006 годах 50% респондентов называли коррупцию в числе главных препятствий на пути экономического подъёма в России.

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

2. Результаты исследования СМИ

По результатам исследования СМИ во втором квартале 2010 года наибольшая доля профессиональной коррумпированности, по-прежнему, приходится на чиновников – 42% от общего количества упомянутых в СМИ фактов взяточничества и злоупотреблений. Значительный скачок совершили работники образования – 12% против 5% в первом квартале 2010, и вышли на вторую позицию по коррумпированности во втором квартале 2010 года. Подобный рекорд связан с тем, что традиционно, на период с 01.04–30.06 приходится несколько ключевых моментов: запись детей в школу и детский сад, сдача ЕГЭ, сессия и поступление в ВУЗы. Сохранили свои позиции работники правоохранительных органов и медицины: милиция 10% (8% в первом квартале) и медицина 6% (5% в первом квартале) от общего количества случаев взяточничества описанных в СМИ.

По-прежнему, СМИ регулярно фиксируют факты коррупции и взяточничества среди работников ГИБДД, судебной системы, сотрудников ФСИН, налоговых и таможенных служб, а также военных. В раздел «другие» вошли следующие категории: пожарные, лесники и служители культа. Несмотря на малочисленность зафиксированных в СМИ коррупционных фактов в этих профессиональных категориях суммы взяток и откатов вполне солидные. Лесничие, например, требуют откаты за каждый кубометр законно заготовленной древесины в общей сумме порядка 600 тысяч рублей, или «закрывают глаза» на проведение лесозаготовительных работ за 370 тысяч рублей, или скрывают факты незаконных порубок.

По итогам 2-го квартала 2010 года в наиболее весомом коррупционном сегменте (среди чиновников) наибольшее количество фактов коррупции и взяточничества зафиксировано среди глав региональных и местных администраций – их доля составляет 39%. Депутатам принадлежит 34% коррупционных фактов отображенных в средствах массовой информации. Работники региональных министерств и ведомств использовали служебное положение в коррупционных целях в 22% случаев.

3. Блат

Блат (нем. blatt – «лист») – жаргонное слово, широко распространённое на территории бывшего СССР, означающее знакомство или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц. Нынешнее значение слова «блат» – полезные связи, знакомства, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или государства. «По блату» – благодаря выгодному знакомству, через «нужных» людей.

В начале XX века, очевидно в Одессе, это понятие перешло в жаргон еврейского уголовного мира и стало означать, соответственно, членов воровских шаек, живущих в соответствии с воровским законом, и людей, к сообществу не причастных.

В русской лингвистической литературе слово «блат» впервые зафиксировано в 1908 году в словаре В.Ф. Трахтенберга «Блатная музыка. Жаргон тюрьмы».

В СССР слово «блат» приобрело также другой смысл. В этих условиях дефицита приобретение товаров часто зависело от знакомств с продавцами или чиновниками, распределявшими тот или иной товар. Для обозначения таких полезных знакомств, а также самого процесса приобретения товаров таким способом и стало использоваться слово «блат».

Происхождение понятия связано с появлением иностранных технических специалистов в период индустриализации 1920-30-х годов. В закреплённых для их обслуживания магазинах им продавали товары, отсутствующие в общей продаже, при предъявлении особого документа на листе бумаги – продавали по «блату» (на немецком – лист).

Вадим Шефнер в своих мемуарах подтверждает, что явление возникло в 1930-е годы. В те годы вползло в быт словечко «блат», появились «блатмейстеры», то есть ловкачи, которые по знакомству добывали себе всё, чего хотели.

Таким образом, слово «блат» стало использоваться для обозначения неформальных связей, контактов, знакомств, а также покупок на чёрном рынке. Пример: «Невеста поняла, что я женюсь на блат» (Аркадий Северный), то есть для бумажки, по расчёту.

Проявление блата влечет за собой негативные последствия такие как:

    Трудоустройство по блату создает в обществе сильное социальное неравенство.

    Уничтожается конкуренция между кадрами.

    Сильно снижается мотивация для профессионального и личностного роста.

    Повышается уровень коррупции, взяточничества, бюрократии и должностного произвола.

    Как следствие, заметное снижение экономической и социальной эффективности производства.

    Появляется эффект «наследственной аристократии».

4. Пример

Экс-сотрудники Счетной палаты Василий Корягин и Сергей Климантов приговорены к 4 и 8 годам заключения за получение взятки в $120 тыс. Кроме того, оба лишены права занимать должности на государственной службе сроком на 3 года. Как передает РИА Новости, такой приговор вынес сегодня Мосгорсуд. Согласно приговору, трое фигурантов дела будут отбывать наказание в колонии строгого режима.

Суд признал бывшего замглавы департамента Счетной палаты Корягина и начальника инспекции Счетной палаты Климантова виновными в получении взятки в крупном размере, сопряженном с вымогательством (часть 4 статьи 290 УК РФ), а бывший замглавы администрации Владивостока, представитель администрации города в Москве Дубовицкий признан виновным в пособничестве в получении взятки.

Судья определил назначить Корягина наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, а Сергею Климантову – в виде 8 лет заключения в колонии строгого режима.

В качестве дополнительного наказания суд постановил лишить бывших сотрудников Счетной палаты классного чина, а также запретить им в течение трех лет после освобождения занимать должности в госорганах.

Кроме того, суд взыскал со всех трех подсудимых 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда бизнесмену Шайхисламову, с которого они вымогали взятку.

Заключение

Коррупция, помноженная на «неприкосновенность» отдельных представителей законодательной власти, порождают вседозволенность и безнаказанность. Как следствие, возникает катастрофическое падение доверия населения к представительным учреждениям.

Коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим служебным положением.

Коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20–40 млрд. взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180. По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе – августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества – на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219.

Блат, в свою очередь, резко сокращает возможности и шансы на успех и приличную работу детей из неблагополучных, а также малообеспеченных семей. Это создает сильное расслоение общества, и, как следствие увеличивает уровень преступности и криминала.

Список использованных источников

1. Аналитический Центр Юрия Левады – Экспертные опросы: www.levada.ru

2. Бекетова В.А. – Коррупция в зеркале российских СМИ: – www.s-pravdoy.ru

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения – Социально-экономические исследования: www.wciom.ru

4. Газета Ведомости от 01.09.2009:- www.vedomosti.ru

5. Энциклопедия: www.wikipedia.org