Роль и место главы государства в системе обеспечения государственной безопасности России
Содержание
Введение
1. Роль и место главы государства в системе субъектов обеспечения безопасности России
2. Правовое регулирование полномочий Президента по обеспечению безопасности государства от внутренних и внешних угроз
3. Полномочия Президента РФ по непосредственному руководству органами государственной безопасности, практика их реализации
4. Нормативное правовое регулирование полномочий Президента по взаимодействию с Федеральным Собранием и Правительством России в сфере обеспечения безопасности страны
5. Роль Администрации Президента и полномочных представителей Президента в федеральных округах в сфере обеспечении безопасности государства
Заключение
Список литературы
Вступление
НАТО приближается к границам России. В 2007 году уже произошло официальное вступление в альянс Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Cловакии и Словении. Грузия и руководство Украины стремятся войти в этот, противостоящий нам, враждебный блок. Международный терроризм. Жестокая схватка мировых экономик за доступ и контроль над энергоресурсами, за рынки сбыта, за новейшие технологии, за сферы влияния, за право диктовать свою волю другим государствам, пренебрегая международным правом. Это неполный перечень внешних угроз и проблем. Достаточно и внутренних. Не спокойно на Северном Кавказе. В 2007 году там «ликвидировано более 500 боевиков и предотвращено свыше 70 терактов, часть которых готовилась с участием смертников»1 Федеральной службой безопасности России пресечена деятельность 22 кадровых сотрудников и 71 агента спецслужб иностранных государств.2 В прошлом году в стране зафиксировано 356 преступлений экстремистской направленности.3 Криминал, наркотики, коррупция, экологические проблемы, безопасность атомных объектов, продовольственная безопасность. Этот ряд можно продолжать и продолжать. Заботясь о безопасности страны и ее граждан, главе государства необходимо постоянно держать в поле зрения все эти угрозы и проблемы, адекватно, а порой и превентивно реагировать на них, координировать и направлять усилия всех властных структур.
Согласно ст.82 Конституции Российской Федерации при вступлении в должность Президент России присягает: «Клянусь…защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
«Берегите Россию!» – как завещание, как главное напутствие произнёс, покидая свой пост, экс-президент Б.Н. Ельцин, прощаясь с В.В. Путиным. И российский президент последовательно и планомерно проводит политику укрепления государства, обеспечения безопасности в военной, внешнеполитической, внутригосударственной и экономической сферах. Выступая на VIII Съезде партии «Единая Россия», В.В. Путин дал оценку усилий власти и граждан нашей страны за последние годы: «Мы помним, что было со страной семь-восемь лет назад. Многие уже сомневались, хватит ли у нас сил, чтобы справиться и с терроризмом, и с сепаратизмом, сможем ли мы вообще сохранить страну. Далеко не все проблемы здесь ещё решены. Ещё много опасностей и угроз подстерегают Россию, но решающий перелом, конечно же, наступил: конституционный порядок восстановлен, территориальная целостность страны восстановлена и гарантирована. С террором мы будем продолжать бескомпромиссную борьбу вплоть до полного искоренения этого зла».
На основании ст.80 Конституции Президент России обязан в установленном порядке принять меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. В этом случае не исключаются дискреционные полномочия.1 Только сам Президент должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, введения военного или чрезвычайного положения, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого, оперативного и адекватного реагирования.
Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.
1. Роль и место главы государства в системе субъектов обеспечения безопасности России
В Законе РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.) закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т. е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, формированиями гражданской обороны, внутренними войсками и др. Эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная фельдъегерская служба).
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.
Особое правовое положение главы Российского государства в системе органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями в области обороны и безопасности, объясняется необходимостью обеспечения им демократического (политического) и организационно – правового единства государственной власти, а также тем, что Президент России обладает объективно большими возможностями, чем Федеральное Собрание, Правительство и высшие судебные органы Российской Федерации. Осуществляется организационно- правовая взаимосвязанность этих полномочий. Более того, некоторые полномочия одного органа государственной власти России вообще не могут быть реализованы без участия другого.
2. Правовое регулирование полномочий Президента по обеспечению безопасности государства от внутренних и внешних угроз
Конституция России (ч.1 ст.87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент, в случае войны или угрозы агрессии, взять на себя командование Вооруженными Силами, войсками и воинскими формированиями, которые подчинены различным министерствам и ведомствам.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.
В Федеральном законе «Об обороне» (в редакции от 22 августа 2004 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др.
Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания.Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, так как введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.
3. Полномочия президента РФ по непосредственному руководству органами государственной безопасности, практика их реализации
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Российской Федерации в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
Совет Безопасности Российской Федерации. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.
Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.
Основными задачами Совета Безопасности являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности, разработка основных на правлений стратегии обеспечения безопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или от мене чрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность.
В состав Совета Безопасности входят Председатель (Президент РФ) Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, директор ФСБ и СВР, министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета являются Начальник Генерального штаба, полномочные представители в федеральных округах, Генеральный прокурор, министры финансов, МЧС и юстиции, Президент Российской академии наук.
Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.
Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ (члены Совета обладают совещательными голосами). Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.
Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет. Совет Безопасности наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление. Выступая на недавнем заседании Совета безопасности, Президент заявил: «Темпы роста токсичных отходов ежегодно увеличиваются на 15-16%. От 30 до 50% питьевой воды не удовлетворяют нормам. С 1999 по 2006 год на 10% выросли выбросы предприятий. В России должна быть создана система экологической безопасности. В первую очередь нужно обратить внимание на те регионы, в которых строятся газопроводы и нефтепроводы. В этих районах последствия хозяйственной деятельности должны быть минимизированы»1.
В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью и террористической деятельностью;
разведывательная деятельность;
пограничная деятельность;
обеспечение информационной безопасности.
Перед федеральной службой безопасности поставлены основные задачи:
- информировать Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;
- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
- разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
- обеспечивать безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
- обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений; составляющих государственную тайну;
-осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.1
В.В. Путин, сам в прошлом возглавлявший ФСБ России, прекрасно знает и успешно опирается на мощный потенциал этой спецслужбы. Об эффективности
деятельности ФСБ РФ свидетельствуют результаты :
в 2007 году пресечена деятельность 22 кадровых сотрудников и 71агента иностранных спецслужб. Захвачены с поличным в момент осуществления противоправной деятельности 11 кадровых сотрудников и агентов, за разглашение гостайны осуждены 10человек;
вскрыты многочисленные факты коррупции в различных государственных учреждениях страны (Счетной палате, Ростехнадзоре, Минэкономразвития, ФНС, Минобороны и др.);
количество совершенных терактов сократилось более чем в 2,5 раза: в 2005 году - 257, в 2006 году - 112, в 2007 году - 41; предпринятые меры позволили не допустить терактов и серьезных экстремистских проявлений в ходе недавних выборов в Госдуму;
на территории Северо-Кавказского региона пресечена преступная деятельность свыше 500 участников бандформирований;
реализован ряд мероприятий по пресечению деятельности международной системы переводов, известной под наименованием ”хавала” и используемой, в том числе для снабжения террористических и экстремистских организаций. Прекращено финансирование восьми ее пунктов. Из незаконного оборота изъято около 150 млн. рублей;
принятые меры позволили в 2007 году отразить более 1,4 млн. атак на информационные ресурсы федеральных органов государственной власти, в том числе свыше 100 тысяч на официальное интернет-представительство Президента РФ;
на ”телефон доверия” ФСБ России в 2007году поступило около 15 тыс. обращений, из которых почти 600 в той или иной степени относились к компетенции органов безопасности.1
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г. был образован Национальный антитеррористический комитет, председателем которого был назначен директор ФСБ РФ. Этим же указом были образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, в составе Комитета создан Федеральный оперативный штаб, а в субъектах Российской Федерации – оперативные штабы.
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.
Основными ее задачами являются:
- обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;
- доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;
- доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств - участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;
- доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.
Федеральная служба Содружества Независимых Государств, охраны Российской Федерации. В систему безопасности входит государственная охрана должностных лиц, деятельность которой основывается на Федеральном законе «О государственной охране» (в редакции от 7 мая 2002 г.).
Государственная охрана предоставляется высшим должностным лицам государства, а также зданиям, в которых размещены федеральные органы государственной власти. Государственная охрана состоит в предоставлении объектам охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности. Она включает также оперативно-розыскную деятельность, проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны, поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки, Вооруженные Силы РФ и некоторые другие государственные органы обеспечения безопасности.
К объектам государственной охраны относятся Президент РФ (его безопасность обеспечивает входящая в ФСО РФ Служба безопасности Президента РФ), определенные законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, подлежащие государственной охране в соответствии с законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Президенту РФ со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных законом. Президент в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.
Федеральная служба охраны РФ входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. В ФСО РФ предусматривается военная служба. Руководство этими органами осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ. Создание, реорганизацию и упразднение федеральных органов государственной охраны осуществляет Президент РФ в соответствии с федеральным законодательством. Он же утверждает положения о федеральных органах государственной охраны.
Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств. Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР) осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент РФ.
В осуществлении функций органов СВР принимают участия лица, оказывающие конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере, в частности их права, обязанности, формы и методы их деятельности, определяются ведомственными актами органов СВР.
К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К ведению МЧС России отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. В систему МЧС России входят региональные центры, государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.
4. Нормативное правовое регулирование полномочий Президента по взаимодействию с Федеральным Собранием и Правительством России в сфере обеспечения безопасности страны
Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений. Президент и Федеральное Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители. В ряде статей Конституции (в основном ст.102) и федеральных законов установлена специальная компетенция Совета Федерации, в которую входят, наряду с другими, вопросы обороны и безопасности.
Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения.
Указ Президента РФ о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения незамедлительно направляется Председателем в комитеты Совета Федерации.
Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается Советом Федерации в срок, не превышающий 48 часов для военного положения и 72 часов для чрезвычайного положения. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Если решение об утверждении указа Президента РФ не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, указ Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации незамедлительно направляется Президенту РФ и в соответствующие органы исполнительной власти для исполнения.
В случае не утверждения Советом Федерации указа Президента РФ действие указа прекращается с момента его обнародования со следующего дня или через 72 часа.
Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Этот вопрос решается по предложению Президента РФ. Заключение по обращению дают комитеты по обороне и безопасности и по международным делам или Комитет по СНГ. На заседание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, Председатель Правительства РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Если решение не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, Вооруженные Силы не могут использоваться за пределами территории Российской Федерации, что также оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации в течение двух дней со дня его принятия направляется Президенту РФ.
Федеральный закон «Об обороне» суммирует и в то же время существенно расширяет конституционные полномочия палат Федерального Собрания в области обороны. Совет Федерации в соответствии с этим Законом: рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Государственная Дума в соответствии с этим Законом: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете, принимает федеральные законы в области обороны. Федеральный закон «Об обороне», следовательно, предоставляет Федеральному Собранию РФ фактически неограниченные полномочия принимать законы в области обороны.
Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. конкретизирует это полномочие Совета Федерации, усиливая роль Федерального Собрания. Под поддержанием или восстановлением международного мира и безопасности законом понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности ООН и в соответствии с Уставом ООН, и в ряде других случаев. Президент РФ может принять решение об участии в таких операциях после принятия Советом Федерации постановления о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с ратифицированным международным договором или с федеральным законом. При этом предложение о ратификации международного договора или проект федерального закона могут быть внесены в Государственную Думу только после принятия Советом Федерации соответствующего постановления (ст.10). Таким образом, Федеральное Собрание разделяет полномочия по участию Вооруженных Сил РФ в миротворческой деятельности с Президентом РФ.
Конституция РФ выделяет важный аспект безопасности страны: статус и защита Государственной границы. Государственная Дума вправе принимать федеральные законы по этим вопросам, а Совет Федерации в обязательном порядке их рассматривает. Введение такой процедуры принятия федеральных законов о статусе и защите Государственной границы подчеркивает повышенную ответственность Федерального Собрания, и особенно Совета Федерации, в обеспечении данных вопросов государственной безопасности.
Взаимодействие Президента России с Правительством РФ. Президент назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членов Правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ.
Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Правительство РФ организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Согласно закону Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.
Некоторые конкретные полномочия сформулированы в федеральных законах. Так, Федеральный закон «Об обороне» закрепляет полномочия Правительства в области обороны в двадцати семи пунктах ст.6. Установлено, что Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Оно вносит в Государственную Думу предложения по расходам на оборону, организует оснащение войск вооружением и военной техникой по их заказам. Среди других полномочий: разработка мобилизационных планов, контроль за выполнением оборонного заказа, организация системы военного образования, организация воинского учета и призыва на военную службу, контроль за экспортом вооружений и др.
Согласно Федеральному закону «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» Правительство РФ принимает решение о направлении в этих целях гражданского персонала на добровольной основе, а также организует направление и обеспечение военного персонала, определяет район действий на основании решения Президента РФ и постановления Совета Федерации Федерального Собрания.
Значительны полномочия Правительства РФ в области безопасности. В общей форме они определены в Законе РФ «О безопасности». Правительство руководит органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов. В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности РФ оно координирует деятельность ФСБ в части взаимодействия с другими органами исполнительной власти.
5. Роль Администрации Президента и полномочных представителей Президента в федеральных округах в сфере обеспечении безопасности государства
Администрация Президента РФ. Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре - Администрации Президента РФ, которая формируется единолично Президентом. Нынешняя Администрация - государственный орган, действующий на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г.
В функции Администрации входит много вопросов: подготовка законопроектов для внесения их в Государственную Думу, подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обращений Президента, обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов Президента и многое другое. Выполняя эти функции, Администрация взаимодействует с палатами Федерального Собрания, Правительством и органами государственной власти Федерации и её субъектов.
В состав Администрации входят: руководитель Администрации, два его заместителя - помощника Президента, помощники Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старшие референты, референты и иные должностные лица Администрации, управления Президента РФ и самостоятельные подразделения. В их числе четыре главных управления, аппарат Совета Безопасности, Секретариат руководителя Администрации, 13 Управлений, Канцелярия Президента, референтура Президента (на правах управления) и аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Ведущую роль в аппарате Президента играет руководитель Администрации. Он координирует деятельность помощников Президента и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Заместители руководителя Администрации помощники Президента по поручению руководителя Администрации осуществляют кадровые назначения в Администрации, решают иные организационные вопросы.
Советники Президента подчиняются Президенту и образуют аппарат советников, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Руководитель Администрации координирует деятельность советников и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Советники имеют право при подготовке докладов Президенту запрашивать от федеральных министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции. Советники по поручению Президента могут обеспечивать деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте.
Деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах координирует руководитель Администрации, а деятельность полномочных представителей Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде - заместитель руководителя Администрации - помощник Президента РФ.
В обеспечении осуществления Президентом своих полномочий на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах. Указом Президента от 13 мая 2000г. было утверждено Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе для создания лучших условий реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.
Образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Полномочные представители назначаются и освобождаются Президентом, ему подчинены. По своему статусу представители являются должностными лицами, представляющими Президента в федеральных округах, обеспечивающими в этих округах его полномочия. Полномочные представители и их заместители – федеральные государственные служащие, входящие в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются руководителем Администрации.
В задачи полномочных представителей входят: организация в федеральных округах работы по реализации органами государственной власти контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
Полномочные представители координируют деятельность федеральных органов в округе; организуют их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализируют эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляют контроль за исполнением федеральных законов; согласовывают назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента. Властными, административными полномочиями представители не наделены. Однако они имеют право запрашивать и получать необходимые документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеют право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе. Организационное обеспечение деятельности полномочных представителей осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.
Заключение
Мы рассмотрели полномочия Президента России по обеспечению безопасности государства, его руководящую роль в управлении силовыми структурами страны и взаимодействие Гаранта Конституции в сфере обеспечения безопасности с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Полномочия огромные. Ответственность колоссальная. Можно также отметить, что военные полномочия Президента РФ, действительно очень широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему её чрезмерную концентрацию в одних руках в столь важной области.
Завершая работу, считаю необходимым процитировать Президента России, его оценку внешнеполитической стратегии, проблем обеспечения безопасности и обороноспособности страны на сегодняшний день. Этот анализ он произвел, выступая на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года.
«Мир становится сегодня не проще, а сложнее и жёстче. Прикрываясь высокими лозунгами свободы, открытого общества, подчас уничтожаются суверенитет стран и целых регионов, под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самих развитых экономиках и странах усиливается политика протекционизма. Разворачивается и ожесточенная борьба за ресурсы. И во многих конфликтах, внешнеполитических акциях, дипломатических демаршах «пахнет» газом и нефтью.
В мире разворачивается новый виток гонки вооружений. Наиболее развитые страны, опираясь на своё технологическое преимущество, направляют многомиллиардные средства на разработку оборонительных и наступательных систем следующих поколений. И их вложения в оборону просто несопоставимы даже с тем, что мы делаем, – в десятки раз больше. Мы в течение десятилетий строго следуем своим обязательствам, выполняем все международные договоренности в сфере безопасности, все международные соглашения, в том числе и договор по контролю за вооружениями в Европе – ДОВСЕ. Но наши партнеры из числа стран-участников Североатлантического договора (НАТО) не ратифицируют даже некоторые документы, не исполняют их, требуя от нас дальнейшего одностороннего их исполнения. Сама Организация НАТО расширяется, приближает свою военную инфраструктуру к нашим границам. Мы базы ликвидировали и на Кубе, и во Вьетнаме. Что мы получили? Новые американские базы – в Румынии, Болгарии, новый позиционный район ПРО в Польше скоро будет, видимо, создан, и в Чехии – его элементы.
Нас пытаются убедить, что все эти действия не направлены против России. При этом на наши озабоченности, вполне обоснованные, нет конструктивного ответа. Никаких реальных шагов для поиска компромисса мы не видим до сих пор. И нас фактически ставят перед необходимостью ответных действий, вынуждают принимать соответствующие решения. На эти новые вызовы у России есть и всегда будет ответ.
В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих по своим качественным характеристикам имеющимся в распоряжении других государств, а в ряде случаев – превышающих эти характеристики. При этом расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны и не должны выделяться за счёт приоритетов социально- экономического развития. Использование новейших технологий потребует и переосмысления стратегии строительства Вооруженных Сил. Ведь передовые научные разработки в области био-, нано- и информационных технологий могут привести к революционным изменениям в области вооружений. И доверить вопросы размещения, обслуживания, использования оружия нового поколения можно только армии, отвечающей самым современным требованиям.
Нам необходима инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня. Для этого необходимо серьёзное повышение престижа военной службы, дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащих, укрепление их социальной защиты, действенное решение проблем с жильём. Для укрепления национальной безопасности в целом необходима новая стратегия строительства Вооруженных Сил до 2020 года – с учётом современных вызовов и угроз интересам нашей страны.
Абсолютно уверен в том, что мы добьёмся того, чтобы наша страна и дальше укрепляла свои позиции одного из мировых лидеров, а наши граждане жили достойно».1
Литература
Конституция РФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 1 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712; СЗ РФ. 2005. №23. Ст.2197.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред.от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. №23. Ст.2277; СЗ РФ. 2005. №10. Ст.753.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // РГ 2002. 2 февраля.
Закон РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2006 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992, №15. Ст.769; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3427.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 15 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. №16. Ст.1861; СЗ РФ. 2006. №27. Ст.2877.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // РГ. 1993. 21 сентября; СЗ РФ. 2004. №35. Ст.3607.
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от 27 июля 2006 г.) //СЗ РФ, 1995. №15. Ст.1269; СЗ РФ. 2006. №17 (Ч.1). Ст.1779; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 2 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349; СЗ РФ. 2005. №49. Ст.5128.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.143; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст.3607.
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. №22. Ст.2594; СЗ РФ. 2005. №1 (часть I). Ст.17.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. №33 (4.1). Ст.3418; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3031; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452.
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. №11. Ст.1146; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452.
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» (в ред. от 7 ноября 2005 г.) // СЗ РФ. 1996. №16. Ст.1842; СЗ РФ. 2005. №46. Ст.4654.
Указ и.о. Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №2. Ст.170.
Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» (в ред. от 19 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. №7. Ст.797; СЗ РФ. 2003. №47. Ст.4520
Указ Президента РФ 11 августа 2003 г. №960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. №33. Ст.3254; СЗ РФ. 2006. №31. (часть I). Ст.3463
Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от 1 августа 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1395; СЗ РФ. 2005. №32.Ст.3272.
Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. №726 «Об утверждении положений о Совете безопасности Российской Федерации и аппарате Совете безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. №24. Ст.2392; СЗ РФ. 2006. №31. Ст.3459.
Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. №1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. №32. Ст.3314.
Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» (в ред. от 2 августа 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. №8. Ст.897; СЗ РФ. 2006. №32. Ст.3535.
Указ Президента РФ от 12 июня 2006 г. №601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред. от 17 октября 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. №25. Ст.2698.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2004. – 671 с.
Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004.- 932 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. – 784 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. проф. А.В. Опалева. М, 2004. 511 с.
Официальный сайт. Президент России. http://www.kremlin.ru
Национальный Интернет-портал противодействия терроризму. «Россия Антитеррор». antiterror.ru.
1 Из выступления директора ФСБ РФ Патрушева Н.П. на заседании Национального антитеррористического комитета 11.12.2007 года.
2 Контрразведка: шпионов сегодня ловят так…Интервью директора ФСБ РФ. ”Аргументы и факты” № 41, 2007 год, стр.9-10.
3 Из выступления замминистра МВД РФ Чекалина А.А. на конференции по вопросам обеспечения национальной безопасности 21.01.2008 года.
1 Дискреционные – особые полномочия, предоставленные главе государства, дающие право действовать по собственному усмотрению, в частности в чрезвычайных обстоятельствах. БЭС. Советская энциклопедия. М., 1991.С. 394.
1 Из выступления Путина В.В. на заседании Совета Безопасности РФ 30 января 2008 г.
1 Из Федерального закона О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ ( в ред. Федерального закона от 30.06.2003№ 86-ФЗ).
1 Из выступления Директора ФСБ России Патрушева Н.П. на пресс-конференции для СМИ 19.12.2007года.
1 Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного cовета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года.