Теоретические и практические проблемы регулирования нормативно-правовой базы фермерского хозяйства
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, создание и прекращение, состав крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 Понятие фермерского (крестьянского) хозяйства
1.2 Состав крестьянского (фермерского) хозяйства
1.3 Создание и прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 2. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
2.1 Состав имущества фермерского хозяйства
2.2 Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
2.3 Порядок предоставления земельных участков
Глава 3. Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства
3.2 Порядок продажи имущества и имущественных прав
3.3 Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Крестьянское (фермерское) хозяйство относится к объединениям предпринимательского типа, с особым субъектным составом, действующим в области сельского хозяйства. Отличительной чертой данного образования является его «отнесение к индивидуальному или семейному типу предпринимательства, так как в основном фермерское хозяйство объединяет небольшие группы людей, связанные между собой доверительными отношениями»1.
В отличие от колхозного двора, хозяйство которого носило подсобный по отношению к общественному хозяйству колхоза характер, крестьянское хозяйство рассчитано на производство товарной продукции, реализуемой на рынке. Именно этим в первую очередь определяется его субъектный состав, а также круг объектов, которые находятся в общей собственности участников хозяйства, и их правовой режим. До введения в действие части первой ГК основные нормы о крестьянском хозяйстве были сосредоточены в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. и Земельном кодексе РСФСР 1991 г. (с последующими изменениями)2. В ГК нормы о крестьянском хозяйстве немногочисленны. Однако они внесли существенные изменения, как в правовое положение самого хозяйства, так и в правовой режим принадлежащего его членам имущества. В результате возникло несоответствие между нормами ГК, с одной стороны, и нормами Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. и Земельного кодекса РСФСР 1991 г. - с другой. Это несоответствие устранено с введением в действие с 30 октября 2001 г. Земельного кодекса, а с 17 июня 2003 г. Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
По ныне действующему законодательству крестьянское хозяйство независимо от того, представляет ли оно собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, или создано одним гражданином, не является юридическим лицом. Как сказано в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве, оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вместе с тем крестьянские хозяйства, которые были созданы как юридические лица, вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 г. В то же время крестьянское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наиболее существенными являются изменения в правовом режиме имущества, принадлежащего членам хозяйства на праве общей собственности. Если Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. предусматривал в виде общего правила для имущества, принадлежащего членам хозяйства, которое не относилось к их индивидуальной собственности, режим общей долевой собственности (на режим общей совместной собственности они могли перейти лишь по единогласному решению всех членов хозяйства), то в ГК это положение сформулировано иначе: в виде правила предусмотрен режим общей совместной собственности. Однако эта норма сопровождается оговоркой: если законом или договором между членами хозяйства не установлено иное (см. п. 1 ст. 257 ГК). Эта оговорка в первую очередь и была рассчитана на то, чтобы "примирить" нормы ГК с нормами Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. Примирения, однако, не произошло, поскольку указанный Закон, в отличие от ГК, признавал крестьянское хозяйство юридическим лицом. Тем самым оставался открытым вопрос, на каком праве имущество хозяйства принадлежит самому хозяйству, которое по ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. вроде бы должно было выступать как юридическое лицо. Он не мог быть решен и в случае признания имущества крестьянского хозяйства общей совместной собственностью, поскольку любая общая собственность характеризуется множественностью ее участников.
Ныне несоответствие норм ГК и норм ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» снято. Вслед за ГК новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает, что имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Ссылка на закон, которая содержится в п. 1 ст. 257 ГК, опущена, поскольку, делая такую ссылку, ГК как раз имел в виду прежний Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. Новый же Закон от правовой модели, которая была в прежнем, отказался.
В своей работе я использовала труды Серова О.А., кандидата юридических наук, доцента, проректора по учебной работе Самарской гуманитарной академии, Харитоновой Ю. С., старшего научного сотрудника ИГП РАН, кандидата юридических наук, судебную практику, а именно решения высших судов, учебные и периодические издания. Целью работы является обозначить собственность крестьянского (фермерского) хозяйства, а задачами - раскрыть понятие собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, указать ее состав, способы создания и прекращения. Основными методами, использованными в данной работе, являются сравнительно - исторический и сравнительно – правовой. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Глава 1. Понятие, создание и прекращение, состав крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
В соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» содержит новое определение фермерского хозяйства, позволяют выделить ряд признаков, характеризующих крестьянское (фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую форму ведения сельскохозяйственного производства.
Прежнее определение крестьянского (фермерского) хозяйства имело ряд существенных недостатков, на которые неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, в том числе статьях Серовой О.А., Харитоновой Ю.С. Прежнее определение устанавливало, что "крестьянское (фермерское) хозяйство - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков"1. Это определение позволяло на практике регистрировать как фермерские различные виды личных подсобных хозяйств, арендных коллективов.
В новом определении подчеркнуто, что фермерское хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество (в том числе земельный участок) и ведущих совместную хозяйственную деятельность, причем основанную на их личном участии в такой деятельности. Следовательно, подчеркнуто то, что Закон о фермерском хозяйстве регулирует отношения именно семейных сельскохозяйственных объединений.
Это отличает фермерское хозяйство от иных объединений, которые создаются в различных формах товариществ или акционерных обществ. Также особо подчеркнут трудовой аспект деятельности фермерского хозяйства (личное участие в его деятельности).
Пункт 2 статьи 23 ГК РФ внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с утратившим ныне силу Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица. Согласно положениям ГК РФ крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1995 года крестьянские хозяйства не могли быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, они не значатся. Это положение нашло отражение в новой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
1.2. Состав крестьянского (фермерского) хозяйства
Гражданин может быть принят в члены фермерского хозяйства на основании его письменного заявления и при наличии взаимного согласия членов хозяйства. Членом фермерского хозяйства может быть либо близкий родственник граждан, входящих в состав хозяйства, либо гражданин, не состоящий в родстве с главой фермерского хозяйства, при условии, что максимальное число таких граждан не будет превышено 5 человек. Выход из членов фермерского хозяйства возможен после подачи письменного заявления. При этом возникает необходимость урегулирования имущественных взаимоотношений между фермерским хозяйством и гражданином, прекращающим свое членство в нем. При выходе одного гражданина из членов хозяйства земельный участок и средства производства хозяйства разделу не подлежат. Гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Кроме того, вышедший из фермерского хозяйства в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах его доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода. Прекращение членства в фермерском хозяйстве возможно не только в связи с выходом члена из хозяйства, но и в случае его смерти.
Права и обязанности членов хозяйства, ответственность за неисполнение обязанностей, а также внутренний распорядок фермерского хозяйства определяются членами хозяйства по взаимному согласию. При определении прав и обязанностей учитывается квалификация членов хозяйства, а также хозяйственная необходимость или задачи, на решение которых направлена деятельность хозяйства. Каждый член хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности хозяйства. Порядок распределения полученных от деятельности хозяйства плодов, продукции и доходов (размер и форма выплат) определяется соглашением, заключенным между членами хозяйства (п. 3 ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
На основании соглашения, заключенного между членами фермерского хозяйства, один из членов признается главой хозяйства. При этом если фермерское хозяйство создается одним гражданином, то в соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» заключение соглашения не требуется. Основными требованиями к главам крестьянского (фермерского) хозяйства выступают, прежде всего, добросовестность и разумность. Любые действия главы хозяйства должны осуществляться в интересах хозяйства и не могут быть направлены на ущемление прав и законных интересов как хозяйства в целом, так и его членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» распоряжение имуществом хозяйства осуществляется главой хозяйства в интересах хозяйства. При этом любая сделка считается совершенной в интересах хозяйства, если не доказано, что глава преследовал личные цели.
Случаями смены главы фермерского хозяйства выступает, прежде всего, невозможность исполнения главой хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев. Вторым случаем смены главы является его добровольный отказ от своих полномочий, и третьим - смерть главы хозяйства. Во всех перечисленных случаях члены хозяйства должны принять решение о признании главой другого члена. Это решение должно быть отражено в соглашении, заключенном при создании хозяйства. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (за исключением случая смерти главы).
1.3 Создание и прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства
Правом на создание фермерского хозяйства обладают как российские, так и иностранные граждане и лица без гражданства. При этом ключевым требованием является наличие дееспособности у гражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства.
В соответствии со статьей 21 ГК РФ под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» связывает возникновение дееспособности в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. с достижением определенного возраста. Поскольку дееспособность - это способность лица к самостоятельным действиям, которыми приобретаются права и создаются обязанности, подразумевается, что лицо способно разумно действовать и сознавать значение своих действий именно по достижении восемнадцатилетнего возраста. Правоспособные, но недееспособные граждане (например, страдающие психическим расстройством), а также обладающие дееспособностью не в полном объеме (например, малолетние) приобретают гражданские права и создают обязанности не самостоятельными действиями, а посредством действий дееспособных лиц - законных представителей родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (статьи 28 и 29 ГК РФ). Кроме общего основания возникновения дееспособности в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста, закон содержит два основания возникновения дееспособности в полном объеме до достижения восемнадцати лет.
Первым таким основанием является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцати лет, автоматически приобретает дееспособность в полном объеме с момента регистрации брака, что гарантирует обоим супругам равные правовые возможности.
Статьей 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами, необходимо заключение между ними соглашения. При создании фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Соглашение, предусмотренное Законом, является своего рода учредительным документом. Прослеживается аналогия с учредительными документами юридического лица.
Фермерское хозяйство возникает (считается созданным) как субъект предпринимательской деятельности со дня его государственной регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации устанавливается законодательством Российской Федерации.
Фермерское хозяйство прекращается, в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в соответствии со статьей 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на основании соглашения, заключенного между его членами, и «очевидно, что они вправе принять решение о прекращении деятельности хозяйства»1. В качестве второго случая прекращения деятельности хозяйства выступает ситуация, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства. Следует заметить, что возможна ситуация, когда у наследодателя может вообще не оказаться наследников как по закону, так и по завещанию. В этом случае в соответствии со статьей 1151 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства признается вымороченным и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается также в случае, когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ "Недостойные наследники") либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).
В перечисленных случаях имущество умершего также считается вымороченным. Третьим случаем прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является ситуация, когда фермерское хозяйство признается несостоятельным (банкротом). В этом случае порядок прекращения фермерского хозяйства регулируется ГК РФ и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств установлены соответственно статьями 214 - 216 и 217 - 223 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В случае создания на базе имущества фермерского хозяйства таких организационно-правовых форм, как производственный кооператив или хозяйственное товарищество также происходит прекращение существования крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии со статьей 259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Основания прекращения права собственности перечислены в ГК РФ. Так, в соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 статьи 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества недопустимо, но в ряде случаев по основаниям, предусмотренным законом, производится. По решению суда также должно быть произведено отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ). Отчуждение имущества (недвижимого) может быть произведено в связи с отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли (п. 1 ст. 239 ГК РФ). Требование об изъятии земельного участка может быть удовлетворено, только если государственный орган или орган местного самоуправления обратится с требованием в суд и докажет при этом, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. По решению суда может быть также осуществлено прекращение права собственности на имущество крестьянского фермерского хозяйства при реквизиции (в соответствии со статьей 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество по решению государственных органов может быть изъято у собственника), а также при конфискации (в соответствии со статьей 243 ГК РФ имущество может быть изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения). Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в суде. Не вызывает сомнения, что споры, о которых идет речь, носят имущественный характер, поэтому их разрешение возможно только в судебном порядке.
Глава 2. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
2.1 Состав имущества фермерского хозяйства
В состав имущества крестьянского хозяйства могут входить самые разные вещи, имущественные права, независимо от фактической их пригодности для использования в сельскохозяйственной деятельности.
От имущества члена крестьянского хозяйства следует отличать личное имущество гражданина либо имущество, которое, хотя и использовалось в деятельности хозяйства, но было приобретено на личные средства наследодателя, то есть то имущество, которое на момент смерти наследодателя не входило в состав общей совместной (или долевой) собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, на переход наследства по которым могут распространяться иные правила. По этой причине, например, предметы обычной домашней обстановки и обихода переходят к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем до его смерти не менее одного года, независимо от их очереди и наследственной доли (ст. 1169 ГК). Следует также отличать имущество, являющееся совместной собственностью супругов и членов крестьянского хозяйства, даже если оба супруга являются членами последнего. На имущество наследодателя, не входящее в состав имущества крестьянского хозяйства, не распространяется преимущественное право приобретения наследства иных членов данного хозяйства.
Следует учитывать, что в отличие от нормы ст. 14 Закона РСФСР в ГК РФ и ст. 6 Закона РФ в качестве имущества, принадлежащего крестьянскому хозяйству, теперь не названы жилые постройки. Жилой дом может быть совместной собственностью супругов или собственностью отдельного члена хозяйства. Поэтому нельзя согласиться с утверждением Е. Чефрановой о том, что "жилой дом не подлежит разделу в натуре между супругами-фермерами"1. Он может не входить в состав совместной собственности членов крестьянского хозяйства, может быть разделен; на это имущество наследодателя также не распространяется преимущественное право приобретения наследства иных членов данного хозяйства.
К имуществу крестьянского (фермерского) хозяйства относится, прежде всего, земельный участок, являющийся неотъемлемой и особой составляющей имущественного комплекса хозяйства. Конечно, в перечень включены насаждения, постройки жилого и хозяйственного назначения, специальные сооружения, продуктивный и рабочий скот, различного рода техника, оборудование, инвентарь. Перечень не закрыт, но признаком приведенных в нем объектов является необходимость их для осуществления деятельности фермерского хозяйства. В соответствии со статьей 244 ГК РФ имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум или нескольким субъектам. В тех случаях, когда имущество находится в собственности двух или нескольких лиц, они, осуществляя владение, пользование и распоряжение этим имуществом, должны учитывать интересы других участников общей собственности, т.е. сособственников. В целях обеспечения скоординированности деятельности участников общей собственности в главе 16 ГК РФ сформулирована совокупность правовых норм, регулирующих общую собственность.
Таким образом, особенность права общей собственности состоит в том, что имущество (имущественный комплекс) одновременно принадлежит двум или нескольким лицам.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Это означает, что соглашением между членами может быть установлен правовой режим общей долевой собственности на имущество хозяйства. Этим же соглашением должны быть установлены доли каждого из членов хозяйства. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 245 ГК РФ соглашением участников долевой собственности может приниматься во внимание вклад каждого из сособственников в образование и приращение общего имущества. Участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Доли считаются равными, если они не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением сторон. Плоды, произведенная продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, становятся общим имуществом, т.е. поступают в общую собственность членов хозяйства. Правило о порядке распределения плодов, продукции и доходов, полученных от использования имущества, находящегося в долевой собственности, относится к числу диспозитивных. Оно применяется, если участники не установили другой порядок. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования его имущества устанавливаются по взаимному согласию (соглашению) членов хозяйства. К основным правам, составляющим содержание права собственности, в их статичном состоянии, прежде всего, относится право владения, т.е. право собственника обладать принадлежащим ему имуществом. Далее следуют право пользования, т.е. право на извлечение и присвоение полезных свойств имущества, и право распоряжения, т.е. право определения юридической судьбы имущества (в том числе отчуждать его в собственность другим физическим и юридическим лицам, передавать права владения, пользования и распоряжения им, отдавать в ипотеку (залог), а также распоряжаться таким имуществом иными способами, обременять его другим образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется сособственниками сообща и в отличие от долевой собственности не зависит от размера вклада каждого из них в создание общего имущества. Соглашением между участниками совместной собственности может быть предусмотрено раздельное владение и пользование общим имуществом. Однако при несоразмерности имущества, предоставленного во владение и пользование, вкладу сособственника в создание общего имущества, он в отличие от участника долевой собственности не вправе требовать от других сособственников соответствующей компенсации. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при возражении хотя бы одного из них - в порядке, установленном судом. Участники долевой собственности вправе владеть и пользоваться общим имуществом в целом или его отдельными частями. Как правило, выбор варианта зависит от объекта права общей собственности. Неделимые вещи, естественно, используются как единое целое. Например, приобретенная в общую собственность двух или нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей сложная, дорогая техника используется каждым из сособственников определенное время в соответствии с долей в праве собственности. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования определяется соглашением между членами фермерского хозяйства.
2.2 Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
Земельные отношения, в том числе с участием граждан, ведущих крестьянское хозяйство, урегулированы земельным законодательством и иными нормативными правовыми актами. В основе регулирования земельных отношений лежат нормы Земельного кодекса Российской Федерации. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется, в том числе на основе Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". «При применении нормативных документов к конкретным отношениям по поводу земель сельскохозяйственного назначения следует учесть, что не только земельное законодательство, но и иные законодательные отрасли содержат в себе нормы, распространяющиеся на те или иные аспекты использования этих земель. Весьма существенную роль в реализации прав на земельные участки играют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации»1. Нормы конституционного, административного, гражданского, финансового и иных отраслей законодательства имеют немаловажное значение для определения прав на участки, в том числе и рассматриваемой категории земель.
Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Однако крестьянское фермерское хозяйство может быть создано и в границах поселения. В связи с этим для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть использованы и земли поселений. Однако основу деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства составляет все же использование земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ЗК РФ использование земель осуществляется в соответствии с их целевым назначением. В зависимости от целевого назначения земли Российской Федерации делятся на следующие категории (ст. 7 ЗК): 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В настоящее время правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - это целая система правовых норм, устанавливающих основы и порядок учета земель, контроля за их использованием, отношения по поводу охраны угодий, их использования и др.
Особое значение для регулирования использования земель имеют и акты аграрного законодательства, например Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель". Свое место в урегулировании оборота этой категории земель занимает и упомянутый ранее Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Специфику правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения составляет то, что особому правовому регулированию подвергаются различные виды сельскохозяйственной деятельности, а значит, и сопутствующие им формы использования земель. И это положение обязательно должны учитывать все субъекты землепользования. Так, например, Федеральным законом от 3 августа 1995 г. "О племенном животноводстве" (ст. 10) установлены основные положения по использованию земель для этого вида деятельности. При этом, в частности, устанавливается, что права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на земельных участках, предназначенных для целей племенного животноводства, определяются законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица, осуществляющие указанный вид деятельности, вправе пользоваться определенными сервитутами, а именно вправе в установленном порядке осуществлять прогон скота, проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу, осуществлять иные сервитуты.
Другим важным законом этого же ряда является Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель". Данным Законом регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Законом устанавливаются виды мелиорации, формы собственности на мелиоративные системы (при этом мелиоративные системы могут находиться в частной, муниципальной и государственной собственности), а также порядок проведения мелиоративной деятельности. Как было сказано выше, законодательство о мелиорации развивается и на уровне субъектов РФ.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Земельным кодексом установлено, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередач, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. «Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов. Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов»1. Ряд вопросов охраны сельскохозяйственных угодий решен Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Данным Законом определены основные права и обязанности собственников и пользователей земель сельскохозяйственного назначения, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в этой области. Так, этим Законом установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния, иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
2.3 Порядок предоставления земельных участков
Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Общие положения о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определены ст. 28 ЗК РФ, в соответствии с которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Следует обратить внимание на то, что в целях предоставления земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной собственности, формируются фонды перераспределения земель. Правовой режим таких фондов установлен ст. 80 ЗК РФ. Согласно этой статье в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
«Фонды перераспределения земель были созданы в России в самом начале современных реформ. В настоящее время правовой режим фондов пересмотрен»1. По своему назначению и составу фонд перераспределения земель - это особый фонд земель сельскохозяйственного назначения, по определенным в статье 80 ЗК РФ причинам не используемый по назначению и не предоставленный до определенного времени субъектам сельскохозяйственной деятельности. Земли фонда перераспределения земель согласно ст. 18 ЗК РФ отнесены к землям, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации. Земли из фонда предоставляются прежде всего субъектам земельных отношений. Предоставление земельных участков осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных ЗК для возникновения прав на землю. «Установление границ земельных участков и их кадастровый учет осуществляются в соответствии с Федеральными законами "О землеустройстве" и "О государственном земельном кадастре". В целом установление порядка предоставления земель крестьянского (фермерского) хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности означает, что на отношения по приобретению земельных участков крестьянскими хозяйствами из таких земель не распространяются нормы Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"»2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении. Данная обязанность органов государственной власти и местного самоуправления будет действовать в полной мере после разграничения государственной собственности на землю.
Статьей 34 ЗК РФ устанавливается следующий порядок предоставления участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ. До разграничения государственной собственности на землю согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации. Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности, наделен орган государственной исполнительной власти, осуществляющий управление и распоряжение федеральным имуществом. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в собственность частную. Оно (действие) является выражением воли собственника по отчуждению участка. При возмездном отчуждении - основанием для заключения договора. В заявлении о предоставлении земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 ст. 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Законодательство субъекта Российской Федерации устанавливает два параметра определения размера участков: минимальный размер участка сельскохозяйственного назначения в границах субъекта и критерии определения максимальных и минимальных площадей сельхозземель, которые могут находиться во владении одного гражданина, а также его родственников. Специальные требования к размеру и местоположению земельного участка обусловлены, как должно следовать из ее содержания, особенностями более рационального хозяйственного использования сельскохозяйственных земель, особенностями использования земель этой категории в конкретных регионах, а также намерением законодателя не допустить сосредоточения значительных площадей сельскохозяйственных угодий в руках ограниченного числа граждан. Чтобы установить, соответствуют ли размеры земельного участка требованиям законодательства, его границы и целевое назначение должны быть установлены в порядке, предусмотренном законом. Кроме того, размер земельного участка, его границы и местоположение являются основными параметрами, определяющими его как недвижимое имущество и объект оборота. Требования по установлению границ земельных участков определены Земельным кодексом РФ, а также законодательством о землеустройстве. Размер, так и целевое назначение земельного участка, а также иные его характеристики должны быть учтены как в Едином государственном реестре земель, утвержденном Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О Государственном земельном кадастре", так и в Едином государственном реестре прав на недвижимость, утвержденном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним".
Глава 3. Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства
В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства может быть названо банкротством неправосубъектного образования, несмотря на то что несостоятельным признается индивидуальный предприниматель - глава хозяйства. В конкурсную массу, формируемую после признания индивидуального предпринимателя - главы хозяйства банкротом, входит имущество, находящееся в общей собственности членов хозяйства, а именно: недвижимость, в том числе насаждения; хозяйственные и иные постройки; мелиоративные и другие сооружения; племенной, рабочий и молочный скот; птица; сельскохозяйственные и иные техника и оборудование; транспортные средства; инвентарь; другое имущество, приобретенное на общие средства членов хозяйства (т.е. являющееся общим имуществом). В конкурсную массу входят имущественные права, такие, как право аренды принадлежащего хозяйству земельного участка, на котором данное хозяйство осуществляет свою деятельность, права хозяйства как арендодателя и иные имущественные права, в частности исключительные права по лицензионным договорам, которые были заключены главой хозяйства как индивидуальным предпринимателем. Земельные участки могут отчуждаться, переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию в той мере и на тех условиях, которые определяются земельным законодательством. Из конкурсной массы исключается имущество, которое принадлежит каждому из членов хозяйства (включая главу) на праве собственности. Кроме того, из конкурсной массы исключается имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на иные доходы, нежели те, которые являлись общими средствами хозяйства. Представляется, что из конкурсной массы должны также исключаться вещи, изъятые из оборота, а также имущество, не принадлежащее членам хозяйства на праве собственности, включая право общей собственности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, не будучи субъектом гражданского права (юридическим лицом), является субъектом конкурсного права. Неплатежеспособность является критерием для признания банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
3.2 Порядок продажи имущества и имущественных прав
При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов. Арбитражный управляющий является субъектом, реализующим имущество хозяйства. Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку. Арбитражный управляющий при реализации имущества, а также имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции и владеющим земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости. В случае если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав.
3.3 Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. «Последствия признания банкротом главы крестьянского (фермерского) хозяйства практически не отличаются от последствий банкротства индивидуального предпринимателя: копия решения о признании должника банкротом направляется в орган, осуществивший регистрацию главы хозяйства в качестве предпринимателя; государственная регистрация в качестве предпринимателя главы хозяйства теряет силу»1. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Но не ясно то, теряют ли силу лицензии (если крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляло лицензируемые виды деятельности), и, главное, возможна ли регистрация того же субъекта в качестве предпринимателя в течение года? Последнее запрещено п. 2 ст. 216 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но, судя по всему, эта норма не подлежит применению, так как отношения урегулированы ст. 223 того же закона. Очевидно, Закон предоставляет главе хозяйства возможность сразу после банкротства осуществить новую регистрацию и продолжать деятельность.
Заключение
Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяет ряд признаков, характеризующих крестьянское (фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую форму ведения сельскохозяйственного производства: объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество (в том числе земельный участок) и ведущих совместную хозяйственную деятельность. Следует подчеркнуть то, что Закон о фермерском хозяйстве регулирует отношения именно семейных сельскохозяйственных объединений. Это отличает фермерское хозяйство от иных объединений, которые создаются в различных формах товариществ или акционерных обществ. Членом фермерского хозяйства может быть либо близкий родственник граждан, входящих в состав хозяйства, либо гражданин, не состоящий в родстве с главой фермерского хозяйства, при условии, что максимальное число таких граждан не будет превышено 5 человек. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться не только земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и могут быть использованы и земли поселений. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Правом на создание фермерского хозяйства обладают как российские, так и иностранные граждане и лица без гражданства. При этом ключевым требованием является наличие дееспособности у гражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства. Фермерское хозяйство прекращается, в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства. В качестве второго случая прекращения деятельности хозяйства выступает ситуация, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается также в случае, когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В состав имущества крестьянского хозяйства могут входить самые разные вещи, имущественные права, независимо от фактической их пригодности для использования в сельскохозяйственной деятельности. Соглашением между членами может быть установлен правовой режим общей долевой собственности на имущество хозяйства. Этим же соглашением должны быть установлены доли каждого из членов хозяйства.
В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов. С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Последствия признания банкротом главы крестьянского (фермерского) хозяйства практически не отличаются от последствий банкротства индивидуального предпринимателя.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Гражданский кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.03г. № 74 – ФЗ
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. № 127 –ФЗ
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.01 № 137 – ФЗ
Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.98 г. N 101-ФЗ
Федеральный закон "О мелиорации земель" от 10.01.96г. № 4 – ФЗ
Федеральный закон "О племенном животноводстве" от 03.08.95 г. № 123 – ФЗ
Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.02 г. № 101 – ФЗ
Нормативно – правовые акты, утратившие силу
Земельный кодекс утв. ВС РСФСР, 25.04.91 г.№ 1101–1
Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990 № 348 – 1
Периодические издания
«Неправомерные действия при банкротстве», Н. Лопашенко // «Законность, 1999, № 4
«Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности», О.А.Серова// «Российский судья», 2006, №2
«Наследование имущества в крестьянском (фермерском) хозяйстве», Ю.С. Харитонова// «Журнал Российского права, 2003, № 9
Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 22.11.1990, № 348-I
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве», А. П. Фоков // «Юрист», №8, 2003.
«Правовое регулирование имущественных отношений супругов», Е. Чефранова // «Российская юстиция», № 7, 1996.
«Право гражданина на землю для жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства», Ю.Г.Жариков // «Законодательство и экономика», № 5, 2005.
«Теоретические и практические проблемы распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой и совместной собственности», А.П. Фоков // «Арбитражный и гражданский процесс», №№ 10,11, 2003
«Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (Постатейный)», / под ред. Е.А. Галиновской,// «ЗАО Юстицинформ», 2007, - изд. 4, перераб. и доп.
«Неправомерные действия при банкротстве», Н. Лопашенко // «Законность, № 4, 1999.
1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности», О.А.Серова// «Российский судья», 2006, №2
2 «Наследование имущества в крестьянском (фермерском) хозяйстве», Ю.С. Харитонова// «Журнал Российского права, 2003, № 9
1 Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве",от 22.11.1990,№348-I
1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве», А. П. Фоков // «Юрист», №8, 2003.
1 «Правовое регулирование имущественных отношений супругов», Е. Чефранова // «Российская юстиция», № 7, 1996.
1 «Право гражданина на землю для жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства», Ю.Г.Жариков // «Законодательство и экономика», № 5, 2005.
1 «Право гражданина на землю для жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства», Ю.Г.Жариков // «Законодательство и экономика», № 5, 2005.
1 «Теоретические и практические проблемы распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой и совместной собственности», А.П. Фоков // «Арбитражный и гражданский процесс», №№ 10,11, 2003.
2 «Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (Постатейный)», / под ред. Е.А. Галиновской, изд. 4, перераб. и доп.// «ЗАО Юстицинформ», 2007.
1 «Неправомерные действия при банкротстве», Н. Лопашенко // «Законность, № 4, 1999.