Понятия, сущности, функционирования политических партий в зарубежных странах
Содержание
Введение
Глава 1. Политические партии: понятие, классификация и их конституционно-правовой статус
1.1 Понятие, сущность и функции политических партий
1.2 Социальная, политическая и организационная классификация партий
1.3 Институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус
Глава 2. Конституционные основы регулирования деятельности политических партий
Глава 3. Партийные системы зарубежных стран
Заключение
Список литературы
Введение
Первоначально политические партии в их современном понимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти стал заменяться демократическим народным представительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через выборных представителей.
Усложнение форм и методов деятельности политических партий и общественных организаций, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.
Речь идет прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. Длительное время это было вне пределов правового регулирования государства. Включение в конституцию статей об отдельных видах общественных объединений в условиях демократической государственности является признанием их важной роли в политической системе.
Политическая структура современного общества довольно сложна, ее составляет огромное количество взаимодействующих с государством общественных объединений.
С давних пор затруднительно было юридически оформить институт политической партии, так как по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и так далее, партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию . С принятием федерального закона "О политических партиях" в российском праве появилось юридическое понятие политической партии.
"Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления".
Целью настоящей работы является всестороннее исследование понятия, сущности, функционирования политических партий в зарубежных странах.
Для достижения данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить конституционно-правовой статус партий
Проанализировать виды политических партий. Выявить типологию политических партий и партийных систем
Рассмотреть правовое регулирование создания и деятельности политических партий в конституционном праве зарубежных странах и провести сравнительный анализ
Объект моего исследования – это конституционные правоотношения, регулирующие правовой статус и порядок деятельности политических партий, а предмет исследования – это конституционные нормы, закрепляющие эти правовые отношения.
Данная тема изучалась многими авторами под совершенно различными углами зрения(С.А.Авакьян, А.С.Автономов, С.Н.Бабурин, С.А.Боголюбов, М.В.Баглай, Н.А.Богданова, Н.С.Бондарь, Н.Т.Ведерников, О.Е.Кутафина, М.Дюверже, Е.А.Лукашева), но она все же требует дальнейшей, более подробной разработки.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, трех пунктов, заключения и библиографического списка.
Первая глава посвящена понятию политических партий как отдельного института политической системы, во второй главе я рассматриваю порядок деятельности политических партий, а в третьей подробно изучаются партийные системы в зарубежных странах.
Глава 1. Политические партии: понятие, классификация и их конституционно-правовой статус
1.1 Понятие, сущность и функции политических партий
Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", означающего "часть". Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Ряд определений явно смешивает функцию и сущность партии: говорят, например, что партия есть организация, стремящаяся к власти и т.д.
Определение должно раскрывать сущность партии и помогать прогнозировать ее будущее, ее сильные и слабые стороны. Поэтому можно дать следующее определение: политическая партия есть организация, соединяющая некоторые общественные движения и некоторые течения общественно-политической мысли. Иными словами, партия содержит, по крайней мере, три компонента: общественное движение, течение политической мысли, организацию. Вместе с тем партия является представительством определенных экономических, социальных, культурных и прочих интересов, но представительством на политическом уровне, т.е. на обобщенном и на общегосударственном. В этом отношении партия отличается от различных общественных организаций и движений, которые представляют частные, профессиональные, корпоративные, т.е. узкие интересы.
Партии существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние века, но, как правило, лишь там, где режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические признаки. Лишь при этих условиях партии могли выражать какие-либо социальные интересы В условиях же деспотических, абсолютистских, тоталитарных режимов существование нормальных партий невозможно; здесь формируются лишь неформально действующие группы влиятельных сановников, основанные на общности их личных (карьерных и т. п.) интересов.
Политические партии в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Первоначально в партии объединялись, с одной стороны, сторонники монарха и феодалов, а с другой – защитники равноправия и политической свободы. Впоследствии стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и региональных групп общества. С усилением классовой дифференциации, углублением социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких слоев общества роль партий возрастала, и они стали основным субъектом политики и необходимым элементом демократической государственности.
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.
В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия — региональные отделения — местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения.
1.2 Социальная, политическая и организационная классификация партий
Все политические партии принято классифицировать по социальному, политическому и организационному принципу. Критерий для классификации партий показывает, какие интересы партия выражает, какие цели ставит перед собой и обществом и какими политическими средствами их добивается.
Одну из попыток исторической периодизации форм партийной организации дал М. Вебер, который выделил три этапа: 1) период аристократических группировок; 2) эпоха политических клубов и 3) современный этап массовых партий.
В это же время появляются и марксистские варианты классификации политических партий на основе социально-классового признака. Например, В. И. Ленин в статье "Опыт классификации русских политических партий" (1906) подразделяет общероссийские партии на пять категорий: черносотенцев (мелкая буржуазия), октябристов (крупная буржуазия), кадетов (буржуазная интеллигенция), трудовиков (крестьянство) и социал-демократов (рабочие). Этот марксистско-ленинский подход был принят в отечественном обществознании в качестве официального в течение многих десятилетий.
Сейчас, по социальному критерию мы можем классифицировать партии следующим образом:
1) До XIX века (зависимость от таможенных пошлин): а) консервативные – отстаивали интересы национальных производителей; б) либеральные – отстаивали интересы потребителей.
2) С XIX века: а) социалистические партии – отражают интересы людей наемного труда и прежде всего рабочего класса. Подразделяются: коммунистические (экстремистское крыло рабочего движения), фашистские и НСП (ставка на насилие, национализм и т.д.), СД и СП Европы (реформистское крыло рабочего движения); б) конфессиональные политические партии – объединяют людей на основе общности веры (ХДПГ, ХС-ХДС (католики и евангелисты)); в) партии "зеленых" – решение экологических проблем.
Политическая классификация как таковая возникла из-за размещения партий послереволюционном парламенте Франции. По политическому признаку партии следует разделять на:
1) Правые – консерваторы, противники реформ (сидели по правую руку).
2) Левые – сторонники реформ, стремящиеся к переменам (сидели по левую руку).
3) Центристы – партия, выражающая интересы власти (в центре зала).
Иной вариант классификации партий был предложен французским политологом М. Дюверже в работе "Политические партии" (1951), который на основе организационного строения политических партий подразделяет их на два основных типа: "кадровые" и "массовые". Кадровыми партиями он именует организации, генетически возникавшие вместе с парламентскими выборами в виде избирательных комитетов. В них нет строгого, постоянного членства и статуса индивидуальных участников, а также централизованной структуры, хотя при этом основные рычаги контролируются влиятельными партийными боссами (консервативные партии в англо-саксонских странах).
Массовые партии связаны с возникновением системы всеобщего избирательного права и рабочих, социалистических организаций (например, социал-демократических партий) в XIX веке. Они достаточно централизованы, опираются на иерархическую структуру местных организаций и финансирование из членских взносов.
1.3 Институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус
Конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жизни, ныне же регулирование их статуса образует полноценный конституционно-правовой институт.
Принципы представительности и выборности представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти, по самой логике вещей, поставили вопрос об инструментах и средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех ныне индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии. Важно учесть формирование не только идеи партии как инструмента реализации политического процесса, но и идеи партии как законной оппозиции.
Под институционализацией политических партий мы понимаем процесс превращения их в политико-правовой институт путем правового регулирования комплекса отношений, связанных с созданием, деятельностью и ликвидацией политических партий.
Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:
понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
условий и порядка создания и прекращения политических партий;
требований к идеологии и программным положениям партий;
требований к их организационному строению и порядку деятельности;
финансово-экономической базы партий;
взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод, что политические партии – это активная группа единомышленников, преследующая общую цель – получение политического контроля над государством, стремящаяся к институциализации как отдельный институт политической системы.
Глава 2. Конституционные основы регулирования деятельности политических партий
Вопрос о конституционализации политических партий, о придании им статуса конституционного института остается дискуссионным в западной политической и юридической литературе. Главный из аргументов состоит в том, что партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека - свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Другой довольно распространенный аргумент - конституционное признание политических партий означает включение их в сферу государственности.
Указанные аргументы нельзя признать полностью состоятельными. Конечно, "любое правовое регулирование партий, в том числе и конституционное, является в определенной мере ограничением свободы объединения. Но эта свобода не может быть абсолютной, как желалось бы сторонникам радикального либерализма. Придание партиям конституционного статуса призвано ввести их деятельность в правовые рамки (что необходимо, учитывая ту роль, которую они играют в политической жизни современного государства), предотвратить использование свободы объединения в ущерб демократии".
Почти все принятые после второй мировой войны демократические конституции содержат в том или ином объеме положения о политических партиях. Сегодня уже ни одна из вновь принимаемых конституций не обходит партии своим вниманием. При этом на уровне конституции, разумеется, фиксируются лишь главные, принципиальные особенности правового статуса политических партий.
Во-первых, конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни. Важнейшей их функцией признается участие в подготовке и проведении выборов, содействие формированию воли избирателей. "Партии содействуют формированию воли народа" — сказано, например, в п. 1 ст. 21 Основного закона Германии. Впрочем, некоторые конституции ставят вопрос шире, трактуя партии как "основной элемент политической Деятельности" (ст. 6 Конституции Испании), фиксируя, что партии "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции). Последнее юридически легализует не только предвыборную активность партий, но и их повседневную работу, в том числе в государственных органах.
Во-вторых, конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий, как важнейшего критерия демократии. Более того, органы конституционного надзора ряда стран (Верховный суд США в 1968 г., Конституционный совет Франции в 1971 г.) в своих решениях специально подчеркивали, что свобода партийной деятельности является одной из "наиболее ценных свобод" западного общества.
В-третьих, конституция недвусмысленно формулирует условия, при которых политические партии могут пользоваться правом на свободную деятельность, т. е. фиксирует пределы пользования свободой. Другими словами, конституционно декларируемая свобода партийной деятельности отнюдь не абсолютна. Правящие круги зарубежных стран сделали необходимые выводы из уроков истории, создав правовые преграды на пути радикальных и экстремистских сил. В большинстве случаев закон прямо запрещает объединения тайного или военного характера, использующие подрывные методы борьбы, а также организации открыто фашистского толка (ст. 18 Конституции Италии, ст. 22 Конституции Испании, ст. 46 Конституции Португалии, § 14 гл. 2 Акта "Форма правления" Швеции). Причем, что особенно важно, конституция, ставя во главу угла интересы демократии, не допускает произвольные действия властей в отношении ни к одной политической партии.
Исходные конституционные нормы, предопределяющие общую направленность институциализации политических партий, развиваются и конкретизируются в рамках органического(законы о выборах, регламенты палат парламента и др.) и текущего законодательства.
Обратимся к конкретным примерам конституционно-правового регулирования статуса политических партий и сравним их.
В Конституции Японии о политических партиях специально не говорится; в части первой ст.21 установлено лишь: "Гарантируется свобода собраний и объединений... ". А вот Основной закон ФРГ в ст.9 особо говорит об объединениях (союзах и обществах) и в ст.21 о политических партиях. Согласно ч.1 ст.21, "партии участвуют в формировании политической воли народа. Они основываются свободно. Их внутренний строй должен соответствовать демократическим принципам. Они должны публично давать отчет о происхождении и использовании своих средств, а также о своем имуществе".
В этих положениях просматривается стремление избежать повторения недавнего прошлого. Этим же продиктовано и содержание ч.2 данной статьи Основного закона: "Партии, которые по своим целям или по поведению своих сторонников стремятся нанести ущерб основам свободного демократического строя или устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, противоконституционны. Этот вопрос решается Федеральным конституционным судом".
Заслуживают внимания в данной связи положения ст.11 болгарской Конституции, которая гласит:
"1. Политическая жизнь в Республике Болгарии основывается на принципе политического плюрализма.
2. Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться в качестве государственной.
3. Партии содействуют формированию и выражению политической воли граждан. Порядок образования и прекращения политических партий, а также условия их деятельности, регулируются законом.
4. Не могут образовываться политические партии на этнической, расовой или вероисповедной основе, а также партии, которые ставят своей целью насильственный захват государственной власти".
Представляет значительный интерес и конституционное положение коммунистических партий. Во многих странах - как "социалистических" (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Куба, где эти партии сохраняют свою руководящую роль), так и несоциалистических - они действуют открыто и свободно. В ФРГ в 1956 г. Федеральный Конституционный Суд признал, что Компартия Германии (КПГ) по ее идеологии, признающей насильственную революцию, диктатуру пролетариата и т.п., является противоконституционной, и запретил ее. Вскоре активистами КПГ была создана новая Германская компартия, программа и устав которой не содержали антидемократических положений.
В некоторых восточноевропейских странах (например, в Болгарии, Хорватии) законодательство о политических партиях предписывает создавать партийные структуры только по территориальному принципу, фактически запрещая тем самым создание их по производственному принципу, то есть по месту работы. В западных же странах нет обычно препятствий для создания партийных организаций по производственному принципу.
Законодательно определяется порядок использования политическими партиями радио и телевидения, причем приоритет отдается ведущим партиям (Великобритания, Германия, Франция, Индия).
В качестве примера законодательного регулирования статуса политических партий приведу относящиеся к нему положения (ст. 19-73) Мексиканского Федерального закона о политических организациях и избирательном процессе 1977 года.
Закон устанавливает, что граждане могут свободно организовываться в национальные политические партии и национальные политические ассоциации. Национальные политические партии - основная форма политической организации. Они способствуют объединению политической воли народа и путем участия в выборах содействуют установлению национального представительства. Их деятельность направлена на: I) обеспечение общественной активности и демократического участия граждан, П) повышение идеологического уровня своих членов, III) координацию политической деятельности в соответствии со своими принципами и программами, IV) проведение дискуссий по вопросам, представляющим общий интерес, и обсуждений национальных задач для установления постоянных связей между общественным мнением и публичными властями. Национальные политические партии выражают публичный интерес и, будучи зарегистрированы, пользуются правами юридического лица.
Если организация желает учредиться как национальная политическая партия, она обязана иметь декларацию принципов, программу действий и устав. В декларации должны содержаться: обязательство соблюдать Конституцию и вытекающие из нее законы и нормы, идеологические основы в политической, экономической и социальной областях, обязательство не попадать в зависимость от международных организаций и иностранных учреждений или политических партий, обязательство действовать мирными средствами и демократическим путем. Программа действий должна включать меры по реализации принципов и достижению целей и политические предложения по решению национальных проблем, а также методы идеологического руководства членами партии, их политического образования и привлечения их к участию в выборах.
Национальная политическая партия регистрируется Федеральной избирательной комиссией в одном из выбранных партией порядков: а) учреждения и окончательной регистрации или б) условной регистрации до результатов выборов.
Для учреждения партия должна иметь не менее, чем по 3 тыс. членов в половине федеральных единиц или по 300 членов в половине из 300 избирательных округов по выборам в нижнюю палату парламента. Общее число членов должно быть не менее 65 тыс. На собраниях в федеральных единицах или в избирательных округах должны быть одобрены документы, о которых речь шла выше. После этого производится регистрация.
Для условной же регистрации партия должна подтвердить, что имеет вышеуказанные документы, что представляет направление общественного мнения, выражая политическую идеологию, характерную для какой-либо из общественных сил, составляющих национальное сообщество (подтверждается партийными публикациями), и что на протяжении предшествующих четырех лет осуществляла политическую деятельность или в течение года была национальной политической ассоциацией. Если на предстоящих выборах такая партия получит не менее 1,5% голосов, она регистрируется окончательно; если же нет, то утрачивает условную регистрацию.
Возможно слияние партий и объединение их с национальными политическими ассоциациями.
Закон устанавливает права и обязанности политических партий, в том числе исключительные права: постоянный доступ на радио и телевидение, средства для публикации изданий, минимальные средства на избирательную кампанию, освобождение от налогов и сборов, почтово-телеграфные льготы.
Политические партии и ассоциации могут образовывать союзы, фронты и избирательные коалиции.
Основы регулирования политических партий прописаны в конституциях разных стран. Конечно в каждой стране это различный правовой статус, но важным критерием демократического режима является такие принципы как, свобода объединения, выражение воли народа – эти критерии так или иначе встречаются во всех рассмотренных мной демократических конституциях. В Конституциях многих стран немаловажным остается критерий не абсолютной свободы партий, государство оставляет за собой право контроля.
Глава 3. Партийные системы зарубежных стран
Партийные системы – это политический институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между партиями и государством, а с другой – взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.
Примерно в двух десятках развивающихся стран легальные политические партии отсутствуют. Это прежде всего феодально-монархические государства, где ранее политических партий не было и их создание запрещено законом. Таковы, например, Бутан, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. В тех же странах, где существуют политические партии и соответственно партийные системы, последние можно классифицировать по следующим основным видам: многопартийные системы, системы фиксированного числа партий(двухпартийные) и однопартийные.
Однопартийная система существует в странах, где одной партии принадлежит монополия на власть (Габон, Заир, Камерун, КНДР). Верховенство такой партии прямо или косвенно подтверждается нормой конституции (ст. 5 Конституции Республики Куба). Приоритетное положение одной партии обеспечивается также отсутствием официальной оппозиции. Так, в КНР существует более десяти политических партий, но все они – лишь продолжение Компартии Китая, ее периферийные организации.
Двухпартийная система отличается монопольным господством на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из них в определенный период времени является правящей, другая – оппозиционной. Классическими образцами в этом отношении являются двухпартийная система США, где более 100 лет монопольно господствуют две партии – республиканская и демократическая (хотя там действуют также социалистическая, либеральная, конституционная национал-социалистическая). В Великобритании роль главной оппозиционной партии институционализирована: она считается оппозицией ее величества, а лидер даже получает жалованье из казны. Подобная система действует также в ряде стран, бывших некогда британскими колониями.
Многопартийные системы могут быть плюралистическими (без монопольно господствующей партии) или с монопольно господствующей партией. В первом случае ни одна партия не может располагать абсолютным большинством в парламенте и в силу этого вынуждена идти на разного рода политические союзы для создания коалиционного (смешанного) правительства (Италия, Израиль, Бельгия, Дания, Нидерланды, ФРГ). Во втором случае абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит одной партии, которая получает право формировать однопартийное правительство (в Мексике – Институционно-революционной партии, во Франции – Социалистической партии до 1986г.).
В редких случаях (Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство. Как правило, в случаях с большим количеством партий ни одна из них не способна захватить власть, и они вынуждены работать вместе, формируя коалиционные правительства. Классическим примером является политическая система республики Ирландия.
Заключение
В данной курсовой работе я попыталась раскрыть тему "Регламентация правового статуса и порядка деятельности политических партий в зарубежных странах". Подводя итог моей работе, нужно сказать, что возрастание роли политических партий неизбежно приводит к возникновению такого института политической системы. Прежде, государство, как правило, вмешивалось во внутренние дела политических партий, теперь же статус партий прописан в конституции, и государство лишь регламентирует их деятельность. Степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах, хотя и имеют общие черты. Я рассмотрела это на примере различных стран. Это можно объяснить тем, что у каждого государства — свой путь развития. Говорить о партийной системе и партиях в той или иной стране — значит определить место и роль партий в общественно-политической системе, их функции, социальный состав и электорат, их организационную структуру.
В демократических странах при сравнении заметны общие принципы и критерии регулирования деятельности политических партий, возможна многопартийность, выражение воли народа и другое (Италия, Бельгия, ФРГ). В антидемократических странах существует лишь жесткая линия одной партии, которая выражает не волю народа, а лишь интересы правящей структуры. (Габон, Заир, Камерун, КНДР).
Закрепление режима политических партий в конституции не может являться ограничением свобод, это необходимая регуляция деятельности партий. Так, на примере Мексиканского Федерального закона о политических организациях, мы видим, что закон устанавливает свободу граждан создавать партии и вступать в уже созданные, так же в данном законодательном акте прописаны правила создания и регистрации партии. Подобную структуру имеет большинство демократических стран. В антидемократических же мы наблюдаем главенство единственной партии и невозможно создание других политических организаций.
Правовой статус политических партий должен был четко регламентирован, чтобы не возникало непреодолимых барьеров для их деятельности и не существовало неразрешимых вопросов. Без решения этих задач действия политиков на различных направлениях будут малоплодотворными, следовательно, не будут в полном объеме реализованы политические права граждан. Процесс детализации правового статуса, его развитие сегодня – важный шаг для становления и характерная тенденция для многих зарубежных стран.
Список литературы
Федеральный закон "О политических партиях" принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01 - ст.3 // Российская газета. - 2001. – 14 июля.
Мексиканский Федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе, от 1977 года
Конституция республики Болгария, от 13.07.1991
Конституция ФРГ, от 23 мая 1949 года
Конституция Японии от 03.05.1947
Баглай М.В. Конституционное право Зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.-М. Норма-Инфра-М, 2005.
Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. – М.: Форум, 1988.
Дегтярев А. Основы политической теории. – М., 2002
В.В.Маклаков. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/ 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Белые львы, 2008.
Страшун Б.А. "Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Москва, 2000 Т.1-2