Общие положения о гражданском праве
Общие положения о гражданском праве
Предмет и метод гражданского права. Понятие гражданского права
Предмет гражданского права. Гражданское право Республики Беларусь – часть системы ее права. Как известно, вся совокупность норм права, составляющих эту систему, делится на части (отрасли) по предмету правового регулирования, т.е. по предмету отрасли права. Предметом каждой отрасли права предопределяется и присущий ей метод правового регулирования.
В теории права исходят из того, что предметом права являются общественные отношения данного общества, а предметом отрасли права является их определенная группа.
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом (предмет гражданского права) определен ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем ГК). Анализ правил этой статьи дает основания выделить три группы общественных отношений, составляющих предмет гражданского права:
а) имущественные отношения;
б) связанные с имущественными личные неимущественные отношения;
в) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений (отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ).
Следует сразу отметить, что далеко не все имущественные отношения регулируются гражданским правом. Многие из имущественных отношений регулируются нормами других отраслей права, в частности, земельного, трудового, семейного, административного права.
Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, являются товарно-денежными, стоимостными. Субъектами имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть как граждане, так и юридические лица, а также государство и административно-территориальные единицы. В число этих субъектов входят также иностранные граждане и организации, находящиеся в Республике Беларусь.
Имущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, характеризуются следующими особенностями: а) их участники выступают как собственники принадлежащего каждому из них имущества или как лица, в хозяйственное ведение или в оперативное управление (о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления см. гл. 20 ГК) которых передано определенное имущество, а не в качестве органов государственного управления; б) их участники действуют как самостоятельные и равноправные лица, которые самостоятельно в пределах, предоставленных им законодательством распоряжаются принадлежащим им имуществом; в) эти отношения, как правило, являются возмездными. Возмездность имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, не означает, что товары, услуги и иные материальные ценности реализуются обязательно на эквивалентных началах. В силу ряда экономических условий цены на многие товары и услуги складываются со значительными отклонениями от их стоимости. Но возмездные, хотя и неэквивалентные отношения являются товарно-денежными отношениями.
Гражданское право регулирует не только возмездные, но и основанные на равенстве участников безвозмездные имущественные отношения. Таковы отношения, по которым один участник передает другому в безвозмездное временное пользование имущество, предоставляет беспроцентный заем, дарит вещь, выполняет поручение без вознаграждения, бесплатно хранит чужие вещи и т.д. Безвозмездные имущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством, встречаются между гражданами, между организациями, между ними и гражданами (напр., библиотеки безвозмездно предоставляют гражданам в пользование книги, предприятия транспорта бесплатно перевозят пассажиров некоторых категорий).
Предметом гражданского права являются и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу нематериальных духовных благ, обладание которыми влияет на социальную оценку гражданина или организации. К ним относятся, во-первых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными; во-вторых, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. В группу личных неимущественных отношений, связанных с имущественными, входят отношения по поводу авторства на произведения науки, литературы или искусства, на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральной микросхемы, селекционного достижения) и иные результаты интеллектуальной деятельности. Спор об авторстве не является спором об имуществе, хотя вознаграждение за использование достижений автора выплачивается ему. Такой спор может возникнуть и в случае, когда имущественные права автора не нарушены. Так, допускается использование изданного произведения другими лицами без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого использовано в форме цитат в учебных изданиях, научных и критических работах в объеме, обусловленном целью издания. В случае такого использования опубликованного произведения автора без указания имени автора последний праве требовать установления авторства в судебном порядке.
Гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения. Таковы, например, отношения, возникающие в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации гражданина или юридического лица, т.е. с такими благами, которые не могут быть отделены от личности.
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений и его существенные особенности
Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности1. Каждой отрасли права присущ свой метод правового регулирования общественных отношений, определяемый спецификой ее предмета. Метод правового регулирования – это система свойственной данной отрасли права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений2.
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется тремя существенными особенностями.
Во-первых, ему свойственно такое положение субъектов гражданско-правовых отношений, при котором они выступают как самостоятельные носители имущественных прав и обязанностей, и это внешне проявляется в их юридическом равенстве: «субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений» (абз. 4 ч. 2 ст. 2 ГК). В отличие от участников государственно-правовых, административно-правовых, финансово-правовых и некоторых других отношений, ни один из субъектов гражданско-правовых отношений не осуществляет функций власти по отношению к другому. Они обладают полным юридическим равенством и строят свои отношения, как правило, на основе договоров и других волевых актов.
Во-вторых, участники гражданско-правовых отношений обладают автономией воли. «Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора» (ч. 3 ст. 2 ГК), а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (абз. 6 ч. 2 ст. 2 ГК).
В-третьих, гражданско-правовой метод характеризуется наличием в гражданском праве значительного числа диспозитивных норм: благодаря этому участники гражданско-правовых отношений в ряде случаев имеют право урегулировать свое поведение иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права. Так, согласно ч. 1 ст. 224 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Участники договора вправе установить, что право собственности на отчуждаемую вещь возникает у приобретателя с момента заключения договора или с иного момента.
В-четвертых, характерной особенностью гражданско-правового метода является особый порядок защиты гражданских прав. Суть этого порядка сводится к тому, что гражданские права защищаются судом, хозяйственным судом, третейским судом обычно по инициативе лица, права которого нарушены, но допускается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства (ст. 13 ГК).
В-пятых, специфическими являются и способы защиты гражданских прав (ст. 13 ГК). Основным из них является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а если оно не возможно – возмещение убытков (ст. 14 ГК). Этот способ защиты гражданских прав вытекает из самой сущности гражданско-правовых отношений, их товарно-денежного характера и стоимостной формы.
Понятие гражданского права
Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства имущественные товарно-денежные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения.
Принципы гражданского права
Слово «принцип» (от латинского principium – начало, основа), которое применяется к гражданскому праву, означает основные исходные положения, присущие всем его нормам или многим его институтам.
В ст. 2 ГК нашли законодательное закрепление важнейшие принципы гражданского права Республики Беларусь. Это означает, что они могут быть непосредственно применены в случаях, когда в гражданском законодательстве не обнаружены нормы права, регулирующие соответствующие имущественные или личные неимущественные отношения и необходимо применить аналогию права. Правда, в ст. 2 ГК названы некоторые принципы, присущие всем отраслям права Республики Беларусь, а не только гражданскому праву. В частности, всей системе права Республики Беларусь присущи принципы, вытекающие из Конституции Республики Беларусь: верховенство права, социальной направленности регулирования экономической деятельности, приоритета общественных интересов.
К основным принципам гражданского права относятся:
– принцип равенства участников гражданских правоотношений;
– принцип неприкосновенности собственности;
– принцип свободы договора;
– принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений;
– принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
– принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;
– принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
– принцип диспозитивности.
Система гражданского права
Под системой права понимают его внутреннее строение, структуру. Она не является результатом произвольного решения законодателя, а предопределена общественными отношениями в данном обществе и государстве. Система права состоит из определенных частей, именуемых отраслями права, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии.
Каждая из отраслей права имеет свою систему, состоящую из следующих структурных подразделений: правовых норм, институтов и подотраслей.
Исторически в гражданском праве сложились две системы его формулирования. При первой из них – институциональной системе гражданско-правовые нормы распределяются по трем разделам: лица, собственность, способы приобретения собственности. При второй – пандектной системе выделяют общие вопросы гражданского права и особенную часть, которая включает специальную проблематику гражданского права.
Гражданское право Республики Беларусь восприняло пандентную систему. Такая систематизация норм гражданского права имеет неоспоримые преимущества. В общей части содержатся общие предписания о предмете гражданского права, его принципах, составе гражданского законодательства, действии его норм во времени и по аналогии, основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществлении и защите гражданских прав, лицах (физических и юридических), объектах гражданского права, сделках, представительстве и исковой давности.
Особенная часть гражданского права включает отдельные виды обязательств (этот раздел наиболее обширен ввиду разнообразия договорных обязательств), авторское и патентное право, наследственное право.
Такое построение системы гражданского права позволяет вынести в Общую часть правовые предписания общего характера и не повторять их в Особенной части. Однако в соответствии с общепринятыми правилами толкования правовых норм при применении норм Особенной части необходимо учитывать действие положений ее Общей части, например, правила об исковой давности, представительстве и др.
Понятие и виды источников гражданского права. Система гражданского законодательства
Исторически к основным источникам гражданского права относят нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент.
Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. «Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение»3. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в совокупности образуют систему гражданского законодательства.
Система гражданского законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.
Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:
законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
распоряжения Президента Республики Беларусь;
постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;
акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;
акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия законодательства республики4.
Определяя формальные границы гражданского законодательства, следует также иметь в виду что, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 1998 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров»5 и ГК (ст. 6), частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства являются общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.
Таким образом, в состав гражданского законодательства включены три группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь.
В системе гражданско-правовых нормативных актов объективно главенствующее место занимает Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.)6 Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 137 Конституции). В случае расхождения нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь, действует Конституция.
Положения Конституции Республики Беларусь развиваются и детализируются в иных актах гражданского законодательства перечисленных в ст. 3 ГК.
Вопрос об иерархической соподчиненности актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Так как ввиду многочисленности нормативных правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники встречаются ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.
Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст. 137 Конституции Республики Беларусь, ст. 3 ГК и ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Все акты гражданского законодательства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов. На второй ступени иерархической лестницы расположен Гражданский кодекс, который имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Третью ступень занимают иные кодексы, содержащие нормы гражданского права (напр., Кодекс о браке и семье, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс о земле и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Четвертую позицию занимают гражданско-правовые законы.
Положение декретов и указов Президента Республики Беларусь в иерархии нормативных правовых актов зависит от вида декрета и указа. Если декрет или указ Президента Республики Беларусь издан в соответствии с полномочиями, предоставленными ему на их издание законом (ч. 1, 2 ст. 101 Конституции Республики Беларусь), декрет и указ должны соответствовать Гражданскому кодексу или другому закону. В случае коллизии ГК или другой закон будут иметь верховенство над декретом или указом.
Если же полномочия на издания декрета или указа не были представлены законом и они приняты в соответствии с требованиями ст. 85 и ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь верховенство над Гражданским кодексом и законом будут иметь декрет или указ. В данном случае, при наличии расхождения декрета или указа с кодексом или другим законом, должны применяться декрет или указ «как акты более высокой юридической силы по отношению к Кодексу или другому закону независимо от даты вступления в силу указа или декрета – до вступления в силу Кодекса или после»7.
Подзаконное положение занимают постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, иные акты законодательства.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. Нижнюю ступень в иерархии актов гражданского законодательства занимают акты местных органов управления и самоуправления.
Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт – Гражданский кодекс Республики Беларусь (принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г., подписан Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г., введен в действие с 1 июля 1999 г. (ст. 1136 ГК), за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Так, глава 4 «Юридические лица» вступила в силу со дня официального опубликования, то есть с 5 марта 1999 г.).
Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, регулируются кодифицированными актами: Жилищным кодексом Республики Беларусь от 22 марта 1999 г.8, Кодексом о браке и семье от 9 июня 1999 г.9, Кодексом о земле от 4 января 1999 г.10, Воздушным кодексом от 11 января 1999 г.11, Кодексом торгового мореплавания от 15 ноября 1999 г.12, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001 г.13, Банковским кодексом Республики Беларусь от 25.10.200014 и т.д. Так, Кодекс о земле помимо прочих регулирует отношения, возникающие при осуществлении права частной собственности на землю, при наследовании земли, совершении сделок с землей и т.д. Отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения, регулируются Жилищном кодексом Республики Беларусь (ст. 642 ГК). Вместе с тем ГК содержит ряд норм, регулирующих семейные, земельные, трудовые отношения. Так, ст. ст. 32–34 ГК содержат правила об опеке и попечительстве над детьми. В статьях главы 17 ГК регулируются отношения о вещных правах на землю. Нормы гл. 58 ГК в том числе регулируют отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК к семейным, трудовым, земельным отношениям, отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам отношений, регулируемых гражданским законодательствам, гражданское законодательство применяется только в случаях, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.
1 Большой энциклопедический словарь. Изд. Второе, переработанное и дополненное. Главный редактор А.М.Прохоров. – М., 1998. – С.724.
2 В литературе высказаны и иные мнения о понятии метода правового регулирования (см. об этом: Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. – Свердловск. – 1972. – С.64).
3 См. ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136.
4 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 42. – 2/36.
5 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. – № 29-30. – Ст.469.
6 В дальнейшем изложении – Конституция Республики Беларусь.
7 О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 10. – 6/210.
8 Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1999. – № 15. – Ст.318.
9 Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1999. – № 23. – Ст.419.
10 Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1999. – № 15. – Ст.316.
11 Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1999. – № 15. – Ст.317.
12 Национальный реестр правовых актов. – 1999. – № 90. – 2/96.
13 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №62, 2/780
14 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 2000 г., №31, ст.455